Художественное своеобразие народных песен

Художественное своеобразие народных песен

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН

По содержанию народные песни различны, но все они имеют общие черты в построении, в приёмах раскрытия настроений героев, а также в языке.

Так же, как и в былинах, в народных песнях часто применяются отрицательные сравнения. Ими начинается, например, песня «Не кукушечка во сыром бору куковала»:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зелёном саду громко свищет;

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

Как и для других видов народной поэзии, для песни характерны постоянные эпитеты: «красная дезица», «добрый молодец», «белы рученьки», «резвы ноженьки», «горючая слеза», «чисто поле», «звёзды чистые», «зелёная дубравушка» и т. п.

Большую задушевность придают песням обращения героев или к природе: к полю чистому, к дубраве зелёной, к цветам и пр., или к людям. Такие обращения обычно даются в начале песни: «Не шуми, мати зелёная дубравушка»; «Ах ты, девица-красавица моя».

В обращениях к природе сказывается глубокая любовь русского народа к своей родине.

Задушевный тон песни усиливается широким применением существительных ласкательного значения: пташечка, цветики, реченька, сердечушко, кручинушка и т. п.

Напевность, музыкальность песен создаётся и поддерживается повторениями обращений, отдельных слов, приставок и т. д. Например:

Все каточки раскатилися; Все каточки раскатилися, Ко дубочку прикатилися.

Ах ты, птушка, птушка вольная!

Ты лети, лети в мою сторонушку.

АХ, КАБЫ НА ЦВЕТЫ НЕ МОРОЗЫ

Много сложено народом песен, которые обычно рисуют тяжёлые и печальные картины жизни замужней женщины в чужой семье. Девушка-крестьянка не могла выйти по своей воле замуж. Она должна была подчиняться воле родителей, а те (особенно малоимущие или совсем бедные) стремились выдать дочь за богатого, хотя бы немилого. Часто такие женщины, грустные, одинокие в чужой семье, слагали песни, в которых с большой искренностью и задушевностью раскрывали свои мысли, чувства, переживания, оплакивали свою печальную долю.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ой, кабы на меня не кручина,

Ни о чём бы я не тужила,

Не сидела бы я подпершися,

Не глядела бы я в чисто поле.:

И я батюшке говорила,

И я свету своему доносила:

Не давай меня, батюшка, замуж,

Не давай, государь, за неровню,

Не мечись на большое богатство,

Не гляди на высоки хоромы:

НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЁНАЯ ДУБРАВУШКА

Источник

Жанры народных песен

Народные песни – это целый пласт культуры, очень многогранный, обширный. В песнях – вся жизнь народа, от рождения человека до его смерти. И нет такой области, где не звучала бы песня.

Обрядово-календарные песни

Это те песни, которые сопровождали крестьянский быт на протяжении всего года. Они связаны с земледельческим трудом – пахотой, сеянием, сбором урожая, жатвой и т. д. Все они сопровождались обрядовыми песнями. Прославления богов солнца, ветра, дождя, призывы весны или тепла, усмирения злых ветров и морозов. Перейдя из языческой Руси, песни адаптировались к христианской культуре и сохранились до наших дней. Купальские, масленичные, русальные – все они отражают календарный цикл и почти всегда связаны с земледельческими работами.

Сюда же можно отнести хороводы, ибо кроме социального (с целью познакомиться и найти будущую пару), хороводы несли сакральный смысл – призвать весну или лето. Хороводы – забава только для незамужних девиц, но бывало, что и молодухи (бездетные девушки, недавно вышедшие замуж) шли гулять и водить хоровод с подругами. Правда, только при условии, что им разрешал муж. Парни по большей части наблюдали за хороводами, девицы же их затаскивали и вовлекали в действо.

Праздничные песни

Семейно-обрядовые

Это своего рода оповещение о каком-то событии в семье – рождение ребенка, крестины, именины, свадьба, похороны. Песни несли магический смысл – они защищали и оберегали того, кому она посвящалась. Своего рода молитва.

Свадебные песни

Многоактовое театрализованное действо, где каждый акт сопровождался песнями:

• сватовство,
• смотрины,
• рукобитье,
• плач невесты,
• девичник,
• выкуп невесты,
• венчание,
• свадебный пир.

Похоронные песни

Рекрутовые песни

Провожая парня в армию, пели песни, по характеру напоминающие похоронные. Ведь служба длилась пожизненно, лишь при Петре III сократилась до 25 лет и вероятность, что родители больше не увидят сына, была очень высока. Правда, брали не всех подряд, а 1-2 мужчин с поселения, но это событие для конкретной семьи было довольно трагичным, что отражалось в песнях.

Материнский и детский фольклор

Это колыбельные песни и все те, которые мать поет ребенку, играя с ним – потешки, прибаутки, пестушки. Вспомните хотя бы «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». Подросшие дети вскоре сами начинали петь какие-нибудь простые песенки, сопровождая ими детские игры с родителями, родственниками и сверстниками на улице. Игровые песни – обязательная часть взросления младенца и отрока.

Лирические песни

Частушки

Как сохранялись народные песни?

В старину песни, разумеется, не записывали. Они по памяти передавались из поколения в поколение. Если девушку выдавали замуж в другую местность, то не исключено, что она «брала с собой» свои песни, которые слышала от матери и бабушки. Таким образом, песни перемещались, развивались, а иногда и возрождались в другой форме. Поэтому одни и те же песни могли иметь разный текст и мелодию. Позже, с возникновением нотной записи и профессиональной музыки, стали появляться так называемые «собиратели» русской народной песни. Они ездили по деревням и селениям, искали пожилых певуний (иногда их называли «песнехорками») и просили спеть песни, которые звучали в их молодости. А еще лучше – во времена их бабушек. Мелодии нотами по слуху записывались в тетради, и после этих фольклорных экспедиций появлялись сборники русских народных песен. Такими собирателями были Лядов, Римский-Корсаков, Глинка и другие ценители русской песни.
Позже, когда появились звукозаписывающие устройства, фольклорные экспедиции стали проходить куда более успешнее. И только благодаря самым первым собирателям, сохранилась русская песенная культура до наших дней, и мы знаем те песни, которые в старину пели наши предки.

Источник

Конспект урока литературы » Художественные особенности народной песни»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Учебник ЛИТЕРАТУРА под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова-

Издательский центр « Вентана- Граф», 2013год

Целевые установки на достижение результата:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: освоение общекультурного наследия России, уважение к истории, литературным памятникам, любовь к Родине.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь самостоятельно управлять временем при выполнении практических заданий, вносить корректировку; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей; основы усваивающего и поискового чтения, обобщать понятия.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: осуществлять поиск информации по учебнику, уметь подтверждать художественные приемы песни примерами, знать содержание песен по учебнику.

Форма работы: индивидуальная

Домашнее задание: прочитать тексты песен на стр.56- 63,определить сюжеты, тематику песен; подобрать народные песни в исполнении групп, ансамблей.

Звучат народные песни ( индивидуальное задание учащимся ).

Учитель: Народные песни… Наверняка их поют ив вашей семье. Пришедшие к нам из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах. Заунывные ямщицкие и весёлые плясовые, тоскливые бурлацкие и задорные солдатские, лихие разбойничьи и грустные любовные песни являются одним из самых задушевных жанров устного народного творчества. По мнению ученых, песня появилась задолго до эпических жанров- много столетий назад.

В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми её грозными и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера- великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если бы не существовала песня.

Вспомните, какие художественные приёмы характерны для былин?

Задание №1. Опираясь на тексты песен,приведите примеры постоянных эпитетов, кратких форм прилагательных, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Задание №2.В некоторых песнях используютсяОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ., характерные для устного народного творчества. На стр. 61 прочитай песню «Не кукушечка во борочке скуковала», выпиши отрицательное сравнение.( «Не пером-от пишет, не чернилами, А пишет горючими слезами»)

Задание №3.Широкое распространение получает и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ- уподобление явленийприроды состоянию героя. Найдите в текстах примеры психологического параллелизма и подумайте, какое настроение передаетсяс помощью этого приема.( см. стр. 60 – 62 )

Задание №4. В русских народных песнях широко используется такой прием создания музыкальности произведения, как ЗВУКОПИСЬ. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк ( см. пример на стр. 64 ). Приведите пример звукописи.

Задание №5. Напишите сочинение на тему«Песня – душа народа»

Задание №6. Используя цветные карандаши, оформите работу в цвете, изобразите предметы, встречающиеся в текстах лирических песнях ( стр.60- 63)

Защита работ учащимися.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы » Художественные особенности народной песни» »

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Учебник ЛИТЕРАТУРА под редакцией Б.А.Ланина, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова-

Издательский центр « Вентана- Граф», 2013год

Целевые установки на достижение результата:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: освоение общекультурного наследия России, уважение к истории, литературным памятникам, любовь к Родине.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь самостоятельно управлять временем при выполнении практических заданий, вносить корректировку; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей; основы усваивающего и поискового чтения, обобщать понятия.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: осуществлять поиск информации по учебнику, уметь подтверждать художественные приемы песни примерами, знать содержание песен по учебнику.

Форма работы: индивидуальная

Домашнее задание: прочитать тексты песен на стр.56- 63,определить сюжеты, тематику песен; подобрать народные песни в исполнении групп, ансамблей.

Организация класса, объявление цели урока.

Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы урока.

Звучат народные песни ( индивидуальное задание учащимся ).

Учитель: Народные песни… Наверняка их поют ив вашей семье. Пришедшие к нам из глубины веков, они донесли до нас память о людях, об их чувствах, переживаниях, идеалах. Заунывные ямщицкие и весёлые плясовые, тоскливые бурлацкие и задорные солдатские, лихие разбойничьи и грустные любовные песни являются одним из самых задушевных жанров устного народного творчества. По мнению ученых, песня появилась задолго до эпических жанров- много столетий назад.

В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми её грозными и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера- великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если бы не существовала песня.

Вспомните, какие художественные приёмы характерны для былин?

Практическая работа выполняется на листе А4.

Задание №1. Опираясь на тексты песен, приведите примеры постоянных эпитетов, кратких форм прилагательных, слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Задание №2. В некоторых песнях используются ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ., характерные для устного народного творчества. На стр. 61 прочитай песню « Не кукушечка во борочке скуковала», выпиши отрицательное сравнение. ( « Не пером-от пишет, не чернилами, А пишет горючими слезами»)

Задание №3. Широкое распространение получает и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ- уподобление явлений природы состоянию героя. Найдите в текстах примеры психологического параллелизма и подумайте, какое настроение передается с помощью этого приема. ( см. стр. 60 – 62 )

Задание №4. В русских народных песнях широко используется такой прием создания музыкальности произведения, как ЗВУКОПИСЬ. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк ( см. пример на стр. 64 ). Приведите пример звукописи.

Задание №5. Напишите сочинение на тему « Песня – душа народа»

Задание №6. Используя цветные карандаши, оформите работу в цвете, изобразите предметы, встречающиеся в текстах лирических песнях ( стр.60- 63)

Защита работ учащимися.

Подведение итогов за урок.

Определение домашнего задания: прочитать текст В.А. Жуковского « Лесной царь»

Источник

Историческая справка

Сделав краткий экскурс в историю, легко понять, что истоки народного песенного творчества русского народа уходят своими корнями глубоко в недра истории многонационального государства российского. Зарождение светского, а значит и народного, пения непосредственно связано с церковными песнопениями периода теократии еще царской эпохи.

На фоне уважаемых властью и обществом религиозных гимнов и псалмов шуточные и лирические песни считались чем-то порочным, однако, постепенно бытовой фольклор прочно занял свою нишу в культурном наследии страны. Старорусские былины также легли в основу музыкального творчества славян. В некоторой форме данью памяти церковному созиданию тех лет и по сей день остаются вокальные произведения народного жанра, именуемые духовными стихами.

Впоследствии немалое значение для развития фольклорной музыки имели социально-политические перемены в стране. Так, народное песенное творчество заметно расширилось и укрепилось в периоды правления императора Петра Первого и его дочери императрицы Елизаветы.

В сообщении о народных песнях стоит указать, что в послереволюционной России баллады, связанные с трудом, которых было немало среди фольклорных образцов, были в почете. Лирические же произведения подвергались гонениями наравне с романсами.

Как и при Петре, так и в годы Великой Отечественной войны львиная доля творений народного авторства была посвящена теме родины, патриотизма, любви к родной природе и вере в победу. Немалая часть песен тех времен, дошедших до наших дней, и, бережно и трепетно исполняемых потомками в праздник Победы, является творчеством неизвестного автора. Эти произведения без преувеличения можно назвать вечными, так как они не утрачивают своей душевности, мелодичности и глубочайшего смысла сквозь десятилетия, что стоит учесть в докладе на тему «песня».

В послевоенные годы на Руси с особой силой возрождалась любовь к национальному искусству, ведь это огромная часть русской культуры, укрепляющая народное самосознание, которая способна сплотить людей и в горе и в радости. В то время огромный вклад в становление отечественного музыкального фольклора внес Митрофан Пятницкий, который буквально по крупицам собрал сильнейший хор и ценнейшие текстовые и нотные материалы и их обработки, литературу для образования культового вокально — хорового коллектива в стране.

Читайте также:  Хрестоматия школьника русские народные сказки м планета детства 1999

Жанровое разнообразие

Сообщение о народной песне, безусловно, не может быть полным без указания и разграничения стилевых особенностей образцов вокальных фольклорных произведений. Наверное, нигде более не сыскать такой богатой и многогранной палитры жанров, как в русском пении.

Исторически фольклорное творчество имеет в своей основе два монументальных пласта — труд и праздник, ведь именно эти два занятия в сущности и составляли быт простого крестьянского народа, в жизни которого и зародилась русская песенная традиция как таковая.

Праздники у крестьян были календарными и семейными. Соответственно, творчество народа в части вокализации было связано с посевом и уборкой урожая, Рождеством Христовым, проводами зимы и встречей весны, свадьбами, похоронами и рождением детей.

Таким образом, бытовой музыкально-песенный фольклор включает такие разновидности песен:

В докладе на тему русских народных песен нельзя обойти вниманием и жанровое деление бытовых образцов вокального творчества. В основе классификации лежали значимые события в жизни человека.

Песни подразделялись на:

Семейные песнопения были связаны с биологическими периодами жизни человека — рождением на свет, взрослением, замужеством. Обязательно такие события сопровождались специальными обрядами.

Так, молодая невеста раздавала ленты незамужним подругам, а тяжелобольным младенцам пели так называемые черные колыбельные, которые исцеляли ребенка от хвори.

В отдельную категорию в реферате стоит выделить казачьи и военные (солдатские) образцы народно-песенного фольклора. Сказочный и былинный эпос, рассказы о героях и богатырях также составляют самобытный пласт русского — народного творчества.

Трудовые песни классифицируются в зависимости от специфики рода деятельности их исполнителей и включают в себя бурлацкие, ямщицкие, рабочие, каторжные и другие вокальные произведения. Среди огромного числа образцов народного творчества существуют и специальные хороводные песни, в которых, благодаря простой, но слаженной хореографии и тому, что люди держатся за руки, сила русского духа проявляется в разы мощнее.

Знаменитые собиратели и исполнители

Огромный вклад в фольклорную составляющую отечественного культурного наследия внесли деятели искусства, которые собирали по всей необъятной стране тексты и напевы, ездили в музыкальные экспедиции по селам и деревням, ведь с течением времени мода меняется, а истинные образцы народной культуры порой можно восстановить только из уст деревенских бабушек.

Одним из выдающихся собирателей и исполнителей народных песен стал Митрофан Ефимович Пятницкий, основавший крестьянский хор из певцов — самородков, который, спустя годы, перешел в статус национального культурного достояния России — «Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого», появившийся в России в 1911 году и успешно существующий и гастролирующий по миру сегодня.

На становление и развитие народно — певческого творчества на Руси повлияла в немалой степени как большая территория, так и богатый национальный состав государства.

В связи с этим каждая область России имеет свои индивидуальные фольклорные особенности, что красочно отражается в разнообразии русских народных хоровых коллективов страны:

Несмотря на то что фольклорная песня является образцом «холодной» культуры, передаваемой поколениями и народами из уст в уста, в современном мире существует немало музыкальных коллективов, которые с гордостью продолжают национальные песенные традиции предков и достойно занимаются творчеством на народном поприще.

К числу талантливых молодых исполнителей в сообщении о народных песнях можно отнести Владимира и Марину Девятовых, Пелагею, Анну Пингину, многочисленные ансамблевые коллективы.

Из классических мэтров народной песни стоит упомянуть такие незыблемые имена, как Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Надежда Плевицкая, Александра Стрельченко, Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Ежедневно по всей стране во имя идеи сохранения песенного фольклорного наследия трудятся тысячи преподавателей музыкальных вузов и школ, прививая любовь к народной песне, рассказывая о ней молодому поколению, и тем самым продлеваю жизнь прекрасному народному творчеству.

Культурное значение

Переоценить ту мощь, которую несет в себе для народа культура родной страны невозможно. Русская песня — это и народное самосознание и генетическая память поколений, информация об истории людей, которая приобрела облик музыкального произведения.

В сочинении на заданную тему стоит отметить, что помимо общекультурного национального значения, народное музыкальное творчество имеет важнейшее воспитательное значение для детей. Педагогами выделяется такая отдельная категория, как игровой фольклор. Многочисленные, передаваемые устно от поколения к поколению детские игры с элементами народной песни, являются воспитательным и развивающим всесторонне методом нестандартного обучения, которые способствуют формированию гармонично развитой личности человека.

Доклад на тему «русские народные песни» не будет полным без литературного анализа текста. Наглядно рассказать о символике и значении песен фольклорного образца может на своем примере произведение «Любо, братцы, любо». По своей жанровой характеристике это казачья песня. Само построение названия произведения уже говорит о единении исполнителя со слушателями, причем используется такая степень родства, как «братцы», что в целом характерно для фольклорного направления.

В целом особенностью произведений вокального фольклорного жанра является особый язык с использованием архаизмов: «девица», «писаный», «любы ты мне», «травушка-муравушка», «конь вороной», «очи ясные», «лучинушка».

Произведения для голоса на национальной основе отличаются прекрасным мелодизмом, трогающим душу слушателя и самого исполнителя, оставляют неповторимый след в душе любого человека, который так или иначе имел взаимодействие с родной песней.

Таким образом, национальное песенно-вокальное творчество представляет собой особую сферу отечественного искусства и являет собой богатейшую часть творческого и культурного наследия России.

Помимо эстетического удовольствия, от концертов образцовых хоровых коллективов и задушевного застольного семейного пения, этот жанр несет в себе силу и творческое достояние целых поколений, красоту менталитета, размах и ширину русской души.

Знакомство с русским песенным фольклором крайне важно для развития молодого поколения и сохранения традиций и самосознания страны на долгие годы.

Источник

Художественное своеобразие народных песен

1 СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Композиция русской народной лирической песни Традиционные народные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме. При определении особенностей содержания народных лирических песен следует иметь в виду то, что мы имеем дело с лирическим родом поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического рода поэзии. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты действительности (примером могут служить рассмотренные ранее сказки и былины), то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к различным жизненным явлениям и фактам, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. «Эпическая поэзия,—писал Белинский, — употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся; лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы» [1]. «Одни поэты, — отмечал Добролюбов, — преимущественно умеют хорошо рассказать происшествия, случающиеся в жизни. Это называется эпической, или повествовательной поэзией. Другие особенно хорошо могут изображать предметы и передавать то чувство, то впечатление, которое эти предметы возбуждают в душе. Это поэзия лирическая. » [2]. Сказанное о лирике вообще, конечно с учетом специфики, распространяется и на народную лирику, на традиционные лирические песни. Основное назначение народных лирических песен — выражать мысли, чувства и настроения народа. На эту особенность их содержания неоднократно указывали замечательные русские писатели и критики. Так, по определению Добролюбова, в народных лирических песнях «выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни» [3]. Радищев видел в народных песнях «образование души нашего народа», «скорбь душевную» [4], Пушкин — «разгулье удалое» и «сердечную тоску» [5]. По меткому выражению Герцена, в народных песнях получили свое ярчайшее выражение «все поэтические начала, бродившие в душе русского народа» [6]. Однако следует подчеркнуть, что все эти мысли и чувства выражаются в народных песнях не отвлеченно, а художественно конкретно, выступают как раздумья и переживания живых человеческих личностей, конкретных лирических героев. Лирический герой народной песни — это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, повстанец — «удалой разбойник». Именно их глазами, их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям семейной или общественной жизни ту или иную идейно-эмоциональную оценку. Их мысли и чувства составляют главное содержание народной лирики. Жанровыми особенностями содержания [7] всецело обусловлена специфика художественной формы русской народной лирической песни, и прежде всего ее композиция, основное назначение которой состоит в том, чтобы как можно глубже выразить то или иное идейно-эмоциональное содержание, как можно правдивее и ярче передать мысли и чувства ее лирических героев. И надо сказать, что народная лирическая песня разработала композицию, великолепно выполняющую эти функции. При рассмотрении построения традиционной лирической песни необходимо строго различать такие понятия, как ее композиционные формы, и те приемы и принципы, которыми эти формы создаются. К сожалению, эти понятия часто не разграничиваются. Остановимся вначале на характеристике различных композиционных форм народной лирической песни. Простейшей и довольно распространенной формой композиции традиционной лирической песни является форма монолога. Песня-монолог более всего соответствует лирическому роду поэзии, она представляет собой самый естественный способ прямого, так сказать, непосредственного выражения мыслей и чувств лирического героя. Это размышления лирического героя, излияние своих чувств девушки к милому или, наоборот, его к ней, горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», размышления бурлака о своей судьбе или воспоминания ямщика о родине и т. д. Вот пример песни-монолога, в котором говорится о тоске девушки:

Ты, молоденькой, молодчик молодой, Моему сердцу на свете дорогой! Ты не стой, не дожидайся, милый мой! Уж и так-то мне тошнёхонько житьё, Уж и так-то мне грустнёхонько, младой: Не велят-то на крылечке мне стоять, Не велят-то мне оттуда тебя ждать, Я пойду, с горя, в зеленый сад гулять, Посмотрю ли я на милого дружка, Хоть на время облегчу свою тоску [8].

Такую же композицию имеет песня «Сторона-ль ты моя, сторонушка», в которой выражаются грустные размышления о своей горькой участи солдата [9]. Приведенные песни-монологи начинаются обычно с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д. Широкое использование обращений в лирических песнях, посредством которых повышается эмоциональная выразительность передаваемых чувств и мыслей, обусловлено их жанровыми особенностями. Другой, менее распространенной композиционной формой традиционной лирической песни является форма диалога. Особенно широкое применение диалогическая композиция получила в хороводных лирических песнях, что обусловлено характером их исполнения в связи с определенными игровыми действиями. Ярким примером ее является известная хороводная песня «А мы просо сеяли». Однако диалогическая композиция иногда встречается также в голосовых любовных и семейно-бытовых песнях. Все содержание в этих песнях выражается в форме разговора девушки со своим милым, подругами, родителями или выданной замуж крестьянки — с мужем, свекром, своими родителями, молодца — с возлюбленной, мужа — с женой и т. д. Вот как построена песня «Ах ты, да душечка, добрый молодец».

— Ах ты, да душечка, добрый молодец, Удалая твоя головушка, Что умильныя твои ясны очи! Ты куды, мой свет, снаряжаешься, Во которую дальну сторону, Во которую незнакомую, Во Казань город, или в Астрахань, Или в Новгород, или в Петербург, Иль во матушку в каменну Москву? Ты возьми, возьми меня с собой, Назови меня родной сестрой, Или душечкой молодой женой! — Ах ты, глупая красна девица, Неразумная твоя головушка! И рад бы тебя взять с собой: Про меня там люди ведают, Да что нет у меня родной сестры, Нет ни душечки молодой жены; Лишь одна у меня матушка, Да и то уже старешенька [10].

В приведенной песне и речь первого, и речь второго героев одинаково значимы в раскрытии содержания. Однако в большинстве песен диалогической композиции составляющие ее части далеко не равнозначны; при этом наблюдается такая закономерность: речь первого героя имеет второстепенную, подчиненную роль (это, как правило, один или несколько вопросов), а речь второго героя выражает основное содержание песни. Именно этот второй персонаж и является лирическим героем песни, как в песне «Ах, где ты, голубь, был?» (Киреевский, № 2635). Диалогическая форма композиции значительно усиливает драматизм выражаемого песней лирического содержания, способствует более яркой передаче мыслей и чувств лирического героя. По определению Г. Н. Поспелова, произведения, включающие в себя повествование (сюжет), являются лирическими только в том случае, если они отвечают особым требованиям. «Требования эти таковы: во-первых, сюжет, раскрывающий конфликтные действия персонажей, должен быть очень неразвитым (с небольшим количеством слабо развитых эпизодов), а отсюда и все произведение должно быть довольно коротким; во-вторых, художественная речь, воспроизводящая неразвитый сюжет произведения, должна быть эмоционально-экспрессивной, т. е. в своем интонационном строе — ритмической, стихотворной; в-третьих, и это особенно важно, образы произведения должны иметь в своей предметности иносказательное, символическое значение» [11]. Всем этим требованиям отвечают народные повествовательные лирические песни. Повествовательные (сюжетные) песни составляют третью форму. Приведем пример.

Девушка лесом шла, Красавица темным шла, Своего дружка не нашла, Показалось девушке: Во лесу листья шумят, Белая березынька К сырой земли клонится. На эту березоньку Слеталися пташешки: Соловей с кукушкою; Кукует кукушечка По своем теплом гнезду, Горюет горюшечка По своему она горю. (Киреевский, № 1929).

В этой песне сюжет настолько слабо развит, что его лишь условно можно считать таковым. Это просто небольшая сюжетная ситуация, с помощью которой введены в песню символические образы, передающие ее лирическое содержание: шумящие в лесу листья, клонящаяся к земле березонька, соловей и кукушечка — символы печали, несчастной любви девушки. Еще одну форму песен представляют собой песни-описания, где все эмоционально-лирическое содержание, как правило, выражается символическими образами. В приводимой ниже песне-описании грустное настроение передается образами тумана, который с моря подымается, и красного солнышка, которое опустилось за темные леса, закатилось за быстрые реки.

Ах, не пыль в поле запылилась, Не туман с моря подымается: Заря бела, день заниматся. Красное солнышко высоко взошло, Высоко взошло, далеко светло, Высоко взошло, опустилося, Опустилося, закатилося, Закатилося за темные леса, За темны леса, за дремучей, За быстры реки текучей. Все солдатушки в строю стоят, Во строю стоят, по ружью держут, По ружью держут по турецкому, По турецкому, по немецкому. А все девушки за гульбой пошли, За гульбой пошли за темны леса, За темны леса, за дремучей, За быстры реки, за текучей. (Киреевский, № 2654)

