Немецкий народный детский костюм

Народный костюм Германии

Германские племена — тюринги, алеманны, саксы, бавары занимали в древности территорию от Северного до Балтийского морей и от берегов Рейна до Вислы и Дуная. Они населяли немецкие государственные образования в составе Священной Римской империи. В период Реформации и Тридцатилетней войны Германия была раздроблена на множество отдельных княжеств, королевств и государств. Только в XIX в. одно из них — Пруссия — объединило все немецкие земли в единую Германию.

Мода второй половины XVIII в. во многом отражена в народной одежде немцев, причем огромное разнообразие видов костюмов в различных местностях, городах и даже деревнях — следствие изолированности областей (земель) Германии, бывших когда-то отдельными государствами. Надо отдельно отметить и яркую индивидуальность немецких сербов, проживающих в долине реки Шпре, на востоке страны — в земле Нидерлаузиц (Нижняя Лужица). Этот народ сохранил не только свое славянское самосознание, но и неповторимые, поразительно красивые костюмы.

Женский костюм

Юбки и фартуки. Костюмы немок, живших на севере Германии, на побережье Балтийского моря, были похожи на костюмы жительниц Скандинавского полуострова и Дании. Здесь любили оттенки голубого и островерхие головные уборы. В северной земле Померании одежду шили из дорогих тканей, предпочитали яркие цвета, пестрые сочетания. Банты, ленты, цветастые шали украшали костюмы жительниц Пирицера и Вайцаккера с пышными плиссированными и довольно короткими красными юбками с зеленой или голубой полосой, идущей по подолу. Даже женщины пожилого возраста носили здесь несколько шалей и юбок одновременно. В Гамбурге и Бергедорфе (земля Фирландер) поверх юбок надевали оригинальные синие или полосатые фартучки на кокетках в сборку контрастного цвета.

На северо-востоке Германии, в земле Бранденбург (западнее Берлина), красные или черные юбки были уже не так широки: их носили с синими фартуками на лямках либо с маленькими черными фартучками с красной окантовкой. А черные пышные юбки лужицких сербок полностью были скрыты под белыми кружевными фартуками.

В центре Германии, в земле Брауншвейг, фартуки завязывали спереди длинными лентами. Их вышивка всегда контрастировала с цветом фартука, например, бело-синие ленты развевались на фоне полосатого фартука, бордово-золотые — на фоне зеленого. В Гарце желтые ленты свисали на длинный белый фартук, вышитый желтыми нитями. В старинной земле Гессен юбки были короткими, чуть ниже колен, и необыкновенно широкими (под них надевали несколько нижних юбок, а самая нижняя — узкая — кокетливо выглядывала из-под верхней).

Костюмы западных земель отличались дорогими тканями. В Нижней Саксонии (бывшее княжество Шаумбург-Липпе), в городах Линдхорст и Бюккебург, длинные юбки и фартуки шили из бархата и узорчатой парчи. В Оснабрюкке (Вестфалия) поверх белых юбок в праздник надевали фартуки из шелка, украшенные длинной бахромой. В горах Шварцвальда, на юго-западе страны (земля Вюртемберг), цвета фартуков могли быть самыми разными: зелеными, голубыми, оранжевыми, вишневыми, светло-коричневыми, черными, белыми.

Дирднл — традиционный костюм жительниц Баварии (юго-восток Германии, на границе с Австрией). Дирднл состоял из белой блузки с короткими рукавами-фонариками, юбки с фартуком и безрукавного корсажа со шнуровкой — лайбли (буквально «до талии»). Шаль носили с дирднлом, заправляя за вырез корсажа, который мог быть и с рукавами. В Ингольштадте его шнуровали цепочками с подвесками и монетками. Рукава у плеча собирали изящными буфами в несколько рядов. В Айхахе (Верхняя Бавария) жесткий золотой край делал высокий корсаж похожим на панцирь. На севере Германии, в Бергедорфе, корсаж имел глубокий вырез в форме сердца, который прикрывала вставка-нагрудник, богато расшитая цветными шерстяными, серебряными и золотыми нитями. А глядя на девушек из Швальма (центральная земля Гессен) в красных шнурованных корсажах и пышных юбках с выглядывающими из-под них озорными кисточками подвязок, невольно вспоминаешь сказки братьев Гримм. В Германии соблюдались и возрастные отличия: девушки носили одежду красного цвета, молодые женщины — зеленого, имеющие детей — фиолетового, а пожилые — черного.

Кокетка хальсбанд (буквально «шейные оковы») или хансмантель (буквально «шейное прикрытие») произошла от средневекового воротника голлер. Бывшая раньше съемной деталью костюма, прикреплявшейся к корсажу четырьмя лентами, позже она соединилась с ним в одно целое. Эту декоративную деталь женских костюмов многих областей Германии шили из бархата или шелка и покрывали цветной вышивкой. В юго-западной земле Вюртемберг хальсбанд украшали зеленой каймой с розетками из лент и носили с ярко-красным корсажем. Привлекающей внимание частью костюма часто был и воротник блузы. В Брауншвейге и Бранденбурге он имел форму старинных брыжей. В ШаумбургЛиппе воротник из тонкого кружева был трехслойным. А сербские крестьянки из Хоцейсбиттера (Нижняя Лужица) выглядели величественными королевами благодаря необыкновенно пышным плиссированным кружевным воротникам.

Головные уборы. Маленькие чепцы немок завязывались длинными лентами под подбородком. Швабский чепец — часть старинной «баремской» одежды — (земля Баден) делали из шелковых черных лент с расшитым золотом бархатным донцем. А поверх очаровательного гутахского чепца из камки (шелка с разводами) и прозрачной вуали замужние жительницы Шварцвальда (юго-запад Германии) носили соломенную шляпу «с шариками». На ее плоские, залитые гипсом поля, как на блюдо, укладывали большие черные шерстяные помпоны (на девичьих шляпах они были ярко-красного цвета). В местечке Прехталь (Рейнская область Бадена) женщины на чепец с длинными концами, спускающимися по спине, надевали лакированный соломенный цилиндр.

В соседнем городе Ротвейле большой головной убор радхаубе (буквально «чепец-колесо») представлял собой собственно чепец, на котором укрепляли круглый шелковый гребень, расшитый золотом и синелью (бархатным шнуром). В Швальме на уложенную на темени косу — шнатц водружали бетцель — забавную шапочку в виде чашечки с наушниками из лент, оставляющую затылок открытым. Не менее оригинальным был головной убор округа Люнебург (провинция Ганновер): подобная острию пики верхушка венчала маленький чепецнаколку, укрепленный на макушке, а его огромный бант спускался с затылка почти до низа юбки. Форму тарелки имела соломенная шляпа с вдавленной внутрь тульей, которую женщины Бергедорфа (Фирландер) надевали на чепец с торчащим в стороны жестким черным бантом. В городе Веймаре (Тюрингия, центр Германии) популярностью пользовались чепцы с большими черными бантами (подобные носили и женщины французского Эльзаса). В Шаумбург-Липпе такие банты были просто громадными. Не менее внушительно выглядела лапа — головной убор лужицких сербок из Шпревальда. Он состоял из сложной каркасной конструкции, покрытой ситцевыми платками светлых тонов. Головы невест земель Бадена и Вюртемберга украшал шаппель — прелестный веночек из живых цветов, лент и бисера.

Читайте также:  Русская народная песня я на горку шла на фортепиано

Украшения и аксессуары. Среди немок, живущих на северофризских островах (северная земля Фрисландия), были популярны металлические кованые массивные цепи с подвесками, нагрудники, декоративные застежкишарики, украшенные филигранью. Женщины Шаумбург-Липпе питали пристрастие к крупным брошам, пряжкам, ожерельям, а также к перчаткам, вышитым бисером. А в Пирицере и Вайцаккере (Померания) даже чулки расшивали цветными узорами.

Мужской костюм

Во многих немецких землях мужчины носили короткие куртки. В Фирландере края и низ рукавов суконных курток обшивали большим количеством мелких серебряных пуговиц. Под курткой по будням носили синий жилет, а в праздники — двубортный красный. Рыбаки с острова Рюген в Балтийском море носили двубортную куртку и полосатый шерстяной жилет.

Очень живописным был праздничный крестьянский костюм жителей Швальма (земля Гессен). Он состоял из синей куртки и вышитого жилета, из-под которого выглядывал высокий стоячий вышитый воротник еще одного жилета контрастного цвета. На шею повязывали шелковый платок с вышитыми золотом уголками.

Любимым цветом праздничных жилетов немцев был ярко-красный. В Вюртемберге такие жилеты украшали оловянные пуговицы-шарики. На юге Германии, в районе Зеккингена, а также в Шварцвальде и Верхней Баварии, вместо жилета носили безрукавку с застежкой на одном боку и плече. Эта средневековая одежда, окантованная черным бархатом, именовалась нагрудный платок. Баварцы до сих пор по праздникам носят коричневые куртки с зелеными лацканами, сшитые из непромокаемой шерстяной ткани лоден, а из-под их зеленых жилетов виднеется поперечная планка узорчатых подтяжек.

Брюки. Из всех немцев только рыбаки с острова Рюген носили белые полотняные недлинные и широкие штаны. Повсеместно же популярностью в Германии пользовались бриджи из желтой и светлой козлиной или лосиной кожи. В Гамбурге к черным суконным бриджам, украшенным спереди вышивкой и серебряными пуговицами, надевали бордовые чулки. Обычно чулки были белого, голубого или черного цветов. С бриджами носили высокие черные сапоги или ботинки. В Шаумбург-Липпе брюки были длинными и черными. А кожаные или замшевые шорты ледерхозен с вышитыми монограммами и вензелями, с откидным передом стали подлинным символом Баварии. Их носили с короткими, вязаными без ступней гетрами и тяжелыми шипованными ботинками.

Верхняя одежда немцев — длинные сюртуки на подкладке контрастного цвета (праздничные — красного). В Померании синие двубортные сюртуки с красными отворотами покроем напоминали военную униформу. В земле Бранденбург они не имели воротников. В Ганновере сюртуки были всегда черного цвета. В Верхней Баварии темно-синие сюртуки с широкими лацканами и высоким стоячим воротником делали на светлой подкладке. Чаще всего сюртуки шили из сукна, иногда, как в Бадене, — из бархата, а кроме того, они могли быть из белого полотна (одежда такого цвета означала, что ее хозяин холост). Старинная парадная одежда — черный сюртук для причастия сохранялся в Швальме до первого десятилетия XX в. Его носили с большой двууголкой и гамашами.

Головные уборы немцев были разнообразными по форме: цилиндры, широкополые шляпы, маленькие тирольские шляпы с покатыми полями (это было знаком холостяка; у семейного мужчины поля шляпы были заломлены кверху). Жители Баварии украшали свои шляпы кисточками из шерсти серны. Оригинальные маленькие круглые шапочки из черной кожи носили в городке Бетцинген, в Шварцвальде. Зимой немцы надевали меховые шапки. В Швальме синие вышитые шапки из бархата отделывали мехом выдры.

Источник

Национальный немецкий костюм

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества « Российские железные дороги»

Секция «Немецкий язык»

Национальный немецкий костюм

Автор: Заруцкая Юлия, ученица 3класса

учитель немецкого языка высшей категории

· Национальный костюм – визитная карточка страны.

· История немецкого национального костюма.

· Баварский национальный костюм.

· Некоторые определения моды трахтен.

· Старый добрый наряд.

Объектом моего исследования стал национальный немецкий костюм.

Актуальность работы связана с активизацией интереса к народному костюму как к источнику идей для современного дизайнера.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение особенностей национального немецкого костюма.

1) показать, что народный костюм является богатейшей кладовой идей.

2) выделить особенности народного немецкого костюма.

3) рассмотреть немецкий народный костюм в современном моделировании.

4) сконструировать модельный образец национального немецкого костюма.

Для решения поставленных задач были использованы теоретический метод исследования (анализ литературы по теме) и практический (изготовление национального немецкого костюма).

Научная новизна исследования состоит в попытке выявить особенности национального немецкого костюма.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены:

· информация о национальном костюме немцев;

· модельный образец национального костюма.

Всё это может использоваться как дополнительный материал на уроках немецкого языка и во внеурочное время.

До своего исследования я выдвинула гипотезу: национальный стиль в Германии не выходит из моды.

Национальный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накоплённое веками. Костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учетом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, национальный костюм является неотъемлемым атрибутом народных обрядов, способствует сохранению традиций.

