Что такое казахская народная музыка

Традиции музыкального творчества казахов

Издревле, в традиционной культуре казахов значительное место занимала музыка и основные ее носители народные инструменты –кобыз, домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, шертер, жетыген, керей, асатаяк, конырау и др. Их формирование и развитие происходило в тесной связи со становлением музыкальной культуры соседних народов, что было обусловлено общностью языков, уклада жизни, обычаев, обрядов, ритуалов и др.

Одним из самых ранних музыкальных инструментов казахов можно считать – сыбызгы, который изготавливали из полого стебля растения курай. Очень простая форма и постоянная доступность материала сделали его невероятно популярным среди казахских музыкантов. Звучание его весьма своеобразно и напоминает нечто дрожащее, словно пребывающее в волнении и трепете, будто, где то вдалеке плывут высокие звуки флейты.

Сыбызгы был излюбленным инструментом на летних пастбищах, отлично вливался в оркестр на свадьбах, обязательно присутствовал при рождении ребенка или прибытии почетного гостя.

Домбру было совсем не сложно изготовить в условиях кочевого быта, и история ее возникновения уходит корнями вглубь веков, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Хорезма и Казахстана, подтвердившие весьма почтенный возраст этого инструмента.

Одной из особенностей домбрового исполнения, является сольная форма игры. Домбра не нуждалась в оркестровой поддержке, а потому способствовала выдвижению ярких и талантливых исполнителей в различные исторические эпохи, чьи имена казахский народ бережно хранит и поныне.

Особое место в музыкальной культуре казахов занимают народные песни.

Отрадно, что традиции песенно-поэтического искусства дошли до наших дней, во многом благодаря преемственным связям народных музыкантов и исполнителей.

Вообще понятие «акын» включает в себя очень широкий, собирательный смысл. Воистину талантливым считался тот исполнитель, кто умел захватить слушателей филигранным рисунком стиха, стремительной искусной импровизацией и бьющей через край энергетикой происходящего действа.

Акыны-импровизаторы пользовались заслуженным почетом и уважением, были желанными гостями и любимцами народа. Ведь когда-то хорошая песня ценилась дороже отары овец и табуна лошадей.

Практически до ХХ века казахи придерживались родового уклада жизни, и любое значимое семейное событие отмечали торжественно, обставляли соответствующими обрядами, которые были поводом для создания напевов, как правило, служившими пояснением происходящего ритуала.

Обрядовые песни похоронно-поминального цикла носили не только ритуальный характер, но и эстетические функции. В такой цикл входили произведения, которые в характерной национальной манере показывали печаль, скорбь, тоску, горестное состояние. Отсюда и названия – «Дауыс» (стенать, причитать), «Жылау» (голосить).

Множество песен связано с жизненным циклом человека, скотоводческим календарем, кочевым образом жизни. Все это находило свое отражение в народной лирике, которая выражалась очень красивыми, пронзительными напевами, например, «Ауылым кошып барады» («Откочевал мой аул»).

В полной мере казахское народно-песенное творчество также богато любовными песнями, песнями-призывами, песнями-сказками.

Ведь именно они, испокон веков были для народа непосредственным источником знаний, несшим людям понимание красоты мира и возвышенности чувств.

Источник

Статья «Традиционное музыкальное искусство казахского народа.»

Традиционное музыкальное искусство казахского народа.

Характерными чертами которой являются:

• высокий исполнительский профессионализм;

• многообразие авторских произведений и индивидуально-стилевых систем;

• наличие жанров, не характерных для народной песни, кюя-песни о назначении искусства, об исполнении песен, песни-завещания, кюи-арнау (посвящение) и др.

• интонационно-насыщенная, развёрнутая, виртуозная мелодика;

• общественное признание, постоянные странствия.

Представителями и носителями профессионального искусства устной традиции были акыны, салы, сере, жырау, жыршы, кюйши.

Выдающимися представителями домбрового искусства являются Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Таттимбет, Сугур, Казангап, Туркеш и др.

Айтыс и тартыс. Профессиональное искусство казахских музыкантов выработало свои формы бытования. В честь приезда в аул известных певцов, кюйши обязательно устраивался прием гостей, праздник, в рамках которого и происходило выступление артистов. В память о встрече гостеприимным хозяевам дарилась песня или посвящался кюй. Большие тои, асы сопровождались выступлением акынов, жыршы, кюйши.

