Некрасов судьба и жизнь народная в изображении поэта 8 класс

Народ в лирике Н.А. Некрасова

Народ в лирике Некрасова является центральным образом, который постепенно эволюционирует. Как происходит его эволюция и в чем сокрыт ее смысл?

Некрасова называют «народным поэтом». Это действительно тот писатель, который пережил с русским народом все его горести и печали, редкие минуты счастья. Некрасов вдохнул жизнь в литературный образ русского народа. До него писатели также обращались к этой теме, но никто из них так и не смог выстроить целостный образ и стать ярким светилом на горьком небе народной неправды и бессилия. А Некрасов смог.

Интересно, что народ у него – это не далекий и сборный образ, а близкий и понятный. Этим словом он называет конкретных людей, именно они и являются тем «народом», который вопиет, смиряется, страдает, но продолжает жить хотя бы в его поэтических строчках. Таким образом, он показывает полную картину жизни народа, через судьбы множества конкретных крестьян.

Некрасов еще с детства понял жестокую систему существования в имперской России, где есть рабы-крестьяне и властители-барины. Он понял, что все настолько привыкли к такому расположению вещей, что никто даже не обращает внимания на плачевное состояние простого русского народа. Дойдя до осознания глобальной проблемы народа, Некрасов в своих стихах начинает вести с ними поэтический диалог. В таких поэзиях перед нами возникают два полноценных образа: человека с народа и лирического героя, который анализирует его положение.

Все эти страшные, обездоленные истории случайных крестьян вызывают в поэта сочувствие и сострадание. Так в стихотворении «Тройка» он с грустью размышляет над судьбой красавицы-крестьянки, которая, как и все люди, имеет выбор: быть счастливой или же несчастной. Но это только в теории, ведь практически, по утверждению Некрасова, выбора у нее нет, она обречена на горькое замужество и последующее страдание.

Тема крестьянской женщины – одна из самых ярких и глубоких на поэтическом поле Некрасова. Не обладая физической силой, она вынуждена работать не меньше, чем ее муж. Это хрупкое, нежное, красивое, молодое существо в девичестве своем достается в основном грубому и недалекому крестьянину, с которым вынуждена стать рядом и работать на равных.

Одним из самых ярких произведений на эту тему является первое из цикла о народе «В дороге». Там лирический герой разговаривает со случайным ямщиком о его судьбе. Тот рассказывает печальную историю о несчастливом браке с женщиной, которую воспитали дворяне. Она родилась обычной крестьянкой, но рано попала в барский дом и обучалась вместе с дворянами. В итоге ее вернули в деревню и насильно выдали замуж за этого ямщика. Но девушка абсолютно не приспособлена к строгой рабочей жизни.

Она совсем не ленивая, но не умеет делать ничего такого, что делают все остальные крестьянки. Ведь девушка не росла вместе с ними и не училась этому с детства. Теперь ее муж, этот ямщик, считает девушку плохой женой, наказанием. Лирический герой с грустью слушает эту историю ямщика и сочувствует ему, но совсем немного. Основная порция состраданий достается девушке. Она стала заложницей сложившихся обстоятельств. Некрасов подчеркивает, что это одна из многих женщин, которые рождены для незаслуженных страданий.

Отдельной темой также является материнство. Образ Некрасовской матери отличается от остальных особым трагизмом. У него мать – это глубоко несчастный образ. Она познала горечь потери своего ребенка, а теперь вынуждена идти под руку со старостью, пребывая в страхе. А что если она упадет, ведь теперь некому поднять ее или принести кружку воды. Образ матери Некрасов ярко вырисовывает в стихотворении «Орина, мать солдатская». Как же она тоскует по своему сыну, которого забирают в солдаты.

Одним из лучших качеств народа Некрасов считает трудолюбие. Крестьяне много работают, но их не страшит эта работа. Поэт воистину восхищен их любовью к труду. И все же крестьянский труд ему видится природным и искусственным. Природный – это работа на земле. Народ любит свою землю и готов работать на ней бесконечно. Он слышит ее весенний зов. Искусственный – это труд, который навязывают крестьянам «властители». Все-таки народ также любит и свободу, хотя и не обладает ей.

С одной стороны, Некрасов восхищается продолжительностью их терпения. С другой стороны, ему совсем не понятно, во имя чего эти люди терпят глумление и издевательства «сильных мира этого». Поэт настолько переживает за свой народ, что ругает их за долготерпение и рабскую покорность, как истинный отец. Он воспринимает русский простой народ не как машину для работы, а как носителей настоящей культуры и традиций страны.

Некрасов смотрит в корень и видит глубину и мудрость их мышления. В то же время ему больно, что остальные этого не замечают. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт показывает безразличность высших слоев к проблемам простого народа. Их никто даже не захотел слушать. Некрасов также зол и на народ, за то, что те не отстаивали свой вопрос до конца, а развернулись и покорно ушли, так ничего и не добившись.

Описывая все беды русского народа, Некрасов все же верит, что совсем скоро придет то светлое будущее, о котором все мечтают. Придет долгожданная свобода и русский народ расцветет, как поздние цветы, получит в награду за все мучения и страдания свои счастливые дни.

В лирике Некрасова народ изображается с особой любовью. Поэт созерцает картины народного бедствия с горечью и тягучей болью. Некрасов – истинный народолюбец, который взбудоражил своей лирикой весь русский народ и открыл им глаза на истинное положение вещей.

Источник

«Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Разработка урока по творчеству поэта Н.А.Некрасова

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта»

Цель: ознакомить учащихся с жизнью поэта и основными этапами его творчества; выделить основные темы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Н.А.Некрасова; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся

Оборудование: учебник, презентация о жизни и творчестве писателя

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков

Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н.А.Некрасова; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; выполняют аналитическую работу в группах

Важно только одно: любить народ, Родину,

служить им сердцем и душой.

II.Актуализация опорных знаний

— С какими стихотворениями Некрасова вы знакомы?

— Какие жизненные проблемы волновали поэта?

— Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?

III.Мотивация учебной деятельности. Сообщение цели урока

«Умирает человек. Народ бессмертен, и бессмертен поэт, чьи песни – трепет сердца его народа» А.М.Горький.

Как удивительно прав был М.Горький так верно и сжато говоря о величии поэта. Мне кажется, он говорит о бессмертии Н.А.Некрасова, творчество которого отмечала горячая любовь к Родине и народу. Он жил по принципу:

Эту свою заповедь Н.А.Некрасов не нарушал никогда. Он хорошо помнит, что всякий, кто по-настоящему любит народ, должен отдать свои силы борьбе за их освобождение

Читайте также:  Русская народная песня черный ворон история создания

Мы встречаемся с поэтом в раннем детстве, повторяя за взрослыми:

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»

Саша салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки – и Саша в снегу.

Меня всегда очаровывают некрасовские описания природы:

Идет-гудет Зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Образ этот создает представление о свежем ветре, шепоте нежной зелени, о просыпающихся жизненных силах, о вечной юности и любви.

Не менее прекрасно у Некрасова и изображение человеческой души. Во все времена живым остается образ прекрасной русской женщины:

…цветет. Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит

Всегда терпелива, ровна

Я видывал, как она косит:

Что взмах, то готова копна!

И вот сейчас нам предстоит новая встреча с Некрасовым, встреча более глубокая, потому что мы должны понять личность этого великого человека, который жил по принципу:(обращение к эпиграфу урока)

IV.Работа над темой урока

1). Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. (Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта)

Основные этапы жизни

Основные события этого периода

Детские и юношеские годы (1821 – 1837)

Петербург (1837 – 1847)

Во главе «Современника» (1847 – 1866)

Последние годы жизни (1866 – 1878)

2)Основные темы лирики Н.А.Некрасова: (записи в тетрадь)

— тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро»;

— тема Родины и народа: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.;

— идеал общественного деятеля: «Памяти Добролюбова», «Сеятелям», «Огородник» и др.;

— сатирические произведения: «В колыбельной», «Нравственный человек»;

— любовная лирика: «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др.

3 ) Аналитическая работа со стихотворением «В дороге»

(выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного учащимся)

— Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза?

— В чем сходство стихотворения с балладой?

— Как построено стихотворение?

— Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника?

— Какую роль выполняет в стихотворении просторечная

— Можно ли утверждать, что от рассказа о частном поэт поднимается до социального обобщения?

Обобщение учителя: В 1841 году состоялась встреча поэта с В.Г.Белинским, который раскритиковал первый сборник «Мечты и звуки». Некрасов подавил в себе обиду, сказав, что «это был лучший урок». Когда же спустя некоторое время Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге», глаза у критика засверкали, он бросился к Николаю Алексеевичу, обнял его и воскликнул: «Да знаете ли вы, что Вы – поэт, и поэт истинный». Белинского поразила в этом стихотворении правда народной жизни. Та же правда звучит и в других стихотворениях этого периода: «Тройка», «Огородник», «Родина», а также в сатирических произведениях «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода»

4)аналитическая беседа по стихотворению «Современная ода»

(выразительное чтение стихотворения ранее подготовленного учащимися)

— Какие черты характера, какие достоинства поэт выделяет у своего современника?

— Каково социальное положение этого человека?

-Как относится к нему автор?

— Какие строки стихотворения выражают главную мысль?

(Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…)

Обобщение учителя : Высокая оценка этому стихотворению была дана А.И.Герценом. В нем наиболее четко выразились политические взгляды поэта. Таким же горячим и честным оставался поэт в отношении к любимой женщине (чтение стихотворения «Я не люблю иронии твоей»)

Опережающее задание: подготовить сообщения «Музы в жизни

Заключительное слово учителя: каждый из нас может взять у Некрасова то, что близко, дорого и интересно, ведь его поэзия учит нас с глубоким уважением относиться к труду, стремиться к знаниям, чтить память борцов за свободу. Она воспитывает в нас такие качества, как честность, отзывчивость, трудолюбие

V)Рефлексия. Обобщающая беседа:

— Выделите основные периоды в биографии поэта. Какие стихотворения были написаны в каждый из этих периодов?

— Почему первые годы жизни Н.А.Некрасова в Петербурге называют «петербургскими мытарствами»?

— Какую роль в жизни поэта сыграла встреча с В.Г.Белинским?

— В чем заслуга Н.А.Некрасова как редактора и издателя?

— Что является главным предметом изображения в его лирике?

VI) Домашнее задание:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жизнь и творчество Достоевского.

Данный материал может быть использован на вводном уроке по творчеству И.Бунина. Предложенный тест позволит проверить уровень усвоенности материала учащимися.http://www.zooburst.com/zb_profile.php?user.

Данный урок построен в виде фотоальбома Л.Н. Толстого и сообщений, коментариев к фотографиям, характеризующим разные периоды жизни и творчества Л.Н. Толстого, что помогает раскрыть своеобр.

Урок построен в виде альбома с фотографиями и сообщений к ним, что помогает раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению.

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н.

Данный урок адресован учителям русского языка и литературы.

Источник

Презентация «Судьба народа как предмет лирических переживаний Некрасова»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

(Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения

«Песня убогого странника»)

Пожалуй, никто из современников Николая Алексевича Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Лишь Некрасов смог не только писать о народе, но и «говорить с народом», впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи.

Нам с детства знакомы стихи Н.А. Некрасова. Звучат они как русская песня, такая горькая, плакучая, надрывная, но и такая родная.

Эй! садись ко мне, дружок! Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь…»

(Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Школьник»)

А вот зазвенел колокольчик и на душе становится светлее и радостней.

«Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок…»

(Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Крестьянские дети»)

Русский народ, грязный, босой

и измученный, в каждом

реалистично, его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране.

«Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал:

Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца…»

(Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения

«Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.

Что заунывную песню певал, Как на соху, налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою…»

(Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Несжатая полоса»)

Одной из ярких особенностей творчества Некрасова является то, что народ предстает в нем не как некое обобщение, а как множество живых людей со своими судьбами, характерами и заботами. Вот перед

«Несжатая полоса», у которого не осталось ни сил, ни здоровья даже на то, чтобы убрать выращенный урожай…

Особое место в творчестве Некрасова занимают портреты русских женщин. Стихотворение «Тройка»

Читайте также:  План благоустройства народного ополчения 20 корп 1

— первая у Некрасова обобщенная

посвящены многие произведения Некрасова:

поэма «Мороз, Красный нос» и глава «Крестьянка» из поэмы

«Кому на Руси жить хорошо», стихотворения «Родина», «Мать»,

«Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице темной. » и

другие. Некрасов воспевает

утверждая, что составляющей

«тип величавой славянки», частью ее красоты является

любовь к работе и умение трудиться.

«Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка!

Я видывал, как она косит:

(Н.А. Некрасов отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)

крестьянской женской «доли» и первый эскиз народного женского образа.

«Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть. »

(Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Тройка»)

матери появляется в поэзии Некрасова. Вот отрывок из стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…»:

«Плакал твой сын, и холодные руки,

Ты согревала дыханьем ему.

Бедная, слез безрассудных не лей! С горя да с голоду завтра мы оба Так же глубоко и сладко заснем;

(Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…»)

А вот реакция цензурного ведомства на это стихотворение:

«Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты. И нет ни одной отрадной мысли. Нет и тени упования на благость Провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления. Неужели, по мнению г.Некрасова, человечество упало уже так низко, что может решиться на один из тех поступков, который описан им в помянутом стихотворении? Не может быть этого! Жаль, что муза г.Некрасова одна из самых мрачных и что он всё видит в черном цвете… как будто уже нет более светлой стороны?»

(Статский советник Е.Е.Волков, из материалов цензурного ведомства, 1856г.)

До Некрасова никто из поэтов

даже не пытался извлекать поэзию из такой мучительной и суровой жизненной прозы. Приближение

которыми жили его современники.

«Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские. Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные.

Что там? Толпа мертвецов! То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут.

Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную, Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цынгой…»

(Н.А. Некрасов отрывок из стихотворения «Железная дорога»)

«Г.Некрасов, принимая во внимание, что в стихотворении

«Вы господа забыли, что каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Мне выпало на долю с детства видеть страдания русских людей от холода, голода и всяких жестокостей. Я утверждаю, что никогда не брался за перо с мыслею, чтобы такое написать, или как бы, что написать позлее. Мысль, побуждение свободно возникавшие, неотвязно преследуя, наконец заставляли меня написать…» Н.А.Некрасов

сооружение Николаевской железной дороги изображено, как результат притеснения народа, и сооружение железной дороги вообще выставляется как бы сопровождаемым тяжкими для рабочих последствиями, объявить второе предостережение журналу

«Современник» в лице издателя-редактора дворянина Николая Некрасова.»

Министерсво внутренних дел Главное управление по делам печати

Подход Некрасова к теме

от ее постановки в его

вырисовывал видя в нём

всегда человека, достойную

отличается творчестве Некрасов отдельного личность, сочувствия,

многоголосая, разнотемная и многоликая, о чем бы ни писал поэт, это всегда было о России и ее народе, унижаемом и оскорбляемом ежечасно. Поэт выражал в своем творчестве идеалы демократического движения России середины XIX века.

Своими стихотворениями Некрасов откликался на все значительные события современной действительности, борясь с основным «врагом» России — крепостным правом. А после его отмены — за облегчение участи народа, так и не получившего должной свободы.

Будучи уже смертельно больным Н.А.Некрасов пишет стихотворение «Скоро стану добычею тленья…», вошедшее в цикл «Последние песни».

для адреса Некрасову

от имени студенческой

говорилось: «Прочли мы твои «Последние песни», дорогой наш,

любимый Николай Алексеевич, и защемило у нас сердце: тяжело было читать про твои страдания, невмоготу услышать твое сомнение: «Да и некому будет жалеть». Себялюбив, правда тот род, которому ты лирой своей не стяжал блеска, и не он тебя пожалеет. Темен народ наш и не скоро ещё узнает тебя. Но зачем же забыл ты нас, учащуюся русскую молодёжь? Много, правда, тёмных сторон найдешь ты в нас, но несём мы в сердцах могучую, святую любовь к народу, ту любовь, что уж многим стоила свободы и жизни.

Мы пожалеем тебя, любимый наш, дорогой певец народа, певец его горя и страданий; мы пожалеем того, кто зажигал в нас эту могучую любовь к народу и воспламенял ненавистью к его притеснителям.

Знай же ты не одинок, что взлелеет и взрастит семена эти всей душой тебя любящая, учащаяся молодёжь русская».

В составлении адреса приняли участие А.Г.Штанге, Д. П. Сильчевский и другие деятели революционного народничества.

В ответ Некрасов прочел и подарил своё стихотворение «Вам, мой дар ценившим и любившим…».

«Я примеру русского народа

Источник

Тема родины, народа в лирике Н.А.Некрасова

Разделы: Литература

Эпиграфом к уроку могут служить слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему. »

Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.

С творчеством великого русского поэта школьники уже знакомы, поэтому целесообразно привлечь их работе на уроке, дав заранее индивидуальные задания: подготовить сообщения, подобрать из изученных в средних классах произведений отрывки, в которых показана тяжкая доля русского народа и др.

Примерные опережающие задания:

1. Перечитать поэму «Мороз, Красный нос» и подготовить сообщение на тему «Изображение в поэме страданий народа». В ответе использовать строки из поэмы.
2. Любовь и ненависть — два мотива, характеризующие поэзию Некрасова. Как выразились они в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»? В чем заключается идейный смысл этого стихотворения? В каком еще стихотворении поэта звучит тот же горестный мотив?
3. Как раскрывается тема народного труда в стихотворении «Железная Дорога»? Найти строки, в которых заключается основной смысл стихотворения. Учащийся, который готовит это сообщение, должен подчеркнуть, что революционизирующее влияние «Железной дороги» отмечал В.Г. Плеханов; стихотворение читали, заучивали, на подпольных собраниях и вечерах его декламировали. Это объяснялось тем, что в «Железной дороге» Некрасов гениально предсказал светлое будущее народа, выразил революционные взгляды на народ и веру в его прекрасное будущее:

Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Подводя итог беседе, учитель скажет, что, по мнению Некрасова, любить народ — значит ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в некрасовской поэзии неотделимо от социального, общественного. В произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет великим делом любви. О своей музе Некрасов говорит: «На уме у тебя мужики»!

Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, родная земля, с ее «врачующим» простором, бескрайними нивами, зелеными лесами, снежными зимами — вот тот глубокий, неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В стихотворении «Тишина» он заявляет:

Не небесам чужой отчизны —
я песни родине слагал!

Судьба труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта. Мир его поэзии — это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного и угнетенного народа. Поэтому желание видеть свою родину свободной и счастливой рождало у поэта стремление активно вмешиваться в борьбу за это освобождение. Сила поэзии Некрасова — в глубоком проникновении в сущность народного характера, об этом говорят его произведения «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и целый ряд других произведений, уже знакомых учащимся.

Мать-отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди.

Некрасов понимал крепостнический характер реформы:

Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных.
И в 1870 году он видит кругом то же самое:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак.

Раненое сердце Некрасова всегда было наполнено болью о горькой участи народа. В стихотворении «Уныние» (1874), наблюдая солнцем «сожженные нивы», он пишет:

Ужель опять наградой будет плугу
Голодный год. Чу! женщина поет!
Как будто в гроб кладет она подругу.
Душа болит, уныние растет.
Народ! Народ.

. Жгучее, святое беспокойство
За жребий твой донес я до седин!

Читайте также:  Разрыв связок плечевого сустава лечение народными средствами

И все же Некрасов не уставал надеяться: «Я верую в народ» («Горе старого Наума».); «Пора идти вперед». «…каждый в бой иди!».

Исходя из глубокого знания жизни народа, его трудолюбия, высоких нравственных качеств, Некрасов твердо верил в его великое и прекрасное будущее, неоднократно говорил об этом в своих стихах и поэмах. Чаще всего оно ему рисовалось в картинах трудовой крестьянской жизни. То предстанет оно во сне Дарьи, героини поэмы «Мороз, Красный нос», которой снится «жаркое лето» и труд всей ее семьи: свекрови, «резвушки» «красавицы Маши», Гришухи, у которого «на шее горох хомутом», мужа Проклушки, что «крупно шагает за возом снопов золотых»; то в виде дома, в котором «чистота, лепота», благополучие и довольство.

Но эти мечты о благополучии постоянно наталкивались на невозможность их осуществления в условиях самодержавно-крепостнического государства. И все же Некрасов твердо верит, что русскому народу «пределы не поставлены: пред ним широкий путь».

А. А. Григорьев, известный поэт и критик, назвал Некрасова «человеком с народным сердцем». «Народное сердце» поэта проявилось с большой силой и в «Песне о труде», рекомендуемой для внеклассного чтения. На уроке следует разъяснить, что эта песня выражает не столько опыт самого поэта, сколько опыт всего трудового народа, который знает цену труду и благодаря многовековому опыту может по этому поводу высказываться твердо и определенно:

Трудись по силам и желай,
Чтоб труд твой был вечно сладок.

Некрасов понимал, что светлое будущее возможно только после революции, которая будет, он это знал, не скоро.

В итоге учитель скажет, что Некрасов все свое творчество посвятил народу, прекрасно знал его бедственное положение, стремился привлечь к нему внимание и вызвать у него чувство протеста против своего угнетенного положения. Следует рекомендовать ученикам записать и запомнить наиболее выразительные строки поэта об этом: «…поколения людей живут и гибнут без следа» («На Волге»), «Ты проснешься ль, исполненный сил. » («Размышления у парадного подъезда») и т. п. По словам крестьянина Федора Зобова, «Некрасов, как певец народного горя, должен занять в душе трудящихся масс первое место в русской литературе».

Одним из проявлений патриотического чувства Некрасова были его стихи о природе. Ученики прочитают мастерски нарисованные картины русской природы в произведениях «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога».

Учитель укажет на ряд произведений: «Тишина» (1857), «Зеленый шум» (1862), «Надрывается сердце от муки» (1863), «Уныние» (1874) и др. Одно из этих стихотворений — «Надрывается сердце от муки. » должно быть ранее подготовлено и выразительно прочитано кем-либо из учащихся.

Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим —
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Природа у Некрасова отличается «гармонией жизни»:

. люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум:
Ты ликуешь на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана.

Под влиянием «окружающей бодрой природы»

Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…

В условиях социального неравенства и угнетения «сильные и сытые земли» не могут у голодных бедняков отнять лишь «сокровища природы». И бедняк, находясь за го родом, радуется журчащему ручью, шумящему дубу, вечернему соловью, любуется месяцем, сводом небес:

Деревня согнала с души давнешний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота —
И сердцу весело.

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов использует пейзаж для передачи авторских настроений. Например, в стихотворении «Родина» поэта радуют следы разрушения старого «дворянского гнезда», ибо они символизируют начало гибели ненавистного для него места, где он страдал:

И, с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор.
И нива выжжена.
И набок валится пустой и мрачный дом.

А в стихотворении «Душно! Без счастья и воли. » картина мрачной душной ночи, олицетворяющей эпоху мрачней реакции, насыщена страстным ожиданием освежающей бури, связана с мечтами поэта о революции, которая уничтожит затхлый, душный мир насилия и эксплуатации народа.

Социальный характер носит пейзаж в стихотворениях «Утро» (1874), «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860) и в целом ряде других произведений.

По глубокому убеждению Некрасова, поэт — «учитель и по возможности заступник за безгласных и униженных». Этим мыслям поэт оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного писателя должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Именно эту мысль Некрасов и развивает в стихотворении «Элегия» (1874). Величайший поэт своего времени, страстно любящий свой народ, свою родину, он современен как никто другой, ибо его стихи воспитывают мужество, отзывчивость, любовь к труду, зовут к борьбе и подвигу. Светлое будущее России представлялось ему жизнью свободного процветающего общества:

. Освобожденный от оков
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою.

Домашнее задание:

1. Выполнить по учебнику задания 1,2,3.
2. Прочитать «Зеленый шум», продумать ответ на вопрос: Как это стихотворение подтверждает мысль о том, что пейзаж Некрасова носит социальный характер?
3. Прочесть стихотворение «Сеятелям». Это стихотворение считается завещанием умирающего Некрасова. Почему?
4. Прочитать «Песню Еремушке». Почему это произведение пользовалось такой популярностью в среде революционеров-демократов? Как оно завершало нарастание революционного призыва в лирике Некрасова? (Для ответа взять стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На Волге», «Железная дорога» и «Песня Еремушке».)

Литература:

1. Некрасов Н.А. Лирика. М., «Детская литература», 1987.
2. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.
3. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, « Радянська школа», 1981.
5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.
6. Журнал «Литература в школе» № 1, 2001 г.

Источник

Правильные рекомендации