8 класс биология конспект желудок

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Познакомить учащихся с особенностями строения же­лудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойства­ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рас­смотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудоч­ной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисун­ками, данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нуж­ную информацию; логически мыслить; выполнять несложные экс­перименты, делать предположения и выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ

Цели: познакомить учащихся с особенностями строения же лудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойства ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рас смотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудоч ной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисун ками, данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нуж ную информацию; логически мыслить; выполнять несложные экс перименты, делать предположения и выводы.

Оборудование: модель торса человека; таблица «Схема строения органов пищеварения»; пробирки; водяная баня; желудоч ный сок; хлопья белка куриного яйца, полученные при кипячении 1/2 белка куриного яйца в 0,5 л воды.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Выполнение задания 123 в рабочей тетради.

— Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке цифрами:

2. Выполнение задания 125 в рабочей тетради.

— Рассмотрите рисунок с изображением зубов. Напишите из на звания. Укажите функции зубов.

4,5,6- коренные зубы; растирают, перемалывают пищу.

Кроме указанных функций, у человека зубы участвуют в члено раздельной речи, придавая своеобразную окраску отдельным звукам.

3. Выполнение задания 126 в рабочей тетради.

— Что происходит с пищей в ротовой полости?

(В ротовой полости пища измельчается, перетирается и сма чивается слюной, под действием ферментов слюны частично расщепляется (крахмал расщепляется до глюкозы), опробывается на качество (температура, вкус и т. д.), перемешивается и пере двигается в глотку для глотания.)

4. Выполнение задания 127 в рабочей тетради.

— Почему слюнные железы относятся к железам внешней сек реции? Каковы функции слюнных желез?

(Слюнные железы относятся к железам внешней секреции, так как имеют протоки и выделяют свой секрет (слюну) в полость рта.

5. Выполнение задания 128 в рабочей тетради.

III. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом и
рисунками, данными в учебнике на с. 156-158.

2. Составление таблицы в ходе обсуждения изученного.

Название отдела пищеварительной трубки

Процессы, происходящие в них

• по форме похож на большую грушу

• слизистая имеет много складок

• в слизистой распо ложено 35 млн желез

• за сутки выделяет 2 л желудочного сока

• желудочный сок = со ляная кислота + слизь + ферменты

• под действием соля ной кислоты гибнут микробы

• слизь защищает сли зистую желудка от ме ханических, химиче ских и прочих повреж дений

• под действием фер ментов расщепляются белки

• всасываются: алко голь, минеральные со ли, вода, аминокисло ты, глюкоза

• начальная часть называется двена дцатиперстной

• слизистая оболоч ка тонкой кишки имеет множество сладок и покрыта бесчисленными ворсинками

• в ней пища подверга ется действию сока поджелудочной желе зы, желчи и кишечного сока

• ферменты двенадца типерстной кишки рас щепляют белки, жиры и углеводы

• желчь усиливает дей ствие ферментов

• процессы пищеваре ния в тонкой кишке состоят из трех этапов:

1) полостное пищева-
рение;

2) пристеночное пище-
варение;

• в толстой кишке скап ливаются остатки непе реваренной пищи, кото рые могут здесь нахо диться 12-20 часов

• за 12-20 часов под действием бактерий происходит расщепле ние клетчатки

• вода всасывается в кровь

3.Заслушивание сообщения на тему «Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения».

Печень расположена в брюшной полости под диафрагмой справа.

Воротная вена собирает кровь из всех непарных органов брюшной полости (желудка и кишок, поджелудочной железы, се лезенки и большого сальника).

В печени вырабатывается желчь, которая по пузырному прото ку попадает в двенадцатиперстную кишку. Образование желчи в клетках печени осуществляется непрерывно, однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-Ю минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. В отсутствие про цесса пищеварения желчь накапливается в желчном пузыре. Су точное количество выделяющейся у взрослого человека желчи со ставляет около 1 л.

Выделение желчи в кишку регулируется нервным и гумораль ным механизмами. Характер выделения желчи на различные пище вые вещества напоминает выделение поджелудочного сока, т. е. зависит от поступления в двенадцатиперстную кишку желудочного сока и соляной кислоты.

Значение желчи в процессе пищеварения многообразно. Она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров.

При мясной и жировой пище выделение желчи увеличивается, при голодании уменьшается. Желчь усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.