Читайте также:  Чем лечить аллергический ринит у ребенка народными средствами

Перечисленные композиционные формы народной лирики — монологи, диалоги, повествования и описания — встречаются довольно широко (особенно песни-монологи). Однако следует отметить, что все же чаще всего употребляются не в чистом виде, а во взаимосвязи. Так, например, в песню-монолог одного героя может проникать диалог других героев (Киреевский, № 2316, 2631). Песня может в себя включать и повествование, и описание (Киреевский, № 1875). Взаимосвязь и взаимопроникновение различных композиционных форм в народной лирике объясняются особенностями ее содержания. В народных лирических песнях вместе с богатством выражаемых мыслей и чувств довольно ярко изображаются и те жизненные обстоятельства, всевозможные сюжетно-описательные ситуации, которые их вызвали. Это отразилось и на особенностях композиции народных лирических песен. Подавляющее большинство традиционных лирических песен имеет следующую композиционную форму: в начале в них идет описательно-повествовательная часть, а затем следует часть, содержащая монолог или диалог героев. Вот пример такой двухчастной композиции:

Как у ключика у гремучего, У колодезя у студеного Добрый молодец сам коня поил, Красна девица воду черпала; Почерпнув, ведра поставила, Как поставивши, призадумалась, Призадумавшись, заплакала, А заплакавши, слово молвила: «Хорошо тому жить на свете, У кого как есть отец и мать, И отец, и мать, и брат-сестра, Ах, брат-сестра, что и род-племя! У меня ль, у красной девицы, Ни отца нету, ни матери, Как ни брата, ни родной сестры, Ни роду, ни племени, Ни того ли-то мила друга, Как мила друга, полюбовника! (Соболевский, т. 2, № 1)

В приведенной песне после описательно-повествовательной части следует монолог. В других песнях за описательно-повествовательной частью следует не монолог, а диалог (см., напр., Киреевский, № 1258, 1270, 1337). Следует подчеркнуть, что в песнях композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог» основное значение имеют монологи и диалоги. Именно в них выражаются мысли и переживания лирических героев. Подобная композиционная форма как нельзя лучше отвечала характеру содержания традиционных лирических песен. Замечательной особенностью народной лирической песни является то, что она необыкновенно тесно связана с жизнью народа. За каждым ее лирическим героем, его мыслями и чувствами, как правило, встает большая жизненная тема, отчетливо проступают характерные черты и приметы народной жизни. В подобных традиционных песнях мы всегда видим и те обстоятельства, те жизненные факты и явления, которые вызвали эти переживания героев. Их мысли и чувства народная песня всегда стремится передать не в отвлеченной форме, а наглядно, в связи с конкретными жизненными обстоятельствами. Лирическое содержание песни выражается не только в форме прямых высказываний ее героев, но в известной степени также и путем показа их поступков, создания определенных бытовых и пейзажных картин. Мы рассмотрели основные композиционные формы традиционных лирических песен, выделили такие, как монолог, диалог, описание, повествование, и форму схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог (или диалог)». Каковы же те приемы и принципы, посредством которых создаются эти композиционные формы? Иногда песни начинаются запевом. Однако запевы лирических песен по своим функциям и значению отличаются от рассмотренных нами ранее сказочных присказок и былинных запевов. Присказка и былинный запев не связаны с конкретным сюжетным содержанием произведения, их назначение — настроить слушателя на определенный лад: присказка настраивает на восприятие занимательного, удивительного повествования, а былинный зачин говорит о важности, значительности и масштабности события, о котором будет рассказано в былине. Напротив, запев лирической песни самым тесным образом связан с конкретным содержанием песни, в нем кратко выражается сюжетно-эмоциональная суть песни. Так, например, одна лирическая песня открывается таким запевом:

Что цвели-то, цвели, цвели в поле цветики, Цвели да поблекли; Что любил-то, любил, любил парень девицу, Любил да покинул. (Соболевский, 5, № 595)

Не свивайся, не свивайся, трава, с повеликой! Не свыкайся, не свыкайся, молодец, с девицей! Хорошо было свыкаться, тошно расставаться. (Соболевский, 5, № 633)

И далее идет песня формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог», в которой детализируется содержание приведенного запева. Краткое содержание песни таково. В чистом поле стоит березушка. Возле нее стоят молодец и девушка. Песня заканчивается монологом молодца, который начинается словами: «Не плачь, девка, не плачь, красна, не плачь, расканалья!» Особенностью лирических песен является то, что в них довольно широко употребляется прием единоначатия. Так, песни-монологи, различные по своему конкретному содержанию, но близкие по своей эмоциональной тональности, начинаются с обращения к подружкам: «Кумушки-голубушки, подружки мои» (Соболевский, 2, № 269; 434; 5, № 91, 93); к соловью: «Соловей мой, соловей» или «Соловей мой, соловеюшко» (Соболевский, 2, № 128-131; 3, № 141, 142; 4, № 164, 676; 5 — № 132; 6 — № 209, 468); к ноченьке: «Ах, ты ноченька, ночка темная» (Соболевский, 2, № 233, 462; 5, № 196, 253, 359; 6, № 428); к ветрам: «Вы не дуйте, буйные ветры» (Соболевский, 2, № 96; 3, № 818; 5, № 496; 6, № 133, 267); «Ветры мои, ветерочки» (Соболевский, 3, № 163, 394; 6, № 24). Встречаются единоначатия и в песнях композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог (или диалог)». Например, многие такие различные по своему содержанию песни начинаются строками «Из-за лесу, лесу темного» (Соболевский, 1, № 198, 349, 372; 2, № 158, 202, 203, 218, 481; 3, № 50-56; 6, № 89, 126, 215, 325, 430); «По морю, морю синему» (Соболевский, 2, № 244-257; 3, № 202, 326; 6, № 275); «На заре было на утренней» (Соболевский, 3, № 413-415, 418; 6, № 292-294, 475). Перейдем теперь к рассмотрению приемов и принципов внутренней композиционной организации народных лирических песен, и прежде всего остановимся на вопросе их сюжетности. В нашей учебной и научной литературе неоднократно отмечалось, что народная лирика более сюжетна, чем лирика литературная. Если литературные лирические произведения, как правило, бессюжетны, то основная масса лирических песен имеет сюжет. Так, например, Т. М. Акимова считает, что «в народной лирической песне сюжет всегда есть, как бы он ни был мал и слаборазвит» [12]. С этим утверждением нельзя никак согласиться по двумя причинам. Во-первых, значительное число народных лирических песен не имеет никакой повествовательности. И, во-вторых, повествовательность большинства песен не может быть названа сюжетом. Если мы возьмем какую-нибудь типичную лирическую песню и сравним ее, например, со сказкой или былиной, то убедимся в том, что их повествовательность очень различна. В сказке и в былине повествование всегда образует сюжет, в котором отражаются какие-то события или действия и который, как правило, имеет свою завязку, кульминацию и развязку. Ничего этого нет в лирической песне. В основе повествования лирической песни, как правило, лежит какой-нибудь один небольшой эпизод, в котором почти невозможно нащупать обязательные элементы эпического сюжета — завязку, кульминацию и развязку. Применительно к народной лирической песне, пожалуй, было бы точнее говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях или о повествовательности. Отличен сюжет (точнее — повествовательность) лирической песни от сказочного или былинного сюжета и по своим идейно-художественным функциям. Если в сказках и былинах сюжет является главным средством создания их образов, именно через него и раскрывается основное содержание этих эпических жанров, то в лирической песне те или иные сюжетные ситуации чаще всего являются лишь поводом для выражения определенных мыслей и чувств. Л. И. Тимофеев, характеризуя специфику лирического рода поэзии, пишет: «В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя не исключает в частных случаях простейшей сюжетной организации, пунктирно намеченной событийной линии. Естественно, что развитие переживания предполагает в ряде случаев наличие известной временной канвы (напр., у Пушкина «шли годы. » в стих. «Я помню чудное мгновенье», у Блока «Летели дни. » в стих. «О доблестях, о подвигах, о славе»), что иногда называют лирическим сюжетом, но очевидно, что здесь речь идет не столько о сюжете, сколько о композиционной организации, развитии переживания путем контрастов, нарастания, повторений, параллелизмов и др. приемов» [13]. Все сказанное Л. И. Тимофеевым о лирическом роде поэзии и проиллюстрированное литературными примерами, полностью распространяется и на народную лирику. В отличие от сказок и былин сюжет в народных лирических песнях не является главным, определяющим, конструктивным элементом композиции. Наоборот, он сам зависит от других элементов композиции, имеет подчиненную роль. Это относится и к выделенной нами такой композиционной форме, как повествование. В этих песнях основное лирическое содержание выражается посредством включенных в них различных символических образов. Итак, о сюжете традиционных лирических песен можно говорить только условно. В них, как правило, нет сюжета в том смысле и значении, которые мы вкладываем в этот термин применительно к эпическим произведениям (например, сказкам и былинам). Однако если мы не можем говорить о сюжете лирических песен, то мы можем и должны говорить о своеобразной повествовательности, которую мы находим почти в каждой народной лирической песне. Прежде всего речь идет о так называемых песнях-повествованиях. Элементы повествовательности обнаруживаются нами и в песнях композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог (или диалог)». Элементами повествования в той или иной степени бывают пронизаны песни-монологи и песни-диалоги [14]. Особенно большое развитие повествовательность иногда получает в песнях-монологах. Примером может служить известная песня «Ох ты, горе-тоска-печаль» [15]. Однако при этом следует подчеркнуть, что повествование, как в указанных, так и во всех других лирических песнях, выполняет функцию не эпическую, а лирическую. Его назначение не в том, чтобы нарисовать какую-то картину-событие, через описание тех или иных действий и поступков охарактеризовать образ, а в том, чтобы повествовательно выразить те или иные чувства лирического героя. Это не эпическая, а лирическая повествовательность. Таким образом, элементы повествования имеют немаловажное значение для передачи содержания в народных лирических песнях. Однако главная роль при этом принадлежит другим композиционным принципам и приемам. Каковы же эти приемы и принципы внутренней организации народных лирических песен, которые определяют их жанровую специфику? В. И. Еремина в статье «Повтор как основа построения лирической песни» [16] убедительно доказала, что принцип повтора является важнейшим в композиции традиционной народной лирической песни. Этот принцип всецело и вполне согласуется с особенностями ее синтаксиса и мелодической структуры. Наиболее отчетливо композиционный принцип повтора проявляется в хороводных песнях, где он поддерживается повторением определенных действий, хороводных движений. Примером может служить песня «Улица узкая, хоровод большой». Песня начинается строфой:

Улица узкая, хоровод большой, Разодвинься, когда я, млада, разыгралась! Я потешила батюшку родного, Прогневала свекора лютого. (Соболевский, 2, № 572)

Затем эта строфа в песне повторяется четырежды с той лишь разницей, что вместо батюшки и свекра во второй строфе упоминаются «родная матушка» и «свекровь лютая», в третьей — «брат родной» и «деверь лютый», в четвертой — «сестра родная» и «золовка лютая» и, наконец, в пятой, последней — «друг милый» и «муж постылый». Принцип повтора наблюдается и в протяжных лирических песнях. Однако он здесь выражен менее отчетливо: здесь почти нет лексико-стилистических совпадений, а наблюдается лишь повтор тем и ситуаций. См., напр., песню «Во горах было, во горах, во горах высоких» (Соболевский, 1, № 410). Повторяться могут не только отдельные картины песен, но и последовательность образов внутри этих картин. Так, в песне «Как доселева у нас, братцы, через темный лес» вначале сообщается о том, что на «широкой дороженьке» лежит убитый «удалой добрый молодец», а затем говорится:

Прилетели к добру молодцу три ласточки; Из них первая садилась на буйной его голове, А другая-то садилась на белой его груди, Ах, как третья садилась на скорых его ногах. Что как первая-то пташка — родна матушка, А другая-то пташечка — то мила сестра, Ах, как третья-то пташечка — молода жена. Они взяли мертво тело за белы руки, Понесли они то тело во высокий терем. Его матушка плачет — что река льется, А родная сестра плачет — как ручьи текут, Молода жена плачет — как роса падет; Когда солнышко взойдет, — росу высушит; Как замуж она пойдет, то забудет его. (Соболевский, 1, № 358)

В приведенной песне отмечается повтор не только композиционный, но и синтаксический:

Его матушка плачет — что река льется, А родная сестра плачет — как ручьи текут, Молода жена плачет — как роса падет.

Одной из композиционных форм повтора в широком смысле этого слова является открытый А. Н. Веселовским поэтический параллелизм. Широкое применение принципа композиционного параллелизма в традиционной лирической песне обусловлено спецификой ее содержания, наличием в ней, с одной стороны, образов символических, из мира природы и, с другой — образов реальных, человеческих. В песнях, построенных по принципу параллелизма, всегда наблюдается такая закономерная последовательность: вначале дается природная, символическая картина, а затем следует картина-образ из человеческой жизни. Вместе взятые, эти две картины представляют собой в идейно-эмоциональном и художественном отношениях нечто целое, но по своему значению они далеко не равноценны. Об этом А. Н. Веселовский писал: «Общая схема психологической параллели нам известна: сопоставлены два мотива, один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием» [17]. В песнях, построенных по принципу параллелизма, первая, символическая, картина всегда выполняет функции своеобразного эмоционального вступления. Она создает определенное настроение и в общих чертах намекает на «человеческое» содержание песни. Во второй, «человеческой», картине раскрывается основное жизненное содержание песни, выражаются конкретные чувства и мысли того или иного лирического героя. По тонкому наблюдению Гоголя, природные картины песни, заключенные в ее первой, символической, параллели, не имеют какого-либо самостоятельного значения, а способствуют лишь усилению эмоциональной выразительности ее второй параллели, служат «для того только, чтобы сильнее выразить чувства души, и потому явления природы послушно влекутся у них за явлениями чувства» [18]. Принцип композиционного параллелизма используется во всех отмеченных нами выше формах традиционной лирической песни. Вот пример песни-монолога, построенной на основе образного параллелизма:

Читайте также:  Українська народна іграшка її види

Ты мой сизенький, мой беленькой голубчик, Ты к чему рано с тепла гнездышка слетаешь, На ково ты меня голубушку покидаешь, Али я тебе, голубчик мой, не по мысли, Не по твоему голубиному воркованью. Ах ты, душичка, удалинькой молодчик, Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь! На ново ты меня, красну девицу, покидаешь, Али я тебе, мой милой друг, не по мысли, Не по твоему молодецкому обычью [19].

Примером песни-диалога, построенной на основе принципа образного параллелизма, является песня «Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь?» [20]. Приведем еще песню композиционной схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог (диалог)», использующую принцип параллелизма.

Вниз по реченьке, вниз по быстренькой Там плывет утка да со селезнем, Впереди плывет селезенюшка, Селезенюшка сиз — косатенькой, А за ним плывет сера утушка. «Ты постой, постой, селезенюшка! Ты постой, постой, сиз-косатенькой, Ой, и лучше бы нам да умеете плыть. Да умеете плыть, нам не розниться, Промеж нас прошла быстрая река, Быстрая река, разлука моя. »

В нас по сенюшкам, в нас по новеньким Там ходил Степан да со Марьею. Впереди идет да Степан-сударь, А за ним идет да и Марья-свет. «Ты постой, постой да Степан-сударь, Ты постой, постой, да Иванович! Ой, и лучше б нам да умеете идтить, Да умеете идтить, нам не розниться, Промеж нас прошла чужая жена Чужая жена, разлука моя» [21].

Основное содержание приведенной песни выражается, конечно, в ее второй части, в человеческой параллели. Однако и ее первая, природно-символическая, параллель также имеет большое значение. Если бы не было ее, то перед нами было бы не поэтическое произведение, а самая сухая прозаическая информация: в сенях ходит Степан, а за ним — Марья; она упрашивает его «не розниться». Символическая же параллель делает все произведение поэтическим. Она придает песне определенный эмоциональный настрой, передает настроение грусти, печали. Эти эмоции усиливаются и развиваются в следующей части. Символика способствует созданию ярких художественных образов, портретов. В песне две части, но воспринимается она не как две самостоятельные картины, а как нечто единое целое. В эстетическом сознании и восприятии певца и его слушателей выступают не селезень и утушка, Степан и Марья, а Степан, гордый, как селезень, и Марья, печальная, как утушка. Принцип параллелизма в композиции лирических песен очень древний: в нем просматриваются следы раннего анимистического мышления. Особенность этого принципа в народных песнях выражается в том, что между двумя картинами (символической и реальной) существует устойчивая, совершенно определенная связь. Скажем, если в первой параллели упомянут селезень, то во второй половине обязательно будет назван молодец, если в первой параллели утушка, то во второй параллели — девушка. Только так и никак по-другому. Иными словами, перед нами устойчивая поэтическая ассоциация; тот или иной символический образ вызывает в памяти совершенно определенный реальный образ. Принцип поэтической ассоциации затем надолго сохранится в лирическом творчестве. Однако впоследствии эта ассоциация из устойчивой (символико-реальной) превратилась в свободную, реальную. Отдельные картины песен в таком случае объединяются не по устойчивым символическим связям, а на основе свободной образно-поэтической ассоциации. Такой композиционный принцип организации мы назвали принципом цепочного построения песни. Сущность организации поэтического материала в песнях, основанных на этом принципе, выражается в том, что отдельные картины песни связываются между собой «цепочно»: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины — первым образом третьей и т. д. Так вся песня постепенно от одной картины при помощи ее последнего образа «цепочно» переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни. Образы как бы вырастают один из другого. Каждый последующий является продолжением и конкретизацией, поэтическим развитием предшествующего ему образа. Вот яркий пример песни, построенной на свободной образно-поэтической ассоциации, по принципу «цепочного» соединения картин. Песня начинается так:

Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет. Веселая беседушка, где батюшка пьет. Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет.

С последнего образа этой первой картины («младой») начинается вторая картина песни. Если в первой картине основным образом является «батюшка», а образ «младой» лишь только упомянут, то во второй картине он получает развитие, является в ней основным: вторая картина песни представляет собой повествование лирической героини («младой») о себе:

А я, млада-младешенька, замешкалася, За утками, за гусями, за лебедями, За мелкою за пташечкой, за журушкою.

Но если в этой второй картине песни образ «журушки» упомянут лишь между прочим, в самом конце, то ее третья картина начинается прямо с него; именно он является ее центральным образом:

Как журушка по бережку похаживает, Шелковую он травушку пощипывает, Студеною водицею захлебывает, За реченьку за быструю поглядывает.

И совершенно естественно, на основе поэтической ассоциации, далее в песне рисуется заречная сторона:

За реченькой за быстрою четыре двора; Во этих во двориках четыре кумы.

И как только в песне оказались упомянутыми «четыре кумы» (подружки), они сразу же становятся в центре внимания. Именно к ним обращается лирическая героиня:

Вы, кумушки, голубушки, подружки мои! Пойдете вы в зеленый сад, возьмите меня; Вы станете цветочки рвать, нарвите и мне; Вы станете венки плести, сплетите и мне, Пойдете вы на реченьку, возьмите меня, Вы будете венки бросать, вы бросьте мой. И заканчивается песня такими ее словами: Как все венки поверх воды, а мой потонул; Как все друзья домой пришли, а мой не бывал [22].

Приведенная песня имеет композиционную форму «описательно-повествовательная часть плюс монолог». На основе образно-поэтической ассоциации могут строиться и песни-монологи. Так, одна песня-монолог начинается картиной:

Уж ты, веснушка, весна! Ты не в радость мне пришла, Не в радости, во тоске, Во великой сухоте. Болит сердце по тому По зеленому саду.

И после того как оказался упомянутым «зеленый сад» (символ любви), идет к нему обращение лирической героини:

Уж ты, сад ли мой зеленый, Сад, зеленый виноград! Отчего, садик, подсох? Отчего, зелен, приблек? Отчего в тебе, мой садик, Ни травушка не растет, Соловьюшко не поет. И заканчивается песня обращением ее к соловью: Ты воспой, соловьюшко, жалобнехонько!

