Норвежский музей народного быта

Норвежский народный музей

Норвегия — это благоустроенные городские ландшафты, аккуратные домики и удивительной красоты природа. Такой мы видим ее сегодня, но какой она была раньше на протяжении многих веков? Чтобы проникнуться духом, познакомиться с бытом и культурой этой страны, загляните в Норвежский народный музей, что расположился на полуострове Бюгдой прямо под открытым небом.

Это один из старейших музеев в мире подобного рода. Он был основан в конце XIX века и сегодня занимает 14 га земли, а в качестве экспонатов тут представлены строения разных эпох и регионов страны. До его открытия с норвежской культурой можно было познакомиться только в Музее скандинавской культуры в Швеции. Теперь же здесь, в Осло, есть место, где воссозданы жилые кварталы начиная со времен Средневековья и до наших дней, и отражен быт самых разных слоев населения. Эдакая маленькая страна в городе.

На территории музея всего 155 зданий, среди них множество изб, в том числе самая старинная из тех, что сохранились в Норвегии. Получился в результате уютный городок, увенчанный ставкиркой из Гуля — старинной церковью из дерева приблизительно 1200 года постройки, возвышающейся на холме. Она стояла в поселении Гуль, где однажды ее решили снести, но в итоге разобрали и заново построили уже на полуострове Бюгдой в 1885 году. Внутри все постройки, расположенные на территории музея, имеют соответствующую времени обстановку. Тут и домашняя утварь, и гобелены, и драгоценности, и мебель, и многое другое. В общем, в этом музее вы сможете узнать, как норвежцы в прошлом обустраивали дома и организовывали свой быт, осмотреть избы не только снаружи, но и внутри.

Все тут продумано до мелочей: во дворах топчутся курочки, коровы, гуси, кролики и овцы, а сотрудники переодеты в национальные костюмы и занимаются привычными каждому домашними хлопотами — кажется, что они тут живут, а вовсе не работают.

Более того, в какой дом бы вы ни зашли, везде будут хлопотать по хозяйству: где-то пекут традиционные лепешки, в другом месте варят и угощают кофе, рассказывают об избах или ухаживают за домашним скотом. И во всем этом можно поучаствовать самим.

Посещение Норвежского народного музея будет интересно как для взрослых, так и для детей. Тут можно бродить довольно долго и все время находить нечто новое, поэтому приготовьтесь провести здесь как минимум два, а то и три часа.

Источник

Достопримечательности Осло: Народный музей Норвегии. Часть 3: деревенские постройки в музее под открытым небом

В прошлый раз мы совершили прогулку по той части Народного музея Норвегии, которая зовется «Старым городом» и представляет старинные постройки из Осло и других норвежских городов. Однако этим музей под открытым небом не ограничивается: куда более обширную территорию занимает идиллическая и колоритная «сельская местность», составленная из крестьянских дворов, которые были привезены в музей из разных регионов Норвегии. Во многие избы можно зайти или по крайней мере заглянуть через окно, чтобы рассмотреть внутреннюю обстановку, в большинстве случаев аутентичную. Если же вы оказались в музее летом, то считайте, что вам особенно повезло: вы сможете увидеть не только сами деревенские дома, но и их «хозяев», облаченных в народные костюмы и занятых традиционными видами ремесел и домашних работ. Кроме того, круглый год для посетителей открыта замечательная уютная ферма с самыми настоящими домашними животными. Море радости для взрослых и детей.

Об истории Народного музея Норвегии подробно написано здесь. Практическая информация о посещении Народного музея (как добраться до музея, часы работы, цена билетов и т.п.) приводится тут.

Покидая «Старый город», посмотрим теперь деревенскую часть музея (Landsbygda). Она занимает более обширную территорию и представляет подлинные старинные крестьянские постройки — жилые и хозяйственные, привезенные из сельской местности разных регионов Норвегии.

Цель этой экспозиции под открытым небом — показать, как выглядели крестьянские дворы в разных частях страны в прошлых столетиях.

В отличие от остальной Европы, в северной Скандинавии даже в средние века существовало свободное владение собственностью «по аллодиальному праву», то есть земельные владения не принадлежали феодалам и могли передаваться по наследству в рамках одной семьи. Также практиковалась сдача в аренду, причем к концу XVII века многие фермеры-арендаторы начали скупать арендуемые фермы. В этот период численность населения стала увеличиваться, и многие фермы были разделены. Из соображений справедливости раздел участков производился довольно хитроумным образом, поскольку требовалось учитывать неравномерное качество земли. Постройки возводились на тщательно выбранном месте, на сухой почве, непригодной для возделывания, близ источников питьевой воды. Часто выбирались возвышенности как более сухие и менее подверженные морозу участки, чем в низине долины. Конфигурация построек имела свои особенности в каждом регионе Норвегии (где-то они образовывали замкнутый четырехугольник, где-то стояли вплотную в хаотичном порядке, где-то располагались рядами).

По-норвежски крестьянские дворы (хутора) называются словом tun, которое родственно английскому «town«. На территории такого «туна» обычно стояли постройки двух типов: innhus, то есть жилые дома плюс здания для хранения пищи и uthus, то есть амбары, сараи и хлева.

Атмосфера в этой части музея идиллическая. Народу мало, тишина, деревья в цвету и поросшие травой бревенчатые избы, собранные по географическому принципу и образующие как бы целый хутор. Во многие домишки можно зайти или хотя бы заглянуть в окно, чтобы увидеть воссозданный интерьер. Кое-где сохранились печи, камины, коптильни или очаги.

Телемарк

Начнем осмотр с зоны, посвященной норвежской губернии Телемарк (Telemark). Здесь нас встречает скромное здание деревенской почты 1937 года постройки, привезенной из поселка Сельюр (Seljord) и установленной в музее в 1990-х. В отличие от большинства остальных домов этой «загородной экспозиции», здание окрашено. И еще это, наверное, один из самых современных домов в музее: большинство изб и сараев куда древнее.

Крестьянский двор региона Телемарк — большой. Он насчитывает более десятка самых разных деревянных построек из нескольких селений этой местности: помимо почты, тут вам и конюшни, и овечий хлев, и кухня, и сарай, и жилые избы, и зернохранилище. Традиционными занятиями населения в Телемарке до начала индустриализации были земледелие, животноводство и лесозаготовка. Здесь располагалось множество лесопильных заводов и предприятий по торговле древесиной.

В основном строения относятся к XVII-XVIII веку, но есть и здания XIX века, как, например, рига (сушильня) 1800-1850 годов постройки (Badstue fra Moen i Notodden/Badstua fra Gransherad/rkehus). Здание было оснащено печкой и использовалось для сушки зерна, солода и льна. Как и кухни, из-за опасности пожара такие сушильни обычно располагались на окраине крестьянского двора.

На следующей фотографии видим две постройки, которые первыми (в 1898 году) появились в Народном музее Норвегии (см. заметку об истории музея). Это дома 1754 года, один из которых служил жилым и гостевым домом типа «лофт» (так назывались двухэтажные здания с наружной лестницей и обходной галереей) (Loft fra Rofshus), а другой — кладовой для продуктов (Bur fra Rofshus). В губернии Телемарк было принято размещать два этих типа домов вплотную друг к другу (источник фото: [21]).

На верхнем этаже жилого дома с трех сторон имеется закрытая обходная галерея. Дом украшен резьбой в виде цветочных орнаментов. Над дверью вырезаны инициалы OHSEH, относящиеся к плотнику или резчику, а также год постройки (1754). Здание кладовой тоже украшено резьбой с изображением листьев клевера (источник фото: [21]).

А вот еще одна пара домов аналогичного назначения. Средневековый жилой дом «лофт» (Loft fra Søndre Tveito i Tinn i Telemark) — один из древнейших экспонатов в этом музее под открытым небом. Определенные архитектурные особенности, романские декоративные мотивы вокруг двери и руническая надпись позволили ученым датировать постройку примерно 1300 годом. Дом прекрасно сохранился и является удивительным примером средневековой деревянной архитектуры Норвегии. Резьба вокруг двери характерна для средневекового церковного искусства. Сохранились даже фрагменты краски (например, желтоватое покрытие львиных голов). На нижнем этаже располагалась кладовка для хранения пищи. На верхнем этаже вдоль всех четырех сторон имеется закрытая обходная галерея. Рядом с домом стоит кладовая (Bur fra Nedre Nisi) — постройка куда более поздняя, датируемая 1797 годом.

Очень нарядно выглядит постоялый двор Капеллен (Gjestestue/Cappelenstua fra Akkerhaugen) — бордовый дом с черно-белыми «шашечками» по углам, построенный примерно в 1800 году в деревне Аккерхёуген местным фермером Хальвором (Halvor Akkerhaugen).

Фермер, видимо, был весьма зажиточный, раз мог позволить себе построить гостиницу, да еще так богато расписанную. Он работал на вельможу по фамилии Капеллен, будучи его управляющим на предприятии по торговле древесиной. Фермер построил это здание в качестве гостевого дома для Капеллена, чтобы тот мог останавливаться здесь во время своих визитов на ферму.

Читайте также:  Чем можно почистить мягкую мебель в домашних условиях народными средствами

Росписи выполнил Улаф Ханссон (Olav Hansson/Ola Hansson) (1760-1843), один из самых известных художников Телемарка, работавших в традиционном норвежском декоративном жанре Росемалинг (Rosemaling). Росемалинг, или «цветочная живопись», — это стиль декоративной народной росписи, в которой центральным мотивом являются стилизованные изображения роз и других цветов. Такая роспись отчасти напоминает нашу «гжель» и «хохлому». Особенно прославились мастера этого стиля из губернии Телемарк и долины Халлингдал. Своей живописью они украшали интерьеры домов, мелкую утварь, мебель, сундуки и другие предметы (источник фото: [18]).

