Анкета на тему язвенная болезнь желудка

Опросник к заболеваниям желудка и двенадцатиперстной кишки

1. Ощущаете ли вы «тяжесть в желудке», тяготит ли вас что-нибудь в нем?

2. Случается ли так, что вы чего-то «не перевариваете»? Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно своего заболевания? Что это за пословицы?

3. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

4. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

5. Регулярно ли вы принимаете назначенные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

6. Не «уязвляют» ли вас коллеги, начальство, подчиненные? По какому поводу?

7. «Грызет» ли вас разочарование в вашей профессии, например пренебрежение к вам или несправедливое игнорирование?

8. Считаете ли вы атмосферу у себя на работе «отвратительной», «тошнотворной», но не решаетесь при этом что-то сказать?

9. Бывает ли так, что вы «не перевариваете» то, что сделал ваш партнер или кто-то еще из близких?

10. Уделяете ли вы достаточно времени еде и питью, или на это «не стоит тратить времени»?

11. Является ли для вас трапеза также возможностью общения, беседы или вы все «проглатываете» в одиночестве?

12. Можете ли вы открыто выражать свои чувства? Или вы «перевариваете» их в себе, «проглатываете» их?

13. Смотрите ли вы в будущее с сомнением и тревогой?

14. Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?

15. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Язвенный колит и болезнь Крона

способность реагировать на перегрузки и конфликты своим кишечником и избавляться от них тем же способом, что и от пищи.

Поговорки и народная мудрость:наложить в штаны от страха; дрожать от страха; дрейфить; получить нагоняй; покончить, разделаться с чем-либо; отпустить на все четыре стороны. Богатство или деньги и кал часто вместе упоминаются в разговорной речи: «золотарь», «деньги не пахнут»; увидеть во сне дерьмо — к деньгам.

Расстройства и физиология.Кишечник реагирует на эмоциональное состояние очень чувствительно. В состоянии психофизического расслабления кишка выглядит обычно бледной, при этом она слабо кровоснабжается, мало перистальти-рует, секреция пищеварительных ферментов снижена. При душевном напряжении кровоснабжение резко возрастает, то же происходит и с перистальтикой, и с секрецией. Активная перистальтика оказывает изгоняющий эффект и приводит в результате к поносу.

Пациент с болезнью Кронаперерабатывает свои конфликты преимущественно в сфере тело/ощущения. Тем самым он старается избежать конфликтной для него сферы контактов. Часто мы встречаем нервозного, нетерпеливого, сверхчувствительного и легко ранимого человека, чья способность расслабиться и наслаждаться блокирована. В сфере разум/деятельность он склонен к поведению с элементами навязчивостей и ярко выраженным самоконтролем. Его профессиональные достижения тесно связаны с его отношением к сфере контактов. Он стремится к тесному общению с узким кругом людей, желая близости, признания и защищенности; с другой стороны, он хотел бы остаться независимым, поскольку очень тесная близость кажется ему угрожающей. Сфера фантазии характеризуется прежде всего социальными ожиданиями и страхами. Установки к процессу пищеварения и дефекации формируются решающим образом уже в раннем детстве. Воспитанный в стремлении к чистоплотности, ребенок учится контролировать свои отправления, т. е. сдерживаться и опорожнять кишечник в одно и то же время.

При психотерапевтической работе с больными язвенным колитомотмечается обычно крайняя выраженность вторичных актуальных способностей при ограниченных и недостаточно

_______________________Желудочно-кишечные заболевания

развитых первичных способностях. В семьях этих больных особо ценятся аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, послушание, трудолюбие, деятельность, обязательность, справедливость, вежливость. Постоянно сталкиваешься с концепциями типа «каково на дому, таково и самому», «точность — вежливость королей», «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» и др. Внешние контакты, расширение горизонтов и поездки обычно отвергаются под девизом «всего милей родимый дом». Вследствие амбивалентного отношения к родителям, прежде всего к матери, которое заключается в конфликтности процесса привязанность/отделение, недостаточно развиты первичные способности доверие, вера, надежда, контакты и сексуальность, однако, заложенные в каждом человеке, они могут быть перестроены.

Если с точки зрения психологии интерпретировать понос при болезни Крона, то это значит, что у больного человека часто бывают проблемы с распределением времени. Часто встречаются люди, которые так же, как и их пищеварительная система, уделяют недостаточно времени тому, чтобы анализировать, дифференцировать и спокойно воспринимать. Вместо этого они очень торопятся сделать выводы: «время — деньги». Пищеварение означает также способность выводить из организма ненужные вещества. С этой точки зрения частый стул и понос при болезни Крона могут рассматриваться как символическая попытка избавиться от чего-то, что не имеет большой ценности для больного, что несет опасность и тревогу (что-то, что нельзя «переварить»).

Источник

Язвенная болезнь


АНКЕТА ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

Две язвы во многом похожи друг на друга. Их объединяют:

Тем не менее, одну язву с другой не спутать. Вот их основные отличия:

Язва желудка Язва двенадцатиперстной кишки
Боль через 0,5 – 2 часа после еды Боль до еды или через 2–2,5 часа после нее
Еда не помогает От еды становится лучше
Рвота характерна Рвота бывает редко
Аппетит средний или плохой, вес обычно ниже нормы Аппетит хороший, иногда полнота

ПОСОБНИКИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ХЕЛИКОБАКТЕР?

Десятилетиями считалось: язва – это следствие стрессов, помноженных на погрешности в питании, и наследственность плюс курение и алкоголь. Новый взгляд на причины язвенной болезни пришло с открытием бактерии хеликобактер пилори (helicobacter pylori). Микроб прекрасно себя чувствует в месте, где другие собратья не выживали, – внутри желудка, в растворе соляной кислоты. Вдобавок он обнаружился у людей, страдавших гастритом и раком желудка. С тех пор кислотолюбивая бактерия считается причиной этих болезней желудочно-кишечного тракта.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

В покорении южноамериканских индейцев союзником конкистадоров была язвенная болезнь, считают ученые из Университета Сент-Луиса в США. 500 лет назад испанцы в своих желудках привезли в Америку вид хеликобактера, к которому у местного населения не было устойчивости. Еще одно открытие: американские и европейские бактерии одинаковы, а азиатские резко от них отличаются. Различия не только в свойствах микроорганизмов, но и в животных, от которых человек когда-то давно их получил. В Азии это были кошки и свиньи, а в Европе мыши.

Особые приметы хеликобактера:

* устойчив во внешней среде и в кислоте желудочного сока;
* мгновенно погибает при кипячении;
* путь передачи – пищевой, водный и контактно-бытовой (например, поцелуи).

Конечно, «голая» бактерия так же беззащитна перед соляной кислотой, как и другие. Но хеликобактер хитер – он защищается от переваривания, укрывшись под слизью, как в скафандре, и прочно прикрепившись к клеткам оболочки желудка или двенадцатиперстной кишки. Так он ждет, пока стресс, неправильное питание или другой вредный фактор не повредят слизистую оболочку. Теперь хеликобактер может начать разрушительную работу.

