Немецкие народные орнаменты и узоры

Содержание
  1. Немецкая вышивка: история, техники, мотивы
  2. КАК ВОЗНИКАЛИ ОРНАМЕНТЫ
  3. ПЕРВЫЕ КНИГИ ОБРАЗЦОВ
  4. Немецкая вышивка: история, техники, мотивы
  5. Как возникали орнаменты
  6. Первые книги образцов
  7. Немецкий народный костюм как источник идей. Часть 2
  8. 2. Развитие немецкого орнамента
  9. Читайте также
  10. Начало немецкого Просвещения
  11. ВНУЧКА НЕМЕЦКОГО БАРОНА
  12. Миф немецкого флага на Эльбрусе
  13. Миф немецкого «чудо-оружия»
  14. «Деевреизация» немецкого общества
  15. Экспедиция немецкого Гота
  16. Развитие немецкого искусства
  17. ОСНОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО ОРДЕНА
  18. Начало немецкого Просвещения
  19. Под кровом Немецкого дома
  20. Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений.
  21. Планы немецкого командования
  22. Глава № 19 Спиральный мотив орнамента культур неолита юго-востока Северной Азии
  23. Нестор немецкого естествознания
  24. ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО И.З. БЕСТУЖЕВА
  25. орнамент разных стран и народов
  26. Орнамент Египта
  27. Орнамент азиатских народов

Немецкая вышивка: история, техники, мотивы

Сегодня вы узнаете о том, как развивался этот вид рукоделия в Германии, с чем были связаны его взлеты и падения и удалось ли немецким мастерам привнести в вышивку (в глобальном понимании этого слова) что-то свое. Итак, начнем!

КАК ВОЗНИКАЛИ ОРНАМЕНТЫ

Самые ранние орнаменты немецкой вышивки относят к украшению подола и края одежды. В старину домотканые полотна были узкими и при их соединении и отделке края простые швы стали заменять особыми, выполненными цветными нитками — так изделия становились наряднее и выглядели богаче. Вместе с тем, издавна развивалась и другая вышивка, не связанная с соединительными швами, ее образцы напоминали, своего рода, живопись иглой.

Со временем вышивальное искусство совершенствовалось, ориентируясь на разные слои общества; вышивка разделялась на разные техники и течения. Среди благородных средневековых дам получала распространение придворная вышивка, другие важные направления развивались при монастырях и затем в эпоху расцвета городов, когда возникла гильдия профессиональных вышивальщиков, в которую входили исключительно мужчины. Первоначально орнаменты для этих вышивальщиков рисовались в мастерских.

Для придворной и церковной вышивок эскизы изготовлялись именитыми мастерами, их работы можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Совсем иной подход был к домашней вышивке, для которой были характерны простые орнаменты и геометрические изображения в соответствии с народными традициями. Полюбившиеся узоры объединяли на одном полотнище, чтобы они всегда были под рукой. Так возникли красивые старинные сэмплеры, самые древние из которых относятся к XVI веку.

Старинные узоры городского, а позже и крестьянского рукоделия передавались на таких полотнах от поколения к поколению. Однако помимо отшитых образцов существовали и рисованные — на них изображались наиболее большие и сложные узоры. К сожалению, их интенсивное использование приводило к тому, что они довольно быстро приходили в негодность. Как правило, на бумагу наносились счетные орнаменты, наиболее распространенным был счетный крест.

ПЕРВЫЕ КНИГИ ОБРАЗЦОВ

Первый отпечатанный, созданный специально для копирования сборник орнаментов для вышивки, вышел в Аугсбурге в 1523 году. Он был рассчитан для домашнего использования. Наряду с популярными узорами для украшения одежды и белья, в нем были пустые страницы с напечатанной сеткой для собственных разработок.

Следующие аналогичные книги издавались почти каждый год, и в них все явственнее звучит язык Ренессанса. Пустые страницы первых изданий заполняются роскошными орнаментами.

Источник

Немецкая вышивка: история, техники, мотивы

Мы продолжаем цикл статей, посвященный искусству вышивания в разных странах. Сегодня вы узнаете о том, как развивался этот вид рукоделия в Германии, с чем были связаны его взлеты и падения и удалось ли немецким мастерам привнести в вышивку (в глобальном понимании этого слова) что-то свое. Итак, начнем!

Как возникали орнаменты

Самые ранние орнаменты немецкой вышивки относят к украшению подола и края одежды. В старину домотканые полотна были узкими и при их соединении и отделке края простые швы стали заменять особыми, выполненными цветными нитками — так изделия становились наряднее и выглядели богаче. Вместе с тем, издавна развивалась и другая вышивка, не связанная с соединительными швами, ее образцы напоминали, своего рода, живопись иглой.

Со временем вышивальное искусство совершенствовалось, ориентируясь на разные слои общества; вышивка разделялась на разные техники и течения. Среди благородных средневековых дам получала распространение придворная вышивка, другие важные направления развивались при монастырях и затем в эпоху расцвета городов, когда возникла гильдия профессиональных вышивальщиков, в которую входили исключительно мужчины. Первоначально орнаменты для этих вышивальщиков рисовались в мастерских. Напечатанные образцы появились в конце XV века.

Для придворной и церковной вышивок эскизы изготовлялись именитыми мастерами, их работы можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Совсем иной подход был к домашней вышивке, для которой были характерны простые орнаменты и геометрические изображения в соответствии с народными традициями. Полюбившиеся узоры объединяли на одном полотнище, чтобы они всегда были под рукой. Так возникли красивые старинные сэмплеры, самые древние из которых относятся к XVI веку.

Старинные узоры городского, а позже и крестьянского рукоделия передавались на таких полотнах от поколения к поколению. Однако помимо отшитых образцов существовали и рисованные — на них изображались наиболее большие и сложные узоры. К сожалению, их интенсивное использование приводило к тому, что они довольно быстро приходили в негодность. Как правило, на бумагу наносились счетные орнаменты, наиболее распространенным был счетный крест.

Первые книги образцов

Первый отпечатанный, созданный специально для копирования сборник орнаментов для вышивки, вышел в Аугсбурге в 1523 году. Он был рассчитан для домашнего использования. Наряду с популярными узорами для украшения одежды и белья, в нем были пустые страницы с напечатанной сеткой для собственных разработок.

Читайте также:  Русские народные сказки о воровстве

Следующие аналогичные книги издавались почти каждый год, и в них все явственнее звучит язык Ренессанса. Пустые страницы первых изданий заполняются роскошными орнаментами.

Источник

Немецкий народный костюм как источник идей. Часть 2

Продолжаю тему народного костюма Германии. В предыдущей статье я рассказывала о народном костюме севера, юга, востока и запада Германии. Пришло время заглянуть поглубже. Сегодня мне хотелось больше внимания уделить головным уборам.

Головные уборы отличались многообразием. В средневековье для мужчин было немыслимо ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу.

Регион Верхняя Бавария (Оберфранкен). В 19 веке в Верхней Баварии в мужском костюме распространились зеленые велюровые шляпы украшенные охотничьими трофеями — заячьим хвостом или пучком шерсти из шкуры серны (Gamsbart).

Следующий важный элемент костюма — галстук, часто встречается королевского синего цвета. Вообще-то, галстук — это косынка размером 40х40 см.

Кожаные штаны и подтяжки — это привычный всем атрибут мужского баварского костюма.

Подтяжки, помимо утилитарной функции, являются еще и украшением. Их вышивают разными мотивами: преобладают цветочный или орнамент баварского флага — ромбы.

Мужчины тоже любят украшения и носят их на цепочке вокруг живота, На цепочку подвешивают охотничьи трофеи, к примеру, клык кабана, ножи или просто серебряные брелоки.

Женский костюм тоже включает шляпу, украшенную пером орла.

Платье, чаще всего синего или черного цвета с передником и корсажем.

На корсаж платья крепятся украшения, в первую очередь, цветы, раньше это были живые цветы, и серебряные цепочки с брелоками. На плечи накидывается кружевная косынка.

В отличии от Баварии, региона Оберфранкен, костюм жителей города Бремен имеет длительную историю. Сложился он примерно в 17 веке и больших изменений не претерпел. Влияние протестантства особенно заметно в мужском костюме. Мужские шляпы всегда черного цвета и не имеют украшений. Вообще весь мужской костюм выдержан в темных тонах и отличатся скромностью. Это короткие брюки застегивающиеся под коленом на пуговицах. Их шьют из сукна и куртка такого же цвета как брюки, с двумя рядами серебряных пуговиц. Куртка застегивается под горло. Основные цвета для куртки это черный, синий, коричневый. Под куртку одевается льняная рубашка украшенная монограммой владельца. Чулки и башмаки с крупными пряжками. На шею повязывается яркий платок и голову украшает широкополая шляпа с пером.

У мужчин позволялось носить часы с цепочкой.

Женский костюм состоит из нижней юбки темного цвета и верхней юбки из плотного материала в полоску со складками, которая называется Вульакен. На юбку идет примерно 3 метра материала.Так же обязательным элементом является передник и жакет с кокеткой. На голове женщины носят кружевной чепчик с лентами. Изначально это было два элемента: внутренний кружевной чепчик с оборками и наружная часть, позже они были объединены в один элемент одежды.

