НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ
1 М.Л. Некрасова автор-составитель, научны й редактор НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XX-XXI век Москва, 2003
2 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств
6 И.Я. Богуславская И.А. Колобкова A.У. Греков B.И. Борисова Л Ю. Перфильева Значение местных традиций для развития современного народного искусства Традиционная глиняная игрушка в свете современного состояния науки о народном искусстве. Ее проблемы. Село Абашево 12
10 ФЗ, его тяжелые последствия, принесенные Постановлением правительства 35, на примере Гжели, Павловского Посада, старинного промысла елочных украшений «Елочка» и других промыслов. Проблеме авторско-индивидуального и тр адиционно-коллективного посвящена статья кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника НИИ РАХ Т.Л. Астраханцевой: «Авторско-индивидуальное и традиционно-коллективное начала в современной практике народных художественных промыслов». Автор исследует эту проблему на материале последних лет, принимая во внимание структурные изменения в народных промыслах, роль художника в новых условиях, при которых коллективный характер творчества сохраняет принципиальное значение, не исключающее профессионализма. Вопрос сущ н остно го отличия народного и скусства от сувенирной п р о м ы ш ленности ставится и исследуется в статье заслуженного деятеля культуры РФ, доктора искусствоведения, возглавляющей Отдел народного искусства в ГРМ, И.Я. Богуславской: «Значение местных традиций для развития современного народного искусства» Автор отмечает, что в условиях нынешнего правового беспредела и отсутствия научных трудов, в силу материальной затрудненности их изданий, появляется простор для множества подделок тотальное размывание народного искусства «самодеятельностью» и «сувенирщиной». Вопросы сохранения традиций как основы местного искусства исследуются в аспекте коллективного искусства, связанного с уникальны м м астерством. Проблемы традиционной глиняной игрушки рассматриваются старшим научным сотрудником ГРМ искусствоведом И.А. Колобковой в свете существующей тенденции классифицировать современное народное искусство как самодеятельное творчество что сохраняется вследствие издержек теории в прошлом. Отдельным положениям этого вопроса дается критика и анализ в текстах М А. Некрасовой. И.А. Колобкова рассматривает вопрос на конкретном материале в статье «Традиционная глиняная игрушка в свете современного состояния науки о народном искусстве. Ее проблемы». Автор обращает внимание на безответственность по отношению к практике некоторых высказываний, теперь чаще имеющих место на конференциях, проводимых, как правило, без обсуждения и дискуссий, без подтверждений научными исследованиями, что, как справедливо замечает автор, ставит науку в сложное положение, будто всякий раз «разговор ведется на пустом месте». Такая практика способствует размыванию коренных основ народного искусства. Вмес 10 НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
21 С десяти лет мальчик в Полх-Майдане помогает отцу-токарю. что скупаются майданские изделия без росписи, только токарные формы, а их уже измайловские художники расписывают на свой вкус и лад, многодельно, разухабисто, в стиле «а la rus», больше на вкус иностранца или «новорусских», руководствующихся принципом: чем богаче, тем красивее. Технология, как правило, нарушается, народный образ искажается. Народный художественный промысел, исторически сложившийся и развивавшийся на нижегородской земле, терпит потери, ломается изнутри, теряя необходимый контакт с потребителем, коллективную основу творчества. «Красильщицы» пытаются подражать художникам Измайлова, куда «на вернисаж» привозят они свои изделия. Начинают писать гуашью, ломая колористический строй и орнаментальный ритм, утрачивая мотивы, преемственность между поколениями. Итак, спекуляции на искусстве народных промыслов не только допускаются государством, поскольку отсутствует законодательная и правовая система, регулирующая эту сферу деятельности, но и в известной мере поощряются. Иначе не объяснишь царящее губительное для культуры попустительство! Дело в большой мере и в том, что народные 21