Образование желчи в клетках печени составляет лишь неболь шую долю ее общей роли в организации обмена белков, углеводов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ, жиров.

Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень. Вредные или ядовитые вещества, которые могут попасть в кишеч ник с пищей, всасываются через ворсинки в кровь. Эти вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и выводятся вместе с желчью в кишечник. В этом состоит барьерная роль печени.

Вопросы для слушателей:

4. Лабораторная работа «Цветные реакции на белок». Вступительное слово учителя.

(четвертичная, третичная, вторичная) деформируются, разрушают ся и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природ ной структуры белка называется денатурацией. Степень денатура ции белка зависит от интенсивности воздействия и может быть об ратимой и необратимой.

Белки отличаются друг от друга по легкости денатурации. Де натурация яичного белка происходит при температуре 60-70 °С, а сократительный белок мышц денатурирует при температуре 40-45 °С.

Многие белки денатурируют от действия ничтожных концен траций химических веществ, а некоторые от незначительных хими ческих воздействий.

Цель работы: изучить качественные реакции на белок.

Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).

Читайте также:  Как лечить запор в пожилом возрасте

1) Биурепювая реакция, К 4-5 мл раствора белка прилейте столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте 1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидкости в красно-фиолетовый цвет.

2) Какую связь обнаруживает эта реакция?

3) Ксаптопротеиновая реакция. К 2—3 мл раствора белка прилейте несколько капель концентрированной азотной кислоты подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Прибавьте к раствору несколько капель раствора аммиака белок окрасится в оранжевый цвет.

Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитро вание бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция

характерна для группировки атомов — С — N —, которая называ ется пептидной связью. За счет пептидной связи образуется пер вичная структура белка.

5.Лабораторная работа «Пищеварение в желудке».

Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и хо лодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.

Реактивы и материалы: 10 %-ный раствор NaOH, лак мусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.

1) Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.

2) Пронумеруйте четыре пробирки.

6. Повторите опыт, изменяя:

а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);

Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:

Действие желудочного сока на белок

Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые со единения.

Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные орга нические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.

6. Заслушивание сообщения на тему «Нервные и гу моральные воздействия на секрецию желез».

Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было из вестно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.

Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.

Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы про исходит при участии коры полушарий головного мозга.

Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах

возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам же лудка, поддерживая их деятельность.

В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.

Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставля ются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).

Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в же лудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.

Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.

Вопросы для слушателей:

3) Как осуществляется гуморальное воздействие на сокотделение?

IV. Закрепление знаний.

III группа работает с заданиями рубрики «Какие утверждения верны» на с. 160 учебника.

Верные утверждения указаны на с. 161 учебника.

IV группа работает с заданиями рубрики «Подумайте» на с. 161 учебника.

Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стенки самого желудка не повреждаются?

От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.

V группа работает с заданиями рубрики «Выберите пра вильный ответ» на с. 161 учебника.

Задание на дом : изучить текст и рисунки в учебнике на с. 156— 159; в рабочей тетради выполнить задания 130-136; желающие го товят сообщения на темы «Значение кулинарной обработки пищи», «Режим питания», «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление умений и навыков учащихся по теме. Показать роль пищеварения в организме человека. Воспитывать бережное отношение к с.

Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление умений и навыков учащихся по теме. Показать роль пищеварения в организме человека. Воспитывать бережное отношен.

Конспект к уроку биологии в 8 классе.

Конспект к уроку биологии в 8 классе.

Презентация к уроку биологии 8 класс.

Презентация по биологии на тему «Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения» для 8 классов. Презентация рассчитана на 2 урока.

Презентация к уроку биологии в 8 классе раскрывает особенности строения пищеварительной системы и пищеварения в желудке и кишечнике.

Источник

Конспект урока «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке (8 класс)

Подойдёт и взрослым и детям

Тема урока: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: Образовательные

Продолжить формировать понятие «фермент», «субстрат».

Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.

Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием

Показать практическую направленность полученных знаний

Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания

Оборудование к уроку: иллюстрации, проектор, ноутбук, макеты желудка

Организационная часть — 2—3 мин.

Актуализация опорных знаний – 8 мин

Сообщение новых знаний — 15-18мин.

Закрепление знаний — 5-10 мин.

Сообщение задания на дом — 3—4 мин.

Завершение урока — 1—2 мин.

Актуализация опорных знаний

Задание-2 Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.