Впрочем, не все ученые считают эту бактерию главной причиной язвы. На то есть основания. Ведь уже 20 лет в лечении язвы используют противомикробные препараты, но что-то результаты лучше не стали. К тому же хеликобактер может оказаться одной из бактерий, которые испокон веку живут в желудочно-кишечном тракте и никоим образом человеку не вредят.

ПО ВСЕМ ФРОНТАМ

Пока ученые спорят, врачи лечат. Они справедливо полагают, что вновь выявленную язву важно как можно скорее начать лечить, причем бить нужно по всем фронтам. В этом случае после 6–8 недель медикаментозной терапии обычно удается добиться стойкого эффекта. Лечение идет по трем направлениям:

ПОД СКАЛЬПЕЛЕМ

Но в серьезных случаях этих мер мало. При кровотечениях у больного нарастает слабость (вплоть до потери сознания), появляются холодный липкий пот, рвота, учащенное сердцебиение. Для прободения язвы характерна сильная («кинжальная») боль в животе, содержимое пищеварительного органа разливается по внутренностям, начинается воспаление. В таком тяжелом состоянии человек попадает прямиком на операционный стол.

БОЛЕЗНЬ ОТ ЛЕКАРСТВ

Бесконтрольный прием некоторых лекарств тоже чреват язвой. В опасный список входят:
• аспирин (особенно вредно пить его до еды; малые дозы так же опасны, как и большие);
• нестероидные противовоспалительные препараты;
• антикоагулянты, понижающие свертывающую способность крови;
• глюкокортикоиды – гормональные средства, аналогичные гормонам надпочечников.

Раньше, когда операции по поводу язвенной болезни были плановыми, пациенту делали резекцию желудка или двенадцатиперстной кишки: удаляли вместе с язвой половину или чуть больше больного органа. Конечно, в дальнейшем у прооперированного появлялась масса ограничений. Ему требовались щадящий режим и специальное диетическое питание. Сегодня такую операцию проводят только по особым показаниям, например, при гигантской язве (более 3 см в диаметре) или перерождении ее в злокачественную опухоль.

В наши дни пациент с язвенной болезнью попадает на операционный стол, как правило, в экстренных случаях. При прободении желудочной или дуоденальной (двенадцатиперстной кишки) язвы делают ушивание: «зашивают» образовавшуюся дыру и санируют брюшную полость. В современных медицинских центрах такую операцию производят лапароскопически – через несколько проколов в брюшной стенке.

При дуоденальных кровотечениях выполняют ваготомию с пилоропластикой – операцию, в ходе которой пересекают блуждающие нервы, благодаря чему сокращается выработка соляной кислоты, и реконструируют выходной отдел желудка (для улучшения эвакуации желудочного содержимого после ваготомии). Таким образом важный пищеварительный орган сохраняется, а язва лишается постоянной «подпитки» в виде соляной кислоты и рубцуется. Данная операция также выполняется лапароскопически.

Ваготомию проводят и планово, не дожидаясь экстренной ситуации. В этом случае вероятность послеоперационных осложнений и рецидива болезни значительно сокращается, да и пациент, который находится в удовлетворительном состоянии, легче переносит хирургическое вмешательство. Больных выписывают из стационара в зависимости от вида выполненной операции через неделю или 14 дней, а работоспособность восстанавливается через 1–1,5 месяца.

Эффективность лапароскопической ваготомии при точном соблюдении всех методик и технических аспектов операции – 97–98%, то есть рецидив после нее возможен всего в 2–3% случаев.

Совсем недавно появились новые методы профилактики и лечения язвы.
Например, итальянские иммунологи создали вакцину из ослабленного хеликобактера, которая «обучает» организм бороться с настоящей бактерией. А зарубцовывают язву лазеротерапией. Эндоскоп снабжают лазером, и луч заживляет язву. Этот эффективный метод часто выручает в случаях, когда язва устойчива к лекарственной терапии.

ДИЕТА

Людям с язвенной болезнью нужно есть хотя бы 4 раза в день и немного на ночь. Отдавайте предпочтение отварным мясу и рыбе, яйцам всмятку, молоку и молочным продуктам. Овощи лучше есть отварные, тушеные, в виде пюре, парового суфле, запеканки. Полезны каши, кисели, муссы, желе, печеные яблоки, минеральная щелочная вода без газа (типа «Боржоми»). Разрешаются макаронные изделия, черствый белый хлеб.

Всегда держать себя в черном теле язвеннику необязательно. В период ремиссии не исключается и праздничный стол.

А вот продукты, раздражающие слизистую желудка и возбуждающие секрецию соляной кислоты, лучше ограничить: крепкие мясные, рыбные и грибные бульоны, копчености и консервы, приправы, специи, лук, чеснок, соленья и маринады, цитрусовые, черный хлеб, выпечку, газированную фруктовую воду, кофе, крепкий чай.

Источник

Опросник на язву желудка

1. Ощущаете ли вы «тяжесть в желудке», тяготит ли вас что-нибудь в нем?

2. Случается ли так, что вы чего-то «не перевариваете»? Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно своего заболевания? Что это за пословицы?

3. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

4. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

5. Регулярно ли вы принимаете назначенные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

6. Не «уязвляют» ли вас коллеги, начальство, подчиненные? По какому поводу?

7. «Грызет» ли вас разочарование в вашей профессии, например пренебрежение к вам или несправедливое игнорирование?

8. Считаете ли вы атмосферу у себя на работе «отвратительной», «тошнотворной», но не решаетесь при этом что-то сказать?

9. Бывает ли так, что вы «не перевариваете» то, что сделал ваш партнер или кто-то еще из близких?

10. Уделяете ли вы достаточно времени еде и питью, или на это «не стоит тратить времени»?

11. Является ли для вас трапеза также возможностью общения, беседы или вы все «проглатываете» в одиночестве?

12. Можете ли вы открыто выражать свои чувства? Или вы «перевариваете» их в себе, «проглатываете» их?

13. Смотрите ли вы в будущее с сомнением и тревогой?

14. Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?

15. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Язвенный колит и болезнь Крона

способность реагировать на перегрузки и конфликты своим кишечником и избавляться от них тем же способом, что и от пищи.

Поговорки и народная мудрость:наложить в штаны от страха; дрожать от страха; дрейфить; получить нагоняй; покончить, разделаться с чем-либо; отпустить на все четыре стороны. Богатство или деньги и кал часто вместе упоминаются в разговорной речи: «золотарь», «деньги не пахнут»; увидеть во сне дерьмо — к деньгам.

Расстройства и физиология.Кишечник реагирует на эмоциональное состояние очень чувствительно. В состоянии психофизического расслабления кишка выглядит обычно бледной, при этом она слабо кровоснабжается, мало перистальти-рует, секреция пищеварительных ферментов снижена. При душевном напряжении кровоснабжение резко возрастает, то же происходит и с перистальтикой, и с секрецией. Активная перистальтика оказывает изгоняющий эффект и приводит в результате к поносу.

Пациент с болезнью Кронаперерабатывает свои конфликты преимущественно в сфере тело/ощущения. Тем самым он старается избежать конфликтной для него сферы контактов. Часто мы встречаем нервозного, нетерпеливого, сверхчувствительного и легко ранимого человека, чья способность расслабиться и наслаждаться блокирована. В сфере разум/деятельность он склонен к поведению с элементами навязчивостей и ярко выраженным самоконтролем. Его профессиональные достижения тесно связаны с его отношением к сфере контактов. Он стремится к тесному общению с узким кругом людей, желая близости, признания и защищенности; с другой стороны, он хотел бы остаться независимым, поскольку очень тесная близость кажется ему угрожающей. Сфера фантазии характеризуется прежде всего социальными ожиданиями и страхами. Установки к процессу пищеварения и дефекации формируются решающим образом уже в раннем детстве. Воспитанный в стремлении к чистоплотности, ребенок учится контролировать свои отправления, т. е. сдерживаться и опорожнять кишечник в одно и то же время.

При психотерапевтической работе с больными язвенным колитомотмечается обычно крайняя выраженность вторичных актуальных способностей при ограниченных и недостаточно

_______________________Желудочно-кишечные заболевания

развитых первичных способностях. В семьях этих больных особо ценятся аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, послушание, трудолюбие, деятельность, обязательность, справедливость, вежливость. Постоянно сталкиваешься с концепциями типа «каково на дому, таково и самому», «точность — вежливость королей», «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» и др. Внешние контакты, расширение горизонтов и поездки обычно отвергаются под девизом «всего милей родимый дом». Вследствие амбивалентного отношения к родителям, прежде всего к матери, которое заключается в конфликтности процесса привязанность/отделение, недостаточно развиты первичные способности доверие, вера, надежда, контакты и сексуальность, однако, заложенные в каждом человеке, они могут быть перестроены.

Если с точки зрения психологии интерпретировать понос при болезни Крона, то это значит, что у больного человека часто бывают проблемы с распределением времени. Часто встречаются люди, которые так же, как и их пищеварительная система, уделяют недостаточно времени тому, чтобы анализировать, дифференцировать и спокойно воспринимать. Вместо этого они очень торопятся сделать выводы: «время — деньги». Пищеварение означает также способность выводить из организма ненужные вещества. С этой точки зрения частый стул и понос при болезни Крона могут рассматриваться как символическая попытка избавиться от чего-то, что не имеет большой ценности для больного, что несет опасность и тревогу (что-то, что нельзя «переварить»).

Работа над курсовой работой проводилась на базе ГБУЗ «БРБ» во втором терапевтическом отделении, с 15 октября по 3 декабря 2015 года.

На первом этапе исследования, в соответствии с поставленными целью и задачами нами было проведено анонимное анкетирование пациентов с язвенной болезнью в возрасте от 20 до 65 лет, группа анкетируемых составила 15 человек. С целью получения достоверных результатов по изучению эффективности профилактической работы мы разработали анкеты для обучающейся группы пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки (приложение — анкета 1.). Анкетирование проводилось на начальном этапе с целью выявления начального уровня информированности пациентов о своем заболевании, принципах диетотерапии и лечения, факторах риска развития язвенной болезни, профилактики осложнений. Повторная оценка уровня знаний пациентов оценивалась с помощью анкетирования на завершающем этапе работы по выявлению изменения отношения пациентов к факторам риска язвенной болезни.

Под нашим наблюдением находилось 15 пациентов больных язвенной болезнью желудка и ДПК, с наследственной предрасположенностью и без нее. Согласно поставленным задачам и цели исследования нами проведен детальный анализ значимых факторов риска согласно классификации, с учетом возраста, пола, длительности заболевания, особенностей питания, наличия вредных привычек. При сборе анамнеза обращали внимание на наличие наследственной отягощенности, т.е. наличие язвенной болезни среди членов семьи пациентов.

При составлении анкет нами были использованы вопросы тестового типа. При анализе анкет пациентов мы использовали метод группировки.

Проведя анкетирование, мы выявили, степень информированности пациентов, находящихся на стационарном лечении о своем заболевании (таблица 1).

Таблица 1. — Выявление первичного уровня информированности пациентов

Знают о влиянии вредных привычек на заболевание

Источник

Анкета на тему язвенная болезнь желудка

Работа над курсовой работой проводилась на базе ГБУЗ «БРБ» во втором терапевтическом отделении, с 15 октября по 3 декабря 2015 года.

На первом этапе исследования, в соответствии с поставленными целью и задачами нами было проведено анонимное анкетирование пациентов с язвенной болезнью в возрасте от 20 до 65 лет, группа анкетируемых составила 15 человек. С целью получения достоверных результатов по изучению эффективности профилактической работы мы разработали анкеты для обучающейся группы пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки (приложение – анкета 1.). Анкетирование проводилось на начальном этапе с целью выявления начального уровня информированности пациентов о своем заболевании, принципах диетотерапии и лечения, факторах риска развития язвенной болезни, профилактики осложнений. Повторная оценка уровня знаний пациентов оценивалась с помощью анкетирования на завершающем этапе работы по выявлению изменения отношения пациентов к факторам риска язвенной болезни.

Под нашим наблюдением находилось 15 пациентов больных язвенной болезнью желудка и ДПК, с наследственной предрасположенностью и без нее. Согласно поставленным задачам и цели исследования нами проведен детальный анализ значимых факторов риска согласно классификации, с учетом возраста, пола, длительности заболевания, особенностей питания, наличия вредных привычек. При сборе анамнеза обращали внимание на наличие наследственной отягощенности, т.е. наличие язвенной болезни среди членов семьи пациентов.

При составлении анкет нами были использованы вопросы тестового типа. При анализе анкет пациентов мы использовали метод группировки.

Проведя анкетирование, мы выявили, степень информированности пациентов, находящихся на стационарном лечении о своем заболевании (таблица 1).

Таблица 1. – Выявление первичного уровня информированности пациентов

Знают о влиянии вредных привычек на заболевание

Имеют высшее образование

Часто употребляют алкогольные напитки

Знают о необходимости соблюдения диеты, кратности приема пищи

Соблюдают диету (не употребляют острую, жирную, жареную пищу)

Соблюдают кратность приема пищи (5-6 раз в день маленькими порциями)

Часто подвергаются эмоциональному напряжению, стрессовым ситуациям

Знают о противохеликобактерной терапии

Знают названия назначенных препаратов, механизм их действия

Соблюдают кратность приема препаратов

Знают, что делать в случае обострения заболевания

Имеют отягощенную наследственность

Проанкетировано 15 человек. Распределение по возрасту показывает, что чаще страдают язвенной болезнью люди молодого и среднего возраста. (таблица 2).

Таблица 2 – Распределение анкетирования по возрасту и полу

Распределение проанкетированных нами пациентов по полу таково: мужчин – 12 человек (80%), женщин – 3 человек (20%) Отмечается, что мужчины страдают язвенной болезнью чаще, чем женщины. (Диаграмма 1).

Диаграмма 1 – Распределение проанкетированных по полу.

По итогам анкетирования нами выявлено, что 13 человек (86%) знают, что курение является одним из факторов, влияющих на кислотообразование в желудке, а остальные пациенты не учитывают роль этого фактора в развитии обострений и соответственно осложнений. Курят 9 (60%) из числа анкетированных (диаграмма 2, 3). При оценке взаимосвязи между курением и социальным статусом, а также образованием определено, что чем выше образование и социальный статус, тем реже наши пациенты курят.( Диаграмма 2,3)

Диаграмма 2 – Знание о влиянии курения. Диаграмма 3 – Курение пациентов.

