Нод русский народный костюм в старшей группе

НОД в старшей группе Русский национальный костюм
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

НОД в старшей группе Русский национальный костюм

Скачать:

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе знакомство детей с русским костюмом.

Цель: Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников.

· Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей.

· Расширять представление об истории русского народа.

· Учить описывать, делать элементарные умозаключения.

· Вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну.

Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок.

Старина, ремесленники, домотканная, сундук, мешковина, холст, ситец, крестьяне, чан, душегрея, парча, навершник, символ, заправляли, обёртывали, онучи, лапти, фасон, обычай, атлас, коренья.

Показ игрушек, картинок, предметов.

Рассказ, объяснение, пояснение, беседа.

Вопросы к детям, указания.

Материал к занятиям:

Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, сундук (сувенирный) большого размера с материалом (мешковина, холст, ситец, атлас, парча), пословицы.

Кисти, гуашь, трафареты русских костюмов.

В. Ребята, сегодня к нам в гости пришли Танюшка и Ванюшка (воспитатель показывает куклы). Давайте обратим внимание на их одежду (рассматривают одежду кукол).

В. Ребята, обратите внимание на фасон одежды. Одежда кукол отличается от нашей с вами одежды. Так люди одевались на Руси в старину. И сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Давным – давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона.

(Дети рассматривают картинки «Как одевались люди в старину»).

В. Ребята, посмотрите на сундук. Его принесли с собой Танюшка и Ванюшка. Давайте заглянем в него и посмотрим что там лежит.

(Дети рассматривают ткани, определяют её качество).

В. Ребята, из мешковины шили себе одежду крестьяне. Она была серого, невзрачного цвета. Ткань делали дома. Она называлась домотканная. Затем ткань научились отбеливать. Её складывали в чан, кипятили и развешивали на солнышке. Ткань выгорала и становилась белой. Красок в старину не было и люди красили одежду луковой шелухой, травами, кореньями, ягодами. Более богатые люди носили одежду из атласа и ситца. Такую ткань делали в ремесленных мастерских. (Воспитатель обращает внимание детей на ткани).

В. Ребята, а совсем богатые люди носили одежду из порчи. (Воспитатель показывает ткань и обращает внимание детей на её качество).

В. Ребята, давайте рассмотрим картинки на которых изображены люди, жившие на Руси в старину. Посмотрите как они одеты. Это костюм замужней женщины, он назывался навершник. Навершники всегда украшали вышивкой или аппликациями из дорогих тканей. Навершники и сарафаны были очень широкими. Есть такая пословица: «У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи». Ребята, как вы можете объяснить смысл этой пословицы. (Диалог с детьми)

В. Ребята, а этот костюм носили девушки. На сарафан девушки надевали душегреи. Душегреи – это коротенькая кофточка на лямках. А это мужской костюм. Основными частями костюма были рубахи и порты (штаны). Ребята, посмотрите как одевались крестьянские дети. Мальчики носили штаны и рубашки с длинным рукавом. Рубашки подвязывали поясом. На ногах надеты лапти. А вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали верёвкой. Называлась она онучи. А девочки носили длинные сарафаны, рубашки у них тоже были с длинным рукавом. А на голову девочки повязывали ленточку.

В старину дети любили играть. И мы с вами сейчас поиграем.

Проводится Р.Н. игра «Ручеёк».

В. Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы.

(Дети по желанию выбирают трафарет Р.Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент).

Затем рассматривают работы и определяют кто в каком костюме ходил в старину.

Источник

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм»

Наталья Кулакова
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм»

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»

Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.

познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;

— расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму.

— расширить представление о цветовом колорите народного костюма;

— учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.

— воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;

— воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.

Развивающие:

— способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа;

развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.

Предварительная работа: Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов.

Словарная работа: Названия одежды русского народного костюма: рубаха, косоворотка, душегрея, кокошник, кафтан, повязка, порты, лапти.Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, оплечье, манжеты.

Читайте также:  Реакция иностранцев на русские народные песни видео

Ход образовательного процесса

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.

Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнцу красному…

В: Люди взрослые и малыши…

Д: Вам привет от всей души.

— Как это можно назвать одним словом? (Одежда)

— Посмотрите и назовите одежду, которая вам знакома?

-Как называют одежду, которую носят сейчас? (Современная)

— Ребята, посмотрите ещё раз на наши картинки с одеждой и назовите из них ту, которую сейчас не носят? (Рубаха, старинный сарафан) Когда носили такую одежду? (Давно, в старину.) Как называют одежду, которую сейчас не носят? (Старинная) Эту одежду носили в Древней Руси. Давным- давно наша страна называлась Русью, а теперь Россия.

Воспитатель: На мою электронную почту пришло письмо для ребят нашей группы.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой

Мужской костюм состоял из рубахи, портов, кафтана.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху называли косовороткой из-за особенности воротника. делали длинной и подпоясывали её поясом –кушаком.

Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями.

Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны

— Мужской головной убор того времени –колпак:

это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

Из каких частей состоял мужской костюм?

— Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Поверх рубахи надевали сарафан.

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из полотна. Украшалась вышивкой.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана.

Головным убором у женщин были платки и кокошники.

— Итак женская одежда – это ….

Лапти и кожаная обувь

(Проводится игровое упражнение: «Одень правильно».)

-У вас под стульчиками разложены карточки, на которых нарисованы части мужского или женского костюма. (Дети у кого нарисованы части мужского костюма подходят к мольберту, где находится добрый молодец. А дети у кого нарисованы части женского костюма подходят к мольберту, где на картинке красна- девица.

Назовите те части мужского или женского костюма, которые вы выбрали.

Воспитатель: А теперь посмотрим как украшали русский народный костюм.

Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)

Узор в виде орнамента,

т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды.

— А теперь вы выполните задание Марьи искусницы.Вы будете украшать: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Давайте вспомним, какие детали одежды нужно украшать? (Ворот, манжет, оплечье, подол, пояс, разрез)

Воспитатель : но прежде чем приступить к работе разомнем пальчики.

Солнышко греет нас своими лучиками, и мы разомнём свои пальчики-лучики. Пальчиковая гимнастика «Лучики»

Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину)

Пошли пальчики с утра (Пошевелить пальчиками)

Ушли к тёте Разыгра. (Похлопать в ладоши)

На скамеечке сидели (На большом пальчике левой руки «посидеть»

каждым пальчиком правой руки)

Да в окошечко глядели. (Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (Чередовать хлопки и показ больших пальцев)

Солнышку ладошку (Погладить ладошку)

Лучиками стали. (Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

Самостоятельная работа детей

А у нас еще одно письмо от Марьи – искусницы!

-Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот таки добрыми мастерами сегодня были вы.

Сделал дело, гуляй смело! На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться.

Что-то мы засиделись. Давайте поиграем в одну русскую народную игру: «Шла коза по лесу».

Воспитатель: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.

Прикреплённые файлы:

Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм» Прислипская Светлана Ивановна, воспитатель МДОУ «Д/с № 5 комбинированного вида», г. Луга Ленинградской области Базовая образовательная.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Цель: формирование у детей элементарных.

Конспект занятия по познавательному развитию «Казачий костюм» Цель. Расширять представления о казачьей одежде, её назначении. Вызывать желания следовать старинным народным традициям. Материал. Куклы.

«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет Наша Масленица годовая! Она гостюшка дорога! Здравствуй Масленица! Ежегодно в нашей группе и в детско саду празднуем Масленицу. Мы танцуем,.

ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» ООД в старшей группе на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Программные задачи: формировать представления детей о отличительных.

Проект «Русский народный костюм» Русский народный костюм-хранитель историиНам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать,.

Развлечение в разновозрастной группе «Масленица — русский народный праздник» Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Детство – это-то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение.

Русский народный праздник «Масленица пришла» Дорогие гости, приглашаем к нам на русский народный праздник!Масленица- праздник очень древний, посвящается он Яриле- Солнцу да проводам.

Танец Емели (Русский народный) Видео Здравствуйте дорогие коллеги и друзья. Хочу представить вашему вниманию Очень веселый и задорный танец исполняет его Илья ему 5 лет. На.

Читайте также:  Русские народные песни группы по литературе

Тематическое развлечение «Русский национальный костюм» Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Задачи: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных.

Источник

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»

людмила овсянникова
Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»

Цель: Познакомить с русским народным костюмом.

Образовательная задача:

• Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить с некоторыми предметами русского народного костюма.

Развивающая задача:

• Развивать познавательный интерес, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитательная задача:

• Формировать нравственные качества детей, воспитывать уважение к народным традициям.

Место проведения: игровая комната и музей «Русская изба».

Ход занятия:

Воспитател ь: Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Кук лы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитате ль: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

— Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

— Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Де ти: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Кук лы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитате ль: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».

Воспитател ь: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Де ти: Как вас звать сударыня и сударь?

Воспитател ь: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси.

— Мы отправимся в музей «Русская изба».

Воспитате ль: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил? (мужчины,парни)

Воспитател ь: Этот наряд, какой? (Мужкой)

Воспитатель: На Руси главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Рубаху подпоясывали кушаком (пояс). Мужской головной убор того времени – картуз (кепка).

— Узор в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

— В древней Руси в основном шили одежду сами.

Из чего можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха).

Человека, который шьет одежду – это портной – от слова порты)

Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Вот какая обувь была у наших предков: сапоги, лапти. Зимой валенки.

Воспитател ь: Пора возвращаться в группу, где нас ждут наши гости Марьюшка и Иванушка.

Воспитатель: Ребята, назовите детали костюма Марьюшки?

Де ти: Сарафан, кокошник.

Воспитате ль: Ребята, назовите детали костюма Иванушки?

Де ти: Порты, рубаха-косоворотка, картуз, кушак, сапоги.

Кук лы: Ребятки в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Как у дяди Якова».

Идут хороводом и поют, затем останавливаются.

Вот с такими глазами (показывают большие глаза,

Вот с такими ушами (показывают большие уши).

Вот с такой головой (показывают большую голову).

Вот с такой бородой (показывают большую бороду).

Они не пили не ели.

Друг на друга все глядели (глядят друг на друга)

(все вместе говорком) Разом сделаем вот так!

После игры куклы прощаются и уходят.

Ребята, что нового вы для себя сейчас узнали? Что вам (не) понравилось на занятии?

Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ» Часть 10. 17 марта – Герасим – грачевник. Март – наследник февраля; весну встречает, с зимой борется. Март неверен, капризен: то плачет,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему: «Русский народный музыкальный инструмент-БАЛАЛАЙКА» в подготовительной группе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Елена Ковалева
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в старшей групп е

Тема:«Знакомство с русским национальным костюмом»

(ознакомление с окружающим + развитие речи + изо)

Цель: развитие интереса к русской национальной культуре

знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского;

развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник;

закрепление знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки);

развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.

1. В. (в русском национальном костюме)

Я красиво нарядилась,

Вокруг себя оборотилась.

Вышла песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышла с вами поиграть –

Читайте также:  Чем лечить воспаленные суставы народными средствами

Себя людям показать!

Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!

Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

В: Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

В. Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!

В: Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы со сказки. Ребята, вы любите сказки? (да) Давайте послушаем стихотворение о сказке.

Р: У сказки чистая душа,

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец.

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

2. Дети вместе с воспитателем подходят к доске, на столике лежат картинки из русских народных сказок (лиса, волк, заяц, медведь в русских национальных костюмах).

В: Вы, наверное, знаете много сказок и можете их назвать. А назовите мне героев русских народных сказок. Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте и отгадывайте.

1. Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь)

(На доску прикрепляется картинка с изображением медведя)

2. Он лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк.

Кто в лесу зубастый? (волк) (прикрепляется картинка с изображением волка)

3. Всех боится он в лесу,

Бегает от них спасаясь,

С длинными ушами… (заяц) прикрепляется картинка с изображением зайца

4. Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут ее… (лисичка) прикрепляется картинка с изображением лисы

В. Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А назовите сказки в которых живут эти герои? (ответы детей)

В. Посмотрите, ребята, а во что одеты эти герои русских народных сказок? (ответы детей)

В. Они одеты в русские национальные костюмы. И на мне русская национальная одежда. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

В:Во что одет медведь? (рубаха с косым воротом – косоворотка, штаны, пояс – кушак)

В. Во что одет волк? (рубаха косоворотка, штаны, кушак, онучи, лапти)

В: Во что одет заяц? (рубаха, штаны)

В. А во что одета лиса? (сарафан, рубаха, передник, платок)

В. У медведя, волка и зайца – мужской русский национальный костюм. А у лисы – женский.

Динамическая пауза. Подвижная игра «КАРУСЕЛЬ»

Добры молодцы, красны девицы. Удалой народ!

Не желаете ль развеяться? Карусель вас ждет.

Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Вот и кончилась игра. (игр повторяется 2-3 раза)

3. (На стульях разложена русская национальная одежда: рубаха, сарафан, кокошник, платок, косоворотка, кушак, лапти)

В. Ребята, посмотрите, что это? (дети смотрят. трогают, называют элементы национального костюма)

В. Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.

Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (одинаковый элемент – рубаха)

В. Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха.

В: Давай рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

4. Ребята, у вас на столах лежат шаблоны русской рубахи. (Дети садятся за столы.

В. Чего не хватает на них? (Ответы детей)

Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим рубаху по вороту, рукавам и подолу.

Творческие работы детей.

5. Подведение итогов.

Воспитатель: Какие элементы русского народного костюма мы узнали? В чем одета Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А ромб?

А теперь пора прощаться. До свидания, люди добрые, добрые молодцы и красные девицы!

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Знакомство дошкольников с историей и традициями Олимпийских игр. Проект «Олимпийское образование в ДОУ» Проект «Олимпийское образование в МБДОУ № 202» Цель: формирование основ олимпийского образования в МБДОУ № 202 Задачи: знакомство.

Источник

Правильные рекомендации