Ноты поет уральский народный хор

Поющее сердце Урала Творчество гармониста И.Плешивцева

Сборник песен уральских композиторов на стихи современных поэтов


Уральские песни
составитель и музыкальный редактор Е.П. Родыгин
«Средне-Уральское книжное издательство», 1981г.

Песни, составившие сборник, написаны уральскими композиторами на стихи современных поэтов. Они обращены к славной истории нашей страны и ее сегодняшнему дню, отражают широкий диапазон чувств — от высокого пафоса до теплого лиризма.
Книга адресована самому широкому кругу любителей песни.

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Не один казак гулял
Фольклорный ансамбль уральских казаков
Уральск, 1991г.

Составление, предисловие, примечание, тексты кандидата исторических наук Е. И. КОРОТИНА.
Нотация песен кандидата искусствоведения В. М. ЩУРОВА.

Фольклорный ансамбль уральских казаков
Вот, как нонче же на киян-море
Как не ясные соколики солетался
Во бурочке, вэ черкасочке
Вот как шли-прошли наши батюшки казаченьки
Ох, раздольице мое широкое
Не один казак гулял, гулял со Товарищем
Вы прощайте, отец с матерью родные
Полынушка, только горька травушка
Ты гуляй, гуляй, гуляньице мое
Вот спасибо вам, хозяин со хозяюшкой
Тошно рыбушке сидеть, милой, в0 сетке
Урал наш быстротечный
Прослужил казак три года
Собирались, ой да, хорошеньки
Ой ты Лиза, Лизавета
Встала, проснулася зоренька алая
За Уралом, за рекой казаки гуляли
Молодцам казакам весело нам жить
Поехал казак на чужбину далекую
Скажем, лошади готовы
Молодка, молодка, молоденькая
А барыня гулять хочет
Багринные припевки
Примечания

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Всероссийское музыкальное общество
От Урала до Сибири
составитель Н.Савинцева
1990г.

Песни композиторов Урала и Сибири

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


В Урале Русь отражена
Песни конкурсные, о городах и народные
составление сборника, запись народных песен и комментарии В.Хоменко
Южно-Уральское книжное издательство, 1971г.

Сборник «В Урале Русь отражена» знакомит с вокальными и хоровыми произведениями профессиональных и самодеятельных композиторов Челябинска и области, а также с народным творчеством ряда сел и районных центров.
В него вошли песни, отмененные премиями на конкурсах, посвященных 50-летию Советской власти и 100-летию со дня рождения В.И.Ленина; песни о городах, написанные членами областной секции самодеятельных композиторов, народные песни, собранные в различных районах Челябинской области. В разделе народных песен представлены обработки для хоров, выполненные преподавателем музыкального училища С. С. Поляковым.
Краткие зарисовки помогут читателю познакомиться с людьми, пишущими музыку, с лабораторией их творчества.
Сборник предназначается для любителей музыки и участников художественной самодеятельности.

Конкурсные песни
В Урале Русь отражена. Сл. Татьяничевой. Муз. Е. Гудкова
В этот день родился Ленин. Сл. В. Сопртена. Муз. Е. Гудкова
Гордость. Сл. Л. Чернышева. Муз. М. Смирнова
Русские просторы Сл. Л. Кузнецова. Муз. И. Шутова
Наша Родина — Урал. Сл.В Радкевича. Муз.И. Шутова
Песня о Ленине. Сл. Б. Дворного и В. Полосина. Муз. В. Мысливца
Ленин. Сл. Э. Межелайтиса. Муз. Г Любовицкого
Помни. Сл. С. Соложенкиной. Муз. Г. Любовицкого
Ровесники. Сл. В. Юферева. Муз. Г. Любовицкого
Я еду родной стороной. Сл. В. Юферева Муз. Г Любовицкого
У памятника неизвестному солдату. Сл. М. Джалиля. Муз. М. Капланского
Дала ему крылья Магнитка. Сл. В. Юферева. Муз. В. Рябчича
Мы — уральцы молодые. Сл. В. Юферева. Муз. В. Лекарчука