глицерин, жирные кислоты

Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движения мышц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.

Читайте также:  Давящая боль в желудке что это может быть

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.

Пока пища находится в желудке, мышечные стенки его напряжены и производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В желудке накапливается лишь твердая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нем. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его. Молоко, хоть и жидкость задерживается в желудке. Под действием желудочного сока оно створаживается, и начинается его переваривание.

В желудке хорошо всасываются минеральные соли, вода, эмульгированные жиры, алкоголь.

2. Постановка проблемного вопроса.

Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?

Как это можно исследовать?

3. Выполнение демонстрационной работы «Действие желудочного сока на белок» (Интернет –лаборатория)

Центральное звено пищеварительного тракта – 12ПК. Здесь происходит переваривание и всасывание части органических веществ, образуются гормоны, участвующие в регуляции пищеварения. В полость 12ПК открываются протоки двух крупных желез – печени и поджелудочной. Поджелудочная железа вырабатывает самый активный пищеварительный сок – поджелудочный. Он содержит фермент ТРИПСИН и другие ферменты, под действием которых белки, жиры и сложные углеводы распадаются до веществ, способных всасываться в кровь. Печень вырабатывает желчь – зеленовато-желтую жидкость горького вкуса. Желчь непрерывно образуется в печени и накапливается в желчном пузыре. Из желчного пузыря она выделяется, когда в кишечник из желудка поступает пища. Её действие направлено на расщепление жиров, которые распадаются на мелкие капельки(эмульгируются), что делает возможным их расщепление ферментами.

IV. Общие выводы урока

В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую, каши, на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.

Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.

Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).

В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.

Отделение сока в ответ на вид и запах пищи предшествует процессу еды и носит условно-рефлекторный характер («запальный сок»).

Отделение желудочного сока в ответ на механические раздражения стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.

Химические вещества (вторая фаза) — мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствует усиленному сокоотделению, некоторые продукты, например, жиры наоборот, тормозят сокоотделение.

Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке

Центральный участок пищеварительного канала — двенадцатиперстная кишка, в которой пища, поступающая из желудка, подвергается обработке тремя пищеварительными соками: поджелудочным, желчью и кишечным.

Когда пищевые массы не поступают из желудка, содержимое двенадцатиперстной кишки имеет слабощелочную реакцию (в среднем рН 7,2-8,0). При поступлении кислых пищеварительных масс из желудка содержимое двенадцатиперстной кишки становится кислым до момента нейтрализации его щелочными соками, ступающими в кишку; рН в двенадцатиперстной кишке человека колеблется от 4,0 до 8,5.

Функции пищеварительных желез, выделяющих пищеварительные соки в двенадцатиперстную кишку, также тесно связаны и обусловлены пищеварением в желудке.

. Выберите правильные высказывания:

Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *

Желчь вырабатывается железами желудка.

Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *

Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *

Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*

В желудке кишке кислая среда.*

Ферменты- это биологические катализаторы.*

Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *

1. Фермент, расщепляющий белки.

2. Заболевание, при котором происходит усиленное образование кишечных газов, нарушение всасывания воды в толстой кишке, снижение эффективности пищеварения.

3. Биологические катализаторы.

4. Начальная часть тонкой кишки.

5. Вещество, на которое действует фермент.

6. Палочки, находящиеся в тонкой и толстой кишке.

7. Оболочка, сокращение которой способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию её желудочным соком.

8. Секрет железы, который защищает стенки желудка.

10. Отдел пищеварительного канала, куда попадает сформировавшийся пищевой комок.

11. Фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

12. Кислота, создающая среду для работы фермента, и уничтожающая многие вредные микроорганизмы.

13. Самая широкая часть пищеварительного канала.

14. Зеленовато-жёлтая жидкость горького вкуса. Под её воздействием жиры распадаются на мельчайшие капельки.

Источник

Урок в 8 классе Пищеварение в желудке
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Тема : Пищеварение в желудке

Цель: Изучение процессов пищеварения в желудке.

Задачи:

Тип урока: комбинированный, с лабораторной работой «Воздействие желудочного сока на белки»

Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы для обучающихся, информационные листы для работы в группах, компьютерная презентация, оборудование и вещества для лабораторной работы (пробирки, химические стаканы, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин), холодная и горячая вода), инструкции к лабораторной работе

Проверка домашнего задания: Активация познавательной деятельности:

1.Сопоставьте левую и правую часть задания или расшифровать загадочные числа

Температура менее 50градусов

А. выделяется за сутки слюны

В. количество зубов

Д. температура пищи

Е. выделяет и потребляет человек

Ответ:1-а, 2-в, 3-б, 4-г, 5-д, 6-е.

1л банка( выделяется за сутки слюны

32 шт ( количество зубов)

25см ( длина пищевод

3пары желез( слюнных)

Температура менее 50градусов ( температура пищи)

1,7 – 2, 2 л воды ( выделяет и потребляет человек)

3.Какие железы находятся в ротовой полости и какова их функция?

Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне и какие вещества расщепляет? (фермент амилаза, расщепляет углеводы)

2. Изучение новой темы:

Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:

Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок.

Верно, речь пойдёт о желудке.

Тема урока Пищеварение в желудке.(записывают тему урока)

Какую задачу мы поставим на уроке?

Проблема :Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?

Сегодня у нас групповая работа.

Разделяемся на 3 группы. Каждая группа выполняет задание.

Перед вами есть приложении № 1,2,3 и рабочий лист. Работаем на рабочих листах, подписываем.

Приступаем выполнении заданий.

ЗАДАНИЕ №1 ГРУППЫ

Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.

Отчет: Мы изучали строение желудка, при изучении мы узнали, что желудок-это….

Отчет групп (сопровождается показом презентаций)

-Слово предоставляем группе № 1.

ЗАДАНИЕ №2 ГРУППЫ

Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.

Читайте также:  Желудок не болит а когда нажимаешь больно

1.Расскажите о составе желудочного сока.

Отчёт: 1.Мы изучали состав желудочного сока, при изучении мы узнали, что в состав желудочного сока входят…

Отчет групп. (сопровождается показом слайдов)

-Слово предоставляем группе № 2.

ЗАДАНИЕ №3 ГРУППЫ

Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.

(углеводы, белки, жиры)

Отчёт: Изучив, пищеварение в желудке мы выяснили …

Теперь практическая часть нашего урока.

ТБ: Работаем по инструкции, очень аккуратно т.к. посуда стеклянная. Растворы пробовать на вкус нельзя. Соблюдаем температуру горячей воды не более 40 градусов. Аккуратно работаем с горячей водой. Растворы на стол не выливать.

Выполняем лабораторную работу «Воздействие желудочного сока на белки»

Цель: исследовать действие желудочного сока на белок.

Внимательно читаем приложение №3 и выполняем работу наблюдения и выводы фиксируем в таблицу.

Воздействие желудочного сока на белки

Первую работу показываю демонстративно.

Заранее приготовила раствор взвеси белка. Дальше работаем самостоятельно

Действие желудочного сока на белок

Давайте подведем итог лабораторной работы..

Сделайте вывод о действии желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок? Зачитайте выводы

5. Рефлексия.

-Подводим итог нашей совместной работы, что вы узнали сегодня нового?

А) Фронтальный опрос:

1. Какое строение имеет желудок?

2.Какую функцию выполняет внутренний железистый эпителиальный слой желудка?

3. Какое значение имеет соляная кислота?

4. Какую функцию выполняет мышечный слой стенки желудка?

Б) 1. Что на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего?

Мне больше всего запомнилось.

2. Было ли что-то новое на уроке, чему вы были удивлены?

3. Мы с вами ответили на проблемный вопрос урока?

Возвратимся к проблеме урока

Уч-ся комментирует проблему урока: Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?

Известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал:

«Человек по своему неблагоразумию в еде, питье умирает, не дожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»

Для дом задания &32 изучить стр 166-167, ответить на вопросы (вопросы на обратной стороне рабочего листа)

На выбор : каждый себе выберет 1 задание

Выставление оценок

— Урок окончен. Спасибо за работу (———)

Влияние ферментов желудочного сока на белок куриного яйца

Белок куриного яйца+ нагревание

При нагревании происходит разрушение белка

белок ку-
риного яйца + 1 мл
желудочного сока +
+ (t выше 37 oС)

Наблюдаем
растворение
хлопьев белка
под действием
желудочного
сока. Содержимое ста­ло прозрачным

белок ку-
риного яйца + 1 мл
желудочного сока +
+ лед (t ниже 37 oС

Раствор мутный. Никаких
изменений
в пробирке не
наблюдается

Фермент желу-
дочного сока
(пепсин) теряет
свою активность
при низкой тем-
пературе

белок ку-
риного яйца + 1 мл
желудочного сока +
+ 3 капли 0,5%
NaОН + (t = 37 oС)

Никаких
изменений
в пробирке не
наблюдается

Раствор гидрокси-
да натрия NаОН
нейтрализует
0,5% соляную
кислоту, поэтому
фермент теряет
свою активность

Вывод :

1)Желудочный сок действует при температуре 37-39 градусов. При повышении температуры (кипячении) белок свертывается.

