Искусство наживать деньги или нет более геморроя смысл

«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»

Циничная сентенция, вынесенная в заглавие статьи, принадлежит самому известному русскому нигилисту, персонажу романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» Евгению Базарову. Он произвел ее в одном из бесконечных споров с Павлом Петровичем, такой оригинальной шуткой ответив на недоуменный вопрос аристократа: «Вот как! Вы, стало быть, искусства не признаете?» «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительной усмешкой». Сия литературная реминисценция понадобилась мне для того, чтобы описать тот казус, тот конфуз, что произошел недавно со знаменитым Домом купца Сафьянчикова в Пскове. Известно, что в этом памятнике архитектуры ныне располагаются художественные мастерские, где худо-бедно обитают псковские графики и живописцы. Дом находится в муниципальной собственности, и вот два года назад над сообществом «свободных аrtistsнавис «Домоклов меч» неминуемой продажи. Однако эти самые artists, между прочим, одни из лучших в Пскове, не стали, аки овцы на заклание, тихо и смиренно ждать своей незавидной участи, а создали движение «», которое и начало борьбу за Дом купца Сафьянчикова, из которого предполагалось сделать не то бордель, не то кабак. Дом удалось отстоять, более того, как выразился один из представителей «Псков-Арта» Эдуард Шарипов, произошла «смычка искусства, бизнеса и власти», в том смысле, что было подписано трехстороннее соглашение между Администрацией Пскова, художниками и некими заинтересованными лицами. Заинтересованными, в первую очередь, в том, чтобы живописный бережок рядом с разрушающимся зданием использовался под точку общепита. Точнее говоря, под пивнуху. Само собой, не за просто так, а за ремонт. вроде бартера. У города, по обыкновению, баблос отсутствует. Художники — тоже не Сальвадоры Дали. Миллионы тугриков на своих картинках не делают. Как говорится, «на искусстве не заработаешь». Значит, остаются продавцы пенного напитка и сопутствующей закуски: шашлыков, воблы, раков. Ничего, кстати, из ряда вон вызывающего. Издавна поклонники Аполлона тяготели к Бахусу, черпая из его бочонков вдохновение. Почему бы не использовать летние месяцы с пользой для общего дела? Пивнуха так пивнуха. И овцы целы (Дом с художниками), и волки (в данном случае — любители пива) сыты. Чуть ли не под крышей купца Сафьянчикова. Но вдруг изморенное жарой информационное поле пронзила новость: «Художники собираются устроить выставку-акцию на стене дома, протестуя против унижения, которому были подвергнуты владельцем пивного ресторана „Карл Фридрих“, а по совместительству депутатом областного законодательного собрания Игорем Смирновым. Депутат тут же откликнулся гневной отповедью в стилистике: „ вы заплатили за предобрейшее?“.Унижение же заключалось, собственно, в том, что по скобарско-жлобской привычке, весьма наглядно распространенной в наших широтах, арендаторы точки общепита свою часть дома покрасили, ту, где собирается клиентура, а главный фасад и остальную часть дома оставили все в том же неприглядном, убожеском виде. Да еще на стену прикнопили огромный красный банер с названием заведения. и переполнило пивную кружку терпения. Вернее, унижения. Художники решили устроить выставку одного дня. Слава Богу, не бульдозерную. Однако — на стене. Приурочили это мероприятие к Празднику пионерии и Дню Ганзейского союза. А что? Символично получилось. Из окошек звучат пионерские песни. На фасаде — шедевры. Тут же мольберт, на котором рождается свежее полотно. Над вывеской — портреты основоположников марсксизма-ленинизма. Перфоманс явно удался. Тем более, когда оказалось, что хозяин пивной Игорь Смирнов тоже захотел почтить выставку своим вниманием. Небольшой митинг стал кульминацией в меру общественного, но главным образом эстетического мероприятия.- Этой выставкой мы выражаем протест против вывески на нашем доме. — Сказала в диктофон автора этих строк нынешний председатель движения „“ Ирина Жбанова. — Вывеска „Карл Фридрих“. Над словом „Карл“ мы повесили портрет Маркса. Над словом „Фридрих“ — Энгельса. Возвращаем к истокам. Но не марксизма-ленинизма, как вы понимаете, к трем составным частям, а к истокам человеческой морали. Все знают, что в этом доме работают художники, а не пивной бар. — Так вы что, всерьез думали, что хозяин заведения вам весь дом покрасит? — спросил я Ирину.- Мы не думали, мы знали. По договору, хозяин должен был отремонтировать весь фасад. Теперь мы даже не знаем, как будут развиваться дальше события. Мы люди не конфликтные, но нас к этому вынуждают. Дом Сафьянчикова — объект культурного наследия. „“ принял охранные обязательства. Мы вообще не имеем права производить какие-либо манипуляции с домом. Тем более — с иностранными именами. Вешать на Дом русского купца Сафьянчикова. Ведь что получается? Нынче легче налить кружку пива, чем рассказать об искусстве. Но, может быть, это не вина Смирнова, а наша общая беда? Мы, во всяком случае, подчеркиваем, что представляем русскую культуру. Впрочем, как показал митинг, если конфликт и незримо присутствовал, то был замят обещаниями исправить разящий контраст между „пивным“ и „художническим“ фасадами. — Давайте смотреть на искусство, а не на стену. — Призвал к „смычке“ искусства и пива хозяин летнего кафе. — Тем более, что состояние этой стены временное, и в ближайшее время будет приведено в норму. Что касаемо культуры и питания, то потребности человека многогранны, и он должен питаться как твердой пищей, так и жидкой.И Игорь Смирнов с удовольствием пустился в исторические аллюзии, вспоминая о том, что и Владимир Ильич Ленин жутко любил пиво, и кто знает, если б не этот ячменный напиток, случилась бы на Руси революция?А мне снова вспомнился, так, по прихотливой ассоциации, незабвенный нигилист Базаров, утверждавший:- Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука».Саша Донецкий

