Нижегородский народный костюм описание

Русский народный женский костюм Нижегородского края

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

НИЖЕГОРОДСКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

СЕЛО БЕЗВОДНОЕ. РУБАХА.

Русский народный женский костюм Нижегородского края

полосой и по подолу. Праздничные епанечки простегивали золотыми или серебряными нитями, покрывали шелком.

Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству. Замужние женщины, проживавшие в северных районах Нижегородского края в праздничные дни надевали кокошники или повои. На юге области предпочитали сороки и кички. Головные уборы украшались жемчугом, стеклярусом, бисером, золотыми и серебряными нитями. В будние дни женщины носили платки. Девушки надевали на голову повязки или атласные ленты.

Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Макарьевский уезд. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области

Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Ветлужский уезд. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области, г.Н.Новгород.

Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Сергачский и Ардатовский уезды. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области, г.Н.Новгород


Русский народный женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области, г.Н.Новгорода.

Русский женский народный костюм. Нижегородская губерния, Арзамасский уезд. Фото сделано в музее истории художественных промыслов Нижегородской области.

Нижегородский народный костюм

Нижегородский костюм с сарафаном

Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмами регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Это объясняется географическим расположением Нижегородской губернии.

На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.

Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, «холодник», обувь.

Низ рукавов белой рубахи декорирован также белым шитьем.

Сарафан из шелка голубого цвета заткан пестрыми букетами цветов. По низу сарафана нашита золотая бахрома. Подкладка сарафана выполнена из коленкора серого цвета.

Конструктивные линии формы незначительно подчеркиваются декором, в основном нижняя часть рукавов, низ сарафана.

«Холодник» вышит золотом. Отделка — бахрома и золотое шитье. Орнаментальные мотивы — цветы, листья, вазы, банты. Подкладка — кумач. Стеган на вате.

Нашейное украшение — лента красного цвета, на которую нашиты белый бисер и пять крупных стекол и пуговиц, спереди спускается фестон из нитей белого цвета.

Головная повязка — девичья лента, выполненная из полоски галуна, на которую нашиты три фестона из бус, фольги и стекол; спадающие сзади концы — из штофа малинового цвета. Сверху повязки мог быть накинут платок, закалываемый под подбородком.

В прохладную погоду костюм дополнялся сшитой из малинового штофа душегреей с рукавами.

Обувь — кожаные ботинки на шнуровке.

Костюм построен на сочетании холодных цветов. Для него характерно богатство фактур и цвета фабричных тканей в сочетании с искусно выполненной вышивкой.

Пластичность, сочетание цветов, фактур и декоративного решения создают образ праздничного костюма.

Нижегородский костюм с поневой и передником

Костюм включает кофту, поневу, чулки, обувь, передник, головной убор, к нему часто добавлялись нашейные украшения.

Кофта из красного сатина с длинными рукавами, с оборкой по низу (носится кофта навыпуск), отделка цветной лентой, кружевом, бисером.

Понева красная. Чулки вязаные, орнаментированные. Кожаные женские праздничные туфли («коты») отделаны вышивкой, каблук низкий. Головной убор дополнен спадающими сзади цветными лентами и позатыльником.

Передник был неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма. В повседневном костюме он имел утилитарное назначение — при работе защищал одежду от загрязнения, а к праздничному костюму являлся обязательным дополнением. Носили передники поверх рубахи и поневы или сарафана.

Из всего разнообразия передников выделяют два типа конструкций. На рисунке с учетом способа надевания, крепления на фигуре — туникообразный. У него цельное переднее полотнище и распашная спинка. Такой передник обычно являлся составным элементом костюма поневного комплекса. Праздничный передник из красного ситца с лифом на бретелях, обильно отделан цветными лентами, полосками цветных тканей и кружевным машинным шитьем.

Буйство красок и фактур материалов отличает этот костюм, которому нет похожих ни в одном регионе России.

Впервые попадая на традиционный праздник, в первую очередь обращают внимание на то, что их окружает: интерьеры и экстерьеры домов, отдельные предметы, связанные с бытом людей, живших еще пару веков назад, и конечно на традиционную одежду.

Давно известно, что одежда, которую носит человек, оказывает на него влияние: на его настроение, самочувствие, и даже на походку. Традиционная одежда влияет абсолютно также, если не сильнее. Изменяется даже выражение лица.
Крой, сборка, ткачество, вышивка, вязание крючком, бисероплетение, золотное шитье – вот краткий перечень техник, которыми приходится овладевать в процессе изготовления того или иного элемента традиционной одежды. А вы знаете, что большинство элементов традиционной одежды раскраиваются по прямым линиям? Многочисленные сборки сарафанов и рубах (как женских, так и мужских) скрывают этот факт.

Читайте также:  Ростокинская дивизия народного ополчения список

г. Горбатов Павловского района Нижегородской области
— девичья повязка с «покровом» («Покров» является знаком, что девушка просватана);
— шейное украшение «ряска»;
— поликовая рубаха из батиста с рукавами-фонариками и со сборкой, отороченной кружевами;
— епанечка (душегрея), одетая по городской мещанской моде XIX века ниже груди;
— круглый сарафан-юбка (без грудки), отороченный по подолу золотой бахромой.
Такой костюм являлся праздничным. Иногда его изготавливали специально для свадьбы.

Косоклинники правобережья Нижегородской области

Но особенно среди всего этого разноцветья выделяется костюм села Чернуха Арзамасского уезда, имевший массу золотошвейных фрагментов. Это и золотом вышитые вставки – «мышки» а красных шелковых рукавах, и расшитые золотом грудки косоклинных, плиссированных сарафанов с несколькими рядами золотой бахромы по подолу, и золотошвейные головные уборы – «сороки», и покрывавшие все это великолепие золотошвейные платки и передники с золотой бахромой и кружевом. Обычно такую «диковинную обряду» заказывали шить мастерицам золотошвейкам, работавшим при монастырях.

с. Чернуха Арзамасского района Нижегородской области.
— женский золотошвейный головной убор «сорока»;
— шёлковая поликовая рубха с золотошвейными «мышками» на рукавах;
— нагрудное украшение замужней женщины «борода» (многометровая золотая бахрома);
— сарафан-косоклинник из шелка с золотой бахромой по подолу;
— фартук шелковый с отделкой золотой бахромой, золотым кружевом по подолу и груди;
— пояс полутканый (шелк, позумент) с золотошвейными концами.

с. Суморьево Вознесенского района Нижегородской области.
— женский головной убор «сорока»;
— наушные украшения «пушки»;
— кофта поликовая с отделкой букетными лентами;
— сарафан-косоклинник плиссированный;
— фартук с кружевом, вязанным крючком;
— чулки (гольфы), вязанные из цветных шерстяных ниток.

Позатыльник имеет форму трапециевидной ленты со скошенными сверху углами и завязками из ткани, пришитыми к нижним концам.

Сорока с «хвостом» из лент

Завязки, пришитые к крыльям, закрепляются под задней частью – хвостом, который продолжается пришитыми длинными лентами или тканой тесьмой.

В коллекции С.А. Глебушкина три атласные ленты на жёстком прямоугольном основании крепятся к хвосту сзади при помощи подвески жёлтого металла (4; с.127). Обычно ленты пришиваются к украшенному заднему краю сороки.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Русская народная одежда на примере Нижегородской губернии. выкройки

Рада, что я нижегородка!!

Всю женскую одежду можно разделить на комплекты с паневой и комплекты с сарафаном. Панева считается более древним видом женской одежды.

Прямая противоположность – костюм правобережья, юга области. Соседство с мордовским, татарским, украинским населением повлияло на костюмы местных жительниц, сделав их необычайно колоритными и разнообразными. Сарафаны здесь, даже косоклинники, много короче северных. Цветовая гамма самая разнообразная и пестрая. Излюбленное сочетание цветов – малиновый, алый, оранжевый, фиолетовый, изумрудно-зеленый. В отделках много букетных и позументных лент, плиссированных складок, белых кружев.

На территории Нижегородской области проживает несколько народных этнических групп, а именно: на севере области – марийцы, на юге – мордва. Поэтому зачастую мы имеем дело не только с русскими костюмами, но и с «переходными», которые возникли в местах совместного проживания народностей в той или иной части области на протяжении веков.

Общим предметом народной одежды была рубаха. Женский ее вариант шили, как правило, длиной до середины голени или до пят, из домотканого холста. Рукава, грудь, подол обильно украшали вышивкой, узорным ткачеством, лентами, галуном. Горловины нижегородских рубах оформляли фигурной сборкой. Такими же делали и края рукавов.

Ты не шей мне, матушка, красный сарафан.

Поверх рубахи женщины надевали сарафан — один из самых распространенных предметов женской одежды на Руси. В северных районах Нижегородской губернии долго носили старинный его тип — косоклинный распашной, популярный в том числе и среди женщин старообрядческих селений (их повседневные сарафаны были черного или синего цвета, их носили в комплекте с белой рубахой с кружевными манжетами).

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка
Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.

Праздничные варианты сарафанов в XVIII столетии изготавливали из дорогих шелков и украшали спереди длинным рядом дутых пуговиц. Позднее сарафаны перестали делать распашными, и вместо пуговиц на них нашивали цветную тесьму, имитирующую застежку. На смену косоклинным пришли круглые сарафаны прямой формы с удлиненными лямками.

Подобные сарафаны носили по праздникам жены и дочери купцов и зажиточных крестьян. Более распространенными, особенно с середины XIX века, были кумашники и китайки — сарафаны из гладких красных и синих тканей. Их украшали цветными лентами и нарядными пуговицами.

Не по плечику епанечка

К шелковому сарафану надевали короткую нагрудную распашную одежду на лямках, называвшуюся в Нижегородской губернии епанечкой. Ее, считавшуюся разновидностью душегреи, шили с подкладкой, стеганной на вате или кудели, из дорогих покупных материалов — шелка, бархата, плиса, парчи — и украшали полосками позумента, бахромой из металлической нити и меховой опушкой. На спинке епанечку собирали в крупные трубчатые складки — боры. В разных уездах она называлась холодником или кафтанчиком и была известна еще в XVI—XVII веках, тогда ее носили женщины и девушки только из боярских и купеческих семей.

Читайте также:  Продуло ухо народные методы

Позднее епанечка стала деталью городского костюма купчих и богатых мещанок. В крестьянской среде она встречалась довольно редко, в основном в богатых семьях, живших в пригородных, торговых и ремесленных селах.

Популярность епанечки у женщин Нижегородской губернии объясняется развитыми в этом крае
торговлей и доходными промыслами.

У молодца не без золотца, у красной девицы не без серебреца

Отличительная особенность нижегородской епанечки — узорчатое золотное шитье. Заготовки для него делали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье использовали бордовый или вишневый бархат. Холст брали под вышивку серебряными нитями, которая его практически полностью и покрывала.

В орнаменте преобладали растительные мотивы.

Особенную популярность в Нижегородской губернии имела епанечка- перышки из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, расшитого золотыми и серебряными нитями. В холодную погоду и девушки, и женщины надевали шугай — распашную однобортную одежду с длинными рукавами. Обычно он доходил до середины бедра или до колен.

Шугай делали с большим круглым воротником на пуговицах или крючках. Его, а также подол и края рукавов украшали позументом, бахромой, иногда вышивкой. В конце XIX — начале XX века
и епанечки, и шугаи вышли из повседневной моды и стали использоваться только в качестве традиционной свадебной одежды.

Нижегородские женщины, носившие костюм с поневой, по праздникам закрывали волосы сложным головным убором, состоявшим из нескольких частей. Сначала надевали кичку, или кику — твердую основу из простеганного холста, ранее имевшую форму одного, двух или даже трех рогов, а сверху — сороку — головной убор, в разложенном виде напоминавший птицу с распластанными крыльями.

При соединении боковых и хвостовой части изделия получалась закрытая шапочка. Изготавливали ее из покупных тканей — кумача, шелка, бархата, украшали цветной вышивкой, золотным шитьем, блестками. Сзади к сороке крепили позатыльник, прикрывавший затылок и шею. Его делали из ткани или разноцветной бисерной сетки на матерчатой основе. Нередко этот головной убор дополняли налобником — полосой ткани, украшенной золотным шитьем, позументом, которую накладывали на лоб таким образом, чтобы ее верхний край заходил под сороку. К нему крепили височные украшения, сделанные из бисера, нанизанного на шерстяные или шелковые нити. До середины XIX века голову поверх сороки покрывали вышитым платком, потом стали использовать покупные шали.

К костюму, главной деталью которого был сарафан, надевали другой головной убор — кокошник. Его носили замужние женщины в праздничные дни. Кокошник плотно обхватывал голову и полностью закрывал волосы, заплетенные в две косы и уложенные венчиком или пучком. Этот головной убор изготавливали на твердой основе из плотного картона, простеганного или проклеенного холста, обтянутого кумачом, шелком, бархатом, атласом, парчой.

Кокошники богато украшали речным жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями и другим декоративным материалом. К очелью обычно крепили подниз и в виде сетки с вплетенными в нее жемчужинами. Кокошники различались по конструкции (в Нижегородской губернии наибольшее распространение имели однорогие) и характеру украшений.Если девушка носила кокошник или повязку с «покровом», это значило, что она просватана

Изготовленные профессиональными мастерами, они стоили очень дорого. Их бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери.

Нижний край обрамляли поднизью в виде фестонов. Узел повязки делали под косой тесьмой, продетой в пришитые с изнанки изделия петли. В селе Безводное тесемки прикрывали длинными шелковыми лентами с золотой бахромой.

Рисунки с выкройками по губерниям

Источник

Бусинка

У нас вы можете создать бесплатное портфолио своих бисерных работ, научиться делать украшение с нуля, или задать вопрос об интересующей технике/материале

Главное чтобы костюмчик сидел. Нижегородскаяя губерния.

Я расскажу о женских костюмах.
Традиционная одежда жителей Нижегородской губернии была разнообразной. Особенно выделялись костюмы, которые носили в ее южной и северной частях. Общим предметом народной одежды была рубаха. Женский ее вариант шили, как правило, длиной до середины голени или до пят, из домотканого холста. Рукава, грудь, подол обильно украшали вышивкой, узорным ткачеством, лентами, галуном. Горловины нижегородских рубах оформляли фигурной сборкой. Такими же делали и края рукавов.

Поверх рубахи женщины надевали сарафан — один из самых распространенных предметов женской одежды на Руси. В северных районах Нижегородской губернии долго носили старинный его тип — косоклинный распашной, популярный в том числе и среди женщин старообрядческих селений (их сарафаны были черного или синего цвета, их носили в комплекте с белой рубахой с кружевными манжетами). Праздничные его варианты в XVIII столетии изготавливали из дорогих шелков и украшали спереди длинным рядом дутых пуговиц. Позднее сарафаны перестали делать распашными, и вместо пуговиц на них нашивали цветную тесьму, имитирующую застежку.


Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Слева: повязка, рубаха, душегрея, ожерелье. Справа: повязка, сарафан.

На смену косоклинным пришли круглые сарафаны прямой формы с удлиненными лямками.
В селе Безводное Нижегородской губернии (да и не только там) они назывались «москали». Шили их из дорогого шелка или парчи, украшали кружевами, золотым позументом, по низу пришивали широкую бахрому. Спереди лямки сарафана находились над линией груди, сзади —чуть выше талии. Обычно его сажали на подкладку из недорогой хлопчатобумажной ткани фабричного производства, например из коленкора. Подобные сарафаны носили по праздникам жены и дочери купцов и зажиточных крестьян. Более распространенными, особенно с середины XIX века, были кумашники и китайки — сарафаны из гладких красных и синих тканей. Их украшали цветными лентами и нарядными пуговицами.

Читайте также:  Синовит правого голеностопного сустава народные средства

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния.
Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокошник.

К шелковому сарафану надевали короткую нагрудную распашную одежду на лямках, называвшуюся в Нижегородской губернии епанечкой. Ее, считавшуюся разновидностью душегреи, шили с подкладкой, стеганной на вате или кудели, из дорогих покупных материалов — шелка, бархата, плиса, парчи — и украшали полосками позумента, бахромой из металлической нити и меховой опушкой. На спинке епанечку собирали в крупные трубчатые складки — боры. В разных уездах она называлась холодником или кафтанчиком и была известна еще в XVI—XVII веках, тогда ее носили женщины и девушки только из боярских и купеческих семей. Позднее епанечка стала деталью городского костюма купчих и богатых мещанок. В крестьянской среде она встречалась довольно редко, в основном в богатых семьях, живших в пригородных, торговых и ремесленных селах. Популярность епанечки у женщин Нижегородской губернии объясняется развитыми в этом крае торговлей и доходными промыслами.
Отличительная особенность нижегородской епанечки — узорчатое золотное шитье. Заготовки для него делали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье использовали бордовый или вишневый бархат. Холст брали под вышивку серебряными нитями, которая его практически полностью и покрывала.
В орнаменте преобладали растительные мотивы. Особенную популярность в Нижегородской губернии имела епанечка-«перышки» из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, расшитого золотыми и серебряными нитями.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок.
В холодную погоду и девушки, и женщины надевали шугай — распашную однобортную одежду с длинными рукавами. Обычно он доходил до середины бедра или до колен.Шугай делали с большим круглым воротником на пуговицах или крючках. Его, а также подол и края рукавов украшали позументом, бахромой, иногда вышивкой. В конце XIX — начале XX века и епанечки, и шугаи вышли из повседневной моды и стали использоваться только в качестве традиционной свадебной одежды.
Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей — шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.
Костюм с сарафаном преобладал на севере губернии. На юге — женщины носили «юбочный костюмчик» — с понёвой. Такой костюм включал в себя: рубаху, поневу, чулки, обувь, передник, головной убор. Ну и конечно же к обоим видам народных костюмой прилагались шейные украшения.
Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству. Замужние женщины в праздничные дни надевали кокошники или повои к сарафанам. На юге области женщины украшали себя по праздникам сороками и кичками для костюмов с понёвой. Головные уборы украшались жемчугом, стеклярусом, бисером, золотыми и серебряными нитями. В будние дни женщины носили платки. Девушки надевали на голову повязки или атласные ленты, такие повязки назывались «воля».

Женский праздничный костюм: рубаха-рукава, рубаха-«сарафанчик», понева, передник, пояс, бусы, головной убор «сорока» из 3 частей, платок. Нижегородская губерния, д. Починки, 1-я треть 20 в.


Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния.
Обратите внимание, как «завязан» платок. Платок сложен по диагонали «в треугольник» и заколот под подбородком, таким образом видно все богатство рисунка и вышивки ( узлом завязывались только легкие платочки). По способу ношения платка можно отличить старообрядных женщин.
Праздничные косынки тоже не завязывались, и богато украшались вышивкой. Косынка «головка»
Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в.
Тафта, металлическая нить, хлопчатобумажная ткань; вышивка.


Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка.

Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом — «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.


Слева: девичий старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, руба-сарафан, передник-запон, пояс, «борода», головной убор — «ленка» (лента), вязаные сапоги. Справа: женский старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, рубаха-сарафан, пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение «витейка»
В старообрядческом селе Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством и обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» — оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.
На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.

Источник

Правильные рекомендации