Тематика айтысов была разнообразной: поднимались злободневные общественные вопросы, родовые отношения, нравственные темы, эмансипация женщины, справедливость, тема личности, искусства и др. Наиболее знаменитые айтысы оставались в народной памяти в форме поэм. Согласно традиции такая поэма складывалась побежденным акыном. Одним из широко распространенных поэтических состязаний является айтыс Биржана и Сары. В нем разоблачаются феодальные устои, обычаи, нравы, поднимается тема свободы личности, равенства женщины. При равном соперничестве Биржан все-таки побеждает поэтессу Сару, используя тот факт, что она вынуждена была выйти замуж за нелюбимого человека. Сара, признав свое поражение, высказала свою боль по поводу бесправного положения казахской женщины. Таким образом, она затронула острую социальную проблему о женском неравноправии. Текст айтыса был записан в 1872 г. собирателем произведений казахского народного творчества Ж. Шайхисламулы из уст самой Сары. Большим его достоинством является высокохудожественная поэтичность языка, яркая образность, прославление силы искусства. Айтыс Биржана и Сары лег в основу одноименной оперы выдающегося композитора М. Тулебаева (либретто К. Джумалиева) и стала одним из лучших достижений оперного искусства Казахстана.

Жанр айтыса продолжает жить в казахском искусстве до настоящего времени.

В истории инструментальной музыки остались известными многие тартысы между выдающимися музыкантами, например, между Курмангазы и Даулеткереем, между Казангапом и Усен-Торе и др.

Интересный тартыс (состязание), участником которого был Таттимбет, описывает в своей книге академик А. Жубанов: «Они сыграли множество кюев. Гордая девушка знала себе цену. Она была уверена, что «не всякий табунщик ей чета». Поэтому она не смутилась, когда вошел Таттимбет, ставший к этому времени известным как выдающийся кюйши этих мест. Она гостеприимно встретила молодого человека приятной внешности, сама в знак уважения налила ему чаю, ее обходительность тронула Таттимбета. После чая он вежливо попросил у девушки ее домбру, но она первой сыграла свой кюй и только после этого вручила инструмент Таттимбету. Тем самым она дала понять, что не боится показать гостю свои приемы, хотя перед ней сидит прославленный домбрист рода Аргын. Предание говорит, что, принадлежа к роду Найман, не менее многочисленному, чем Аргын, она готовилась защищать честь своего рода. Соперники обменялись многими прекрасными кюями, число которых подсчитывали слушатели, сидящие вокруг. Таттимбет сыграл 40 кюев, девушка же остановилась на 39-м. Таким образом, она считалась побежденной».

Читайте также:  Что улучшает кровообращение головного мозга народными средствами

Традиционные казахские устные состязания художественно отражали историческую деятельность.

Таким образом, формируясь и развиваясь на основе многовековой музыкальной традиции, профессиональные музыканты устной традиции создавали произведения высокой художественной выразительности.

Творчество жырау. Выдающимися литературными памятниками средневекового Казахстана являются как достижения в области письменной литературы, так и творчество мастеров устного музыкально-поэтического профессионального творчества.

Традиционный уклад жизни кочевников во многом повлиял на формирование и распространение определенных видов искусства, таких как поэзия и музыка. Именно в области музыкально-поэтического творчества были созданы подлинные эстетические ценности, передаваемые из поколения в поколение в устной форме. Устность и импровизационность являются главной особенностью казахской музыкально-поэтической культуры.

• стихотворения-посвящения, направленные властителям;

• героические песни, восхваляющие храбрых воинов;

• походные песни, стихотворения-призывы;

Героический эпос (бытырлар жыры) возник задолго до образования казахского ханства. Исторические корни эпоса связаны с подлинными историческими событиями: с защитой родины от внешних врагов, с действиями конкретных личностей. Сюжеты построены на развитии образа батыра, наделенного высоким чувством патриотизма, любви к земле, отваги, преданности народу. Примерами могут служить «Алпамыс», «Кобланды», «Ер-Таргын», «Камбар батыр» и др.

По музыкально-выразительным средствам исполнение эпоса распределяется на 3 вида:

песенно-речетативный («Кыз Жибек», «Алпамыс»);

музыкально-завершенный («Камбар батыр»).