2)Ферменты желудочного сока расщепляют белки.

фермент желудочного сока (пепсин) действует на белки при определенных условиях: t=37 o С и кислая реакция среды.
Если эти условия не соблюдаются, фермент теряет свою активность.

Информацию взять из информационного листа приложение 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

ЗАДАНИЕ №1 ГРУППЫ

Изучите приложение 1, выполните задание:

Отчет: Мы изучали строение желудка, при изучении мы узнали, что желудок-это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

. ЗАДАНИЕ №2 ГРУППЫ

Изучите приложение 1, выполните задание:

1.Расскажите о составе желудочного сока.

Отчёт: 1.Мы изучали состав желудочного сока, при изучении мы узнали, что в состав желудочного сока входят ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №3 ГРУППЫ

Изучите приложение 1, выполните задание:

(углеводы, белки, жиры)

Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки»

Действие желудочного сока на белок

раствор белка+ желудочный сок

Низкая температура(холодная вода) t-

раствор белка+ желудочный сок

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Поставь по порядку. – глотка, – печень, – ротовая полость, – желудок, – желчный пузырь, – толстый кишечник, – поджелудочная железа, – тонкий кишечник, – пищевод, – прямая кишка – двенадцатиперстная кишка, – аппендикс. 1 – ротовая полость, 2 – глотка, 3 –пищевод, 4 – желудок, 5 –двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 –желчный пузырь, 8 –поджелудочная железа, 9 –тонкий кишечник, 10 – толстый кишечник, 11 –аппендикс, 12 –прямая кишка

Слюнные железы Какие железы находятся в ротовой полости и какова их функция? Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне и какие вещества расщепляет? 1 2 3 Фермент амилаза, расщепляет углеводы

Пищеварение в желудке

Проблема : Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?

Изучение новой темы : 1. групповая работа с инструктивными картами 2. Обсуждение нового материала 3. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки»

Строение желудка Сфинктер (выходное отверстие) Продольные мышцы Круговые мышцы Косые мышцы дно тело привратник Входное отверстие Большая кривизна Малая кривизна №1 ГРУППА:

Трубчатая железа слизистой оболочки № 2 ГРУППА : Состав желудочного сока

№ 3 группа: Свойства желудочного сока Органические вещества Вода Соляная к ислота 0,5 % Фермент пепсин Слизь Растворяет вещества желудочного сока Убивает вредные микроорганизмы, повышает активность ферментов Участвует в расщеплении белков Предохраняет стенки желудка от переваривания и воздействия соляной кислоты Неорганические вещества

Что расщепляется? До каких веществ? Среда Температура Фермент Белки Полипептидов Кислая Тела (37-39) Пепсин Химозин Жиры До глицерина и жирных кислот Щелочная Тела (37-39) Липаза

ТБ при выполнении лабораторной работы

ХОД РАБОТЫ Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка. (работу показывает учитель демонстративно) Возьмите три пробирки, налейте в них по 1 мл желудочного сока. Добавьте в пробирки взвесь белка, разбавленную чистой водой. Первую поместите в стакан с холодной водой (с льдом), вторую – с теплой (: t выше37 o С) на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду, в третью добавить 1 мл 5% раствора гидроксида натрия ( NaOH ). Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения? Результаты эксперимента оформите в виде таблицы:

6. Результаты эксперимента оформите в виде таблицы: Пробирка Условия Что наблюдали Объяснение увиденного 1 2 3. 4

пробирка Условия опыта Наблюдения Вывод из опыта №1 Белок куриного яйца+ нагревание Свертывание белка При нагревании происходит разрушение белка №2 белок ку- риного яйца + 1 мл желудочного сока + + (t выше 37 oС ) Наблюдаем растворение хлопьев белка под действием желудочного сока. Содержимое ста­ло прозрачным Желудочный сок расщепляет белки

Источник

Правильные рекомендации