Источник

“Отцы и дети” – смысл заглавия романа, сочинение по Тургеневу

Роман под названием «Отцы и дети» поднимает животрепещущие темы, которые касаются каждого поколения. Люди рождаются в определенных столетиях, где существуют свои порядки, законы и нормы. С годами все меняется и приобретает другие формы. Родители, выросшие во времена твердых моральных принципов, не могут понять своих детей. Ведь дети выросли в другое время, когда стали зарождаться и процветать новые течения.

Родителям сложно понять своих детей, потому что они научены другим взглядам. Современная концепция повергает их в шок. Они даже воспринимать не хотят новые учения. Для них это несусветная глупость, как для молодого поколения старые принципы. Молодежи не понятно то, что было раньше. Они считают, что воззрения взрослых устарели и совершенно несовместимы с современной жизнью.

Общество отцов – это взрослые люди, имеющие прочный фундамент. Они прекрасно понимают, что такое причинно-следственная связь и пытаются объяснить это юношам. Однако, они не хотят прислушиваться ко взрослым. Мечтают только об одном: познать мир самостоятельно. Взрослые знают, что такое любовь, как можно построить крепкую семью. Они пытаются передать эти драгоценные знания своим детям, но не могут. Потому что те не способны слышать. У юношей есть свои идеалы и примеры для подражания.

Общество детей – юноши, молодые максималисты. Они думают, что отцы глупые и наивные. Даже не думают к ним прислушиваться, имеют свою правду и доказывают ее на каждом шагу. Критикуют любое действие взрослым, ставя все оплошности на вид. Чем очень раздражают старших, которые умудренные жизнью предупреждают об опасности подобного поведения.

Евгений Базаров носитель и основоположник нигилизма. Новое течение моментально захватило молодежь, которая стала активно продвигать идеи Базарова. Отцы пытались образумить детей, предупреждали, что разрушение моральных и культурных ценностей ведет к краху. К сожалению, никто не хотел к ним прислушиваться. В ответ были только упреки в непонимании и незнании устроения современного мира.

Проблема романа – конфликт поколений, который более чем актуален и на сей день. Родители и дети зачастую не могут найти компромисс. Все упорно стоят на своем и уверены в своей правоте. Мало кто задумывается о том, кому нужна эта правота. Ведь она разрушает отношения, из которых уходит теплота, доверие и любовь. На смену этим качествам приходят озлобленность, конфликтность и недовольство.

Сочинение на тему “Смысл названия романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», опубликованный в 1862 году, посвящен вопросу нигилизма – модного во времена писателя философского течения. Автор раскрывает истоки и последствия этого направления, показывает, как он отражается на судьбах людей.

Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий – разночинно-демократической и либерально-дворянской.

Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: «ко всему относится с критической точки зрения». Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.

По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: «- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! – воскликнул Базаров с презрительною усмешкой». Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: «Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».

Читайте также:  Боль внизу кишечника при отхождении газов

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой – спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.

Основным идейным противником Базарова является дядя его друга – Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: «…это слово означает человека, который… который ничего не признает? – Скажи: который ничего не уважает».

Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта («мне скажут дело, я соглашаюсь…»). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» – культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто «не признает принсипов», исключает себя из жизни общества, «обречен жить в пустоте».

Немного позже, в прямой «схватке» Павла Петровича с «лекаришкой», Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: «Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!».

Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, «запиваемый чаем», на самом деле исполнен внутреннего напряжения.

Позиция Базарова в этом разговоре – не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода «отвлеченностей» у Базарова значатся «аристократизм, либерализм, прогресс», которые для человека 60-х годов являются не более чем «бесполезными» словами.

И как противовес дворянским «отвлеченностям» – убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит», которые приводят в бешенство Кирсанова.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.

Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.

Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Сочинение по литературе. Смысл заглавия романа «Отцы и дети».

Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.

Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И.О. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремления их души, внутреннюю борьбу и порывы.

Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе— поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит мысль автора о пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояние, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.

Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.

Я думаю, что И.С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

Конфликт мировоззрений

Старшее и младшее поколение противоборствуют друг с другом, потому что имеют разные взгляды на жизнь. Павел Петрович Кирсанов и другие представители «отцов» живут по традициям прошлого, по законам своего поколения и правилам своих отцов. Они искренне верят в любовь, ценят искусство и природу.

Базаров же, представляющий новое поколение, демонстрирует совершенно другие взгляды: он отрицает любовь, искусство и ценность природы.

Разными являются и взгляды «отцов» и «детей» относительно общественных отношений. Павел Петрович является типичным представителем аристократии, которую отрицает Базаров.

Именно отрицание, как показывает И. С. Тургенев, за основу жизни взяло новое поколение.

Главные герои «Аленький цветочек» характеристика персонажей сказки Аксакова для читательского дневника

Конфликт поколений отличается от конфликта мировоззрений тем, что не все представители младшего поколения являются «детьми». Так, Аркадий Кирсанов одного возраста с Евгением Базаровым, однако живет по традициям «отцов».

То есть заглавие романа И. С. Тургенева посвящено не столько конфликту поколений, сколько конфликту мировоззрений и взглядов на то, по какому пути должна пойти Россия. В произведении противопоставляются либеральные дворяне и демократы-разночинцы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети»», рассмотрит три конфликта: конкретных личностей, поколений и мировоззрений.

Образ Базарова

Во всем произведении описывается лишь один представитель «детей» — это сам Базаров. Он противопоставляется дворянскому семейству Кирсановых, и является новым героем своей эпохи. В сочинении-рассуждении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно указать, что в этом противопоставлении и заключается главный конфликт всего романа. Во время общения с Павлом Петровичем Базаров подчеркивает свою связь с народом, говорит о том, что еще его дед «пахал землю». Поэтому он может считать себя ближе к крестьянам.

Павел Петрович: представитель «отцов»

В кратком сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно описать и главных героев, а также то, к какой категории их относит писатель. Павел Петрович предстает перед читателем как умный человек, представитель интеллигенции, обладающий определенными достоинствами. Он честен, а также придерживается той морали, которую усвоил в юные годы. Однако его минус заключается в том, что он не видит движения времени, тех новых тенденций, которые появляются в обществе.

Павел Петрович придерживается только принципов своей молодости, считая, что без них могут жить только совершенно безнравственные люди. Однако его мировоззрение вступает в противоречие с теми идеями, которые в романе называются прогрессивными. Сам персонаж называет себя «либералом, который любит прогресс». Однако это всего лишь его личное мнение о себе. Автор же подчеркивает, что за этим либерализмом скрывается стремление к старому строю и его идеям. Все это Базаров чувствует уже при первом общении с Павлом Петровичем. Он не верил в его благородство, и не разделял его взглядов. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что борьба между двумя поколениями – неистребимый феномен.

