Что относится к жанру русского народного творчества

Народное искусство слова — устное творчество

Устное народное творчество – это огромный пласт русской культуры, который формировался на протяжении нескольких веков. В произведениях, относящихся к фольклору, ярко отражены чувства людей, история страны, серьезные размышления о жизни. Основная часть сказаний имеет стихотворную форму, поэтому их легко запоминать и передавать потомкам.

Особенности русского фольклора

Если внимательно вчитаться в народные произведения, то не составит труда отметить тот факт, что в них заключено невероятно много: творчество людей, история Руси, веселье. Ведь не зря в переводе с английского языка слово «фольклор» означает «народная мудрость».

Слушая древние былины, сказки и песни, человек невольно начинает задумываться над серьезными вопросами: как бороться за счастье, каким образом улучшить собственную жизнь, что нужно высмеять или порицать.

Жанры устного народного творчества

Разновидности фольклора включают в себя: сказки, песни, загадки, поговорки. Иными словами, всё, что существовало на протяжении многих веков и передавалось от старшего поколения к младшему.

Порой рассказчики дополняли повествованием что-то от себя, корректируя образы или детали. Таким незаметным способом творчество совершенствовалось и оттачивалось до идеала.

Песни

Уникальный словесно-музыкальный жанр. Это небольшое лирическое или повествовательное, созданное исключительно для пения. Они классифицировались на несколько разновидностей: романтические, плясовые, обрядовые и исторические. В произведениях выражаются чувства и эмоции одного человека, который олицетворяет собой весь народ.

В них можно отыскать и любовные трагедии, семейные или бытовые события, размышления о жизни. В музыкальных произведениях часто применяют параллелизм. Это литературный прием, когда на природу переносят настроение лирического героя.

Исторические песни посвящены популярным личностям и событиям, например, покорение Ермаком Сибири или Полтавская битва со шведами.

Былины

Впервые данный термин появился в девятнадцатом веке. Ввел его русский археолог Иван Петрович Сахаров. Это устное народное творчество, выраженное в форме героической или эпической песни. Подобные сказания зародились в девятом столетии, с их помощью славяне выражали исторические события страны.

Главные персонажи былин – богатыри. Они являлись воплощением мужества, мощи и любви к Родине. Самые популярные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко и т.д.

В основе сюжета – реальные события, дополненные фантазийным вымыслом. В былинах богатыри в гордом одиночестве легко справляются с ордой татар, Змеем Горынычем и прочей нечистью. В старинные времена данное творчество пользовалось невероятной популярностью.

Сказки

Их важно отличать от былин. Поскольку произведения полностью основаны на выдуманных событиях. Сказки могут иметь бытовой характер (люди изображены в повседневной жизни) или волшебный (с участием магических существ).

Главное отличие от других форм фольклора заключается в оптимистическом сюжете. Добро всегда побеждает зло.

Легенды

Еще одни произведения устного народного творчества. В основе сказаний лежат чудесные битвы, фантастические твари или невероятное волшебство. Причем слушатели воспринимают подобный рассказ как события, происходившие в реальной жизни. Существуют легенды о происхождении народностей, подвигах настоящих или вымышленных героев.

Загадки

Это иносказательное описание определенного предмета или события, которое основано на метаморфическом сходстве. Отличаются небольшим объемом, ритмической структурой, часто рифмованы.

Главное предназначение загадок – развитие сообразительности. Имеют разнообразное содержания и тематику. Об одном природном явлении или животном может быть большое количество вариантов. Причем каждая загадка характеризует объект с разных сторон.

Пословицы и поговорки

В первом случае речь идет о ритмическом и кратком высказывании. Чаще всего имеет двухчастную структуру, подкрепленную рифмами и ассонансами.

Поговорка является образным выражением, оценивающим некоторые жизненные события. В отличие от пословицы она не представляет собой цельное предложение. Это лишь кусочек определенного высказывания, которое является частью народного творчества.

Колыбельные песни

Относится к малым жанрам устного творчества. Славяне называли их байками. Наименование фольклора произошло от слова «баять» – «говорить». Старинное обозначение колыбельных звучит, как «шептать».

Подобное название «приклеилось» к ним неспроста. Самые древние произведения имеют прямое отношение к заговорной поэзии. Например, крестьяне, который боролись со сном, непрерывно твердили: «Дрёма, уйди от меня».

Пестушки и потешки

В центре сюжета маленький ребёнок. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить». Это коротенькие приговоры, с помощью которых в первые месяцы жизни малыша, близкие комментировали каждое его новое движение.

Пестушки плавно переходят в потешки. Забавные песенки, сопровождающие игры с крохой с пальчиками и ручками. Данное направление фольклора весьма разнообразно. Самые популярные потешки – «Ладушки» и «Сорока». Часто в них отражается нравоучение. Например, в «Сороке» птичка всех детей накормила кашей, кроме маленького лентяя (мизинчика).

Прибаутки

В первые года жизни крохи нянечки и мамы пели песенки, не связанные с забавами и играми. По содержанию напоминают зарифмованную сказку. Например, о петушке-золотом гребешке, который летал на Куликово поле за овсом.

Обычно в прибаутках отражается яркое событие либо стремительное действие, которое соответствует активной натуре малыша. Обладают сюжетом, но кроха в столь юном возрасте не может его запомнить, поэтому родители стараются ограничиться одним эпизодом.

Игровые приговоры и припевы

Используются для связи некоторых элементов игр или для ее начала. Иногда выполняют роль концовки, определяя последствия, которые неминуемо настигнут нарушителя правил.

Причем забавы имели невероятное сходство с повседневными занятиями крестьян: жатва, охота, посевная. Воспроизведение подобных дел в четкой последовательности с помощью частого повторения с малых лет прививало ребёнку уважением к традициям и порядку.

Небылицы

Сказочные истории небольшого объема с ярко выраженной юмористической составляющей. События преподносятся с необычной стороны. В произведениях описывают сюжеты, которые никогда не произойдут в реальной жизни.

Основное предназначение небылиц – произвести комический эффект, иными словами, рассмешить аудиторию, слегка пофантазировать и повеселиться.

Скороговорки

Коротенькая шуточная фраза, выстроенная на сочетании труднопроизносимых звуков. Были придуманы в древности, чтобы развлекать молодежь. В наши дни широко используется для коррекции дефектов речи.

Произведения из категории потешного жанра. Их нужно произносить очень быстро. Главная задача говорящего не споткнуться и без запинки произнести всю фразу. Скороговорки могут быть с рифмой или без неё.

Частушки

Народный юмор. Песни и пляски под простенькие и задорные стишки, которые придуманы на ходу. Состоят из четырех рифмованных строчек. Это уникальный вид русского фольклора. Подобные напевы чаще всего придумывала молодежь во время народных гуляний или домашних посиделок.

Приметы

Русское устное народное творчество сложно представить без этого жанра. Он практически не изменился с древних времен, сохранив мудрость, которую заложили наши предки.

Зарождение примет объяснялось тесной связью людей с природой. Славяне чутко относились к любым изменениям в окружающей среде и находили тонкую связь между происходившими явлениями.

Постепенно наши предки облекли наблюдения в слова. Так и появились на Руси приметы, которые на протяжении веков несут знания предков. Основная часть высказываний затрагивает повседневную жизнь и дом.

Заклички

Одно из главных богатств русского фольклора. Это маленькие песенки, часто с юмористическим наклоном. Сопровождаются игровыми действиями. Сюжеты закличек разнообразны. Они могут затрагивать природные явления, животных, магических существ.

Считалки

Малый жанр словесного искусства. Зародился много веков назад, но до сих пор не потерял актуальности. Правда, в наши дни считалки используют крайне редко. Если только ребятня в процессе игр, да и то в исключительных случаях.

В давние времена к подобному творчеству часто обращались взрослые люди. Считалки помогали распределить трудовые обязанности. Ведь в старину многие направления деятельности несли в себе угрозу для жизни и здоровья. Поэтому браться по собственной воле за них люди не желали.

А считалки по-честному распределяли обязанности, чтобы никто не «обижался». Конечно, в современности, подобная «важная функция» считалок не нашла применение.

Заговор

Одно из удивительных направлений народного фольклора. Древний жанр отличается сложной структурой и продолжает существовать и в наше время. Сейчас функции заговора слегка изменились, но он по-прежнему выполняет роль «магического орудия». Его используют, чтобы помочь заговаривающему добиться желаемого.

Заключение

В устном народном творчестве отражены не менее яркие образы, чем в художественных произведениях. Своеобразные и точные рифмы, причудливые и красивые звучания, удивительные сюжеты – это сплетается в единое кружево, которое выражается в частушках, потешках, загадках. Подобные шедевры могли создать только великие мастера слова – славяне.

Читайте также:  Персонажи татарских народных сказок

Из видеоролика вы узнаете интересные факты об одном из популярных жанров фольклора — прибаутках.

Источник

Устное народное творчество — источник вековой мудрости

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Некоторые примеры погодных примет:

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

Читайте также:  Папилломы народный способ лечения

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Источник

Жанры народного творчества

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.
Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках.
«…Древние цивилизации – не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения – часть современной культуры.
Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями».
(Л.Н.Боголюбов)
5.1 Определение народного творчества

Народное творчество – художественное народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования.
В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.
Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным по времени.
Для всех жанров народного искусства характерно, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию.
Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.
Следует также отметить и долго сохраняющуюся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров. В народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью и характером связана с поэзией, трудовыми движениями, танцами.Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

5.2 Народное творчество (фольклор)
Фольклор – устное народное творчество, включающее:

· сказки,

· пословицы и поговорки,

· колыбельные песни,

· загадки,

· потешки и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа.Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

· обогащая словарь,

· развивая артикуляционный аппарат,

· фонематический слух,

· давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству музыкальных руководителей некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.
5.3 Колыбельные песни
Много песен создано народом:

Читайте также:  Синдром впв лечение народными средствами

· пестушки и потешки,

· колыбельные,

· заклички,

· прибаутки,

· небылицы.

Обратимся к колыбельным песенкам, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает,
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

· напевное выделение голосом гласных звуков,

· наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
5.4 Детский фольклор.
Потешки, заклички, считалки
Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же еще относится к детскому фольклору?

· Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т.п.).

· Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

· Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, прибаутка или закличка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Фольклор для детей не исключение из общего правила – это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества.В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение.Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.
Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом считалка помогает работать над звукопроизношением.
Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр – глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.

· певуч и поэтичен,

· содержит много метафор, образных сравнений,

· метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.
Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.
Народные сказки делятся на следующие группы:

· о животных,

· волшебные,

· бытовые,

· авантюрно-новеллистические,

· докучные.

Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Загадка

«Загадка – ключ словесного образа,
зерно поэзии, метафора».

М.А.Рыбникова
Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.
Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.
Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой.
Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях.
В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождения тождества или сходства различных предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций.Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

· скороговорки,

o чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи;

o считалки (элемент игры);

o зазывалки (тип песенок)

Главная → Реферат → для студента → Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников

Источник

Мои рекомендации