Национальный костюм является предметом национальной гордости. Национальная одежда продолжает развиваться в новых формах. Наряду с традиционными материалами – полотном, мехом, кожей, шерстью – используют новые материалы. Современные художники успешно работают над созданием одежды в народных традициях. Появляются фольклорный, этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения.

История немецкого национального костюма.

Традиционный немецкий костюм имеет длинную историю. Первые сведения об его прототипах относятся к началу нашей эры. Мужчины носили тогда одежду с вшивными рукавами или без рукавов, состоявшую из двух полотнищ ткани, сшитых на плечах (Rock), и длинных штанов (Hosen). Обувью служил кусок кожи с переплетом из ремней (Bundschuhe). Женская нательная одежда Hemdrock состояла из двух кусков материи. С середины II века, как у восточных, так и у западных германцев женщины стали носить платья того же покроя, но с рукавами и большим вырезом. Женская обувь почти не отличалась от мужской. В качестве верхней одежды, как мужчины, так и женщины надевали плащи с капюшонами. Для изготовления тканей обрабатывали шерсть и лен. Льняное полотно употреблялось главным образом для женской одежды. Эти ранние формы одежды и послужили основой для традиционного немецкого костюма, который начинает складываться с XVI-XVII веках.

Читайте также:  Отит лечение народными способами

Национальная немецкая одежда – поиски, находки, открытия.

Богато заложенные складками женские юбки сохраняют формы ренессансных юбок. Ещё сегодня можно видеть 200 складок на юбках жительниц Баварии. Юбки шили из шерсти, реже изо льна или шёлка. Длина юбки в разных районах была различна. Один наряд достигал земли, другой щедро открывал полностью икры. Часто отделка лентами подола юбки не только оживляла цветом наряд, но и точно указывала на возраст и семейное положение. Если юбка была короткая, то иногда надевалось ещё до десяти нижних юбок, придавая женской фигуре форму причудливого колокола, под которым едва распознавались женские формы. Передники обычно были короче юбки. Они были собраны в крупные складки. Часто передники были однотонные, украшенные пёстрой вышивкой, полосатые, из шёлка, льна, хлопка. Отделывались они кружевом и лентами. Формы жилетов и корсажей неисчислимы. Они изменяются со временем и от местности к местности, число вариантов приближается к сотне. В основном преобладают чёрные жилеты, простёганные на китовом усе с вышивкой золотом и серебром, шнурованные лентами или серебряной цепью

В летнем праздничном платье из-под жилета часто виднелись рукава рубашки различной длины. Иногда рукава достигали локтя либо покрывали всю руку целиком, украшались изящной оборкой или узкой манжетой.

Для защиты от холода и дождя надевали шаль изо льна или шерсти. С начала 19 века используются жакеты из ткани в цветочек, сочной окраски и тёмных тонов, часто украшенные тесёмочками, шелковой и жемчужной вышивкой. Также женской верхней одеждой служила накидка с длинными рукавами иногда в частую мелкую складку, как носили в 15 и 16 столетии.

Так же как для мужчин, так и для женщин было недопустимо ходить без головного убора. Это позволялось только молодым незамужним девушкам. Для крестьянок платок был необходимостью во время полевых работ, они носили его также и дома, а некоторые не снимали платка, надевая шляпу или меховую шапку. Праздничный костюм или одежда для церкви украшался искусно завязанным платком из тяжелого чёрного шёлка, бахрома которого спускалась по спине.

Женские головные уборы могли быть различны в разных деревнях, находящихся рядом. Основным головным убором был чепец, многообразно украшенный лентами, кружевом, искусственными цветами.

Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных.

Сегодня народная одежда–это красочное, с большим вкусом и умением сделанное платье, надеваемое по праздникам или торжественным случаям. Богато украшенные, сшитые из бархата, полотна, сукна, народные костюмы, сегодня – не только и не столько украшение музеев. Это живая жизнь народа, которая продолжается в его костюме.

Баварский национальный костюм

Немецкий национальный костюм – один из самых интересных в мире и один из самых популярных. Этому способствует и прекрасная цветовая гамма, и прекрасный фасон, удобный в носке, и его узнаваемость в странах Европы.

Самый же известный немецкий национальный костюм – баварский. Жители Баварии одеваются по-разному. Но при всей пёстрости моды у баварского стиля есть одна особенность: в этой федеральной земле, единственной в Германии, ещё до сих пор носят традиционный национальный костюм (Приложение№3). Причем подобные наряды баварцы носят не только в праздники, но и в повседневной жизни. Национальная одежда стоит недёшево, и жители носят её с большим достоинством. Один комплект костюма обходится примерно в 700-800 евро. А ведь есть летний и зимний варианты костюма, повседневный и праздничный, плюс соответствующая обувь и аксессуары и, как правило, такой набор у баварцев не в единственном экземпляре.

Сама же идея ввести в обиход народный стиль в одежде исходит от членов королевской семьи. ценил стиль одежды простого народа. Но его придворным больше нравился другой стиль одежды, ведь византийские шелковые ткани смотрелись так великолепно! Тогда Карл взял свою свиту, одетую в шелковое великолепие, на охоту. Весь день общество ездило верхом под дождем и ветром, прошло вместе с Карлом огонь и воду. И когда вечером свита вернулась в замок, то все бывшее шелковое великолепие свисало мокрыми лохмотьями с тел знатных сеньоров, в то время как одежда из лодена хранила Карла Великого. Cхожие причины побудили императора Максимилиана I требовать, чтобы для него и его людей были сшиты костюмы для охоты из такого же материала.

С начала 19 века лоден завоевал симпатии высшей аристократии.

Самыми распространёнными материалами для пошива национального убранства считались лен, шерстяная ткань и кожа. В баварских национальных костюмах использовались самые различные цвета. Предпочтение отдавалось синему (способ окраски в этот цвет был самым дешёвым), зелёному и красному, а также национальным цветам Баварии – белому и голубому (Приложение )

Современный немецкий национальный костюм Баварии мало чем отличается от исторического, и пользуется популярностью по-прежнему. Это считается не только модным, но и знаком хорошего вкуса, причем носят свои костюмы жители Баварии и по будним дням.

Читайте также:  Укус домашней кошки лечение народными средствами

Традиционным костюмом баварцев, впрочем, как и у их соседей австрийцев, слывёт знаменитый Tracht, либо же Trachten – и мужской и женский костюмы и Dirndl – только женский национальный костюм.

В мужской костюм входит также галстук в виде ленты, по всей длине имеющей одинаковую ширину.

Некоторые определения моды трахтен.

Loden: длинная непромокаемая грубая шерстяная ткань тёмно-оливкового цвета, которая идёт главным образом на пальто и жакеты благодаря своей способности сохранять тепло и регулировать температуру.

Lederhose: обычно шорты из замши, часто с подтяжками, которые носят баварские мужчины и мальчики. Для особых случаев или для богачей этот предмет одежды шьётся из оленьей или бычьей кожи. Менее дорогая разновидность изготавливается из телячьей или воловьей кожи. В прошлом все Lederhosen шились на заказ и были такими прочными, что их носили в течение всей жизни. Специальные пуговицы на Lederhosen использовались для крепления мужских чулок. Традиционно Lederhosen имеют специальный карман для охотничьего ножа.

Leferl: вязаные тёплые чулки для ног из грубой шерсти, которые носили с короткими Lederhosen. В прошлом мужчины носили ботинки на голую ногу.

Haferlschuh: обувь с открытой пяткой, идеей которой послужило копыто козла. С немного поднятой пяткой, глубоко обрезанной вокруг лодыжки, и носками наподобие лодочного носа, сабо обеспечивали своему владельцу устойчивость, что делало их удобными для восхождений в горы. Эта обувь превратилась в не имеющую времени классику. Английские путешественники по Альпам 19-го столетия познакомили с ними весь остальной мир.

Тот костюм, который баварцы приобретают для себя значительно отличается от того, что рассчитано на туристов. Во-первых, баварцы отдают предпочтение исключительно натуральным тканям: хлопку, льну, шерсти, натуральной коже, поскольку рассчитывают на длительную и частую носку изделия. Во-вторых, у каждого баварского племени (Верхняя Бавария, Нижняя Бавария) свои знаки отличия – вышивка, цвета, украшения и эти традиции строго соблюдаются. Туристы – как иностранные, так и немцы из других федеральных земель, которые особо в баварские традиции вникать не хотят и наденут дирндль и трахтен раз-два на Oktoberfest, обходятся более простенькими и экономичными вариантами, как правило, из полиэстера, органзы, с какими-то рюшами и оборками (Приложение№5) Соответственно, и стоимость такого варианта «а-ля Dirndl» будет составлять максимум 20% от стоимости настоящего баварского костюма.

Многие работающие в ресторанном, туристическом бизнесе носят трахт ежедневно. Также банковские работники или адвокаты. Есть специальные дизайнеры, которые разрабатывают модели трахта, уместные в бизнес-обстановке. В этой отрасли занято немало народу. В то время как вся остальная швейная промышленность давно перенесена в Азию и Восточную Европу, то трахт по старинке шьется местными швеями.
У многих городских жителей тоже есть в гардеробе трахт, но не для повседневного ношения, а для особых случаев, которыми являются, например, посещения традиционных винных трактиров с народной музыкой.

И ещё, если Вас пригласили на прием в баварское правительственное учреждение, то в приглашении будет написано: «Форма одежды – темный костюм, униформа или трахт». Баварский костюм популярен всегда, а не только во время национальных праздников. То, что баварская традиционная одежда может быть в высшей степени разнообразной и многоплановой, показывает коллекция Ники Шоттенхаммель, которая способна создавать отличные модели для каждого возраста и на любой вкус. Кроме того, Ника Шоттенхаммель уделяет маленьким девочкам такое же внимание, что и дамам. Три ее модели выполнены в комбинации «мама-дочка», чтобы дочери смогли быть так же элегантны, как и их матери. (Приложение№5)

Жаль только, что сегодня одежда эта стала экзотикой. Ведь одевают ее теперь в основном лишь на праздники. (Приложение )

Моё исследование является попыткой рассмотрения особенностей национального немецкого костюма, причем особое внимание я уделила баварскому костюму. Исследование показало, что национальный стиль не выходит из моды и мощно поддерживается сверху – эту одежду с удовольствием носят представители самых высоких слоев общества Баварии. Такой солидной поддержки, к сожалению, не получил ни один другой национальный костюм в Европе, поэтому и исчезла национальная одежда из повседневной жизни. Конечно, в основном это осовремененные вещи, но от них всё равно исходит прекрасное дыхание добрых старых времён. Более того, национальный костюм вчерашнего дня становится модой дня сегодняшнего.

Проводя свое исследование, я на занятиях в кружке изобразительного искусства нарисовала макет национального немецкого костюма для детей. В Приложении №7 предлагается описание изготовления немецкого костюма для мальчика и девочки.

Перспективы: в дальнейшем я планирую продолжить свое исследование, так как чем пристальнее изучаешь народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей. Национальный костюм становится летописью наших предков. Поэтому и не умирает народный костюм.

Народный костюм, который в 19 веке в Германии носили крестьянки и служанки, сейчас обеспечил себе хорошую репутацию: «дирндль» считается парадно-выходным платьем на народный праздник, в оперу, на семейный обед к бабушке… Вы можете себе представить каталоги русской народной моды, коллекции «Кокошник-2012»? А каталоги «дирндлей» выпускаются минимум два раза в год, в вариациях «осень-зима» и «весна-лето»

Самое главное: состоятельные, обеспеченные немцы покупают себе национальные костюмы не потому, что таким образом они хотят продемонстрировать свой патриотизм. Главный аргумент – «Это же красиво

И в самом деле, красиво!

Немецкий язык – Первое сентября №2-95. Земли. Традиции. Фахверковый дом. Национальный костюм (Бавария). Институт моды в бабушкином сундуке. Журнал«Всемирный следопыт»,№8,2006г. (с.83-89) Этносы Самарского края. Самара «Современник»,2003,-288с. Особенности национального характера. Журнал «Вокруг света» №10,2003г. (с.92-106) Пять времён года. Журнал «Вокруг света» №3,2003г. (с.20-31) Мюнхен. Легкость бытия. Журнал «Всемирный следопыт» № 000,2008г. (с.6-21) Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации, т.13. М., Аванта, 1999г.

Источник

Правильные рекомендации