Песни о городах
Город моей мечты. Сл. Л. Кузнецова. Муз. М. Смирнова
Над вечерним Челябинском. Сл. и муз. Сл. Кульдяева
Люблю тебя. Магнитогорск. Муз. и сл. В. Рябчича
Вечерний Златоуст. Сл. В Черноземцева. Муз. А. Танцырева
Песня о Златоусте. Сл. 3. Яковлевой. Муз. С. Антропова
Троичанка. Сл. О. Кульдяева. Муз. Ю. Полякова
Песня о Миассе. Сл. С. Эпштейна. Муз. Ю. Пастухова
Песня о Копейске. Сл. Ю. Кормильцева. Муз. А. Пыжова
Песня о Кусе. Сл. А. Ершова. Муз. А. Пыжова
Сердцу дорог наш Катав. Сл. В. Сидорова. Муз. А. Швидя
Песня о Еманжелинске. Сл. Л. Кузнецова. Муз. И. Шутова
Песня о Кыштыме. Сл. В. Власова. Муз. В. Акимова

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Поет Урал
Песни уральских композиторов, народные песни, частушки, страдания
Средне-Уральское книжное издательство, 1968г.

Предлагаемый нами сборник составлен из произведений уральских композиторов, уральских народных тесен различных жанров, а также частушек и припевок.
Сюда вошли лучшие произведения уральских авторов, созданные в последние два-три года.
Это песни свердловских композиторов: М. Гальперина, Б. Гибалина Е. Гиммельфарба, В. Горячих, М. Кесаревой, В. Казенина, Л. Никольской, Н. Пузея, В. Пестова, Е. Родыгина, Г. Топоркова, оренбургского композитора В. Лаптева, челябинского композитора И. Шутова.
Уральские народные песни представляют собой лучшие образцы народного творчества, собранные и записанные в последние годы в Пермской, Свердловской и Челябинской областях. Некоторые циклы частушек и припевок записаны от самодеятельных вокальных коллективов. Например, усть-кемольские частушки записаны от группы молодых участников хора, их исполнителей, а возможно и создателей.
Тексты большинства авторских песен созданы как поэтами-профессионалами, так и любителями. Имена многих поэтов широко известны на Урале, среди них Г. Варшавский, Б. Елисеев, Е. Клюшникова, Д. Лившиц, М. Найдич, А.Новосельский, И.Тарабукин.

Основная часть авторских и народных песен исполнялась или исполняется Уральским государственным русским народным хором, записана в его (исполнении на магнитофонную ленту, издана в грампластинках. Многие из этих песен приобрели шире кую популярность, например, песни Е. Родыгина «Краснотал», «Песня о Свердловске», «Весенняя»; песни Г. Топоркова «Тополек», «Баллада о девушке», «Таежный городок»; песни М. Гальперина, В. Казенина, В. Лаптева, Н. Пузея, Л. Никольской, И. Шутова, Б. Гибалина. Большим успехом пользуются «Калиновские частушки», записанные в селе Калиновка, Чернушинского района, Пермской области, частушечный цикл Е. Долиновой «У прясла» и многие другие.
Диапазоны тем и образов в предлагаемых песнях довольно велики — от патриотических песен о Родине, о родном крае, до лирических и веселых шуточных. Есть песни для академических хоров и народных, для небольших групп исполнителей и для отдельных певцов. Некоторые песни могут исполнять и хор и солисты. Например, «Тополек», «Таежный городок» Г. Топоркова, «Березонька» И. Шутова. Хоровое изложение голосов может быть переделано руководителями в соответствии с возможностями данного коллектива, то есть вместо четырехголосного звучания возможно двухголосие.
Сборник песен сможет быть ценным подспорьем для многочисленных хоровых и вокальных коллективов.
Мы надеемся, что многие произведения прочно войдут в их репертуар и будут способствовать развитию художественной самодеятельности Урала.

Читайте также:  Целиакия что это такое лечение народными средствами

I ПЕСНИ УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Родина. Музыка В. Горячих, слова Е. Клюшниковой
Родина-песня. Музыка Н. Пузея, слова А. Прокофьева
Песня о Свердловске. Музыка Е. Родыгина, слова Г. Варшавского
Гора моя Думная. Музыка В. Горячих, слова Ю. Клюшникова
У нас на селе. Музыка В. Пестова, слова И. Тарабукина
Тополек. Музыка Г. Топоркова, слова В. Елисеева
Солдаты. Музыка М. Гальперина, слова Л. Сорокина
Баллада о девушке. Музыка Г. Топоркова, слова Е. Клюшниковой
Там, где юность проходит. Музыка М. Гальперина, слова Л. Сорокина.
Снова в путь, комсомольцы Урала! Музыка В. Казенина, слова И. Чуфарова
Чуть выйдешь в поле. Музыка Б. Гибалина, слова Н. Рыленкова
Лирика и героика. Музыка М. Гальперина, слова Л. Сорокина
Таежный городок. Музыка Г. Топоркова, слова И. Тарабукина
Гудки вечерние. Музыка Н. Пузея, слова М. Пилипенко
Весенняя. Музыка Е. Родыгина, слова Г. Варшавского
Мальчишки нашего двора. Музыка М. Кесаревой, слова М. Найдича
Над рекою — краснотал. Музыка Е. Родыгина, слова Д. Лившица
Заряночка. Музыка В. Лаптева, слова А. Новосельского
Вечер. Музыка Л. Никольской, слова М. Смирновой
Свердловчаночка. Музыка В. Горячих, слова Р. Некрасовой
Жду с тобой я встречи. Музыка Л. Никольской, слова В. Захарова
Черемуха. Музыка В. Пестова, слова Ю. Трифонова
Девчонка. Музыка В. Горячих, слова А. Никольского
Песня об Азине. Музыка Л. Никольской, слова Ю. Клюшникова
В эти дни. Музыка М. Кесаревой, слова И. Озерова
Березонька. Музыка И. Шутова, слова Н. Палькина
Песня партизан. Музыка В. Казенина, слова В. Ступина
Ожидание. Музыка Г. Топоркова, слова Н. Доризо
Счастье наше. Музыка Г Топоркова, слова Г. Варшавского
Ох, не до шуток. Музыка В. Казенина, слова И. Риф
В горы. Музыка В. Казенина, слова Г. Дробиза

II. УРАЛЬСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Ты, взойди-ко, красно солнышко (проголосная)
Ой, заря, ты заря. (проголосная).
Выходили красны девушки. (хороводная)
Посеяли мы. (хороводная)
Перевейся, хмелько (игровая)
Горе мое (проголосная)
Не зеленая груша. (свадебная)
По мосту было, мосточку. (хороводная)
Была я у ключика (плясовая)
Иван да Марья. Слова И. Тарабукина
Вечор я с милым разбранилась (шуточная)
Ходит Ваня. Слова Е. Клюшниковой

III. ЧАСТУШКИ, СТРАДАНИЯ
Частушки уралочек. Слова А. Новосельского
У прясла. Музыка М. Максимова, слова Е. Долиновой
Примирение. Музыка М. Максимова, слова А. Будниковой
Усть-кемольские лирические частушки
Сплетницы. Музыка М. Максимова, слова Л. Петуховой
Меня любит паренек. Музыка М. Максимова, слова Л. Петуховой
Запоем, так сердцу легче
Калиновские частушки
Тексты песен

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Песни композиторов Урала
составитель Н.Пузей
для голоса или хора с фортепиано (баяном)
«Музыка», 1964г.
номер 2026

1. Парни из России. Музыка Б. Гибалина. Слова В. Федорова
2. Поле русской славы. Музыка Л. Никольской. Слова Е. Клюшниковой
3. Куба-да! Музыка А. Фридлендера. Слова О. Богданова
4. Девичья вечерняя. Музыка Е. Родыгина. Слова В. Русакова
5. Куда бежит- течет река? Музыка Е. Родыгина. Слова В. Семернина
6. Лен мой. Музыка Е. Родыгина. Слова В. Бокова.
7. Утро встает. Музыка О. Моралева. Слова И. Тарабукина
8. Затуманились озера. Музыка Н. Пузея. Слова В. Дружинина
9. Ой вы, девичьи мечты. Музыка Г. Селезнева. Слова И. Чуфарова
10. Вместе с песней. Музыка Г. Селезнева. Слова И. Пальмова
11. Дальние дали. Музыка Г. Куриной. Слова Д. Герстле
Тексты песен

Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!


Песни композиторов Урала
составитель Ж.А.Сокольская
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
«Советский композитор», 1985г.
номер с7060к

ПЕСНИ УРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.

Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые
И люди, что плавят металл.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Строки эти из стихотворения известной поэтессы Людмилы Татьяничевой, дают возможность воссоздать в воображении картины Урала. Край несметных богатств, редких минералов, суровых и мужественных людей — такова эта древняя земля, растянувшаяся широкой полосой вдоль горных хребтов с севера на юг, восточными своими отрогами приветствуя Азию, а западными — прощаясь с Европой. Прославлен Урал, и своим искусством, своеобразием песенной культуры.

Сложный этнический состав края наложил отпечаток на специфику интонационного строя местного музыкального песнетворчества. Русские былины, лирические и хороводные напевы не только славянского происхождения, но и украинские,
татарские, башкирские, взаимовлияя друг на друга, определили своеобразие уральского фольклора, ставшего одним
из истоков профессионального творчества, песенного в том числе.

Хотя композиторская уральская школа еще очень молода— она насчитывает немногим более сорока лет, — авторами, живущими «далеко от Москвы», создано немало сочинений, известность которых уже давно перешагнула не только границы своего края, но и вообще рубежи Родины. Как здесь не вспомнить «Уральскую, рябинушку» Е. Родыгина на стихи М. Пилипенко, которая, родившись более четверти века тому назад, продолжает и сегодня постоянно звучать в Чехословакии, ГДР, Италии, Франции, Финляндии, Японии?! Истинными «полпредами» советского искусства за рубежом выступали не раз песни Б. Гибалина, В. Горячих, В. Лаптева, Е. Родыгина, М. Смирнова, Е. Щекалева во время зарубежных гастролей Уральского народного хора в Италии, Югославии, ГДР, Чехословакии, КНДР, Монголии, ПНР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Франции, ФРГ. С каждым годом все более широкой и полноводной становится река уральской профессиональной песни. Все более обширным — круг её почитателей.

Лучшие уральские песни Б. Гибалина, В. Горячих, Л. Гуревича, К. Кацман, Н. Пузея и других не раз исполнялись народными хорами и академическими капеллами, эстрадными оркестрами и ансамблями, записаны в «золотой фонд» Всесоюзного радио.
Сборник «Песни композиторов Урала», объединивший произведения разных лет, созданные несколькими поколениями авторов, может дать достаточно широкое представление о многообразии поисков в самом массовом жанре творчества. Жизнь народа, его свершения, устремленность к высоким идеалам, борьба за светлое будущее Родины, мир современника, его размышления о жизни, радости и надежды — таков образный диапазон этих сочинений, отразивший широкий круг настроений и чувств — от высоко- патетики до теплого лиризма, от пафоса до светлой радости.
Несомненным вкладом в советскую песенную Лениниану является песня «Ленин» Е. Родыгина на стихи И. Дремова, открывающая сборник. Продолжая линию торжественно-гимнических высказываний о великом вожде пролетариата всего мира С. Туликова и А. Холминова, в воплощении темы, достаточно разносторонне развитой советскими композиторами, Родыгин находит свой ракурс, свою сокровенную интонацию.
События Великой Отечественной войны, воспоминания о годах, опаленных пожарищами, подвиг славных сынов Отчизны — все эти страницы героической летописи, преломляясь сквозь призму восприятий сегодняшнего дня, побуждает советских композиторов к высказываниям сокровенным.

Читайте также:  Шампанское в русско народном стиле

Продолжают жить и развиваться в современной уральской песне образы труда, борьбы с суровой природой края. По-прежнему активной жизнью в исполнительском и слушательском опыте живет ритмически упругая по своему мелодическому рисунку, полная внутренней активности песня «Зовет гора Магнитная» Б. Гибалина на стихи И. Тарабукина и сочетающая в себе одновременно маршевую четкость и лирическую теплоту «Едут новосела» Е. Родыгина. Привлекает своим романтически-мечтательным тоном, словно подернутая легкой грустной дымкой, песня «Самотлор» Е. Гудкова на стихи В. Туркина.
При всей многогранности творческих интересов уральских композиторов, при всем разнообразии тем, широте образной амплитуды, совершенно явно прослеживается в их творчестве особо «своя» тема. Прошлое Урала, сегодняшний день его, мир земляков, их свершений — таковы лишь некоторые ракурсы воплощения местной темы в песнях, родившихся в сердце Каменного пояса.
Хочется верить, что песни, рожденные на Урале, созданные известными мастерами и молодыми авторами, сумеют найти дорогу к слушателям. Думается, что любители музыки и профессионалы-исполнители во всех концах страны, встретившись с песнями, родившимися «в глубине России, в краю озер и рудных скал», найдут в них верных друзей и спутников в своей жизни.
Ж. Сокольская

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!


Дорогая моя глубинка
сборник песен
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
Челябинск, 2002г.
Только описание.

«Дорогая моя глубинка» — первый сборник произведений самодеятельных композиторов Южного Урала. Авторы представляют различные уголки нашего края — Верхнеуральск, Кыштым, Миасс. Всех их объединяет большая любовь к своей малой родине и желание поделиться ею с другими.
Мы надеемся, что песни этого сборника заинтересуют певческие коллективы города и области, и они найдут своих слушателей.

Сегодня мы предлагаем Вам первый сборник самодеятельных композиторов Южного Урала. Не случайно он называется «Дорогая моя глубинка»: авторы его живут в Кусе и Бредах, поселке Рощино и Верхнеуральске, Кыштыме и Миассе. Всех их объединяет большая любовь к своей малой родине: там, где поет душа, и рождаются глубокие и искренние слова и мелодии.
Песня — праздник. Песня — экзамен. И для молодых, и для опытных композиторов. Песня — друг. Она остается верной до тех пор, пока ей верны мы сами.
Самое большое счастье для автора — не знать равнодушной аудитории, в глазах слушателей находить подтверждение своей необходимости, близости, ожидание радости.
Из большой и самоотверженной работы, из высокой ответственности перед людьми и временем, из счастливых мгновений духовной близости композитора и слушателя и рождается живое чудо песни. А потом песня начинает жить самостоятельно.
Мы надеемся, что песни из этого сборника войдут в репертуар наших певческих коллективов и солистов, а их исполнители будут благодарны нашим самодеятельным композиторам-дебютантам.
В.А. ТОПТУНОВ, директор Челябинского государственного областного центра народного творчества, президент Ассоциации центров народного творчества Уральского федерального округа, заслуженный работник культуры России

УРАЛЬСКИЙ ВАЛЬС (муз. В. Елинека, сл. В. Толокнова)
РОДНОМУ ГОРОДУ (муз. В. Елинека, сл. В. Щербакова)
РОЩИНСКИЙ ВАЛЬС (сл. и муз. Т. Белобородовой)
БРЕДИНСКАЯ ЗАЗДРАВНАЯ (муз. М. Муканова, сл. Л. Парваткиной)
ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ (муз. А. Ахмадовой, сл. Н. Кудряшова)
ОСЕНЬ (муз. В. Блинова, сл. С. Есенина)
ТАНКОГРАД (муз. В. Вишнивецкого, сл. А. Терентъева)
НАД ЧЕЛЯБИНСКОМ ДОЖДЬ (муз. Г. Вишнивецкого, сл. В. Сорокина)
ЛЕГЕНДА О КУСЕ (муз. В. Пахтусова, сл. Н. Галкина)
МИЛЕЕ НЕТ КУСЫ (муз. В. Пахтусова, сл. А. Симонова)
УЙСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ (муз. Н. Григорьева, сл. А. Захарова)
ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ ВАЛЬС (муз. и сл. С. Ларина)
ПЕТРОПАВЛОВСК НА УРАЛЕ (муз. и сл. С. Ларина)
КАРАГАЙСКИЙ БОР (муз. и сл. С. Ларина)
СЛЮДЯНСКИЙ ВАЛЬС (муз. и сл. В. Черепко)
ПЕСНЯ-ВИЗИТКА АНСАМБЛЯ «СЛЮДЯНСКИЕ РОССЫПИ» (хоровая партитура) (муз. и сл. В. Черепко)
ПЕСНЯ О КЫШТЫМЕ (муз. и сл. В. Черепко)
МОЯ КУСА — РОМАШКА (муз. Е. Аксеновой, сл. С. Галкиной)
МОЙ ГОРОД (муз. и сл. В. Сотникова)
ДОРОГАЯ МОЯ ГЛУБИНКА (муз. В. Романова, сл. В. Савченкова)
ПЕСНЯ О МИАССЕ (муз. П. Хлыздвой и О. Балановской, сл. Т. Адомайтиса и С. Хлызовой)