Монументальный жанр эпоса представлен в казахском искусстве не только в количественном изобилии, жанровом разнообразии, но и в различных видах его музыкального воплощения. Это свидетельствует об удивительно развитой культуре эпической традиции, о высоком профессиональном мастерстве представителей традиционного искусства.

1.Абай. Слова назидания. Алматы, 1995, с. 69

1.Турсынов Е. Возникновение баксы, акынов, сере и жырау. Астана, 1999.

2. Кунанбаева А. Жанровая система казахского музыкального эпоса. Опыт обоснования // Музыка эпоса. Йошкар-Ола, 1989.

Источник

Казахская музыка

Казахская народная музыка имеет многовековую историю и тесно связана с казахским фольклором. Легенды, сказки и эпосы рассказывали под музыкальное сопровождение, и в основном, это были импровизации. Довольно долгое время музыкальные знания передавались от учителя к ученику устно, нотной грамоты в Казахстане не было. Но при этом были свои правила и ритмика. Исследователи выделяют в традиционной казахской музыке пяти- и семиступенчатые виды звукоряда и ритмической структуры.

Казахские музыкальные инструменты появились очень давно, и первоначально предназначались для подачи сигналов на охоте, во время кочевки, и для религиозных шаманских ритуалов. Самыми известными инструментами в Казахстане являются кобыз, домбра, дабыл, жетыген.

Кобыз – струнный смычковый инструмент необычной формы. Его изготавливают из цельного куска дерева, в котором выдалбливается резонатор в форме полусферы с двумя отсеками. Струны кобыза делают из конского волоса. Домбра – струнный щипковый инструмент с каплевидным резонатором и двумя струнами. Домбра – один из древнейших музыкальных инструментов, и до сих пор распространен в нескольких странах Центральной Азии. Дабыл – ударный инструмент из класса литавр, похожий своей формой на сковороду. Дабыл имеет круглый барабан, обтянутый с двух сторон кожей. Когда-то с помощью дабыла подавали различные военные и кочевые сигналы. Жетыген – щипковый инструмент с семью струнами, напоминающий русские «гусли» или китайский «цисяньцинь». Жетыген – один из древнейших инструментов, который звучит и сегодня, часто в роли солирующего инструмента в казахских музыкальных произведениях.

В XV-XVIII веках на территории Казахстана зародился уникальный музыкальный жанр – кюй. Этот жанр представляет собой исполнение музыкального произведения на домбре с особой тональностью и ритмом. Самый известный исполнитель кюя – казахский композитор Даулетгерей, живший в XIX веке.

В XIX веке, вместе с приходом колониальных войск Российской империи, происходит интеграция казахской музыки в культуру мира: казахские музыкальные традиции начинают изучаться российскими и европейскими музыковедами, и в то же время, казахские музыканты знакомятся с музыкой мира. Происходит взаимообогащение культур, появляются новые имена в истории музыки Казахстана – Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбайулы, Ыкылас Дукенов и другие.

В начале XX века в Казахстане формируется школа академической классической музыки, образуются народные оркестры, композиторы пишут симфонии, партии для оперы и балета. При этом происходит синтез классической и казахской народной музыки. Вместе с этим, ведется работа по записи фольклорных произведений, создаются различные сборники народной музыки, например «500 казахских песен и кюев».

Сегодня казахская народная музыка считается достоянием культуры Казахстана, композиторы и музыканты создают новые произведения с обилием народных мотивов, а также сохраняется история музыкального творчества. Один из лучших способов ближе познакомиться с историей казахской музыки – посетить Музей музыкальных инструментов в Алматы.

Читайте также:  Что такое народный праздник определение

Источник

Казахская национальная музыка

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения от младенцев до глубоких старцев.

«. Двери в мир открыла песня для тебя.

Песня провожает в землю прах, скорбя.

Так внимай ей чутко и цени, любя!»

Изображение кобыза было обнаружено на наскальных рисунках в районе древнего Улытау и Каркаралы. Некоторые ученые полагают, что среднеазиатский смычковый инструмент, подобный кобызу, через арабов и иранцев (у иранцев и азербайджанцев коркыт называется кеманча) попал в Византию и Испанию, где стал предшественником современной скрипки. Известно около двух десятков наигрышей на кобызе (кюев), приписываемых Коркыту.