Самой необычной частью мужского костюма земли Хессен являются сохранившиеся с 18 века шляпы — треуголки, которые остались в народном костюме. При этом неженатым парням полагалось носить треуголку острым концом вперед, женатым же мужчинам, наоборот — назад.

Шляпа дополняется длинным камзолом с двумя рядами серебряных пуговиц, ярким жилетом, ярким шейным платком и короткими брюками, застёгивающимися под коленом. Рубашка из льна, широкая со множеством складок. Вообще весь костюм напоминает одеяние бывшего солдата.

Женским головным убором является маленький чепчик, черного, цвета, от которого на спину спускаются длинные ленты. с вышивкой

Праздничный передник был светлого цвета и тоже украшался завязками с вышитыми лентами.

В той же земле Хессен, но другом регионе Хютенберг народный костюм имеет уже некоторые отличия. Если мужской костюм практически идентичен.

То женский костюм выглядит совсем по-другому. Богатая вышивка по всему платью и чепчик c большим бантом спереди.

И еще один народный костюм земли Хессен, но региона Врейдендах.

Здесь опять же очень интересный головной убор.

Женскую головку украшает маленькая шапочка с вышивкой, она называется Штюльпхен. Цвет шапочки имеет определенное значение. Красного цвета шапочка для девочек и девушек, синяя — это шапочка замужних женщин, встречается еще и белая, без вышивки- это глубокий траур. На плечи накидывается платок с розами.

Богато украшенные, сшитые из бархата, полотна, сукна, народные костюмы, сегодня — не только и не столько украшение музеев. Это живая жизнь народа, которая продолжается в его костюме.

Источник

2. Развитие немецкого орнамента

2. Развитие немецкого орнамента

Немецкий орнамент ренессанса начинает с указанных уже верхнеитальянского раннего возрождения, которым он придал более грубый вид, затем вступает на путь «гротеска», высокого ренессанса, придавши ему совершенно безжизненную симметрию, и, начиная с 1540 г., развивает вместе со своей нидерландской сестрой так называемую систему завитков, явившихся раньше всего в обрамлениях картушей в виде закрученных по краям массивных обрамляющих поверхностей, а затем быстро переходит к закрученным «знаменам» и перевязкам, которые, удваиваясь, как и вся рама, и приобретая отверстия, взаимно проникают друг в друга. Начиная с 1550 г. к этим образованиям на рамах присоединяются «гротески», между тем как в изгибы проникают новые, уже настоящие мотивы «мореско» с бесконечными сплетениями лент и цветочных стеблей. Начиная с 1580 г. с выступлением Нидерландов «мореск» превратился в лентовидную, накладную «оковку», которая благодаря насаженным шляпкам, как у гвоздей, часто действительно кажется прибитой гвоздями. Наконец, концы этих накладных лент утончаются и утолщаются, и таким образом дают начало как бы «качающимся разводам», снова напоминающим позднеготический пламенеющий сквозной переплет, так что по мере того как остальные искусства все сильнее подпадают под итальянское влияние, орнаментика как раз принимает самостоятельный северный характер, несколько беспокойный, но часто проведенный с хорошим равновесием.

Читайте также:  Основные движения эстонский народный танец

Начиная с 90-х годов XV столетия на порталах, на обрамлениях надгробных памятников и в гравюрах на дереве в Германии встречаются отдельные мотивы ренессанса. Кроме Дюрера, на первом итальянском путешествии (1495) которого мы настаиваем, в Италии побывали Петр Фишер младший, затем, вероятно, до 1520 г. также Ганс Бургкмайр, Петер Флеттнер и Лой Геринг. Эти живописцы и скульпторы, увидевшие прекрасный юг собственными глазами, были во всяком случае ближайшими посредниками между итальянским ранним ренессансом и немецким искусством. На самом деле, Дюрер уже во второй гравюре на дереве своего Апокалипсиса (1498) украсил некоторые из больших подсвечников орнаментами в стиле ренессанса.

Древнейшая постройка «немецкого ренессанса» есть капелла Фуггеров (1509–1512) в церкви св. Анны в Аугсбурге. Своды — готические, но мраморная облицовка стен, к скульптурам которых мы еще вернемся, щеголяет стилем настоящего венецианского раннего ренессанса. Еще яснее передает впечатление этого стиля украшенный выцветшей росписью двор дома Фуггеров (1515). Настоящими архитектурными произведениями ренессанса Петера Флеттнера являются изящный, совершенно в духе времени выполненный треугольный фонтан на рыночной площади в Майнце (1526), тонкие каменные украшения портала и фризов, камин и пол (1534) зала в доме Гиршфогелей в Нюрнберге, а также фонарь, портал и некоторые частности в отделке комнат дома Тухеров, расположенного по соседству, наружная отделка которого отражает французский переходный стиль. Как медленно распространялись в южной Германии подлинные формы ренессанса, показывают кудреватый смешанный стиль башни церкви св. Килиана в Гейльбронне (1529) и более благородный переходный стиль ратуши (1535) в Энзисгейме в Эльзасе, украшенный над готической галереей с аркадами нижнего этажа простыми пилястрами в стиле ренессанса.

В полном развитии «немецкий ранний реннесанс» является нам преимущественно в Саксонии. Богато расчлененный рядами пилястров фасад с фронтоном Георгиевского флигеля Дрезденского дворца, построенного после 1530 г. Гансом Шикентанцем, не сохранился. Дошли до нас лишь переставленные на другое место, ясно расчлененные и богато украшенные Георгиевские ворота этого здания, художественно-историческое происхождение которых устанавливается с совершенной ясностью из сравнения с Порта делла Рана собора в Комо. Затем следует возведенный Конрадом Кребсом внушительный восточный корпус замка в Торгау (1532–1536; монография Леви), двойные окна которого все еще имеют позднеготические гардинные арки, между тем как украшения в стиле ренессанса развертывают все свои прелести на перилах, фонарях и башенных балконах главного двора и в особенности на величественной, с гигантскими окнами, пристройке перед винтовой лестницей, снабженной еще готическим сводом. Менее внушительным, но более цельным является построенное Каспаром Фогтом новое здание Дрезденского дворца, самой парадной частью которого является опять-таки большой двор. Средний выступ в виде башни украшен во всех четырех этажах открытыми, колончатыми галереями с аркадами, а угловые башни, скрывающие винтовые лестницы, имеют на пилястрах богатую орнаментацию в стиле раннего ренессанса. Сохранившийся только на рисунках, построенный около 1538 г. Каспаром Тейсом Берлинский дворец просто и благородно развивал тот же стиль.

В архитектуре городских домов северной Германии в первой половине века перегородчатые постройки продолжают быть в художественном отношении более интересными, чем каменные, являясь самыми конструктивными среди всех строительных немецких стилей. Их резьба на косяках, порогах, выступающих концах балок и на перилах соответствует строительному значению этих частей, так что, например, веерообразная пальметта или раковина, закрывая раскосы, появляется здесь всегда у подошвы косяков или заполняет подоконные стены. Гильдесгейм, фронтонные фасады которого иногда обращают наружу лишь резные и раскрашенные деревянные части, и Брауншвейг и Гальберштадт, дома которых обращены на улицу своими длинными сторонами, самые богатые этого рода зданиями, дающими художественное впечатление. В Гильдесгейме выделяется дом мясников (1529), а в Брауншвейге дом «Старые весы» (1534).

Рис. 59a — дом «Старые весы» (1534).

Читайте также

Начало немецкого Просвещения

Начало немецкого Просвещения Просвещение достигло своего расцвета в XVIII в. благодаря Вольтеру и французским энциклопедистам. В Германии, где собственная буржуазия находилась еще в стадии зарождения, оно нашло отражение прежде всего в распространении идей, признающих

ВНУЧКА НЕМЕЦКОГО БАРОНА

ВНУЧКА НЕМЕЦКОГО БАРОНА Мало иметь безукоризненные документы, превосходно знать биографию своего прототипа. Разведчику-нелегалу важно врасти в разработанную для него и с его участием, выверенную в деталях, подтвержденную казенными бумагами легенду и жить строго по ней.

Миф немецкого флага на Эльбрусе

Миф немецкого флага на Эльбрусе Миф, связанный с водружением немецкими горными стрелками германского военного флага на Эльбрус, заключается в утверждении, будто это было осуществлено по специальному заданию Гитлера как важная идеологическая и политическая акция,

Миф немецкого «чудо-оружия»

Миф немецкого «чудо-оружия» Главный миф германского «чуда-оружия» создавался нацистской пропагандой еще в годы Второй мировой войны, особенно в 1943–1945 годах, когда надежды на победу Германии и даже на сколько-нибудь благоприятный исход войны для немецкой стороны таяли

Читайте также:  Русские народные сказки о патриотизме

«Деевреизация» немецкого общества

«Деевреизация» немецкого общества 6 февраля 1939 года имперским министром экономики было подписано новое циркулярное указание об использовании учтенного еврейского имущества. Оно было опубликовано в качестве документа внутреннего пользования только в официальном

Экспедиция немецкого Гота

Экспедиция немецкого Гота В соответствии с планом Манштейна действительно значимые исторические события германские силы спасения начали осуществлять на южной границе котла — в 75 километрах от ближайшей точки сталинградского кольца окружения. 17-я (наконец-то отданная

Развитие немецкого искусства

Развитие немецкого искусства В начале нового столетия и над Германией занялась заря нового, более полного содержанием существования. На колесах торговца через Альпы проникло благосостояние, без которого искусства чахнут, а на крыльях слова проник гуманизм, возродивший

ОСНОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО ОРДЕНА

ОСНОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО ОРДЕНА В то время, когда Аккон был осажден христианским войском и с Божьей помощью освобожден от рук неверных, несколько горожан из Бремена и Любека устроили в войске под парусом одного из ганзейских кораблей госпиталь. Они принимали в него многих

Начало немецкого Просвещения

Начало немецкого Просвещения Просвещение достигло своего расцвета в XVIII в. благодаря Вольтеру и французским энциклопедистам. В Германии, где собственная буржуазия находилась еще в стадии зарождения, оно нашло отражение прежде всего в распространении идей, признающих

Под кровом Немецкого дома

Под кровом Немецкого дома «Inn dem namen unsers hern Ihesu Christi! Ich bruder Hartmann, meyster des spitals saneta Marienn des Deutzschen hauses von Iherusalem, ich thu zeu wissen allen Gotes frunden, dy dise schrint horenn ader lesenn, wy uns dy lant zeu Leifflandt seint ankommen, und wy dy bruder, dy darinne woren, unsernn habitum und ordenn enthpfingen. » «Именем Господа нашего Иисуса Христа! Я, брат Хартман,

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений.

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений. 1. Экономическое развитие. Колхидское и Картлийское царства были экономически довольно развитыми государствами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно играли земледелие,

Планы немецкого командования

Планы немецкого командования В отличие от советских планов, немецкое наступление на Сталинград являлось составной частью комплексной операции «Брауншвейг» по наступлению группы армий «Юг» весной — летом 1942 года, осуществляемой в соответствии с директивой

Глава № 19 Спиральный мотив орнамента культур неолита юго-востока Северной Азии

Глава № 19 Спиральный мотив орнамента культур неолита юго-востока Северной Азии По мнению дальневосточных исследователей неолита Приамурья известный спиральный орнамент на петроглифах и древней керамике является символом солнечного змея и одновременно властителя

Нестор немецкого естествознания

Нестор немецкого естествознания Осуществление идеи «Космоса» затянулось не только из-за чрезмерной основательности Гумбольдта. Отвлекали текущие дела. Не был еще окончательно отвергнут и план поездки в Россию. Между тем новым императором России после смерти

ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО И.З. БЕСТУЖЕВА

ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО И.З. БЕСТУЖЕВА ПредисловиеДанная книга возникла, если так можно сказать, естественным путем. Занимаясь исследованиями истории высших учебных заведений в Третьем Рейхе, я несколько лет назад начал создавать биографическое досье. Его целью было, с

Источник

орнамент разных стран и народов

Орнамент – образ эпохи. Каждая историческая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента свои мотивы, символы, формы. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Орнамент Египта

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Основные мотивы включают: растительные узоры; анималистические изображения; религиозные темы. Одним из основных элементов является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце. В орнаменте также использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Орнамент азиатских народов

Ассирийский орнамент имел большое сходство с египетским. Он носил в основном геометрический характер. В ассирийском и месопотамском орнаменте всегда очень четкое деление на фон и изображение. Большинство мотивов орнаментов построено на сочетании простых кругов, квадратов и треугольников, причем кривых линий почти не было, но при этом орнамент выглядел очень выразительно за счет применения древних традиций графических решений, четкого ритма и наличия в орнаменте больших деталей.

Особенностью индийского орнамента считается использование почти натуралистических композиций и перегруженность деталями. Орнамент сложный, красочный, тесно заполняет пространство. Распространены гирлянды, изображения растений, животных, птиц, цветов.

Персидский орнамент представлял собой смесь ассирийских, египетских и индийских форм.

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками, изображения завитков волн и облаков, драконов, фантастических птиц. Использовались красный, белый, желтый, синий и зеленый цвета.

У японцев нет орнамента в строгом понимании этого слова. В декоративных элементах преобладают природные мотивы: цветы, травы, бабочки, цветы. Геометрических компонентов почти нет. Отличительная особенность – умышленная асимметрия. Японское искусство способствовало возникновению стиля модерн в Европе.

Источник

Правильные рекомендации