По итогам анкетирования нами выявлено, что все 15 человек (100%) знают о влиянии употребления алкоголя на развитие осложнений при ЯБ, но, тем не менее, 6 человек (40%) часто употребляют алкоголь (диаграмм 4,5).

Диаграмма 4 – Знание о влиянии алкоголя Диаграмма 5 – Употребление алкоголя

На основании данных анкетирования нами определено, что 15 человек (100%) знают особенности питания при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, но только 5 (33 %) человек ответственно подходят к соблюдению рекомендаций по 5-6 разовому питанию в течение дня и стараются избегать приема острой, жирной, жареной пищи. Следовательно, большая часть респондентов не придает этому факту должного внимания, и не понимает важности соблюдения диеты для своего здоровья. (диаграмма 6, 7).

Диаграмма 6 – Знание особенностей питания Диаграмма 7 – Соблюдение диеты

Во время анкетирования, нами было выяснено, что 10 человек (67%) из 15ти пациентов знают о влиянии стресса на развитие язвенной болезни. Стараются избегать стрессовые ситуации и умеют ими управлять лишь 7 человек (33%). (Диаграмма 8,9)

Диаграмма 8 – Знание о влиянии стресса

Диаграмма 9 – Избегание стресса

Диаграмма 9 – Знание об основном факторе риска – хеликобакторе

По данным анкетирования было выявлено, что только 6 человек (40%) анкетированных знают названия назначенных препаратов и знакомы с механизмом их действия.

Диаграмма 10 – Знание назначенных препаратов

Оценив генетический фактор путем анкетирования о наличии язвенной болезни у родственников, мы выяснили, что у 13 (86%) из 15 пациентов, имеют место семейные случаи язвенного поражения

Диаграмма 11 – Отягощенная наследственность

На первом этапе практической работы, мы выявили низкий уровень информированности пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, находящихся на стационарном лечении о: необходимости отказа от курения и употребления алкоголя, особенностях питания при язвенной болезни и соблюдении диеты (исключение из рациона питания острой, жирной, жареной пищи, раздражающей и способной травмировать слизистую оболочку желудка), о влиянии стрессов и эмоциональных нагрузок.

С целью уменьшения влияния данных факторов и изменения отношения пациентов к своему заболеванию мы:

С целью повышения уровня информированности пациентов, мы, работая, использовали групповой метод обучения с 10 октября по 1 декабря. Формировали группы по 2- 3 человека (по мере нахождения пациентов в стационаре). Работа проводилась с каждой группой от 5 до 10 дней. После каждого проведенного цикла обучения оценивался конечный уровень знаний больных с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Кроме этого, работая в стационаре:

После проведения профилактической работы по изменению информированности пациентов сделали повторное анкетирование и проанализировали его (таблица 4).

Результат повторного анкетирования показал, что в результате проведенной нами профилактической работы по изменению уровня информированности о язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, отношение пациентов к своему здоровью изменилось в лучшую сторону:

Все это свидетельствует о повышении уровня информации пациентов – поставленная мною цель достигнута (таблица 2.)

Таблица 3 – Выявление конечного уровня информированности пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Знают о влиянии вредных привычек на заболевание

Имеют высшее образование

Часто употребляют алкогольные напитки

Знают о необходимости соблюдения диеты, кратности приема пищи

Соблюдают диету (не употребляют острую, жирную, жареную пищу)

Соблюдают кратность приема пищи (5-6 раз в день маленькими порциями)

Часто подвергаются эмоциональному напряжению, стрессовым ситуациям

Знают о противохеликобактерной терапии

Знают названия назначенных препаратов, механизм их действия

Соблюдают кратность приема препаратов

Имеют отягощенную наследственность

1. Ощущаете ли вы «тяжесть в желудке», тяготит ли вас что-нибудь в нем?

2. Случается ли так, что вы чего-то «не перевариваете»? Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно своего заболевания? Что это за пословицы?

3. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

4. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

5. Регулярно ли вы принимаете назначенные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

6. Не «уязвляют» ли вас коллеги, начальство, подчиненные? По какому поводу?

7. «Грызет» ли вас разочарование в вашей профессии, например пренебрежение к вам или несправедливое игнорирование?

8. Считаете ли вы атмосферу у себя на работе «отвратительной», «тошнотворной», но не решаетесь при этом что-то сказать?

9. Бывает ли так, что вы «не перевариваете» то, что сделал ваш партнер или кто-то еще из близких?

10. Уделяете ли вы достаточно времени еде и питью, или на это «не стоит тратить времени»?

11. Является ли для вас трапеза также возможностью общения, беседы или вы все «проглатываете» в одиночестве?

12. Можете ли вы открыто выражать свои чувства? Или вы «перевариваете» их в себе, «проглатываете» их?

13. Смотрите ли вы в будущее с сомнением и тревогой?

14. Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?

15. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Язвенный колит и болезнь Крона

способность реагировать на перегрузки и конфликты своим кишечником и избавляться от них тем же способом, что и от пищи.

Поговорки и народная мудрость:наложить в штаны от страха; дрожать от страха; дрейфить; получить нагоняй; покончить, разделаться с чем-либо; отпустить на все четыре стороны. Богатство или деньги и кал часто вместе упоминаются в разговорной речи: «золотарь», «деньги не пахнут»; увидеть во сне дерьмо — к деньгам.

Расстройства и физиология.Кишечник реагирует на эмоциональное состояние очень чувствительно. В состоянии психофизического расслабления кишка выглядит обычно бледной, при этом она слабо кровоснабжается, мало перистальти-рует, секреция пищеварительных ферментов снижена. При душевном напряжении кровоснабжение резко возрастает, то же происходит и с перистальтикой, и с секрецией. Активная перистальтика оказывает изгоняющий эффект и приводит в результате к поносу.

Пациент с болезнью Кронаперерабатывает свои конфликты преимущественно в сфере тело/ощущения. Тем самым он старается избежать конфликтной для него сферы контактов. Часто мы встречаем нервозного, нетерпеливого, сверхчувствительного и легко ранимого человека, чья способность расслабиться и наслаждаться блокирована. В сфере разум/деятельность он склонен к поведению с элементами навязчивостей и ярко выраженным самоконтролем. Его профессиональные достижения тесно связаны с его отношением к сфере контактов. Он стремится к тесному общению с узким кругом людей, желая близости, признания и защищенности; с другой стороны, он хотел бы остаться независимым, поскольку очень тесная близость кажется ему угрожающей. Сфера фантазии характеризуется прежде всего социальными ожиданиями и страхами. Установки к процессу пищеварения и дефекации формируются решающим образом уже в раннем детстве. Воспитанный в стремлении к чистоплотности, ребенок учится контролировать свои отправления, т. е. сдерживаться и опорожнять кишечник в одно и то же время.