В древности кюи, исполняемые на кобызе, были посвящены в основном птицам и животным. К примеру, существуют такие мелодии, как «Акку» («Лебедь»), «Каз» («Гусь»), «Нар» («Верблюд»); охоте посвящены кюи «Аксак кулан» («Хромой кулан»), также существовали и кюи-плачи о детях и детенышах зверей. В казахской музыкальной культуре кюй-посвящение называется Арнау.

Помимо кобыза в традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау. Формирование и развитие всех казахских традиционных инструментов на протяжении веков происходило в тесной взаимосвязи с инструментами соседних народов, что можно связать с общностью языков, обрядов, ритуалов, обычаев, кочевого образа жизни [2, 59].

Народные песни занимают особое место в музыкальной культуре казахов. Традиционно, помимо песен в народное творчество казахов входили также музыка (музыкальный аккомпанемент), поэзия, обряд, элементы сценическо-драматического и певческого искусства и инструментальное музыкальное исполнительство. Народные певцы, исполняющие свои песни под сопровождение домбры, в казахской и киргизской культуре назывались акыны. Зачастую они пели перед публикой или выступали в айтысе, то есть песенно-поэтическом состязании певцов-акынов и домбристов-кюйши. Наиболее талантливым считался тот, кто захватывал музыкой, песней и искусной импровизацией многочисленных слушателей. Для того, чтобы добиться истинного мастерства в своем деле, акыны, жырши и домбристы должны были обладать высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, памятью, способствовавшей сохранению в традиции казахов многих видов и родов музыкального искусства. Для народа музыкант всегда был символом возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. На протяжении веков певцы-акыны пользовались большим почетом и уважением, они были желанными гостями и любимцами народа.

Свадебные песни. В казахской традиционной свадьбе большое внимание уделяется песне невесты, исполнявшейся при совершении прощального обряда «Танысу», «Коштасу» и др. На свадьбе исполняли «Жар-жар», широко распространен напев «Беташар», поющийся в тот момент, когда невеста приезжала в дом жениха. Смысл песни носил назидательный характер. Во время свадьбы была традиция айтысов. Вначале исполнялась песня «Той бастар» («Открытие торжества»). Она представляла собой некую интерпретацию совершаемого свадебного обряда.

Ритуальные песни. К ритуальным песням относились обрядовые песни похоронно-поминального цикла, которые также носили эстетические функции, так как в них концентрировались в характерной национальной форме скорбь, печаль, горестное состояние. Похоронно-поминальный цикл составляли песни «Дауыс» (голосить, причитать), «Жылау» (причитать). Особое значение придавалось исполнению напевов об утрате. В таких песнях выражалась печаль о безвозвратно ушедшей молодости, страх потери. Примером может служить песня «Жиырма бес» («Двадцать пять») [4].

Источник

КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

АО Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» ИПКПР по ЮКО

УДК 782

Одним из центральных вопросов казахской философии является вопрос о смысле и происхождении казахской музыки. Казахское музыкальное искусство традиционно сольное. Характерным для традиционной музыкальной культуры оказалось и то, что она долгое время оставалась бесписьменной. Устное музыкальное искусство казахов наложило определенный отпечаток также на взаимосвязи художника-исполнителя и аудитории, снимая всякие противоречия между способом бытования искусства и его внутренней сутью. Здесь музыкант — это художник, творящий «публично».

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения от младенцев до глубоких старцев.

«. Двери в мир открыла песня для тебя.

Песня провожает в землю прах, скорбя.

Так внимай ей чутко и цени, любя!»

Изображение кобыза было обнаружено на наскальных рисунках в районе древнего Улытау и Каркаралы. Некоторые ученые полагают, что среднеазиатский смычковый инструмент, подобный кобызу, через арабов и иранцев (у иранцев и азербайджанцев коркыт называется кеманча) попал в Византию и Испанию, где стал предшественником современной скрипки. Известно около двух десятков наигрышей на кобызе (кюев), приписываемых Коркыту.

Читайте также:  Что пить при гайморите народные средства

В древности кюи, исполняемые на кобызе, были посвящены в основном птицам и животным. К примеру, существуют такие мелодии, как «Акку» («Лебедь»), «Каз» («Гусь»), «Нар» («Верблюд»); охоте посвящены кюи «Аксак кулан» («Хромой кулан»), также существовали и кюи-плачи о детях и детенышах зверей. В казахской музыкальной культуре кюй-посвящение называется Арнау.

Помимо кобыза в традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау. Формирование и развитие всех казахских традиционных инструментов на протяжении веков происходило в тесной взаимосвязи с инструментами соседних народов, что можно связать с общностью языков, обрядов, ритуалов, обычаев, кочевого образа жизни [2, 59].

Народные песни.

Народные песни занимают особое место в музыкальной культуре казахов. Традиционно, помимо песен в народное творчество казахов входили также музыка (музыкальный аккомпанемент), поэзия, обряд, элементы сценическо-драматического и певческого искусства и инструментальное музыкальное исполнительство. Народные певцы, исполняющие свои песни под сопровождение домбры, в казахской и киргизской культуре назывались акыны. Зачастую они пели перед публикой или выступали в айтысе, то есть песенно-поэтическом состязании певцов-акынов и домбристов-кюйши. Наиболее талантливым считался тот, кто захватывал музыкой, песней и искусной импровизацией многочисленных слушателей. Для того, чтобы добиться истинного мастерства в своем деле, акыны, жырши и домбристы должны были обладать высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, памятью, способствовавшей сохранению в традиции казахов многих видов и родов музыкального искусства. Для народа музыкант всегда был символом возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. На протяжении веков певцы-акыны пользовались большим почетом и уважением, они были желанными гостями и любимцами народа.

Свадебные песни. В казахской традиционной свадьбе большое внимание уделяется песне невесты, исполнявшейся при совершении прощального обряда «Танысу», «Коштасу» и др. На свадьбе исполняли «Жар-жар», широко распространен напев «Беташар», поющийся в тот момент, когда невеста приезжала в дом жениха. Смысл песни носил назидательный характер. Во время свадьбы была традиция айтысов. Вначале исполнялась песня «Той бастар» («Открытие торжества»). Она представляла собой некую интерпретацию совершаемого свадебного обряда.

Ритуальные песни. К ритуальным песням относились обрядовые песни похоронно-поминального цикла, которые также носили эстетические функции, так как в них концентрировались в характерной национальной форме скорбь, печаль, горестное состояние. Похоронно-поминальный цикл составляли песни «Дауыс» (голосить, причитать), «Жылау» (причитать). Особое значение придавалось исполнению напевов об утрате. В таких песнях выражалась печаль о безвозвратно ушедшей молодости, страх потери. Примером может служить песня «Жиырма бес» («Двадцать пять») [4].

Эпические сказания.

Кюйши Таттимбет. Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь народа. Таттимбет стал автором свыше 40 кюев. Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию и справедливости он становится известен всей округе. В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали [5].

Символика мира в казахской музыке ориентирует на ценности традиционного мировосприятия, прежде всего на созерцание как способ отношения к миру и с миром. Созерцание как исконная культурная традиция казахского этноса предполагает многоуровневое содержание. Это и способ освоения природы, и восприятие красоты Вселенной, ее бесконечности, и осознание движения. Идеалом представляется неотъединенность культуры от жизненного мира человека. Всеобъемлющей идеей национального самосознания традиционного толка является идея общения, воспринимаемого как творческое начало. И самое главное: деяния человека должны вдохновлять его, в стремлении к этому заложено неодолимое влечение человека уйти от хаоса к гармонии, от тени к свету. Целостность восприятия мира, присущая мироощущению кочевника, явственно прослеживается в айтысе — песенном состязании акынов. Айтыс строится на процессах художественно-эстетического сопереживания акына и слушателей. Эстетическая способность сопереживания в айтысе порождается не только музыкальным сопровождением, но и поэтической импровизацией, силой поэтического слова, культура которого была очень высока в степи. В айтысе зафиксирован сам характер творчества как процесса. «Воображение, фантазия создают такое поэтическое бытие действительности, когда внутренняя свобода человека в неразрывной связи со свободой самого айтыса создают целостную картину мира со своеобразным экскурсом в прошлое, связи прошлого и будущего через момент настоящего. В условиях устной культуры художественно-поэтический дар был одной из возможностей. становления человека».

Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.

Источник

Правильные рекомендации