Антифриз как понизить температуру замерзания

Как развести концентрат антифриза

Незаменимым компонентом системы охлаждения автомобиля является антифриз или тосол. Эта жидкость отличает то, что она закипает и замерзает при повышенных и пониженных температурах. Чаще всего антифриз можно купить уже в готовом виде, но некоторые автолюбители предпочитают самостоятельно разводить концентрат, да и готовые составы обычно способны выдерживать слишком экстремально низкие температуры, поэтому вполне логично делать смеси. Так как в состав всех хладагентов входит вода, то ей можно разбавлять охладительную жидкость, единственное, что использовать для этой цели можно исключительно дистиллированную воду. В противном случае из-за магния и кальция, которым богата «живительная влага» из крана, в системе охлаждения автомобиля может образоваться накипь и осадок. Если же уверены что обычная вода не жесткая (не превышает 5 мг-экв/л), то можно разбавить антифриз и ей. Также воду можно проверить на наличие примесей самостоятельно. Для этого необходимо сделать раствор в небольшом количестве в прозрачной емкости и подождать некоторое время. Если на дне стакана, банки или бутылки образовался осадок, то такую жидкость лучше не использовать для смешивания.

Кроме этого, перед тем как разбавлять антифриз необходимо определить его плотность, чтобы не переусердствовать и развести концентрат в правильной пропорции.

Как проверить плотность охлаждающей жидкости

Плотность антифриза необходимо обязательно вычислить правильно. Для этого нужно выполнить несколько условий. Во-первых, важно выдержать температурный режим, который должен составлять 20 градусов или близкое к этому значение. Если вы будете замерять плотность, как только двигатель машины был остановлен, то получите неправильные данные. Поэтому лучше использовать обычный градусник и проверить температуру.

Во-вторых, для определения плотности используется специальный прибор – ареометр. Можно приобрести и более дорогостоящий девайс – рефрактометр, но переплачивать за него смысла нет. Ареометр – это колба со стержнем, на котором, как и на градуснике существуют градации. На конце измерителя есть резиновая или пластиковая пипетка, с помощью которой производится забор жидкости. Корпус прибора изготовлен из прозрачного пластика или стекла, поэтому при его использовании также не допускаются большие температуры.

Плотность антифриза измеряется также как тосола, и определяется она следующим методом:

Если полученные данные сильно разнятся с обозначениями на этикетке с антифризом, то такую жидкость лучше всего вообще заменить.

Чтобы узнать плотность антифриза, таблица данных которой представлена ниже, можно использовать более современные ареометры, оснащенные дополнительной шкалой, позволяющей одновременно измерить температуру замерзания. В этом случае вам не понадобится производить никаких дополнительных вычислений.

Концентрация этиленгликоля, % Плотность смеси, г/см 3 Температура замерзания, °С Концентрация этиленгликоля, % Плотность смеси, г/см 3 Температура замерзания, °С
26,4 1,0340 -10 65,3 1,0855 -65
27,2 1,0376 -12 65,6 1,0860 -66
29,6 1,0410 -14 66,0 1,0863 -67
32,0 1,0443 -16 66,3 1,0866 -68
34,2 1,0480 -18 68,5 1,0888 -66
36,4 1,0506 -20 69,6 1,0900 -64
38,4 1,0533 -22 70,8 1,0910 -62
40,4 1,0560 -24 72,1 1,0923 -60
42,2 1,0586 -26 73,3 1,0937 -58
44,0 1,0606 -28 74,5 1,0947 -56
45,6 1,0627 -30 75,8 1,0960 -54
47,0 1,0643 -32 77,0 1,0973 -52
48,2 1,0663 -34 78,4 1,0983 -50
49,6 1,0680 -36 79,6 1,0997 -48
51,0 1,0696 -38 81,2 1,1007 -46
52,6 1,0713 -40 82,5 1,1023 -44
53,6 1,0726 -42 83,9 1,1033 -42
54,6 1,0740 -44 85,4 1,1043 -40
55,6 1,0753 -46 86,9 1,1054 -38
56,8 1,0766 -48 88,4 1,0660 -36
58,0 1,0780 -50 90,0 1,1077 -35
59,1 1,0790 -52 91,5 1,1987 -34
60,2 1,0803 -54 93,0 1,1096 -33
61,2 1,0813 -56 94,4 1,1103 -32
62,2 1,0823 -58 95,0 1,1105 -28
63,1 1,0833 -60 95,5 1,1107 -27
64,0 1,0843 -62 96,5 1,1110 -24
64,8 1,0850 -64 97,0 1,1116 -22

Если перед тем как проверить плотность антифриза вы не остудили двигатель машины до 20 градусов, то замерную плотность, которая обозначается как t, можно привести к необходимой температуре с помощью формулы:

Такую проверку рекомендуется производить не только перед тем, как разбавлять антифриз, но и просто для того, чтобы быть уверенным в том, что в охладительной системе находится жидкость необходимой плотности.

Какой должна быть плотность антифриза

Для удобства представим показатели нормальной плотности для самых популярных антифризов:

Как правильно развести антифриз

Существует также формула, по которой можно произвести более точный расчет:

Как видите, для того чтобы использовать эту формулу, вам понадобится знать чуть больше о составе концентрированной жидкости. Но и без этих вычислений вы сможете разбавить хладагент самостоятельно.

Читайте также:  Выталкивает антифриз с двигателя

Стоит также упомянуть, что при сильно низких температурах разбавленный антифриз начинает кристаллизироваться, образуя кашеобразное вещество. С одной стороны, такая «жижа» будет надежно защищать двигатель и радиатор от возможных повреждений. Но, с другой стороны, эксплуатировать автомобиль в таких условиях будет невозможно.

Если долить больший объем воды, то защита деталей, расположенных внутри охладительной системы, понизится и на блоке движка начнет образовываться коррозия. В результате на стенках металлических трубок будет скапливаться осадок, который постепенно закупорит проходы. Вот такие две стороны одной медали.

В заключении

Источник

Может ли замерзнуть антифриз?

С наступлением холодов многие водители сталкиваются с неожиданным явлением: антифриз замерзает в расширительном бачке системы охлаждения. В такой ситуации возникают вопросы, почему это произошло и как не допустить повторения подобной ситуации в дальнейшем. Ответить на эти вопросы поможет АО «Обнинскоргсинтез».

Что такое антифриз

Чтобы понять, как разобраться с последствиями замерзания охлаждающей жидкости, нужно сначала понять, что она из себя представляет. Антифриз, название которого буквально значит «не мерзнет», представляет собой любую жидкость, которая предназначена и используется в системах двигателей внутреннего сгорания и в отличие от воды не замерзает. Но, несмотря на свое название, в сильные морозы он может превратиться в густую комковатую кашу, не подлежащую использованию. Почему же это происходит? Состав антифриза включает в себя пропиленгликоль или этиленгликоль, спирты, которые поглощают влагу, имеют высокую температуру кипения и плохо воспламеняются. Чтобы жидкость не разрушала элементы системы охлаждения, в ее состав также входят специальные присадки. Также в концентрат добавляют дистиллированную воду, которая позволяет создать определенный температурный режим.

Причины замерзания

Производители обычно указывают температурой замерзания антифриза –40 градусов и выше. Но если ваша жидкость начинает леденеть уже при меньших морозах, то это говорит о том, что было не соблюдено одно из условий ее использования. Среди причин, которые могут вызвать это:

Чистый концентрат нельзя использовать, так как неразбавленный этиленгликоль начинает замерзать уже при температуре –12 градусов. Чтобы жидкость выдержала морозы, ее нужно обязательно смешивать с водой. У нее лучше теплопроводность, она с большей эффективностью распределяет холод. Но разводить антифриз можно только с помощью дистиллированной воды, иначе сформируется накипь, и строго в пропорции, которая указана на упаковке.

Чем это чревато

При неправильном использовании или некачественном составе жидкости возникает вопрос, может ли замерзание антифриза повлечь за собой поломку автомобиля. На самом деле какое-то время машина будет продолжать работать, даже если он замерз. Но в будущем это приведет к весьма серьезным последствиям, таким как:

Кроме того, сама система охлаждения может выйти из строя. Может сорвать патрубки или резиновые трубки. Кроме того, металлические элементы могут покрыться трещинами. В дальнейшем это способно привести к разрыву головки блока цилиндров.