При психотерапевтической работе с больными язвенным колитомотмечается обычно крайняя выраженность вторичных актуальных способностей при ограниченных и недостаточно

_______________________Желудочно-кишечные заболевания

развитых первичных способностях. В семьях этих больных особо ценятся аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, послушание, трудолюбие, деятельность, обязательность, справедливость, вежливость. Постоянно сталкиваешься с концепциями типа «каково на дому, таково и самому», «точность — вежливость королей», «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» и др. Внешние контакты, расширение горизонтов и поездки обычно отвергаются под девизом «всего милей родимый дом». Вследствие амбивалентного отношения к родителям, прежде всего к матери, которое заключается в конфликтности процесса привязанность/отделение, недостаточно развиты первичные способности доверие, вера, надежда, контакты и сексуальность, однако, заложенные в каждом человеке, они могут быть перестроены.

Если с точки зрения психологии интерпретировать понос при болезни Крона, то это значит, что у больного человека часто бывают проблемы с распределением времени. Часто встречаются люди, которые так же, как и их пищеварительная система, уделяют недостаточно времени тому, чтобы анализировать, дифференцировать и спокойно воспринимать. Вместо этого они очень торопятся сделать выводы: «время — деньги». Пищеварение означает также способность выводить из организма ненужные вещества. С этой точки зрения частый стул и понос при болезни Крона могут рассматриваться как символическая попытка избавиться от чего-то, что не имеет большой ценности для больного, что несет опасность и тревогу (что-то, что нельзя «переварить»).

1. Îò÷åãî ìîæåò âîçíèêíóòü ÿçâà?

ßçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè ñâîéñòâåííî õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå ñ ïåðèîäè÷åñêèìè îáîñòðåíèÿìè. Ïðè÷èíû åå âîçíèêíîâåíèÿ äî ñèõ ïîð àêòèâíî èçó÷àþòñÿ. Îäíàêî õîðîøî èçâåñòíî, íàïðèìåð, ÷òî òàêèå ôàêòîðû, êàê áîëüøîå íåðâíîå íàïðÿæåíèå, áåñïîðÿäî÷íûé ðåæèì æèçíè è ïèòàíèÿ, êóðåíèå, äëèòåëüíûå ïåðèîäû ïèòàíèÿ âñóõîìÿòêó, ïðåäðàñïîëàãàþò ê ýòîìó çàáîëåâàíèþ.

Ó ÷èòàòåëÿ ìîæåò âîçíèêíóòü âîïðîñ: êàêîå îòíîøåíèå èìååò íåðâíîå íàïðÿæåíèå ê ñîñòîÿíèþ æåëóäêà?
Ñàìîå íåïîñðåäñòâåííîå!
Áîëüøèå ïåðåæèâàíèÿ ÷åðåç êîðó ãîëîâíîãî ìîçãà îòðèöàòåëüíî âëèÿþò íà öåíòðû âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû, êîòîðàÿ âåäàåò äåÿòåëüíîñòüþ âíóòðåííèõ îðãàíîâ ÷åëîâåêà, â òîì ÷èñëå è èõ êðîâîñíàáæåíèåì. È åñëè ïîä âëèÿíèåì îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé ó ÷åëîâåêà âîçíèêàåò ñïàçì ñîñóäîâ æåëóäêà, óõóäøàåòñÿ åãî êðîâîñíàáæåíèå, òî â íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ ïîâûøåííîé ñåêðåòîðíîé àêòèâíîñòè æåëóäêà ]óñèëåííîå âûäåëåíèå ñîëÿíîé êèñëîòû, àêòèâíûõ ôåðìåíòîâ) èëè íåäîñòàòî÷íîé çàùèòíîé ñèëû ñëèçè ìîæåò âîçíèêíóòü ñòîéêîå èçúÿçâëåíèå åãî ñòåíêè.

Õîòèì íàïîìíèòü, ÷òî îáðàçîâàíèå ÿçâû ìîãóò âûçâàòü íå òîëüêî âûñîêàÿ êèñëîòíîñòü è ôåðìåíò æåëóäî÷íîãî ñîêà (ïåïñèí).  ïîñëåäíèå ãîäû â æåëóäêå íàéäåíû è äðóãèå àêòèâíûå ôåðìåíòû, êîòîðûå äàæå â óñëîâèÿõ ïîíèæåííîé êèñëîòíîñòè ìîãóò âûçâàòü ïîÿâëåíèå ÿçâû.

Äîêàçàíî òàêæå âëèÿíèå ýíäîêðèííîé ñèñòåìû íà ðàçâèòèå ÿçâåííîé áîëåçíè. Îòìå÷åíî, íàïðèìåð, ÷òî ýòî çàáîëåâàíèå íàáëþäàåòñÿ ÷àùå ó æåíùèí, íàõîäÿùèõñÿ â ìåíîïàóçå.

ßçâà, îïðåäåëÿåìàÿ ïðè ðåíòãåíîâñêîì èññëåäîâàíèè êàê «íèøà», ðàñïîëàãàåòñÿ, ÷àùå âñåãî, íà ìàëîé êðèâèçíå æåëóäêà èëè â òîé ÷àñòè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, êîòîðàÿ íàçûâàåòñÿ ëóêîâèöåé. Ðåæå îíà ìîæåò îáðàçîâûâàòüñÿ â ïðèâðàòíèêå — ìåñòå ïåðåõîäà æåëóäêà â äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó è â äðóãèõ èõ îòäåëàõ, íàïðèìåð, íèøå ëóêîâèöû.

2. ×åì îòëè÷àåòñÿ òå÷åíèå ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè?

Ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ è ðåçóëüòàòû ëå÷åíèÿ çàâèñÿò îò ìåñòà ðàñïîëîæåíèÿ ÿçâû. ßçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà ÷àùå âñåãî áûâàåò ó ëþäåé çðåëîãî âîçðàñòà, ïðè îòíîñèòåëüíî íåâûñîêîé êèñëîòíîñòè æåëóäî÷íîãî ñîêà. Åñëè òàêèå áîëüíûå ñòðîãî âûïîëíÿþò íàçíà÷åííîå âðà÷îì ëå÷åíèå è ñîáëþäàþò ìåðû ïðîôèëàêòèêè, ÿçâà çàæèâàåò ñòîéêî, áåç ïîñëåäóþùèõ ðåöèäèâîâ.

ßçâåííàÿ áîëåçíü äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè ÷àùå âîçíèêàåò ó ìîëîäûõ ëþäåé, äàæå þíîøåé, ýìîöèîíàëüíûõ, ñ íåóñòîé÷èâîé íåðâíîé ñèñòåìîé. È ïîýòîìó ïåðåæèâàíèÿ, îãîð÷åíèÿ, ðàçäðàæåíèÿ ìîãóò áûòü ó íèõ ïðè÷èíîé ðåöèäèâà áîëåçíè. Çàáîëåâàíèå òÿíåòñÿ ãîäàìè. Ñåêðåòîðíàÿ äåÿòåëüíîñòü æåëóäêà îáû÷íî ïîâûøåíà, ýòî òàêæå ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ îáîñòðåíèé.
Ñ

òå÷åíèåì âðåìåíè ïðè ïîâòîðÿþùèõñÿ îáîñòðåíèÿõ ÿçâåííîé áîëåçíè â âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ÷àñòî âîâëåêàåòñÿ æåë÷íûé ïóçûðü, òàê êàê îí ðàñïîëîæåí áëèçêî îò ëóêîâèöû äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

3. Êàêèå ìîãóò áûòü îñëîæíåíèÿ?

