Некрасова м а народное искусство как часть культуры м 1983

Мария Некрасова, «Народное искусство России, «Советская Россия», Москва, 1983 (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Мария Некрасова, «Народное искусство России,

«Советская Россия», Москва, 1983.

. По своему составу, по своей генетике народное творчество очень сложно. Различные виды изобразительного прикладного искусства развиваются в единстве со словесным, песенным фольк­лором. Поэтому, исследуя поэтику образов изобразительного творчества, нельзя не обратиться к календарно-обрядовой культуре, в недрах которой оно зародилось и сформировалось.

. Быт крестьянина издавна закрепляли хранил художественные достижения народа. Он весь был пронизан искусством: от резных наличников на окнах дома, расписной конской дуги до узо­рочья утвари и одежды. Человека окружал целостный, эстетически обжитый мир вещей, поэтому у селян огромна потребность в творчестве, традиции которого глубоки, и высока его художествен­ная культура.

. Ритмическое, пластическое и живописное богатство народных произведений несёт в себе опыт мышления образами.

Народное искусство самостоятельными чертами вошло в культуру России, составив существен­ный элемент её художественности.

. Многообразие форм народного искусства в России проявляется в богатстве связей националь­ных, региональных, исторических и этно-социальных. Во все времена народное искусство помога­ло национальному самосознанию, помогало одному народу узнать другой. Ведь ничто не скажет больше о его характере, национальной психологии, истории, чем словесный, изобразительный, музыкальный фольклор.

. Доступность, понятность образного художественного языка делает народное творчество необ­ходимым звеном в международных культурных связях. Не случайно в эпоху роста мировых кон­тактов и взаимообогащения культур возрастает значение народного искусства во всём мире.

Гл. 1. Образы и мотивы. Древние космологические истоки.

Каждый народ творил свой образ мира и общий со всем человечеством. Такая масштабность во времени и пространстве может определяться только вечными ценностями. Ими же определялось в народном искусстве и отношение к миру, в котором человек чувствовал себя единым с природой. Солнце, Свет, Вода, Земля-вся природа воспринимается народными творцами «родственным» чувством. С этим чувством народ обживал, осваивал мир, творчески созидал своё предметное ок­ружение, утверждал себя частью коллектива, движимый великой силой братства.

. Главным единством был дом. Дом-Космос, сосредоточие всех образов. Здесь царил высший порядок, подчинявший, направлявший повседневность и неподвластный времени. Образ русской избы сложился в главных чертах на Севере России, в краях Приморья, Заонежья, на просторах больших судоходных рек.

Только народное мироощущение, воспринимавшее свою жизнь в аспекте вечного, могло родить столь сильный, смелый образ. Его можно сравнить с образом ковра-самолёта, огненных крылатых коней, преодолевающих пространства, делающих реальностью-Чудо. Следы изначального образа сохраняют названия деталей архитектурного декора: «крылья»-резные доски, закрывающие торцы слег, поддерживающих кровлю, «подкрылки»-резьба, прикрывающая торцы брёвен сруба.

Смелость дерзновенной мечты, скрытой в образе, поэтический размах поразили в своё время С. Есенина. Он писал : «Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, упо­добляя свою хату под ним колеснице. » И далее: «Такое отношение к вечности, как к родитель­скому очагу, проглядывает в символе нашего петуха на ставнях».

Смысловое значение крыши дома, не только конструктивное и функциональное, развивает вся система резных изображений, украшающих дом. Солярные знаки в виде лучистых кругов в резном узорочье полотенца-доска с пропильной ажурной резьбой, спускающейся от щепца фронтона, на причелинах и наличниках окон образуют символико-космогоническую систему синтеза орнамен­тального декора и архитектуры.

Солярная символика связывала дом с солнечным пространством, это было органично мироощу­щению северянина, рождалось из самой жизни русского населения в северных краях, где дом был открыт снегам и ветрам, где в долгое суровое зимнее ненастье мечта о солнце, о лете слагалась в поэмы.

Чувствуя свой дом маленькой вселенной, где всё подчинено общему с природой порядку, всё, как и в ней, гармонично, человек ощущал себя защищённым и сильным. Идея дома-космоса, где каждая часть несла свою функцию, развивалась и в интерьере. Это отчётливо проступает в систе­ме росписей интерьера, которые были распространены на Севере, в деревнях Поволжья, на Урале и в Сибири со второй половины 19 века. Красный угол в избе уподоблялся заре (здесь помещались солярные изображения-символы) потолок-небесному своду.

Дом и вся деревня «родственно» вписываются в природу, так же, как вся жизнь и труд человека, как искусство, создаваемое по её подобию. Такое единство обостряло интуицию, развивало вооб­ражение, рождало поэзию. Искусством становилось всё, чем окружал себя человек, искусством была и сама жизнь. Оно соединяло изображение, танец, музыку, поэзию, было синкретично, имея источником народный обряд.

Как искусство жизнеустроительное, то есть преобразующее среду, народное творчество несёт образы, имеющие большой жизненный смысл. Всё, начиная от вещи в доме и вещи в поле, кончая деревенским домом и самой деревней, окружающей её природой, представлялось, создавалось и воспринималось единым ансамблем. От малого до большого всё пронизывала одна мера духовно­го, единое вселенское чувство мира.

Вещь, таким образом, была причастна миру идей, будь то солоница с двумя конями или дом. Резной выдолбленный из дерева ковш был не только формой утилитарной, но и праздничным предметом, нёс символическую функцию. Под резцом мастера он принимал скульптурный образ плывущей птицы или коня. Это уподобление живому одушевляло вещь, наделяло образ значи­тельностью, силой, которая помогает человеку. Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому его преподносили жениху и невесте. Вклю­чённый в свадебный обряд, такой ковш нёс символику, связанную с водой, с солнцем. Уподобле­ние ковша птице отражало фольклорное представление. Невеста сравнивается с лебёдушкой, с уточкой.

Читайте также:  Что принять при цистите у женщин народные средства

. Ковш-скобкарь выделялся не только-размерами на праздничном столе, но был величав и торже­ствен, полон значения. В символике его сохранялись следы древних верований. Силы природы че­ловек стремился привлечь к себе. Плавная, круглящаяся линия силуэта ковша таит напряжение живого существа и в то же время подчинена конструктивной логике вещи. Движение сжато, клюв приподнят, хвост расширен, объёмы мягко один в другой, передавая образ плывущей птицы.

Масштаб космического в народном искусстве не противоречит жизненному реализму. Природа и человек в народном мироощущении слиты в единое целое. И потому искусство, связанное с че­ловеком, наполняют образы, воплощающие эту связь. Она особенно ясно просматривается в ан­самблях вещей, прежде всего дома, интерьера и костюма, которыми определял себя человек в жизни.

Солнце, Свет, плодородящая сила земли остаются в центре народных переживаний, определяю­щих поэтическое ядро художественной образности искусства.

Сохранилось, например, предание о том, как строились соловки, как поднимались соловецкие стены, сложенные из валунов. Могучесть их архитектурных форм ассоциировалась с образом ко­ня, его всемогуществом.

Кто поднимал? Кто стёсывал?

Конь поднимал. Великан стёсывал.

(из предания «Как Соловки строились»)

Предание о заселении Соловецкого края.

В кн.: Северные предания. Л., 1978, с.25

Подай Юрию звонкие ключи Отомкнуть красну весну,

Красную весну, тёплое лето.

Характерно, что весенний хлеб называется яровым хлебом, хлебом весеннего солнца. Солярные представления о всаднике, олицетворявшем в древности Ярилу, раскрываются в загадках.

Образ всадника занял центральное место в резьбе и росписи по дереву, в глиняной пластике, до­несшей его в архаических формах, в вышивке и в народной деревянной игрушке.

Многие произведения народного искусства основываются на метафорах и олицетворениях фольклорной поэзии. Мифологические мотивы осмысляются в новых связях-с живыми впечатле­ниями и переживаниями. Это убедительно предстаёт в воплощениях мотива птицы.

Мотив птицы был в центре художественных представлений народа, связанных с приходом вес­ны. Для русских обычаев был характерен обряд встречи весны жаворонками. Их изображения вы­пекались из теста в ознаменование весеннего праздника-времени прилёта птиц.

Народные песни сохранили древнюю магическую основу этого образа, связываемого с теплом и урожаем, закликанием весны.

Уж вы, жаворонки, жавороночки,

Лету тёплого, песку жёлтого, хлеба нового.

(Традиционный фольклор. М., 1972, с. 30)

Мир растений и животных всегда дружественно обращён к человеку. В образах зверей, как бы ни были они фантастичны, подчёркивается теплота доброй человечности. В русском народном ис­кусстве нет вообще изображений устрашающих, нет ужаса, нет зла. Как бы ни были причудливы, фантастичны изображения животных, они тем не менее не устрашают. Они скорее добры, чем злы, простодушны и веселы, лирично теплы, а не свирепы, они игрушечно доступны, как бы втягивают зрителя в свой фантастический мир.

Если поискать корень этой заметной черты, то, оказывается, он глубоко уходит в историю. Сла­вяне не изображали злых духов, отгораживаясь от них, они утверждали магию добрых сил, созда­вая в образах природы и животных символы своей веры. Эта особенность коренится в глубинах психологии характера народа, в понимании им смысла жизни, в своеобразии восприятия ее. Осо­бенность далеко не безразличная для искусства, для содержания образа мира, воплощенного в нём.

. Сказочное воспринимается при этом как реальное. Изображение львов, оленей, баранов, до­верчиво смотрящих на зрителя, (абашевская и филимоновская игрушки) наделены смыслом все­общих ценностей. Солдат не только разговаривает с гусём, но и любовно обнимает его. Этот диа­лог родственного единства в любви и добре высказан с непосредственностью и простодушием, пластическим совершенством монументальной по своему строю формы. Изначальная символика мотивов скульптурного изображения солдата и гуся, связанная в древности с любовной магией, не теряет свою идею. Она обогащается новым эмоциональным содержанием жизни, искренностью чувства самого мастера. Образ при этом не становится обыденным, он сохраняет иносказатель­ность, смысл всеобщего, любовное отношение к природе является источником творчества.

. Образы, создаваемые народным творчеством, не теряют энергию чувств, ёмкость фольклор­ных представлений. Они несут поэзию вневременного. Именно это создаёт духовную основу ху­дожественного творчества в народном искусстве, делает современным традиционный образ.

Человек, чувствующий себя слитым с природой, не отделяет себя от космоса. Всё, что связано с жизненно важным, ценным для народа, оказывается вне времени, сохраняет эстетическую значи­мость. Образ цветущих трав, фантастических деревьев позднее осмысляется в образе цветущего сада

Большое место занимают в народном искусстве образы праздничного веселья, наполненные яр­марочной звонкостью, нарядностью красок. В них отразился юмор, балаганная шутка, переходя­щая порой в грубоватую остроту. Поэзия искусства вырастала из поэзии жизни.

Истоки праздничного чувства юмора, так ярко выраженного в русском искусстве, как мы стре­мились показать, уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившей­ся национальной психологии, в то, что принято называть «русский характер». Это, во-первых, пе­реживание беды, горя, выход из него, запечатлевшийся в фольклоре: в былинах, сказках, песнях. В них нет ничего мрачного, безвыходного. В них нет пессимизма, нет безвыходного драматизма.

Ты расти, расти, кручина,

Зарастёт моя печаль.

Ты не сохни и не вянь,

Читайте также:  Общественная приемная народного фронта в барнауле

А всё цветами расцветай.

Способность превращать горе в цветы радости, черта определяемая часто неподходящим словом «оптимизм», проистекает в русском искусстве из праздничного чувства мира, когда человек чув­ствует себя в единстве с мирозданием. Во-вторых, это отношение к смерти, неотделяемое в народ­ном сознании от жизни. Человек, Природа, Земля слиты воедино. Отсюда вырастают понятия До­бра и Красоты. «Доброму человеку, что день, то праздник»,- говорит русская пословица. Тем же объясняется устойчивость в русском народном искусстве темы цветения, «поющих трав». Не слу­чайна и любовь к золоту, к светящимся краскам.

Такое восприятие жизни мира ведёт зрителя по особому пути прочтения образа, которому мы верим, потому что он отражает не только авторское понимание жизни, а понимание народное, отлитое временем, закреплённое в формах, в традициях, несущих опыт, выработанное вековечным народным сознанием, тем, что человек чувствовал себя частью космоса.

Праздничное веселье объединяло людей, освобождая их от трудовых перегрузок, от бремени забот, ложившихся весной на плечи землепашцев. Оно создавало тот психологический настрой, который помогал человеку сворачивать горы в нелёгком крестьянском труде, оно соединяло лю­дей в коллективном труде, было консолидацией общих усилий. Праздник укреплял коллективное начало в жизни и в искусстве, был психологической мобилизацией сил. Ведь не случайно ритм чередующихся весенних праздников совпадал с нарастанием света, тепла, с пробуждением приро­ды. Всё это приобщало человека к природе, к нарастанию её растительной силы, света.

Народное праздничное веселье породило ряд образов, прочно вошедших в народное искусство. Символом русского праздника, его эмблемой стала тройка в расписном уборе со звоном бубенцов и колокольчиков.

Образ рождается из живого поэтического состояния мира, он формируется, как мы могли убе­диться, на основе готовых фольклорных понятий и представлений на основе готовых мотивов и сюжетов. На протяжении времени, меняясь в содержании и в стиле, народное творчество по суще­ству сохраняет постоянство тем. Оно движимо традицией целостного мира. Отсюда устойчивость народных мотивов при изменчивости содержания образов. В них прошлое соединяется с совре­менным в силу неизменной молодости народного искусства, движимого непреходящими ценно­стями.

Доброта и взаимопомощь, жизненная сплоченность исстари противопоставлялись опасностям и трудностям часто сурового к человеку внешнего мира. Глубинный дух коллективности, пронизы­вающий жизнь села, оказал особое влияние на всю народную культуру. В народном искусстве он не только сообщает образу вселенский масштаб, определяя его содержание, но и формирует са­мую сущность творчества, его духовно-нравственную основу, те принципы коллективности, на которых зарождается и складывается искусство в народном промысле.

Д. Балашов «Отречение»,

М., «Современник», 1992

Римскую империю создали римляне и, когда они исчезли, империи не стало. Великое государ­ство монголов держалось горстью немногочисленных потомков степных батыров; с концом дина­стии государство Чингизидов развалилось на национальные части. Россию создали русские, хотя Великая Россия никогда не была страной-колонией, и народы её населяющие, были равны между собой. И всё же великие государства, как и малые, растут из одного корня. А связанные с этим корневым народом иные племена и народности возрастают и гибнут уже вместе с ним, ибо един­ство исторических судеб, раз сложившись, не может быть разорвано по чьему-то велению и жела­нию. Разрыв тотчас начинает сочиться кровью, и рушащийся колосс погребает под останками своими и тех, кто жаждал и добивался его гибели.

Источник

Год: 1985
Автор: Некрасова М.А. (под ред.) / НИИ теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Академии художеств СССР
Жанр: Сборник статей. Народное искусство.
Издательство: Москва: Издательство «Изобразительное искусство»
ISBN: нет
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 304

Описание: «Сборник посвящен проблемам народного искусства в многообразии его исторических и национальных традиций. В книге народное искусство предстает как живое творчество, как часть духовной культуры народа. Представлены работы мастеров России, Белоруссии, Украины, Средней Азии. Особенность книги заключена в том, что с творчеством народных мастеров можно познакомиться не только по музейным собраниям, но и в самой среде, формирующей художественное видение мастера. В сборнике приводятся высказывания мастеров, раскрывающие их отношение к искусству. Издание иллюстрировано (80 цветных и 70 тоновых репродукций).

Для специалистов и широких кругов читателей, интересующихся народным искусством.»

    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:

2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку «разрезало» на несколько строк, нужно её «склеить» обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):

3. Запускаем uTorrent:

4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:

5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Категория: Чистый источник

Цель этого небольшого альбома и состоит главным образом в том, чтобы привлечь внимание, пробудить интерес к истории народных художественных промыслов Подмосковья, к творчеству их современных мастеров у самого широкого читателя.

Неприметной, но глубоко радующей красотой открывается перед нами русское народное искусство. Рассматривая самый простой бытовой предмет прошлого, мы непременно найдем хотя бы некоторые элементы украшения, будет ли это скромная роспись в два-три цвета или незамысловатый резной узор. Порой

Читайте также:  Рецепты красоты народные средства

В книге рассматриваются традиционные виды декоративно-прикладных ремесел народов Чукотки. Камчатки, Приамурья, Якутии, Красноярского края. Тюменской области. Авторы раскрывают эстетическое своеобразие, а также технику изготовления изделий из кости, меха, кожи, дерева, металла. Книга поможет учителю

Среди крупнейших собраний русского народного искусства коллекция художественных изделий из дерева в Загорском музее — одна из наиболее богатых и полных. Она собрана в советское время.

На мозаичном фоне центров русской народной росписи выделяется своей целостностью живописный стиль прикамского домового письма. Мастера-профессионалы, работая в составе бродячих артелей, размещали на дверях и стенах дома, на мебели изображения сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих

Источник

Альбом Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности Кн48

—> Лот размещен: 02/03/2021 11:20:22 Предложение действительно до: 01/05/2021 11:20:22 Лот находится в городе: Москва (Россия)

Доставка:
по городу: Бесплатно!
по стране и миру: Стоимость доставки по стране 300.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца.
1.Доставка по Москве
Выигранные лоты можно выкупить в Москве по предварительной договоренности.
2.Доставка по России
Пересылка по почте производится только по территории Российской Федерации отправлениями 1 класса. Стоимость отправки 200р (без учета страховки) независимо от количества лотов. Приобретая одновременно несколько лотов, Вы экономите на доставке.
Все лоты отправляются только после 100% предоплаты.
Оплата: Наличные, Банковская карта.
Состояние товара: Б/у.
1

3

№171763714

Подробное описание

Все мои книги по металлопластике,археологии,прикладному искусству и др.,Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Альбом. М. Советская Россия 1983г. 220 с. с цв. ил. Твердый переплет, Энциклопедический формат.
В альбоме автор представляет свое фундаментальное исследование всех видов и форм традиционного народного искусства России, в его историческом аспекте как неотъемлемой части бытовой традиции, и как разнообразные народные художественные промыслы. Содержание: Образы и мотивы. Древние космологические истоки. Праздничное восприятие мира как источник творчества. Формы развития народного искусства в селах. Мастера. Русские художественные промыслы. Преемственность традиций. Национальные особенности. Народное творчество Северного Кавказа, Крайнего Севера и дальнего Востока. Более 300 иллюстраций. Мелованная бумага.

Желаем Вам удачных покупок!

С уважением,

Naik-coin

Все мои книги по металлопластике,археологии,прикладному искусству и др.,Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Альбом. М. Советская Россия 1983г. 220 с. с цв. ил. Твердый переплет, Энциклопедический формат.
В альбоме автор представляет свое фундаментальное исследование всех видов и форм традиционного народного искусства России, в его историческом аспекте как неотъемлемой части бытовой традиции, и как разнообразные народные художественные промыслы. Содержание: Образы и мотивы. Древние космологические истоки. Праздничное восприятие мира как источник творчества. Формы развития народного искусства в селах. Мастера. Русские художественные промыслы. Преемственность традиций. Национальные особенности. Народное творчество Северного Кавказа, Крайнего Севера и дальнего Востока. Более 300 иллюстраций. Мелованная бумага.

Источник

Некрасова М. Народное искусство России

—>

Начальная цена: 900.00 р
Ставок: 1
Последняя ставка: 900.00 р
Блиц-цена: 930.00 р
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу
До конца торгов:
Лот размещен: 11/05/2018 09:11:53
Окончание торгов: 24/05/2018 23:01:48
Лот находится в городе: Москва (Россия)
Доставка:
по городу: За дополнительную плату, стоимость доставки уточняйте у продавца.
по стране и миру: Стоимость доставки по стране 70.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца.
Пересылка в пластиковом конверте.
Страховка по желанию покупателя за дополнительную плату.
Стоимость доставки уточняется в соответствии с весом купленного лота и его габаритами.
При покупке нескольких лотов стоимость доставки не суммируется, но может быть увеличена в зависимости от веса лотов.
Личная встреча возможна, но окончательное решение принимаю я.
Оплата: Наличные, Банковская карта.
5
№41314057

Некрасова М. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. М Советская Россия. 1983г. Твердый переплет, Большой формат

Здравствуйте, уважаемые посетители моего аукциона!

Приобретая лот на моих аукционах, вы соглашаетесь с моими условиями:
покупатель первый выходит на связь на позднее, чем через 2 дня с момента покупки.
— оплата приобретенного лота(ов) не позднее 5-и суток с момента окончания аукциона, если иное не оговорено дополнительно;
— отправка лота(ов) после 100% оплаты;
— отправка лота(ов) в течении 3-5 дней с момента получение мною денег за лот(ы).

— оплата купленных на моих аукционах лотов может быть произведена на карту СБ, PayPal (+5% к сумме оплаты), Контакт, Золотая корона, Юнистрим, WU, небольшие суммы на Яндекс-кошелек, до 200 р. на мобильный телефон.
— наложенным платежом не работаю;
— внимательно смотрите фотографии лотов перед покупкой, если возникнут вопросы, спрашивайте, всегда отвечу;
во избежание недоразумений, уточняйте, пожалуйста, наличие лота перед его покупкой (лоты выставлены и на других площадках)
— мой отзыв будет выставлен только после Вашего: извините, но имеется печальный опыт необъективного отношения к сделке и «собирания отзывов» некоторыми контрагентами только в свою пользу.
— для жителей Москвы в отдельных случаях (решение принимаю я) возможна личная встреча. Уточняйте такую возможность перед покупкой лота, а не после нее.
— отправка лотов, как правило, по пятницам.

Удачных торгов и приятных покупок!

Источник

Правильные рекомендации