Что общего между народной сказкой и сказкой пушкина

Тема урока: «Пушкинское «Лукоморье». Сравнение народной сказки с литературной сказкой А.С. Пушкина»

Разделы: Литература

Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:

Каждая группа получает задание.

1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить «перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»

2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце. ». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».

3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя:
Из собранного материала отобрать наиболее удачный и составить слайды.

4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет», «постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок, лубочные повествования, гипотеза и др.).

1. Организационный момент

Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.

Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.

2. Актуализация знаний учащихся

– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)

Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.

Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»

Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:

От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:

Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум

И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа знатоков сказок.

4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)

– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов. (Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой).

5. Сопоставительный анализ

Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с литературной сказкой».

Работа с таблицей сопровождается показом слайдов. Приложение 1

Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Обратите внимание на длинные названия сказок.

Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и литературой.

– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.

Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить.

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.

Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался. кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

. Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…

В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:

И я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре».

Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…

Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.

Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.

Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)

Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!

Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

– Согласны вы с этой гипотезой?

– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)

6. Введение нового материала

– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.

Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).

– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки, богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы? (Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)

Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то далеко, у Лукоморья. далее развитие действия:

«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.

– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без окон, без дверей»).

– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!» (У Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало, истинная Русь, которой веет от сказок).

Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил», «видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать, что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).

7. Подведение итогов

Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.

8. Домашнее задание

Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Источник

Исследовательская работа на тему: Что сближает сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане» с народной волшебной сказкой.

«БЕЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ»

ИМЕНИ НИКОЛАЯ РУДЕНКО ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»

Исследовательская работа на тему:

Что сближает сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане» с народной волшебной сказкой.

ученик 3 – Б класса

Ярута Галина Владимировна

Какие бывают сказки?

Чем отличается фантастическая сказка от других сказок?

Сравнение сказки А.С.Пушкина и русских народных сказок.

Путешествие в бочке.

Пословицы к тексту.

Мне нравится сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Поэтому я решил больше узнать о ней. Меня заинтересовало, насколько она похожа на русские народные сказки и может ли существовать такой остров и где он находится.

проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина

Цель работы : узнать, что сближает сказку Пушкина с народной сказкой.

Изучить биографию А.С.Пушкина.

Собрать информацию о фантастических сказках.

Сопоставить народные сказки и сказку Пушкина.

Проследить предполагаемый маршрут бочки.

Подобрать пословицы к сказке.

Ещё раз, более внимательно перечитать художественное произведение;

Найти информацию в библиотеке и в Интернете.

Собранный материал может быть использован на уроках литературного чтения.

Какие бывают сказки?

Кто же мог сочинить волшебную сказку?

В далеком прошлом это были те люди, которые много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том, что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился дух фантастичности. Со временем их повествования становились сказками для детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду.

В фантастической сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победу.

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. ды, завоевывает свое счастье.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники : Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др.

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища.

Они жестоки, коварны и алчны. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды. (Загадывают три загадки, задают три задания)
Обязательным элементом народной сказки является необычная концовка. Шуточная или ироническая она подчеркивает условность рассказываемого и возвращает слушателя в реальность: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попадало», «Сказка вся, больше врать нельзя» и т.п.

Похожи ли народные сказки и сказки Пушкина.

В сказке А.С.Пушкина тоже есть положительные персонажи.

Это: князь Гвидон. царица, Царевна Лебедь.

Чудесные помощники: тридцать три богатыря, белка с изумрудными орешками.

Противники положительных героев: ткачиха, повариха, сватья баба

Волшебство тоже происходит. Князь Гвидон разговаривает с волной и она его слушается, Лебедь превращает князя в комара, муху, шмеля, подводой живут тридцать три богатыря.

Троекратно повторяются эпизоды.

Три раза купцы проезжали мимо острова Буяна, трижды князь Гвидон превращался в насекомое.

А вот концовка сказки отличается от народной. Царь Салтан помиловал повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.

Он не стал их наказывать.

(Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.)

Предполагаемый маршрут бочки.

Изучив в интернете немало статей я решил, если А.С.Пушкин русский поэт, то и описывает события происходившие в России. Так как царица с ребёнком в бочке не замёрзла, я исключил северные моря. Я предполагаю, что бочку с царицей и ребёнком выбросили в Азовское мое. Она проплыла через Керчь и попала в Чёрное море. Проплыла через Феодосию и её выбросило в Судаке. Вывод: остров Буян находится где-то в Чёрном море.

Какие пословицы подходят к сказке?

Где счастье плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.

Изучив сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» я пришёл к выводу, что она очень похожа по строению на русскую народную сказку. Я думаю что похожие сказки рассказывала Пушкину его няня. А то что в своей сказке Пушкин решил никого не наказывать это желание автора. Я думаю что главный смысл «Сказки о царе Салтане» состоит в том, что правда всегда открывается, рано или поздно. А добро торжествует над злом и черной завистью. Сказка учит быть находчивым, целеустремленным и, вместе с тем, добрым и отзывчивым.

Источник

Литературные сказки. Сказки Пушкина. Сходства и разлиция лит. И народных сказок.

СКАЗОЧНЫЙ МИР А.С.ПУШКИНА.

XIX век русской литературы принес с собой удивительное явление: всистеме письменных литературных жанров прочное место заняла сказка,вплоть до последних десятилетий XVIII века туда не допускавшаяся. В от-личие от фольклорной, литературная сказка — творение авторское. Но,глубоко оригинальная, она учитывает законы устной художественной сло-весности. Фантастика в ней — сюжетообразующий фактор, важный крите-рий характеристики персонажей.Из всей литературы сказки первыми проникают к людям разных сосло-вий, и проникают рано, когда душа открыта всему высокому. В России ис-стари любили сказки. Но Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)»усилил народную песню и сказку блеском своего таланта», оставив неиз-менными при этом »их смысл и силу» (М.Горький). Если Погорельский,Ершов, Аксаков — авторы преимущественно одной сказки, то Пушкинсоздал целый сказочный мир. Русская сказка — явление многовариантное,и в литературном наследии Пушкина есть примеры всех жанровых разно-

видностей сказки. Тем не менее, главное место в нем заняли сказки вол-шебные, создавшие Пушкину возможность открывать национальное в об-щечеловеческом, а в национальном — общечеловеческое.Популярный в европейском фольклоре сюжет »мертвая царевна»(»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, 1833) восходитк мифу об умирающем и вновь воскресающем божестве, олицетворяющемрастительную природу. Под пером Пушкина-сказочника он приобретаетокраску национальную, наполняется деталями, характерными для леген-дарной эпохи средневековой Руси.В основу пушкинской »Сказки о царе Салтане, о сыне его славном имогучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевнеЛебеди» (1831) также положены литературные традиции, освященные вре-менем. Салтан и Гвидон — персонажи лубочной »Сказки о Бове-королевиче». Представляя собой переработку средневекового европейскоговолшебно-рыцарского романа, в России XIX века эта книга имела широкоехождение. Бабариха в »Сказку о царе Салтане», напротив, пришла из»Песни о дурне». Подобные песни в XI-XVII веках пели русские скоморохи

— актеры, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики,акробаты. Наряду с былинами, историческими и ирическими песнями, вXVIII веке скоморошины собрал и обработал некий Кирша Данилов (Ки-рилл Данилович). Он опубликовал их в 1804 году под названием »Древние

российские стихотворения», сделав достоянием широкой читательскойпублики. Вполне естественно, что и Пушкин, национальную устную лите-ратуру знавший не понаслышке, свои собственные сказочные образы соз-давал в народнопоэтическом духе. Безымянному фольклорному Островупо ассоциации с русскими заговорами он присваивает собственное имя

»Буян», с определением »буйный» связывая представление о плодородии иактивной жизненной силе растительного мира (»буйный лес», »буйныетравы»).В сказках Пушкина »о людях» проблемы любви, жизни, смерти – глав-ная линия повествования. Из всех жанров литературы именно сказка дава-ла поэту возможность наиболее прямо и непосредственно выразить свой

идеал, свою собственную концепцию мира и человека. Автор размышляетв них о полноте человеческого существования, достигаемой, как ему пред-ставляется, не только в минуты счастья. Неотъемлемая часть земного пути- печали и беды, и человек обязан принять их достойно.По мнению поэта, мужчине природой назначено руководить и царство-вать. Удел женщины — быть женой и матерью. Потому Салтану (»Сказка оцаре Салтане») не интересны девушки, »весь крещеный мир» жаждущиепоразить своим ткацким или поварским искусством. А вот речь третьей се-стры ему по душе: как и Салтан, она ищет простого человеческого счастья,

мечтает о семье, о любви, о детях. В беззащитной царице-матери сказоч-ник видит, в первую очередь, обыкновенную женщину. »Горькойвдовицей» стенает и »вопит» она день напролет: при живом муже лишиласьподдержки, и вот с сыном-младенцем брошена на произвол судьбы, в»бездну вод». Зато ее сын — ребенок лишь до поры до времени. И не толь-ко потому, что по традиционной сказочной формуле »растет не по дням, апо часам». Когда Гвидон »волну торопит», он еще »дитя», или, по христиан-

Истинный герой в изображении Пушкина действует, и, в подтвержде-ние мужской и княжеской доблести, по законам сказочного жанра, удо-стаивается целой страны во владения — такой, как чудесный город Гвидо-на.

Оригинальны образы героинь пушкинских сказок. Оказавшись в незна-комом месте, молодая царевна делает то, что в подобных случаях положе-Скромно и просто продолжает она себя держать и на пиру, устроенномбогатырями по случаю милой гостьи. Поведение ее столь естественно иорганично, что, по мнению Пушкина, характеризует русских женщин во-обще. Потому индивидуального имени нет также ни у »обыкновенной» ца-рицы в »Сказке о царе Салтане», ни у царицы-матери в »Сказке о мертвой

царевне». Даже собственное имя волшебницы — »Лебедь», вслед за народнопоэтическим »лебедушка», у Пушкина становится символическим. Оноолицетворяет в себе женскую чистоту, непорочность, гармонию: в русскихобрядовых (свадебных) песнях так называли девушек-невест, прекрасныхи внешне, и внутренне.Когда главное свое дело женщина выполняет хорошо — по достоинст-

ву и награда. Сына »в аршин» дает Бог Салтану и его жене (»Сказка о цареСалтане»). Царице-матери, которая »ждет-пождет с утра до ночи» своегосупруга из дальнего похода, »в сочельник в самый, в ночь» Бог дает дочь(»Сказка о мертвой царевне»). Ее дочь-царевну судьба тоже вознаграждает:за девическую скромность, за женскую кротость, за человеческую незло-бивость. Для характеристики своих героинь в подобных случаях поэт уме-ет найти и выразительный эпитет, и »говорящий» глагол, и меткое сравне-ние в духе народной песни: »И царица над ребенком, / Как орлица надорленком» (»Сказка о царе Салтане»). Когда же счастье женщины-матери и

супруги оказывается под угрозой, в интонациях повествователя пушкин-ских сказок появляются нотки тревоги.В произведениях поэта много массовых сцен. Народ у Пушкина крас-норечив и когда высказывается, и когда хранит молчание. Народныйвзгляд на вещи иногда представляется внешним: »Ни ступить, ни молвитьне умеешь, / Насмешишь ты целое царство» (»Сказка о рыбаке и рыбке»).

Но народное безмолвие может быть по-настоящему угрожающим (финал»Бориса Годунова»). Реакция большинства порой причиняет боль: »Кто вглаза ему смеется, / Кто скорее отвернется» (»Сказка о мертвой царевне»).И все-таки суд »честного народа» является праведным: »Не садися не всвои сани!» (»Сказка о рыбаке и рыбке»). »Свет о белке правду бает»(»Сказка о царе Салтане»), — говорит поэт, подразумевая, что сила народа— в естественности исповедуемых им этических норм. Не зря же, любядругого, но, почти не имея надежды на воссоединение с ним, »мертвая» ца-ревна отказывается выйти замуж. Жениху дано слово, и оно нерушимо, даи не покупается счастье ценой несчастья других! Вот и могущественнаяЛебедь предостерегает Гвидона от неверного шага: »Жена не рукавица: / Сбелой ручки не стряхнешь, / Да за пояс не заткнешь» (»Сказка о цареСалтане»). Эту народную мудрость высоко ценил Пушкин. В сложныхнравственных ситуациях, случающихся не только в жизни сказочных геро-ев, но и в реальной действительности, истинно русский человек, тысячеле-тиями живший в коллективе, привык »оглядываться» на соседа, подметилпоэт. Поэтому молодая девушка в его сказке проявляет поистине женскуюмудрость. Она отказывает. Но отказ ее не обиден, потому что отвергаемыепризываются в советчики: »Как мне быть? ведь я невеста?» Такой поворотдела не может не вызвать ответного благородства, и »честные молодцы» оженитьбе больше »не заикаются». Таким образом, в сказках Пушкина вос-создается атмосфера идеальной национальной народной этики. Царицатерпеливо ждет мужа у окна и смотрит в поле »с белой зори до ночи». Ко-ролевич Елисей »отправляется в дорогу, помолясь усердно богу». Семеробратьев соблюдают обычай гостеприимства, определенными этикетнымиформулами »вызывая» незнакомца, посетившего их дом. Царевна-девушкадружно живет в тереме с богатырями: »Им она не прекословит, / Не пере-чут ей они». И т. д.Пушкин понимает, что нормы поведения и нравственности провереныжизнью не одного поколения людей, выработаны в результате длительноговзаимодействия человека с природой. Потому художественное простран-

всей его душевной тонкости более терпелив и настойчив в поисках про-павшей невесты. Он может »горько плакать», но вновь и вновь будет бро-саться с призывом о помощи ко всем, вплоть до природных стихий, надкоторыми, в отличие от Гвидона, не властен. Любовь в пушкинских сказ-ках побеждает все. Даже пушкинский Поп, хотя и жаден, искренно любитжену и детей. А Балда, вопреки устоявшемуся в народной традиции отно-шению к нему как к глупцу и »бестолочи», не только обладает незауряд-ным умом, ловкостью и смекалкой, но способен вызвать симпатию у про- тивоположного пола. Как намекает на то Пушкин, поповна-то лишь о неми »печалится»!В отличие от законов фольклорного искусства, в отношении к ЗлуПушкин не столь суров и категоричен. В представлениях народа идеяуничтожения противника имеет магический смысл, а у Пушкина действуетэтика гуманизма: все зло людского существования в мире презренно и об-речено на гибель. Исчезнут ненависть, корысть, зависть, тиранство и неиз-бежно восторжествует гармония.»Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благо-уханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. читая его творе-ния, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Бе-линский).

Источник

Читайте также:  Польза соли в народной медицине
Правильные рекомендации
Adblock
detector