Большой тест антифризов и

Ресурсный тест охлаждающих жидкостей Zekkert, Carville Racing, Felix, Luk, Metaco, Sintec, Coolstream, «Аляsка», Lecar и G-Energy

Это вторая часть большого теста антифризов, который мы начали осенью 2020 года. Первая часть представляла собой лабораторный анализ жидкостей на соответствие параметрам согласно ГОСТ 28084–89, после чего охлаждающие жидкости отправились на стендовые ресурсные испытания. Пришло время подвести окончательные итоги.

Для начала напомним об итогах лабораторных испытаний. Антифризы Lecar и G-­Energy по параметру температуры начала кристаллизации отвечают требованиям введенного в 2017 году ГОСТ 33591­2015 «Жидкости охлаждающие на основе гликолей для автомобилей с легкими условиями эксплуатации», где требование к температуре начала кристаллизации было уменьшено до –36,4 °C. Взятый же нами ГОСТ 28084­89, введенный в 1989 году и все еще действующий, хоть и устарел, но предписывает температуру начала кристаллизации –40 °C. В него эти антифризы немного не вписались. Антифриз Coolstream не уложился по температуре начала кристаллизации даже в новый ГОСТ. Антифриз Metaco не уложился в требования обоих ГОСТов по водородному показателю всего на 0,14 pH, нижний предел которых составляет 7,5 pH. Все нормативы выполнили антифризы Zekkert, Carville Racing, Felix, «Лукойл», Sintec и «Аляsка».

Согласно полученным протоколам испытаний от аккредитованной лаборатории ООО «Мортестсервис» в требования ГОСТ 28084, п. 4.5, по коррозионному воздействию на металлы уложились все 10 образцов приобретенных антифризов, что, впрочем, не явилось для нас неожиданностью, поскольку антифризы были куплены у официальных дистрибьюторов заводов­производителей охлаждающих жидкостей. Покупай мы образцы на рынке, результат испытаний с большой вероятностью оказался бы другим.

Методика испытаний

По требованиям ГОСТ 24084, проверка коррозионного воздействия на металлы проводится следующим образом: в испытуемую охлаждающую жидкость помещают образцы металлов высокой чистоты в виде специальных прямоугольных пластин, которые имеют заданные размеры (50,0 ± 0,5) х (25,0 ± 0,5) мм. Набор пластин состоит из меди М1 или М3, латуни Л63, стали 20, чугуна Сч 24­44 или Сч 18­36, алюминия АЛ9, припоя ПОС 40­2. Данный набор пластин заливают анти­фризом, нагревают до температуры 88 ± 2 °C и выдерживают при этих условиях непрерывно 336 часов. Перед и после испытаний образцы пластинок взвешивают и вычисляют, сколько граммов металла с каждой растворилось в охлаждающей жидкости.

Результаты из протоколов испытаний представлены в таблице.

Кроме того, совместно с лабораторией ООО «НПО „Талис“» мы провели дополнительные испытания, для чего построили десять полноценных моделей системы охлаждения автомобиля с заливаемым объемом 2,5 литра, которые состояли из автомобильного радиатора отопителя Luzar, шлангов отопителя Luzar, предпускового подогревателя тосола Airline, терморегулятора, циркуляционного бессальникового насоса отопителя StartVOLT c магнитной крыльчаткой и 20­сантиметрового куска стальной сварной прямошовной трубы. В смоделированных нами имитациях системы охлаждения поддерживается температура 88 ± 2 °C — как и в требованиях ГОСТа при проведении испытаний на коррозионное воздействие. В таком режиме наши стенды непрерывно отработали 1100 часов.

По нашим подсчетам, при использовании автомобиля в смешанном цикле его средняя скорость составит порядка 40 км/ч, поэтому можно считать, что после проведения имитационных испытаний в установках систем охлаждения антифриз отходил более половины срока службы при условии требования его замены заводом­изготовителем автомобиля при пробеге 60 тыс. км.

Первое, что стоит отметить: за время испытаний не было выявлено ни одной протечки. При сливе антифризов из стендов было отмечено, что практически все жидкости в большей или меньшей степени потеряли цвет, побледнели. Особенно отличился производитель Coolstream: оранжевая охлаждающая жидкость за время теста стала желтой.

Второе: разбор комплектующих стендов показал, что ни один антифриз не нанес видимого ущерба радиатору отопителя сборной конструкции. Также повреждений не удалось обнаружить в предпусковых подогревателях двигателя. Но стало понятно, куда делся цвет антифриза Coolstream: производитель явно переборщил с красителем, так как внутренности стенда, и в частности нагреватель, покрылись оранжевой пленкой.

Оценка коррозионного воздействия антифризов на стальную сварную цельношовную трубу показала, что ни один из тестируемых антифризов не смог пред­отвратить появление ржавчины на внутренней стенке трубы в той или иной степени. Однако наилучший результат по визуальному осмотру показала охлаждающая жидкость G-­Energy.

Отдельно стоит отметить антифриз марки «Лукойл». При вдвое меньшей цене продукт соответствует всем требованиям ГОСТ 24084 и не отличается по показателям от большинства конкурентов.

Каков итог?

Антифризы, закупленные нами у официальных дистрибьюторов заводов­производителей охлаждающих жидкостей, соответствуют требованиям ГОСТ 24084 и могут быть использованы в системе охлаждения без особого ущерба для составляющих ее элементов, по крайней мере в течение 50–60 тыс. км пробега, что и показали проведенные испытания как в аккредитованной лаборатории, так и на ресурсных стендах. Во многом такой результат был достигнут за счет покупки образцов у проверенных и сертифицированных продавцов, что явилось залогом качества продукции.

Читайте также:  Воздушный фильтр на опель зафира замена своими руками

Источник

Осторожнее! Опасные охлаждающие жидкости — экспертиза ЗР

Многие приобретают негодные жидкости для системы охлаждения не из жадности и не по глупости. На прилавке все охлаждающие жидкости выглядят вполне пристойно, а ценники у них схожие. Разница в цене зависит обычно от аппетита продавца и его маркетинговых уловок (привлекательная реклама, красивая упаковка, рекламные акции), но часто не от содержимого. Чтобы помочь автолюбителям выбрать хорошую жидкость, мы провели очередное расследование.

Огонь!

Основной эксперимент настолько прост, что повторить наши опыты сможет любой желающий. В том числе и производители, у которых возникнут сомнения в результатах экспериментов ЗР: проверьте, горит ваша продукция или нет.

Охлаждающая жидкость становится легковоспламеняемой, когда вместо дорогостоящего этиленгликоля производитель использует более дешевые глицерин и метанол. Ведь температура кипения метанола — всего лишь 64 градуса с хвостиком (нормальная охлаждающая жидкость закипает при температуре примерно 108 ºС). И это опасно не только потому, что такой антифриз может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.

Давайте заглянем внутрь двигателя. Поршни носятся вверх-вниз, вращается коленчатый вал. Подобная «гимнастика» неизбежно вызывает колебания стенок цилиндров: гильзы начинают вибрировать. Охлаждающая жидкость испытывает перепады давления, периодически вскипая. При этом на наружных стенках гильз возникают воздушные пузырьки, которые, лопаясь, порождают эффект кавитации. И если жидкость легкокипящая (с глицерином и метанолом), кавитация резко усиливается. Пузырьки взрываются, выгрызая из гильз кусочки металла. После этого — два пути: капремонт или помойка. Аналогичным образом от кавитации страдает крыльчатка насоса охлаждающей жидкости.

Кроме того, если в системе охлаждения возникают паровые пробки, то охлаждающая жидкость перестает циркулировать. Двигатель начинает перегреваться, метанол из охлаждающей жидкости выкипает, остается водный раствор глицерина с температурой кристаллизации от —20 до —12 ºС. И такой «антифриз» вполне может замерзнуть.

Что получилось?

В тесте участвовало два с половиной десятка жидкостей — и почти половина не выдержала проверку! Мы измеряли у каждой жидкости температуру кипения и пытались ее поджечь.

По науке наличие метанола, как и иных веществ, оценивают на хроматографах. Но мы специально ставили наглядный эксперимент. Результаты плачевные: почти половина проверенных охлаждающих жидкостей может отправить двигатель в капремонт.

Чуть больше года назад (ЗР, № 8, 2016) мы провели аналогичную экспертизу — тогда из дюжины протестированных охлаждающих жидкостей половина оказалась пожароопасной. Три из них — Pilot, Unix и Аляsка — вновь попали к нам на проверку. И опять та же картина: горят синим пламенем. Видимо, производители за это время не успели (или не захотели) изменить технологию и наладить выпуск негорючих охлаждающих жидкостей. Самым страшным для них будет наказание рублем — если люди перестанут покупать их продукцию. Равно как и другие охлаждающие жидкости, не выдержавшие испытания.

Результаты теста — в фотогалерее. Они относятся только к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для каких-либо выводов о деятельности той или иной компании в целом.

Как выбрать хорошую охлаждающую жидкость? Самый простой и надежный вариант — воспользоваться результатами наших исследований и приобретать только ту продукцию, которая успешно выдержала испытание. Вы продлите жизнь вашему двигателю и сможете избежать дорогостоящего ремонта.

ООО «Тектрон», Пушкино

Температура кипения 82 ºС

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 76 ºС

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 76 ºС

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 110 ºС

Производитель не указан

Температура кипения 96 ºС

ООО «Промсинтез», Дзержинск

Температура кипения 86 ºС

ООО «Тектрон», Пушкино

Температура кипения 91 ºС

ООО «Синтез-Пак», Дзержинск

Температура кипения 103 ºС

ООО «Полихимавто», Дзержинск

Температура кипения 108 ºС

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 108 ºС

ОАО «Техноформ», Климовск

Температура кипения 108 ºС

ООО «НПО „Органик-Прогресс“, Дзержинск

Температура кипения 89 ºС

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 109 ºС

АО «Делфин Индастри», Пушкино

Температура кипения 91 ºС

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 109 ºС

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 121 ºС

ООО «Гелена Химавто», Москва

Температура кипения 121 ºС

ООО «Стрэкстэн», Пушкино

Температура кипения 79 ºС

ООО «Стрэкстэн», Пушкино

Температура кипения 80 ºС

ООО «Дзержинский завод органического синтеза», Дзержинск

Температура кипения 103 ºС

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 110 ºС

ООО «Нижне­камск­нефте­­орг­синтез», Нижнекамск

Температура кипения 86 ºС

ООО «Нижне­камск­нефте­­орг­синтез», Нижнекамск

Температура кипения 81 ºС

АО «Обнинск­орг­синтез», Обнинск

Температура кипения 112 ºС

ООО «ПКФ „СВ-ХИМ ПРО“, Дзержинск

Температура кипения 81 ºС

ООО «ПКФ „СВ-ХИМ ПРО“, Дзержинск

Температура кипения 81 ºС

ООО «Автохимпроект», Москва

Температура кипения 109 ºС

ТЕРМИНОЛОГИЯ

В стародавние времена в ради­аторы автомобилей заливали воду. С наступлением холодов ее разбавляли этиленгликолем; такой состав на морозе превращался в вязкую шугу с кристалликами льда, которая не угрожала порвать в клочья мотор и радиатор. Это и был первый антифриз (в переводе — незамерзайка).

Читайте также:  Антифриз для mitsubishi pajero sport

Чугунным моторам и латунным радиаторам дремучих автомобилей подобная смесь не грозила коррозией. А вот в более современных двигателях горячий антифриз начал выгрызать куски металла. Поэтому химики создали новую охлажда­ющую жидкость. Первые три буквы ее названия взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» позаимствовали из химической терминологии. Так появился «Тосол».

Название превратилось в имя нарицательное. Однако к сегодняшнему дню ситуация изменилась: этим именем начали называть любые охлаждающие жидкости для машин отечественного производства. «Тосол» и «антифриз» стали чуть ли не синонимами определений «плохой» и «хороший». К сожалению, такое разделение ­охлаждающих жидкостей поддержали все — от оптовиков и розничных торговцев до автомобилистов. В то, что сегодня называют тосолом, производители чаще всего добавляют присадки, обеспечи­ва­ющие разве что минимальные антикоррозионные свойства. И это объяснимый ход: дешево и вполне достаточно для Жигулей. А вот чтó заливают в яркие и привлекательные канистры с надписями ­«Антифриз», мало кому известно. И тем более неизвестно, как оно ­отразится на здоровье современного двигателя дорогой иномарки.

Так что вывод традиционный: избежать неприятностей вам ­помогут экспертизы ЗР.

Источник

Лабораторный тест охлаждающих жидкостей: Zekkert, Carville Racing, Felix, Luk, Metaco, Sintec, Coolstream, «Аляsка», Lecar и G-Energy

Охлаждающая жидкость, или антифриз, по важности мало в чем уступает моторному маслу. Во многом от качества и состояния этого раствора зависит работоспособность системы охлаждения двигателя, а значит, его корректная и долгая работа. Учитывая зашкаливающее разнообразие жидкостей на полках автомобильных магазинов, мы решили проверить, все ли антифризы подходят для заливки в систему, для чего закупили 10 образцов разных брендов. Отправляемся в лабораторию.

Немного истории

На заре автомобилизации для охлаждения двигателя использовалась обычная вода, от которой, правда, быстро отказались: в ней образовывалась накипь, она замерзала, что приводило к повреждению двигателей. На следующем этапе начали применять водный раствор соли: до 200 г на литр. Он не замерзал уже до –17 °C, но пагубно воздействовал на металл.

Первые жидкости для систем охлаждения автомобилей появились в 1910 году. Они изготавливались на основе глицерина, который в чистом виде замерзал уже при +17 °C, но обладал высокой вязкостью и низкой текучестью, поэтому параллельно были попытки выпускать охлаждающие жидкости на основе этанола и метанола.

Антифриз на основе метилового спирта оказался негодным, так как помимо токсичного воздействия на человека при нагревании вступал в реакцию с алюминием, вызывая быструю коррозию деталей.

В 1925 году в США было запущено массовое производство этиленгликоля, который начали использовать в антифризах уже в 1926-м. И к 1937 году этиленгликоль полностью вытеснил растворы на основе глицерина или метилового спирта.

Этиленгликоль имеет достаточно интересное свойство — уменьшение температуры замерзания при добавлении обычной воды. Чистый состав начинает кристаллизоваться при –12 °C. Если добавить всего 5% воды, то 95%-ный раствор этиленгликоля начнет замерзать уже при –20 °C. Самая низкая температура замерзания (–70 °C) достигается при добавлении 30% воды. Если же добавить еще больше, то процесс пойдет уже в обратном порядке.

Идеальным такое сочетание все равно не оказалось: раствор этиленгликоля с водой — коррозионно-активный и имеет склонность к вспениванию, поэтому в охлаждающую жидкость стали добавлять различные присадки, подавляющие отрицательные свойства антифриза.

В 1952 году в СССР был разработан ГОСТ 159-82, согласно которому начался выпуск охлаждающей жидкости марок 40 и 65, что соответствовало температуре замерзания антифриза. Обычный потребитель ориентируется на надписи на канистрах, поэтому разделение антифриза по классам уже стало нарицательным, и в настоящее время на российском рынке можно встретить все существующие разновидности подобных продуктов. Но если обратиться к истокам, то начало было положено компанией Volkswagen, которая обозначает символом G 11 так называемые «гибридные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-C, а символом G 12 – «карбоксилатные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-D.

Как правило, производители антифризов не указывают компонентов, входящих в состав антифриза, ни на этикетках, ни в рекламных буклетах. Если в состав какого-либо антифриза входят бораты или фосфаты, то он заведомо не соответствует ни одной спецификации Volkswagen, в том числе G 11 и G 12.

На российском рынке из-за этого закрепилось следующе понимание разделения классов антифриза:

G11 — этиленгликоль с пакетом присадок. За этим классом был закреплен зеленый цвет. Антифризы, изготовленные по силикатной технологии, покрывают всю систему охлаждения защитной пленкой, которая защищает детали от коррозии, но ухудшает теплопередачу. Минус данной технологии — недолгий срок службы: 3 года. В случае несвоевременной замены происходит осыпание пленки, так что ее частички начинают циркулировать вместе с антифризом по всей системе охлаждения, выступая в роли абразива.

Читайте также:  Антифриз в салоне ваз 2114 как просушить

G12 — этиленгликоль с карбоксилатными соединениями. Данный класс должен быть красного цвета. В этих антифризах в качестве присадки используют карбоновые кислоты, которые не образуют защитную пленку по всей поверхности, а оказывают только местное действие в очагах коррозии. Срок службы этого антифриза — 5 лет.

G12+ — гибридный состав, объединяющий свойства силикатной технологии с карбоксилатной за счет смешивания соответствующих присадок.

G12++ — лобридный состав. К органической карбоксилатной основе добавлены минеральные ингибиторы коррозии. Плюс этой технологии — долгий срок службы, фактически все время эксплуатации двигателя.

G13 — новое поколение на основе полипропиленгликоля, желтого или оранжевого цвета. Данный класс был придуман в Европе в борьбе за экологию: он неядовит и быстро разлагается. Производители уверяют, что этот антифриз не требует замены в течение всего срока службы автомобиля. Главный минус — очень высокая цена.

Тестируемые образцы

Мы решили проверить наиболее часто используемые в автомобилях антифризы класса G12, выпускаемые в России. По европейским нормам такой антифриз должен быть красного цвета. Однако в нашей стране нет жестких правил окраса охлаждающей жидкости, так что цвет не может быть однозначным признаком класса.

Lecar

Место изготовления: Обнинск

Цена: 620 рублей

Сarville Racing

Место изготовления: Тверская область

Цена: 739 рублей

Felix

Место изготовления: Дзержинск

Цена: 640 рублей

Luk

Место изготовления: Обнинск

Цена: 344 рублей

Metaco

Место изготовления: Дзержинск

Цена: 760 рублей

Zekkert

Место изготовления: Обнинск

Цена: 650 рублей

Sintec

Место изготовления: Обнинск

Цена: 730 рублей

Coolstream

Место изготовления: Подольск

Цена: 1127 рублей

«Аляsка»

Место изготовления: Пушкино

Цена: 590 рублей

GEnergy

Место изготовления: Москва

Цена: 900 рублей

Замеры

Для начала попробуем разобраться с весом и объемом, что необходимо для вычисления удельной стоимости 1 литра охлаждающей жидкости. Увы, добрая половина производителей просто пишет: «Вес 5 кг», ну а покупатель сам должен догадаться, указана масса нетто или брутто. Для таких производителей мы ставим прочерк в таблице веса.

И это, кстати, при том, что в техническом паспорте любого автомобиля заполняемый объем системы охлаждения указывается в литрах, а не в килограммах. Так что, по нашему мнению, производители антифризов из уважения к покупателю должны как минимум дополнительно указывать объем самой жидкости, а не только вес продаваемой канистры.

Отклонение массы (нетто) охлаждающей жидкости, расфасованной в потребительскую тару, должно быть ±2% от номинальной массы, указанной на первичной таре. Все производители, которые честно указывали массу нетто на упаковке, в данный параметр уложились.

Лабораторные испытания

Мы обратились в аккредитованную лабораторию ООО «Мортестсервис» для проверки купленных нами образцов по пяти показателям ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия»:

Метод заключается в том, что в испытуемую жидкость помещают образцы следующих металлов и сплавов в виде специальных прямоугольных пластин размером (50,0 ± 0,5)х(25,0 ± 0,5) мм: меди М‑1 или М3, латуни Л‑63, стали 20, чугуна Сч 24–44 или Сч 18–36, алюминия АЛ9, припоя ПОС 40-2. Данный набор пластин заливают антифризом, доводят температуру до (88 ± 2) °C и непрерывно выдерживают в этих условиях 336 часов. Перед проведением испытаний и после образцы взвешивают и вычисляют, сколько граммов металла с каждой пластинки растворила охлаждающая жидкость.

Со своей стороны мы решили провести дополнительный наглядный потребительский тест совместно с лабораторией ООО «НПО „Талис“», собрав для каждого антифриза полноценную модель системы охлаждения автомобиля с заливаемым объемом 2,5 литра.
В смоделированных нами имитациях системы охлаждения поддерживается температура (88 ± 2) °С. По окончании испытаний антифризов на коррозионное воздействие в аккредитованной лаборатории мы сольем охлаждающие жидкости из наших модулей и произведем дефектовку каждого узла установок. Таким образом мы получим наглядное представление о коррозионном воздействии каждого испытуемого антифриза.
Слитые из систем жидкости мы снова отдадим в лабораторию, чтобы выяснить, каковы изменения показателей плотности, водородного показателя, температуры начала кристаллизации и температуры начала перегонки по сравнению с новой охлаждающей жидкостью.
Нас также насторожила в проведенном тесте низкая температура замерзания (-50 °С) у многих антифризов, поэтому мы решили еще провести химический лабораторный анализ состава.
В силу длительного временного интервала результаты данного испытания будут опубликованы в журнале «Движок» уже в 2021 году. Следите за нашими новостями.

Каков итог?

Антифриз Coolstream не уложился по температуре начала кристаллизации даже в новый ГОСТ.

Антифриз Metaco не укладывается в требование обоих ГОСТ по водородному показателю на 0,14 pH.

Антифризы Zekkert, Carville Racing, Felix, Лукойл, Sintec и «Аляsка» соответствуют нормативам по испытанным параметрам.

Впереди длительный тест на коррозионное воздействие, поэтому однозначных победителей выявлять пока рано.

Фотографии радиаторов из личного архива лаборатории являются ярким свидетельством использования некачественных охлаждающих жидкостей и заливки в систему охлаждения двигателя воды из первой попавшейся лужи. Публикуем их для предостережения автовладельцев: вот во что может превратиться система охлаждения и охлаждающий контур двигателя

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector