Некрасов кому на руси жить хорошо образы народных заступников

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.

Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.

Другой образ — Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:

…он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!

Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.

Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!

Источник

Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо». Не один раз многие авторы обращались к читателю с вопросом «что же делать» и «к чему стремиться», но если к читателю этот вопрос был обращен риторически, то для автора поиск ответа на него стоял крайне ответственной задачей.

Писатель был убежден в том, что для создания счастливой обстановки в стране необходимы люди, которые будут готовы отстаивать свои убеждения, проходя через борьбу как с самим собой, так и с другими идеями и трудностями. Такие люди должны проявлять лидерские навыки и уметь вести за собой людей. Эти образы были показаны в данном рассказе, например, таким героем был Яким Нагой, Ермила Гирина, Гриша Добросклонов и Савелий Корчагин.

Яким постоянно пытался найти народную справедливость, жаждая получить правду в том виде, в каком она есть. Он крайне беден, как и все крестьяне, которые жили рядом с ним, однако он не смирился со своей участью, он непокорен и старается всяким образом изменить свое положение и положение окружающих его людей, которым также тяжело, как и ему самому. Он пытается возбудить в людях чувства бунта и жажды перемен, говоря о том, что каждый вправе бороться за свою идею. Показывает автор и Ермилу Гирина – человек, который удосужился роли народного бурмистра за свое видение справедливости. У народа он пользуется уважением и авторитетом за то, что он помогает всем – бескорыстно и отчаянно, пытаясь добиться справедливости и правды. Поп высказывается о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, который стремится облегчить и улучшить жизнь простых крестьян. Однако революционным настроениям он не подвержен, его удовлетворяет тот факт, что он оказывает материальную и моральную поддержку простым людям.

Богатырь Савелий в произведении является воплощением могучей силы и стойкости в одном лице. Несмотря на то, что его постоянно бьют розгами, он не отступает и не сдается. Он очень предан своей родной земле, не любит тех людей, которые стараются угнетать других и имеет честь, которую привык беречь и отстаивать.

Наиболее подходящим под определение «заступника за народ» является Добросклонов Гриша, который имеет образование и решает посвятить свою жизнь борьбе за интересы народа. Он знает то, в каких условиях живет простой народ, понимает все его нужды и знает, как можно ему помочь. Персонаж надеется на светлое будущее как простого народа, так и страны в целом. Остается позитивным и целеустремленным в своих задачах и убеждениях.

Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сочинения

Как часто вы задумывались над тем, что такое талант? Я считаю, что талант – это невероятные

Иван Сергеевич Тургенев в каждом своем произведение особое внимание уделял глубине русского характера и души, которая всегда наполнена различными переживаниями и страданиями.

Читайте также:  Чем лечится крапивница у взрослых народными средствами

Одним из второстепенных персонажей в произведении «Преступление и наказание» является Андрей Лебизятников, который также дружит с героем Лужниковым. Он безответственный чиновник

Источник

«Народные заступники» в поэме Некрасова

Поэма Некрасова знакомит с множеством людей, готовых встать на путь защиты простого народа. Борьба опасна, путь революционеров тяжел. «Народные заступники» в поэме Некрасова – это люди из прошлого поколения, зарождающиеся характеры и те, кто еще не знает, куда приложить свои силы, как помочь обездоленным.

Богатырь из народа

За землю и «за вотчину» стоял Савелий. В нем скрыта богатырская сила русского народа. Савелия не пугают плети, каторги, поселения. Старик до конца дней остается свободолюбивым человеком: «…клейменный, да не раб». Мужик перенес все тяготы, уготованные ему судьбой. Он пытается защищать своих земляков, великодушно прощает жадных родственников, помогает добрым людям, поддерживает советом и словом. Савелий объясняет, в чем мужицкое богатырство, почему вся жизнь крестьянина – это бой. Некрасов удивительно описывает сильного духом старика: руки в цепях, ноги в железе, спина как дремучий лес. Богатыря ломали, пытались поставить на колени, но он не свалился, его согнули только годы. Душа стала еще крепче, уверенность в своей правоте тверже.

Русское слово удивительно звучит в устах простого мужика. Автор нашел словечки, которые вели в бой, вызывали улыбку, поддерживали. Таким словом в речи Савелия является глагол «наддай». Крестьяне не выдержали издевательств немца, наддали и скинули его в яму, молча, закопали живьем. Поэт показывает, что терпение народа на пределе, опасно дразнить его, надеяться на терпение и привычку жить в порабощении.

Деревенский праведник

Верить в будущее русского народа призывает автор, предлагая образ Ермила Гирина. Сила внутреннего душевного состояния не позволила Ермилу стать грешником, пользующимся правами власть имущих. Совершив поступок против совести, он признается в нем, исправляет. Автор верит в силу совести, правды.

Если Савелий боролся, протестовал, то Ермил трудился. Оба меняли судьбу народа. Герои заслужили уважение. Доказательством является сцена покупки мельницы. Народ поверил Гирину, собрал нужную ему сумму. В простой ситуации раскрывается народное единство, сила поддержки и мощь доброты.

Душа народа

Еще один персонаж, которого можно отнести к народным заступникам, – Яким Нагой. Он защитник русской души, чистой и благородной. Мужик спасает во время пожара не деньги, а картины. Автор уверен, русский народ ценит красоту. Для него не все заменяется материальным достатком. Измученный тяжелой работой, потерявший здоровье, Яким умеет видеть красивое. Только человек с особыми душевными качествами способен на это. Простой мужик именно такой. Крестьяне ценили природу, умели создавать уникальные предметы, автор верит в их будущее.

Светлое будущее

На вопрос о счастье Некрасов отвечает, показывая новых людей. Один из них – Григорий Добросклонов. Юноша сознательно готовит себя к роли народного заступника. Он там, где трудно. Его судьба не завидна для большинства: «путь славный, имя громкое, чахотка и Сибирь». Поэт надеется, что таких людей будет все больше, они поведут за собой народ и освободят от рабства и унижения. Автор чувствует, что поднимается рать, обладающая несокрушимой силой. Счастье человека – в служении народу, в умении объяснить неграмотным, как изменить свое существование, встать с колен и обрести новую веру.

Источник

Сочинение: Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(435 слов) В поисках ответа на свой вопрос герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ходили по разным деревням и знакомились с людьми. Среди них были угнетатели и угнетенные, грешники и праведники, холопы и народные заступники. Образы людей, относящихся к последнему типу, наиболее интересны, ведь они пожертвовали собой во благо сограждан.

Центральный образ народного заступника — дед Савелий. Его судьба сложилась трагически: новый барин захотел сломить дух гордых мужиков и послал им управляющего Фогеля, который следил за сооружением нормальной дороги. Если раньше не было управы на бунтующих и хитрых крестьян, то теперь она нашлась, ведь добраться до них стало проще. И начал Фогель единолично править подчиненными, но его правление было больше похоже на геноцид. Люди недоедали и чудовищно перерабатывали. После очередного оскорбления и несправедливого распоряжения Савелий и его товарищи не вытерпели: толкнули немца в вырытую яму и засыпали землей заживо. После их приговорили к каторге, но и оттуда бунтарь Савелий несколько раз бежал. Вернулся он старым и измученным к семье, которая его не признавала и клеймила каторжником. На примере этого героя автор показал, что жертва народных заступников скоро забывается и даже осуждается людьми, чье призвание — гнуть спины в рабской покорности. Есть на Руси сильные и гордые борцы за свободу, но их бунт оканчивается трагически и не признается даже теми, ради кого он был совершен.

Второстепенными героями, подходящими под данную категорию, являются староста Клим, его коллега Влас, губернаторша Елена Александровна, Ермил Гирин, Яким Нагой и другие герои. Клим и Влас, фальшивый и настоящий староста, берегут людей от сошедшего с ума барина и спасают тех, кто подвернулся под его горячую руку. Губернаторша помогла Матрене вернуть кормильца семьи из рекрутов. Ермил выкупил мельницу у купца на народные деньги и роздал все долги вплоть до рубля, а потом участвовал в общественной деятельности, но попал в острог по воле начальства. Видимо, отказался врать народу, чтобы прекратить бунты. Яким Нагой вступился за пьяных крестьян и выразил всю тяжесть их жизни, при которой невозможно не пить.

Автору удалось показать многообразие русских характеров и их сильные стороны. Каждый из народных заступников по-своему счастлив именно потому, что защитил слабых и угнетенных. Вера в правду и справедливость дает этим людям прилив энергии, они радостно идут на жертву, потому что осознают ее святость.

Источник

Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо». Не один раз многие авторы обращались к читателю с вопросом «что же делать» и «к чему стремиться», но если к читателю этот вопрос был обращен риторически, то для автора поиск ответа на него стоял крайне ответственной задачей.

Писатель был убежден в том, что для создания счастливой обстановки в стране необходимы люди, которые будут готовы отстаивать свои убеждения, проходя через борьбу как с самим собой, так и с другими идеями и трудностями. Такие люди должны проявлять лидерские навыки и уметь вести за собой людей. Эти образы были показаны в данном рассказе, например, таким героем был Яким Нагой, Ермила Гирина, Гриша Добросклонов и Савелий Корчагин.

Яким постоянно пытался найти народную справедливость, жаждая получить правду в том виде, в каком она есть. Он крайне беден, как и все крестьяне, которые жили рядом с ним, однако он не смирился со своей участью, он непокорен и старается всяким образом изменить свое положение и положение окружающих его людей, которым также тяжело, как и ему самому. Он пытается возбудить в людях чувства бунта и жажды перемен, говоря о том, что каждый вправе бороться за свою идею. Показывает автор и Ермилу Гирина – человек, который удосужился роли народного бурмистра за свое видение справедливости. У народа он пользуется уважением и авторитетом за то, что он помогает всем – бескорыстно и отчаянно, пытаясь добиться справедливости и правды. Поп высказывается о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном, который стремится облегчить и улучшить жизнь простых крестьян. Однако революционным настроениям он не подвержен, его удовлетворяет тот факт, что он оказывает материальную и моральную поддержку простым людям.

Читайте также:  Что такое устное народное творчество 5 класс сочинение

Богатырь Савелий в произведении является воплощением могучей силы и стойкости в одном лице. Несмотря на то, что его постоянно бьют розгами, он не отступает и не сдается. Он очень предан своей родной земле, не любит тех людей, которые стараются угнетать других и имеет честь, которую привык беречь и отстаивать.

Наиболее подходящим под определение «заступника за народ» является Добросклонов Гриша, который имеет образование и решает посвятить свою жизнь борьбе за интересы народа. Он знает то, в каких условиях живет простой народ, понимает все его нужды и знает, как можно ему помочь. Персонаж надеется на светлое будущее как простого народа, так и страны в целом. Остается позитивным и целеустремленным в своих задачах и убеждениях.

Другие темы: ← Образ Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо↑ НекрасовЕрмил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо →

Популярные сочинения

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии. Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью. Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.Другой образ — Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:…он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет!Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние. Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян. Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб». Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей. Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России. Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства. Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы. Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала. Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!
более месяца назад

Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Некрасов поставил перед собой огромную задачу — показать, как именно повиляла отмена крепостного права на жизнь обычных людей. Для этого он создаёт семерых крестьян, которые ходят по всей Руси и спрашивают у людей, хорошо ли им живётся. Одним из опрашиваемых становится дед Савелий.

Внешне Савелий похож на огромного медведя, у него большая седая «грива», широкие плечи и большой рост, он — русский богатырь. Из рассказа Савелия читатель понимает, что он не только внешне богатырь, он богатырь и внутренне, по характеру. Он очень стойкий, выносливый и наполненный жизненной мудростью человек. Человек, который пережил многие печали и многие радости.

В молодости Савелий жил далеко в лесу, куда не добралась ещё рука злых помещиков. Но однажды в поселение был назначен управляющий немец. Изначально управляющий не требовал даже денег с крестьян, положенной по закону дани, но заставлял их рубить лес за это. Недалёкие крестьяне не сразу поняли, что происходит, но когда они вырубили все деревья, была построена дорога в их лесную глушь. Тогда-то управляющий немец и приехал со всей своей семьёй жить в глуши. Только простой жизнью теперь крестьяне похвастаться не могли: немец обдирал их. Русский богатырь способен многое терпеть и долго, так рассуждает Савелий в этот отрезок жизни, но необходимо что-то менять. И он решается на бунт против управляющего, которого все крестьяне закапывают в землю. Здесь проявляется огромная воля нашего героя, которая даже сильнее, чем его безграничное русское терпение.

За такую дерзость его отправляют на 20 лет на каторгу, а после этого ещё 20 лет он работает в поселениях, копя деньги. Не каждый человек способен 40 лет пахать ради одной цели — вернуться домой и помочь своей семье с деньгами. Это достойно уважения.

По возвращении домой труженика встречают очень радушно, он строит избу для семьи и все его любят. Но как только заканчиваются деньги, над ним начинают смеяться, что очень оскорбляет Савелия, он не понимает, чем заслужил такого отношения.

Конец жизни дедушки заканчивается в монастыре, где он замаливает грехи, которые совершил: по его вине умер его внук. Савелий — это образ истинного русского богатыря, способного многое вытерпеть, но готового ринуться в борьбу за свободу ближних. Автор называет его «счастливцем» с иронией, и это верно: он несчастен до конца своей жизни.

Сочинение на тему: «Образ народного заступника Гриши Добросклонова

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл. Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа — это крестьяне, рабочие. К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей — простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них. Вторая группа — э то бояре, князья — правящий класс. Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам. Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша — сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме. Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян. С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов: «И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей величине Слилась — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет». В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли. так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо. В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский. Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ. На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг. Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал. Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье. Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова — главный образ во всей поэме. Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное — это бороться за счастье. На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет. Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов — мужественный, сильный и храбрый герой.

Читайте также:  Промывание глаз народными средствами

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека. И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым. Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе «Доброе время – добрые песни», во время пира, благодаря чему образ Гриши в «Кому на Руси жить хорошо» изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как «простые парни, добрые», наравне с мужиками они и косят и «пьют водку в праздники». Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально. Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина».

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает «хапуга эконом». Оттого у Гриши «исхудалое» лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя. С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был. В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее «любимый сынок», не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины. Последний материнский дар – песня «Соленая», свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь. Ее он напевает в семинарии, где «угрюмо, строго, голодно».

Источник

Правильные рекомендации