Нод знакомство с русским народным костюмом

Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»

Марина Меньшикова
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»

Познакомить с историей русского народного костюма, совершенствование и закрепление знаний, развитие речевой активности, умения реализовывать имеющиеся знания.

1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

2. Способствовать развитию речи.

Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре

Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме.

Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха,

сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.

Познакомить с новой деталью женского народного костюма-душегрея.

Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.

Упражняться в согласовании существительных с прилагательными.

Формировать навыки словообразования (косо-воротка, душе-грея).

Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Желание трудиться.

рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.

Разучивание стихотворений об Угличе.

Ход занятия:

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

Что это? Это корзинка.

Давайте посмотрим, что в ней.

Позвоните в бубенец,

Попадете во дворец.

Посмотрите, мы попали в избу бабушки Арины. А вот и ларец волшебный.

Смотрите, чем она богата.

Из какого материала шили такие рубашки?

А если ткань ткали дома, значит, как ее можно назвать?

А кто на Руси носил рубахи?

А здесь еще что-то есть. Отгадайте.

Он бывает длинный, без рукавов, глухой или распашной с пуговицами, его носили девушки поверх рубахи. Как вы думаете что это?

А чей же это сарафан? У бабушки Арины внучка есть Настенька. А вот и она умница рукодельница шить и вышивать мастерица. Готовит она себе приданое и в сундучок складывает. Из чего же состоит русский народный костюм девушки?

Ее носили замужние женщины. Как вы думаете что это?

А что надевали спереди на поневу?

Какие головные уборы носили в старину русские женщины?

Настенька собирается на гуляние, повязала платок на голову и надела душегрею. Давайте вместе скажем-душегрея. Как вы думаете, почему она так называется? По вашему мнению, где находится душа у человека? От сюда и название значит душу греет.

Ребята, что надела Настенька?

Посмотрите, а Настеньку ждет дружек ее Иванушка. Вот как нарядился. Посмотрите и расскажите, что вы знаете о Русском народном мужском костюме?

А какая деталь народного костюма была самой важной?

А без него холодно.

Для чего носили пояс?

Настенька с Иванушкой отправились на гуляние, давайте, и мы с вами погуляем.

Весна пришла в наши края

И солнце светит ярче, жарче.

Все просыпается от сна и воздух чистый и прозрачный.

Воробьи, синички, голуби, грачи.

Вдруг зазвенели бубенцы

И цоканье копыт послышалось вдали.

Эй, ребята выходите пляску русскую начните.

Ни сидит никто на месте все танцуют с нами вместе.

Эх! раз, еще раз Мы наклонимся сейчас.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Погуляли, поплясали. Пора возвращаться. А в сундуке еще, что-то есть.

Вам любопытно? Вы Варвары любопытные.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз

Мышцы глаза напряглись.

А Варвара смотрит вверх выше всех и дальше всех

Возвращается обратно расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

В сундуке шаблоны одежды, вырезанные из бумаги. Давайте поможем Настеньке украсить одежду.

Какую деталь одежды украшали?

Чем украшали одежду?

Какой цвет был любимым у русского народа?

Какие еще цвета встречались в русском народном костюме?

Чем красили одежду?

Для чего украшали одежду?

Ребята, вы сегодня не просто художники, а художники по ткани. Будите украшать одежду помощью необычных инструментов и материалов.

Ребята, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).

Вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломаная линия – это знак воды. На что похож этот знак?

Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство.

Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Девочки, мальчики, покажите Настеньке и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!

Что лежало в сундуке бабушки Арины?

Читайте также:  Сталкер народная солянка как отключить выбросы

Как можно назвать эту одежду?

Какая деталь русского народного костюма была самой важной?

С какой новой деталью женского народного костюма мы сегодня познакомились?

Катя, что бы ты хотела поносить?

Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.

Мужчины, женщины, дети

Я думаю это сарафан.

Костюм девушки состоит из рубахи и сарафана

Это юбка понева. Поневы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую поневу, а на нее распашную. Она была темная в клетку.

Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.

Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки, сороку с длинными лентами сзади как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.

Настенька надела душегрею.

Иванушка одет в рубашку с косым воротом-косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. Штаны порты, сапоги и на голове шапка.

Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Украшали ворот, рукава, низ или подол.

Одежду украшали вышивкой, нашивали атласные ленты или тесьму.

Любимым у русского народа был красный цвет.

В русском народном костюме встречаются синий, желтый, зеленый, черный цвета.

Одежду красили соком растений.

Одежду украшали для красоты и оберега.

Старинная русская одежда называется русский народный костюм.

Самой важной деталью был пояс.

Мы познакомились с ДУШЕГРЕЕЙ.

Я поносила бы сарафан.

Конспект занятия «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Интегрированное занятие (познание + изодеятельность) средняя группа Тема: «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Цель:.

Конспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом» Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение.

Конспект открытого занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: Закреплять знания русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Закреплять знания детей о диких животных.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие по русским народным.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с русским народным женским костюмом» «Знакомство с русским народным женским костюмом». (Воспитатель: Пахомова Наталья Георгиевна. Подготовительная группа 6- 7 лет). Цель: продолжать.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Знакомство детей с русским народным творчеством «Мороз не велик, да стоять не велит» Задачи: Развивать у детей интерес и любовь к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных,.

Знакомство дошкольников с народным костюмом Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом» Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством.

Источник

Знакомство с русским народным костюмом
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия

Знакомство с русским народным костюмом

Цель: дать представление об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умениъе украшать одежду характерными деталями русского костюма.

Материалы и оборудование:

· Иллюстрации к сказкам;

· Кукла в русском народном костюме;

· Заготовки сарафанов и рубахи из бумаги;

· Одежда: рубаха, сарафан, передник, кокошник, платки, лапти, онучи;

· Рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах;

· Разучивание русской народной игры «Плетень»;

· Разучивание русских народных потешек.

· Разучивание русских потешек.

Словарная работа: рубаха, сарафан, передник, кокошник, лапти, онучи.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет. (Вносит куклу в русском костюме, говорит от имени куклы)

Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Дети: Откуда вы пришли, дорогая?

Кукла: Я пришла к вам из прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут нашу гостью, спросите вежливо куклу, как её зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети: Как вас звать сударыня?

Воспитатель: Что можно сказать про имя куклы, какое оно?

Дети: Красивое, ласковое, нежное, доброе.

Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки. Какого цвета у нее волосы? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры на сарафанах и рубахах для нашей гостьи. (Работа за столами).

Воспитатель: Ребята! А теперь давайте немного отвлечемся, и устроим физкультминутку!

Физкультминутка: Рисовали, рисовали, (Симметричные круговые движения руками) Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка) А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку) И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Читайте также:  Сталкер народная солянка квесты сахарова прохождение

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

А в три выходишь. (Рубаха)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

Воспитатель: Ребята запомните пословицы. Народная мудрость гласит:

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Без беды друга не узнаешь»

«Друг познается в беде»

Воспитатель: Ребята! А в каких книгах часто встречаются русские народные костюмы.

Давайте послушаем стихотворение о сказке.

У сказки чистая душа, как ручеек лесной

Она приходит не спеша, в прохладный час ночной

Родной народ ее творец, народ – хитрец, народ – мудрец

В нее мечту свою вложил, как золото в ларец.

Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните какие сказки знаете вы? (рассматриваем иллюстрации сказок, костюмы людей, их быт).

Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры. Игра «Плетень». Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.

Русская народная игра «Плетень».

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно к нам еще заглянет и проверит, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

— Какие элементы русского народного костюма мы узнали?

— Что обозначали символы вышитые на одежде?

Ребята! Мы с вами сегодня и славно поработали, и весело поиграли.

Источник

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»

Рыковец Елена Васильевна
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с русским народным костюмом»

Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;

обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, порты, онучи, лапти, кепка;

расширять кругозор, закреплять знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки);

развивать мелкую моторику, художественные навыки, творческое воображение, любознательность, эстетический вкус, познавательную активность.

воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Материал: куклы мальчик и девочка одеты в русские костюмы, ноутбук, телевизор или проектор, электронная презентация, шаблоны рубахи мужской для мальчиков и женского сарафана для девочек, цветные фломастеры и карандаши.

Ход занятия

I часть.Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! (поклон детям). С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.

Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!»

Мальчики с поклоном девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!»

Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало красивая девушка в нарядной одежде.

— Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).

В: Совершенно верно,женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник.На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.

Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.

— Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).

— Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).

Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.

II часть.Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужского народного костюма. (Дети садятся на стулья, включается презентация).

Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной. Предлагаю вам сейчас украсить свою одежду. А какую, вы узнаете, отгадав загадки.Сначала отгадывают девочки:

Читайте также:  Русская народная песня петушок слова

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан).

Загадка для мальчиков:

Рукав длинный иль короткий,

Планка иль косоворотка.

На груди – кармашки.

Молодцы, загадки отгадали, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).

III часть.Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил.Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Чтобы подготовить пальчики, сначала проведём пальчиковую гимнастику, я вас познакомлю с русской народной потешкой «На блины»:

Стала Маша гостей созывать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

— И Иван приди (подушечка полусогнутого указательного пальца правой руки мягко покачивает подушечку большого пальца левой руки,

И Степан приди (покачивает подушечку указательного пальца,

Да и Андрей приди (покачивает подушечку среднего пальца,

Да и Матвей приди (покачивает подушечку безымянного пальца,

Стала Маша гостей угощать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

— И Ивану блин (левая рука ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечку большого пальца раскрытой ладони,

И Степану блин (нажимает на подушечку указательного пальца,

И Андрею блин (нажимает на подушечку среднего пальца,

И Матвею блин (нажимает на подушечку безымянного пальца,

А Митрошечке – мятный пряничек (нажимает на каждое слово-4 раза).

Стала Маша гостей провожать: (хлопки в ладоши на каждое слово).

— Прощевай, Иван (загибаем большой палец левой руки,

Прощевай, Степан (загибаем указательный палец левой руки,

Прощевай, Андрей (загибаем средний палец левой руки,

Прощевай, Матвей (загибаем безымянный палец левой руки,

А ты, Митрошечка, моя крошечка,

Да ты побудь со мной ещё немножечко (пальцы правой руки поглаживают по очереди мизинчик).

Ну что, размяли пальчики? Теперь приступайте к работе. На столе перед вами образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам и подолу с помощью цветных карандашей или фломастеров.

IV часть. Творческие работы детей. Подведение итогов.

Воспитатель: Девочки, мальчики, покажите мне и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!

Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?

Фотоотчёт «Знакомство с русским народным творчеством в средней группе» В рамках проекта «Знакомство с русским народным творчеством» в средней группе знакомила детей с р. н. сказками, потешками, играми, традициями.

Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» Конспект Тема: Беседа с детьми старшей группы по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома». Выполнила.

Конспект познавательно-речевого занятия по ознакомлению детей средней группы с русским народным творчеством. «В гостях у трех медведей»[/b] Занятие проводится совместно с родителями, поэтому текст во всех подробностях. Цель:Научить детей правильно.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Знакомство с русским народным костюмом». Цель: Познакомить с историей русского народного костюма Задачи: 1) Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Тема: «Весёлая ярмарка» Конспект занятия по знакомству детей средней группы с русским народным творчеством. Изобразительная деятельность. Тема: «Весёлая ярмарка»./.

Литературная викторина для детей старшей группы по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского. Подготовила: воспитатель.

НОД по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы «Знакомство с русским народным костюмом» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы. Тема: «Знакомство с русским народным костюмом».

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам» Занятие по развитию речи в старшей группе. «Путешествие по русским народным сказкам. Чтение русской народной сказки «У страха глаза.

Знакомство детей с русским народным творчеством Очень важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

Источник

Мои рекомендации