Нормативные акты совета народных депутатов

Правотворческая деятельность местных Советов депутатов

Система нормативных правовых актов органов местного управления и самоуправления– это совокупность нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство механизма правового регулирования вопросов местного значения.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) правовые акты, принятые на местном референдуме;

2) нормативные и иные правовые акты местных Советов депутатов;

3) нормативные и иные правовые акты исполкомов и местных администраций;

4) правовые акты главы председателя Совета, председателя исполкома, главы местной администрации, иных органов и должностных лиц органов местного управления и самоуправления.

Реализация органами местного самоуправления власти, решение вопросов местного значения, реализация их полномочий осуществляется не только на основе законов и иных нормативных актов, но и путем принятия органами местного самоуправления собственных решений. Эти решения имеют форму правовых актов. В общей теории права отмечается, что правовой акт содержит нормы права. Правовой формой выражения полномочий местных Советов депутатов и их органов являются принимаемые ими правовые акты.

Пределом правотворчества местных Советов депутатов, их органов, органов местного управления является их компетенция.

Правовые акты местных Советов депутатов можно классифицироватьпо разным основаниям.

По нормативной природе различаются:

– нормативные правовые акты длительного действия, адресованные широкому кругу лиц;

– индивидуальные правовые акты, адресованные конкретному лицу или органу.

Нормативные акты означают правотворческую деятельность государства, его органов и должностных лиц, в том числе и органов местного управления и самоуправления. Нормативные акты устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы.

Нормативно-правовой акт местного Совета депутатов – это официальный документ, который содержит общеобязательные правила поведения, адресованные широкому кругу лиц. Он долго действует во времени, до его отмены, и распространяет свою силу на территорию соответствующей административно-территориальной единицы.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов мест­ного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории (ч. 18 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

По порядку принятия различают:

– акты, принятые на местном референдуме;

– акты, принятые коллегиально местными Советами;

– правовые акты, принятые на основе единоначалия.

Индивидуальные (ненормативные) правовые акты отличаются от нормативных правовых актов тем, что они принимаются в целях реализации на практике нормативных правовых актов, их исполнения и применения. Индивидуальный правовой акт – акт применения права к конкретному юридическому или физическому лицу.

Основными формами правовой деятельности органов мест­ного управления и самоуправления является правотворчество и правоприменение. Правотворческая деятельность местных Советов депутатов, исполкомов и местных администрацией незначительна.

Основной формой правовой деятельности является правоприменение, так как только на месте проживания граждан осуществляется реализация их прав и свобод, закрепленных в законодательстве. Именно органы местного управления и самоуправления, в основном при обращении граждан в местные органы власти, через издание правовых актов наделяют их социальными благами, предоставляют возможность удовлетворения иных потребностей.

Правотворческая деятельность органов местного управления и самоуправления направлена на регулирование различных общественных отношений, возникающих в местах проживания граждан, на их упорядочение. Эта деятельность также направлена на конкретизацию законодательства и применение его.

Местные Советы депутатов реализуют свое право на правотворчество на сессиях. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» по вопросам, рассмотренным на сессиях, Советы принимают решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

Свою правотворческую компетенцию они реализуют в форме:

– принятия нормативных правовых актов, в форме правоприменительной деятельности;

– контроля за законностью принимаемых органами Совета, исполкома правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений.

Информация о принятых решениях, о подготовке вопросов на рассмотрение сессии Совета может доводиться до депутатов и избирателей через средства массовой информации.

Принятое Советом решение визируется его разработчиками, соответствующим заместителем председателя Мингор­исполкома, финансовым управлением, юридическим отделом Мингорисполкома, председателем профильной постоянной комиссии Совета и при необходимости другими должностными лицами и подписывается председателем Совета. Решения Совета, являющиеся нормативными правовыми актами, направляются в Министерство юстиции Республики Беларусь для проведения обязательной юридической экспертизы на соответствие законодательству Республики Беларусь.

Согласование проекта решения и решения Совета, направление решения в Министерство юстиции Республики Беларусь и на опубликование в газету «Минский курьер» осуществляет разработчик.

Виды актов, принимаемых местными Советами депутатов и их органами.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 410-З «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» столица имеет свой устав. Устав города Минска определяет направления и порядок взаимодействия Минского городского Совета депутатов, исполнительных и распорядительных органов, органов территориального общественного самоуправления по вопросам осуществления местного управления и самоуправления в столице, особенности формирования и полномочий органов территориального общественного самоуправления в столице, градостроительного устройства, иные вопросы, касающиеся осуществления городом Минском функций столицы Республики Беларусь.

Читайте также:  Русская народная песня по муромской дорожке слушать

Устав города Минска утвержден решением Минского городского Совета депутатов 26 июня 2001 г. № 193.

Местные Советы депутатов принимают регламенты – нормативные правовые акты, которые содержат правила, определяющие процедуру их деятельности. Регламенты утверждаются решениями Советов.

Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» по вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов. В случаях досрочного прекращения полномочий Совета, решение принимается не менее чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов.

Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объ­единениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Президиум Совета принимает правовые акты в форме решений. Решения принимаются большинством голосов от его состава. Заседание президиума Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от его состава.

Председатель Совета в пределах своей компетенции издает распоряжения.

Решения постоянных комиссий оформляются протоколами их заседаний. Постоянные комиссии Совета принимают решения рекомендательного характера по рассмотренным вопросам.

Согласно п. 1 ст. 60 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» «решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятые в пределах их компетенции, решения местного референдума, в отношении которых Советами, назначившими местные референдумы, принято решение о придании им обязательной силы, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными и распорядительными органами, а также всеми иными расположенными на соответствующей территории организациями и гражданами. За невыполнение этих решений организации, их должностные лица и иные граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами».

Решения Советов принимаются на сессиях тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов и должны соответствовать законодательству Республики Беларусь.

Правотворчество постоянных комиссий местных Советов депутатов. С целью предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов формируются постоянные комиссии.

Постоянные комиссии избираются на сессии из числа депутатов Совета. Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета.

Постоянные комиссии по поручению Совета, президиума Совета, председателя Совета или по собственной инициативе предварительно рассматривают проекты программ социально-экономического и культурного развития территории, местного бюджета, других вопросов, входящих в компетенцию Совета, и вносят на рассмотрение сессии проекты решений Совета по этим и другим вопросам.

Основной формой работы постоянных комиссий являются заседания.

По результатам рассмотрения вопросов постоянные комиссии готовят рекомендации.

Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок (п. 5 ст. 16 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Статья 49. Правовые акты Совета депутатов и председателя Совета депутатов

Статья 49. Правовые акты Совета депутатов и председателя Совета депутатов

1. К нормативным правовым актам Совета депутатов относятся решения, которые принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, и устанавливают правила, обязательные для исполнения на территории городского округа.

2. Решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

3. Проекты решений могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов:

— депутатами Совета депутатов;

— председателями комиссий, созданных решением Совета депутатов и/или распоряжением Главы города для подготовки проектов решений;

— Избирательной комиссией города;

— органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами жителей города в порядке реализации правотворческой инициативы.

Проекты решений Совета депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе Главы города или при наличии заключения Главы города.

4. Принятое нормативное решение Совета депутатов направляется Главе города для подписания и опубликования. Глава города имеет право отклонить решение, принятое Советом депутатов. В этом случае указанное решение в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава города отклонит решение, оно вновь рассматривается Советом депутатов. Если при повторном рассмотрении указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов, оно подлежит подписанию Главой города в течение семи дней и опубликованию в течение семи дней после подписания.

5. Решения Совета депутатов, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования. Иные решения вступают в силу с момента подписания, если иное не установлено самим решением.

6. Правовым актом Совета депутатов ненормативного характера является протокол заседания Совета депутатов, который ведется во время заседания Совета депутатов, оформляется в 5-дневный срок со дня заседания и подписывается председателем Совета депутатов или председательствующим на заседании в соответствии с Регламентом Совета депутатов.

Читайте также:  Холецистит симптомы и лечение у взрослых народными средствами диета

7. Председатель Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Система муниципальных правовых актов (Статья 43)

Уставом муниципального образования предусмотрено наличие в системе муниципальных правовых актов муниципального района решений и постановлений представительного органа муниципального района. Правомерно ли это?

Обязательно ли точное дословное воспроизведение типовых форм в утверждаемых органами местного самоуправления положениях, регламентах?

Допускается ли внесение изменений (дополнение или исключение) в типовые формы документов?

Решением представительного органа муниципального образования принято Положение о Совете депутатов городского округа, устанавливающее статус представительного органа городского округа. Принятое Положение описывает полномочия Совета депутатов, организацию его деятельности, издаваемые акты, его структуру, полномочия депутатов и должностных лиц, прекращение полномочий Совета депутатов. Является ли в связи с указанным Положение о Совете депутатов городского округа нормативным правовым актом?

Возможно ли издание должностными лицами местного самоуправления (в частности заместителями главы местной администрации) распоряжений и приказов по вопросам местного значения в случаях, если в федеральных законах прямо указано, что по данному вопросу решение принимается органом местного самоуправления? Является ли акт должностного лица местного самоуправления актом органа местного самоуправления (то есть можно ли считать приказ или распоряжение должностного лица актом органа местного самоуправления)?

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Не будет ли являться нарушением законодательства то, что местная администрация осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования?

В ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ установлен определенный перечень правовых актов, которые вправе принимать глава муниципального образования в зависимости от перечня его полномочий. Следует ли из данной статьи, что указанное должностное лицо не вправе издавать иные правовые акты?

Структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования. Является ли указанное решение нормативным правовым актом?

Может ли уставом муниципального образования быть предусмотрено принятие муниципальных правовых актов в ряде случаев квалифицированным большинством голосов либо, наоборот, большинством голосов от числа присутствующих депутатов?

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты.
В соответствии с ч. 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа. Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности представительного органа?

Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель представительного органа по вопросам организации деятельности представительного органа?

Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?

Источник

Статья 23. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов Совета народных депутатов

Статья 23. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов Совета народных депутатов

2. Решения Совета народных депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Нормативные и иные акты Совета народных депутатов принимаются в коллегиальном порядке.

4. Решения Совета народных депутатов об установлении или отмене местных налогов и сборов, о внесении изменений в порядок их уплаты подлежат официальному опубликованию и вступают в силу в соответствии с действующим налоговым законодательством.

5. Решение Совета народных депутатов должно содержать указания на финансовые, материально-технические и иные ресурсы, необходимые для его реализации.

Информация об изменениях:

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» Тахтамукайского района Республики Адыгея от 25 июня 2010 г. N 15-1 в часть 6 статьи 23 настоящего Устава внесены изменения

6. Принятые Советом народных депутатов нормативные правовые акты направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

7. Глава муниципального образования имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом народных депутатов. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет народных депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом народных депутатов. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и официальному опубликованию в средствах массовой информации, распространяемых на территории МО «Яблоновское городское поселение».

8. Нормативные правовые акты, не подписанные и не направленные главой муниципального образования для повторного рассмотрения Совета народных депутатов, либо не подписанные в случае отсутствия главы муниципального образования или невозможности исполнения им должностных обязанностей, по истечении 14 дней подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации, распространяемых на территории МО «Яблоновское городское поселение» и вступают в законную силу.

Читайте также:  Сталкер народная солянка оп 2 изумрудная вспышка

9. Правом внесения проектов решений обладают:

1) глава муниципального образования;

2) депутат Совета народных депутатов;

3) депутатские комиссии Совета народных депутатов;

4) органы территориального общественного самоуправления в пределах своей компетенции;

5) председатель избирательной комиссии МО «Яблоновское городское поселение» в пределах своей компетенции;

Информация об изменениях:

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» Тахтамукайского района Республики Адыгея от 28 декабря 2011 г. N 34-1 в пункт 6 части 9 статьи 23 настоящего устава внесены изменения

6) председатель контрольно-счетной комиссии МО «Яблоновское городское поселение» в пределах своей компетенции;

7) население МО «Яблоновское городское поселение» в порядке правотворческой инициативы граждан;

Информация об изменениях:

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» Тахтамукайского района Республики Адыгея от 17 июля 2013 г. N 8-6 в пункт 8 части 9 статьи 23 настоящего Устава внесены изменения

8) общественные организации;

Информация об изменениях:

Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Яблоновское городское поселение» Тахтамукайского района Республики Адыгея от 17 июля 2013 г. N 8-6 часть 9 статьи 23 настоящего Устава дополнена пунктом 9

9) прокурор Тахтамукайского района.

10. Правовые акты Совета народных депутатов вступают в силу после подписания в порядке, установленном Уставом.

11. Решения Совета народных депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.»;

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 23. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов Совета народных депутатов

Статья 23. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов Совета народных депутатов

2. Решения Совета народных депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Нормативные и иные акты Совета народных депутатов принимаются в коллегиальном порядке.

4. Решения Совета народных депутатов об установлении или отмене местных налогов и сборов, о внесении изменений в порядок их уплаты подлежат официальному опубликованию и вступают в силу в соответствии с действующим налоговым законодательством.

5. Решение Совета народных депутатов должно содержать указания на финансовые, материально-технические и иные ресурсы, необходимые для его реализации.

6. Принятые Советом народных депутатов нормативные правовые акты направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования.

7. Глава муниципального образования имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом народных депутатов. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет народных депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом народных депутатов. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и официальному опубликованию в средствах массовой информации, распространяемых на территории МО «Яблоновское городское поселение».

8. Нормативные правовые акты, не подписанные и не направленные главой муниципального образования для повторного рассмотрения Совета народных депутатов, либо не подписанные в случае отсутствия главы муниципального образования или невозможности исполнения им должностных обязанностей, по истечении 14 дней подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации, распространяемых на территории МО «Яблоновское городское поселение» и вступают в законную силу.

9. Правом внесения проектов решений обладают:

1) глава муниципального образования;

2) депутат Совета народных депутатов;

3) депутатские комиссии Совета народных депутатов;

4) органы территориального общественного самоуправления в пределах своей компетенции;

5) председатель избирательной комиссии МО «Яблоновское городское поселение» в пределах своей компетенции;

ГАРАНТ:

Пункт 6 части 9 статьи 23 настоящего Устава, в части положений, определяющих порядок формирования, полномочия контрольно-счетной комиссии, полномочия председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования «Яблоновское городское поселение», вступает в силу по истечению срока полномочий Совета народных депутатов, сформированного на основании решения Верховного Суда Республики Адыгея от 28 апреля 2005 г.

6) председатель контрольно счетной комиссии МО «Яблоновское городское поселение» в пределах своей компетенции;

7) население МО «Яблоновское городское поселение» в порядке правотворческой инициативы граждан;

8) общественные организации.

10. Правовые акты Совета народных депутатов вступают в силу после подписания в порядке, установленном Уставом.

11. Решения Совета народных депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.»;

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Мои рекомендации