Неменский древние образы в народном искусстве 5 класс конспект урока

План-конспект урока изо в 5 классе «Древние образы в народном искусстве»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока в 5 классе: «Древние образы в народном искусстве»

Цель : познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

I. Организация урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)

Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.

А для чего они все это делали? (ответы детей)

Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Давайте попробуем нарисовать образы солнца.

2.А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но, как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

4.Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

III. Практическая работа.

Создайте орнаменты в традиции народной вышивки с симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);

Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную.

Презентация помогает расскрыть тему урока «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни».

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит «композиция» как предмет по выбору, а также «аранжир.

Читайте также:  Прими участие народный бюджет

Технологическая карта с паспортом урока в 5 классе на тему «Древние образы в народном искусстве».

Конспекст урока составлен с учетом ФГОС для учащихся 5 класса на тему Древние образы в народном искусстве.

для учителя технологии.

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н.

Источник

«Древние образы в народном искусстве»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Конспект урока «Древние образы в народном искусстве» в 5 классе по программе Б.М. Неменского

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

Словарь : ДПИ (Художественное оформление предметов, которые человек использует в быту). Солярные знаки (знаки, схематично изображающие солнце). Орнамент (Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов)

I. Организация урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

В 5 классе мы будем изучать декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

И давайте подумаем, что же такое декоративно-прикладное искусство и каковы его особенности.

Посуду человек использует в быту. А обратите внимание, какая она? (ответы – расписная, украшенная рисунком и т.д.)

Верно, эта посуда не простая, она украшена росписью.

Таким образом, дпи – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Получило название от латинского слова «декор», что означает – украшать.

На слайдах приведены примеры дпи. Это и хохломской самовар, и гжель, и расписной туесок под сыпучие продукты.

ДПИ самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял свой опыт в работе с глиной, деревом, камнем. Со временем появились первые изображения – древние орнаменты, которые со временем усложнялись.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

III. Изучение нового материала.

Слайд с изображением вышивки

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Например: ______ земля

Солнце

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Давайте попробуем нарисовать образы солнца.

А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

На странице 15 сравните вышивку и глиняную фигурку. Что у них общего? (тот же жест поднятых рук).

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Читайте также:  Чеченские народные костюмы рисунки

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

Создайте орнаменты в традиции народной вышивки:

Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.

Источник

Урок ИЗО 5 класс «Древние образы в народном искусстве»

Выбранный для просмотра документ Древние образы в народном искусстве.doc

Тумахович Зоя Глебовна, учитель МОАУ «Юкталинская СОШ»

Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения ;

формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

формировать навыки работы в программе Paint ;

развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность ;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Таблицы с мотивами символов.

Иллюстрация чаши-календаря «Сосуд из каменки».

Вышитые полотенца, вязаные салфетки.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве» ;

I. Организация урока.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое орнамент и научились изображать простой узор орнаменте на бумаге. Сегодня вы видите пред собой красивые полотенца и салфетки. На них такие узнаваемые узоры: птицы, кони, дерево.

Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Почему люди изображали на своей утвари кружочки, квадратики, кресты и точки? Что они означают?
На экране у величенная таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Послушаем ребят, получивших опережающее задание.

Учитель: И так символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами. Назовите тему урока.

III. Изучение нового материала.

Презентация «Древние образы в народном искусстве» ;

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2, 3. Схемы символов.

Слайд 4. Изображение календаря на чашах. (Символы рисованные и вырезанные)

Слайд 5.Символ солнца.

Слайд 6. Символ воды.

Слайд 7. Символ земли.

Слайд 8. Образ коня и птицы.

Слайд 9. Образ Женщины.

Слайд 10. Образ Древа жизни.

Слайд 11. Значения цвета.

Слайд 12. Задание к практической работе.

Слайд 13. Образцы символов и орнаментов.

Слайд 14. Использованные источники.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль за объемом и качеством выполненной работы

Сбор работ на головной компьютер.

Самоанализ деятельности учащихся.

Выбранный для просмотра документ ИЗО Древние образы в народном иск..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тумахович Зоя Глебовна, учитель МОАУ «Юкталинская СОШ» Урок ИЗО 5 класс

Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков: Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами.

Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Растения – в виде «галочки, «галочки на палочке»

Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд.

Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.

В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – огонь, (и солнце – как небесный огонь), кровь (жизненная сила). 3) Зелёный – растительность, жизнь. 4) Чёрный – земля. 5) Золотой – солнце. 6) Синий – небо, воды. 7) Фиолетовый, цвет связывающий нас с высшими силами.

Читайте также:  Чем отмыть белый ковролин народные средства

Изобразить на выбор чашу-календарь или узор из разных символов, с которыми вы познакомились на этом уроке.

Ход урока

Источник

Конспект урока Древние образы в народном искусстве
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Конспекст урока составлен с учетом ФГОС для учащихся 5 класса на тему Древние образы в народном искусстве.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

Древние образы в народном искусстве.

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент

— Уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций

творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

— овладеть умением вести диалог;

— владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

В/ф «Народные промыслы». Презентация «Солярные знаки». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Бумага, акварель.

Взаимодействие в образовательном процессе

1.Самоопределение к деятельности.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве:

ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.

1.Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».

2.Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении цвета. Беседа о значении образов в жизни крестьянина.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о древних образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

-Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу.

Изображение древа жизни акварелью.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание)

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

Какие предметы относятся к ДПИ?

— Что относится к материалам ДПИ?

— Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

— Подобрать иллюстрации изображений орнаментов со знаками-символами.

Источник

Правильные рекомендации