- Роль народной педагогики в воспитании детей статья (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- народная педагогика
- Смотреть что такое «народная педагогика» в других словарях:
- Формы реализации народной педагогики
- НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Смотреть что такое «НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА» в других словарях:
- Глава 6. Народная педагогика, её роль и место в воспитании
Роль народной педагогики в воспитании детей
статья (подготовительная группа) на тему
Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Применяемых широкими массами трудящихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Зульфия Фариловна
Воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам МБДОУ №88,
Роль народной педагогики в воспитании детей
Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения. Применяемых широкими массами трудящихся.
Изучая народную педагогику, нам приходится использовать методы исследования и источники других наук, особенно фольклора и этнографии, дающих значительный фактический материал по народному воспитанию.
Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение к старшим, вежливость, дружба и товарищество, патриотизм, правдивость, честность и т. д.
Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных, нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.
В народной педагогике накоплен многовековой воспитательный опыт трудящихся масс.
Привлечение положительного опыта народной педагогики и простых норм нравственности данного народа в воспитательной практике современной школы и детских садов имеет большое значение для повышения эффективности всего воспитательного процесса. Усвоение определенной суммы морально-этических правил должно сопровождать развитие ребенка в семье, в детском саду, в школе.
Обращается большое внимание на воспитание у детей уважения к старшим. Эта черта считается признаком благовоспитанности молодого человека. Купая ребенка в первый раз, уже повивальная бабка приговаривала:
Это наставление затем многократно повторяется родителями и усваивается детьми очень рано. Детям внушают, что они сами станут взрослыми и будет очень плохо, если их не будут уважать дети.
Гуманность и вежливость проявляются и в гостеприимстве, которое отличается многими исследователями, как характерная черта народа. Умение принимать гостей – большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь.
Слово «гостеприимство» в переводе на татарский язык состоит из слов «сый-хөрмәт – угощение – уважение». Само это выражение говорит уже о том, что угощение не просто кормление гостя, но главным образом, признак уважения к человеку:
Народная педагогика выступает против эгоизма, самолюбия. Кто отрывается от коллектива, от масс, ставит себя выше других, тот не может и не в состоянии совершить что-либо существенное:
Родина – это колыбель человека. С ней связана вся его жизнь.
В моральном воспитании значительную роль играют пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки любого народа являются как бы кратким моральным кодексом. Выработанным многовековым опытом трудящихся. Пословицы и поговорки татарского народа всегда использовались как средство убеждения в воспитательной практике. Вот, например, пословица воспитывающая вежливость:
Воспитательное воздействие на своих детей коренится в авторитете, личном примере взрослых. Роль родителей в правильном наставлении детей огромна. На это указывают многие народные изречения:
В татарской народной педагогике о старшем брате принято говорить с особенным уважением и любовью. Старший брат всегда поможет, научит, если нужно – защитит, поддержит. Младшие дети должны подчиняться старшим, как более опытным, прислушиваться к их советам. В народе осуждаются семьи, в которых:
Таким образом, в ходе всей жизни татарского народа сложились моральные нормы и требования к молодежи, а также своеобразные средства и методы нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Повышение активности родителей в использовании народного фольклора в воспитании детей. Задачи: 1. Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений. 2. Способ.
Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением.
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм.
Источник
народная педагогика
Смотреть что такое «народная педагогика» в других словарях:
Народная педагогика — система семейного и общественного воспитания, основанная на национально исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально эстетические пристрастия. В этом … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру… … Российская педагогическая энциклопедия
народная педагогика — liaudies pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis Tautos empirinių ugdymo žinių, pažiūrų ir patirties tyrimo mokslas. Jo šaltiniai: folkloras, šeimos auklėjimo tradicijos, žaislai ir žaidimai, jaunimo šventės, senų žmonių prisiminimai.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Народная педагогика — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую… … Педагогический терминологический словарь
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — (синоним этнопедагогика) совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях,, народном этическом и художественном творчестве, национально специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Педагогика народная — см. Народная педагогика … Педагогический терминологический словарь
Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПЕДАГОГИКА — (буквально с греческого вождение детей) совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную … Социология: Энциклопедия
Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность пед. сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. П. н. содержит… … Педагогический словарь
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия
Источник
Формы реализации народной педагогики
Светлана Кондратова
Формы реализации народной педагогики
Формы реализации народной педагогики
Коллективная, всеобщая форма педагогических традиций, поиск, выявление и применение на практике педагогических элементов в каждой детали быта и жизни, неосознанное, неотчетливое стремление максимально педагогизировать всю окружающую человека среду, общественный контроль за осуществлением традиций в его различных национальных формах, социальная память как способ передачи опыта – таковы основные социальные элементы в народных педагогических традициях.
Народная педагогика действует через ряд конкретных форм ее реализации.
Первая. Создание образа совершенного человека, который вступает как отражение коллективного опыта данной общности людей, как эталон, к которому должен стремиться каждый, как идеал, в котором сконцентрирована цель воспитания.
Вторая. Каждый член общества является одновременно и объектом и субъектом воспитания, и учителем, и учеником.
Третья. Главным методом воспитания считается воспитание в процессе труда. Участие в общественном труде рассматривается как обязательное требование к каждому члену общества.
Четвертая. Процесс воспитания сопровождается максимальным расширением набора воспитательных средств и связан практически с педагогизацией всех условий жизни человека и коллектива, общности.
Пятая. Общественный постоянный контроль за каждым через общественное мнение.
Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций, той или иной идеологии. Народная педагогика проявляется в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспитанию детей.
Аграрно-календарные праздники (Святки, Масленица, Иванов день и др.) составляли важную часть всей праздничной обрядности; в них отразились следы дохристианских верований.
Дух жизнелюбия, народная праздничная культура создала главные эстетические ценности – чувства единения с природой, поэтику природы, поэтику художественного творчества.
Мир народной игры, песни, наигрыша, пляски, традиционной обрядности, состязания в силе и ловкости удивительно созвучен мироощущению детей. Духовному развитию ребенка в традиционной культуре детства способствовала особенность художественных форм в системе детской праздничной культуры, единство образной системы «детского» и «взрослого» фольклора в их универсально-бытийной форме, так как они обусловлены едиными типами мышления и сознания, чем обеспечивается возможность художественной реконструкции и воссоздания народных праздничных традиций в культуре детства.
Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС до «Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями Педагоги.
Формы и методы организации детей при реализации образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» Содержание образовательной области «Художественное –эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической.
Формы и методы реализации познавательно-речевого направления развития дошкольника «Формы и методы реализации познавательно-речевого направления развития дошкольника». Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от.
Презентация «Формы и методы реализации программы по духовно-нравственному воспитанию как направление инновационной работы» На современном этапе в связи уже с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления.
Формы организации воспитательной работы в коллективе при реализации программы для начальных классов «Рисуем пером и мышью» Образовательная программа «Рисуем пером и мышью» рассчитана на три года, она способствует творческому развитию детей и расширению кругозора.
Фотоотчет. Семинар «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Нам, педагогам дошкольного образования, воспитателям очень сильно повезло, потому что в наш город приехал с лекциями уникальный человек,.
Фотоотчёт о реализации проекта «В гостях у русской народной сказки» в подготовительной группе В прошлом учебном году мы работали над реализацией нескольких образовательных проектов. Одним из самых любимых детьми оказался проект «.
Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами народной педагогики ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Современные формы работы с родителями воспитанников ДОУ в процессе реализации федеральных государственных стандартов С вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, взаимодействие образовательной организации и родителей.
Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов.
Источник
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА
совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат. традициях разных народов.
Источниками изучения Н.п. являются фольклор, этнографич. и антропологич.материалы, археологич.находки, мемуарная лит-ра и др. Нормативные требования Н.п. преим извлекаются из устного нар. творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, Н.п. в совокупности составляет целостную воспитат. систему.
Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич. принципы Особенно плодотворны идеи и опыт Н.п. в дошк. воспитании, как общественном, так и семейном.
В нар. сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл. народов имеется много метафор, передающих конкретные пед.представления «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя» и т. д. Положения о возможности воспитания и непрерывности пед.традиции реализовались гл. обр. через устное нар. творчество. Произведения фольклора, часто описывающие ист. события, являлись не только носителями пед.идей, но и своего рода дидактич. материалом.
В Н.п. прослеживается логич.стройность и системность. Пед.понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др. Традиц.представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в Н.п. в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц.педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед.цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр., «добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей (напр., «три добра — доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» — согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц. нар. понимание пед.функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств. достоинства, физич. силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, т.н. материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл. возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич. упражнениями. В нар. традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл. состязаниями, театрализов представлениями, маскарадом.
Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед.системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие пед.науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч. педагогика основывалась на сложившихся воспитат. традициях, в пед.практике отражался опыт нар. воспитания В классич.педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар. пед.традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика» На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей») Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед.систему К.Д. Ушинского. Своеобразное преломление опыт традиц.воспитания получил в ведущих пед.направлениях 20 в, в т.ч. в педагогической антропологии.
В рос. пед.теории термин «Н и » впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге «Родное слово» Подчеркивая воспитат. значение рус. сказок, педагог назвал их «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед.трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др. Удачный опыт соединения традиц.воспитания с пед.теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш. учит школа И Я Яковлева
Лит Ханбиков Я И, К изучению нар. педагогики, «Доклады АПН РСФСР», 1961, №3, Егоров Д E Нар. пед.традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш. яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар. воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Суслопарова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л —маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз); S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. u P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogica a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicaton, Buc, 1978 Г Н Волков
Смотреть что такое «НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА» в других словарях:
Народная педагогика — система семейного и общественного воспитания, основанная на национально исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально эстетические пристрастия. В этом … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
народная педагогика — liaudies pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis Tautos empirinių ugdymo žinių, pažiūrų ir patirties tyrimo mokslas. Jo šaltiniai: folkloras, šeimos auklėjimo tradicijos, žaislai ir žaidimai, jaunimo šventės, senų žmonių prisiminimai.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
народная педагогика — (синоним этнопедагогика) совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях,, народном этическом и художественном творчестве, национально специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей… … Этнопсихологический словарь
Народная педагогика — совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую… … Педагогический терминологический словарь
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА — (синоним этнопедагогика) совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях,, народном этическом и художественном творчестве, национально специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Педагогика народная — см. Народная педагогика … Педагогический терминологический словарь
Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПЕДАГОГИКА — (буквально с греческого вождение детей) совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную … Социология: Энциклопедия
Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность пед. сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. П. н. содержит… … Педагогический словарь
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия
Источник
Глава 6. Народная педагогика, её роль и место в воспитании
Существенным элементом духовного наследия каждого народа являются его педагогические взгляды и опыт народного воспитания, отражающие многовековую педагогическую практику широких народных масс. Анализ показывает, что прогрессивные мыслители прошлого отражали передовые педагогические идеи своего времени и в педагогических поисках опирались на народный опыт воспитания.
Особое внимание народному опыту воспитания уделял К.Д. Ушинский. Будучи отличным знатоком фольклора и уклада жизни русского народа, его философии, психологии и педагогики, он пришел к выводу, что русское народное воспитание существует столько же, сколько сам русский народ.
Народ в течение многих веков накопил громадный опыт воспитания подрастающего поколения, и особенно, опыт формирования простых норм и правил поведения людей.
Содержание, методы и средства воспитания, основанные лишь на жизненном опыте, носили характер эмпрических рекомендаций и не получили на протяжении веков научного обобщения, несмотря на это, опыт народных масс в воспитании детей служил интересам народа, в нем мы находим много прогрессивного, истинно гуманного и демократического.
Коллективный педагогический опыт, созданный народом, нашел отражение в его лучших традициях, обычаях, устном народном творчестве и т.д.
Педагогический опыт народа, его требования к нормам нравственности, цели и средства особо ярко выражены в устном народном творчестве: легендах, эпосах, поговорках, пословицах, загадках и т.д. Они наиболее распространены, доступны для каждого, служат средством воздействия на сознание, чувства детей и формирование у них положительных моральных качеств.
Таким образом, определяя роль и место народной педагогики в системе воспитания молодежи, мы не должны допускать переоценки опыта воспитания народных масс, так же как и не должны игнорировать его.
Изучение народной педагогики невозможно без тщательного анализа философских и психологических внедрений народа. Исследование народной педагогики имеет не только историко-познавательное, но и определенное практическое значение. Опыт народной педагогики обогащает арсенал воспитательных средств и воздействует на современную научную педагогику.
Источник