Ñàìûì ðåäêèì îñëîæíåíèåì â íàñòîÿùåå âðåìÿ âðà÷è ñ÷èòàþò ïðîáîäåíèå ÿçâû, òî åñòü ïðîðûâ åå ñ îáðàçîâàíèåì îòâåðñòèÿ â ñòåíêå æåëóäêà èëè äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè. Ïðîáîäåíèå ìîæåò âîçíèêíóòü ïîñëå áîëüøîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ãðóáîé åäû, ïîñëå àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ, îáèëüíîé îñòðîé çàêóñêè.

Ââèäó òîãî, ÷òî ïðîáîäåíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ æåñòîêîé áîëüþ (ñëîâíî óäàð êèíæàëîì), ê áîëüíîìó, êàê ïðàâèëî, âîâðåìÿ âûçûâàþò ìàøèíó «Ñêîðîé ïîìîùè», è îí ïîïàäàåò â ðóêè õèðóðãîâ.

Áîëåå ÷àñòîå îñëîæíåíèå — êðîâîòå÷åíèå. Îíî ìîæåò âîçíèêíóòü ïðè ëþáîì ðàñïîëîæåíèè ÿçâû. Êðîâîòå÷åíèå ÷àùå áûâàåò êðàòêîâðåìåííûì, ëåãêèì, íî èíîãäà ïðèâîäèò è ê áîëüøîé ïîòåðå êðîâè. Áîëüíîìó ñëåäóåò îáðàùàòü âíèìàíèå íà öâåò êàëà, ïîñêîëüêó êðîâü îêðàøèâàåò åãî â ÷åðíûé öâåò. Íî ïðè ýòîì ñëåäóåò çíàòü, ÷òî ïðåïàðàòû âèñìóòà è æåëåçà òàêæå îêðàøèâàþò êàë. Âèñìóò ñîäåðæèòñÿ, íàïðèìåð, â âèêà- ëèíå, êîòîðûé âðà÷è íàçíà÷àþò áîëüíûì ÿçâîé. Ïîýòîìó åñëè ïîÿâëÿåòñÿ êàë ÷åðíîãî öâåòà â òîò ïåðèîä, êîãäà áîëüíîé íå ïðèíèìàåò ýòè ëåêàðñòâà, ñëåäóåò îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.

Ñàìîå ãðîçíîå îñëîæíåíèå — ïåðåõîä ÿçâû æåëóäêà â ðàê. ×òîáû íå äîïóñòèòü ïåðåðîæäåíèÿ, íóæíî äîáèâàòüñÿ ñòîéêîãî çàæèâëåíèÿ ÿçâû. À ýòîãî ìîæíî äîñòè÷ü, òùàòåëüíî âûïîëíÿÿ âñå óêàçàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ.

 îòëè÷èå îò ÿçâû æåëóäêà ÿçâà äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè íàñòîëüêî ðåäêî ïåðåõîäèò â ðàê, ÷òî ïî÷òè êàæäûé èç òàêèõ ñëó÷àåâ ïîäðîáíî îïèñûâàåòñÿ â ñïåöèàëüíûõ íàó÷íî-ìåäèöèíñêèõ æóðíàëàõ äëÿ âðà÷åé.

4. ×òî ðåêîìåíäóåòñÿ äëÿ ïðîôèëàêòèêè îáîñòðåíèÿ?

Ïîñêîëüêó îáîñòðåíèå ÷àùå âñåãî âîçíèêàåò îñåíüþ è âåñíîé, òî ïðîôèëàêòèêà åãî ïðîâîäèòñÿ â ìàðòå-àïðåëå è â ñåíòÿáðå-îêòÿáðå, êàê ïðàâèëî, â òå÷åíèå ïîëóòîðà-äâóõ ìåñÿöåâ.

 ýòî âðåìÿ íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü ðåæèì: äîñòàòî÷íûé ñîí (7-8 ÷àñîâ â ñóòêè), ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå íå ìåíåå îäíîãî ÷àñà â äåíü. Î÷åíü âàæíà ñïîêîéíàÿ, óðàâíîâåøåííàÿ îáñòàíîâêà äîìà è íà ðàáîòå.

Äîëæåí áûòü òî÷íî óñòàíîâëåííûé ðåæèì ïèòàíèÿ. Åñòü íåîáõîäèìî 5-6 ðàç â äåíü â îäíè è òå æå ÷àñû:

— â 7-8 ÷àñîâ óòðà — çàâòðàê;
— â 11 ÷àñî⠗ áóòåðáðîä è ÷àé (èëè ìîëîêî);

— â 17 ÷àñî⠗ ÷àé, ñóõîå
ïå÷åíüå;

— çà ÷àñà äâà äî ñíà — ñòàêàí ìîëîêà.

 ïåðèîä ïðîôèëàêòèêè îáîñòðåíèé ïîëåçíî ïðîâåñòè ïèòüåâîé êóðñ. Îáû÷íî ðåêîìåíäóåòñÿ ìèíåðàëüíàÿ âîäà («Åññåíòóêè ¹4», «Ñìèðíîâñêàÿ», «Ñëàâÿíîâñêàÿ» èëè «Áîðæîìè», ó÷èòûâàÿ ïðè ýòîì âðåìÿ ïðèåìà îáúåì è òåìïåðàòóðó âîäû!).

Ïîñêîëüêó íåðâíûé ôàêòîð èãðàåò áîëüøóþ ðîëü â âîçíèêíîâåíèè ÿçâû, î÷åíü âàæíî, ÷òîáû áîëüíîé áûë ñïîêîåí, óðàâíîâåøåí, õîðîøî ñïàë. Ñ ýòîé öåëüþ ðåêîìåíäóþòñÿ âèòàìèíû, ðàçëè÷íûå ëåêàðñòâà, òåïëûé äóø íà íî÷ü, à òàêæå îòâàðû òðàâ (êîðíÿ âàëåðèàíû, ñóøåíèöû áîëîòíîé, ïóñòûðíèêà, ïîäîðîæíèêà). Îòâàð ìîæíî ïðèãîòîâèòü ñàìîìó. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðèãîòîâèòü îòâàð, íóæíî âçÿòü ðàâíîå êîëè÷åñòâî âûñóøåííûõ òðàâ è ñìåøàòü èõ. Çàòåì 2 ñò.ë. ñìåñè
êðóòîãî êèïÿòêà, íàñòîÿòü â òå÷åíèå íî÷è, óòðîì ïðîöåäèòü è ïèòü ïî ïîëñòàêàíà òðè ðàçà â äåíü çà 30 ìèíóò äî åäû. Íå ñëåäóåò îäíîâðåìåííî ïèòü îòâàð òðàâ è ìèíåðàëüíóþ âîäó.

Ñòðàäàþùèì ÿçâåííîé áîëåçíüþ íåëüçÿ íàîáóì ïðèíèìàòü âíóòðü íè îäíîãî ëåêàðñòâà, ïîòîìó ÷òî, ïîïàäàÿ â æåëóäîê, îíî ìîæåò íåáëàãîïðèÿòíî âîçäåéñòâîâàòü íà åãî ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó.

Ïðîôèëàêòèêó îáîñòðåíèé ìîæíî ïðîâîäèòü â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ, â çàâîäñêîì ñàíàòîðèè-ïðîôèëàêòîðèè, íå ïðåðûâàÿ ðàáîòû, èëè â ñàíàòîðèè.  ïîëèêëèíèêàõ, ìåäèêî-ñàíèòàðíûõ ÷àñòÿõ çà ñòðàäàþùèìè ÿçâåííîé áîëåçíüþ âåäåòñÿ äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå.

5. Êàêàÿ íóæíà äèåòà?

Äèåòè÷åñêîå ïèòàíèå — îäèí èç ãëàâíûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ÿçâåííîé áîëåçíè. Êàæäûé áîëüíîé äîëæåí òî÷íî çíàòü, êàê åìó ïèòàòüñÿ, êàêèå ïðîäóêòû ìîæíî åñòü, êàêèå íåëüçÿ, êàê îíè äîëæíû áûòü ïðèãîòîâëåíû.

Îñîáåííî âàæíî ïîìíèòü, ÷òî äèåòà ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïåðèîäà çàáîëåâàíèÿ: îáîñòðåíèå, ðåìèññèÿ è ñòîéêàÿ ðåìèññèÿ.

Íàèáîëåå ñòðîãóþ äèåòó íóæíî ñîáëþäàòü â ïåðèîä îáîñòðåíèÿ ÿçâåííîé áîëåçíè ëþáîé ëîêàëèçàöèè. Îíà îáîçíà÷àåòñÿ êàê äèåòà ¹1Á.

Áîëüíûì ðàçðåøàþòñÿ: ñóõàðè èç áàòîíà èëè áóëêè, òîíêî íàðåçàííûå (75-100 ã â äåíü). Âî âðåìÿ åäû ñóõàðè ðàçìà÷èâàþò â ìîëîêå èëè ñóïå.
Ìÿñî è ðûáà — â èçìåëü÷åííîì âèäå ïàðîâîãî ïðèãîòîâëåíèÿ (êíåëè, ïþðå, ñóôëå). ßéöà âñìÿòêó, îìëåòû. Êàøè — ìàííàÿ, îâñÿíàÿ, ðèñîâàÿ — ìîëî÷íûå, ïîëóâÿçêèå. Ìîëîêî è ìîëî÷íûå ïðîäóêòû — ìîëîêî öåëüíîå, ñëèâêè, ñëèâî÷íîå ìàñëî. Ñóïû — ñëèçèñòûå îòâàðû èç êðóï (ìàííîé, îâñÿíîé, ðèñà). Äëÿ èõ ïðèãîòîâëåíèÿ êðóïó íàäî äîëãî âàðèòü â âîäå, à çàòåì â îòâàð äîáàâèòü ìîëîêî è ñëèâî÷íîå ìàñëî.
Êèñåëè, îòâàð øèïîâíèêà, ìîëîêî.

Òàêóþ äèåòó â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü 5-7 äíåé, çàòåì ïîñòåïåííî åå ðàñøèðÿþò. Âíà÷àëå ðàçðåøàåòñÿ ê ñóõàðÿì äîáàâèòü ÷åðñòâûé áåëûé õëåá áåç êîðîê, ê îáåäó è óæèíó — êàðòîôåëüíîå ïþðå, íåêðåïêèé ÷àé ñ ìîëîêîì èëè ñëèâêàìè.

Çàòåì ÷åðåç 3-4 äíÿ ìîæíî ïîëíîñòüþ ïåðåõîäèòü íà äðóãóþ äèåòó ¹1.  ýòó äèåòó âêëþ÷àþòñÿ ïðîäóêòû è áëþäà, êîòîðûå íå âûçûâàþò ñèëüíîãî ìåõàíè÷åñêîãî ðàçäðàæåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà è íå óñèëèâàþò îòäåëåíèÿ æåëóäî÷íîãî ñîêà. Ïèùó ñëåäóåò ãîòîâèòü â ïðîòåðòîì âèäå, âàðèòü íà ïàðó è â âîäå.

Òåïåðü áîëüíîìó ìîæíî: ñëàáî çàâàðåííûé ÷àè ñ ìîëîêîì èëè ñëèâêàìè, öåëüíîå ìîëîêî, ñëèâêè, ðàçáàâëåííûå âîäîé ñîêè èç ôðóêòîâ, îâîùåé è íåêèñëûõ ÿãîä; ÷åðñòâûé áåëûé õëåá, áåëûå ñóõàðè, áèñêâèò, ñóõîå ïå÷åíüå; ñëèâî÷íîå ìàñëî íåñîëåíîå, ñâåæèé òâîðîã, íåêèñëóþ ñìåòàíó, íåîñòðûé ñûð, ÿéöà âñìÿòêó, ïàðîâîé îìëåò, ñóïû ñëèçèñòûå, à òàêæå ïðîòåðòûå èç êðóï (ìîæíî íà íåêðåïêîì îâîùíîì îòâàðå) è èç îâîùåé (êðîìå êàïóñòû); ñóïû ñ äîìàøíåé ëàïøîé, ñ âåðìèøåëüþ; íåæèðíîå ìÿñî è ðûáó â
âèäå ïàðîâûõ êîòëåò, ôðèêàäåëåé èëè îòâàðíîå ìÿñî è ðûáó êóñêîì; íåêðóòûå êàøè ñ ìàñëîì èëè ìîëîêîì, ïàðîâûå ïóäèíãè; îòâàðíóþ âåðìèøåëü èëè ìåëêî íàðóáëåííûå ìàêàðîíû; îâîùè (êàðòîôåëü, ìîðêîâü, ñâåêëà, òûêâà, ñàëàò, êàáà÷êè) â âèäå ïþðå èëè ìåëêî íàðåçàííûå; íåêèñëûå ñîðòà ÿãîä (êëóáíèêà, ìàëèíà), ôðóêòû âàðåíûå è ïðîòåðòûå; êîìïîò èç ïðîòåðòûõ ôðóêòîâ, êðåì, æåëå, êèñåëè (íåëüçÿ èç êëþêâû è äðóãèõ êèñëûõ ÿãîä); ñîóñû — áåëûå, ìîëî÷íûå (áåøàìåëü).
Íåîáõîäèìî, ÷òîáû áîëüíîé ïîëó÷àë äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî âèòàìèíîâ. Äëÿ ýòîãî îí äîëæåí ïèòü îòâàð øèïîâíèêà è ñûðûå ñîêè èç ìàëèíû, êëóáíèêè, ìàíäàðèíîâ èëè àïåëüñèíîâ. Ñîêè ñëåäóåò ðàçâåñòè ïîïîëàì êèïÿ÷åíîé âîäîé.
Çàïðåùàþòñÿ: ìÿñíûå, ðûáíûå, ãðèáíûå è êðåïêèå îâîùíûå îòâàðû è ñîóñû, æèðíûå ñîðòà ìÿñà è ðûáû; æàðåíûå ìÿñî, ðûáà, îâîùè, ñîëåíûå áëþäà, îñòðûå çàêóñêè, ìÿñíûå è ðûáíûå êîíñåðâû, èçäåëèÿ èç ñäîáíîãî òåñòà, ïèðîãè, ÷åðíûé õëåá, î÷åíü õîëîäíûå íàïèòêè, ñûðûå íå ïðîòåðòûå îâîùè è ôðóêòû, ìîðîæåíîå. Áåçóñëîâíî, ïðîòèâîïîêàçàíû âñå àëêîãîëüíûå íàïèòêè è êóðåíèå.
Áîëüíîé äîëæåí åñòü ïÿòü- øåñòü ðàç â ñóòêè.

Äèåòîé ¹1 ïðèõîäèòñÿ ïîëüçîâàòüñÿ ÷àñòî. Åå íàçíà÷àþò ïðè ëå÷åíèè îáîñòðåíèé ÿçâåííîé áîëåçíè â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ; ïîñëå âûïèñêè èç ñòàöèîíàðà íà òðè-÷åòûðå ìåñÿöà; â ïåðèîä ïðîòèâîðåöèäèâíîãî ëå÷åíèÿ âåñíîé è îñåíüþ; âî âðåìÿ ïðåáûâàíèÿ â ñàíàòîðèè.
Åñëè ó áîëüíîãî â òå÷åíèå 3- 4 ìåñÿöåâ íåò îáîñòðåíèé, è îí ñåáÿ õîðîøî ÷óâñòâóåò, äèåòó ìîæíî íåñêîëüêî ðàñøèðèòü. Íàèáîëåå ïîëåçíî ïèòàíèå ñìåøàííîå, ðàçíîîáðàçíîå, ñîäåðæàùåå â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå æèâîòíûå è ðàñòèòåëüíûå áåëêè, æèðû, óãëåâîäû, âèòàìèíû, ìèíåðàëüíûå ñîëè è âîäó.
Íî äàæå è â ýòîò äëèòåëüíî ñïîêîéíûé ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ áîëüíîìó íå ðåêîìåíäóåòñÿ óïîòðåáëÿòü â ïèùó îñòðûå, ñîëåíûå, æàðåíûå áëþäà. Âïîëíå äîïóñòèìî òóøåíîå ìÿñî, îòâàðíàÿ è îáæàðåííàÿ áåç îáðàçîâàíèÿ êîðêè ðûáà, ïàðîâûå, à ïîòîì ñëåãêà
çàïå÷åííûå â äóõîâêå êîòëåòû. Ñëåäóåò èçáåãàòü ñàëà — ñâèíîãî è áàðàíüåãî è âêëþ÷àòü â ðàöèîí ðàñòèòåëüíîå ìàñëî (îëèâêîâîå, ïîäñîëíå÷íîå).

Åñòü íóæíî ñèñòåìàòè÷åñêè â îäíè è òå æå ÷àñû, íî óæå ñ áîëüøèìè ïðîìåæóòêàìè — 3-4 ðàçà â äåíü.
Ïî-ïðåæíåìó êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùàþòñÿ âñå àëêîãîëüíûå íàïèòêè è êóðåíèå.

6. Êîãäà ïîêàçàíî ñàíàòîðíîå ëå÷åíèå?

Åñëè áîëüíîé òîëüêî ÷òî ïåðåíåñ îáîñòðåíèå ÿçâåííîé áîëåçíè, è ñàìà ÿçâà ó íåãî çàðóáöåâàëàñü, òî ñàíàòîðíîå ëå÷åíèå âîçìîæíî ñðàçó æå ïîñëå ïðåáûâàíèÿ â áîëüíèöå èëè âñêîðå ïîñëå âûïèñêè.  ñàíàòîðèé ìîæíî ïîåõàòü è ÷åðåç 4-6 ìåñÿöåâ ïîñëå îáîñòðåíèÿ ïðîöåññà è â ïåðèîä äëèòåëüíîãî óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ (ðåìèññèè).

Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå ïîëåçíî íå òîëüêî èç-çà öåëåáíîãî äåéñòâèÿ ìèíåðàëüíûõ âîä.  óñëîâèÿõ ñàíàòîðèÿ áîëüíîé ïîëó÷àåò ëå÷åáíîå ïèòàíèå, âîäíûå è ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû. Íå ìåíåå âàæíî è òî, ÷òî ÷åëîâåê â ñàíàòîðèè èìååò áîëüøóþ âîçìîæíîñòü ñîáëþäàòü ðåæèì, ìíîãî áûâàòü íà âîçäóõå. Ýòî óêðåïëÿåò íåðâíóþ ñèñòåìó, à çíà÷èò, áëàãîïðèÿòíî ñêàçûâàåòñÿ è íà ñîñòîÿíèè âñåãî îðãàíèçìà

7. Èçëå÷èìà ëè ÿçâåííàÿ áîëåçíü è ìîæíî ëè ïðåäóïðåäèòü åå âîçíèêíîâåíèå?

ßçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè èçëå÷èìà. Íî äëÿ òîãî, ÷òîáû äîáèòüñÿ ñòîéêîãî çàæèâëåíèÿ ÿçâû, áîëüíîé äîëæåí ïðîÿâèòü áîëüøóþ öåëåóñòðåìëåííîñòü è âûäåðæêó. Íóæíî íàéòè â ñåáå ñèëû è áðîñèòü êóðèòü, îòêàçàòüñÿ îò àëêîãîëüíûõ íàïèòêîâ è ðåãóëÿðíî ïðîâîäèòü ïðîôèëàêòè÷åñêîå ëå÷åíèå â ïîëíîì îáúåìå è â óñòàíîâëåííûå âðà÷îì ñðîêè.

Åñëè ïîñëå ïîñëåäíåãî îáîñòðåíèÿ ÿçâåííîé áîëåçíè ñïîêîéíûé ïåðèîä ïðîäîëæàåòñÿ ïÿòü ëåò, ìîæíî ñ÷èòàòü, ÷òî áîëüíîé áëèçîê ê îêîí÷àòåëüíîìó èçëå÷åíèþ.

Âîçíèêíîâåíèå ÿçâåííîé áîëåçíè ìîæíî ïðåäóïðåäèòü!

Ïðîôèëàêòèêà åå — ýòî ïðåæäå âñåãî, íîðìàëèçàöèÿ ðåæèìà æèçíè è ïèòàíèÿ, êàòåãîðè÷åñêèé îòêàç îò êóðåíèÿ è çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëüíûìè íàïèòêàìè, ðåãóëÿðíàÿ ñàíàöèÿ ïîëîñòè ðòà, ñâîåâðåìåííîå ëå÷åíèå õðîíè÷åñêèõ âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé áðþøíîé ïîëîñòè — õðîíè÷åñêîãî ãàñòðèòà, õîëåöèñòèòà, êîëèòà.

Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé

Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!

Источник

Читайте также:  Как заваривать кору граната при поносе
Мои рекомендации
Adblock
detector