Источник

Искусство наживать деньги или нет более геморроя смысл

Испытание любовью выдерживают не все герои И.С. Тургенева. Обратимся к роману «Отцы и дети».

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Цель урока: выявление обучающимися основных изменений внутреннего мира героев, вызванных воздействием их любви к женщине, наблюдение за результатом испытания персонажей любовью; развитие представления обучающихся об основных творческих приемах И.С.Тургенева, используемых им с целью более полного раскрытия характеров своих персонажей (портрет, диалог, деталь).

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Преподаватель. Добрый день! Начнём наш урок.

В эти ноябрьские дни наша страна и вся литературная общественность отмечают 200-летие со дня рождения великого классика русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Его имя относится к тем большим русским писателям XIX века, благодаря которым отечественная литература вырвалась на звѐздную орбиту. Великолепный мастер слова, он в совершенстве владел русским языком, благодаря чему создал изумительные по своей красоте картины русской природы и жизни русских людей. Сегодня мы с вами на уроке продолжаем разговор о, пожалуй, самом известном его романе – «Отцы и дети». Предметом нашего пристального внимания предыдущих уроков была личность Евгения Васильевича Базарова, человека незаурядного, сильного, гордого, волевого, имеющего на все собственную точку зрения, которую он пытается отстаивать. Евгений Базаров — самый привлекательный, самый значительный, но и самый противоречивый герой тургеневского романа. Он, в отличие от «не настоящего нигилиста», своего друга Аркадия Кирсанова, нигилист самый что ни на есть настоящий.

Читайте также:  Как кормить ребенка с проблемой пищеварения

Вспомним, что же такое нигилизм? Кто такие нигилисты?

Предполагаемый ответ. Слово «нигилизм» в переводе с латинского означает «ничто, ничего». Аркадий Кирсанов так определял значение данного слова: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». На замечание своего отца по поводу того, что «это слово означает человека, который…который ничего не признаёт», Аркадий возражает: «Который ко всему относится с критической точки зрения».

Преподаватель. Чем занимался Базаров?

Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич Базаров готовится стать уездным лекарем. Он увлекается естественными науками: химией, биологией, анатомией. В гостях у друга – Аркадия – он не теряет времени зря: продолжает заниматься, каждое утро ходит на болото, ловит лягушек, проводит над ними эксперименты.

Преподаватель: Каково отношение Базарова к искусству?

Предполагаемый ответ. Базаров не признает искусства. Он вообще не приемлет всего, что носит отпечаток художественности.

Преподаватель. Вспомните его высказывания по поводу поэзии, живописи.

Предполагаемый ответ. Однажды, беседуя с Павлом Петровичем, Базаров произнес: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Известно еще одно его высказывание: «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит…» На вопрос дяди Аркадия: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» Базаров восклицает: «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»

Преподаватель. Вспомним, как Базаров реагирует на услышанную им игру отца Аркадия на виолончели?

Предполагаемый ответ. Он смеётся и высказывает свое недоумение по этому поводу: «Помилуй! В сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!»

Преподаватель. Как реагирует Евгений, узнав, что Николай Петрович увлекается поэзией, читает Пушкина.

Предполагаемый ответ. Он недоволен, считает это занятие несерьезным делом. Взамен Пушкина, Базаров предлагает порекомендовать Николаю Петровичу книгу немецкого материалиста Бюхнера «Материя и сила», уверенный в пользе от её прочтения.

Преподаватель. Какое слово употреблял Базаров применительно ко всему, что носило отпечаток чувства, художества?

Предполагаемый ответ. Романтизм. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художества». Данные понятия Евгений Васильевич ставил на одну ступень значимости. Гниль и романтизм для него равнозначны. Слова «художества» и «романтизм» носят для него негативный оттенок.

2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель. Мы уже не раз отмечали на предыдущих уроках, что при раскрытии характеров своих героев, выявлении истинных качеств их души Тургенев использует ряд характерных для его творческой манеры приемов: это портретная характеристика, диалоги и наличие деталей. С каждым из этих приемов мы уже сталкивались, анализируя образы различных персонажей романа. Но есть у Тургенева еще один излюбленный прием, которым он неизменно пользуется для более глубокого раскрытия образа героя. В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине. «Отцы и дети» не исключение. Почему любовь? Потому что это самое чистое, самое святое чувство на свете, чувство, способное изменить человека. Именно в любви раскрывается душа и личность человека, обнажая все истинные, «спрятанные» качества.

Вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Предполагаемый ответ. О любви.

Как вы предлагаете обозначить тему сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ. Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Любовь как критерий подлинности характера героя».

Преподаватель. Я полностью с вами согласна. Подытожив все сказанное вами, предлагаю обозначить тему нашего сегодняшнего урока как «Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Тема урока отображается на слайде в электронной презентации.

Преподаватель. Чем же мы, исходя из обозначенной темы, должны заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?

Предполагаемый ответ. Проследить, как герои романа проходят испытание любовью и как под воздействием любви к женщине меняется внутренний мир основных персонажей.

Преподаватель. Какие задачи мы должны решить для достижения данной цели?

Преподаватель. И, конечно же, мы сконцентрируем свое внимание на испытание любовью центрального персонажа романа: посмотрим, как выдержит испытание любовью Евгений Базаров.

Цель урока отображается на экране презентации, преподаватель ещё раз обращает на неё внимание студентов.

3. Работа над новой темой

Преподаватель. Сколько сюжетных линий, связанных с темой любви, присутствует в романе. Назовите их.

Предполагаемый ответ. Четыре сюжетные линии. Это отношения между Николаем Петровичем и Фенечкой, Аркадием Кирсановым и Катей Локтевой, Павлом Петровичем и княгиней Р., Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой.

Преподаватель. Предлагаю поговорить о каждой любовной линии отдельно, называя при этом концепты, характеризующие отношения каждой из пар. Для этого необходимо вспомнить, что мы называем концептами?

Преподаватель. Совершенно верно. Попробуем, говоря о взаимоотношениях героев, анализируя их чувства, переживания, ощущения, внутренний мир, вычленять из авторского текста концепты, служащие главной характеристикой их любви. При этом у себя в тетради будем строить концептную карту любви героев романа.

На протяжении урока обучающиеся, обращаясь к тексту романа, определяют базовые концепты, записывают их, строя таким образом концептную карту взаимоотношений героев.

Обратимся к истории взаимоотношений Павла Петровича Кирсанова и таинственной княгини Р. Каким был Павел Петрович до встречи с княгиней, какой образ жизни он вел?

Предполагаемый ответ. Павел Петрович еще с детства отличался «замечательной красотой», он был самоуверен и смел. В двадцать восемь лет стал уже капитаном. Он любил общество, свет, легко нравился женщинам. Добившись успеху с какой-нибудь красавицей, легко с ней расставался. Он жил легко, победоносно шагая по жизни, блестящая карьера его ожидала, как вдруг вся его жизнь изменилась после встречи с таинственной княгиней Р.

Преподаватель. Где познакомился Павел Петрович с княгиней Р. и какие отношения были между ними?

Предполагаемый ответ. Они познакомились на балу, где потанцевал с ней и влюбился в неё страстно. Он скоро достиг победы в отношениях с ней, но эта легкость не охладила его. Он ещё мучительнее и крепче привязался к этой женщине. А она то страстно его любила, то охладевала к нему Он страдал, негодовал и в то же время стыдился своих чувств. Он следовал за нею повсюду, куда бы она ни уезжала. Кирсанов подарил княгине кольцо с изображением на нем сфинкса, сказав ей, что сфинкс – это она. Через некоторое время Кирсанов узнает, что княгиня умерла. Вскоре он получает от неё кольцо с перечеркнутым изображением сфинкса.

Преподаватель. Попробуем подобрать из текста слова и словосочетания, характеризующие любовь Павла Петровича, и преобразуем их в концепты, которые запишем в нашу концептную карту.

Предполагаемые ответы. Влюбился страстно, горькая досада, сердце все ныло, еще мучительнее привязался, еще крепче, он терзался и ревновал, он стыдился самого себя, он негодовал за свое малодушие, огонь вспыхнул. Концепты: страсть, мучение, привязанность, горькая досада, уныние, терзание, ревность, стыд, негодование, малодушие.

Обучающиеся записывают концепты в концептную карту (рис. 1).

Рис.1. Концептная карта «Отношения Павла Петровича и княгини Р.»

Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Павла Петровича Кирсанова? Что это была за любовь?

Предполагаемый ответ. Любовь-наваждение, или любовь-болезнь.

Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту.

Преподаватель. Скажите, изменила ли Павла Петровича любовь к княгине? Каким он стал?

Предполагаемый ответ. Если до встречи с княгиней Павел Кирсанов был светским человеком, любившем блестящее общество, с легкостью делающим себе карьеру, то теперь он стал нелюдим, ощущал себя человеком без будущего, у которого остались только сожаления и воспоминания. Павел Петрович заживо себя похоронил, автор называет его «живым мертвецом». Жизнь, любовь к княгине, испытания любовью сломили его.

Преподаватель. А теперь обратимся к другим персонажам. Рассмотрим историю любви Николая Петровича и Фенечки. Как они встретили друг друга?

Предполагаемый ответ. Николай Петрович и Фенечка познакомились три года тому назад. На постоялом дворе он встретил женщину, содержательницу этого двора, которую пригласил к себе в дом в качестве экономки. Та согласилась и переехала в Марьино вместе со своей дочерью Фенечкой, которой минул уже семнадцатый год. Однажды мать девочки попросила Николая Петровича помочь своей дочери, которой искра из печки попала в глаз. Тот согласился. Эта встреча с Фенечкой запомнилась Кирсанову. Девушка произвела на него большое впечатление. После того, как мать её умерла, между Феодосьей Николаевной и Николаем Петровичем завязались нежные, добрые отношения, переросшие вскоре в любовь.

Преподаватель. Какие отношения были между ними? Попробуйте так же, как и с предыдущей парой, обозначить их концептами и записать.

Предполагаемые ответы. Забота, нежность, доброта, чистота, почтительность, искренность, уважение, семья, сын.

Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Николая Петровича Кирсанова и Фенечки? Что это была за любовь?

Предполагаемый ответ. Любовь-семья, уважение.

Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту (рис. 2).

Рис. 2. Концептная карта «Отношения Николая Петровича и Фенечки»

Преподаватель. Изменился ли Николай Петрович после встречи с Фенечкой? Как он прошел испытание любовью?

Предполагаемый ответ. До встречи с Феодосьей Николай Петрович был погружен в уныние, одинок, чувствовал себя несчастным человеком. Любовь к Фенечке вернула его к жизни. Он вновь полон надежд, планов, у него подрастает сын Митя, которого он очень любит. Любовь Фенечки вернула Кирсанова к жизни.

Читайте также:  Запор при беременности 33 нед

Предполагаемый ответ. Аркадий встретил Катю у Одинцовой, погостить к которой он приехал со своим другом Базаровым. Изначально Аркадию кажется, что он влюблен в Анну Сергеевну, но в дальнейшем он разбирается в своих чувствах и понимает, что любит её сестру Катю.

Преподаватель. Обратимся к тексту и найдем в нем слова и словосочетания, характеризующие их отношения. Преобразуем их в концепты.

Предполагаемый ответ. Сказывалось доверчивое сближение, тайно радовались, казался спокойнее, нравится, когда смеется, готов покоряться, дружелюбно сходятся, это радует, важный и светлый взгляд, улыбнувшись.

Концепты: доверие, радость близости, спокойствие, дружба, покорность, уважение, семь, сын.

Преподаватель. Подберите один общий концепт, характеризующий их любовь. Как её можно назвать?

Предполагаемый ответ. Это любовь-семья, дружба.

Обучающиеся продолжают записывать концепты в концептную карту (рис. 3).

Рис. 3. Концептная карта «Отношения Аркадия и Кати»

Преподаватель. Изменился ли Аркадий Кирсанов после встречи с Катей? Как он прошел испытание любовью?

Преподаватель. А теперь предлагаю поговорить о главном герое романа, о Евгении Васильевиче Базарове и его чувствах к Анне Сергеевне Одинцовой. Но для начала давайте вспомним, что Базаров говорил о любви? Как он относился к этому чувству?

Предполагаемые ответы. Базаров считал любовь чепухой. Между мужчиной и женщиной он видел возможность только физических отношений. Он не видел в женщине никакой загадки, тайны. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться…загадочному взгляду?»

В отношениях между мужчиной и женщиной Базаров – физиолог.

Базаров говорил: «Нравится тебе женщина…старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась».

Преподаватель. Где и при каких обстоятельствах Евгений познакомился с Одинцовой?

Предполагаемый ответ. Базаров видит Одинцову на балу. Она производит на него впечатление своим внешним видом. Она красива, стройна, величественна. Базаров заинтересован.

Преподаватель. Какие высказывания в адрес Одинцовой допускает Базаров? Найдите ответы в тексте.

Предполагаемый ответ. Говорит об Одинцовой, что она «ой-ой-ой!», «у неё такие плечи, каких я не видывал давно», «Посмотрим к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Базаров цинично выражается в адрес Одинцовой, как бы боясь впустить в свое сердце нежное, искреннее чувство.

Преподаватель. Происходят ли изменения в поведении Базарова?

Предполагаемый ответ. Да, поведение главного героя меняется. При разговоре с Анной Сергеевной Евгений Васильевич смущается, немного робеет, даже краснеет, чему сам очень удивляется.

Преподаватель. Чем объясняются такие перемены в поведении Евгения Базарова?

Предполагаемый ответ. Причиной таких изменений было «чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило…».

Преподаватель. Как сам герой воспринимал эти перемены в себе?

Предполагаемый ответ. Это его очень злило и бесило. Мы можем найти в тексте следующие подтверждения его перемен, а также его отношения к ним. «Новизна», «кровь его загоралась», «что-то другое в него вселилось, чего он не допускал», «сознавал романтика в самом себе», «ходил. браня и её и себя», «топал ногою», «скрежетал зубами», «грозил себе кулаком».

Преподаватель. Действительно, Базаров, считавший любовь белибердой и чепухой, вдруг полюбил сам. Но он не хочет признавать в себе этого чувства, так как это противоречит его внутренним убеждениям. Именно поэтому он злится, бешено шагает по лесу, ломая ветки, и грозит себе кулаком.

Обозначим концепты, характеризующие отношения Базаров – Одинцова.

Предполагаемые ответы. Мучение, бешенство, страсть, ярость, сдержанность, напряженность, злость.

Преподаватель. Базаров пытается побороть в себе эти чувства, заглушить. Чем становится для него любовь к Одинцовой? Назовите концепт, характеризующий чувства, неожиданно вспыхнувшие в сердце героя.

Предполагаемый ответ. Это любовь – испытание. (рис. 4).

Рис. 4. Концептная карта «Отношения Базарова и Одинцовой»

Преподаватель. Кульминацией в отношениях Базарова и Одинцовой является сцена объяснения в любви. Предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента художественного фильма «Отцы и дети», снятого в 1983 году режиссером В. Никифоровым. При просмотре обратите внимание на то, какими средствами выразительности и художественными приемами режиссеру удается передать внутреннее состояние героев, так ярко переданное И.С. Тургеневым в своем романе.

Обучающиеся смотрят фрагмент художественного фильма.

Преподаватель. Удалось ли актерам передать то напряжение, которое испытывали герои романа?

Предполагаемый ответ. Да, актеры своей интонацией пытались передать накал страсти, напряжение и, вместе с тем, некую злобу, бессилие перед накалом чувств. Очень хорошо подобрана музыка, её звучание усиливает напряжение и состояние бессилия перед эмоциями.

Преподаватель. Обратите внимание, какие два предмета – две детали – присутствуют в сцене признания? На их фоне мы видим фигуру Одинцовой? Почему и режиссер, и сам автор рисуют нам эти детали?

Предполагаемый ответ. Мы видим Одинцову то на фоне окна, то на фоне зеркала. Автор романа вводит такие детали не случайно. Окно символизирует свободу, открытость чувств. Зеркало – это взгляд в себя, самолюбование, в какой-то степени эгоизм. Одинцова мечется между зеркалом и окном. Что же она выбирает?

Для этого предлагаю прочесть внутренний монолог Анны Сергеевны после объяснения с Базаровым (окончание главы XVIII).

Обучающиеся читают от слов «Она до обеда не показывалась» до слов «спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Преподаватель. Что же выбирает Анна Сергеевна?

Предполагаемый ответ. Она выбирает зеркало, т е. «себя», свое спокойствие и комфорт. Базаров после объяснения спешно покидает Анну Сергеевну.

Преподаватель. Можем ли мы сказать, что Базаров все-таки изменился? Где мы это видим?

Предполагаемый ответ. В сцене последнего свидания Базарова и Одинцовой.

Преподаватель предлагает обучающимся прочесть по ролям сцену последнего свидания Базарова и Одинцовой. Обучающиеся читают отрывок из главы XXVII (от слов «Ну, спасибо…», до слов «Анна Сергеевна тихо вышла»).

Преподаватель. Какие изменения, произошедшие в Базарове, мы видим?

Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич говорит, как романтик («Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»), он даже говорит некие комплименты Анне Сергеевне («Какая молодая, чистая и свежая»). Он уже открыто, не сопротивляясь говорит Одинцовой о своей любви. Мы видим, что любовь к Анне Сергеевне изменила, преобразила Базарова, вывела на поверхность все то, что так тщетно пытался скрыть от всех и самого себя в том числе Евгений Базаров.

4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Преподаватель. Давайте обратимся к построенной нами концептной карте. Посмотрите: перед нами четыре вида отношений между мужчиной и женщиной. Предлагаю сравнить концепты, характеризующие любовь «отцов» и «детей». Какие выводы можно сделать? Чьи концепты наиболее схожи?

Предполагаемый ответ. Два главных оппонента в романе Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров, оказывается любят одинаково. Их любовные истории похожи и во многом перекликаются.

Кирсанов встречает княгиню Р. на балу, Базаров также впервые видит Анну Сергеевну на балу. Каждого из них очень быстро поглотили чувства. Для каждого из них любовь стала мукой, терзанием, болезнью, наваждением. Наблюдаются даже некие переклички в отношениях между героями: Павла Петровича притягивает загадочный взгляд княгини, Базаров же, отрицая магию любви, после общения с Одинцовой задумается: «Может, и вправду, в ней есть какая-то загадка?»

Княгиня вернула Павлу Петровичу кольцо с перечеркнутым сфинксом, Одинцова, разговаривая с Базаровым, часто держит руки скрещенными на груди.

Любовь становится мукой и для Павла Петровича, и для Базарова. Старший Кирсанов со временем «ещё мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.

Преподаватель. Одинаково ли выдержали испытание любовью Павел Петрович и Евгений Базаров?

Предполагаемый ответ. Нет. Кирсанов сдался, потерял вкус к жизни, превратился в живого мертвеца. Базаров переносит отказ любимой достойно (зная, что Одинцова не любит его, отказывается от протянутой к нему руке Анны Сергеевны со словами: «Нет. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»).

5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня говорили о теме любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», о том, как это прекрасное чувство, по мысли Тургенева, меняет человека, обнажает его истинные чувства, показывает человека таким, каков он есть на самом деле.

Давайте еще раз отметим изменения, которые произошли с героями романа вследствие воздействия на них любви.

(Обучающиеся еще раз тезисно обозначают изменения, произошедшие в поведении героев, в их мироощущении).

Преподаватель. Давайте посмотрим, кто же счастлив в романе, кому любовь принесла уверенность, спокойствие, счастье и явилась основой создания семьи?

Предполагаемый ответ. Николаю Кирсанову и его сыну Аркадию. Они счастливо живут в семьях, растят детей. По мнению И.С. Тургенева, счастлив лишь тот, кто сам умеет любить и прощать, кто проявляет человеческие качества поверх поколенческого конфликта, кто верен общечеловеческим ценностям. Такими героями в романе являются Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий Николаевич.

Преподаватель. До сих пор в литературоведческих кругах ведутся споры о том, как прошел, выдержал испытание любовью Евгений Базаров.

Обратите внимание на экран. Перед вами два высказывания, касающиеся одного и того же вопроса. Прочтите их.

(На экране появляется слайд, на котором выведены слова литературоведа С.М. Петрова и высказывание известного исследователя творчества И.С. Тургенева П.Г. Пустовойта (рис. 5). Обучающиеся зачитывают их).

Рис. 5. Слайд с изображением высказываний известных литературоведов об отношении И.С. Тургенева к своему герою.

Преподаватель. С каким из этих высказываний вы согласны? Перепишите его себе в тетрадь. У вас на столах листы бумаги с данными цитатами. Уходя с урока, подложите мне на стол их, оставив предварительно отметку напротив того высказывания, которое вы считаете справедливым.

Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки.

6. Инструктирование о выполнении домашнего задания

Источник

Правильные рекомендации