Источник

Издательство «Музыка» с 1980 года выпускает новую серию — «Художественной самодеятельности». Ее составляют разнообразные нотные и книжные издания, рассчитанные на руководителей и участников музыкальных коллективов художественной самодеятельности.
В нотные сборники наряду с произведениями, прочно вошедшими в репертуар исполнителен — солистов, хоров, оркестров различных составов, — постоянно включаются новые сочинения советских и зарубежных авторов. В некоторые издания входят методические пояснения и рекомендации.
В книгах рассматриваются практические вопросы организации учебно-воспитательной и творческой работы самодеятельных музыкальных коллективов.


Поет русский народный хор
Выпуск 1
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1980г.
номер 11075

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 2
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1981г.
номер 11505

Читайте также:  Песни для народного вокального ансамбля ноты

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 3
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1982г.
номер 11779

Скачать сборник

Спасибо Ирине за предоставленный сборник!


Поет русский народный хор
Выпуск 4
составитель А. Широков
Хоровые произведения советских композиторов и народные песни
без сопровождения и в сопровождении баяна или фортепиано
“Музыка”, 1983г.
номер 12169

В четвертом выпуске сборника «Поет русский народный хор», как и в предыдущих, составитель стремился представить материал, разнообразный по тематике, характеру и исполнительскому составу.
Открывается сборник песнями о Советской России, ее просторах, нивах, о людях, трудом преображающих родную землю. Некоторые из этих произведений давно завоевали широкое признание (так, еще в тридцатые годы хор имени Пятницкого впервые исполнил «Колхозную песню о Москве» Ф. Маслова); другие («Нивы России» И. Волкова, «Песня комбайнера» В. Лаптева) созданы в последнее время, но уже успели войти в репертуар народных хоров.

Наша память о Великой Отечественной войне нашла отражение п нескольких сочинениях, вошедших в сборник. Особая проникновенность свойственна «Песне-сказу о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой, где эпическое начало сочетается с глубоким лиризмом. Произведение было специально написано для одной из программ Волжского русского народного хора, а затем исполнено хором русской песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Среди лирических песен, вошедших в сборник, кроме, известных («Отчего» П. Барчунова, «Я назову тебя зоренькой» Г. Пономаренко), несомненный интерес для исполнителен представят и новые работы советских композиторов — например, «Травиночка» В. Григоренко, написанная в традициях протяжных народных песен, или «В чистом поле» Л. Печникова — игровая, задорная, близкая эстрадному жанру.
В небольшой раздел русской народной песни включены произведения, с успехом исполняемые различными хоровыми коллективами: «Зеленая рощица» (хор им. Пятницкого), «Мимо моего садика» (Белгородский молодежный хор профтехобразования), «Где ж ты был, мой черный баран?» (воронежский ансамбль «Лада»), «Раз-два, люблю тебя» (Северный русский народный хор), «Рязанские частушки» (Государственный республиканский русский народный ансамбль «Россия»).
А. Широков,
заслуженный деятель искусств РСФСР

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

В настоящем выпуске помещены в основном произведения средней трудности; они доступны как начинающим, так и подвинутым коллективам русских народных хоров. Ниже приводятся пояснения к тем песням, где возможны варианты исполнительских составов и хоровой аранжировки.
«Величальная» Андрея Новикова — произведение подлинно гражданского звучания, праздничного, торжественного характера. Им можно открыть концертную программу хора. Для более яркого выражения художественного образа исполнение запевов и припева может быть расцвечено вариантами. Так, при наличии хорошего баса запев рекомендуется поручить ему, а с пятого такта к басу присоединится баритон; далее для контраста может вступить женская часть хора, а мужские голоса начнут петь восемь тактов спустя. При женском запеве целесообразно первую половину хора поручить только мужским голосам.
«Песня-сказ о Мамаевом кургане» А. Пахмутовой требует высокой исполнительской культуры, умения выделить ведущие мелодические партии на фоне сопровождающих голосов. Исполнение подголоска в высокой тесситуре на рр доступно лишь певцам с хорошо поставленными голосами; чтобы достичь легкого, полетного звучания, нужно петь фальцетом.

В песне Н. Кутузова «Подмосковные сосны» сопровождение изложено для фортепиано. Это поможет руководителю хора переложить его для оркестра русских народных инструментов. При исполнении на баянах повторные проведения следует дублировать октавой ниже.
В песне А. и Г. Заволокиных «Мне доверяет Россия» запев последнего куплета можно поручить всей альтовой группе хора, а одному из баянов (если их несколько) — исполнить свою партию октавой выше.
Особый колорит хору В. Лаптева «Песня комбайнера» придает сочетание моторности, упругого ритма с песенностью. Во всех куплетах здесь был бы предпочтителен мужской запев, особенно в первых четырех тактах, но запевать может и группа солистов. Не исключены также другие варианты хоровой инструментовки, например, повторение припева не хором, а солистом (хор в этом случае молчит или поет закрытым ртом).

Мелодия песни А. Двоскина «Запевают звеньевые» состоит из коротких, отделенных паузами фраз, каждая из которых поручена разным группам хора, быстро сменяющим друг друга. Следует добиваться их органического включения в музыкальную ткань, следить за единством мелодической линии. Гибкая и разнообразная подача материала создает красочность, живость исполнения. Сольные запевы в этой песне необязательны, — они целесообразны лишь при наличии крепкого, звонкого голоса у первой запевающей. Партию сопровождения желательно разделить на два баяна, так как в данном виде фактура сопровождения несколько перегружена. Уместно было бы и хореографическое решение этого номера.
«Люблю березу русскую» Б. Киселева — одно из самых трудных произведений данного выпуска и вместе с тем самых интересных в исполнительском плане. Необходимо сначала отдельно выучить с альтами витиеватое остинатное хоровое сопровождение, а затем как бы наложить на него мелодию, исполняемую партией сопрано. Учитывая быстрый темп, прихотливый ритм в сочетании с характерной для русской народной песни метрической переменностью, особое внимание нужно уделить ритмическому ансамблю как одной партии, так и всего хора.
Песня Л. Печникова «В чистом поле» рассчитана на трехголосный женский хор. Однако по желанию при повторении припева возможно подключение мужской партии, повторяющей партию первых сопрано октавой ниже.

Русскую народную песню «Зеленая рощица» можно исполнять ансамблем от трех до девяти человек. Последнюю строчку («.что молодца нет») можно повторить с небольшим замедлением темпа.
Украшением песни «Мимо моего садика» является ее узорный, типично белгородский припев. Петь его нужно легко, светло, пританцовывая или двигая кистями рук, приподнятых над головой.
При исполнении песни «Где ж ты был, мой черный баран» хор можно разделить на две половины (одна спрашивает, другая отвечает). На слонах «Мельники, мельники.» будет уместно внезапное пиано. После шестого куплета возможен проигрыш на материале вступления. В конце песни повторяется первый куплет, а припев в этом случае исполняется дважды с подголосками при повторении.
А. Широков

Скачать сборник

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector