Чашки русский народный рисунок

Содержание
  1. Загадки узоров русских росписей
  2. Золотые чаши. Хохломская роспись
  3. Снежный фон и синие узоры. Гжель
  4. Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
  5. Три мира узоров. Мезенская роспись
  6. «Здесь живут подносами». Жостовская роспись
  7. Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
  8. «Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
  9. Рисование «Гжельская чашка». Роспись гуашью для старшей группы. Тема недели «На кухне»
  10. Сервизы от Императорского фарфорового завода (ЛФЗ)
  11. Особенности
  12. Описание сервизов советского периода
  13. «Голубые цветы»
  14. «Золотая осень»
  15. «Щедрая осень»
  16. «Золотой сад»
  17. «Северный»
  18. «Зимний вечер»
  19. «Колокольчики»
  20. «Рябина» и «Черноплодная рябина»
  21. «Фрукты»
  22. Обзор современных наборов
  23. «Золотые ромашки»
  24. «Розовые цветы»
  25. «Пейзажный фриз»
  26. «Вьюнок»
  27. «Тонкие веточки»
  28. «Золотой»
  29. «Северная столица»
  30. «Ягоды»
  31. «Замоскворечье»
  32. «Лебединое озеро»

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу. После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Читайте также:  Пленка на глазах у человека лечение народными средствами

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Источник

Рисование «Гжельская чашка». Роспись гуашью для старшей группы. Тема недели «На кухне»

Елена Тимошенко
Рисование «Гжельская чашка». Роспись гуашью для старшей группы. Тема недели «На кухне»

Рисование Гжельская чашка (Роспись гуашью) Старшая группа

Тема недели «На кухне»

Познакомить детей с гжелью.

Учить выделять характерные особенности гжельской росписи,

украшать бордюр чашки простыми элементами росписи

(прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками).

Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета.

Керамическая посуда гжельских мастеров

(чашки, блюдца, кувшины, вазы, чайники, подносы,

образцы элементов гжельской росписи.

Шаблоны чашек из картона, белая и синяя гуашь,

тонкие кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ребята к нам в гости пришла кукла Аленка. У нее завтра день рождения и она хочет пригласить много своих друзей кукол на праздник. Но чайный сервиз у нее разбился. Аленке очень нужна наша помощь.

Надо нарисовать много чашек. Поможем ей в этом. Ответы детей.

Только у куклы есть заветное желание. Ей очень нравится роспись гжель.

Рассказываю детям о гжели:

с давних пор в подмосковной деревне Гжель создают из глины гончарные изделия и игрушки, которые расписывают синей краской по белому фону. Вот посмотрите образцы на картинках и на чашке.

Рассматриваем с детьми узоры на гжельской чашке.

Читайте также:  Свести сухую мозоль народными средствами

Обратите внимание на кайму: она может состоять из повторяющихся сочетаний линий, точек, мазков и т. д.

Кайма расположена в верхней и нижней части изделия.

На центральной части обычно изображаются простейшие цветы из «капелек», «мазков» и «завитков».

Посмотрите, как я буду это делать. Показываю детям на отдельном шаблоне чашки пример узоров на кайме. Обратите внимание, что гжельская роспись рисуется сразу кистью, без предварительного эскиза карандашом. Вспомните, как получить голубой цвет. Самый простой способ получить небесно-голубой цвет – это смешать воедино белую краску с синей в равной пропорции.

Что бы приступить к самостоятельной работе нам, как всегда нужна разминка.

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

Присаживаемся на свои места и приступаем к работе.

Берем шаблоны чашек и, опираясь на образец, украшаем гжельской росписью.

Дети приступают к самостоятельной работе.

Воспитатель по мере необходимости помогает рассказом и показом, нуждающимся в помощи.

Воспитатель: Ребята, кто помнит, кто к нам сегодня пришел и зачем?

Давайте все вместе посмотрим на наши рисунки

Молодцы ребята, у каждого из вас получились необычные, красивые чашки с росписью гжель, вы все постарались.

Фотоотчет над работой проекта «Гжельская роспись» Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: учить выделять характерные особенности гжельского промысла;.

Фотоотчёт занятия «Гжельская роспись» в старшей группе Фотоотчёт занятия «Гжельская роспись» в старшей группе В нашем детском саду в настоящее время работают только дежурные группы (до 12 человек).

Лэпбук «Гжельская роспись» Лэпбук позволяет воспитателю дошкольного образования организовать знакомство воспитанников с определенной лексической темой как с подгруппой,.

Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись» По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись». Рассказывая детям о русских народных промыслах и творчестве, мы заметили что.

Источник

Сервизы от Императорского фарфорового завода (ЛФЗ)

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

История императорского фарфорового завода неразрывно связана с историей появления русского фарфора. На протяжении нескольких веков на предприятии делали эксклюзивные и дорогие предметы по заказу российских императоров. Можно с уверенностью сказать, что российские ученые изобрели рецепт фарфора независимо от европейцев и китайцев.

Особенности

Основала первую русскую порцелиновую мануфактуру в 1744 году Елизавета Петровна. В те времена в России фарфоровую посуду не делали, а привозили из Европы и Китая. Секрет изготовления хранился в строжайшей тайне. Ученый Дмитрий Виноградов разработал собственный состав и технологию производства первого русского фарфора.

Он использовал для этого глину из Гжельской волости, кварц и алебастр из Олонецка. Рецепт включал более 40 ингредиентов, в том числе уникальный состав глазури.

После смерти Д. Виноградова управление мануфактурой передали М. В. Ломоносову. Он изучал разные составы глин, способы обработки и качество после обжига. Именно благодаря трудам Ломоносова был получен фарфор «белее саксонского», открыт оптимальный состав с включением полевого шпата.

Екатерина II присвоила предприятию статус завода и наименование «Императорский». Начался золотой век русского фарфора. Коллекция уникальной посуды, предметов обихода, статуэток хранится сейчас в музее при заводе. Есть экспозиции в Петергофе, в Царском Селе и во многих других музеях, а также в частных коллекциях.

В начале XX века в честь 200-летия Российской академии наук завод переименовали в «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова» (ЛФЗ). В это время развиваются новые технологии промышленного производства. ЛФЗ производит не только посуду для сервировки, вазы, агитационные статуэтки, но и изделия для технического применения.

Именно в советский период было налажено изготовление тонкостенного фарфора, белого и прозрачного. Разнообразные формы, ручная роспись, уникальный стиль оформления. Эти серии и сейчас очень ценятся во многих странах мира, коллекционеры готовы платить немалые суммы за сервизы с клеймом ЛФЗ.

Описание сервизов советского периода

После революции предприятие наладило выпуск не только чайных наборов, но и агитационных сувенирных изделий. Сотрудничество с К. Малевичем, В. Кандинским позволили создать произведения, отражающие дух нового времени. В 1925 году советская республика отправляет лучшие произведения на международную выставку в Париж. Их ожидает успех и персональные награды. ЛФЗ отныне – знак высшего качества.

На Брюссельской выставке в 1958 году комплект с синим рисунком в виде сетки получает золотую медаль. К сожалению, автор А. А. Яцкевич не дожила до этого дня. Анна Яцкевич пережила блокаду и на идею создания узора ее вдохновили воспоминания о блокадном Ленинграде — окна домов с наклеенными крестами бумаги.

Ею же нарисовано клеймо ЛФЗ, которое ставили на посуду. Кобальтово-сетчатые варианты ЛФЗ выпускали около 10 лет, но в СССР производили и другие сервизы.

«Голубые цветы»

Посуду с синими и голубыми цветами на заводе производили в большом количестве. В 30-е годы в оформлении художника И. И. Ризнича изготовили один из первых вариантов. В 60-е выпущен округлый на вид сервиз с крупными синими соцветиями и золоченой окантовкой (автор Н. Славина).

В это же время создан другой — формы «тюльпан» с небольшими ярко-голубыми цветами в оформлении Л. И. Лебединской. В составе: чайник, молочник, чашки и блюдца. Есть еще комплект авторства Беспалова-Михалева формы «репка» — пузатые чайник и чашки с голубыми бутонами на белом поле. Все наборы объединяет трехцветная гамма узоров – сине-черно-золотая.

Читайте также:  У ребенка болит живот народные средства лечения

«Золотая осень»

Набор был выпущен в 70-х гг. XX века. Кроме чайных пар, чайника и сахарницы включает молочник, тарелки для десерта, вазу для цветов, пирожковое блюдо. Главный элемент оформления — осенние листья. Люстровые красители придают рисунку особый металлический блеск. Форма чашек — «тюльпан».

«Щедрая осень»

Осенняя позолота листьев дополнена ярко-оранжевыми плодами, приближая орнамент к народному хохломскому стилю. Автор – А. Н. Семенова. Вид чашек — «ландыш». По составу идентичен предыдущему набору.

«Золотой сад»

Кофейный сервиз с изображением синих птиц в обрамлении золотой листвы, есть растительный ободок из золота по краю чашек в форме «тюльпан».

«Северный»

На десертных тарелках и чашках рисунок в красно-черной гамме, стилизованный под орнаменты северных народов СССР. Блюдца полностью алые, на крышке чайницы фигурка в виде миниатюрного чайника с позолотой.

«Зимний вечер»

Комплект для кофе — яркий образец синего фарфора. Темный кобальтовый узор с золотой росписью поверху, позолоченная окантовка. Снят с производства еще в СССР. Автор – Городецкий В. М.

В 60-70 гг. были произведены несколько чайно-кофейных наборов. С сиреневыми и с розовыми цветками, с позолоченной окантовкой и с перламутровой глазурью. Для каждого характерен уникальный дизайн.

«Колокольчики»

Это высокохудожественное произведение – рифленый фарфор, ручная роспись, золотой кант по краю. В комплект входило 2 чайника – большой и маленький, сахарница, молочник, чайные пары и тарелки для десерта.

«Рябина» и «Черноплодная рябина»

Последний изготовлен в традиционной форме «тюльпан» и включает стандартные принадлежности для чая. На белую поверхность нанесены фиолетовые ягоды с разноцветными листьями. Вариант «Рябина» выполнен в форме «ландыш» с рисунком в виде оранжевых ягод и ржавой рябиновой листвы.

В комплект, кроме стандартных предметов, включены десертные тарелки.

«Фрукты»

Сине-зеленый набор с виноградом, сливами и грушами в обрамлении листьев и золотой ручной росписи. Кроме стандартного состава, есть ваза для фруктов и конфетница.

Редкие сервизы производства ЛФЗ продают на антикварных аукционах по достаточно высокой цене. Например, эксклюзивный выпуск «Индустриальный мотив» был оценен экспертом в сумму около 70 тысяч долларов. Конечно, посуда массового производства не ценится так высоко, но среди коллекционеров есть большой спрос на тарелки военной серии и на вазы середины XX века.

Обзор современных наборов

В 2005 году ЛФЗ вернули название — «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). Сочетая прежний опыт и новые технологии, труд талантливых мастеров, дизайнеров и художников, завод выпускает современные и эксклюзивные серии.

«Золотые ромашки»

Создан еще в 1970 году, был налажен выпуск чайных и кофейных приборов. Затем его сняли с производства. С 2012 года выходит в обновленном виде. Авторы – скульптор Серафима Яковлева, художник Лариса Григорьева. Предметы можно приобрести и по отдельности.

«Розовые цветы»

Вариации на тему цветов очень популярны при оформлении. Коллекция выполнена в лучших классических традициях. Изящный вид, изогнутые ручки, позолоченный орнамент создают изысканную композицию для самого торжественного случая.

«Пейзажный фриз»

Комплект для чая рассчитан на 6 персон, изготовлен из костяного тонкостенного фарфора ручной отливки. Автор рисунка Алексей Воробьевский создал фантастический пейзаж, используя растительные и архитектурные орнаменты.

Контуры чайника и сахарницы напоминает луковки на храмах древнерусских городов. Каждый предмет расписан вручную.

«Вьюнок»

Чайный комплект на одну персону изготовлен из твердого фарфора в традиционном исполнении, включает три элемента: чайную пару и тарелку для десерта. Синие цветы покрыты сверху позолотой.

«Тонкие веточки»

Набор для чая на 6 персон имеет необычную форму «волна»: узкую в нижней части и расширяющуюся вверху. Создан Э. Криммером. Белый костяной фарфор, надглазурная роспись, позолоченная отводка. По верхнему или нижнему краю изображены мелкие темные цветы на тонких ветках с черными и вызолоченными листиками. Автор рисунка – Олевская И. С.

«Золотой»

Столовый сервиз состоит из 24 предметов. Восстановлен в 2008 году по музейному образцу из коллекции Эрмитажа, который был создан в начале XIX века для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны.

В росписи есть синие и зеленые оттенки, растительные и геометрические узоры. Покрыт позолотой и тончайшей гравировкой.

«Северная столица»

Белого цвета посуда для кофе на две персоны с надглазурным оформлением — гравировкой. Изысканный классический вид дополняется тончайшим нанесением изображений известных видов Санкт-Петербурга. Автор – Петрова Н. Л.

«Ягоды»

Создан в 2016, это вариация на тему сервиза 1866 года, изготовленного для будущего императора Александра III и его невесты Марии Федоровны. Основной узор — переплетение черничных листьев и ягод. Фиолетовое и салатовое обрамление создает сочную композицию. Предметы из коллекции можно приобрести по отдельности. Дизайн Н. Л. Петровой.

«Замоскворечье»

Столовый, чайный и кофейный разновидности сервиза с позолотой формы «Александрия», разработанной французскими дизайнерами. Автор цветочного орнамента – Шуляк Г. Д.

Полихромная живопись, геометрические и цветочные орнаменты в древнерусской стилистике, ручная роспись.

«Лебединое озеро»

Набор из трех элементов в коллекции «Русский балет». На каждом – изображение лебединых перьев, переплетения жемчужных нитей. Яркие бусины окантовывают воздушный узор. Центральное место занимают медальоны с изображением балерин, лебедей, озера и замка. Позолота окантовки нанесена вручную.

Источник

Правильные рекомендации