Ноты казачьих народных песен

В нотное издание включено 107 народных песен из репертуара Государственного Кубанского казачьего хора.

Составил сборник народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного, доктор искусствоведения, профессор В.Г. Захарченко.

Песенник рассчитан на руководителей профессиональных и самодеятельных народных хоров и ансамблей, студентов средних и высших музыкальных учреждений, любителей народной песни.


В.Г. Захарченко
Народные песни Кубани
из репертуара Государственного Кубанского казачьего хора
Выпуск 1
тексты и напевы песен
«Краснодарское книжное издательство», 1987г.

В июне 1987 года Государственному Кубанскому казачьему хору, исполняется 50 лет. Художественный руководитель хора народный артист РСФСР композитор В. Г. Захарченко составил книгу, в которую вошло более 150 наиболее популярных песен, долгое время исполняемых коллективом. К песням помещены ноты, примечания и указатель мест, в которых проводилась запись песен.

Скачать ноты для хора

Спасибо Анне за сборник!


В.Г. Захарченко
Поет Кубанский казачий хор

Выпуск 1
Народные песни, записанные в станицах Краснодарского края в обработке для народного хора
“Эдви”, 2002г.

Скачать ноты для хора


Песни Кубанского казачьего хор
а
сборник песен
составитель В.Г.Захарченко
«Краснодарское книжное издательство», 1978г.

Государственный Кубанский казачий хор создан в 1969 году. В основу его деятельности был положен самобытный песенный и танцевальный фольклор кубанского казачества. Эта творческая ориентация определила оригинальный репертуар хора и народную манеру пения. Уже в 1971 году молодой коллектив стал дипломантом на международном фольклорном фестивале в г. Бургасе, в Болгарии. Но впереди хору еще предстояли поиски своего исполнительского почерка, своего художественного стиля.
В 1074 году Кубанский казачий хор возглавил фольклорист и композитор заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Захарченко. Им была определена собирательская и исследовательская работа по кубанскому песенному фольклору, записано огромное количество народных песен, лучшие из которых составили новую концертную программу хора. Научный подход к записи, изучению и отбору музыкального фольклора, бережное отношение к народной песне, стремление в процессе работы над ней выявить актерскую индивидуальность каждого певца — все это позволило коллективу обрести неповторимое исполнительское и творческое лицо.
В 1975 году на Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров, в котором принимали участие многие прославленные коллективы страны (Омский, Воронежский, Уральский, Сибирский, Оренбургский и другие народные хоры), Кубанский казачий хор занял первое место — вместе с Северным хором и Ансамблем песни и пляски донских казаков и был удостоен звания лауреата и диплома первой степени. Вот что писал журнал «Советская музыка» (1976, № 6) об успехе Кубанского хора на этом смотре: «Победа Государственного казачьего хора была неожиданной, но тем более впечатляющей. Выступление кубанцев отличалось своеобразием и даже, можно сказать, творческой дерзостью. Их концерт оказался не похожим ни на один из показанных на смотре. » Дипломантами Всероссийского смотра стали также солисты хора В. Мамай, А. Лизвинский, М: Мищенко, В. Сушков, В. Фролова и солист танцевальной группы В. Захаров.

В настоящее время искусство Кубанского казачьего хора пользуется неизменным успехом в нашей стране и за рубежом. Кубанские народные песни в исполнении хора слышали труженики многих городов и станиц. Кубани, областей и республик страны: Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Сибири, Поволжья и Прибалтики. В 1976 году Кубанский казачий хор принял участие в торжественном концерте для делегатов и гостей XXV съезда КПСС. Успешно прошли гастроли хора весною 1976 года в городах ГДР.

К 60-летию Великого Октября коллектив подготовил новую программу, за создание которой был удостоен звания дипломанта краевого конкурса крайкома ВЛКСМ в области литературы и искусства имени Н. Островского.
Юбилею Великого Октября были посвящены гастроли Кубанского казачьего хора в Чехословакии и в Социалистической Республике Вьетнам. В ЧССР концерты хора состоялись в 20 городах страны: Праге, Брно, Остраве, Карловых Варах, Готвальдове и др. Кроме того, хор принял участие в праздновании юбилея газеты «Руде право», снимался в телефильме «В гостях у Карела Готта».
Поистине триумфальными были выступления Кубанского казачьего хора в СРВ: на 22 концертах хора побывало около 150 тысяч зрителей. Как и в других зарубежных поездках, артисты хора провели здесь много творческих встреч с рабочими, крестьянами и интеллигенцией страны. За успешно проведенные гастроли все артисты Кубанского казачьего хора указом правительства СРВ были награждены медалью «Дружба», а коллектив в целом — высшей правительственной наградой Вьетнама — орденом «Дружба».
Государственный Кубанский казачий хор является подлинно народным, поскольку основа его творчества — песенный фольклор. Репертуар хора отражает то удивительное жанровое и стилистическое многообразие, которым отмечена народная песенная культура Кубани. Многочисленные образы песенного фольклора кубанского казачества являются вариантами песен среднерусских и украинских — в этом сказалась естественная для всех окраинных районов России закономерность. Но варианты эти отмечены неповторимым художественным своеобразием, самобытностью.

Одной из главных тенденций изменения русских и украинских песен в обиходе кубанского казачества является обретаемая ими в новых условиях метроритмическая и интонационная прямолинейность. Эта тенденция обусловлена была полувоенным укладом жизни казаков в прошлом, стремлением «героизировать» песню, насытить ее активной ритмикой, приспособить к условиям боевого похода.
В программе Государственного Кубанского казачьего хора специально оговаривается место записи каждой песни. Песни станиц Дядьковской, Кавказской, Казанской, Темиргоевской, Кирпильской, Некрасовской образуют щедрое многоцветье того букета, который мы называем кубанской народной песней. Песня— это сложный элемент культуры, она многолика.
Народная песня в исполнении Кубанского казачьего хора предстает перед нами наполненной живым человеческим дыханием и энергией, радостью или пронизанной людской болью. Здесь мы находим историческую песню времен русско-турецкой войны «Вечер тихий, непогожий», с элементами театрализации свадебную старинную песню с причитаниями невесты-сироты «Ой, ходила Катюша», шуточную песню «Ты ж мэнэ пидманула», сама хоровая аранжировка которой (перекличка групп хора) предполагает мимику, жест, веселое обыгрывание. Броскими плакатными приемами театрализации отмечено и исполнение строевой казачьей песни времен Великой Отечественной войны «По дороге пыль клубится».

Читайте также:  Правомерно ли рассматривать образование как отрасль народного хозяйства

Записи и обработки народных песен для Кубанского казачьего хора в последние годы сделаны его художественным руководителем В. Захарченко. В этой работе он исходит из убеждения, что куплетность народной песни освещена вековыми традициями народного музицирования, она способствует быстрому запоминанию и распространению песни в народе. Вот почему в его обработках в основном сохраняется строфическая структура песен, а устремленность развития достигается за счет тембрового и подголосочного расцвечивания, точно рассчитанных динамических нарастаний и спадов.
Репертуар Кубанского хора отражает и другую сторону его художественных поисков: пропаганду ярких современных авторских песен о кубанском крае, о трудовых героических буднях советского народа. Украшением концертных выступлений хора являются песни «Бежит река Кубаночка» Г. Плотниченко, «Песня о городе-герое Новороссийске» Г. Пономаренко, «Принимай, страна, наш кубанский хлеб» В. Захарченко, «Песня о Кочубее» В. Лаптева, «Кубаночка» Г. Селезнева и др.
Уверен, настоящий сборник доставит радость всем, кто любит подлинно народную песню, всем, кто любит и ценит искусство Государственного Кубанского казачьего хора.
В. КОМИССИНСКИЙ, кандидат искусствоведения.

Песни кубанских композиторов
Здравствуй, наша Кубань. Слова С. Хохлова, музыка Г. Пономаренко
Песня о родной земле. Сл. В. Бакалдина, муз. В. Лаптева
Еду над рекой Кубанью. Сл. В. Бакалдина, муз. В. Лаптева
Край моих отцов. Сл. П. Карпенко, муз. В. Захарченко
Девичья любовь. Сл. И. Бараевы, муз. С. Черновая
Казачья урожайная. Сл. И. Бараевы, муз. В. Захарченко
Кубанские народные песни
По степи кубанской. Обработка Г. Плотниченко
Как на горке, на горе крутой. Обр. Г. Плотниченко
Да забелели снеги. Обр. В. Захарченко
По дороге пыль клубится. Обр. В. Захарченко
Ой, во поле травушка горела. Обр. С. Черновая
Роспрягайтэ, хлопци, конэй. Обработка В. Захарченко

Скачать ноты для хора

Источник

Песни донских казаков напетые А.И.Каргальским

Фольклорные песни донских казаков, с нотами и тестами. Военно-бытовые, солдатские и исторические, лирические

А. И. КАРГАЛЬСКИЙ И ЕГО ПЕСНИ

Андрей Иванович Каргальский родился в 1904 году в станице Каргальской Цимлянского района Ростовской области. Окончил три класса церковно-приходской школы. Двадцати с небольшим лет был призван в Красную Армию и больше уже домой не возвращался. С 1928 года — ленинградец, кадровый рабочий-литейщик. Вышел на пенсию старшим мастером. Коммунист с 1931 года.
Еще в юности Андрей Иванович пристрастился к литературе. Много читал и даже начал писать рассказы. Они отмечены богатством ярких деталей старого казачьего быта. Служба в армии, а затем заводская жизнь, новые впечатления, новые люди надолго отвлекли Каргальского от его литературных занятий. Только выйдя на пенсию, вспомнил он о своих рукописях и пришел в литературный кружок при Дворце культуры имени Н.К. Крупской, которым руководил автор этих, строк. Тут-то, в случайном разговоре о народном творчестве, и выяснилось, что Андрей Иванович, как он сказал, тоже кое-что еще помнит.
Но что, казалось бы, можно сохранить за полвека отчуждения от родных мест, от традиций, от старых застолий, свадеб, гуляний? Сам Андрей Иванович говорит: «Казацкого во мне осталось душа да песня». И ведь действительно осталось!

Природа наделила Каргальского ясным умом, наблюдательностью, отличной памятью. И, сложись обстоятельства несколько иначе, возможно, и стал бы он писателем. Эти же качества и несомненная музыкальность помогли ему сохранить в своей памяти песни.
Важно еще одно существенное обстоятельство: Андрей Иванович вырос в песенной семье.
«Родился и детство провел я на Дону, — рассказывает он. — Там у нас все поют. А моя семья и на Дону не была последней. Родители, дедушка, бабушка, дяди, тетки были известными певцами.
После окончания полевых работ наступали долгие осенние вечера. К нам собирались родственники и старики, которых теперь уже нет в живых. И пели они старинные песни про князя Владимира, про Наполеона, Петра Первого и многих других. А я где-нибудь лежу, на печке или за перегородкой, и слушаю. Часто так и засыпал под песни. Но, видно, крепко они во мне засели, если и сегодня почти все помню».
Существует старый снимок, сделанный крупнейшим собирателем казачьего фольклора А. М. Листопадовым в начале нынешнего столетия. На снимке среди лучших песенников и песенниц станицы Верхне-Каргальской — Александра Гавриловна Чеботарева, бабушка Андрея Ивановича, дед Степан Николаевич Чеботарев и брат второго деда, со стороны отца, Александр Андреевич Каргальский.

Однажды я спросил Андрея Ивановича, сколько же он знает поколений своих предков. И он перечислил: «Отец — Иван Ильич, дед — Илья Андреевич, прадед — Андрей Дмитриевич (тот самый, который брал в плен Шамиля, — об этом Андрей Иванович говорит так, как будто сам видел все это), потом идет Дмитрий Григорьевич, потом Григорий Тихонович, потом Тихон Семенович.»
Этот Тихон Семенович жил при Петре Первом! И Андрею Ивановичу известно, что он участвовал в набегах на Крым, угнал однажды целый табун коней. Он имеет представление о характере, о судьбе каждого из своих пращуров.
Казачий фольклор, являясь частью общерусской народнопоэтической традиции, имеет много своеобразных черт. Возникшее как особая социальная группа в начале XVI века, казачество почти непрерывно участвовало в войнах с крымскими татарами, турками, позднее с поляками. Именно этим объясняется наличие в фольклоре казаков необычно большого числа поенных, военно-бытовых, походных, строевых песен. Казак, отправляющийся на службу, на войну, казак в бою, казак раненый, казак на чужбине — основное содержание таких песен, и, что тоже следует отметить, это всё песни мужские. Соотношение мужских и женских песен в казачьем репертуаре иное, чем в репертуаре средней и северной Руси.
В казачьих станицах, населенных вольнолюбивыми людьми, которые больше всего ценили свою самостоятельность, свой уклад жизни, не раз возникали бунты, восстания, потрясавшие самодержавное государство. И это также находило отражение в казачьих песнях.

Читайте также:  Нервные расстройства лечение народные средства

Старики, по словам А. И. Каргальского, постоянно рассказывали молодым о давних временах. Сам он великолепно ориентируется в прошлом. Хорошо знает ход разинского движения, эпизоды булавинского восстания, подробности расправы Долгорукого с казаками на Дону, историю ухода некрасовцев из России.
Казачьи песни не просто сохраняют глухую память об исторических событиях, войнах, бунтах, многих исторических лицах — они запечатлевают подчас мельчайшие детали давних походов и боев, отношения, поступки, решения царей и военачальников, предводителей восстаний и казачьих атаманов.
Исторические песни занимали значительное место в старом казачьем репертуаре и долго сохранялись в живом бытовании. На Дону, на Яике, на Кубани, на Тереке хорошо знали общерусские военно-бытовые, солдатские и исторические песни. Но еще больше было собственных произведений, таких, например, как песни разинского цикла.
Дольше, чем в других районах, жили в казачьей среде и былины. Однако здесь они всегда более кратки (обычно в одном тексте разрабатывается лишь один эпизод), и поются былины не одним исполнителем, как некогда на Севере, а хором. А. М. Листопадов и другие собиратели и исследователи казачьего фольклора называли эти произведения былинными песнями.

А. И. Каргальский помнит множество песен. Знает он лирические, хороводные, свадебные, песни нового времени. Но основную часть его репертуара составляют песни военно-бытовые, исторические и былинные.
Итак, репертуар ленинградского рабочего восходит к классическому казачьему репертуару, как он запечатлен в пятитомном сборнике А. М. Листопадова «Песни донских казаков». Но в наши дни иной стала жизнь казачьей станицы. Время круто повернуло и судьбы людей, и судьбы песен. Проблема «традиционный фольклор и современность» стала одной из важнейших в фольклористике.
Сегодня в городах проживают тысячи и тысячи выходцев из деревни. Многие из них являются хранителями, знатоками и исполнителями песен, сказок, частушек. Продолжается ли жизнь фольклорных произведений в условиях современного города? По нашим наблюдениям, продолжается лишь в редких случаях и обстоятельствах1. Мастера фольклора в городе практически лишены контактов с родной песенной или сказочной стихией. Их песни, их сказки как бы консервируются. Так, например, в Ленинграде живет уроженка Архангельской области Клавдия Ивановна Притыкина. От нее записана масса произведений почти всех жанров русского фольклора. Это, без всякого преувеличения, выдающийся знаток и исполнитель песен, сказок. По словам Клавдии Ивановны, в ее деревне, на родине, уже не помнят того, что помнит она.

А вот что писал А. И. Каргальский осенью 1978 года, когда он после долгих лет отсутствия снова оказался на Дону. В хате сестры собралась родня, знакомые. «Я запел старинную казачью песню «Разродимая моя сторонушка, да не увижу больше я тебя.» Они не знают. Я запел «Молодость» — тоже не знают. И как мне было обидно и жалко, что старинные песни донских казаков забыли, не поют. Ну а что они поют?.» Оказывается, население здесь стало смешанное, много приезжих семей, и каждая семья привозит свои песни. И Андрей Иванович, надеявшийся кое-что вспомнить вместе со станичниками, уточнить какие-то забытые строки, может, даже и записать что-нибудь вовсе неизвестное или накрепко забытое им самим (он тоже увлекся собирательской работой), заканчивает: «Записать старые казачьи песни не у кого».
Таким образом, запись произведений устного народного творчества в городских условиях требует пристального внимания фольклористов — здесь возможны немалые удачи и открытия. К таким удачам несомненно относится запись от А. И. Каргальского песен, исполнение которых практически уже ушло из народного музыкального быта. Среди них — былинные песни о князе Владимире и Садко, песни о сынке Степана Разина, о Ермаке, об адмирале Ушакове, о Петре Первом, о Платове и Даниле Ефремовиче, о Наполеоне. Более того, некоторые тексты, например былинная песня о Садко, зафиксированы фольклористикой в очень немногих вариантах (кроме нашей, сколько мне известно, есть только одна запись этого сюжета), некоторые вообще не зарегистрированы в фольклорных сборниках.
Записи песен в исполнении А. И. Каргальского приобретают особое значение и в связи с тем, что песен из станицы Каргальской в сборнике А. М. Листопадова нет. Либо они остались в его архивах, либо их записей вовсе не было. Следовательно, песни, напетые А. И. Каргальским, дополняют (текстовыми вариантами) собрание донских казачьих песен А. М. Листопадова.

Записи от А. И. Каргальского производились длительное время, с 1971 по 1978 год. Следует отметить, что первые записи были короче, не всегда исправны. Исполнитель сам чувствовал это и постоянно возвращался к уже записанным текстам. Позднее он несколько раз выступал по ленинградскому радио, по телевидению, перед фольклористами, композиторами. Голос его звучал в радиопостановке по «Донским рассказам» М. Шолохова. Одна его песня — как пример высокой художественности народного искусства — опубликована в ленинградском сборнике «День поэзии-1972». Андрей Иванович как бы снова погрузился в тот мир, то время, когда жили, когда пелись эти песни. И постепенно он многое вспомнил, восстановил из того, что было утрачено, забыто.
Человек творческий, Андрей Иванович в тех случаях, когда он не мог точно вспомнить какое-то слово, стих, импровизировал. Но эти неточно воспроизведенные места легко обнаруживаются. В большинстве своем такие песни остались за пределами данного сборника. Да и сам певец, поняв направление нашей работы, вскоре полностью отказался от приблизительных реконструкций, старался быть точным.
Для настоящего сборника отобраны лучшие произведения, наиболее полноценные в художественном отношении, представляющие интерес как для специалистов, музыковедов и словесников, так и для широкого круга любителей русской песни. В книге приводится также перечень всех песен репертуара А. И. Каргальского.

Читайте также:  Опухла десна около зуба что делать народные средства

Скачать ноты

Источник

Ноты казачьих народных песен

Содержание

(жирным шрифтом выделены видеоролики)

Ах, вы, сени(для балалайки и оркестра)*

Ах, судьба *

Ах, улица(для балалайки и оркестра)*

Берёза (С.Есенин-А.Гореликова) (ноты, стихи)*

Валенки (Г.Пономаренко) (слова)

Виноград (из «Ивана Купала»)

Во лесочке много комарочков

В тихую лунную ночку (ноты, слова)

Гармонь, зачем ты вышла за ворота

Гляжу в озёра синие

Журчит вода по камушкам(ноты с текстом)

Загулял казак(слова, ноты)

За Уралом, за рекой, казаки гуляют

Значит твоя деревенька живёт(ноты с текстом)

Как вставала я ранёшенько

Как живёшь ты, мама

Как жить(ноты, слова)

Как за нашим за двором

Как у нашего соседа

Как у наших у ворот

Как хотела меня мать

Когда-то песни матери нам пели

Колечко (из Велеславы) партитура, минусовка

Крымская казачья (С. Ананьев)

Листвы караваны(слова, ноты)

Люблю я казаченьку

Моет косу в реке ива

Молитва матери(ноты, слова)

Молода я, молода (видео с текстом, ноты)

Ой, во поле травушка

Ой, да, ты, калинушка

Ой, на горке калина

Ой, не будите меня рано

Ох, не будите меня рано

Перевоз Дуня держала

Подъезжали мы под село

Пойду-выйду на улицу

Посею лебеду на берегу

Посеяла лён за рекою

Русь богатырская (Троценко)

Соловьиная бессонница(слова,ноты)

Сыплет черёмуха снегом

Ты о чём грустишь, калина?(видео с текстом)

Хорошенький, молоденький

Хороши вечера на Оби

Что ты, жинка, губы жмёшь?(слова)

Я на печке молотила(ноты с текстом)

Ах, судьба

из репертуара Н. Кадышевой

Никто нас в церкви не венчал,
А вся душа горит в огне.
Зачем,казак,ты в степь умчал
На вороном своём коне?

Зачем ты встретился со мной,
Когда в Дону коня поил,
Зачем чубатой красотой
Казачке сердце покорил?

Припев:
Ах,судьба моя,судьба,ах,судьба,
Ах,судьба моя,скажи,почему,
Ах,судьба моя, разлука-судьба,
Я ответ никак найти не могу?

Зачем бросал сирень-цветы
В моё полночное окно?
Зачем всех в мире лучше ты,
Как солнца свет, когда темно.
Зачем желанный ты такой,
Как синеглазый вешний Дон?
Зачем в станице за тобой
Казачки ходят табуном?

Как у мечты своей спросить,
Бедой-разлукой не грозя?
Ни в чём винить, ни позабыть,
Ни разлюбить тебя нельзя.
Зачем взлетел ты на коня,
Умчал в лазоревый рассвет?
Ни у тебя, ни у меня,
Ни у судьбы ответа нет!

( есть минусовка в удобной для вас тональности)

ВАЛЕНКИ

1. Мой дружочек меня ждёт

Каждый вечер у ворот,

Но в такие холода

Мне без валенок – беда.

Чтобы к милому идти

Надо валенки найти.

Надо валенки найти.

ПРИПЕВ:

Валенки, валенки,

Прячет моя маменька,

Всё равно я их найду,

На свидание пойду! (по 2 раза)

Значит дома быть одной,

На морозе стынет кровь,

Не согреет и любовь.

Но не буду я страдать,

Только б валенки достать.

Только б валенки достать.

ПРИПЕВ.

3. Разговоров не боюсь,

С милым в валенках пройдусь,

Пусть морозец горячей,

Сердцу только веселей

Буду в валенках ходить,

Буду милого любить.

Буду милого любить.

ПРИПЕВ.

( есть минусовка в удобной для вас тональности)

Небольшой фрагмент аранжировки русской народной песни

«В амбар за мукой. «

В амбар за мукой, а на речку за водой

В амбар за мукой, а на речку за водой

В амбаре муки нет, да и на речке воды нет

В амбаре муки нет, да и на речке воды нет

Послала девку мать яровую житу жать

Послала девку мать яровую житу жать

Она жать не жавала, на мяжитке пролежала

Она жать не жавала, на мяжитке пролежала

Оглянулася назад, позади стоит казак

Оглянулася назад, позади стоит казак

Казак – казачек, казак – миленький дружек

Казак – казачек, казак – миленький дружек

На ней казачек с оборочкой юбочка

На ней казачек с оборочкой юбочка

Такой молодой, плясать будешь Любочка

Такой молодой, плясать будешь Любочка.

В амбар за мукой, а на речку за водой

В амбар за мукой, а на речку за водой

В амбаре муки нет, а на речке воды нет

В амбаре муки нет, а на речке воды нет.

Виноград

из репертуара группы «Ивана Купала»

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector