Ненависть ко всему диабет

Психологические и сексуальные проблемы при диабете

Современные медики считают, что существенную помощь больным диабетом могут оказать и другие специалисты — в частности, психологи и андрологи.

О том, что диабет — это заболевание, которое характеризуется высоким содержанием сахара в крови, знают почти все. Как и о том, что лечением диабета занимаются врачи-эндокринологи, а само лечение включает анализы на содержание глюкозы (гликемию) и контроль этого параметра с помощью диет, таблеток для снижения уровня сахара, и, наконец, инъекций инсулина.

Однако современные медики считают, что существенную помощь больным диабетом могут оказать и другие специалисты — в частности, психологи и андрологи. Что же касается самих эндокриноголов-диабетологов, то они могут значительно улучшить результаты своей работы, если будут устанавливать с пациентами более доброжелательные отношения.

Психологические проблемы

Если в целом депрессивными расстройствами страдают 5-10 % населения, то среди больных диабетом эта цифра достигает 33 %. Таким образом, распространенность депрессии при диабете превышает ее распространенность при ишемической болезни, а также онкологических и кожных заболеваниях.

В результате исследований также выяснилось, что чаще всего больные диабетом страдают нозогенной депрессией (комплекс негативных мыслей, связанных непосредственно с болезнью).

При этом исследователи отмечают, что последние два вида депрессии по своему происхождению схожи с соответствующими типами диабета. Циклотимия чаще встречается в подростковом возрасте и связывается с генетической предрасположенностью (как диабет 1 типа). Дистимию же связывают с негативным влиянием окружающей среды, и встречается она обычно в зрелом возрасте (так же, как диабет 2 типа).

Вполне естественно, что депрессия не помогает лечиться от диабета. Каким бы правильными не были рекомендации врачей, они не дадут нужного эффекта компенсации — поскольку это определяется еще и поведением больных. Среди всех хронических заболеваний диабет является самым сложным по количеству медицинских процедур, которые требуется выполнять самостоятельно: это и диета, и физическая активность, и контроль гликемии, и инсулинотерапия, и многое другое. Чтобы всем этим заниматься, больному нужны не только время и средства, но и большая доза энтузиазма.

В то же время больные, которые отличаются негативной оценкой себя и своего будущего, в 3 раза чаще не выполняют рекомендации врача. Как следствие, у депрессивных диабетиков всегда хуже показатели контроля гликемии, выше распространенность осложнений, выше уровень смертности и других медико-социальных показателей (инвалидность, продолжительность госпитализации и т.д.).

В чем же причины недостаточной борьбы с депрессией? Здесь виноваты и пациенты (боятся обращаться к психиатрам), и медики (традиционно диабетологи не считают психологические проблемы «своими»). Между тем борьба с легкой депрессией или депрессией средней тяжести — в компетенции эндокринологов. Особенно если учесть, что они ведут своих больных десятилетиями, поэтому у них больше возможностей относиться к пациентам «как к личностям». А для определения симптомов депрессии не требуется проведения сложных психологических тестов. Достаточно поинтересоваться у пациента, не снижено ли у него настроение на протяжении длительного времени, и не утратил ли он интереса к тому, что раньше доставляло ему удовольствие?

По мнению врачей, даже можно составить психологический портрет личности, которая может успешно достигать компенсации при диабете. Это люди, склонные с самодисциплине, а также обладающие хорошей обучаемостью. Однако лишь четверть больных диабетом обладает такими чертами. С остальными же нужна более серьезная работа и индивидуальный подход в плане психотерапии.

Проблемы с эрекцией при диабете

Эректильная дисфункция — одно из самых распространенных осложнений сахарного диабета. Однако пациенты часто стесняются обращаться за медицинской помощью и страдают молча, мучая себя и своих партнерш.

Между тем, эректильная дисфункция (ЭД) чревата не только проблемами с сексом. В частности, ЭД нередко является первым проявлением атеросклероза. 57% мужчин, перенесших аорто-коронарное шунтирование, и 64% госпитализированных по поводу инфаркта миокарда, до этого страдали эректильной дисфункцией.

На долю больных сахарным диабетом приходится 40% всех случаев ЭД. И если у остальных мужчин проблемы с эрекцией обычно начинаются после 40 лет, то у диабетиков — уже с 25. А в таком возрасте эректильная дисфункция может привести к серьезным психологическим проблемам. И не решив их, вряд ли можно эффективно бороться с диабетом.

До недавнего времени не существовало эффективных средств для лечения ЭД. Медики могли предложить пациентам лишь механические устройства (ЛОД-аппараты) и внутрикавернозные инъекции. И только в 1998 году, с появлением «Виагры», в андрологии началась новая эра. В 2002 году появился второй препарат — «Сиалис», а в 2003-м — «Левитра». По эффективности борьбы с ЭД они примерно одинаковы, разве что у «Сиалиса» период полувыведения составляет 17 часов (то есть он держится в организме дольше).

Однако применение этих препаратов у больных диабетом дает меньшую эффективность, чем у других мужчин — 68%. Дело в том, что данные препараты модулируют естественную эрекцию, для их действия необходимо наличие полового влечения. А у людей, страдающих ожирением или диабетом 2 типа, оно бывает снижено. Поэтому для них одного «Сиалиса» недостаточно: необходима комбинированная терапия с использованием мужских половых гормонов (андрогенов). В этом случае вероятность восстановления эрекции достигает 80%.

Отношения врача и пациента

Больным сахарным диабетом предписывается довольно сложный комплекс процедур по контролю уровня сахара, жиров крови, артериального давления. К сожалению, не более 20% диабетиков удается удерживать все эти параметры в норме. Через 9-10 лет у большинства больных заболевание прогрессирует.

Не последнюю роль в этих неудачах играют отношения врачей и пациентов. Врачи-эндокринологи, хорошо владеющие теоретической базой, гораздо хуже разбираются в практических вопросах — когда именно начинать инсулинотерапию, как обучать пациентов методам самоконтроля и т.д. Больные, в свою очередь, не считают здоровье главным приоритетом (62%) или просто не знают целевых значений тех параметров, которые им нужно контролировать (80%). А сама организация общения больных и врачей в нынешней системе здравоохранения только усугубляет взаимную неприязнь. Раздраженные врачи запугивают пациентов инсулинотерапией, а раздраженные больные перестают выполнять рекомендации врачей.

Устранение этих барьеров возможно благодаря установлению более дружеских, партнерских отношений между врачами и пациентами. Известно ведь, что доброжелательное отношение врача позволяет почти на 20% увеличить число пациентов, достигающих компенсации.

Выпускающий редактор — Клим Наталия

Источник

Психические расстройства у диабетиков с патологией 2 типа: статистика, виды и признаки

По данным ВОЗ разного типа психические расстройства у больных диабетом 2 типа (СД2) появляются у 4-х из 10 человек. Но на практике распространенность психосоматических нарушений гораздо больше.

Около 80% людей с СД2 страдают от болезненных психосоматических состояний

Возникновение невротических расстройств обусловлено многими факторами. В перечень самых распространенных входят: лечебные ограничения, изменения в ощущениях, развитие типичных осложнений, негативное отношение к болезни, снижение бытовой и социальной активности.

Лечащему врачу (эндокринологу) и пациенту важно вовремя распознать симптомы психических нарушений и обратиться к психиатру. Чем раньше будет назначена соответствующая терапия, тем быстрее повысится уровень приверженности лечению, улучшится качество жизни и увеличится ее продолжительность.

Аффективные расстройства

И эндокринологи, и сами больные с СД2, оставляют без внимания частую смену настроения и редкие депрессивные эпизоды. Их относят к проявлениям, которые естественны и психологически понятны.

Однако цена игнорирования такого состояния – развитие повторяющейся (рекуррентной) депрессии, перетекание ее в хроническую форму (дистимия), которая может усугубиться проявлениями маниакально-депрессивного психоза (гипоманией, биполярной депрессией).

Циклотимия (то грустно, то весело) – одна из форм аффективного расстройства при СД2

Приведем характерные комплексы признаков, при обнаружении которых необходима консультация специалиста:

Следует уточнить, что четко очерченных симптомокомплексов для многочисленных форм депрессивных состояний не существует. Определить ее разновидность может только психиатр. Исключение составляет Меланхолическое депрессивное расстройство.

Этот диагноз ставится при наличии следующих признаков:

При меланхолической форме депрессии диабетик может неожиданно терять вес, не прилагая к этому усилий.

На заметку. Аффективные нарушения психики могут сопровождаться жалобами, которые больной не может четко сформулировать. Также описываются периодически возникающие физические ощущения, для проявления которых нет причин. Например, «бегающие» по телу и конечностям пульсирующие ощущения, «стягивание» талии.

Тревожные расстройства

Минимум 30% больных СД2 страдает от патологической (постоянной или приступообразной) тревоги.

Все перечисленные нарушения могут сочетаться и друг с другом, и с аффектами настроений, и с патологическими состояниями, которые будут описаны ниже.

Социофобия мешает диабетикам выступать публично

Некоторые характерные признаки патологической тревоги при СД2:

Все тревожные нарушения могут вызывать следующие вегетативные симптомы:

Пациенты с данными формами расстройства психики зачастую и подолгу находятся в предобморочном состоянии, хотя показатели уровня сахара в крови и артериального давления на это не указывают.

Внимание! Родственникам больных с СД2, у которых есть признаки тревожных расстройств, важно понимать. Несмотря на осознанность своих боязней, диабетик не в состоянии им противостоять.

Соматоформные расстройства

К таким нарушениям относятся частые жалобы на дисфункцию сердечно-сосудистой, урогенитальной, опорно-двигательной и пищеварительной системы без объективных на то причин. «Придумывают» себе симптомы, и затем действительно страдают от них, около 20% диабетиков 2 типа.

Признаки, подтверждающие наличие соматоформного расстройства

Чтобы установить наличие такого рода психического нарушения, необходимо взаимодействие группы врачей. Эндокринолог должен собрать консилиум нужных специалистов. На нем обязан присутствовать и психиатр с результатами прохождения больным тестирования по Гиссенскому опроснику соматических жалоб.

В противном случае больной перестает доверять врачам, не верит в достоверность обследований и анализов, сомневается и отвергает назначенную схему лечения.

Расстройства приема пищи

Эти нарушения представлены большим количеством разновидностей. Больным, страдающим от СД2 присущ Синдром пищевых эксцессов. От него страдают около 50% диабетиков, подавляющее большинство из которых – женщины.

Пищевые эксцессы для диабетика – привычка снять напряжение и способ отдыха

К Синдрому пищевых эксцессов относятся разные виды переедания. Чаще всего у диабетиков диагностируют синдромы ночного, стрессового, постоянного и гедонического (ради удовольствия) приема пищи, а также нервную булимию – переедание с последующей искусственной рвотой.

К сведению. Диабетики с патологией 2 типа и расстройствами приема пищи, увы, но «не останавливаются на достигнутом». Обычно ситуация усугубляется злоупотреблением алкогольными напитками и приемом доступных психоактивных препаратов.

Стрессовые расстройства

Почти половина больных с СД2 знакома с таким видом психического нарушения, как Краткосрочное расстройство адаптации. Его «приобретение» происходит во время оглашения диагноза или установления факта развития одного из осложнений диабета.

Длиться такое адаптивное нарушение может до 6 месяцев. В течение этого времени возможны:

Приблизительно у 7% диабетиков краткосрочное нарушение не проходит, а «модифицируется» в хроническую форму посттравматического стрессового расстройства. Она сопровождается «флешбеками» на одну или несколько перенесенных до этого психических травм, включая и оглашение диагноза.

Читайте также:  Пища с высоким содержанием глюкозы

Иногда хронический стресс формирует у больного установку на получение вторичных выгод

При такой форме нарушения у диабетиков развивается:

Достаточно часто травмирующее обстоятельство вытесняется из сознания, и больные не могут осознать от чего в их поведении и состоянии произошли изменения.

Важно. Стрессовые расстройства у диабетиков становятся причиной усугубления старых и формирования новых вредных привычек и зависимостей.

Когнитивные расстройства

Развитие у больных диабетической болезнью 2 типа мягкого когнитивного расстройства обусловлено тем, что со временем эта патология неизбежно вызывает в головном мозге сосудистые и метаболические изменения. Они отрицательно сказываются или на памяти, или на внимании. Но на первых этапах расстройства это мало сказывается на повседневной жизни больного.

Выполнение целенаправленной деятельности становится сложным, когда мягкое когнитивное нарушение перерастает в деменцию. В ее тяжелых случаях происходят сбои ориентации в пространстве и времени, возникают сложности с мышлением и пониманием, становятся невозможным чтение и письмо.

Кроме этого, наличие эпизодов кетоацидозной, гиперсмолярной, гипо- и гипергликемических ком только усугубляют ситуацию. Возможно развитие бредовых и личностных расстройств, сумеречных состояний, помрачения и спутанности сознания.

При подозрении на деменцию, по инструкции врач должен направить диабетика на консультации к психиатру и к неврологу. Больному предстоит выполнить МРТ головного мозга, а также УЗИ магистральных сосудов шейного отдела и головы.

И в заключение статьи публикуем видео, которое будет полезно посмотреть не только больным с СД2, но и членам их семьи.

Источник

Диабет и всё о нем

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня хотелось бы поговорить о ненависти, злобе, неприязни – как к близким, так и вообще к людям. Каждый в жизни осознавал, что какой-то человек ему неприятен – и коллега, и просто прохожий, и даже очень близкий человек. Люди разводятся, всякое бывает. Что же такое ненависть?

– Даже когда Вы стали обозначать тему и произнесли эти понятия – ненависть, злоба, неприязнь, неприятие ближнего, – уже в душе появляется холод. Эти слова уже несут в себе что-то леденящее. Мы сразу чувствуем, что за этими словами стоит что-то очень плохое, очень дурное. На самом деле, когда задумываешься над этим, видишь, что ненависть и вообще неприязнь – по большому счету утрата любви. Что такое тьма? Это отсутствие света. Когда свет угасает, наступает тьма. Что такое холод? Это отсутствие тепла. Когда исчезает тепло, наступает холод. Холод ненависти, злобы, который внутри тебя, который леденит, переполняет твою душу, мертвит все в твоей душе, – это тоже угасание любви. Той любви, которая согревала душу или должна была согревать и могла сделать тебя счастливым, радостным. Но вот у тебя нет любви – и от этого тебе как-то и самому плохо, и другому ты желаешь тоже чего-то скверного, нехорошего. Отчего это происходит?

Конечно же, ненависти всегда сопутствует гордость, самость. Ты ставишь на первое место себя. Я главнее, чем другие. И этому еще обязательно сопутствует зависть. Если ты кому-то завидуешь, то обязательно будешь и ненавидеть его. Почему? Потому что считаешь, что у другого человека есть то, чего у него не должно быть. Вот у меня пусть будет, а у другого этого быть не должно. Такое неприятие другого, неприязнь к нему и выражаются в ненависти. То есть ненависть – это на самом деле утрата любви, утрата душевного тепла. Вспоминаются из Священного Писания очень мудрые, хотя и простые, строки Книги Бытия. Когда это появилось у людей? Когда люди потеряли свою связь с Богом. Бог есть любовь. Когда человек причастен Богу, в сердце обязательно есть любовь. А когда человек теряет Бога, любви у него тоже нет. Мы видим в Книге Бытия: как только Адам и Ева пошли против Бога, утратили внутреннюю связь с Небесным Отцом – тут же их личные взаимоотношения тоже портятся. Адам свою вину перекладывает на Еву: это она виновата. Ева с себя складывает вину на змея. Дальше мы видим их первых детей. У Каина тоже нет любви к брату. Причина в том, что утратили Бога. Пока не очистишь свое сердце, не приобщишься Богу, обязательно сердце будет подпадать под какие-то злобные чувства, и это всегда съедает изнутри.

Таковы мои рассуждения; может быть, несколько спонтанны. Ненависть и неприязнь к ближнему – это утрата любви, утрата внутреннего согревающего тебя огонька, тепла. Конечно, нужно стараться себя хранить от этого.

– Мы идем по улице, видим: лежит человек. Мы к нему чувствуем неприязнь, отвращение. Разве мы должны любить его? Как здесь быть?

– Это немножко разные ситуации.

– Всех мы не можем любить. Бывает, чувство ненависти возникает необъяснимо. Вот он такой. Чему завидовать, разве я гордый? По-разному человек рассуждает. Просто есть человек, который нам неприятен, а почему – мы сами себе объяснить не можем.

– Здесь сразу несколько проблем. Бывает, не то чтобы мы ненавидели и злоба какая-то – у нас некое внутреннее отвращение. Человек в культурном смысле, в смысле личного поведения не вписывается в рамки того, как мы это понимаем.

– То есть мы выше, чем он.

– Да, и мы начинаем ставить себя выше его. А ведь на самом деле он лежит, потому что у него приступ сердечный случился. Расскажу случай. Преподаватель нашей семинарии зимой поскользнулся и упал. Его еще при этом прихватил радикулит, поясница. Он говорит: «Я стою на четвереньках, смотрю – а все мимо идут и думают, что я пьяный. Мне от этого даже смешно стало, и я на четвереньках стою и улыбаюсь. И только маленький мальчик, проходя мимо, спросил: „Дядя, что с тобой случилось?“» То есть только ребенок проявил какое-то сочувствие к нему. Мы поступаем так постоянно. Мы видим, что человек пьяный. Пусть он пьяный. А может быть, у него какое-то горе случилось? Может быть, это его зависимость, фактически наркозависимость, сильная страсть, но разве у каждого из нас нет каких-то своих сильных страстей, зависимостей, от которых мы сами становимся жалкими, скверными, недостойными Бога? Мы всегда почему-то забываем про свои грехи, а другого увидели – и тут же начинаем его осуждать: вот он такое существо недостойное.

Вспоминаю эпизод из жития старца Серафима Вырицкого, когда некая женщина пришла к нему и хотела пожертвовать большую сумму. А он говорит: если хочешь, чтобы твоя жертва была Богу, выйди на улицу и первому человеку, которого увидишь, отдай эти деньги. Это была очень крупная сумма. Она решила исполнить слово старца. Выходит – идет пьяный мужчина, шатается. Она не решилась ослушаться слова старца, дала ему эту крупную сумму денег. Как же он обрадовался! Оказывается, у него случилась огромная беда, его семья была на краю пропасти. Он хотел уже покончить с собой и выпил, чтобы набраться смелости перед последним шагом. Ее милостыня спасла ему жизнь. Это значит, каким бы ни был другой человек, не нужно проявлять к нему неприязнь. Мы сами столько раз в своей жизни допускаем еще худшие падения, грехи. Нам ли судить другого человека? Если у нас возникает неприязнь к нему, если мы увидели кого-то, а у нас внутри смятение и мы его осуждаем, это показывает, что мы изъедены грехом. Это не он плохой, а мы плохие, потому что нам внутри становится плохо от вида другого человека.

А ведь святые люди, то есть люди, которые вместе с Господом, при этом молились о другом человеке. И нам ведь это тоже открыто, это не так уж сложно. Если ты видишь, что с другим человеком что-то не то, помолись о нем. Видишь, что он пьяный, – помолись о том, чтобы он освободился от этого. Видишь, что он грязный, оборванный бродяга, – помолись, чтобы его личная жизнь смогла как-то выправиться. Все ведь начинается с нашего сердца, с того, что у нас в душе. Если мы начинаем молиться о другом человеке, то тем самым уже желаем ему блага. А если мы ему желаем блага, у нас внутри исчезает неприязнь, уходит негодование. Мы перестаем брезговать этим человеком. То есть начало доброго отношения к такому человеку – это молитва. А молитва – это всегда пожелание блага другому.

– Как вообще возникает чувство ненависти? Каждый грех имеет свои стадии, как мы знаем. Как избежать конечной точки, когда уже не знаешь, что делать с собой?

– Да, это очень хороший вопрос. На самом деле здесь есть своя постепенность. Я в свое время читал святых отцов и работы, посвященные этому анализу святоотеческого учения. На самом деле ненависть принадлежит к страсти гнева, если посмотрим классификацию страстей. Это крайняя степень этой страсти. Там действительно несколько ступеней. Начинается все с огорчения, когда нас вдруг огорчил поступок нашего ближнего. И мы начинаем думать: ну что же он так поступил, зачем такое сказал? Мы огорчились. А огорчаемся, потому что хотим поведение другого человека втиснуть в свое прокрустово ложе. Он мне не соответствует, он мне не помог, не пошел навстречу. Значит, он плохой. В начале огорчение, кошки скребут.

Следующая ступень – это смущение, когда мы начинаем внутренне приходить в какое-то стеснение от поступка этого человека. Внутри у нас, как описывал авва Дорофей, будто уголек появился, мы его начинаем раздувать. Это еще не огонь, не костер, но уголек начинает тлеть и может поджечь всю твою душу, как уголек может попалить стог сена.

То же самое на стадии огорчения. Лучше сразу сказать: слава Богу, если он не помог мне. Слава Богу, что Господь дает мне пройти такое испытание, чтобы стать сильнее. А то мы, получается, все время притыкаемся… Мне очень нравится образ, который приводит авва Дорофей. Он говорит: если ты огорчаешься, когда твой ближний что-то сделает, то становишься подобным плесневелому хлебу, который снаружи кажется нормальным, но, когда его разломишь, внутри гниль. То же самое происходит у нас, когда мы вроде бы молимся, ведем внешне благочестивый образ жизни, но едва другой человек нас обозвал, оскорбил, посмеялся над нами или не пошел нам навстречу, как у нас внутри возникает негодование. Эти ситуации показывают, что у нас внутри есть эта гниль. Хотя внешне мы кажемся вполне благопорядочными людьми. Может быть, поэтому Господь и попускает эти ситуации, чтобы мы увидели этот грех в самих себе, что надо в себе искоренять. Если все вокруг будет приятным, мы никогда не увидим в себе своих страстей. Поэтому Господь попускает такие ситуации, чтобы мы это увидели.

Читайте также:  Что принимать при высоком давлении при сахарном диабете

Итак, вначале возникает огорчение, потом смущение, а потом уже возрастает вспыльчивость, когда огонь начинает разгораться. При этом человек может наговорить невесть чего другому, резко повести себя.

– Потом будет жалеть об этом, а уже поздно.

Иногда даже смотришь, как люди высказываются друг о друге… Корвалан и Пиночет – два известные лидера, ненавидевшие друг друга на протяжении жизни. Прожили они по девяносто лет. Когда один из них умер, другой сказал: вот он умер, я всю жизнь с ним боролся, а теперь узнал, что его нет, и почувствовал, будто у меня жизнь закончилась. Что же, его нет – и теперь смысл моей жизни закончился? Беда здесь в том, что смысл жизни сводился к ненависти к своему оппоненту, борьбе с ним всю жизнь. Это значит, что его сердце было заполнено чем-то отрицательным. Если у тебя внутри ад, чему ты посвятил самого себя? И где будешь потом, когда расстанешься со своим телом? Это самое страшное.

На самом деле, когда люди спрашивают, почему ненависть, вражда, гнев – это плохо, мы говорим: этим ты разрушаешь самого себя. Ненависть – это всегда твоя личная ущербность. Когда ненавидишь, ты не другому вредишь этим. Тот человек, может быть, живет своей жизнью, может быть, он уже покаялся в своих поступках, а у тебя злоба сидит внутри, клокочет и тебя разрушает. Я уверен, даже если спросить врачей, они наверняка тоже скажут, что это разрушает и нервные клетки. Вспоминаю известного психиатра Бехтерева. Его дочь говорила: если не хочешь сойти с ума, ты должен исключить гнев из своей жизни, должен всегда настраиваться на что-то положительное. А когда все время кого-то ненавидишь, твой внутренний мир занят пережевыванием дурных, отрицательных мыслей. У тебя все время образ врага, ты рассчитываешь, как бы ты ему отомстил, как бы с ним расправился, что бы сказал при встрече… Представляете, что это такое?

– Говорят, от любви до ненависти один шаг, это известное выражение.

– Видимо, это выражение о том, что мы неустойчивые люди. У известного философа Шопенгауэра (к нам он, правда, не имеет отношения) был такой образ замерзающих дикобразов. Он говорит, что человеческое общество подобно замерзающим дикобразам. Когда им холодно, они начинают жаться друг к другу, но как только прижимаются, иголками начинают колоть друг друга и тут же разбегаются в стороны. Потом опять чувствуют холод, снова начинают прижиматься и опять колют друг друга, разбегаются в стороны. И так вся жизнь их превращается в то, что они страдают либо от холода, когда нет того, кто тебя согреет, либо от взаимных уколов. Наше общество, мы сами такие и есть. Если мы с кем-то живем, обязательно будем колоть друг друга, потому что мы испорчены грехом. Выплескиваются наши несовершенства, мы причиняем друг другу раны. Но если мы расстаемся, холод одиночества показывает, что мы были не правы, что на самом деле напрасно обижались на своих ближних, напрасно высказывали недовольство, ругали их.

Особенно это осознание наступает, если вдруг близкий человек уходит из жизни. Тогда наглядно видишь, как мелочны были твои обиды, раздражение, вспыльчивость, что это не стоило того. На самом деле жизнь стоило бы посвящать любви к ближним, добру, чему-то созидательному, тому, что наполнит тебя внутри теплом. Тогда ты сам в своем сердце будешь счастлив.

– Мы говорили об огорчении. Но если человек тебя оскорбляет, обижает, даже переходит тебе дорогу и ты не можешь семью после этого содержать, как не ответить на оскорбление, как не огорчиться? Жизненные моменты…

– Конечно, бывают какие-то трудные ситуации, в которых нам тяжело себя сберечь. Конечно, у нас возникает негодование. Но все-таки христианину важно помнить, что Господь Бог всегда рядом. Если тебе вдруг трудно, возьми за правило, вспомни, что Господь рядом, Он здесь. Если Богу не будет угодно попустить эти трудности, Он их не попустит. А если Он это попускает, значит, это испытания, через которые нужно пройти. Может быть, нужно пройти через скудость, через лишения. Человек не станет христианином, живя в комфорте. Комфорт все поглощает. Спаситель не обещал нам, что мы здесь будем иметь какое-то беспрестанное счастье. Спаситель говорил: в мире будете иметь скорбь. Правда, Христос добавлял: но мужайтесь, ибо Я победил скорбь. Тут как раз важно понять, что все в руках Божиих. Люди зачастую являются лишь орудиями Промысла Божия.

Вспоминаю рассказ из жизни схимонахини Сепфоры. Матушка Сепфора – фактически святая нашего времени, она скончалась уже в середине девяностых.

– Расскажите о ней подробнее, не все знают.

– Вообще удивительный человек! Поначалу вышла замуж, хотя с детства мечтала стать монахиней; дедушка ей с Афона привез четки. Но родители ее не благословили, потому что нужно было содержать большую семью, трудиться. Она с благословения родителей вышла замуж и родила и воспитала пятерых детей, представляете? Потом всевозможные лишения, раскулачивание…

Был такой момент (их не просто раскулачили): однажды она пришла домой и увидела, что их дом разбирают по бревнышку. Представьте, если бы мы видели, как наш дом разбирают по бревнышку… Многие живут в квартире – представим, что нас лишают квартиры. Она растерялась. Потом она вспоминала, что у нее даже не возникло ненависти и негодования к этим людям. Она растерялась и думала: им что же, дров не хватает, раз они разбирают? Она с маленькими детьми. И все равно она предала себя в руки Божии. Нашлось где остановиться, где-то удалось устроиться на работу. Ее вера в то, что Господь всегда находится рядом, помогла ей претерпеть невыносимые искушения.

Потом, когда у нее умер супруг, она решила принять монашество, а ведь это было советское время. Она была монахиней в миру, даже нянчила внуков. Может быть, нестандартная ситуация. Она совершала удивительное аскетическое делание. Потом ей Господь открыл, что она должна будет окончить свою жизнь при обители. Неожиданным образом к ней приезжают из Оптиной пустыни монахи, приглашают ее в Клыково (селение недалеко от Оптиной пустыни). Она туда приехала. До сих пор сохранилась память о ней, дом, где она жила, многие святыни, связанные с ней. Когда я там был, поразился, что этот человек через всю жизнь пронес незлобие. Обычно мы несем через свою жизнь злопамятность. Мы очень хорошо помним, кто нам какое зло сделал.

– Очень хорошо…

– Вот это нам и мешает жить, мешает быть христианами, потому что память занята какой-то нечистотой. Чем отличается муха от пчелы? Пчела даже если летает там, где грязь, все равно найдет где-то цветок, сядет на него и соберет нектар. А муха, даже если будет летать через прекрасный сад, все равно найдет грязь и на нее сядет. Это и происходит, когда люди больше внимания обращают на что-то отрицательное. Получается даже так, что мы как бы ждем повода, чтобы кто-то нам сделал зло, чтобы потом ухватиться и сказать: вот мы какие страдальцы, вот как со мной несправедливо поступили, я терплю за правду. В итоге не только гнев, ненависть, но и уныние и полная утрата внутреннего покоя.

– Представим ситуацию: я знаю, что этот человек меня ненавидит. Что мне делать? Ничего? Пусть он разбирается сам с собой, или как-то ему помочь? Но есть вероятность: если я начну ему помогать справляться с его ненавистью, подыгрывать или еще что-то, он станет ненавидеть меня еще больше. Как быть в такой ситуации?

– Я тоже вспоминаю слова из древней христианской книги «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»). В ней собраны высказывания из Евангелия, но с некоторыми добавлениями. Там есть такие слова: вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага. Если ты сам будешь любить того, кто тебя ненавидит, по крайней мере, ты сам его за врага не будешь считать. Обычно вражда бывает за счет чего? Это взаимный процесс. Один наступил другому на ногу, тот ответил; один не по-доброму сказал, тот тоже ответил. Самое главное – не идти на поводу, не играть по правилам мира. Если он ненавидит, то к нему нужно как раз со всей душой. Самое главное здесь вот что понять. Вот он объят ненавистью. Ему от этого внутри хорошо или нет? Он же от этого мучается, болеет. В данном случае к нему надо отнестись как к человеку, пораженному тяжелой болезнью. А всякая болезнь должна пробуждать у нас некое сострадание, сочувствие, нужно пожалеть того, кто подвержен болезни. Ненависть – это тоже болезнь. Он болеет этим, значит, за него надо обязательно молиться и искать возможность сделать ему добро.

Представьте, что вы сами к кому-то испытываете негодование, неприязнь или даже ненавидите кого-то. Представьте, что вдруг он в очень трудный для вас момент оказывает вам сердечную помощь. Он говорит, что очень хочет помочь, бескорыстно помогает, по-доброму отнесется к вам. После этого поступка вы измените к нему отношение или нет, когда он к вам отнесется с добром?

– Это сложный вопрос. Может быть, я его прощу, а может быть, буду искать, где подвох. Я же его ненавижу, что-то не то в нем…

– Думаю, если это будет критический момент, когда помощи нет ниоткуда…

– Конечно, ее примешь.

– Враг сердечно тебе помогает – естественно, мы к нему изменим свое отношение. Так и тот же самый враг отнесется к вам, если вы ему вдруг начнете сердечно помогать. Это значит, что надо самому делать первый шаг.

В патериках приводится очень много таких историй, когда из-за какого-то пустяка разгорается неприязнь друг к другу у двух иноков. Один приходит и спрашивает старца: «Что же такое, за что он меня не любит, я вроде ничего ему плохого не делал?» Старец отвечает: «Ты все-таки посмотри внутрь своего сердца, что у тебя там? Там же негодование на него. А ты пойди к нему первый и искренне попроси прощения, даже если не был виноват. Скажи: „Прости, что я у тебя вызвал такую неприязнь, давай помиримся“». И когда инок приходит к своему товарищу, тот неожиданно сам, открывая дверь, говорит: «Я был не прав, какой-то несправедливый помысел внутри появился в отношении тебя, прости меня!» То есть он уже опередил его и попросил прощения, потому что первый настроился на примирение и хотел испросить прощения.

Читайте также:  Сахарная свекла сбор урожая

– Как быть молодым в браке? У нас в стране огромный процент разводов. Люди друг с другом потом даже не разговаривают, не общаются, даже если у них есть общие дети. Как с этим справляться в семейной жизни?

– Это, наверное, самый важный вопрос. Зачастую мы видим, что ненависть проявляется в молодой семье, где совсем недавно была удивительная романтичная любовь друг к другу. Из-за чего это происходит? Из-за того, что молодые люди заранее духовно были не готовы к искушениям. Они думали, что романтичная влюбленность так и будет тянуться всю жизнь. Но ведь влюбленность – это два, три года; может быть, четыре.

– Это в лучшем случае. Обычно в первый год разводятся уже.

– Зачастую даже и за год проходит… А потом обычные серые будни, и в этих буднях вдруг начинают вылазить наши немощи, страсти. Люди находятся в одном помещении друг с другом. Весь романтизм уходит, и оказывается, один не готов принять другого таким, каким он является на самом деле. Я думаю, если ты православный христианин, то должен уже до брака (особенно это относится к женихам, потому что мужской пол более способен трезво осмысливать ситуацию; женщина более подвержена эмоциям, перепадам чувств), если ты глава семьи, заранее понимать, видеть перспективу, что в семейной жизни будут сбои, когда на какое-то время уйдут чувства, наступят жизненные волнения.

– То есть еще до свадьбы должен рассуждать о том, что все будет плохо, и ты к этому должен быть готов, так?

– Не то что будет плохо, но будут случаться такие ситуации. Но они пройдут. Как на море проходит шторм, так и критические ситуации в семейной жизни пройдут. Когда входишь в этот шторм, надо понимать: ничего страшного, Господь выведет из этого. Самое главное –самому не впадать в эти эмоции, не раздувать огонь. Мне сказали десять слов, я на них не должен отвечать сто слов. Просто спокойно буду молиться. Даже могу сказать: я знаю, что ты сейчас скажешь, все равно не буду тебе говорить ничего плохого, все равно тебя люблю и буду просто молиться за тебя. Вот так должен поступать…

– Даже если не чувствуешь никакой любви к этому человеку?

– Думаю, если ты вступал в брак по любви…

– Когда возникает ссора, редко когда люди задумываются…

– Я так скажу: бывает, возникают ссоры, но ты все равно любишь. Ссоришься, не согласен, но все равно любишь.

– Если тебе не все равно, значит, есть чувства.

– Любовь уходит, когда двое начинают внутренне отделяться друг от друга. Может быть, это какие-то обиды, начинают жаловаться друг на друга кому-то на стороне. Этого надо избегать. Если ты жалуешься на жену кому-то, значит, ты уже от нее отделяешься, в сторонке от нее стоишь. Так же если и жена начинает жаловаться на мужа, она уже выстраивает стену между собой и им. Этого надо избегать, то есть самое главное – не выстраивать стен. Всякая ненависть может пройти.

У меня был такой опыт. Одна семья фактически рушилась. Говоришь с одним – вроде он все понимает. Потом он идет и, вместо того чтобы выполнить сказанное, выплескивает свои эмоции. Говоришь с другим – тоже вроде бы все понимает… Но какой я даю совет? Что бы ни случилось, никакого развода. Потому что когда наступают разводы, люди только усугубляют свое положение. Они не смогли выстроить этот брак, и в следующем браке все становится еще более хрупким. По статистике, второй брак разваливается быстрее, чем первый, потому что человек приходит уже с опытом развала, он не сумел выстроить брак. А чувства так же уйдут, как и в первом случае.

Поэтому я даю такой совет: даже если вы не можете друг с другом сейчас жить, нужно просто уйти в молитву. В молитве идет преодоление своих отрицательных чувств. Во всех молитвах ведь, во-первых, душа открывается Богу. А потом, какими словами наполнены молитвы? Об искоренении в нас всех злых чувств. Если человек молится о душе, весь мусор оттуда выходит, выметается. В конечном итоге – помолились, пусть даже пожили отдельно друг от друга, но главное – не развод. Проходит время, и Господь их опять соединяет. Почему так? Потому что по-другому не должно было быть. Единение – от Бога. Это дьявол привнес разногласие, дьявол всех и вся пытается разделить. Всякое разделение от дьявола. Такие люди не будут счастливы. Поэтому главное – просто переждать.

Я точно понял, наблюдая жизнь людей, даже оценивая свой опыт семейной жизни: отрицательные чувства уйдут. Даже если у супругов появилась непримиримая антипатия друг к другу – кажется, они уже настолько разные… Ничего подобного. Они молятся, со временем вдруг антипатия исчезает, и опять они единое целое. То есть самое главное, если начался шторм, – не прыгать за борт корабля, думая, что ты где-то там сможешь найти другой корабль. Плыть дальше, шторм уйдет.

– Как относиться к предательству? Предал тебя человек, ты его не любишь, злишься на него.

– Относиться так же, как Господь Иисус Христос отнесся к предательству апостола Петра. Простить и принять человека. Мы все предатели. Мы все предаем Бога, оказываемся неверны друг другу в каких-то ситуациях. Даже если задуматься, много ли людей сохранили дружбу с человеком с детства? Все равно пути расходятся. Мы неверные по своему существу люди, поэтому, зная свою собственную немощь, надо другого человека прощать. Если он оступился, ему надо протянуть руку, чтобы поднять его, помочь ему идти дальше, но все-таки не отворачиваться. Это мое убеждение. Если на предательство отвечать своим предательством, общество будет состоять из каких-то подонков, негодяев. А христианин призван преображать общество. Преображать можно, во-первых, только когда ты сам в себе искореняешь неверность, предательство и когда ты с пониманием относишься к тому, кто пал, стараешься все-таки протянуть ему руку.

– Человек, который ненавидит, какой итог получает от этой ненависти?

– Думаю, итог понятен. Во-первых, всякая ненависть – это внутренняя теснота. Что греха таить, все мы прошли через эти чувства, каждый из нас может вспомнить, каков этот итог. Ты ненавидишь человека, и твой внутренний мир утесняется. Он становится настолько узким, что тебя самого это сковывает. Если ты смог это сбросить с себя, внутри наступает простор – когда ты перешагнул через какие-то обиды, помолился о другом человеке, в сердце помог ему. Любовь всегда переживается как внутренний простор, как радость, счастье, как добро, которое тебя освещает. Это свет внутри. Это трудно передать словами, но это просто удивительное благо. А ненависть в конечном итоге, если человек в ней продолжает жить, закончится тем, что душа такого человека попадет туда, где находится отец ненависти – дьявол.

Помните, у апостола Иоанна Богослова есть слова, что всякий ненавидящий брата есть человекоубийца? Почему так? Потому что если мы кого-то ненавидим, то в каком-то смысле желаем, чтобы этого человека не было. Мы даже стараемся про него не вспоминать, хотим, чтобы он был лишен и самого бытия. Поэтому мы человекоубийцы, если ненавидим другого человека. А всякий человекоубийца не имеет жизни вечной. Если ты хочешь лишить жизни другого, то сам лишаешься жизни – вечной. Родоначальник ненависти – это дьявол. Дьявол холоден, исполнен злобы ко всему творению, поэтому если ты кого-то ненавидишь, тем самым показываешь, что ты своей душой становишься един с дьяволом. И в аду окажешься вместе с ним. Вот итог. Это самый плачевный итог.

– Мы говорили, что от любви до ненависти один шаг. А от ненависти до любви? Что такое любовь?

– Хороший вопрос, но, наверное, трудно передать словами, трудно рационально выразить, что такое любовь. Как-то проводился опрос. Четырехлетний мальчик сказал: любовь – это то, что заставляет тебя улыбаться, даже когда ты устал. Если у тебя есть любовь, как бы ты ни устал, у тебя внутри есть радость. А я скажу своими словами, что такое любовь. Любовь – это когда тебе хорошо оттого, что хорошо другому. Когда ты сердечно настолько принял другого человека, что каждая его радость становится твоей собственной радостью. Соответственно, каждое его переживание становится твоим переживанием. То есть любовь – это сердечное принятие другого человека, когда ты его вмещаешь в свое сердце. Все, чем он живет, для тебя тоже становится ценным, ты понимаешь это. Ты за него переживаешь и радуешься.

Но никогда не будет в сердце любви, если это сердце нечисто. Только чистое сердце станет обителью любви. Поэтому хочешь иметь любовь – очищай свое сердце. Здесь другого секрета не дать. Правда, еще такой совет давали святые отцы. Если у тебя даже нет любви сейчас, делай дела любви. И через внешние действия твоя душа начнет меняться. Пусть ты сейчас не испытываешь в сердце любви, но, активно делая добро другим людям, ты непременно обретешь любовь, поймешь, что это такое и какое это удивительное сокровище, счастье, которое всю душу твою будет освещать.

– Любовью можно победить ненависть – наверное, вывод всей нашей передачи. Давайте подытожим сегодняшнюю встречу и дадим наставление нашим телезрителям.

– Думаю, самое главное – помнить: любовь – это то, что от Бога, а ненависть от дьявола. Если ты любишь, то будешь с Богом. Если хочешь иметь любовь, – стремись к Богу, и Господь подаст тебе такую радость, которую не найти в этом мире. Ничто земное не может дать такого сокровища, которое даст любовь и Божья благодать. Постараемся всячески искоренять в себе самые мельчайшие чувства ненависти, негодования, раздражения. Такая внутренняя работа – это шаги на пути к любви, а любовь сама собой даст счастье. Вот главное, к чему нужно стремиться.

– Спасибо Вам за эту прекрасную беседу. Очень полезно и интересно и для меня, и для наших телезрителей.

Источник

Правильные рекомендации