Интересные яркие росписи в стиле Росемалинг покрывают каждый сантиметр пола и потолка этого уникального сельского дома. Изображают они самых разных персонажей, в основном библейских: Моисея со Скрижалями, Адама и Еву, Самсона со львом, архангела Михаила с драконом и другие сюжеты; на потолке художник поместил портреты евангелистов (источник фото: [18]).

Улаф Ханссон также не забыл о своем излюбленном мирском мотиве — «Крестьянин и бесчестный маркировщик леса». Возможно, это был шуточный намек в адрес управляющего Капеллена (мол, этого фермера не обдурить) (источник фото: [18]).

В Телемарке было принято вот так полностью расписывать интерьеры домов.

Обстановку составляют деревянная кровать, буфет, шкаф, стол и стулья. Мебель в основном подлинная, украшенная резьбой и росписью. Инициалы на шкафу (HOSLID) принадлежат построившему дом фермеру и его супруге. Указанный на угловом буфете год (1803) относится ко времени, когда был расписан интерьер.

Халлингдал

Следом за губернией Телемарк представлен деревенский быт долины Халлингдал (Hallingdal), расположенной на территории нынешней губернии Бускеруд (Buskerud). Традиционными занятиями жителей этой местности были земледелие и животноводство, а также охота и рыбная ловля. С XVII века большое развитие также получила отрасль лесозаготовок (источник фото: [9).

Крестьянский двор, представляющий долину Халлингдал, тоже достаточно велик: здесь больше десяти строений. Первым экспонатом на нашем пути будет амбар для хранения льна — постройка XVII века, привезенная из района Сигдал (Linstabbur fra Hole, Sigdal). Подобные амбары для хранения сухого льна обычно помещались на окраине хутора. Лён выращивался повсеместно, где только позволяла почва. Из льняной ткани шили рубашки, скатерти и детскую одежду.

По левую руку вскоре покажется бревенчатый дом с красивыми ставнями. Это жилой дом середины XVIII века (Stue fra Gulsvik).

Любой желающий может зайти внутрь и увидеть типичную обстановку норвежского крестьянского жилища того времени. У окна — кровать, в углу — очаг, рядом с которым, как в те времена было принято, стоит традиционный круглый стул, сделанный из цельного выдолбленного бревна (Kubbestol). Подобные стулья в Норвегии начали изготавливать еще в средние века.

Три комода появились в комнате в 1755 году и были расписаны в конце XVIII века в уже упоминавшемся стиле Росемалинг. Дом располагался на почтовой станции, и тут было несколько кроватей для путников.

Известный норвежский художник Адольф Тидеманд (Adolph Tidemand) (1814-1876), работавший в долине Халлингдал, написал там несколько картин. В частности, интерьер этого дома он изобразил на своей картине «Одинокие старики» (De ensomme gamle) (1849).

Вплотную рядом с домом, где мы только что побывали, стоит летний жилой дом, построенный ок. 1790 года (Stue fra Bjørnebergstølen) (источник фото: [21]).

Интерьер его тоже щедро украшен росписями, которые выполнил в 1792 году художник Кристен Хулебак (Kristen P. Hulebak/Kristin Hulebak), старейший мастер стиля Росемалинг в Халлингдале, поэт и скрипач. Стены изобилуют яркими жанровыми сценами, завитками в духе рококо и цветами (источник фото: [21]).

Этот дом напоминает нам о том, что регион Халлингдал знаменит еще и своими традициями народных сказок, фольклорной музыки и танцев. Дело в том, что, согласно легенде, именно в подвале этого дома впервые была исполнена скрипичная фольклорная мелодия «Fanitullen» («дьявольский мотив»), причем играл сам дьявол. Норвежский писатель и собиратель фольклора Йорген Му (Jørgen Engebretsen Moe) написал стихотворение по мотивам этой легенды.

Напротив стоит ажурная резная изба — амбар (Loft fra Grimsgard i Nes), построенный предположительно в самом начале XVIII века (хотя на фасаде указан 1797 год — видимо, в это время дом был перестроен и поставлен на деревянные столбы, тогда же появилась обходная галерея).

Чуть дальше впереди видим еще несколько жилых и хозяйственных построек, в том числе жилой крестьянский дом середины XVIII века (Stue fra Nedre-Jordet) с могучей дверью и густо поросшей травой крышей.

Эстланн

Чуть дальше тропинка выводит к домам, привезенным из региона Эстланн (Østlandet), то есть Восточная Норвегия. В данном случае жилые и хозяйственные постройки не образуют целостный крестьянский двор, а представлены разрозненно, демонстрируя различные архитектурные традиции губерний (фюльке) Акерсхус, Эстфолл, Вестфолл и др.

В этой части музей особенно выделяется длинное здание с полным набором сельскохозяйственных орудий — амбар-зернохранилище ок. 1840 года постройки (Låve fra Garsvik). Такие амбары были распространены на крупных фермах в юго-восточной Норвегии еще со средних веков. В этом амбаре имеется два гумна (площадки для молотьбы зёрен).

Под крышей примыкающей галереи также хранили телеги и сани.

Хордаланн

Следующая часть музея под открытым небом посвящена губернии Хордаланн (Hordaland) и, в частности, району Хардангер (Hardanger) — территории вдоль и вокруг Хардангер-фьорда. Сельское хозяйство было развито здесь наряду с рыбной ловлей. Главным городом региона является Берген, традиционный торговый центр западного побережья Норвегии. Для фермерских хозяйств Хардангера характерно «кластерное», очень тесное и хаотичное скопление построек, что продиктовано крутыми перепадами рельефа. Как и в других сельских регионах, основным строительным материалом выступало дерево, но здесь еще использовался и камень (из камня могли возводиться как целые дома, так и массивные защитные стены, ограждавшие деревянные здания с наиболее уязвимой стороны). До начала XIX века крыши большинства домов крыли дерном, но затем получил распространение шифер.

Воссозданный крестьянский двор Хардангера невелик (менее десяти домов) и не дает полного представления о типичном тесно застроенном западнонорвежском хуторе, однако выглядит очаровательно. Основная часть домов относится к XVII-XVIII векам. Большинство построек поступило с фермы Эвре Нес ( Øvre Nes i Varaldsøy ), причем, что интересно, расставлены они в полном соответствии с их первоначальным взаимным расположением.

Одна из этих построек — амбар 1743 года постройки (Stabbur fra Nes). Здание стоит на деревянных столбах, чтобы грызуны не могли проникнуть внутрь и повредить припасы. Понятно, почему его так берегли, ведь амбар был главным сокровищем фермы: здесь хранилось зерно, лепешки, мясо и проч. Здание построено из бревен и имеет закрытую обходную галерею вдоль двух стен.

Трёнделаг

Мы достигли крайней западной точки музея. Обогнем теперь эту оконечность и пойдем в обратную сторону, на этот раз по северной, а не южной тропинке.

Тропинка вскоре приведет к ферме Trøndelagstunet, представляющей регион Трёнделаг (Центральная Норвегия). После домиков, построенных чуть не в Средневековье, эти здания выглядят весьма современно. Да, машина времени начала работать на полную мощность! Перед нами воссозданная ферма, которая наглядно показывает, как жили люди в сельской Норвегии в 1950-х годах. Сюда собраны здания с разных ферм региона.

Ферма знакомит нас с сельскохозяйственными традициями Трёнделага — центрального региона Норвегии, главным городом которого является Тронхейм. Этот регион длительное время был политическим центром страны. Основными занятиями населения традиционно являлись рыбная ловля и сельское хозяйство, а также охота, лесозаготовки и добыча полезных ископаемых. Из сельскохозяйственных культур тут были особенно популярны репа, горох, лён, хмель, морковь, картофель. В 1950-х годах Трёнделаг был одним из ведущих регионов Норвегии по выращиванию злаков. Это был период механизации, когда потребность в рабочей силе людей и животных сократилась, поскольку многие операции теперь могли выполнять машины. На смену лошади пришел трактор, кладовку заменил холодильник, а стиральная машина взяла на себя тяжелый труд по стирке белья. Всё это десятилетие было периодом больших перемен и новых технологий в организации труда и обустройстве жилища. Именно этим коренным переменам в образе жизни европейского населения и посвящена экспозиция.

Ферма состоит из нескольких крупных зданий, образующих квадратный двор, традиционный для данного региона. В прежние эпохи построек, как правило, было больше, но они были поменьше размером. После XVIII века получили распространение фермы с небольшим количеством более высоких и длинных зданий. В результате постепенных пристроек появился традиционный тип сельского дома в этих краях, Trønderlån.

Особенность такого дома в том, что он длинный и узкий; комнаты обычно занимают всю его ширину, а окна упорядоченно располагаются по обеим сторонам, обеспечивая прекрасное освещение. Примером такой нехитрой сельской архитектуры служит желтый сельский дом ок. 1800 года из деревни Стиклестад (Stiklestadlåna/Lån fra Stiklestad/Våningshus “Trønderlån”).

Первоначально дом принадлежал фермеру, но на протяжении XIX века в нем в основном жили офицеры с женами. В конце века здание выкупило государство, и тут располагался пасторат, а в 1919 году дом приобрел Народный музей. В 2010 году дом был тщательно отреставрирован и обставлен таким образом, чтобы давать представление о жизни типичной семьи в загородной местности Трёнделага в 1959 году. Когда эти постройки только появились в музее, это был образчик современной жизни, знакомый каждому норвежцу. Теперь это уже история, и только посетителям старшего возраста эта обстановка покажется родной.

Читайте также:  Русская народная сказка зайка егорка морковка для зайчика

Миловидная «домохозяйка», одетая в стиле 1950-х годов, любезно угостит вас кофе в реалистично обставленной кухне того времени и расскажет о том, насколько сильно изменился быт домашней хозяйки с появлением бытовых приборов (источник фото: [16]).

Помимо земледелия, на фермах, конечно, занимались животноводством. Обычно держали коров, овец, коз и кур. Эта часть загородной жизни тоже воссоздана в полной мере: здесь вы сможете лично пообщаться с домашними животными, увидеть корову, овец или даже очаровательных поросят в процессе кормления — зрелище незабываемое.

Аккуратненькие девушки в сельских костюмах подробно расскажут вам о своих питомцах.

В хлеву приятно пахнет опилками и вообще невероятно чисто. Замечательное развлечение для детей и взрослых.

Устроено всё это в большом L-образном бордовом здании — амбаре 1899 года постройки (Elnanlåven), привезенном из деревни Элнан. Музей приобрел это здание в 1998 году, а через три года оно уже было установлено на новом месте.

В остальных частях здания можно принять участие в других интерактивных развлечениях: научиться готовить популярные блюда того времени, консервировать фрикадельки и самостоятельно начинять «кишку» для домашней колбасы, печь пироги — в общем, приобщиться к жизни домохозяйки середины XX века.

Рядом с амбаром находится жилой дом с фермы Ховде (Hovdehuset/Våningshus fra Hovde på Ørlandet), построенный примерно в 1700 году и расширенный в середине XIX века. В музее он с 1931 года.

Правая часть здания самая старая, ее занимает главная комната и кухня, а в позднейших пристройках располагаются гостиная и прачечная с пекарней. В двух комнатах имеются вделанные в стену печи с топкой из соседней комнаты.

Нумедал

Недалеко от зоны региона Трёнделаг, в центральной части музея, находится крестьянский двор Numedalstunet — собрание типичных построек долины Нумедал (Numedal), расположенной на территории нынешней губернии Бускеруд (Buskerud). Основными занятиями местного населения традиционно были сельское хозяйство, охота и рыболовство. Эта местность была слабо заселена до тех пор, пока в 1623 году здесь не открылись серебряные рудники Конгсберга. Это привело к экономическому росту и увеличению численности населения (источник фото: [9]).

Для данного региона были характерны довольно большие крестьянские дворы, которые могли насчитывать до 20 построек. Обычно постройки располагались неравномерно на большом участке земли и значительном расстоянии друг от друга. Музейная реконструкция по понятным причинам отличается более компактным расположением. В долине Нумедал сохранилось рекордное для Норвегии количество средневековых зданий: 44 бревенчатых дома, из которых 22 датируются эпохой до Черной смерти (1349). Два таких здания теперь можно увидеть в Народном музее.

Нумедал — одна из самых интересных и посещаемых туристами зон музея, поскольку здесь можно посетить старинные избушки и вживую увидеть ремесленников за работой и женщин в национальных костюмах, занятых домашним хозяйством (источник фото: [11]).

Любезные хозяйки «из прошлого» также могут сварить вам кофе, угостить лепешкой по старинному рецепту и рассказать об истории «своего» дома. Чтобы всё это увидеть, лучше приходить в музей в первой половине дня и в выходной день — ну и, разумеется, в весенне-летнее время (более подробная практическая информация о посещении Народного музея приводится тут) (источник фото: [9]).

Воссозданный здесь крестьянский двор содержит почти два десятка различных типов жилых и хозяйственных построек, которые были распространены в Нумедале в начале XIX века, — практически исчерпывающий набор, не хватает лишь двух-трех видов. Зато имеется сразу три типа жилых построек — исторически это не очень достоверно, но сделано для того, чтобы показать, как менялась архитектура и устройство норвежского жилища от средних веков до индустриализации.

Самый древний образец — жилой дом из Рауланда (Raulandsstua/Stue fra Søre Rauland, Uvdal), который датируют (на основе дендрохронологических методов) примерно 1238 годом. Он демонстрируется как пример средневекового дома с тремя комнатами и очагом (поэтому такой тип зданий называют årestue, «дом с очагом»). Впрочем, очаг не был восстановлен, так как не удалось установить его подлинное расположение. По некоторым данным, это старейшая в мире жилая постройка (источник фото: [21]).

Этот сруб построен из крупных круглых бревен. Использованная в данном случае особая техника угла сруба (raulandslaft) в последующие века получила широкое распространение. Резные дверные стойки в виде колонн с капителями напоминают оформление средневековых церковных порталов (источник фото: [19]).

Над дверью — руническая надпись: «Thorgautr fifil mik gerdi» («Меня создал Торгаут Фивил») (источник фото: [20]).

Внутри сохранился подлинный стол и длинные скамьи вдоль стен, которые набивались землей во избежание сквозняков. Дом отличается большой площадью и высокими потолками (чтобы отходил дым от очага). Единственным источником света в главной комнате служит ljore, вентиляционное отверстие в крыше. Дом был приобретен Народным музеем в 1895 и установлен в 1899 году, то есть одним из первых (см. также заметку об истории музея) (источник фото: [22]).

Следующий этап в эволюции жилых строений демонстрирует жилой дом из Грёсли (Grøslistua/Stue fra Grøsli i Flesberg), относящийся примерно к 1630-1650 году и появившийся в музее в 1899 году (установлен справа от вышеописанного сруба) (источник фото: [6]).

Дом принадлежал состоятельному фермеру и являлся одним из первых в долине примеров жилища уже не с открытым очагом, а с печью и дымоходом (такой тип домов называют peisestue). Характерными элементами этого нового этапа также были деревянный пол и наличие окон (источник фото: [6]).

Основная часть интерьера подлинная, XVIII и XIX века. Некоторые элементы интерьера раньше находились в деревянной церкви Флесберга (Flesberg stavkirke). В главной комнате можно увидеть печь, стол, стулья, комоды, напольные часы и кровать, около которой висит колыбель. Маленький стол возле камина мог откидываться к стене, когда его не использовали. Наличие печи и сам размер жилища явно указывают на богатство владельца (источник фото: [6]).

В доме часто разыгрываются исторические сценки, и тогда можно увидеть, например, как крестьянка в национальном костюме вяжет у камина, пока в колыбели дремлет ее дитя (источник фото: [21]).

Наконец, третий этап развития жилых построек иллюстрирует дом 1750-1800 годов (Stue fra Væråsmogen i Flesberg), приобретенный музеем в 1913 году и год спустя установленный рядом с двумя первыми домами (источник фото: [21]).

Хотя в здании много черт предыдущих веков, оно отличается иной планировкой. Тут нет прихожей, и через дверь посетитель попадает непосредственно в главную комнату. Комнат вместо трех всего две, но они просторнее (источник фото: [5]).

Школа и молельный дом. Дом священника

Завершим нашу экскурсию по Народному музею осмотром некоторых разрозненных зданий, расположенных ближе к выходу, недалеко от ставкирки (в северо-восточной части музея). Одно из них — сельская школа (Skolestua), построенная в 1866-1867 годах и привезенная из городка Линнос в губернии Хордаланн (Lindås, Hordaland).

Согласно закону 1860 года, в каждом сельском районе Норвегии полагалось построить отдельное здание для школы, и это как раз пример такой постройки, типичный для первых школ западной Норвегии — довольно скромное по размерам здание с классом и еще двумя помещениями. Здание служило школой до 1960-х годов, а затем было приобретено музеем.

Внутри можно увидеть ряды парт. Мальчики сидели слева, девочки справа. Писали грифельными карандашами и перьевыми ручками. Чернильницы и школьная доска сохранились. Любопытным предметом интерьера была плевательница возле учительского стола. В свое время этим предметом пользовался и преподавательский состав, и ученики — жевание табака было популярным увлечением.

В летний период в музее организуется «историческая летняя школа», где сегодняшние дети могут примерить на себя роль учеников начала XX века и испытать, каково это было — посещать школу, где учителя строже, а дисциплина жестче, чем теперь, где тебя могли выпороть или отправить в угол за плохое знание хоралов (источник фото: [16]).

Рядом со школой разместился молельный дом (Bedehuset “Betlehem”) 1876 года постройки, привезенный из района Хинна (Hinna) под Ставангером. Создание этого молельного дома связано с именем норвежского священника и социального реформатора Ларса Офтедаля (Lars Svendsen Oftedal) (1838-1900). Молельный дом служил местом христианских собраний, а в 1913-1967 годах использовался как церковь. Вместе с тем он был и центром социальной жизни вообще. До 1896 году и после Второй мировой войны в нем размещалась школа. Кроме того, в доме проходили встречи молодежных организаций, профсоюзов, волонтерских ассоциаций, различные ярмарки и праздники. Особенно были известны уютные рождественские вечеринки с лотереей, угощениями, песнями у елки и речью проповедника. Эта традиция воссоздана, и сегодня в этом доме снова проводятся рождественские вечера.

Недалеко от молельного дома находится дом священника (Prestegården), построенный в 1752 году и в начале XX века перенесенный в музей из города Лейкангер (Leikanger). Начиная с эпохи Средневековья, священникам выделялись дома с прилегающими угодьями, обеспечивавшими им доход. Обычно перед домом располагался сад, выполнявший одновременно хозяйственную и декоративную функцию. Сам дом был построен для пастора Гельмюдена (Gjert Geelmuyden) и мало изменился с момента постройки. Для демонстрации двух основных типов европейских садов перед зданием разбито два небольших сада: во французском стиле (с правильными геометрическими формами) и в английском стиле (идеализированная картина естественного ландшафта, имитация нетронутой природы).

Читайте также:  Почистить сосуды головы и сонную артерию народными средствами

Сейчас в доме открыт музей семьи Таулов (Thaulow-museet). Дело в том, что состоятельные дамы из этой семьи помогли музею приобрести этот дом в 1910 году. Сёстры оплатили переезд здания и его реставрацию, и теперь внутри размещена их семейная коллекция, в том числе ценное собрание портретов, отражающих 250-летнюю историю рода (источник фото: [17]).

Старинная мебель и портреты расставлены в хронологическом порядке. Многие эти вещи связаны с именем известного норвежского писателя Генрика Вергеланна (Henrik Wergeland) (1808-1845), чья мать была урожденной Таулов. Также из этого рода происходил художник-пейзажист Фриц Таулов и сестра Вергеланна писательница Камилла Коллетт (источник фото: [17]).

Помимо нескольких нарядно обставленных комнат в стиле классицизма и рококо, в доме можно увидеть старинную кухню, показывающую кулинарные обычаи норвежских священников, которые были известны своим гостеприимством и часто принимали у себя путников, а также устраивали пирушки с обильным угощением (источник фото: [17]).

Ставкирка из Гуля и другие постройки из исторического собрания Оскара II

Самый ценный и популярный экспонат Народного музея — средневековая деревянная церковь «ставкирка» из Гуля (Gol stavkirke), входящая в состав так называемой коллекции Оскара II (Oscar IIs Samling). Речь идет о собрании исторических построек, принадлежавшем последнему шведскому королю Норвегии Оскару II. Инициатива создания коллекции принадлежала камергеру Кристиану Хольсту (Christian Holst).

Эту королевскую экспозицию, основанную в 1881 году в королевском поместье на полуострове Бюгдёй (Bygdøy kongsgård) и открывшуюся для публики в 1882 году, считают старейшим в мире музеем под открытым небом. Частью Народного музея данная коллекция стала в 1907 году (см. заметку об истории музея). Панораму этого сектора музея можно посмотреть тут.

Нарядные ворота, ведущие на территорию, отведенную под королевскую коллекцию, — это на самом деле портал, служивший входом на Норвежскую художественно-промышленную выставку, которая проводилась в парке Королевского дворца в 1883 году. Спроектировал ворота известный норвежский архитектор Хольм Хансен Мунте (Holm Hansen Munthe) (1848-1898), ведущий представитель так называемого «стиля драконов» или «драконьего стиля» (Dragestil) в скандинавской архитектуре (источник фото: [5]).

В коллекцию Оскара II входит пять старинных деревянных построек из разных регионов Норвегии. Например, на следующих двух фотографиях видим узорчатый амбар середины XVIII века из деревни в области Телемарк (Loft fra Søndre Berdal) и «спальный дом» XIV века с обходной галереей по трем сторонам, привезенный с хутора Рольстад в долине Гюдбрансдален (Rolstadloftet).

Другим ценным экспонатом является деревенский гостевой дом с фермы Хуве в регионе Телемарк (Hovestua/Stue fra Hove i Heddal), построенный в 1738 году. Поскольку дом предназначался для гостей, он был просторнее и богаче остальных. Год постройки вырезан на двери, а также внутри здания (источник фото: [5]).

В главной комнате с балочным потолком полностью сохранилась подлинная обстановка: печь, кровать, длинный стол, комоды и скамьи (источник фото: [11]).

Дом построил состоятельный местный житель Оле Хуве (Ole Olsen Hove), когда женился на наследнице фермы. Инициалы супругов, TSD и OOS, вырезаны на буфетах. Последующие поколения добавляли свои инициалы, даты и библейские цитаты (источник фото: [11]). Панораму интерьера можно посмотреть тут.

Но самый знаменитый и впечатляющий экспонат коллекции — это, конечно, средневековая деревянная церковь «ставкирка» из городка Гуль, что в губернии Бускеруд (Gol stavkirke). Церковь была построена без единого гвоздя примерно в 1200-1220 годах и является настоящим раритетом: во всей Норвегии сохранилось лишь 28 подобных церквей, причем большинство из них находится в удаленных сельских регионах, по которым редко проходят туристические маршруты. Так что возможность прикоснуться к средневековому деревянному зодчеству, не выезжая за пределы Осло, — исключительное везение (источник фото: [7]).

Подробно об истории, архитектуре и интерьере ставкирки из Гуля читайте в отдельной заметке с фотографиями. Вид из обходной галереи церкви (фото с сайта [1]):

Все заметки и фотоотчеты о Норвежском Народном музее под открытым небом:

Практическая информация о Народном музее под открытым небом в Осло: часы работы, стоимость билетов и т.п.

Народный музей Норвегии (Norsk Folkemuseum) — это музей под открытым небом, который находится на полуострове Бюгдёй (Бюгдой) в Осло, рядом с Музеем кораблей викингов, примерно в 5 км от центра Осло. Адрес музея Museumsveien 10, Bygdøy.

Посмотреть расположение Народного музея на карте Осло можно тут или на туристической карте города.

Как добраться до Народного музея на полуострове Бюгдёй (Бюгдой). Музей расположен рядом с остановкой Folkemuseet автобуса № 30. Самый простой способ добраться из центра Осло или от железнодорожного вокзала до полуострова — на этом автобусе, без пересадок. Расписание автобуса №30 можно посмотреть на официальном сайте городского транспорта Осло.

Другой вариант — воспользоваться водным транспортом. От пристани у Ратуши Осло (Rådhusbrygge) регулярно отходят кораблики (паромы) №91. От причала на полуострове Бюгдёй — около 10 минут ходьбы до музея. Расписание корабликов можно посмотреть тут (или тут), а также на официальном сайте городского транспорта Осло. Поездка на кораблике туда и обратно обойдется в 50 крон; билет в одну сторону стоит 30 крон при покупке заранее (в том числе на пристани) и 50 крон при покупке на борту. Обратите внимание: на корабликах действуют обычные проездные на 24 часа (24-timersbillett/24-hour ticket). Цены приведены по состоянию на 2014 год.

Народный музей Норвегии в Осло открыт ежедневно, кроме 24, 25 и 31 декабря и 1 января. Часы работы музея в летний период (с 15 мая по 14 сентября): ежедневно с 10:00 до 18:00. С 15 сентября по 14 мая музей работает ежедневно с 11:00 до 15:00, по субботам и воскресеньям до 16:00. В День Конституции Норвегии, 17 мая, посетить музей можно бесплатно (но постоянная экспозиция в выставочных павильонах закрыта).

Входной билет в музей для взрослых стоит 110 норвежских крон (в зимний период 85 крон), для детей старше 6 лет — 30 крон. По музейной карте Oslo Pass — бесплатно. Цены приведены по состоянию на 2014 год.

Рекомендуем посещать музей в летнее время: с середины мая по середину сентября в большинство построек на территории музея открыты для посещения, гостей встречают «хозяева» в народных костюмах, а также проводятся концерты фольклорной музыки и танцев, демонстрации старинных традиций. Полезно знать, что больше всего подобных мероприятий и представлений проходит по выходным (скажем, фольклорные танцы можно увидеть только по воскресеньям в 14:00).

Ремесленники в «Старом городе» (гончар, мастер серебряных изделий, ткач, мастер свечей) демонстрируют свое искусство и предлагают купить изделия народных промыслов с 1 июня по 31 августа, со вторника по воскресенье с 11:00 до 17:00. Особенно интересно побывать в Народном музее на Рождество, Пасху и Иванов день (см., например, фотоотчет о Рождестве в Народном музее Осло).

Ставкирка из Гуля открыта круглый год (в часы работы музея).

С середины сентября по середину мая большинство домов музея под открытым небом закрыто, однако постоянная экспозиция работает круглый год. В любое время года туристы могут совершенно свободно ходить по территории музея и заходить в любые открытые здания. При желании можно заказать экскурсию. Пообщаться с животными на воссозданной ферме Trøndelagstunet (региона Трёнделаг) тоже можно в любое время года.

Фотографировать в музее и его помещениях разрешается.

В центре туристической информации на входе в музей имеется кафе и туалеты, также как и в главном выставочном здании.

На территории музея работает бесплатный Wi-Fi (пароль нужно узнавать центре туристической информации), имеется множество уютных уголков со скамейками, где можно устроить небольшой пикник.

Официальный сайт Народного музея Норвегии: www.norskfolkemuseum.no

Схему Норвежского Народного музея под открытым небом можно посмотреть тут или ниже. Кроме того, интерактивная карта музея есть здесь.

Отзывы о посещении Народного музея, а также полезные советы и фотографии можно найти тут.

Туристическая карта Осло с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Осло с достопримечательностями. На этой карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. В частности, на карте обозначено местоположение центрального ж/д вокзала Осло. Скачать карту Осло вы можете по ссылке ниже.

Ниже приводится подробный план центра города Осло с обозначением таких достопримечательностей, как ратуша, парламент, кафедральный собор. Также на карте указано расположение центрального вокзала Осло.

Что посмотреть в Осло (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Осло? В столице Норвегии есть целый ряд интересных музеев, храмов и других архитектурных памятников. Перечень наиболее примечательных объектов, которые стоит посмотреть в Осло, предлагается ниже:

— Старый город (район Квадратурен, улица Карла-Юхана, Королевский дворец)

— Другие соборы и церкви Осло (католический собор Св. Олава, церковь Троицы, церковь Ураниенборг и др.)

Источник

Мои рекомендации