Несколько предложений на тему сокровища духовной народной мудрости

Беседа на тему «Сокровищница народной мудрости»

Сокровищница народной мудрости

Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «С родной земли — умри, не сходи», «За правое дело стой смело».

Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): «Белые ручки чужие труды любят», «Не сметя силы, не поднимай на вилы», «На чужой спине беремя легко», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Часом опоздано, годом не поверстаешь», «Слово не стрела, а разит».

Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия — все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: «Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Молебен пет, а пользы нет», «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу».

И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.

Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.

Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего. ( 1957)

Источник

Сокровищница народной мудрости (методические рекомендации)

Татьяна Красницкая
Сокровищница народной мудрости (методические рекомендации)

«Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён не знает» (К. Д Ушинский)

Устное народное творчество-история народа, его духовное богатство. Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях создания. Один из пластов этого создания-мудрость воспитания. Народ-величайший педагог-мыслитель, педагог практик.

«Воспитание существует в русском народе столько же веков сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю» (К. Д. Ушинский)

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственно-патриотического облика ребенка. А при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Богатейший материал для воспитания нравственно-патриотических качевств у дошкольников содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества для дошколят пословицы и поговорки занимают особое место. Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение,деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие, одобрить дружелюбие и трудолюбие. В пословицах и поговорках отразились счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы в семье была «полно горница детей». Счастье родителей и счастье детей-нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так и подмечает: «Добрые дети-делу венец, а плохие дети- дому конец», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не успеешь», «Дитятко это тесто: как замесишь, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил».

Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека,выражений в пословицах и поговорках: от трудолюбия до любви и дружбу,от культуры поведения до любви к Родине: «Любовь к Родине сильнее смерти», «Человек без Родины-соловей без песни»

Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Не даром в создании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка-конца не знает».

Пример родителей-лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. «Родители трудолюбивы- и дети не ленивы», «Какова матка, таковы и детки». Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которого накопил народ за его многовековую историю.

Пословицы и поговорки переходили из века в век и несомненно еще пригодятся-ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Порой она даже возросла в следствии расширения предметно-речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц и поговорок стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы и поговорки пришли в речь наших современников и такими от нас перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословиц и поговорок продолжается.

Читайте также:  Продукцию какого народного промысла часто называют золотой

«Воспитание существует в русском народе столько же веков,сколько существует сам народ,-с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю» (К. Д Ушинский)

Игра-путешествие «По страницам книги народной мудрости» (старшая логопедическая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Игра-путешествие «По страницам.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Былины-кладезь народной мудрости Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Былины- кладезь народной мудрости Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств.

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Методические рекомендации для родителей по театрализованной деятельности С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать для него атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить.

Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий. Пояснительная записка. В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных.

Методические рекомендации на тему «О структуре музыкальности» Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Методические рекомендации по составлению годового плана МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной.

Методические рекомендации по построению недельного проекта Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте на примере исследовательского проекта: «Что значит.

Источник

Конспект урока по литературному чтению с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре»

Содержимое публикации

Конспект урока по литературному чтению

с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: «Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре»

напомнить учащимся правила обращения с книгами;

познакомить с тем, как создавались книги в давние времена;

при­вивать интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке;

отра­батывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить значение слова в толковом словаре, читать вслух с постепен­ным переходом на чтение про себя, объяснять смысл пословиц о книгах.

Оборудование : карточки с текстом речевой разминки, с зада­ниями для самостоятельной работы, слова на доске (можно поль­зоваться магнитной азбукой); выставка любимых книг.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова — дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

— Что вас особенно тронуло в стихотворении?

— Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

— Прочитайте выразительно это стихотворение.

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Работа по теме урока

— Прочитайте высказывания внимательно.

— Поработайте в паре, объясните высказывания, как вы их понимаете.

(Самостоятельная работа учащихся)

Продолжение работы по теме урока

(Дети находят значение слов и зачитывают их)

Невежда — малообразованный человек, а также человек, не­сведущий в какой-нибудь области.

Сеет — рассыпает, заделывает семена в почву.

Терпение — способность терпеть.

(Дети работают в паре, затем высказывают свои предполо­жения)

Карточка 1. Худо тому, кто добра не делает никому.

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Кни­ги твои, сама и укладывай».

Карточка 2. Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

А ты не тронь моих кукол.

Дети расселись по разным углам, и скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Карточка 3. Глупой птице свой дом не мил.

Глупой птице свой дом не мил.

Карточка 4. Как глянешь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал:

А другой мальчик сказал:

Нет, оно прямое, да ты криво смотришь. Как глянешь, так и видишь.

Добрый человек — прямой, простой, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный.

«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему мол­вите», — говорил Владимир Мономах.

«Делай добро, будь благодарен за это. Сознание своей доброй жиз­ни — достаточная за нее награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают. Чтобы поверить в добро, надо начать делать добро» (Л. Толстой).

Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам показалось особенно интересным?

Какое высказывание вам больше всего понравилось?

Перечитать высказывания, разделить их на группы по темам. Добавить еще высказывания в каждую группу.

Интеллектуальная викторина к Дню лесов «РУССКИЙ ЛЕС »

Международный конкурс рисунков, посвященный Пушкинскому дню России «СТРОКОЮ ПУШКИНА ВОСПЕТЫ »

Всероссийская олимпиада по физической культуре «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Источник

Сокровищница духовной мудрости

Антология святоотеческой мысли

Содержание

От издателей

Историю появления на свет «Сокровищницы духовной мудрости» издателям удалось узнать непосредственно от составителей сборника. В 1973 году над созданием книги начали работать протоиерей Михаил Нейгум (†2001) вместе со своим однокурсником Георгием Пономаревым (ныне архиепископ Венский и будапештский Павел), а затем к ним присоединились иеромонах Ростислав (Оборотов) (†1982) и протоиерей Иоанн Киевский. Будучи студентами Московской Духовной Академии и Семинарии, они в течение семи лет делали выписки из творений святых отцов, пользуясь фондами академической библиотеки, Всего было выбрано более шестидесяти тысяч цитат. Это был кропотливый подвижнический труд: цитаты выписывались на карточки, затем систематизировались по разделам.

В 80-е годы собранный материал удалось подготовить в машинописном варианте, но в полном объеме антология до сих пор так и не была выпущена в свет. Сокращенный однотомный сборник, в котором цитаты расположены но дням богослужебного годичного круга, подготовленный протоиереем Михаилом Нейгумом, был издан в 2000 году издательствами «Русь» и Троице-Сергиевой Лаврой.

Читайте также:  Опущение мочевого пузыря у женщин лечение народными средствами

В нынешнем издании читателю предлагается исправленный и выверенный по первоисточникам первоначальный вариант «Сокровищницы духовной мудрости».

Издание не имеет аналогов по богатству материала и удобству пользования и может послужить прекрасным пособием в первую очередь проповеднику, но думается, что и для любого человека станет книгой духовных советов. Желаем нашим читателям духовного преуспеяния и спасения души.

Предисловие

Упование на земные богатства подобно желанию утолить жажду в знойный полдень соленой водой. И, тем не менее, значительная часть человечества упорно стремится утолить духовную жажду этой соленой водой, испытывая муки при каждом глотке, но теша себя безумной надеждой на то, что следующий глоток, может быть, принесет облегчение.

А. И. Сидоров, профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории.

Введение

. Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы будем пользоваться и медом отцов, собранным в различное время, но содержащим одну и ту же благодать и одно духовное учение (свт. Иоанн Златоуст, 50, 844).

Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника, если в море никто не пустится без искусного кормчего, если какую-нибудь науку или искусство никто не возьмется без знающего дела учителя, – то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное море. Поистине таковый, кто бы он ни был, прельщает себя, и прежде вступления на путь уже заблудился, как незаконно подвизающийся: как напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам. Ибо откуда иначе имеем мы узнать, как ополчиться против плоти или как вооружиться против страстей и бесов? Как без них научимся отличать доброе от недоброго, когда к добродетелям прицепляются худые страсти и всегда стоят некако при дверях их? Как без них умудримся обуздывать чувства телесные и, как струны на гуслях, согласно настраивать силы душевные? Особенно же как без них можно будет нам различать гласы, откровения, внушения, видения божественные и козни, прелести и призраки бесовские? Одним словом, как сподобимся достигнуть единения с Богом и научимся богодейственным священнодействиям и таинствам без посвящения в них тайноводителем истинным и просвещенным (патр. Каллист и ин. Игнатий, 89, 349).

Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 283).

Господь наш в Священных книгах раскрыл жизнь (святых), чтобы не только, слушая в них, мы похваляли, но чтобы и поревновали подражать их жизни (свт. Иоанн Златоуст, 50, 348).

. Мы хотим предостеречь читателя как этих собеседований, так и прежних писаний, чтобы, если по качеству своего состояния и намерения или но общему житию, может быть, что-нибудь в них почтет невозможным и суровым, судил бы о них не по мерке своей способности, а по достоинству и совершенству говорящих, прежде понял их ревность и намерение, по которому они, истинно умерши для этой мирской жизни, не связывались никаким пристрастием к плотским родителям, никакими узами мирских дел. Потом должны обратить внимание и на качество тех мест, в которых они пребывали, потому что, находясь в обширнейшей пустыне, отделившись от сообщения со всеми смертными и через это получив просвещение чувств, они созерцают и высказывают то, что неопытным и неученым покажется, может быть, невозможным. Впрочем, если кто захочет произнести истинное мнение об этом, может ли быть исполнено, пусть пожелает испытать на деле, поспешит прежде предпринять их намерение с подобным усердием и образом жизни и тогда наконец поймет, что то, что казалось выше способности человека, не только возможно, но и весьма приятно (прп. Иоанн Кассиан, 57, 166).

. Бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое, и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять один говорит одно, а другой другое о том же самом изречении Писания Божественного, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать сообразно с временем и состоянием людей (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 107).

Святые, если говорят о естественной вещи, то по рассмотрению, т. е. по ведению естественному, от видении существующих творений, происходящего вследствие чистоты ума, говорят с полнейшей точностью о намерении Божием и испытывают Писания ( Ин. 5, 39 ). Когда же превыше естества представляется чувственная или умственная вещь, или написанное изречение, то святые познают его по прозрению или по откровению, если дается им ведение о сем от Святого Духа. Если же и не дается, но для пользы остается им это неоткрытым, то они не стыдятся сказать истину и сознаться в человеческой немощи, говоря: не знаю, Бог ведает. (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 107.

. Беседа и знакомство со святыми сообщает святость (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 112).

Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

. Книги святых отцов подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Книги святых отцов. подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).

Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 114).

В чтении отеческих писаний нужно наблюсти постепенность, и никак не читать их поспешно (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 51).

. Если мы действительно хотим самим делом достигнуть истинного совершенства добродетелей, то должны ввериться тем учителям и руководителям, которые не суесловным рассуждением бредят о нем, но делом и опытом понимая, могут и нас научить, направить к нему и верно указать и путь к достижению его, и которые свидетельствовали, что они достигли его больше верою, нежели заслугами трудов. Приобретенная ими чистота сердца доставляла им ту особенно пользу, что сознавали, что они более и более удручаются грехами. Потому сокрушение о грехах столько каждый день умножалось в них, сколько чистота сердца усовершалась; и они непрестанно от искреннего сердца воздыхали, потому что сознавали, что они никак не могут избежать нечистоты и срама грехов, которые запятнали их через многоразличные помыслы. И потому объявляли, что они надеются получить награды в будущей жизни не по заслугам трудов, а по милосердию Господа, не присвояя себе никакого преимущества по сравнению с другими из-за такой осмотрительности сердца; потому что эту самую (осмотрительность) они приписывали не своей тщательности, а благодати Божией; не обольщают себя высоким мнением о себе при виде нерадения низших и холодных (людей), а больше рассматривают тех, о которых знали, что они действительно не имели греха, и в Царстве Небесном уже наслаждаются вечным блаженством, – приобретали постоянное смирение и таким образом этим рассматриванием вместе избегали падения от возношения, и всегда находили то, к чему стремились или о чем сетовали, понимали, что при препятствии от тяжести плоти они сами собой не могут достигнуть желаемой чистоты сердца (прп. Иоанн Кассиан, 57, 151).

Читайте также:  Устное народное творчество это малые фольклорные произведения

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Ч. I. М, 1091. С. 335–336.

Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. I М., 1996. С. 4.

Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. СПб. 1886. С. 507.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 143.

Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. СПб., 1905. С. 112–113.

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 12: Рус. пер. СПб., 1906. С. 310

Кожевников В. А. Мысли об изучении святоотеческих творений. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999, С. 695–696.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Урок 10. Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости.. Пословицы и поговорки о добре

Урок 10. Семейное чтение.
Сокровища духовной народной мудрости.
Пословицы и поговорки о добре

Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить с тем, как создавались книги в давние времена; при­вивать интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отра­батывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить значение слова в толковом словаре, читать вслух с постепен­ным переходом на чтение про себя, объяснять смысл пословиц о книгах.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки, с зада­ниями для самостоятельной работы, слова на доске (можно поль­зоваться магнитной азбукой); выставка любимых книг.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова — дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

— Как вы поняли эти строчки? Что вас особенно тронуло в стихотворении?

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

— Прочитайте выразительно это стихотворение.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как бы вы назвали это стихотворение? (Ответы детей.)

— В чем его главная мысль?

Сегодня на уроке мы познакомимся с сокровищами духовной народной мудрости.

IV. Работа по теме урока

— Как вы понимаете слова сокровища духовной народной му­дрости! (Высказывания детей.)

— Откройте учебник на с. 22. Что вы видите? Что мы будем сегодня читать?

— Прочитайте высказывания внимательно.

— Поработайте в паре, объясните высказывания, как вы их понимаете. (Самостоятельная работа учащихся.)

VI. Продолжение работы по теме урока

III. Работа со словарями

— Найдите в словаре значение слов покаялся, невежда, сеет, терпение. (Дети находят значение слов и зачитывают их.)

Невежда — малообразованный человек, а также человек, не­сведущий в какой-нибудь области.

Сеет — рассыпает, заделывает семена в почву.

Терпение — способность терпеть.

IV. Чтение высказываний

— Прочитайте высказывания, объясните их смысл.

— Подумайте, почему важно помнить добро.

— Обсудите с другом: речь идет о добре, которое мы делаем, или о добре, которое кто-то сделал для нас.

(Дети работают в паре, затем высказывают свои предполо­жения.)

Карточка 1. Худо тому, кто добра не делает никому.

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответНоси свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Кни­ги твои, сама и укладывай».

Карточка 2. Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

— Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

— А ты не тронь моих кукол.

Дети расселись по разным углам, и скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Карточка 3. Глупой птице свой дом не мил.

— Глупой птице свой дом не мил.

Карточка 4. Как глянешь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал:

А другой мальчик сказал:

— Нет, оно прямое, да ты криво смотришь. Как глянешь, так и видишь.

Материал для учителя

Добрый человек — прямой, простой, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный.

«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему мол­вите», — говорил Владимир Мономах.

«Делай добро, будь благодарен за это. Сознание своей доброй жиз­ни — достаточная за нее награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают. Чтобы поверить в добро, надо начать делать добро» (Л. Толстой).

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

— Какое высказывание вам больше всего понравилось?

Перечитать высказывания, разделить их на группы по темам. Добавить еще высказывания в каждую группу

Источник

Правильные рекомендации