Как исправить

Если вы обнаружили, что у вас мерзнет антифриз, возникает вопрос, что делать, чтобы спасти всю вашу систему охлаждения и предотвратить дорогостоящий ремонт. Когда ситуация уже произошла, нужно соблюдать правильный порядок действий:

Как правильно разбавить антифриз

Если вы собираетесь самостоятельно произвести процедуру залива дистиллированной воды в состав охлаждающей жидкости, следует соблюдать простые правила. Они помогут вашей машине избежать поломок и дальше служить вам без проблем. Правильно развести антифриз можно с помощью этих советов:

Как правильно выбрать антифриз

Чтобы машина работала без перебоев, а охлаждающая жидкость не замерзала, лучше всего использовать оригинальный антифриз. Каждая марка автомобилей может предложить свой брендовый продукт, который максимально соответствует требованиям системы охлаждения конкретной машины. Но, если у вас нет возможности использовать такую жидкость, можно воспользоваться альтернативными выходами из ситуации. Для заправки подойдет любой хороший бренд высокого качества: европейский или американский G11 с этиленгликолем в составе либо G12, который основан на пропиленгликоле и является более качественным. Также можно приобрести и использовать японский антифриз OEM. Чтобы снизить риск покупки некачественной продукции, стоит учесть следующие факторы:

На что обратить внимание

Чтобы сразу понимать, стоит ли покупать антифриз, необходимо внимательно взглянуть на его упаковку. Например, если на пачке написано Prediluted, это означает, что состав уже готов к использованию. Кроме того, на ней может быть указан один из следующих стандартов качества, который подскажет, что это хорошая жидкость:

Кроме того, классификация антифризов отличается как по составу, так и по качеству. Они делятся на гибридные G11, карбоксилатные G12 и лобридные G12++ и G13. В зависимости от этого варьируется их цена. Наилучшим выбором станет рекомендуемый производителем антифриз той же марки, что и ваш автомобиль.

Источник

Шесть из двенадцати! Половина антифризов замерзла при –35 градусах

Расследование по антифризам продолжается: если в прошлый раз охлаждающие жидкости (точнее, их пары) поджигали, то теперь попробуем образцы заморозить. Этот тест не претендует на особую научность, зато он очень простой и наглядный. Насколько термин «антифриз», буквальный перевод которого звучит как «против замерзания», соответствует характеристике, заключенной в самом названии? Двенадцать проб поместили в термокамеру, где были созданы условия 35-градусных морозов. О результатах — ниже.

Читайте также:  Антифриз для систем отопления теплого пола

Из истории вопроса: раньше была вода

Как говорилось в предыдущих публикациях, две важнейшие функции антифриза — это регулирование температуры в двигателе и предотвращение коррозии в системе охлаждения. И только на третьем месте — защита от замерзания.

На заре автомобилестроения в качестве охлаждающей жидкости использовали обычную воду. Между прочим, отличный теплоноситель. Однако есть два «но». Во-первых, вода оказывает существенное коррозионное воздействие на элементы системы охлаждения. А во-вторых, при замерзании она превращается в монолитный лед, расширяясь в объеме примерно на 10%.

— Это может привести к механическим повреждениям в системе охлаждения, — предупреждают специалисты. — Патрубки срывает, хомуты разжимает, в головке блока цилиндров образуются микротрещины.

Большинство производителей изготавливают охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля, который предотвращает ее замерзание. Данный компонент в чистом виде кристаллизуется уже при –13 градусах (здесь и далее градусы указаны по Цельсию). При этом в отличие от H2O смесь этиленгликоля с водой (в пропорции 50% на 50%) увеличивается в объеме всего на 1—1,5%, что некритично для автомобиля.

— Даже если раствор этиленгликоля и воды замерзнет, то он превратится не в монолитный лед, а в шугу (снежную рыхлую массу), которая не приводит к механическим повреждениям, — подчеркивают эксперты.

Тем не менее законодательством Евразийского экономического союза четко определена температура начала кристаллизации готовой к использованию охлаждающей жидкости. Она составляет –35 градусов. Если выше, то антифриз не соответствует требованиям технического регламента ЕАЭС.

Для сравнения: в Западной Европе используют охлаждающую жидкость с температурой начала кристаллизации от −20 до −37. А в Якутии — до −60 градусов!

На этикетках канистр с концентратом обычно указывают, в какой пропорции разводить его с водой. Вот почему еще важно следовать рекомендациям производителя антифриза: раствор с содержанием 25% этиленгликоля и 75% воды увеличивается в объеме на 3,5%. Жидкость, состоящая на 40% из этиленгликоля и на 60% из воды, — на 1,5%.

Эксперимент: −20, −25, −30, −35. Есть замерзшие!

Подобный эксперимент может провести практически любой автолюбитель, поместив колбу с антифризом в обычный холодильник. В нашем случае использовалась сертифицированная термокамера, которая несколько месяцев назад прошла поверку. Так что объективность результата и честность испытания гарантированы.

— В термокамеру загрузили двенадцать образцов антифризов разных производителей, — рассказывает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Десять жидкостей продавались в готовом виде, еще две были приготовлены из концентрата согласно рекомендациям производителей.

Сперва была установлена температура в −20 градусов. Все пробы выдержали испытание, не выдав признаков кристаллизации. Тогда прибор настроили на −25. Результат тот же. Образцы даже не помутнели.

А вот при −30 градусах три антифриза «сдались», не выдержав температурного испытания.

— В колбах №8, 9 и 10 наблюдается процесс кристаллизации, — комментируют результат специалисты. — Стоит отметить, что на этикетках канистр (две из них произведены в России, одна в Беларуси) была указана температура замерзания в −40 градусов.

Разночтение в −35 (по законодательству) и −40 градусов (от производителя) эксперты объясняют следующим образом: «Так сложилось исторически. Температура начала кристаллизации, при которой в растворе появляются первые кристаллики льда, — это скорее технический параметр. Шуга (снежная кашица) образуется при температуре на пару-тройку градусов ниже».

Поэтому производители антифризов чаще указывают на этикетке т. н. температуру защиты, которая может составлять от −40 до +108 градусов.

Спустя сутки эксперимент продолжился. За это время температура в термокамере была понижена до −35 градусов. Даже через смотровое окошечко видно, что «капитулировали» еще три образца — №1, 2 и 4.

На этикетках двух из них производители указали температуру замерзания в −40 градусов, еще у одного стоял показатель в −35.

— В данном случае мы можем смело констатировать: образцы не соответствуют требованию технического регламента Таможенного союза, в котором четко указана температура начала кристаллизации антифризов — не выше −35 градусов, — замечает Евгений Рязанов. — Кроме того, наш небольшой эксперимент наглядно демонстрирует, что охлаждающая жидкость не отвечает параметру, указанному на этикетке.

Ранее сотрудники «Шате-М Плюс» в своей лаборатории устраивали аналогичную проверку антифризам. Примечательно, что некоторые повторно не прошли данное испытание.

Два образца и «горят», и «мерзнут»

В прошлый раз антифризы мы нагревали, чтобы выяснить температуру кипения. А для пущей убедительности поджигали пары. Все эти охлаждающие жидкости были подвергнуты и тесту на замерзание. Так вот две пробы и «горят», и «мерзнут»!

— Это еще одно свидетельство того, что данные антифризы некачественные, — подчеркивает Евгений Рязанов. — Более того, эти жидкости некорректно называть антифризами.

По словам специалистов, факт замерзания говорит о том, что в охлаждающей жидкости содержится недостаточное количество базового компонента (этиленгликоля). Например, его для удешевления могли заменить метанолом.

— Про метанол много говорилось в прошлый раз, — напоминает начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Метиловый спирт образует горючие пары и активизирует коррозию. По мере выкипания метанола температура начала кристаллизации будет повышаться. В худшем случае такая жидкость в сильный мороз превратится не в кашицу, а в монолитный лед, что чревато механическим разрушением элементов системы охлаждения.

Консистенция — кашеобразная

Теперь Евгений Рязанов предлагает достать образцы из термокамеры и с помощью химической палочки проверить, в каком они состоянии.

Читайте также:  Амортизаторы для лифта террано

С незамерзшими образцами все ясно — они в жидком состоянии, поэтому интереса для нас не представляют. А вот «самочувствие» проб, не прошедших испытание, более любопытно.

— Консистенция снегообразная, — берет в руки колбу с образцом №10 специалист.

Аналогичная ситуация с образцами №8 и 9. Это густая кашица. Та самая шуга.

— В образце №4 частично заметны кристаллы. А №1 и 2 замерзли плотнее и представляют из себя снежную, рыхлую кашицу.

На самом деле это означает, что в них все же содержится некая часть этиленгликоля (пропиленгликоля) и они не представляют опасности в плане механического разрушения элементов системы охлаждения и двигателя.

Остальные образцы в морозы не замерзнут

В числе шести образцов, выдержавших температурное испытание, оказались жидкости белорусского, российского и немецкого производства.

Тем не менее, по словам экспертов, говорить об их качестве в полной мере сложно: «Да, они выдержали тест на температуру кристаллизации. Однако насколько эффективно эти жидкости препятствуют образованию коррозии, пены и как воздействуют на эластомеры, сказать без специальных исследований сложно».

— На этой стадии можно утверждать только одно: данные образцы (№3, 5, 6, 7, 11, 12) в морозы не замерзнут, — заключает Евгений Рязанов.

А если охлаждающая жидкость замерзла?

В самой первой публикации расследования по антифризам специалисты с помощью рефрактометра установили, что жидкость, залитая в радиатор ВАЗа, может замерзнуть при –10 градусах. Это совсем плохо?

— Только без паники! — призывает Евгений Рязанов. — Если в системе охлаждения содержится антифриз на базе этиленгликоля, то его замерзание к фатальным последствиям привести не должно. Ведь такая жидкость превращается в снежную кашицу, существенно не увеличиваясь в объеме. А значит, бояться механических повреждений не стоит.

Владельцу «Жигулей», понятное дело, было объяснено, чем чревата длительная эксплуатация с таким антифризом: «У данной жидкости нет запаса точки кипения. Она будет быстро закипать. А чем больше в составе антифриза воды, тем выше вероятность образования монолитного льда».

— И все же к тем образцам, которые полностью замерзли, нужно относиться с опаской, — считает начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Их эксплуатация может привести к повреждению насоса системы охлаждения или привода этого насоса.

В самом худшем случае, если охлаждающая жидкость все-таки замерзла и превратилась в монолитный лед, это чревато серьезными повреждениями двигателя.

— Разрыв хомутов, патрубков, прочих соединений тоже может иметь негативные последствия, — говорят специалисты. — Представьте, автовладелец не заметил данную неисправность, завел двигатель и поехал. В процессе антифриз уходит или, что еще хуже, через микротрещины попадает в камеру сгорания, оказываясь в моторном масле. В результате элементы двигателя работают в условиях нехватки смазки, а в системе охлаждения уровень жидкости оказывается недостаточным. В процессе дальнейшей эксплуатации это может привести к перегреву двигателя и необходимости в его капремонте.

Повторимся: если говорить об антифризе на базе этиленгликоля (разведенного в правильной пропорции), то даже если он замерзнет в сильные холода, этого пугаться не стоит. По словам экспертов, после запуска мотора охлаждающая жидкость оттает: «По мере нагрева металлических деталей двигателя антифриз начнет циркулировать по рубашке системы охлаждения. Затем постепенно приоткроется термостат и жидкость попадет в большой круг, в который входит радиатор».

Как подчеркивают специалисты, наибольшая проблема в сильные морозы (от —25 до —35) заключается в прокачивании застывшего моторного масла, которое нужно доставить в точки трущихся пар в цилиндрах, а не в возможной кристаллизации антифриза.

Совет автовладельцам, которые решат проверить, не замерз ли антифриз в холода, простой: поднять капот, пощупать патрубки, ведущие к системе охлаждения. Если там образовалась шуга, то услышите характерный хруст. А если лед, то вы даже не сможете сжать патрубок. В таком случае поездку рекомендуют отложить до потепления.

В комментариях часто спрашивают: как выбрать качественную охлаждающую жидкость? По мнению экспертов, продукция известного производителя — один из гарантов, что антифриз будет соответствовать требованиям автоконцернов. Зарекомендовавшие себя с лучшей стороны изготовители тратят большие деньги на исследования, тестирование, получение допусков, а также рекламу, внешний вид канистры, поддержку сайтов и продвижение продуктов через соцсети.

Словом, производители качественных антифризов не прячутся от покупателя, а громко заявляют о себе.

— В любом случае подходить к выбору охлаждающей жидкости нужно ответственно, — подытоживает Евгений Рязанов. — Пусть замерзание не приведет к фатальным последствиям, однако оно может сделать невозможным эксплуатацию автомобиля в сильные морозы или после холодов.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».

Остальные публикации расследования по антифризам:

Источник

Правильные рекомендации