Ненаучное познание народная мудрость

Ненаучное познание

Всегда познавательная деятельность ведет к научным результатам? Какие знания дают мифы? В чем заключается народная мудрость? Можно ли доверять опыта? Что там, за горизонтом науки? Отошли мифы в прошлое?

Даже сейчас, в начале XXI в., Большинство людей черпают много данных о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания.

Мудрость МИФА

Все, что происходит в мифе, приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы соединяет в себе обязательную рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождения науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея. Имя его означает «мыслящий прежде», то есть, предполагает, в отличие от его брата Эпиметея, «сильного задним умом». По некоторым мифологическими источниками, Прометей сам вылепил первых людей из земли и воды. По другой версии этого мифа, боги создали людей и животных из смеси огня и земли и поручили Прометею и Эпиметею распределить возможности между живыми существами. Именно Эпиметею обязаны люди беззащитностью, так как он потратил все способности на животных, не оставив на долю людей ничего. Тогда Прометей похитил «премудрое умение» Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы обладать или пользоваться этим «умением». Прометей наделил людей разумом, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, считать, писать, читать, приносить жертвы богам. Иными словами, от Прометея люди получили и знания, и искусство, и связь с богами (через жертвы). Есть еще один дар Прометея, о котором вспоминают реже, чем о других, но без которого человечество вряд ли смогло бы развиваться. Он вселил в людей «слепые надежды», научил их верить в мечты, тем самым вложив в них стремление к постоянной деятельности.

В мифах наряду с рассказами, рассказами о событиях, важных для людей, утверждалась принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке испытанные образцы поведения на все случаи жизни.

Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы? Прежде всего в них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете вспомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывания» героем элементов культуры (например, путем похищения в первобытных хранителей) или как изготовление творцом-демиургом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителей полубогов, которые якобы научили людей всех достижений техники и культуры.

Процесс создания мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.

Знание об изменении времен года содержались в календарных мифах и были связаны с рассказом о умирающих и воскресших богов и героев (Осириса, Деметры, Персефоны и т.д.).

У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой наступит или не наступит его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущим боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого.

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. Мифам относится и древний героический эпос, то есть сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна». Эпические богатыри украинского народа также напоминают героев биографических мифов.

Мифы, сказки, эпос были своеобразным способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире. Итальянский философ Д. Вико (1668-1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. Этим определялось значение мудрости, хранившейся в мифах в условиях бесписьменных эпохи. Это была своеобразная «живая память», которая сохраняла совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей.

Уже в XX в. в исследовании мифов сформировалось несколько напрямив. Так, Дж. Фрезер считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим, да и появляется он через откровение. Сторонники другого направления (функционалисты) в мифе видели способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, которые живут в одно время и в одном месте, но и их предков. Функция мифа обеспечивать непрерывность культуры племени (народа).

Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас, как и раньше, верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.

В XX в. эту роль приписывали идеям «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия», «царства всеобщей свободы» и другие. Мы и сегодня одних известных людей героизируем, а других демонизируют. Мы по-прежнему ждем «культурного героя», который откроет перед нами новые, невиданные возможности.

Источник

Многообразие способов познания мира

Презентация к уроку

Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

1. Повышение качества знаний;

2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

3. Активная жизненная позиция;

4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

Читайте также:  Репродукции картин васнецова на сюжеты народных сказок

5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

Тип урока: деловая игра.

Основное содержание урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

— Нужна ли человеку вера в чудесное?

— Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

— Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

Тема урока “Многообразие путей познания мира”

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

2. Новый материал:

Работа команды “Мифология”

Презентация “Мифы как познание мира”

Класс работает в тетрадях.

Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Основные тематические циклы мифов:

— о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

— эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

Презентация и выступление.

Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

— Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

— Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

Презентация и выступление.

Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

Приветите примеры народной мудрости:

— В чужом доме не указывать;

— Из чёрного не сделать белого;

— В лес дров не носят;

— Что имеем не храним, потерявши плачем;

— Ласковое слово и кошке приятно;

— Всё идёт как по маслу;

— Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

— Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

— С миру по нитке – голому рубаха;

— По таланту и успех.

Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

Презентация и выступление.

Признаки художественного познания:

1. Отражение мира в художественных образах.

2. Субъективность образа.

3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

Презентация и выступление

Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

— Претензия на универсальность;

— Завышенные претензии на внимание к себе;

— Нередко нетерпимость к традиционной науке.

1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

В 2- абстрагирование; эксперимент;

С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

1. образное отражение мира;

2. опора на единичное, неповторимое;

3. условный характер создаваемых произведений.

С8. составить план ответа

1. Познание как процесс познаваемости мира.

2. Основные пути ненаучного познания:

Б) жизненная практика

В) народная мудрость

Г) искусство как специфическая форма познания

3. Научное познание и его особенности

А) теоретический характер знаний

Б) стремление к объективности

Домашнее задание: параграф 23.

Использованная литература.

1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.

Источник

НАПИСАТЬ эссе на тему «Познание подобно морю – тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизвестных глубин».

Ненаучные способы познания мира.

Ненаучное познание – верный спутник человечества во всю его многовековую историю развития. Наука в её нынешнем понимании – довольно молодая сфера человеческой деятельности. Ей всего около пяти веков от роду, тогда как история человека разумного началась намного раньше, в пятом тысячелетии до нашей эры. При этом процесс познания человеком мира и своего места в нём шел непрерывно, во все времена.

Читайте также:  Экзамен по народному вокалу

И только очень отважный мыслитель решится заявить, что достижения человечества донаучного периода уступают по важности и значимости тем, которыми сегодня гордится современная наука.

Научное и ненаучное познание – два основных инструмента получения знаний об объективной действительности. Кроме этих двух форм, существует еще и субъективное познание, а также самопознание.

На первый взгляд кажется, что ненаучным знанием можно назвать всё, что не входит в предмет изучения науки. Но это далеко не так. В действительности ненаучное знание – это чётко сформулированная категория философии, которая имеет свои границы, законы и правила применения.

Под ненаучным понимается знание, которое нарабатывается человечеством без определенной системы. Оно формально не закреплено в сводах законов наук естествознания и его основные положения не рассматриваются и не исследуются теми теориям, которые наработаны наукой.

Характерные черты, которыми обладает ненаучное познание:

· максимальная приближенность к чувственному опыту человека и отсутствие исследований идеальных моделей явлений, характерных для научных абстракций и эмпирических построений.

· связанность с практическими жизнью и опытом человека и с его насущными утилитарными потребностями;

· отсутствие специальных средств и методов, которые позволили бы исследовать проблемы и гипотезы, возникающие при любых формах вненаучного познания;

· отсутствие единых правил, стандартов, норм, критериев оценки результатов проведенных вненаучных исследований;

· отсутствие возможности взаимодействия ненаучных знаний между собой и невозможность проверить их на внутреннюю противоречивость, ввиду того, что не разработана систематика ненаучного познания.

Мифология как вид познавательной деятельности. Мифология – дошедший до нас из глубины веков способ объяснения человеком некоторых событий объективной реальности. Те явления, которые не могли быть исследованы людьми при помощи имеющегося массива общепризнанных познаний, объяснялись ими с самых разных позиций. Каждая народность наделяла объективную реальность теми чертами и характеристиками, которые сформировали бы целостный образ взаимодействия действительности с конкретным социумом.

Основные характеристики социума, которые становились основой для создания мифов:

· структура общественного устройства (распределение основных прав и обязанностей между всеми членами общества);

· структура семьи (положение женщины, способы воспитания детей, отношение к родителям и т.д.);

· способы добычи продовольствия и предметов первой необходимости (земледелие, скотоводство и т.д.);

· природные условия, в которых проживала община.

Форма приобретения ненаучных знаний в процессе повседневной жизни называется обыденным или бытовым познанием.Обыденные знания имеют большую практическую ценность и подсказывают человеку способы поведения в тех или иных житейских ситуациях.

Польза обыденного знания:

· даёт нюансы применения накопленного опыта в повседневной жизни;

· может передаваться из поколения в поколение путем поучений;

· нарабатывает базу универсальных познаний, которые упрощают бытовую жизнь человека.

Недостатки применения обыденного знания – оно всегда субъективно и перед тем, как полагаться на чужой опыт, необходимо убедиться в его полезности на собственном опыте.

Народная мудрость

Это ненаучное познание в виде своеобразной компиляции мифов и обыденных знаний, которая передается из поколения в поколение в виде примет, пословиц, поговорок, сказок, песен и т.д.

Содержание этих источников народной мудрости наполнено инструкциями, регламентами и предписаниями, как вести себя в тех или иных житейских ситуациях, чтобы не причинить вреда ни себе, не тем людям, которые живут рядом. Народная мудрость как форма познания характеризуется:

· неоднородностью и противоречивостью;

· большой вероятностью заблуждений.

Паранаука

Эта форма познания человеком объективной реальности существует гораздо дольше, чем сама наука, и всегда была интересна человеку.

Для понимания процессов в рамках паранауки нет необходимости нарабатывать специальный категорийный аппарат или использовать специальные приспособления, как этого требует наука.

Решения, которые предлагает паранаука, направлены на то, чтобы быстро и эффективно удовлетворить насущные утилитарные потребности человека и освободить его тяжеловесных сомнений.

Но очевидные минусы говорят о том, что паранаука не способна добиться тех результатов, о которых заявляет во время проведения своих специальных исследований.

· использование сведений, которые не подтверждены экспериментальным путем и зачастую противоречат данным науки;

· несоответствие гипотез и выводов основным научным представлениям;

· спекуляции на неисследованных феноменальных явлениях.

Однако несмотря на то, что паранаука в некоторых моментах способствует укоренению регрессивных идей и тормозит рост уровня общественного самосознания, есть и полезные моменты:

· паранаука дает науке новые идеи, способствует постановке новых научных проблем;

· поддерживает интерес человека к тому миру, который его окружает и дает мотивацию для дальнейших исследований.

Источник

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Ненаучный путь познанияпредставлен в следующих фор­мах:

обыденно-практическое (житейское);

— игровое;

— художественное (искусство);

— мифологическое;

— религиозное;

— народная мудрость и здравый смысл;

— самопознание;

— паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф — самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание — это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных. ») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

Читайте также:  Противопаразитарная программа народными средствами

Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Паранаучное(дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

Источник

Ненаучное познание

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то важно понять: ненаучное знание не является выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами и имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы ненаучного знания старше научного знания, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие формы ненаучного знания:

2) донаучное, которое выступает прототипом научного, то есть, предшествует ему;

4) лженаучное— сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.

В качестве симптомов лженауки является нетерпимость к опровергающим доводам. Лженаучные знания очень чувствительны к сенсации, их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью, они вкраплениями сосуществуют с научными знаниями.

5) квазинаучноезнание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жесткой иерархии науки, в которой доминирует идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, критика генетики, кибернетики и т.д.;

6) антинаучное— утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, который имел разрозненный, несистематический характер, и представлял собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным началом всякого познания. Иногда аксиомы здравого смысла препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживают процесс познания. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Особую форму ненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она заняла прочные позиции на периферии, вдали от официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда ее можно выделить в форме заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что народную науку квалифицируют как самобытную и проницательную, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.

Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы ненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать псевдонауку. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать ненаучное знание. К ненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Русский философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п.

Контрольные вопросы

1. Что изучает гносеология?

2. Какие направления сформировались по поводу решения вопроса о познании?

3. Что такое субъект и объект познания?

4. Назовите этапы чувственного познания

5. Назовите этапы рационального познания.

6. Дайте характеристику абсолютной и относительной истин.

Источник

Правильные рекомендации