В этом обращении-монологе «молодка» рассказывает о том, как ей «жить тошнехонько»: все ее на улице «журят, бранят», «плакать велят», в поле туман «растуманился», а ее милый «припечалился» (Киреевский, № 1426). В принципе «цепочной» связи отдельных картин песни, в ее ассоциативной композиции как нельзя лучше проявляются особенности не только народной лирической песни, но и лирики литературной, своеобразие лирического рода поэзии вообще. Лирическое произведение композиционно развивается, отдельные жизненные факты следуют в нем друг за другом не в их объективной жизненной связи, а в зависимости от характера и развития выражаемого чувства. Весь жизненный материал в лирическом произведении организуется композиционно, пропускается через призму мыслей и чувств лирического героя в той связи и последовательности, в какой это необходимо для наиболее полного и яркого выражения их. «. Содержание лирического произведения, — писал Белинский, — не есть уже развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит через него» [23]. Все это распространяется и на народную лирику [24]. Кроме рассмотренных композиционных принципов повтора, параллелизма и цепочного построения в традиционных лирических песнях употребляется ряд приемов, через которые нередко реализуются эти принципы. Композиционные приемы чаще всего используются лишь в отдельных частях песен. Наиболее распространенным композиционным приемом в народной лирике является ступенчатое сужение образов. Чаще всего он употребляется во вступительно-повествовательной части песни композиционной формы «описательно-повествовательная часть плюс монолог (диалог)». Посредством этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении их пространственного сужения. Подметивший этот прием Б. М. Соколов справедливо писал, что «последний, наиболее «суженный» в своем объеме образ как раз с точки зрения художественного задания песни является наиболее важным. На нем-то, собственно говоря, и фиксируется главное внимание. Можно даже сказать больше того: ступенчатое нисхождение предыдущих образов имеет своей художественной функцией выявление конечного образа, стоящего на самой узкой нижней ступени ряда, с целью фиксации на нем наибольшего внимания» [25]. Вот пример песни, использующей прием ступенчатого сужения образов:

В чистом поле при долине Луговинка зелена; Что на этой луговинке Зелен садочик стоит, Что во этом во садочке Рябинушка выросла; И на той ли на рябинке Соловьюшко поет. — Ты не пой-ка, соловейко, Во зеленом во саду! (Киреевский, № 1331)

В описательно-повествовательной части приведенной песни по линии последовательного объемно-пространственного сужения идут образы: в чистом поле долина, на долине луговина, на луговине садочек, в садочке рябина, на рябине соловей. Конечный, наиболее «суженный» образ этой картины — соловей. Он является главным в картине и символизирует любовь. Именно к нему (по образно-поэтической ассоциации) и обращается герой (или героиня) со словами «Ты не пой-ка, соловеюшко, во зеленом во саду!». И это сразу придало песне печальный характер. В приведенной песне «В чистом поле на долине» после описательно-повествовательной части следовал монолог. Приведем песню, в которой после описательно-повествовательной части, созданной приемом ступенчатого сужения образов, следует диалог.

Дорожка, дорожка, торна, широка! На тебе, дорожке, желтеньки песочки, На этих на песочках стоят три садочка: В первыим садочке кукушка кукует, В другиим садочке девушка горюет, В третьем садочке мать сына спрашивает: — Сынок ли мой, сыночик, ясный соколочик! Ты скажи, сыночик, кто в роду милее: Жена, али теща, али мать родная? — Жена по привету, теща по совету, Нет в свете милее матушки родимой! (Киреевский, № 1525)

Нередко в песнях используется также прием выделения. Этот прием, как мы помним, применяется и в былинах. Но если в былинах он является одним из средств создания главного героя — богатыря, образ которого раскрывается преимущественно в его поступках, то в рассматриваемых нами песнях он служит выделению героя, главные мысли и чувства которого раскрываются в произносимом им монологе. Так, в одной песне рассказывается о том, как девушка собрала своих подружек, усадила их на высокие лавки:

А сама села выше всех, Наклонила головушку ниже всех, Думает думушку крепче всех.

И затем в песне идет монолог лирической героини, в котором раскрывается ее тоска по милому, рисуются ее робость и застенчивость:

«Что долго нет Ивана? Мне посла послать — некого, Мне самой идтить — некогда. Я хотя пойду, не дойду; Я хотя дойду, не найду; Я хотя найду его,— Позвать к себе не смею». (Киреевский, № 146)

Чаще всего прием выделения, как и в приведенном примере, используется именно в начале песни, в ее описательно-повествовательной части. Но он может быть применен и в середине песни. Так, в известной песне «Уж ты степь, ты моя степь, степь Моздокская» вначале дается описание степи, потом говорится, что никто этой степью не проезживал и не прохаживал, а «только шли прошли молоды извощички». И далее рассказывается о смерти одного из извозчиков, который обращается к своим товарищам с монологом-просьбой передать последний поклон его родным (Киреевский, № 2497). Прием выделения может использоваться и в конце песни. Примером может служить приведенная нами выше песня «Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет». Отмеченные нами приемы выделения и ступенчатого сужения могут совмещаться, употребляться одновременно для создания песни по принципу цепочной связи картин. Так, одна песня начинается картиной:

Волга, ты Волга матушка! Широко Волга разливалася, Со крутыми берегами поровнялася, Понимала все горы, долы, Все сады зеленые. Оставался один зелен сад, Што во тем саду Част ракитов куст; Под кустиком беда лежит.

Упомянутый в конце первой картины образ беды получил дальнейшее развитие во второй картине:

Беда лежит — тело белое, Тело белое молодецкое: Резвы ноженьки вдоль дороженьки, Белы рученьки на белой груде, С плеч головушка сокатилася. (Киреевский, № 2389)

Особенность народной лирической песни заключается в том, что различные ее композиционные принципы и приемы генетически связаны с теми или иными явлениями ее синтаксиса. Так, например, такие ее композиционные принципы, как повтор и поэтический параллелизм связаны с синтаксическими повторами и синтаксическим параллелизмом. Принцип цепочной связи картин восходит к особенностям построения синтаксических единиц в разговорной речи по принципу ассоциативного присоединения [26]. По заключению И. А. Оссовецкого, такой «. композиционный прием, как ступенчатое сужение образов, в значительной степени определяется паратактическим синтаксическим строем» [27]. Известно, какое большое место занимают в синтаксисе народных лирических песен обращения. С них, например, начинаются очень многие песни-монологи. Но нередко обращения, пронизывая всю песню, играют важную роль и в ее композиционной организации. В таких случаях обращения чаще всего взаимодействуют с тем или иным композиционным принципом. Так, например, обращения в функции композиционного приема выступают в песне «Ах ты, сад ли ты, мой садочек» (Соболевский, 4, № 421), построенной на принципе повтора ее строф (точнее, картин), и в песне «Уж ты веснушка, весна!» (Киреевский, № 1426), построенной на основе ассоциативно-цепочной связи ее образов и отдельных картин. В заключение можно сказать, что композиционные принципы и приемы традиционных народных лирических песен обусловлены их жанровой природой и (каждый по-своему) служат единой цели — максимально глубокому и яркому выражению мыслей и чувств лирических героев. Анализ показывает, что поэтический материал, различные образы, выражаемые мысли и чувства в традиционной лирической песне, как правило, идут по линии их все большей и большей конкретизации. Песня композиционно развивается в направлении максимального усиления ее идейно-эмоциональной выразительности. Все это достигается как основными принципами ее построения (повтор, поэтический параллелизм и ассоциативно-цепочная связь картин), так и отдельными приемами (прием выделения, ступенчатое сужение образов и др.). Поэтому естественно, что все эти композиционные принципы и приемы в народных лирических песнях находятся в самой тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Применительно ко многим песенным текстам можно говорить не об исключительном, а только лишь о преобладающем значении определенного композиционного принципа, о ведущей роли того или иного приема.

Источник

Правильные рекомендации