23 Время неограниченных свобод не лучшим образом отразилось на судьбе народного художественного промысла, организованного в предприятие в советские годы, где в производственной деятельности объединены мастера и художники. Неконтролируемый поток подделок под изделия традиционных промыслов затопил рынок, подменяя подлинное искусство народного промысла, ценность которого в результате девальвируется. Критерии художественности смещаются, что приводит к полной дезориентированности на художественном рынке. Отражается это и на ценообразовании, как на рынке отечественном, так и на мировом, и, конечно, опять в ущерб искусству народного художника, в ущерб государственной экономике. Так, за миниатюру федоскинский мастер получает 120 руб. Отпускная же цена коробочки 250 рублей. По этой цене она сдается в магазины на реализацию, а продается, после многих прокручиваний, за долларов. Поэтому чаще всего вообще не ставится на продажу какое-то время, чтобы потом получить баснословную цену. Но это уже не отражается на экономике производства, тем более на заработке художника. Та же ситуация и в Жостове, и на других всемирно известных промыслах. В Жостове процветает производство помимо предприятия. Художникам привозят для росписи подносы, изготовленные где-то и кем-то, где-то они и продаются, что художникам неведомо. Такой чудовищной эксплуатации художественного труда еще не знала история! Что же касается рынка зарубежного, то девальвация художественных ценностей и смещенность критериев оценки приводит к тому, что подлинное искусство оказывается почти в той же цене, что и подделка или вещи низкого художественного уровня. Утраченная иерархия ценностей, критериев подлинности приводит к тому, что псевдохудожественность, пошлость, мертвые, враждебные человеку вещи заметно захлестнули подлинное искусство, наводнили, з а сорили наше пространство, нанося ущерб духовному и ф изическому здоровью людей. Отсутствие государственной организации и управления в с т о л ь Мастерицы росписи с. Крутца г. 23
Источник
Альбом Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности Кн48
—>
Доставка: | |
по городу: | Бесплатно! |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 300.00 р Стоимость доставки по миру узнавайте у продавца. |
1.Доставка по Москве Выигранные лоты можно выкупить в Москве по предварительной договоренности. 2.Доставка по России Пересылка по почте производится только по территории Российской Федерации отправлениями 1 класса. Стоимость отправки 200р (без учета страховки) независимо от количества лотов. Приобретая одновременно несколько лотов, Вы экономите на доставке. Все лоты отправляются только после 100% предоплаты. | |
Оплата: Наличные, Банковская карта. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№171763714 |
Подробное описание
Все мои книги по металлопластике,археологии,прикладному искусству и др.,Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Альбом. М. Советская Россия 1983г. 220 с. с цв. ил. Твердый переплет, Энциклопедический формат. Желаем Вам удачных покупок! С уважением, Naik-coin Все мои книги по металлопластике,археологии,прикладному искусству и др.,Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Альбом. М. Советская Россия 1983г. 220 с. с цв. ил. Твердый переплет, Энциклопедический формат. Источник Мария Некрасова, «Народное искусство России, «Советская Россия», Москва, 1983 (стр. 1 )
Мария Некрасова, «Народное искусство России, «Советская Россия», Москва, 1983. . По своему составу, по своей генетике народное творчество очень сложно. Различные виды изобразительного прикладного искусства развиваются в единстве со словесным, песенным фольклором. Поэтому, исследуя поэтику образов изобразительного творчества, нельзя не обратиться к календарно-обрядовой культуре, в недрах которой оно зародилось и сформировалось. . Быт крестьянина издавна закрепляли хранил художественные достижения народа. Он весь был пронизан искусством: от резных наличников на окнах дома, расписной конской дуги до узорочья утвари и одежды. Человека окружал целостный, эстетически обжитый мир вещей, поэтому у селян огромна потребность в творчестве, традиции которого глубоки, и высока его художественная культура. . Ритмическое, пластическое и живописное богатство народных произведений несёт в себе опыт мышления образами. Народное искусство самостоятельными чертами вошло в культуру России, составив существенный элемент её художественности. . Многообразие форм народного искусства в России проявляется в богатстве связей национальных, региональных, исторических и этно-социальных. Во все времена народное искусство помогало национальному самосознанию, помогало одному народу узнать другой. Ведь ничто не скажет больше о его характере, национальной психологии, истории, чем словесный, изобразительный, музыкальный фольклор. . Доступность, понятность образного художественного языка делает народное творчество необходимым звеном в международных культурных связях. Не случайно в эпоху роста мировых контактов и взаимообогащения культур возрастает значение народного искусства во всём мире. Гл. 1. Образы и мотивы. Древние космологические истоки. Каждый народ творил свой образ мира и общий со всем человечеством. Такая масштабность во времени и пространстве может определяться только вечными ценностями. Ими же определялось в народном искусстве и отношение к миру, в котором человек чувствовал себя единым с природой. Солнце, Свет, Вода, Земля-вся природа воспринимается народными творцами «родственным» чувством. С этим чувством народ обживал, осваивал мир, творчески созидал своё предметное окружение, утверждал себя частью коллектива, движимый великой силой братства. . Главным единством был дом. Дом-Космос, сосредоточие всех образов. Здесь царил высший порядок, подчинявший, направлявший повседневность и неподвластный времени. Образ русской избы сложился в главных чертах на Севере России, в краях Приморья, Заонежья, на просторах больших судоходных рек. Только народное мироощущение, воспринимавшее свою жизнь в аспекте вечного, могло родить столь сильный, смелый образ. Его можно сравнить с образом ковра-самолёта, огненных крылатых коней, преодолевающих пространства, делающих реальностью-Чудо. Следы изначального образа сохраняют названия деталей архитектурного декора: «крылья»-резные доски, закрывающие торцы слег, поддерживающих кровлю, «подкрылки»-резьба, прикрывающая торцы брёвен сруба. Смелость дерзновенной мечты, скрытой в образе, поэтический размах поразили в своё время С. Есенина. Он писал : «Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице. » И далее: «Такое отношение к вечности, как к родительскому очагу, проглядывает в символе нашего петуха на ставнях». Смысловое значение крыши дома, не только конструктивное и функциональное, развивает вся система резных изображений, украшающих дом. Солярные знаки в виде лучистых кругов в резном узорочье полотенца-доска с пропильной ажурной резьбой, спускающейся от щепца фронтона, на причелинах и наличниках окон образуют символико-космогоническую систему синтеза орнаментального декора и архитектуры. Солярная символика связывала дом с солнечным пространством, это было органично мироощущению северянина, рождалось из самой жизни русского населения в северных краях, где дом был открыт снегам и ветрам, где в долгое суровое зимнее ненастье мечта о солнце, о лете слагалась в поэмы. Чувствуя свой дом маленькой вселенной, где всё подчинено общему с природой порядку, всё, как и в ней, гармонично, человек ощущал себя защищённым и сильным. Идея дома-космоса, где каждая часть несла свою функцию, развивалась и в интерьере. Это отчётливо проступает в системе росписей интерьера, которые были распространены на Севере, в деревнях Поволжья, на Урале и в Сибири со второй половины 19 века. Красный угол в избе уподоблялся заре (здесь помещались солярные изображения-символы) потолок-небесному своду. Дом и вся деревня «родственно» вписываются в природу, так же, как вся жизнь и труд человека, как искусство, создаваемое по её подобию. Такое единство обостряло интуицию, развивало воображение, рождало поэзию. Искусством становилось всё, чем окружал себя человек, искусством была и сама жизнь. Оно соединяло изображение, танец, музыку, поэзию, было синкретично, имея источником народный обряд. Как искусство жизнеустроительное, то есть преобразующее среду, народное творчество несёт образы, имеющие большой жизненный смысл. Всё, начиная от вещи в доме и вещи в поле, кончая деревенским домом и самой деревней, окружающей её природой, представлялось, создавалось и воспринималось единым ансамблем. От малого до большого всё пронизывала одна мера духовного, единое вселенское чувство мира. Вещь, таким образом, была причастна миру идей, будь то солоница с двумя конями или дом. Резной выдолбленный из дерева ковш был не только формой утилитарной, но и праздничным предметом, нёс символическую функцию. Под резцом мастера он принимал скульптурный образ плывущей птицы или коня. Это уподобление живому одушевляло вещь, наделяло образ значительностью, силой, которая помогает человеку. Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому его преподносили жениху и невесте. Включённый в свадебный обряд, такой ковш нёс символику, связанную с водой, с солнцем. Уподобление ковша птице отражало фольклорное представление. Невеста сравнивается с лебёдушкой, с уточкой. . Ковш-скобкарь выделялся не только-размерами на праздничном столе, но был величав и торжествен, полон значения. В символике его сохранялись следы древних верований. Силы природы человек стремился привлечь к себе. Плавная, круглящаяся линия силуэта ковша таит напряжение живого существа и в то же время подчинена конструктивной логике вещи. Движение сжато, клюв приподнят, хвост расширен, объёмы мягко один в другой, передавая образ плывущей птицы. Масштаб космического в народном искусстве не противоречит жизненному реализму. Природа и человек в народном мироощущении слиты в единое целое. И потому искусство, связанное с человеком, наполняют образы, воплощающие эту связь. Она особенно ясно просматривается в ансамблях вещей, прежде всего дома, интерьера и костюма, которыми определял себя человек в жизни. Солнце, Свет, плодородящая сила земли остаются в центре народных переживаний, определяющих поэтическое ядро художественной образности искусства. Сохранилось, например, предание о том, как строились соловки, как поднимались соловецкие стены, сложенные из валунов. Могучесть их архитектурных форм ассоциировалась с образом коня, его всемогуществом. Кто поднимал? Кто стёсывал? Конь поднимал. Великан стёсывал. (из предания «Как Соловки строились») Предание о заселении Соловецкого края. В кн.: Северные предания. Л., 1978, с.25 Подай Юрию звонкие ключи Отомкнуть красну весну, Красную весну, тёплое лето. Характерно, что весенний хлеб называется яровым хлебом, хлебом весеннего солнца. Солярные представления о всаднике, олицетворявшем в древности Ярилу, раскрываются в загадках. Образ всадника занял центральное место в резьбе и росписи по дереву, в глиняной пластике, донесшей его в архаических формах, в вышивке и в народной деревянной игрушке. Многие произведения народного искусства основываются на метафорах и олицетворениях фольклорной поэзии. Мифологические мотивы осмысляются в новых связях-с живыми впечатлениями и переживаниями. Это убедительно предстаёт в воплощениях мотива птицы. Мотив птицы был в центре художественных представлений народа, связанных с приходом весны. Для русских обычаев был характерен обряд встречи весны жаворонками. Их изображения выпекались из теста в ознаменование весеннего праздника-времени прилёта птиц. Народные песни сохранили древнюю магическую основу этого образа, связываемого с теплом и урожаем, закликанием весны. Уж вы, жаворонки, жавороночки, Лету тёплого, песку жёлтого, хлеба нового. (Традиционный фольклор. М., 1972, с. 30) Мир растений и животных всегда дружественно обращён к человеку. В образах зверей, как бы ни были они фантастичны, подчёркивается теплота доброй человечности. В русском народном искусстве нет вообще изображений устрашающих, нет ужаса, нет зла. Как бы ни были причудливы, фантастичны изображения животных, они тем не менее не устрашают. Они скорее добры, чем злы, простодушны и веселы, лирично теплы, а не свирепы, они игрушечно доступны, как бы втягивают зрителя в свой фантастический мир. Если поискать корень этой заметной черты, то, оказывается, он глубоко уходит в историю. Славяне не изображали злых духов, отгораживаясь от них, они утверждали магию добрых сил, создавая в образах природы и животных символы своей веры. Эта особенность коренится в глубинах психологии характера народа, в понимании им смысла жизни, в своеобразии восприятия ее. Особенность далеко не безразличная для искусства, для содержания образа мира, воплощенного в нём. . Сказочное воспринимается при этом как реальное. Изображение львов, оленей, баранов, доверчиво смотрящих на зрителя, (абашевская и филимоновская игрушки) наделены смыслом всеобщих ценностей. Солдат не только разговаривает с гусём, но и любовно обнимает его. Этот диалог родственного единства в любви и добре высказан с непосредственностью и простодушием, пластическим совершенством монументальной по своему строю формы. Изначальная символика мотивов скульптурного изображения солдата и гуся, связанная в древности с любовной магией, не теряет свою идею. Она обогащается новым эмоциональным содержанием жизни, искренностью чувства самого мастера. Образ при этом не становится обыденным, он сохраняет иносказательность, смысл всеобщего, любовное отношение к природе является источником творчества. . Образы, создаваемые народным творчеством, не теряют энергию чувств, ёмкость фольклорных представлений. Они несут поэзию вневременного. Именно это создаёт духовную основу художественного творчества в народном искусстве, делает современным традиционный образ. Человек, чувствующий себя слитым с природой, не отделяет себя от космоса. Всё, что связано с жизненно важным, ценным для народа, оказывается вне времени, сохраняет эстетическую значимость. Образ цветущих трав, фантастических деревьев позднее осмысляется в образе цветущего сада Большое место занимают в народном искусстве образы праздничного веселья, наполненные ярмарочной звонкостью, нарядностью красок. В них отразился юмор, балаганная шутка, переходящая порой в грубоватую остроту. Поэзия искусства вырастала из поэзии жизни. Истоки праздничного чувства юмора, так ярко выраженного в русском искусстве, как мы стремились показать, уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии, в то, что принято называть «русский характер». Это, во-первых, переживание беды, горя, выход из него, запечатлевшийся в фольклоре: в былинах, сказках, песнях. В них нет ничего мрачного, безвыходного. В них нет пессимизма, нет безвыходного драматизма. Ты расти, расти, кручина, Зарастёт моя печаль. Ты не сохни и не вянь, А всё цветами расцветай. Способность превращать горе в цветы радости, черта определяемая часто неподходящим словом «оптимизм», проистекает в русском искусстве из праздничного чувства мира, когда человек чувствует себя в единстве с мирозданием. Во-вторых, это отношение к смерти, неотделяемое в народном сознании от жизни. Человек, Природа, Земля слиты воедино. Отсюда вырастают понятия Добра и Красоты. «Доброму человеку, что день, то праздник»,- говорит русская пословица. Тем же объясняется устойчивость в русском народном искусстве темы цветения, «поющих трав». Не случайна и любовь к золоту, к светящимся краскам. Такое восприятие жизни мира ведёт зрителя по особому пути прочтения образа, которому мы верим, потому что он отражает не только авторское понимание жизни, а понимание народное, отлитое временем, закреплённое в формах, в традициях, несущих опыт, выработанное вековечным народным сознанием, тем, что человек чувствовал себя частью космоса. Праздничное веселье объединяло людей, освобождая их от трудовых перегрузок, от бремени забот, ложившихся весной на плечи землепашцев. Оно создавало тот психологический настрой, который помогал человеку сворачивать горы в нелёгком крестьянском труде, оно соединяло людей в коллективном труде, было консолидацией общих усилий. Праздник укреплял коллективное начало в жизни и в искусстве, был психологической мобилизацией сил. Ведь не случайно ритм чередующихся весенних праздников совпадал с нарастанием света, тепла, с пробуждением природы. Всё это приобщало человека к природе, к нарастанию её растительной силы, света. Народное праздничное веселье породило ряд образов, прочно вошедших в народное искусство. Символом русского праздника, его эмблемой стала тройка в расписном уборе со звоном бубенцов и колокольчиков. Образ рождается из живого поэтического состояния мира, он формируется, как мы могли убедиться, на основе готовых фольклорных понятий и представлений на основе готовых мотивов и сюжетов. На протяжении времени, меняясь в содержании и в стиле, народное творчество по существу сохраняет постоянство тем. Оно движимо традицией целостного мира. Отсюда устойчивость народных мотивов при изменчивости содержания образов. В них прошлое соединяется с современным в силу неизменной молодости народного искусства, движимого непреходящими ценностями. Доброта и взаимопомощь, жизненная сплоченность исстари противопоставлялись опасностям и трудностям часто сурового к человеку внешнего мира. Глубинный дух коллективности, пронизывающий жизнь села, оказал особое влияние на всю народную культуру. В народном искусстве он не только сообщает образу вселенский масштаб, определяя его содержание, но и формирует самую сущность творчества, его духовно-нравственную основу, те принципы коллективности, на которых зарождается и складывается искусство в народном промысле. Д. Балашов «Отречение», М., «Современник», 1992 Римскую империю создали римляне и, когда они исчезли, империи не стало. Великое государство монголов держалось горстью немногочисленных потомков степных батыров; с концом династии государство Чингизидов развалилось на национальные части. Россию создали русские, хотя Великая Россия никогда не была страной-колонией, и народы её населяющие, были равны между собой. И всё же великие государства, как и малые, растут из одного корня. А связанные с этим корневым народом иные племена и народности возрастают и гибнут уже вместе с ним, ибо единство исторических судеб, раз сложившись, не может быть разорвано по чьему-то велению и желанию. Разрыв тотчас начинает сочиться кровью, и рушащийся колосс погребает под останками своими и тех, кто жаждал и добивался его гибели. Источник detector |