Норвежская народная песня камертон ноты

100 канонов для детского хора

Пособие по развитию навыков многоголосного полифонического пения


100 канонов
для детского хора
составители Л.Албелян и В.Попов
«Музыка», 1969г.
номер 5656

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Сборник «100 канонов» составлен на основании двух ранее выпущенных издательством «Музыка» сборников («Каноны для детского хора без сопровождения», 1964 и «Каноны для детского хора», 1965). Кроме того он дополнен рядом произведений, специально написанных советскими композиторами для настоящего издания, и канонами, взятыми из зарубежных сборников.
Издание, предлагаемое вниманию руководителей детских хоровых коллективов, имеет следующие цели:
Во-первых, пополнить хоровой репертуар канонами, разнообразными как по содержанию, так и по форме. В сборнике представлены каноны самого различного текстового и музыкального содержания, на 2, 3, 4, 5 и 7 голосов, от 5 до 12 звуков в диапазоне, каноны в приму, терцию, квинту и один обратимый, с сопровождением и без сопровождения, а также несколько произведений, в которых канон является основой формообразования.
Во-вторых, дать каноны, которые можно использовать как концертные номера, а также как упражнения и распевания на занятиях музыкальной грамотой.
В-третьих (основная цель), предложить наиболее доступный и интересный материал для работы над развитием навыков многоголосного полифонического пения. В этом смысле работа над канонами может дать самые хорошие результаты. При разучивании канонов встречаются трудности, характерные для всех полифонических форм (точное вступление голосов, четкое исполнение ритмического рисунка каждой партией, донесение до слушателей смысла текста и т. д.). Вот почему прежде чем приступить к пению канонов, составители предлагают использовать целый ряд подготовительных упражнений. Эти упражнения должны научить находить звук, с которого вступает голос, своевременно вступать в канон, слушать другие партии. Так как при разучивании полифонического произведения знание нот является обязательным, рекомендуется учить каноны и упражнения только по нотам.
Начать советуем со следующих упражнений. Хор делится на две группы; одна поет по заданию дирижера отдельные звуки или небольшие мелодии, другая повторяет их:

Читайте также:  Стеатогепатоз что это такое лечение народными средствами

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СБОРНИКОМ
Большинство канонов напечатано на одной строке. Это связано с тем, что они представляют собой так называемые бесконечные каноны, конец мелодии которых непосредственно переходит в начало, поэтому голоса могут вновь вступать любое количество раз.
Вступление каждого голоса отмечено цифрой, которая стоит над местом вступления данного голоса. Кроме того, над некоторыми нотами стоят ферматы, относящиеся к окончанию того голоса, цифра которого стоит над ферматой. Обычно канон исполняется трижды: первый раз — одноголосно (всем хором или отдельной партией) для того, чтобы ярче донести текст, второй раз—каноном, третий раз каждый голос заканчивает пение на соответствующей ему фермате; если же ее нет, то пение заканчивается поочередно.

В сборнике есть несколько канонов с большим диапазоном. В этих случаях руководитель должен сам решить, как лучше поступить, разучивая такой канон: транспонировать его или же наиболее неудобное в тесситурном отношении место пропеть в другой октаве. Вторым путем рекомендуем пользоваться по возможности реже, так как такое исполнение несколько искажает канон.

Каждый канон следует исполнять на столько голосов, сколько в нем указано, но можно, особенно для упражнений, петь все каноны и на два голоса.

Скачать ноты

Источник

Мои рекомендации