Ноты партитуры русских народных песен

Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf


50 Русских народных песен
в обработке для фортепиано
(без голоса)
И. Ильин
“Советский композитор”, 1988г.
номер с8131к
(pdf, 4.6 Мб)

ЗДРАВСТВУЙ, СВОБОДЫ ВОЛЬНОЕ СЛОВО.
УТЕС
ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ
ДУБИНУШКА
МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ
ПЛЕЩУТ ХОЛОДНЫЕ ВОЛНЫ
ГУЛЯЛ ПО УРАЛУ ЧАПАЕВ-ГЕРОЙ.
ЕРМАК
СЛАВНОЕ МОРЕ —СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ.
ТАМ, ВДАЛИ ЗА РЕКОЙ
МЕЖ КРУТЫХ БЕРЕЖКОВ
СОЛОВЬЕМ ЗАЛЕТНЫМ
ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ
ЛИПА ВЕКОВАЯ
ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ
СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЕ
ВО СУББОТУ, ДЕНЬ НЕНАСТНЫЙ
УРОДИЛАСЬ Я
СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ
ПОЙДУ ЛЬ, ВЫЙДУ ЛЬ Я
ПРИ ДОЛИНЕ КУСТ КАЛИНЫ
ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ.
БРОСЬ ТЫ, МОРЕ, ВОЛНОВАТЬСЯ.
ДАЛЕКО, ДАЛЕКО СТЕПЬ ЗА ВОЛГУ УШЛА.
АХ ТЫ, НОЧЕНЬКА
БЕЛОЛИЦА, КРУГЛОЛИЦА
ПОТЕРЯЛА Я КОЛЕЧКО
АХ ТЫ, ДУШЕЧКА
САМА САДИК Я САДИЛА
АХ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА
В НИЗЕНЬКОЙ СВЕТЕЛКЕ
КАК ПОЙДУ Я НА БЫСТРУЮ РЕЧКУ.
ЧТО ТЫ ЖАДНО ГЛЯДИШЬ НА ДОРОГУ.
ЧТОЙ-ТО ЗВОН
ХУТОРОК
СВЕТИТ МЕСЯЦ
ЗАЧЕМ ТЕБЯ Я, МИЛЫЙ МОЙ, УЗНАЛА.
ЕХАЛ НА ЯРМАРКУ УХАРЬ-КУПЕЦ
ИЗ-ПОД ДУБА, ИЗ-ПОД ВЯЗА
ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА
НЕ БРАНИ МЕНЯ, РОДНАЯ
МОИ КОСТЕР
ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ МЕТЕЛИЦА МЕТЕТ.
ТОНКАЯ РЯБИНА
ЧЕРНОБРОВЫЙ, ЧЕРНООКИЙ
ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ.
ПОМНИШЬ ЛИ МЕНЯ, МОЙ СВЕТ
ЗАИГРАЙ, МОЯ ВОЛЫНКА
ПОЗАРАСТАЛИ СТЕЖКИ-ДОРОЖКИ.
ВЫЙДУ ЛЬ Я НА РЕЧЕНЬКУ

Скачать ноты для фортепиано


Педагогический репертуар ДМШ
И. Ильин
Детские пьесы
для фортепиано
редакция К.Сорокина
“Музыка”, 1979г.
номер 10621

ОТ АВТОРА
Предлагаемый сборник вводит юных пианистов в мир народной русской песни. Учитывая методические задачи, я написал пьесы во всех 24-х тональностях; некоторые из них изложены полифонически — в виде канонов.
В данной обработке, соответствующей уровню средних и старших классов ДМШ, пьесы издаются впервые.
И. Ильин

1. Светит месяц
2. Вдоль по улице метелица метет
3. Молодая гвардия
4. Дубинушка
5. Гулял по Уралу Чапаев-герой
6. Далеко, далеко степь за Волгу ушла
7. Степь да степь кругом
8. Там, вдали за рекой (канон)
9. Вот мчится тройка удалая
10. Ах ты, зимушка-зима
11. Славное море, священный Байкал
12. Ах ты ноченька
13. Заиграй моя волынка
14. Меж крутых бережков
15. Из-под дуба, из-под вяза
16. Липа вековая
17. Пойду ль, выйду ль я
18. Здравствуй, свободы вольное слово
19. В низенькой светлице
20. Вот мчится тройка
21. По диким степям Забайкалья (канон)
22. Соловьем залетным (канон в противодвижении)
23. Сама садик я садила
24. Ермак

Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Народные песни

выпуск 2
для фортепиано
“Музыка”, 1966г.
номер 3341

Скачать ноты


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Народные песни

выпуск 5
обработка для фортепиано И.Ильина (вторая тетрадь)
“Музыка”, 1967г.
номер 4186

Скачать сборник


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные песни и романсы русских композиторов

переложение для фортепиано (подтекстовка)
составитель Ю.Комальков
“Музыка”, 1971г.
номер 6891
(pdf, 2.36 Мб)

Скачать ноты


Старинные русские романсы

в облегченном переложении для фортепиано (с пением)
составитель М.Минин
“Музыка”, 1976г.
номер 1962

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Песня и романс всегда являлись верными спутниками русской поэзии. В романсе, как и в песне, нашли свое отражение думы, чувства и настроения широких слоев русского общества.
Пользовавшиеся большой популярностью в прошлом веке цыганские хоры широко использовали в своем репертуаре русский романс, исполнявшийся в своеобразной цыганской манере. Поэтому некоторые романсы приобрели эпитет—«цыганский» романс. На самом деле композиторов цыган было очень мало, и репертуар цыганских хоров пополнялся музыкой, написанной русскими композиторами.
В настоящий сборник включены романсы композиторов Н. Титова, П. Булахова, О. Донауровой, А. Дюбюка, М. Толстой и др.
Составитель сборника в свое время много аккомпанировал на гитаре исполнителям старинных романсов и часть из них записал в той интерпретации, в какой их пели популярные исполнители этого жанра.
Для того чтобы исполнение было доступно более широкому кругу любителей музыки, романсы даны без вокальной партии в облегченном переложении для фортепиано Л. А. Зильберга

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные романсы зарубежных композиторов
переложение для фортепиано
“Советский композитор”, 1967г.
номер 5244

Надстрочный текст в пеереводе на русский

Л. Бетховен. Ирландская застольная
Ф. Шуберт. Утренняя серенада
Ф. Шуберт. Соч. 58 № 3. Жалоба девушки.
Ф. Шуберт. Соч. 25 № 19. Мельник и ручей.
Ф. Шуберт. Соч. 96 № 3. Ночная песня странника.
Р. Шуман. Соч. № 10. Я не сержусь
Р. Шуман. Соч. 25. Лотос
Ф. Шопен. Желание
Ф. Лист. Радость и горе.
Ф. Лист. Как утро, ты прекрасна
Ф. Лист. В любви всё чудных чар полно
Ф. Лист. Хотел тебе венок сплести я
С. Франк. Песня
И. Брамс. Соч. 43 № 2. Майская ночь.
Л. Делиб. Серенада из «Рюи-Блаза».
Ж. Бизе. Соч. 21 № 2. Утро
Ж. Бизе. Покинутая
Ж. Бизе. Соч. 21 № 9. Пастораль
Ж. Бизе. Соч. 21 № 10. Серенада
Ж. Массне. Сумерки
Э. Григ. Соч. 18 № 7. Избушка
Э. Григ. Соч. 48 № 6. Сон
Э. Григ. Соч. 58 № 2. К Норвегии
Г. Форе. Соч. 18 № 3. Осень
Г. Форе. Соч. 43 № 2. Ноктюрн
Г. Форе. Соч. 73 № 1. Тюрьма
Э. Шоссон. Соч. 2 № 7. Колибри

Скачать романсы


Владимир Крюков
Соч.58
Индонезийские пейзажи
три пьесы на индонезийские народные темы для фортепиано
“МУЗГИЗ”, 1955г.
номер 24346

Скачать пьесы

Источник

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf

Партитуры, ноты народных песен из репертуара хора имени Пятницкого


Из репертуара Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого
Партитура. Выпуск 1
составитель А. Широков
«Музыка», 1970г.
номер 6108

Слово о творческом коллективе

Хор имени Пятницкого. Коллектив, рожденный в народе и воспитанный им, по праву считается старейшим и верным пропагандистом народных песен. 17 февраля 1911 года в Москве, в Малом зале Благородного собрания, впервые прозвучали они в его исполнении. Воронежский музыкант, страстный собиратель песен Митрофан Ефимович Пятницкий привез в Москву из деревень группы певцов и организовал здесь крестьянские концерты. По рассказу одного из руководителей хора, П. М. Казьмина, основу хора с момента его основания составляли три группы певцов: воронежская, рязанская и смоленская. В группу воронежских певцов вошли односельчане М. Е. Пятницкого. На первых концертах каждая из этих групп выступала отдельно, но потом лучшие песни стали исполняться всем коллективом.

Надо заметить, что деятельность хора уже тогда была отмечена напряженной, творческой работой его участников, которые после нелегкого трудового дня шли на репетицию, на квартиру Пятницкого или на задворки Новодевичьего монастыря, и часами оттачивали исполнение каждой песни. Митрофан Ефимович Пятницкий стремился прежде всего сохранить народную манеру исполнения, чтобы певцы смогли в полной мере донести богатство русской песни до слушателей. «Пойте, как у себя на завалинке ив хороводах поете», — требовал он. Передавать прелесть русской песни должны были и оригинальные старинные наряды, в которых выступали участники хора.

Читайте также:  Русские народные современные патриотичные

В программу первого концерта вошло 27 песен из разных областей России. Некоторые из них исполнялись с сопровождением. Обычно аккомпанировали певцам на жалейках. Уже в первом концерте появились произведения, завоевавшие огромную популярность среди любителей народной музыки. Песни «Горы Воробьевские», «Полоса моя, полосынька», исполненные февральским вечером в Малом зале Благородного собрания, и теперь входят в репертуар коллектива, имеют большой успех у слушателей.
Через год хор Пятницкого вновь выступал в Москве. На этот раз его программа была более организованной, объединенной в три законченные картины: «Вечер за околицей», «Праздничный день после обедни», «Свадебный обряд». На выступлении хора в Большом зале Московской консерватории присутствовали Рахманинов и Шаляпин, которые тепло отозвались о концерте.
Крестьянские концерты повторялись и в последующие три года. Они несли людям лучшие традиции русской песни но, к сожалению, не были доступны широким кругам слушателей. Своеобразный итог первых лет работы хора был подведен выпуском в 1914 году сборника «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами», где были опубликованы 20 наиболее популярных песен из репертуара хора.

Несмотря на энтузиазм, настойчивость, с которыми М. Е. Пятницкий взялся за собирание и пропаганду русских народных песен, до революции он не мог в полной мере осуществить свои творческие замыслы. И не случайно подлинный расцвет хора начинается после Великого Октября. Появилась возможность массовых выступлений, с расширением аудитории обогатился репертуар. Хор выступал на фабриках, заводах, в деревнях. Советское правительство уже тогда придавало его деятельности большое значение. 22 сентября 1918 года на концерте хора в Кремле побывал Владимир Ильич Ленин. Он с интересом отнесся к работе коллектива (в «кремлевскую» программу хора входили картины «Вечер за околицей», «Посиделки», «Свадьба» и созданная на современном материале картина «Освобожденная Россия»). На следующий день Ленин принял Пятницкого в Кремле. В беседе с ним Владимир Ильич подчеркнул важность пропаганды русского народного творчества, указал на необходимость расширения деятельности хора.
Коллектив, воодушевленный вниманием Ленина, его добрым напутственным словом, стал трудиться с еще большим энтузиазмом. В 1923 году за энергичную и плодотворную работу он был награжден грамотой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где давал ряд концертов, а в год двадцатипятилетия ему было присвоено звание заслуженного коллектива республики.

В 1927 году не стало М. Е. Пятницкого. После его смерти коллектив возглавил Петр Михайлович Казьмин, племянник Митрофана Ефимовича, литературовед и фольклорист.
1936 год — открывает новый этап в творческой биографии коллектива. Хор становится профессиональным. У него появляется возможность более вдумчивой и основательной работы над песенным материалом. В эти годы осуществляется коренная перестройка работы хора. Немалый вклад в совершенствование его исполнительского мастерства принадлежит композитору Владимиру Григорьевичу Захарову, который вместе с П. М. Казьминым с 1931 года руководит коллективом. Меняется внешний облик хора. Он становится праздничнее, наряднее. В репертуар, наряду со старинными, все чаще включаются современные песни о жизни советских людей. Среди них — произведения самого В. Г. Захарова. Перестройка коллектива заканчивается созданием специальных групп музыкантов и танцоров. В коллектив приходят замечательная мастерица танца Татьяна Алексеевна Устинова и известный музыкант Василий Васильевич Хватов.
Песни, исполняемые хором, получают поистине всенародное признание, это относится прежде всего к песням «Провожанье», «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами».

Война не прервала творческой деятельности хора. Выступая на фронтовых подмостках, по радио артисты хора имени Пятницкого вдохновляли советских бойцов на правый бой за счастье и свободу Родины. Песни В. Захарова «Ой, туманы мои», «Белым снегом» становятся подлинно народными. В военные годы в творческом почерке коллектива появляется еще одна принципиально новая черта. Его исполнители теперь не только поют или пляшут, они играют на сцене. В 1943 году хор выступает с программой, в которую входят «Сцены русской народной свадьбы». Свадебные песни являются частью бытовых картин, представляемых артистами на сцене. Текст «Сцен русской народной свадьбы» составил П. М. Казьмин, используя подлинный фольклорный материал. Песни, частушки, народные обычаи и обряды, пляски, хороводы — все это органично звучало в свадебных сценах. В 1944 году за новые творческие достижения большая группа артистов хора была награждена орденами и медалями; В. Г. Захарову присвоено звание народного артиста СССР, а П. М. Казьмину — звание народного артиста РСФСР.

Послевоенный период деятельности хора отмечен новыми песнями В. Г. Захарова. Темы их — Родина, Россия, возвращение солдат, защитивших Отчизну, к мирному труду, и конечно, новая колхозная лирика («Песня о России», «Слава Советской державе», «Как с войны пришли ребята», «Лучше нету того цвету».). Репертуар оркестра обогатили пьесы В. В. Хватова «Карусель», «Свадебные напевы», а репертуар танцевальной группы — пляски «Тимоня», «Гусачок», «Девичий хоровод». Большой работой хора следует считать и постановку народных сцен «За околицей», сюжет и текст которых был написан П. М. Казьминым.
В послевоенные годы коллектив начинает свои зарубежные гастроли. В 1948 году он едет в Чехословакию, затем в Польшу, Болгарию, Румынию, ГДР, Финляндию. И повсюду его выступления встречают большой интерес и пользуются неизменным успехом. Эта добрая традиция сохраняется коллективом и по сей день.
Новой ступенью мастерства хора явилась его работа над народными песнями «Горят пожары», «Степь да степь кругом», «Есть на Волге утес», а также над песней В. Г. Захарова «Наша сила в деле правом», в которой решается тема борьбы за мир, и песнями и плясками колхозной свадьбы (текст песен А. Твардовского, музыка В. Захарова).

В 50-е—60-е годы коллективом руководит П. М. Казьмин и Мариан Викторович Коваль, а с 1963 года — композитор Валентин Сергеевич Левашов. Приход в коллектив композитора В. С. Левашова связан с новыми творческими поисками. Об этом свидетельствуют программы хора «Русская земля», «Цвети, Россия», «Утро России». Не порывая с традициями русского народного творчества, В. С. Левашов смело вносит в исполнительскую манеру хора элементы современности. Хор живо откликается на запросы народа, его выступления отличаются актуальностью, политической заостренностью.
Перестроены хоровая и танцевальная группы, оркестр коллектива.
«В настоящее время, — рассказывает руководитель хора имени Пятницкого В. С. Левашов, — особенность нашего коллектива состоит в том, что женская группа певцов делится на четыре партии, а не на три, как это было ранее; мужская группа певцов делится на три партии, а не на две. В оркестре широко применяются четырехструнные домры, балалайки, баяны, самобытные народные духовые инструменты, гармоники, ударные инструменты. Увеличена танцевальная группа, что позволяет осуществлять постановку массовых плясок, танцев. Много работают с коллективом главный хормейстер Галина Владимировна Фуфаева, руководитель танцевальной группы Татьяна Алексеевна Устинова, руководитель оркестра Александр Семенович Широков».

Читайте также:  Параовариальная киста лечение народными методами

Более полувека звучат песни в исполнении хора имени Пятницкого. Его заслуги высоко оценены народом, партией, Советским правительством. В день пятидесятилетия коллектив награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1968 г. хор стал Академическим.
А. Владимиров

Домры: Пикколо, Примы, Теноровые, Басовые, Контрабасовые
Баяны: I, II, контрабас
Духовые: Владимирские рожки, (трубы) —сопрано, альты Брелка, жалейка, Свирель
Ударные: Треугольник Бубен
Малый барабан, Тарелки, Большой барабан, Коробочка, Ложки, Щетки, Трещотки, Колокольчик, Ксилофон
Гусли клавишные
Гусли звончатые: примы, альты, басы
Балалайки: Примы, Секунды, Альты, Басы, Контрабасы
Примечание: партии духовых инструментов можно исполнять на баяне.

Скачать сборник

Источник

Библиотека художественной самодеятельности
состав ансамбля: домра малая и альтовая, баян, голос (пение), балалайка прима, гитара, контрабас и другие инструменты


Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов
выпуск 1
Партитура
Составитель И.Гераус
«Музыка», 1980г.
номер 11026

Инструментовка И. Герауса

Скачать ноты


Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов
выпуск 2
Партитура
Составитель И.Гераус
«Музыка», 1981г.
номер 11326

Скачать ноты


Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов
выпуск 3
Партитура
Составитель И.Гераус
«Музыка», 1982г.
номер 11856

Инструментовка И. Герауса.

Скачать ноты


Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов
выпуск 4
Партитура
Составитель И.Гераус
«Музыка», 1983г.
номер 12139

Инструментовка И. Герауса

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов
выпуск 5
Партитура
Составитель И.Гераус
«Музыка», 1984г.
номер 12483

№№ 1 — 10, 12—16, 18 инструментованы И. Гераусом, № 19 —Г. Парневым

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Популярные песни в сопровождении ансамбля русских народных инструментов
выпуск 6
Партитура
Составитель И.Гераус
«Музыка», 1985г.
номер 12871

Инструментовка И. Герауса.

Скачать ноты

Источник

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


ПОПУЛЯРНЫЕ РУССКИЕ ПЕСНИ
Для вокальных народных ансамблей
составитель А.Шелепнев
«Советский композитор», 1989г.
номер с8800к

Скачать сборник


Русские народные песни
Н. Римский-Корсаков
для смешанного хора (партитура и голос)
«МУЗГИЗ», 1937г.
номер м1838г
(pdf, 1.14 Мб)

Текст песни:

Взайди, взайдика, солнышко, не низко а не высоко
Не низка а не высока, на новаи сени
Зайди, зайдика, братец, ка сестрице юв гости
Спраси, спрасика, братец, про сястрицено горе
Здэрова ль, моя сястрица, здэрова ль, моя родная,
Здэрова ль, моя родная, не очени я здэрова
Не очени я здэрова, есть чятыре у меня горя
Есть четыре у меня горя, пятая ж она крушина
Пятая ж она крушина, она меня сокрушила
Как первое мое горе – свёкор а он ворчаливый
А второе мое горе – ой да свекра воркотлива
А как третие- то горе–деверёк а он насмешник
Как четверытое горе – да золовушка-смутьянка
Пятая ж она крушина – а как муж жену не любит
Потерпи, моя сестрица, потерпи, моя родная
Свёкор а он ворчаливый, свёкор да он скоро помрет
Ой да Свекра воркотлива, за ним следом в землю пойдет
А что Деверк-насмешник, в чужих людях да он возьмёт
А Золовушка-смутьянка, сама она замуж выйдет
А что Муж жену не любит, он другою и не возьмёт
Он другую и не возьмет, а тебя а не минует
А тебя то не минует, да три раза поцелует

Скачать сборник


Н. Римский-Корсаков
Русские народные песни переложенные на народный лад

для женского, мужского и смешанного хоров без сопровождения
соч.19
“Музыка”, 1990г.
номер 14155

Тетрадь первая
1. СВАДЕБНАЯ. «Из-за лесу, лесу темного.»
2. СВАДЕБНАЯ «Как при вечере, вечере.»
3. ТРОИЦКАЯ «А и густо на березе листьё.»
4. СВАДЕБНАЯ «Зелена груша в саду.»
5. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ «Как за речкою.»
Тетрадь вторая
1. ХОРОВОДНАЯ «Во лузях.»
2. ПРОТЯЖНАЯ «Что вились-то мои русы кудри.»
3. ПРОТЯЖНАЯ «Подуй, подуй, непогодушка.»
4. ПРОТЯЖНАЯ «Ах, талан ли мой.»
5. РАЗБОЙНИЧЬЯ «Ты взойди, взойди, солнце красное.»
Тетрадь третья
1. ХОРОВОДНАЯ «Взойди ты, взойди ты, солнце.»
2. ТРОИЦКАЯ ХОРОВОДНАЯ «Ай, во поле липенька.»
3. ВЕСЕННЯЯ ХОРОВОДНАЯ «Заплетися, плетень.».
4. ХОРОВОДНАЯ «Посмотрите-ка, добрые люди.»
5. ХОРОВОДНАЯ «Со вьюном я хожу.»

Скачать сборник


Двадцать пять народных песен
в обработке для смешанного хора
«МУЗГИЗ», 1936г.
номер м15026г

Русские народные песни
1. Ой, да ты калинушка
2. Уж и я ли молода
3. Мой муженька рабатешенька
4. Сеяли девушки яровой хмель
5. Ночка моя, ночка
6. Я на камушке сижу
7. Что ж ты, Ваня
8. Чтой-то звон
9. Вниз по матушке по Волге

Украинские народные песни
1. Нашуміла ліщинонька
2. Ой, з-за гори кам’яноі
3. Та нема гiрш нікому
4. Ой знати, знаті
5. Ой, від саду
0. Пливе човен води повен
7. Ой, горе тій чайці
8. Кучерява Катерина
9. Чом, чом не прийшов

Белорусские народные песни
1. А ў полі вярба
2. Зялёны дубочак
3. Ой, ты, рзчанька глибока
4. Ой, з-пад лесу, лесу цёмнага
5. Ой, зялёна, зялёна
6. Бульба
7. Янка

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Народные песни в обработке Н.Кутузова
для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
«Советский композитор», 1984г.
номер с5773к
(pdf, 3.88 Мб)

Скачать сборник


Хоровые произведения
Русские народные песни

в обработке для хора в сопровождении фортепиано В.М. Орлова
«Музыка», 1983г.
номер 12017

История русского хорового искусства знает много имен композиторов, одаренных хормейстеров-дирижеров— ревностных собирателей и хранителей лучших народно певческих традиций.
Таким человеком был Василий Михайлович ОРЛОВ (1858—1901). Его недолгая жизнь была целиком и безраздельно отдана хоровому делу (к сожалению, в литературе мы находим лишь самые общие сведения о его творческом пути). Известно, что Орлов получил серьезное музыкальное образование: учеба в Московском синодальном училище, занятия в Московской (у Чайковского) и Петербургской (у Римского-Корсакова) консерваториях. В эти годы формируется его композиторский стиль (им написаны детские оперы, хоры, романсы, духовные сочинения), определяется глубокая привязанность к хоровой музыке, пробуждается интерес к русской народной песне, фольклору.

Свою композиторскую деятельность Орлов сочетал с постоянной хормейстерской практикой: это и хор духовной семинарии в городе Острожске, и хоровая капелла графа Строганова, где он работал до 1893 года, и, наконец, хор Казанского собора в Петербурге.
С особой любовью В. М. Орлов занимался изучением, собиранием и обработками русских народных песен Только в одной Тамбовской губернии им было записано 193 песни, среди которых мы встречаем и протяжные лирические («Взойдёт солнце, взойдёт красно», «Сохнет, вянет в поле травка», «Нападала роса», «Сестрицы, подруженьки» и др.), и шуточные игровые («У ворот в гусли вдарили», «Ой, во поле, на поляне», «В огороде трава»). Многие из собранных и записанных им песен представляют собой интересные варианты уже знакомых нам по другим сборникам. Таковы, например, «Уж ты поле мое», «Ой, не было ветру», «Ты река ли моя, реченька», «Земляничка ягодка» и другие.

Читайте также:  Съезд народных депутатов ссср кратко

В своих хоровых обработках русских народных песен В.М. Орлов очень чутко и бережно относится к основным принципам и свойствам народного многоголосия. В хоровой фактуре его обработок преобладают подголосочность, частые октавные дублировки партий, унисонные каденции. В гармоническом языке большую роль играют характерные для русской народной музыки несимметричные и переменные размеры.
Авторские переложения народных песен для четырехголосного смешанного хора и ф-п, включенные в настоящий сборник, сохраняя основные принципы народного хорового пения, отличаются масштабностью, яркостью, концертностью стиля. Большое значение приобретает в них куплетно-вариационное развитие. Вариации-куплеты — основная форма обработок композитора. Усложняется и ладогармонический язык: в отдельных куплетах-вариациях мы встречаем далекие тональные сдвиги («Как за реченькой»). Обработки В. М. Орлова отличаются богатством хорового письма: это и речитация, и лирическая кантилена, и легкое стаккато («Ой, веретены», «На заре-то было, на заре», «Вейся, вейся, капустка»).
Выпускаемые после долгого перерыва обработки В, М. Орлова не утратили своего художественного значения и в наши дни; они, несомненно, привлекут внимание профессионалов, а также любителей хорового пения к этой незаслуженно забытой, но интересной и своеобразной странице истории русской хоровой музыки.

Скачать сборник


Народные песни Нечерноземья
Для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
составитель А. Костенко
“Советский композитор”, 1985г.
номер с7310к

В данный сборник вошли народные песни областей Нечерноземья. Старинные песни, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение, из века в век, бессмертны тем, что в них сама жизнь, чувства и мысли, переживания, всегда близкие человеку любого поколения. Обработки народных песен сделаны советскими композиторами, хорошо знающими специфику и исполнительские возможности русского народного хора.
Думается, что публикуемые произведения займут достойное место в репертуарах хоровых коллективов и ансамблей.

ТЫ ЖИВИ, РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!
КАК ПОСЕЮ Я ЛЕНКУ. Обработка Н.Кутузова
ДА МИМО САДИЧКУ. Обработка С. Пушкиной
НА ГОРЕ, ГОРЕ
МЕЖДУ ДВУХ БЕЛЫХ БЕРЕЗ. Обработка А. Костенко
ВОЗЛЕ САДУ. Обработка Н.Кутузова
НА ТОЙ ГОРУШКЕ. Обработка Ю. Зацарного
БЕРЕЗА, БЕРЕЗА. Обработка А. Костенко
НЕ ОРЕЛ ЛИ С ЛЕБЕДЕМ КУПАЛИСЯ
ЗА КУБАНЬЮ, ЗА РЕКОЙ. Обработка Н. Кутузова
ДОРОЖКА ТОРЕНАЯ. Обработка Ю. Зацарного
КАК НА ГОРКЕ НА КРУТОЙ
ПО ЗАГОРОДУ ГУЛЯЕТ. Обработка И. Ельчевой.
ТРАВА МОЯ КОВЫЛЯ
ОХ, ПОД ЯБЛОНЬКОЙ ТАКОЙ
А ВСЕ КУМУШКИ ДОМОЙ. Обработка А. Костенко
СТРАДАНИЯ. Обработка А. Леванова
ЕФРЕМОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка А. Федякина.
КАЛИНИНСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка В. Клюева.
СОЛНЦЕ СЕЛО. Обработка Б. Киселева
ДЕКШИНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
ПОЙДЕМ, ДРОЛЕЧКА, ДОМОЙ. Обработка В. Клюева.
РЯЗАНСКАЯ БАРЫНЯ. Обработка Е. Полова
ЧАСТУШКИ ПОД ГАРМОШКУ. Обработка Б. Молдавского
КАК У НАШЕЙ КАТИ. Обработка В. Маклакова
ПЕРЕКИНЬТЕ, ДЕВКИ, ШАПКУ. Обработка С. Пушкиной
ЗАВЛЕКЛИ, ТАК И ЛЮБИТЕ. Обработка А. Аверкина.
ИЗ АМБАРА БАБА ШЛА. Обработка И. Ельчевой
ОХ! ВЫ, РЕБЯТА. Обработка Е.Попова

