- Сочинение: Н. А. Некрасов – певец народа
- Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
- Ход урока
- I. Проблемный вопрос урока: «Почему Николай Некрасов народный поэт?»
- Словарная работа
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Проверка выполненных индивидуальных заданий
- IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н.А.vНекрасова.
- V. Тематика лирики Н.А. Некрасова
- VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями
- VII. Подведение итогов урока
- Н. Некрасов – народный поэт
- Related posts:
- Н.А. Некрасов – певец народа
- «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)
- Школьное сочинение
Сочинение: Н. А. Некрасов – певец народа
(332 слова) Почему Некрасова называют народным поэтом? Он, несомненно, оставил очень заметный след в русской литературе. Его поэзия отличается искренней любовью к народу, наблюдательностью и даже смелостью, поэтому в памяти людей он ассоциируется именно с этой темой.
Через свои произведения поэт показал, насколько тяжела и невыносима крестьянская жизнь: бедность, непосильный труд, безысходное пьянство, постоянное давление со стороны господ. Автор поднимал важные проблемы этого сословия: невежество, низкий уровень жизни и культуры, рабская покорность. Поэтому народ в описании Некрасова – не улыбающийся персонаж с лубочной картинки, а конкретный человек с достоинствами и недостатками, радостью и печалью. Чтобы оживить этот образ, поэт одним из первых вводит разговорную речь в произведения литературы. Он пытается показать, насколько она простая и живая, а еще – понятная всем слоям общества. Так, поэма «Кому на Руси жить хорошо» изобилует диалогами, в которых речевые характеристики крепостных отражены очень ярко. Многие стихотворения, например, «Тройка» или отрывок «Ой полна, полна коробушка…» становятся очень популярными у крестьян и купцов. Их с уверенностью можно назвать истинно народными.
Некрасов не ставит своей целью показать культуру жителей Российской империи, хотя к ней он тоже обращается, описывая крестьянскую жизнь. В центре его внимания, в первую очередь, находятся каждодневные, общие для всего крепостного населения проблемы, которые дворянство намеренно игнорирует. Конечно, речь идет об отмене крепостного права, проведении новых реформ, выдаче крестьянам земли («Мороз, красный нос», «Размышления у парадного подъезда» и др.)
В произведениях поэта видна его сильная любовь к народу. Он отмечает, какие на Руси живут талантливые и трудолюбивые люди, которые не сдаются даже в условиях бедности, страха и неграмотности.
Автор писал, что он «лиру посвятил народу своему». Так и получилось: он ввел в поэзию разговорную речь и различные образы людей из крестьянства, поднимал остросоциальные проблемы, призывал чиновников изменить ситуацию, пока крепостные не восстали. А еще Некрасов, работая издателем журналов, открыл многих литературных деятелей, таких как Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, которые тоже по-своему отстаивали права и свободы простого люда. Недаром Достоевский отмечал, что за Некрасовым «остается бессмертие, заслуженное им за преклонение его перед народной правдой».
Источник
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова
Разделы: Литература
Ход урока
I. Проблемный вопрос урока: «Почему Николай Некрасов народный поэт?»
(слайд 2) (Вопрос записан на доске.)
Словарная работа
Понятие «народности»
Индивидуальные задания. Игра «Водоворот».
(Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их, обмениваются заданиями, дополняя ответы друг друга, пишут разными чернилами, потом обсуждают, спорят.)
Задание 1. Прочитайте отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Родина» (1846). Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?
Ответы:
Задание 2. Кто из известных писателей, современников Н.А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале «Современник», поссорился с Н.А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: «Выбирай: я или Добролюбов!»? Что последовало за этим ультиматумом?
Ответ. Такой ультиматум поставил И.С. Тургенев Некрасову перед тем, как в «Современнике» была опубликована статья Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (по поводу романа «Накануне»). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из – за чего ее стоило бы не печатать. Последовал раскол «Современника». Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего. (Слайд 4)
Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какой вид тропа (языкового средства) использован поэтом в описании шестилетнего мальчика?
Ответ. Эпитет «с ноготок» в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» – литота. Суть этого тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном случае – роста «мужичка».
Чтение учителем отрывков из стихотворений Н.А. Некрасова
«Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова». (Слайды № 6-7)
Беседа с классом по вопросам:
– Какие критерии народности лирики Н.А. Некрасова вы уже заметили?
– Какова тематика прочитанных мною отрывков?
– Кому посвящает стихотворения Н.А. Некрасов?
Учитель. Чтобы понять, с какой целью Н.А.Некрасов обращался к темам данных стихотворений (тема крепостного права, тема назначения поэта и поэзии, тема патриотизма, тема гражданского идеала, тема любви к Родине), нужно знать его биографию Послушаем ваши выступления.
Беседа по вопросам:
– Можно ли в высказываниях о Н.А. Некрасове найти частично ответ на проблемный вопрос сегодняшнего урока: «Почему Н.А. Некрасов народный поэт?
– Как сам Н.А. Некрасов говорит о своей поэзии
– Что делает стихотворения музыкальными, похожими на песню русскую?
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
«Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…» (Н.Г. Чернышевский). (Слайд 8)
«Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?» (В.Г. Белинский). (Слайд 9)
«Я лиру посвятил народу своему…» (Н.А. Некрасов). (Слайд 10)
II. Проверка домашнего задания.
Биография Н.А. Некрасова.
Рассказ ученика о детских годах жизни поэта.
Фотографии из семейного альбома Н.А. Некрасова
А.С. Некрасов. Отец поэта. Фотография 1850 г.
Псовая охота. Репродукция с акварели П.П. Соколова. 1894 г. (слайд 11)
Рассказ ученика о петербургском периоде жизни Н.А. Некрасова
(начало литературной деятельности, сборник стихов «Мечты и звуки»)
Рассказ ученика о сотрудничестве Н.А. Некрасова с Белинским, о «Современнике».
Рассказ ученика о любви в жизни Н.А. Некрасова (Авдотья Яковлевна Панаева, «панаевский цикл»). (Слайд 16)
Рассказ ученика о последних годах жизни Н.А.Некрасова. (Слайд 17)
III. Проверка выполненных индивидуальных заданий
IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н.А.vНекрасова.
Вопросы для комментария:
– Почему ученик выбрал именно это стихотворение?
– Какова тема, идея этого стихотворения?
– Какие особенности некрасовской лирики увидел в этом стихотворении?
V. Тематика лирики Н.А. Некрасова
1. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества
А) «Поэт и гражданин» (1856). Вывод. В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения.
Б) «Муза» (1852). Муза –
1) в греческой мифологии: богиня, покровительница искусств и наук;
2) источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (переносное значение).
Муза – крестьянка, потому что крестьянская тема – среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умаливать свое достоинство.
В) «Элегия» (1874). Элегии – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.
2. Тема родины и народа
«Размышления у парадного подъезда…», «Железная дорога», «В полном разгаре …».
Вывод. Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступником. (Слайды 18-20)
3. Тема идеала общественного деятеля
А) «Памяти Добролюбова» (1864). В стихотворении Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь.
Б) «Памяти приятеля» (1853) – к пятилетию со дня смерти В.Г. Белинского, имя которого в то время находилось под запретом цензуры.
В) В.Г.Белинский» (1855), «Несчастные» (1856) – поэмы, посвященные В.Г. Белинскому.
4. Любовная лирика
«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851). Драматичной была любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины – подруги, как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.
VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями
Задание. К данным репродукциям картин русских художников, к иллюстрациям подобрать стихотворения Н.А. Некрасова. Что их объединяет?
В.Г. Перов. «Похороны крестьянина», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; В.Е. Маковский. «Свидание»; И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге».
VII. Подведение итогов урока
1. Ответ на проблемный вопрос урока
Учитель. Н.А.Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески произносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорбленных крестьян чувство человеческого достоинства – самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом.
2. Художественное новаторство Н.А. Некрасова
Источник
Н. Некрасов – народный поэт
Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О
Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”. Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом…” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.
Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.
Да, не робел – за отчизну любезную
Вынес достаточно русский народ.
Некрасов угадывал великую роль России.
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней…
Поэт посылает проклятие угнетателям народа – “владельцам роскошных палат”.
Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” – это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно:
Умрешь не даром. Дело прочно,
Когда под ним струится кровь!
О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).
Related posts:
Источник
Н.А. Некрасов – певец народа
Можно с полной уверенностью сказать, что Н.А. Некрасов – певец народа и для народа. Хотя поэт и был дворянином по происхождению, но душой он болел за простого русского мужика.
Некрасов сильно переживал, что русский народ живет в нищете и голоде, очень много работает и иногда умирает от тяжелого труда. Своим стихотворением «Железная дорога» Некрасов выразил всю свою боль за простых русских людей. Он делится своими переживаниями с мальчиком Ваней, рассказывая ему, каким нелегким трудом далась железная дорога народу, который оставил здесь свое здоровье и даже жизни:
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
В стихотворении «Несжатая полоса » говорит поэт о тяжелой судьбе крестьянина, у которого если и хлеб уродится, то он сам может заболеть. Некрасов сочувствует пахарю, который надорвался от тяжелого труда и теперь, в пору, когда нужно убирать урожай, он прощается с жизнью.
Горькая судьба крестьян описана поэтом и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Но в нем уже не просто боль и страдания безмолвствующего народа. Автор призывает крестьян учиться отстаивать свои права, а не покоряться власти тех, кто даже не желает видеть перед собой «оборванной черни» и гонит, не выслушав людей, которые ноги сбили в долгой дороге.
Но еще в этом стихотворении звучит и другая мысль Некрасова. Он противопоставляет работящему и честному народу ленивых и жестоких господ, которые могут распоряжаться судьбой крестьян, как захотят, но чаще всего им нет дела до простых мужиков, и они обращаются с ними так, как будто у народа нет души.
Но не только жалел и сочувствовал народу Некрасов. Поэт и любил, и уважал их труд, и воспевал народ и его силу духа, гордость. Поэт восхищался талантом русского человека. Все в нем прекрасно. Он и работает с душой, и песни поет, любит и горюет по-настоящему. Воспевал поэт и силу духа народа, который со всем справится и все преодолеет, не уронив достоинства и чести:
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
В стихотворении Некрасова «Железная дорога» звучит надежда на светлое будущее простого русского крестьянина, писатель сожалеет о том, что он, скорее всего, не застанет это счастливое время.
Особенно восхищали Некрасова русские женщины. Именно образ крестьянки, которая «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!», воспет в его поеме «Мороз, красный нос». Героиня – «величавая славянка», жизнь которой показана и в радостях, и в горе. Очень точно писатель дает оценку судьбы крестьянки:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться…
Несмотря на то что судьба женщины предначертана уже в день ее рождения, она не сдается и продолжает трудиться, понимая, что в работе спасенье ее семьи. Вот только горе может иссушить гордую и сильную женщину, но и его она принимает с достоинством.
Для Некрасова крестьянка стала не просто героиней его творчества, она была музой, которая его вдохновляла. Поэт говорит об этом в небольшом стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»
Некрасов был одним из тех писателей, кто посвятил все свое творчество простому русскому народу. Больно ему было осознавать, что такая долгожданная отмена крепостного права так и не смогла хоть сколько-то облегчить тяжелую жизнь крестьян. В его стихах удивительным образом сочетается сострадание и сочувствие народу, безграничная любовь к нему и гордость за стойкость и силу духа русского человека, способного вынести на себе любые невзгоды. Именно на таких людях держится наша страна. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» призывает мальчика Ваню, да и всех нас, к уважению нелегкого труда крестьян.
Источник
«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)
Школьное сочинение
Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.
Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.
Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:
стремленьем к истине суровой
горячий труд его дышал.
В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:
О! сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит.
Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.
В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».
Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.
Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.
Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.
Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:
Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Источник