Ненецкий народный танец птица

Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядреева А.П.

Народный танец является не только культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В статье рассматриваются подражательные танцы в качестве объекта первобытного культа связанные с культом предков, тотемом рода, с образом небесного божества в образе женщины, несущего плодородие, счастье и благополучие. Всё указанное говорит о глубоком смысловом значении подражательных танцевальных движений птиц в культуре северных народов. Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник. В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца.

THE IMAGE OF THE BIRD IN THE IMITATIVE DANCE MOVEMENTS OF THE NORTH

Folk dance is not only a cultural phenomenon, reflecting the artistic means surrounding reality, but being a part of ethnic culture, it is able to exert influence on the formation of ethnic identity and solidarity. In the article the author studies an imitative dance as an object of worship of the primitive associated with the cult of ancestors, totem kind with the image of the heavenly deity in the form of a woman carrying a fertility, happiness and well-being. The research suggests a deep semantic meaning of imitative movements resembling the movements of birds in dancing from cultures of the northern peoples. A folklore dance has always been regarded as an important component of a traditional folk culture as ethnographic, historical and cultural resource of the North. Thus, the bases of northern cultures’ dances are plots of the traditions and rituals, worshiping of totems of tribes, a unity with nature. Imitation of movements of birds and animals has become an element of a dance in the northern cultures.

Текст научной работы на тему «Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера»

щают вычислительную и исследовательскую работу студента. Практические занятия, проводимые с помощью компьютерной поддержки, имеют ряд преимуществ. Они позволяют воспитывать компьютерную грамотность, формируют общую культуру будущего специалиста, расширяют возможности индивидуального обучения, облегчают воспитательную работу, предоставляют большие возможности получения нужной информации.

Особое место в предложенной технологии отводится самостоятельной работе студента с учетом того, что достаточно большому объему курса «Математика» отводится недостаточное время на аудиторные занятия, не остается времени и на воспитание мотивации изучения дисциплины. В таких условиях только педагогический профессионализм позволяет преподавателю организовать самостоятельную работу студента так, чтобы сформировать у него необходимый объем математических знаний. Основной целью является научить студента активно и целенаправленно изучать учебный материал. Методическая деятельность преподавателя направлена на предоставление

учебного материала и организацию методов его изучения. Можно перечислить большое количество способов и методов организации самостоятельной работы, но ее основной целью всегда являются конкретные знания основных математических понятий, умения применять их при решении задач и возможность контроля со стороны преподавателя. Здесь важно заметить, что объективный контроль со стороны преподавателя вызывает у студента ответственность, которая способствует повышению уровня знаний.

Таким образом, внедрение технологии профессионально-ориентированной математической подготовки современного специалиста на основе компьютерных средств обучения, это совместная деятельность преподавателя и студента направленная на изучение курса «Математика» с помощью информационно коммуникационных технологий. Результатом такой деятельности является формирование у студентов теоретических знаний курса, умений применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 2000.

2. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel’nye tehnologii. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.11.16

Yadreyeva A.P., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

THE IMAGE OF THE BIRD IN THE IMITATIVE DANCE MOVEMENTS OF THE NORTH. Folk dance is not only a cultural phenomenon, reflecting the artistic means surrounding reality, but being a part of ethnic culture, it is able to exert influence on the formation of ethnic identity and solidarity. In the article the author studies an imitative dance as an object of worship of the primitive associated with the cult of ancestors, totem kind with the image of the heavenly deity in the form of a woman carrying a fertility, happiness and well-being. The research suggests a deep semantic meaning of imitative movements resembling the movements of birds in dancing from cultures of the northern peoples. A folklore dance has always been regarded as an important component of a traditional folk culture as ethnographic, historical and cultural resource of the North. Thus, the bases of northern cultures’ dances are plots of the traditions and rituals, worshiping of totems of tribes, a unity with nature. Imitation of movements of birds and animals has become an element of a dance in the northern cultures.

Key words: ritual dances, traditions, folklore, dance, imitative dancing, religious cult, Yakuts, Chukchi, Yukagirs.

А.П. Ядреева, ст. преп. каф. фольклора и культуры, Институт языков и культур Северо-Восточного Федерального

Университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: alexyadreeva@mai.ru

ОБРАЗ ПТИЦЫ В ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Народный танец является не только культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В статье рассматриваются подражательные танцы в качестве объекта первобытного культа связанные с культом предков, тотемом рода, с образом небесного божества в образе женщины, несущего плодородие, счастье и благополучие. Всё указанное говорит о глубоком смысловом значении подражательных танцевальных движений птиц в культуре северных народов. Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник. В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца.

Ключевые слова: обрядовые танцы, традиции, танцевальный фольклор, подражательные танцы, религиозный культ, якуты, чукчи, юкагиры.

В новых условиях всеобщей интеграции в процессе формирования этнического сознания решающее значение приобретает ряд компонентов национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство.

Усиление интереса к динамике народного танца, к условиям появления в нем новаций, к причинам изменения традиционных танцевальных форм, элементов обусловлено, прежде всего, тем, что в последнее время скорость этих изменений стала намного

выше по сравнению с предшествующими периодами развития народной танцевальной культуры. В настоящее время достаточно очевидным становится то, что современная народная хореографическая культура не может быть сведена лишь к её традиционным компонентам. Нужен гармоничный, взвешенный подход к соотношению в ней традиций и новаций. Для изучения изображения отдельного образа и образной системы в целом необходим комплексный подход, который помогает полному раскрытию содержания танца. Целью данной работы является попытка рассмотреть подражательные образы птиц в системе традиционной танцевальной культуры народов Севера.

По мнению якутского музыковеда Г.Г. Алексеевой каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы. Из века в век передавались традиции самобытного искусства, все лучшее сохранилось в национальных праздниках, обрядах и обычаях. В северных танцах, в их мелодиях, пластике, красках воплощается вся щедрость, все богатство фантазии, своеобразие самобытного народного искусства [2, с. 47]. Безусловно, особое место в ней занимают подражательные танцы.

Изображения птиц в качестве объекта первобытного культа, по мнению исследователя Э.А. Королевой, появились уже в период палеолита. Нередко они были связаны с образом женщины. Эти изображения женских образов на камнях, рядом с водоплавающей птицей, а также скульптурные изображения женщин с гипертрофированными признаками пола и изгибами корпуса вправо и влево имеют глубокий смысл. В них зафиксирован ряд пластических элементов, сближающих образ женщины с образом птицы. Характерные положения рук, имитирующие крылья птицы, трехпалое изображение кисти являются знаком-символом птицы, а также гипертрофированные размеры половых признаков, символизирующее плодородие [3].

Читайте также:  Фиброма матки причины возникновения и лечение народными средствами

Итак, образ птиц представляется в двух ипостасях, с одной стороны он связан с культом предков, является тотемом рода, с другой стороны, образом небесного божества в образе женщины, несущего плодородие, счастье и благополучие.

Теперь рассмотрим подражательные танцы птиц, которые известны у многих народов, в т. ч. у якутов, чукчей, бурят и юкагиров. В основном они были представлены «. в ритуальных танцах, где фиксируется широкий разворот крыльев, которому уделялось особое значение. Они имитируют взмах крыла птицы» [4].

Подражательные танцы птиц присутствуют у чукчей «Танец журавля» [4] и у якутов «В долине стерхов» [5]. Элементы подражательных движений птицы лебедя присутствуют в юкагирском

танце-пантомиме, описание которого дала М.Я. Жорницкая и в круговом танце-ехор у бурят [6].

Отдельное внимание заслуживает долганский круговой танец «хэй-ро», который изучила известная исследовательница музыкальной культуры долган Г.Г. Алексеева [2]. Сразу укажем, что в большинстве случаев записи этих танцев тщательно не составлены, в них дается не полное описание движений. На наш взгляд, отсутствие какого-либо структурного элемента, т. е. отдельного движения не раскрывает смыслового значения всего танца. Поэтому при постановке подражательного танца часто встречаются трудности.

В книге «Народные танцы Якутии» М.Я. Жорницкая дает следующее описание исполнения чукотского танца журавля: «. изображая танец журавля танцующие подпрыгивают то на одной, то на другой ноге, при этом выкрикивают по журавлиному, делают взмахи руками, тем самым, подражая движению крыльев журавлей. Также в танце исполняется резкое движение вытягивание шеи вперед и назад, при этом руки должны быть соединены ладонями, которые постепенно отводятся назад» [4, с. 121].

Исследователь танцевальной культуры якутов А.Г. Лукина отмечает, что танец птицы-стерха сохранился только как рудимент и утратил многое из своих пластически-образных движений [7, с. 15].

Все вышеуказанное говорит о глубоком смысловом значении подражательных танцевальных движений птиц в культуре народов Севера. В основу традиционных танцев заложены сюжеты, связанные с традициями и обрядами конкретного этноса: преклонение тотемам родов, единение с северной природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца. Специфика танцевального фольклора народов Севера в немалой степени определяется тем, что он является формой пластического образного освоения действительности. Вследствие этого, северные танцы отличаются экзотичностью, свободой пластики, динамикой ритма, сплетением вокала и горлового пения.

1. Выготский Л.П. Психология искусства. Москва, 1987.

3. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.

4. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. Москва: Наука, 1966.

5. Толстякова С.П. Танцы земли Олонхо. Якутск: Центр культуры и искусства имени Кулаковского Министерства культуры Республики Саха (Якутия), 1993.

6. Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевально-игровая культура бурят Приангарья: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ, 2001.

7. Лукина А.Г. Традиционные танцы Саха. Новосибирск, 2005.

8. Буксикова О.Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири: учебное пособие. Улан-Удэ, 2006. References

1. Vygotskij L.P. Psihologiya iskusstva. Moskva, 1987.

3. Koroleva ‘E.A. Rannie formy tanca. Kishinev, 1977.

4. Zhornickaya M.Ya. Narodnye tancy Yakutii. Moskva: Nauka, 1966.

5. Tolstyakova S.P. Tancy zemli Olonho. Yakutsk: Centr kul’tury i iskusstva imeni Kulakovskogo Ministerstva kul’tury Respubliki Saha (Yaku-tiya), 1993.

6. Nikolaeva D.A., Buksikova O.B. Tanceval’no-igrovaya kul’tura buryatPriangar’ya: uchebno-metodicheskoe posobie. Ulan-Ud’e, 2001.

7. Lukina A.G. Tradicionnye tancy Saha. Novosibirsk, 2005.

8. Buksikova O.B. Transformaciya vhoreografii tradicionnyh igr narodov Sibiri: uchebnoe posobie. Ulan-Ud’e, 2006.

Статья поступила в редакцию 09.11.16

Abdusalamov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Information Law and Legal

Informatics, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: abd-rus@yandex.ru.

Magdilova L.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Law and Legal Informatics,

Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: maglar@mail.ru

METHODICAL ASPECTS OF TEACHING INFORMATION LAW TO LAW STUDENTS. The article presents a study of specifics in teaching methods at classes on information law to university students, based on current information legislation and research results in the field of legal regulation of the information sphere. The article considers a problem of studying information law in the transition to two-level training of lawyers, as well as the use of innovative learning technologies to improve the process of formation of common cultural and professional competences of future lawyers. The results of the research shows that there is need to develop methods of interactive forms of practical training, including active interaction of a teacher and students and students among themselves.

Key words: information society, information resources, information relations, information technology, information security, innovative educational technologies.

Р.А. Абдусаламов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационного права и информатики юридического факультета,

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: abd-rus@yandex.ru

Л.В. Магдилова, канд. экон. наук, доц. каф. информационного права и информатики юридического факультета,

Дагестанский государственный университет, г Махачкала, E-mail: maglar@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО» СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ

В статье представлено исследование особенностей учебной дисциплины информационного права, базирующегося на действующем информационном законодательстве и результатах научных исследований в области правового регулирования информационной сферы. В статье рассмотрена проблема изучения информационного права при переходе к двухуровневой системе подготовки юристов, а также использования инновационных технологий обучения для совершенствования процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих юристов. Результатом проведённого исследования являются разработанные методики интерактивных форм проведения практических занятий, включающих активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой.

Ключевые слова: информационное общество, информационные ресурсы, информационные отношения, информационные технологии, информационная безопасность, инновационные образовательные технологии.

В современных условиях развития информационного общества и формирования государственной образовательной политики важнейшей задачей является сбалансированное развитие научного и учебного уровня знаний. Утверждение информационного права на уровне номенклатуры научной специальности в качестве самостоятельного направления юриспруденции не подкреплено решением о включении учебной дисциплины «Информационное право» в состав образовательных программ про-

Источник

Особенности хореографического творчества коренных жителей, населяющих север Сибири

Характеристика культуры народов Севера, ориентированной на конструктивные взаимоотношения человека с природой. Рассмотрение особенностей танцевального искусства якутов, ненцев, эвенков, чукчей. Проблема сохранения и развития хореографического творчества.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.11.2015
Размер файла 44,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности хореографического творчества коренных жителей, населяющих север Сибири

1. Танцевальное искусство якутов

2. Танцевальное искусство ненцев

3. Танцевальное искусство эвенков

4. Танцевальное искусство чукчей

Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии» (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия», концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока до 2015 года».

Исследование самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера имеет широкое предметное поле. От таких универсальных, как мифологии, ритуалы, до локальных обычаев и обрядовых практик, представляющих чисто этнографический интерес.

Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий, но только в XIX-XX вв. мировая наука открыла и сделала общедоступными выдающиеся явления культуры, созданные проживающими на Севере России народами. Каждый из них имеет свою мифологию, полную глубокой философии и поэтической образности. Эпические сказания насыщены символами и иносказаниями; в обряды и ритуалы включены песни и танцы, сопровождаемые игрой на уникальных музыкальных инструментах.

1. Танцевальное искусство якутов

По своей традиционной структуре якутские танцы сдержанны, спокойны. Женские танцы лишены наступательности. Их отличает плавность, изящество, грациозность, женственность. Для мужских танцев характерны основательность, ясность, и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство. Детские танцы эмоционально окрашены более ярко, динамичны, стремительны. В танцах саха, прежде всего, привлекают внимание естественность, простота, чистота и разряженность пластического рисунка характерен размеренный ритм. Движения ног не превалируют над движениями рук, головы.

2. Танцевальное искусство ненцев

Северосамодийские народы, в том числе ненцы, издревле были ориентированы на традиционную пластику, входящую составной частью в обряды и ритуалы, связанные с культом плодородия и культом матери-природы. Не умея разгадать тайны природы, люди наделяли ее сверхъестественной силой, создавая богов, поклонялись им и посвящали им свои танцы. Если танцы вовремя не подвергались переосмысливанию, они теряли свой магический смысл и уходили из быта народа. Поэтому до настоящего времени не дошли старинные ненецкие танцы. О танце не было ни исследовательской работы, ни художественной литературы. К поискам его не организовывались никакие экспедиции. Но все, же следы существования его в быту у ненцев можно найти в скупых описаниях этнографов, ученых и в рассказах очевидцев. Так, например, гласит давняя запись ученого Петра Симона Палласа, когда в 1778 году он увидел ненецкие танцы и описал их: «Я еще должен сказать об увеселениях самоедских. Когда их много съедется в одно место, то в веселых случаях делают празднества, кои состоят в борьбе и в скакании до известной метки. Пляшут также с бабами в кругу, пара по паре. Но пляска их состоит, чтоб, не сходя много с места, делать всякие телодвижения и ломки, переступая в такте: вместо же музыки храпят в нос, и некоторый слог выражают, а бабы равным образом под такту отхрапывают».

В историографии существовало мнение, что народы Севера отличаются сумрачным нравом и не имеют своих развлечений. На ошибочность подобных воззрений в свое время справедливо указал известный знаток культуры и быта народов Севера В.Г. Богораз: «Жители Крайнего Севера не менее склонны к возбуждению и быстрому движению, к веселью и смеху, чем жители крайнего юга». И сама жизнь доказала это.

После Октябрьской революции, в невиданно короткий срок неузнаваемо меняется жизнь ненцев. Впервые в истории народа создается ненецкая письменность, начинает развиваться литература. Большое значение приобретает изучение фольклора, хранящего художественные традиции многих поколений и явившегося летописью жизни ненецкого народа. В конце 50х-начале 60-х годов ХХ века деятели науки и культуры обращают пристальное внимание на историко-этнографическое изучение танцев народов СССР. В поле их изучения попадает и ненецкое искусство. Широкое развитие ненецкого танца связано с именем Татьяны Федоровны Петровой-Бытовой педагога-балетмейстера отделения народов Севера Ленинградского педагогического института им. Герцена. Но надо отметить тот факт, что первая ненецкая танцевальная группа была создана в начале 50-х годов в Нарьян-Марском Доме народного творчества. Маленький коллектив вызывал живейший интерес, хотя программа его выступлений не отличалась национальным колоритом. Например, на заключительном концерте областного смотра художественной самодеятельности Архангельской области 2 марта 1954 года ансамбль в составе М. Бобриковой, К. Выучейской, Т. и К. Латышевых, С. Пичковой и Е. Соболевой исполнил песни «Партии спасибо», «Река Ханзерова» и «Песню о Севере» П. Кольцова. Это первое выступление на областной сцене показало необходимость дальнейшего серьезного развития ненецкого искусства. Поэтому в 1962 году в Нарьян-Мар из Ленинграда приезжает балетмейстер Т.Ф. Петрова-Бытова, которая осуществляет первые постановки танцев под напев ненецких народных песен.

Одним из первых опытов хореографического воплощения колоритных сцен из жизни ненцев можно назвать постановку под названием «Дружба ненцев с поморами». Ее осуществил в 1955 году танцевальный коллектив Северного государственного русского народного хора под руководством балетмейстера М. Годенко. В ее музыкальной части были использованы народные напевы. Консультантом и непосредственным участником постановки была Евгения Андреевна Соболева, которая после окончания Архангельского музыкального училища стала руководителем самодеятельного ненецкого молодежного ансамбля песни и танца «Хаяр». Впоследствии «Хаяр» станет своеобразной базой развития национального искусства Ненецкого округа.

Первой программой ансамбля стала вокально-хореографическая композиция по популярнейшей ненецкой сказке о добром великане. «Добрый великан» сразу определил лицо ансамбля и направления творческих поисков на пути развития национальной хореографии, ненецкой песни и музыки. За 50 лет творческой деятельности национальный самодеятельный коллектив «Хаяр» прошел нелегкий, но прекрасный путь в искусство. И этим он обязан многим талантливым людям: композиторам, поэтам, балетмейстерам, которые помогли этому коллективу обрести свое лицо, воплотить на сцене ненецкий народный фольклор.

В феврале 1979 года в п. Нельмин-Нос образован Ненецкий ансамбль песни и танца «Маймбава» (Радость). Его бессменным руководителем почти 30 лет была Канюкова Татьяна Ивановна. В своем творчестве ансамбль до сих пор придерживается этнографической точности исполнения. А стиль «Маймбава» отличает мягкость и прозрачность звучания, искренность и непосредственность. Сегодня ансамбль находится в творческом поиске и пытается искать вдохновение для новых постановок в ненецком фольклоре. Так как именно ненецкий фольклор является фундаментом для современного развития традиционного танцевального искусства. В репертуаре «Маймбава» появляются имитационно-подражательные танцы, законченные танцевальные миниатюры, очень лаконичные и выразительные, с четким графическим рисунком движений.

В 1995 году в п. Красное появляется самодеятельная вокальная фольклорная группа «Нянэй сё» (Родные напевы). Инициатором создания группы явилась Валентина Васильевна Рокина. Художественным руководителем стала Екатерина Петровна Тайбарей, уроженка Малоземельской тундры. Хотя группа вокальная, а в репертуаре преобладают ненецкие народные и авторские песни, все же они стараются воплощать на сцене ненецкие сказки и обряды, с использованием танцевальных движений, заимствованной у животных и птиц. Звуковой фон, сопровождающий движения, напоминает шум моря, хорканье оленя, крик чайки и т.п.

К сожалению, за последние 15 лет не появились новые коллективы художественной самодеятельности, которые бы могли подхватить эстафету дальнейшего развития и усовершенствования традиционного танцевального искусства. Не говоря уже о том, что в Ненецком округе вообще не существует детских ненецких фольклорных коллективов. И здесь есть над, чем задуматься, тем более, что в настоящее время художественная самодеятельность требует профессионального руководства. По отношению к фольклору профессиональное искусство представляет собой новую, более высокую ступень развития танцевального творчества.

Ненецкое национальное искусство в годы Советской власти, бесспорно, получило широкий расцвет благодаря неустанной заботе партии и правительства о развитии культуры малых народностей нашей страны. Хотелось бы, чтобы и сегодня малочисленные народы Севера ощущали пристальное внимание и особую национальную политику государства в северных регионах России. Несмотря на то, что коренные народы приспособлены к жизни в экстремальных условиях Севера, они с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим реалиям, постепенно утрачивают свои этнические, культурные, социальные традиции и язык. Указанные обстоятельства подчеркивают насущную необходимость для более глубокого изучения процесса сохранения, изучения и развития ненецкой хореографии, тем самым обеспечивая поддержку движения северных народов к самосохранению и саморазвитию в современном мире.

3. Танцевальное искусство эвенков

Эвенки на протяжении веков создали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства эвенков было обусловлено особенностями их производства и быта, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр эвенков. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения эвенков по территории их современного обитания.

Многие обрядово-ритуальные празднества не обходились без имитационно-подражательных танцев. Тесная связь с природой играет важную роль в создании лексики танцев. На характерную, своеобразную пластику оказали и природно-климатические условия: строение тела, формирование корпуса и отдельно пластику рук и ног. Большое влияние на традиционную культуру эвенков оказывает вероисповедание. Будучи язычниками, эвенки, имеют свои мифические, реальные представления о тотеме. В процессе урбанизации были утрачены различного рода обряды, традиции и возможно даже повлияло на мировоззрение эвенков. Нами тщательно разобран распространенный у эвенков «Медвежий праздник», которой в дальнейшем будущем может послужить интересным материалом для широкого круга лиц, интересующихся культурой эвенков.

Традиционным занятием эвенков в далеком прошлом была охота на дикого оленя, лося, а в прибрежных районах рыболовство. Эвенки около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается до настоящего времени их основным занятием. В исследовательской литературе (XVII-XIХ вв.) эвенки были известны как тунгусы и делились на несколько обособленных групп: северную, южную и восточную. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловливающие полукочевой и кочевой образ жизни. Большую часть года эвенки вели кочевую жизнь, занимаясь охотой.

Р.К. Маак (руский натуралист, исследователь Сибири и Дальнего Востока, педагог) обследовавший несколько позже Вилюйский округ, тоже отметил, что пляска тунгусов доходит до «бешенства». Но уже в конце XIX в. В.С. Серошевский обратил внимание на замедление темпа тунгусского танца под влиянием якутов: «Движения тунгусов легки, часто грациозны, всегда порывисты. Впрочем, эта порывистость, почти судорожность движений значительно сглаживается с переменой образа жизни и платья. Оседлые тунгусы, скотоводы, в просторных якутских сонах (верхняя одежда) двигаются так же солидно, как и якуты; наоборот, занимающиеся охотой вместе с тунгусами якуты, в легких тунгусских костюмах в обтяжку, усваивают до некоторой степени порывистость и урывчатость тунгусских движений». Все это говорит о том, что даже в раннее время совместное проживание двух народов приводило к взаимовлиянию их культур.

У эвенков повсеместно существовал обычай совершать над убитым медведем особый обряд, носивший характер массовой родовой религиозной церемонии, обязательной для каждого члена рода. Обряд этот представляет для исследователя традиционной танцевальной культуры интерес в том отношении, что дает возможность проследить ряд важных моментов, относящихся к разработке лексики танцевальной культуры этого народа, данная нами на примере одного, наиболее крупного, распространенного и разработанного исследователями материала по «медвежьему празднику».

4. Танцевальное искусство чукчей

Воссоздать историю народной хореографии чукчей довольно сложно. Дореволюционные источники не содержат сколько-нибудь значительных описаний этой стороны жизни народа. Мы располагаем лишь отрывочным, разрозненным материалом. Судя по описаниям этнографов, путешественников, традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.

Где-то в 30-е гг. прошлого столетия начали образовываться самодеятельные фольклорные ансамбли на основе уже имеющихся самобытных фольклорных групп в чукотских и эскимосских общинах. Изначально как таковых фольклорных групп не наблюдалось, сбор различных танцовщиков и песенников происходил во время значимых для селения события. Обычно это были традиционные праздники, во время которых помимо ритуалов, обрядов и угощения, проходили конкурсы и просто групповые и сольные выступления любителей. С приходом советской власти и в силу ряда причин в появившихся домах народного творчества стали образовываться специализированные фольклорные группы, которые были уже частично оторваны от традиционного образа жизни, выведены, так сказать, в отдельный культурный пласт. Одними из первых на Чукотке стали появляться самодеятельные коллективы Чукотского района («Белый парус», «Уэлен»), Анадырского района («Марковские вечорки») и другие.

Развитие и поддержка народного песенно-танцевального творчества коренных малочисленных народов Чукотского автономного округа особенно активно проходили в 60-е гг. ХХ века. Этому способствовали специалисты по фольклору М.Я. Жорницкая, Т.Ф. Петрова-Бытова, Е.А. Рультынэут и многие другие. В то время появилось уже большинство из ныне существующих фольклорных коллективов.

Для чукотских танцев, в отличие от эскимосских, была характерна свободная импровизация вне строгой музыкальной структуры. Темп зависел от темы и настроения танцора и его темперамента. Как отмечает Екатерина Рультынэут в своей книге: «Для чукотского танца, особенно женского, очень характерна пластика рук, плавные переходы одного движения в другое, поэтичность, напевность».

Песенное творчество для прибрежных жителей полуострова неотделимо от танцев и от праздников, и как таковых отдельных песен у них нет. Для тундровых жителей танцы также были присущи праздничному времени, а вот песни исполнялись всегда. В личных чукотских песнях пелось об охоте, о каком-то ярком событии, о рождении олененка и т. д.

Фольклорное самодеятельное творчество Чукотки впитало в себя праздничные исполнительские традиции приморских и тундровых жителей. Оно развивалось и крепло. Со временем, конечно, творчество утрачивало свою аутентичность, приобретая черты современной хореографии и вокального исполнительства. Но на протяжении всего времени сохраняли и бережно передавали песенно-танцевальные, обрядово-ритуальные и языковые традиции чукчей и эскимосов народные творцы, самобытные композиторы-песенники и хореографы.

Третий тип танцев, характерный для обрядов благодарения, назывался «тевляыргын» (стряхивание). В религиозно-культовой традиции чукчей большое место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов. Одним из них был «тевляыргын».

Кроме плясок-пантомим, входивших обязательными элементами в сюжетную канву обрядов и праздников, существовали и такие, которые носили скорее развлекательный характер. Исполнялись они соло или парами под аккомпанемент бубна. Эти импровизации, не теряя традиционной формы и сюжета, обрастали новыми оттенками, что придавало им скорее развлекательный, нежели магический характер. Показателем перехода плясок-пантомим от обрядовых к зрелищным может служить юмористическая оценка изображаемого.

Современное танцевальное искусство чукчей, сохраняя свои национальные особенности, обогатилось новыми формами и содержанием. При этом одной из эффективных форм отображения современности по-прежнему является пляска-пантомима. Наиболее многочисленны танцы промысловой тематики: «Охота на моржа», «Охота на песца», «Охота на уток» и т.д. Наблюдательность, великолепное знание животного мира, изумительная точность в пластическом воспроизведении поведения зверя отмечают эти танцы-пантомимы.

Всего в репертуаре ансамбля более 70 произведений вокального и хореографического искусства. Ансамбль является Лауреатом Премии Ленинского Комсомола; Дипломантом Всероссийского конкурса ансамблей песни и танца; Всемирных фестивалей молодежи и студентов, Международного конкурса «Голос Азии», Международных фестивалей фольклорной музыки в Монтере и Монтиньяке (Франция), многочисленных Международных фестивалей фольклорной музыки народов Севера.

Актуализация внимания к проблемам народов Севера во многом связана с активной деятельностью Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которая, завоевав авторитет как внутри страны, так и на международном уровне, приобрела богатый опыт ведения переговоров и организации самоуправления, решения многих текущих проблем во взаимодействии с государственными структурами, промышленными корпорациями, многочисленными союзниками. Поднимаемые Ассоциацией проблемы народов Севера уже не могут игнорироваться ни органами власти, ни общественностью. Наконец, существенное значение имеют новые планы грандиозного промышленного освоения Арктики и Северного Ледовитого океана, которое неизбежно затронет территории проживания многих коренных малочисленных народов и окажет существенное влияние на все стороны их жизни.

Надо сказать, что в последнее время изменилось отношение к народам Севера. На международном уровне приняты важные нормативно-правовые документы, защищающие интересы и права коренных народов; работает Постоянный форум коренных народов мира; в Конституции РФ особо выделена статья, посвященная гарантиям прав народов Севера в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; приняты несколько федеральных законов, непосредственно касающихся народов Севера; на федеральном уровне неоднократно утверждались государственные программы их социально-экономического развития; принята соответствующая концепция; в утвержденной Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» среди приоритетов развития предусмотрены сохранение культуры народов Севера и повышение качества их жизни; при полномочном представителе президента в Сибирском федеральном округе 10 лет работает консультативно-экспертный совет по делам этих народов, ежегодно в разных регионах России 9 августа проводится установленный Генеральной Ассамблеей ООН Международный день коренных народов мира (International Day of the World’s Indigenous People), одна из задач которого состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности и органов власти к проблемам и правам этих народов и т. п.

В XXI веке обращение к танцу как виду искусства, в частности к танцу народному, должно быть настоятельной необходимостью, ибо осмысление богатейшего духовного и творческого народного опыта, запечатленного в танце, поможет человечеству стать нравственно и эстетически обновлённым. В значительной степени сказанное относится к танцевально-пластическому наследию народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, культура которых в конце XX века оказалась на пороге всемирного признания.

Тесная связь с природой играет важную роль в создании лексики танцев. На характерную, своеобразную пластику оказали и природно-климатические условия: строение тела, формирование корпуса и отдельно пластику рук и ног. Большое влияние на традиционную культуру коренных народов Севера оказывает вероисповедание. Будучи язычниками, вышеперечисленные народы имеют свои мифические, реальные представления о тотеме, того или иного народа. В процессе урбанизации были утрачены различного рода обряды, традиции и возможно даже повлияло на мировоззрение этих народов. Полученные результаты анализа танцев коренных народов Севера с точки зрения сюжета и лексики, а также характеристики танцевальной культуры могут быть полезны для специалистов-хореографов, этнографов, культурологов, а также для широкого круга лиц, интересующихся культурой этих народов.

Анализ конкретных подражательных танцев представляет интерес для самих носителей культуры. Танцевально-пластическая культура народов Крайнего Севера заслуживает самого серьёзного исследовательского внимания не только в историко-этнографическом плане. Такое исследование может серьёзно помочь в осмыслении современной культуры, для которой характерны сложные, разноуровневые этнокультурные контакты и взаимодействия.

1. Айзенштадт А.М. Напевы эвенкийских танцев. // Советская музыка. №7. 2000 г.

5. Бурнаев А.Г. Культура этноса воплощённая в танце. Саранск, 2002 г.

10. Воблов И.К. Эскимосские праздники. // Сибирский этнографический сборник. I. 2002 г.

Источник

Правильные рекомендации