Скачать сборник


Шесть Русских песен
Е. Земцов
для хоров без сопровождения
“Советский композитор”, 1982г.
номер с6036к

Скачать сборник


Десять русских народных песен
в обработке для смешанного хора
“МУЗГИЗ”, 1937г.
номер м14001г

1. Ай во поле липенька, обр. Н. Римского-Корсакова
2. Заплетися, плетень
3. У ворот, ворот, обр. А. Кастальского
4. Дуня
5. Степан Разин.
6. Виноград в саду цветет, обр. Г. Лобачева.
7. Посею лебеду
8. Сею, вею
9. Ах ты, зорька
10. Эй, ухнем, обр. Вик. Калинникова

Скачать ноты


Русские песни
в обработке для смешанного хора
“Госкультпросветиздат”, 1949г.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1947—1948 гг., по постановлению Совета Министров РСФСР, был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности.
«Смотр сельской художественной самодеятельности явился значительным событием в культурной жизни советской деревни и способствовал развитию художественной самодеятельности в РСФСР. В смотре приняло участие около полутора миллионов колхозников и колхозниц, рабочих и служащих МТС и совхозов, представителей сельской интеллигенции. В период смотра было создано 11 500 новых коллективов художественной самодеятельности. Районные и областные смотры сельской художественной самодеятельности, а также заключительные концерты в Москве содействовали идейно-художественному росту коллективов художественной самодеятельности, улучшению их репертуара, повышению культурного уровня участников смотра, выявлению лучших коллективов и отдельных талантливых исполнителей».

Смотр показал, что сельская художественная самодеятельность в нашей стране — это широкое массовое движение, неиссякаемый источник народных дарований, народных мастеров-исполнителей. Выступления из заключительных концертах смотра таких превосходных хоровых коллективов, как колхозный хор села Нижний Кисляй Лосевского района Воронежской области; хор Шалакушского сельсовета Няндомского района Архангельской области, Уральский хор Измоденовского, Сипаевского и Барабановского сельсоветов Свердловской области и многих других коллективов, продемонстрировали расцвет в колхозной деревне русской народной хоровой культуры. Виртуозы-баянисты братья Гр. и Л. Коваль — колхозники артели «Красный хутор» Краснодарского края — показали замечательные образцы виртуозного мастерства. Выступления певцов, инструменталистов и танцевальных коллективов Татарской, Башкирской, Кабардинской, Удмуртской, Чувашской, Марийской и других автономных республик РСФСР—свидетельство небывалого роста народного творчества в братских республиках.

Песни, исполнявшиеся на смотре, глубоко отобразили горячую любовь народа к нашей великой Родине, к нашему великому вождю и учителю товарищу Сталину.
Совет Министров РСФСР в своем постановлении «Об итогах Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности» принял решение об издании сборника «Лучших народных старинных и современных советских песен, исполненных во время смотра сельской художественной самодеятельности».
Настоящий сборник содержит лучшие образцы новых советских и старинных русских народных песен, исполнявшихся на заключительных концертах смотра в Москве, на областных и районных смотрах. Вместе с тем, по разделам песен, недостаточно широко представленных на смотре, сборник дополнен рядом произведений из материалов экспедиций 1947—48 гг. Института этнографии Академии наук СССР, Всесоюзного дома народного творчества имени Н. К. Крупской и Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского.
В соответствии с репертуарным характером сборника, в записи песен внесены незначительные редакционные изменения. Все они оговорены в примечаниях. Там же по возможности приведены сведения о происхождении новых советских народных песен и указаны все установленные авторы слов и напевов.
В первый раздел сборника вошли песни советских поэтов и композиторов в авторских или авторизированных редакциях (сопровождение в них дано в переложении для баяна); во второй — народные советские песни; в третий — старинные народные песни.
Все музыкальные записи второго и третьего разделов точно воспроизводят народное хоровое многоголосное пение и народное баянное сопровождение. Исключение представляют лишь отдельные песни, к которым написано сопровождение для баяна композиторами В. Г. Захаровым и А. Г. Новиковым.
Записи исполнявшихся на смотре песен произведены кафедрой народной музыки Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского и Всесоюзным Домом Народного Творчества имени Н. К. Крупской.

Скачать ноты

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector