Новая система управления народным хозяйством

Содержание
  1. 83. Система управления народным хозяйством во время нэпа
  2. Читайте также
  3. 3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством
  4. § 2.2. Понятие и система органов управления здравоохранением
  5. Статья 219. Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством
  6. 2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция
  7. 15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
  8. 29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
  9. 79. Правоохранительные органы в период НЭПа
  10. 20. Владение фермерским хозяйством
  11. 68. Система высших органов государственной власти и управления
  12. 110. Система управления Германской империей в конце XIX в.
  13. Реформы системы управления народным хозяйством в СССР и России (с 60-х г, по настоящее время)
  14. Новая система управления народным хозяйством
  15. Готовые работы на аналогичную тему
  16. Причины неэффективности реформы в управлении народным хозяйством
  17. Характеристика результатов реформы управления народным хозяйством
  18. Причины введения НЭПа
  19. Начало НЭПа
  20. Обоснование НЭПа с точки зрения советской идеологии
  21. Общие характеристики НЭПа
  22. НЭП в торговле и финансах
  23. НЭП в сельском хозяйстве
  24. НЭП в промышленности
  25. Развитие экономики СССР в период НЭПа
  26. Отмена НЭПа – причины отмены
  27. Новая система управления народным хозяйством

83. Система управления народным хозяйством во время нэпа

83. Система управления народным хозяйством во время нэпа

В 1920 г. был принят Закон о концессиях для привлечения в страну иностранного капитала. С весны 1921 г. разрешили открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия, что привело к созданию акционерных предприятий — русских, иностранных, смешанных. В отличие от концессий, в них участвовал и капитал Советского государства.

Была проведена реформа управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет. Появились биржи труда. Была отменена уравнительная оплата труда и введена заработная плата. К осени 1921 г. был восстановлен Госбанк. Карточная система к 1922 г. в основном была отменена.

СССР стал строить денежную экономику. Денежная реформа началась с выпуска советского червонца — твердо конвертируемой валюты. Экономика нэпа основывалась на долгосрочном планировании. В феврале 1921 г. была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан).

Реформа сельского хозяйства началась с замены продразверстки продналогом и предоставления земледельцам права обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на продукты промышленного и сельскохозяйственного производства. От безденежного товарообмена между городом и деревней государство не отказалось: обмен шел через государственные и кооперативные торговые учреждения. В октябре 1922 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования, им разрешили аренду земли и применение наемного труда. Но государство склонялось к развитию простых форм кооперации. Оно ориентировалось на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Это привело к кризису сбыта. Начались крестьянские восстания. В 1924–1925 гг. была смягчена ценовая политика, расширены права землепользования, продналог заменен денежным налогом. Крестьян стали призывать обогащаться и не бояться репрессий.

В декабре 1925 г. на XIV съезде партии был провозглашен курс на индустриализацию. Курс натолкнулся на проблемы в сельском хозяйстве: крестьяне утратили стимул продавать хлеб государству. В 1925–1926 гг. использовали резервы валюты и разрешили государственную продажу спиртного. Кризис 1927–1928 гг. оказался таким тяжелым, что продовольственное снабжение городов оказалось под угрозой, ввели изъятие излишков и репрессии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством Деятельность Минсельхоза регулируется положением «О Министерстве сельского хозяйства» от 24 марта 2006 г. Министерство

§ 2.2. Понятие и система органов управления здравоохранением

§ 2.2. Понятие и система органов управления здравоохранением Как известно, начало государственной медицины России было положено в 1581 г.[151] Первым органом государственного управления медицинским делом в России стал созданный тогда Аптекарский приказ,[152] который

Статья 219. Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством

Статья 219. Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством 1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о

2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция

2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

79. Правоохранительные органы в период НЭПа

79. Правоохранительные органы в период НЭПа Среди первых в числе правоохранительных органов можно выделить прокуратуру, деятельность которой регулировалась Положением «О прокурорском надзоре», утвержденным ПВС СССР 28 мая 1922 г.Статус прокуратуры: отдел наркомата

20. Владение фермерским хозяйством

20. Владение фермерским хозяйством Гражданский кодекс РФ определяет имущественные права супругов следующим образом: имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества;

68. Система высших органов государственной власти и управления

68. Система высших органов государственной власти и управления К системе высших органов государственной власти и управления относятся Всекитайское собрание народных представителей, его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный

110. Система управления Германской империей в конце XIX в.

110. Система управления Германской империей в конце XIX в. Создание системы управления империей в конце XIX в. связывают с именем канцлера 0. Бисмарка. Он проводил политику, названную в литературе «революцией сверху», «бонапартизмом» и предполагавшую социальное

Источник

Реформы системы управления народным хозяйством в СССР и России (с 60-х г, по настоящее время)

Реформа системы управления 1957 года

Существовавшие сверхцентрализированные министерства по мнению Хрущева были неспособны обеспечить быстрый рост промышленного производства. Идея совнархозов могла бы принести пользу при сохранении министерств, если бы эти совнархозы были тесно связаны с территориальными, республиканскими и областными центрами и имели определенный круг предприятий, которые полностью им подчинялись. Но если вначале совнархозы были ближе к областному делению, то вскоре начался их отрыв от областного деления. К началу 1958 г. из 37 союзных и республиканских министерств было оставлено 4. 104 совнархоза объединили 75% мощностей промышленных и строительных организаций. Для координации взаимосвязей был образован Всесоюзный СНХ; на преобразованный Госплан были возложены задачи выявления возможностей комплексного развития экономики. На вновь созданные Научно-технические комитеты при союзном и республиканских Советах Министров были возложены задачи изучения передового опыта и контроля за внедрением достижений НТР в народное хозяйство.

ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон «Об изменении системы органов управления промышленностью». СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Принципы отраслевого и межотраслевого управления были закреплены Конституцией 1977 г.

Попытки реформирования экономики

В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчиняющийся Совету Министров союзной республики.

Усложнялась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. С 1964 г. система территориального управления стала активно сворачиваться и к началу 70-х годов была полностью ликвидирована.

Вторая половина 60-х годов

Руководство КПСС, пришедшее к власти в середине 60-х гг. создало стабильный, несменяемый слой партийно-государственных чиновников. Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, в которой закреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось. Пребывание на руководящих постах стало пожизненным.

Читайте также:  Повышенная соя в крови у женщин лечение народными средствами

Хозяйственная реформа 1965 года

В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления.

Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Следующим направлением реформы стало изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Было признано необходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий. Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.

Было решено расширять экономические права предприятий, развивать прямые связи между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности.

Реформирование экономики СССР в 1979 году

ЦК КПСС в 1979 году выпустил постановление, в котором отмечалось, что партии необходимо нацелить всю управленческую деятельность на повышение эффективности производства и качества работы.

В постановлении предусматривалось, что в процессе разработки планов предприятия и объединения со сбытовыми организациями вместе с потребителями и поставщиками должны определять номенклатуру и ассортимент продукции для заключения хозяйственных договоров. Предполагалось, что такой порядок поможет обеспечить сочетание стоимостных и натуральных показателей, а также ликвидировать так называемый воздушный вал. Постановление предусматривало обеспечить стабильность утвержденных планов, не допускать корректировки их в сторону снижения, подгонки под фактическое выполнение.

Реформы СССР во второй половине 1980-х г.г. (перестройка)

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на 19-й всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия» статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР.

Источник

Новая система управления народным хозяйством

Реформа управления народным хозяйством – это одна из крупнейших реформ системы народного хозяйства СССР, осуществлявшаяся в период с 1957 по 1965 годы.

Проведение данной реформы характеризуется сменой отраслевой системы управления народным хозяйством централизованного типа, функционирующий с 1930-х годов, децентрализованной территориально-распределенной системой, именуемой в тот период системой управления в соответствии с территориальным принципом. Идейным вдохновителем данная реформы выступил Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель совета министров СССР (с 1958 года) Никита Сергеевич Хрущев.

Сущность реформы состояла в разделении территории советского государства на административные районы по экономическому принципу с целью формирования в пределах субъектов и республик Советского Союза системы территориальных советов народного хозяйства.

Готовые работы на аналогичную тему

Советы народного хозяйства должны были получить в свое ведение советские предприятия, ранее подчиняющиеся агропромышленным и промышленным министерствам. В соответствии с замыслом авторов реформы децентрализация управления народным хозяйством должно было обеспечить получение следующих преимуществ:

Вопреки ожиданиям децентрализация управления народным хозяйством в начале осуществления реформы привела к обратному эффекту: была разрушена единая техническая политика, дезинтегрированы экономические связи в сельском хозяйстве и промышленности.

После провала начала реформы власти попытались исправить ситуацию за счет применения таких методов как укрупнение совнархозов и слияние экономических районов, что обеспечило появление промежуточного уровня управления, представленного республиканскими и союзными советами народного хозяйства и отраслевыми государственными комитетами. Это привело к отрыву научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций от промышленных предприятий, которые остались подчиненными территориальным органам. Следствием этой меры стало:

В итоге отраслевая система промышленности была преобразована сначала в территориальную, а затем в производственно-территориальную систему гибридного типа, но это не помогло устранить фундаментальные противоречия между исторически обусловленной интеграцией производства вертикального характера и попыткой внедрения территориального управления народным хозяйством.

В дальнейшем проблемы управления народным хозяйством только усугубились и с середины 1960-х годов начал осуществляться возврат к централизации. Была проведена ликвидация совнархозов, а территориально-распределительную систему управления народным хозяйством сменила жесткая централизованная отраслевая система управления в лице министерств и государственных комитетов межотраслевого назначения.

Причины неэффективности реформы в управлении народным хозяйством

Попытка внедрить децентрализованную систему управления народным хозяйством была неудачной по ряду причин, к числу которых следует отнести:

Характеристика результатов реформы управления народным хозяйством

Проведение реформы управления народным хозяйством не позволило достичь запланированных результатов, народное хозяйство вернулось централизованной системе его управлении. Также реформа не позволила обеспечить сохранение золотого запаса государства, проблема сохранности которого лежала в основе проведения данной реформы.

Государство активно тратило золотой запас на приобретение продовольствия за границей, однако в 1962 году страна столкнулась с перебоями снабжения населения продуктами питания и промышленными товарами.

Этот период характеризуется активным снижением темпов роста экономического развития страны, причем в наиболее острой форме проблемы наблюдались в отношении сельского хозяйства.

Источник

Причины введения НЭПа

Именно в этом и есть вся суть НЭПа – «Экономическая либерализация при жестком политическом контроле».

В целом все причины введения НЭПа можно разделить на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (стране был нужен импульс для развития экономики), СОЦЦИАЛЬНЫЕ (социальное разделение все еще было крайне острыми) и ПОЛИТИЧЕСКИЕ (новая экономическая политика стала средством управления властью).

Начало НЭПа

Основные этапы введения НЭПа в СССР:

Идейное начало НЭПа было заложено н10 съезде РКП (б), собравшимся в 1921 году (если помните его участники прямо с этого съезда делегатов ушли на подавление Кронштадтского мятежа), приняли НЭП и ввели запрет на «инакомыслие» в РКП (б). Дело в том, что до 1921 в РКП (б) были разные фракции. Это разрешалось. По логике, и логика эта абсолютно верная, если вводятся экономические послабления, то внутри партия должна быть монолитом. Поэтому никаких фракций и разделений.

Обоснование НЭПа с точки зрения советской идеологии

Новая Экономическая Политика была рассчитана на 5, максимум 10 лет. И она свою задачу, безусловно, выполнила, Хотя в какой-то момент поставила под угрозу существования Советского Союза.

Ленин, по сути, принял бухаринский вариант НЭПа с формулировкой и другими атрибутами..

Общие характеристики НЭПа

НЭП в торговле и финансах

Начиная с 1921 года Советское руководство взяло курс на ослабление Централизации. Кроме того большое внимание было уделено элементом реформирования систем хозяйствования в стране. Трудовые мобилизации были заменены биржей труда (безработица была высокой). Были отменены уравниловка, была отменена карточная система (но для кого-то карточная система была спасением). Логично, что результаты НЭПа практически сразу сказались в положительную сторону в области в торговли. Естественно в торговле розничной. Уже в конце 1921 года нэпманы контролировали 75% товарооборота в розничной торговле и 18% в оптовой торговле. НЭПманство стало выгодный формой отмывания денег, особенно для тех, кто много награбил во время гражданской войны. Награбленное у них лежало без дела, а теперь его можно было сбывать через НЭПманов. И очень многие отмыли свои деньги таким образом.

НЭП в сельском хозяйстве

Вообще НЭП не был абсолютным триумфом экономических методов, как это иногда писали в советских учебниках. Это только внешне был триумф экономических методов. На самом же деле там было очень много чего другого. И я имею ввиду не только так называемый перегибы местных властей. Дело в том, что значительная часть крестьянского продукта отчуждалась в виде налогов, и налогообложение было чрезмерным. Другое дело, что крестьянин получил возможность свободно вздохнуть, и это решило некоторые проблемы. И здесь уж на передний план вышел абсолютно несправедливый обмен между сельским хозяйством и промышленность, формирование, так называемых, «ножниц цен». Режим завышал цены на продукцию промышленности и занижал цены на продукцию сельского хозяйства. В результате в 1923-1924 крестьяне работали практически даром! Законы были такими, что примерно 70% всего, что производило село, крестьяне были вынуждены продавать практически за бесценок. 30% произведенного ими продукта было взято государством по рыночной стоимости, а 70% по заниженной. Потом это цифра снизилась, и стало примерно 50 на 50. Но в любом случае это очень много. 50% продукции по цене ниже рыночной.

НЭП в промышленности

Главные черты, которые характеризуют Новую Экономическую Политику с точки зрения промышленности – практически полное отсутствие развитяия этой отрасли иогромные уровень безработицы среди простых людей.

Читайте также:  Что такое пяточные шпоры и как лечить народными средствами

В это же время стало понятно, что в Европе грядет рано или поздно новая война. Вот что по этому поводу сказал Сталин в 1931 году:

Развитие экономики СССР в период НЭПа

Важнейшая часть НЭПа, кстати одна из немногих положительных черт этой политики, это «поднятие с колен» системы финансов. Не забываем, что только-только отгремела Гражданская война, которая практически полностью уничтожила финансовую систему России. Цены в 1921 году по сравнению с 1913 года выросли в 200 тысяч раз. Только вдумайтесь в эту цифру. За 8 лет в 200 тысяч раз. Естественно нужно было вводить другие деньги. Требовалась реформа. Реформу проводил нарком финансов Сокольников, которому помогала группа старых специалистов. В октябре 1921 года начал свою работу Государственный банк. Как результат его работы стало то, что в период с 1922 по 1924 годы обесцененные советские деньги были заменены на Червонцы

Червонец обеспечивался золотом, по содержанию которого он соответствовал дореволюционной десятирублевой монете, и стоил 6 американских долларов. Червонец обеспечивался и нашим золотом и иностранной валютой.

Совзнаки изымались и менялись по курсу 1 новый рубль 50000 старых знаков. Эти деньги так и назывались «Совзнаки». Во время НЭПа активно развивалась кооперация и экономическая либерализация сопровождалась упрочнением коммунистической власти. Усиливался и репрессивный аппарат. И как это происходило? Например, 6 июня 22 года был создан ГлавЛит. Это цензура и установление контроля над цензурой. А через год возник ГлавРепедКом, который заведовал репертуаром театра. В 1922 года из СССР по решению этого органа было выслано более 100 человек, активных деятелей культуры. Другим повезло меньше, их отправили в Сибирь. В школах запретили преподавания буржуазных дисциплин: философия, логика, история. В 1936 году все было восстановлено. Также не обошли своим «вниманием» Большевики и церковь. В октябре 1922 года большевики конфисковали у церкви драгоценности якобы на борьбу с голодом. В июне 1923 года патриарх Тихон признал законность Советской власти, а в 1925 году он был арестован и умер. Нового патриарха уже не избирали. Затем патриаршество восстановил Сталин в 1943 году.

6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в государственное политическое управление ГПУ. Из чрезвычайных эти органы превратились в государственные, регулярные.

Кульминацией НЭПа стал 1925 год. Бухарин обратился с призывом к крестьянству (прежде всего к зажиточному крестьянину).

Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство.

На 14 партконференции был принят план Бухарина. Его активно поддержал Сталин, а критиками выступали Троцкий, Зиновьев и Каменев. Экономическое развитие в период НЭПа было неравномерным: то кризис, то подъем. И связано это было с тем, что необходимый банас между развитием сельского хозяйства и развитием промышленности найден не был. Кризис хлебозаготовок 1925 года стал первым ударом колокола по НЭПу. Стало понятно, что скоро с НЭПом закончится, но по инерции он проехал еще несколько лет.

Отмена НЭПа – причины отмены

С 1926 года начинает постепенно прорисовываться тенденция к отмене НЭПа. В 1926-27 годах запасы хлеба впервые превысили довоенные и составили 160 миллионов тонн. Но крестьяне хлеб по-прежнему не продавали, а промышленность задыхалась от перенапряжения. Левая оппозиция (ее идейныйм лидером ыл Троцкий) предложила изъять у зажиточных крестьян, которые составляли 10% населения 150 миллионов пудов хлеба, но руководство ВКП (б) не пошло на это, потому что это означало бы уступка левой оппозиции.

Весь 1927 год сталинское руководство вело маневры по окончательному устранению левой оппозиции, потому что без этого нельзя было решить крестьянский вопрос. Любая попытка надавить на крестьян означала бы, что партия пошла по пути, про который говорит «Левое крыло». На 15 съезде Зиновьева, Троцкого и других левых оппозиционеров исключили из ЦК. Однако после того как они покаялись (это называлось на партийном языке «разоружиться перед партией») их вернули, потому что потому сталинскому центру они были нужны для будущей борьбы с Бухарестской командой.

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

Новая система управления народным хозяйством

В развитом социалистическом обществе роль централизованного народнохозяйственного планирования особенно возрастает. Оно является ядром всей системы управления народным хозяйством, главным инструментом реализации социальной и экономической политики Коммунистической партии. Ведущая роль централизованного планирования в плановом руководстве социалистической экономикой выражается в том, что Государственный план направляет развитие всего народного хозяйства как единого целого. В системе планов обеспечивается увязка целей развития общества с необходимыми для их достижения ресурсами. Под воздействием системы планирования совершенствуются организация и структура управления, механизм экономического регулирования хозяйственной деятельности и информационно-техническая база управления. [c.16]

Задачи совершенствования системы управления народным хозяйством и, в частности, системы планирования постоянно находятся в центре внимания инженерно—технических работников, В области планирования производства одним из важнейших направлений является планирование материально-технического снабжения особенно значимого в наиболее материалоемком производстве — бурении. [c.55]

Комплексной программой решения экономических проблем по совершенствованию планирования и управления в газовой промышленности в 1976-1980 гг. предусмотрено разработать и внедрить единую систему государственного управления качеством продукции газовой промышленности в общей системе управления народным хозяйством на базе стандартизации с применением электронно-вычислительной техники. [c.15]

Система управления народным хозяйством в ВНР.— Будапешт, 1972. [c.382]

В системе управления народным хозяйством различают отраслевой и территориальный принципы. [c.25]

В середине 60-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Целями реформы были совершенствование системы управления народным хозяйством и усиление экономического стимулирования производства. Одним из основных документов, определявших цели и задачи хозяйственной реформы, было постановление ЦК КПСС и СМ СССР О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства от 4 октября 1965 г. [c.255]

При централизованной системе управления народным хозяйством такие важные сферы управленческих действий, как налоговое планирование, прогнозирование, информационный анализ, контроль, были жестко регламентированы. Это обеспечивало цель любой ценой выполнить директивно устанавливаемый план. Информационно-аналитические действия сводились к составлению статистических отчетов и сводок о ходе выполнения директивных заданий по платежам в бюджет. Отчеты зачастую содержали искажения и приписки. [c.134]

Правовой статус предприятий в бывшем СССР определялся в рамках централизованной системы управления народным хозяйством. [c.116]

Исходя из единства, взаимной связи и взаимной обусловленности учета и планирования, представляющих в социалистическом обществе две функции единой системы управления народным хозяйством, целесообразно рассматривать характеристику учетно-плановой информации в совокупности. [c.49]

Перестройка системы управления народного хозяйства, начавшаяся в [c.66]

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми). [c.653]

Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа создание новой системы управления народным хозяйством. [c.655]

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения. С переходом от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике принципиально меняются подходы к определению роли и содержания отраслевых стандартов. Государство отказалось от всестороннего обязательного регулирования многих параметров продукции, оставив в своей компетенции лишь некоторые обязательные требования, предусматриваемые в государственных стандартах. В этих условиях регулятором товарной политики компаний становятся требования рынка. Негосударственные компании, входящие в отрасль, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, не подчинены государственному органу управления, и его указания не являются для них обязательными. [c.255]

Экономическая эффективность унификации и стандартизации документов достигается в результате снижения затрат на составление, изготовление и оформление документов, их передачу, обработку, хранение и уничтожение. Эту экономическую эффективность мы будет называть прямой. Кроме этого, может быть получен косвенный эффект за счет совершенствования системы управления народным хозяйством, выражающийся в повышении оперативности управления за счет сокращения времени на все виды работ с документами и приближения принимаемых решений к оптимальным вариантам в результате повышения качества документов. [c.27]

В условиях социалистической системы управления народным хозяйством отбор тематики НИР и ОКР производится с позиций государственной полезности, народнохозяйственной эффективности. Отбор тем по их значимости целесообразно проводить не столько на уровне научной организации, сколько на высших уровнях управления — в министерстве, ведомстве. Это объясняется тем, что планирование целей НИР и ОКР, определение направлений разработок, конкретных тем осуществляются сверху и с учетом предложений снизу о конкретных путях решения научно-технических задач и средствах достижения целей. [c.196]

Читайте также:  Пеленочный дерматит фото быстрое лечение народными средствами

Входными сигналами для системы управления народным хозяйством являются сигналы о наличных ресурсах и структуре потребностей общества объектами управления — технология производства, механизм обмена промежуточными продуктами (средствами производства) между предприятиями и механизм распределения конечной продукции системы воспроизводства между членами общества. Управляющие параметры (выходные сигналы) — экономические, административные и правовые рычаги управления. В данном случае в качестве предмета исследования выбраны объекты управления второго типа и методы управления ими. [c.84]

Что касается пользователей АСУ, то, с одной стороны, в задачу разработчиков входит максимальное облегчение условий обращения их к машинным системам с учетом экономических, социальных и психологических факторов, а с другой — пользователи АСУ в системе управления народным хозяйством должны получить минимальную подготовку, необходимую прежде всего для того чтобы знать возможности АСУ и условия их эффективного функционирования в конкретных областях ставить задачи, которые повышают качество управления уметь обращаться к АСУ, т. е. владеть языком, на котором может вестись диалог между человеком и ЭВМ. [c.128]

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЛАНОВЫХ РАСЧЕТОВ (АСПР) — составная часть общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством, призванная обеспечивать своевременную высококачественную разработку народнохозяйственных планов. АСПР позволяет координировать работы в области планирования, осуществляемые Госпланом СССР, министерствами и ве- [c.3]

Масштабы социалистического произведет в а и необходимость повышения его эффективности изменяют значение и роль планирования в системе управления народным хозяйством страны в целом, и материально-техническим снабжением в частности. [c.10]

Какое место занимает статистика в системе управления народным хозяйством [c.19]

Принятая на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС целостная система управления народным хозяйством определяет по существу программу действий по перестройке хозяйственного механизма. Определены цели и важнейшие направления этой работы, охватывающие все стороны и элементы управления, различные уровни хозяйствования. Комплексный подход к преобразованиям, их революционный характер — отличительные черты развернутой перестройки управления народным хозяйством. [c.6]

Последовательное осуществление принципов целостной системы управления народным хозяйством дает возможность наиболее эффективно использовать преимущества социалистических производственных отношений, реализовать на деле важнейшее преимущество социализма — планомерность развития. Уже в течение многих лет вполне правомерно подчеркивается политической экономией социализма, что планомерность при социализме проявляется в условиях действия товарно-денежных отношений, социалистического рынка. В то же время практическая реализация этой стороны производственных отношений не находила оптимального решения. В ходе осуществления перестройки выработаны новые подходы к использованию плана и рынка. [c.7]

Система управления народным хозяйством — совокупность структурно-функциональных подсистем и элементов, обеспечивающих целенаправленное, сознательное воздействие на процесс социалистического расширенного воспроизводства в соответствии с объективными законами общественного развития. [c.204]

Финансы СССР являются одной из сторон социалистических производственных отношений и системы управления народным хозяйством. Этим определяется внутренняя структура финансов, которые в социалистическом обществе состоят из общегосударственных финансов, финансов государственных предприятий и хозяйственных организаций и финансов колхозно-кооперативных организаций. Первые два звена представляют собой государственные финансы, а все три вместе — финансы СССР. [c.8]

Как видим, один из существенных аспектов совершенствования системы управления народным хозяйством заключен в обеспечении полноты удовлетворения общественных потреб- [c.87]

Это постановление — документ принципиальной важности. В нем разработаны обоснованные меры по убыстрению темпов развития общественного производства на базе научно-технического прогресса. Оно представляет собой важный шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, адекватной современным требованиям. [c.202]

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЛАНОВЫХ РАСЧЕТОВ (АСПР) — составная часть общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством, призванная обеспечивать своевременную высококачественную разработку годовых, пятилетних и долгосрочных народно- [c.3]

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ — основные положения, определяющие построение и функционирование системы управления народным хозяйством, всеми сферами деятельности и отраслями. Одним из основных П. у. является демократический централизм — сочетание централизованного руководства в решении основных, стратегических вопросов с развитием демократии, расширением участия трудящихся в управлении. Наиболее важным проявлением централизма является определение основных направле- [c.239]

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — совокупность целей, структура, формы и методы управления. С. у. динамична, конкретное содержание ее элементов изменяется с изменением социальных и экономических условий. С. у. оказывает активное влияние на формирование общественных отношении и состоит из подсистем, образуемых на различных уровнях руководства и отражающих особенности объекта управления. В соответствии с этим выделяются системы управления народным хозяйством страны, хозяйством определенной территории, отраслью народного хозяйства, крупным народнохозяйственным комплексом, [c.291]

При общности и единстве коренных Э. и. членов общества при социализме интересы отдельных работников и коллективов не всегда совпадают, между ними возникают неантагонистические противоречия, которые разрешаются в процессе постоянного совершенствования экономических и организационных условий хозяйствования. Коренная перестройка системы управления народным хозяйством призвана обеспечить более полное согласование интересов участников социалистического производства, членов общества. В учете интересов, в воздействии на интересы, управлении ими и через них в конечном счете и состоит важнейшая составная часть механизма перестройки. [c.429]

В СССР действует единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП), которая является неотъемлемой частью всей системы управления народным хозяйством. На ЕСГУКП установлен ГОСТ 15467—70. Согласно ГОСТу под управлением качества продукции понимается установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемые путем целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. ЕСГУКП включает [c.56]

В условиях научно-технической революции совершенствование системы управления народным хозяйством выступает как важное условие всесторонней интенсификации и повышения эффек- [c.283]

На основании постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности по усилению их ответственности за результаты работы с 1 января 1984 г. с целью совершенствования методов хозяйствования в стране был начат широкомасштабный экономический эксперимент. Опыт его проведения показал большие возможности в повышении эффективности производства, качества продукции, улучшении результатов работы трудовых коллективов. Производственные объединения (предприятия) министерств, участвующих в экономическом эксперименте, перевыполнили установленные задания по объему производства, росту производительности труда, ярибыли, снижению себестоимости продукции, выпуску продукции высокого качества, улучшилось выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с договорами. При этом хорошо работающие коллективы получили более широкие возможности для материального поощрения работников, решения социальных вопросов. Внедрение в практику новых методов хозяйствования представляет собой новый шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, обеспечивающей оптимальное сочетание улучшения планирования, усиления действенности экономических рычагов и стимулов, совершенствование организационной структуры. [c.187]

Ленинскйе требования к руководителю служат основой выработки правил,,определяющих стиль работы любого советского руководителя, какой бы пост он ни занимал в системе управления народным хозяйством. [c.205]

Организационная структура ГСНТИ является отражением складывающейся в стране системы управления народным хозяйством. [c.156]

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ основные положения, определяющие построение и функционирование системы управления народным хозяйством, всеми сферами деятельности и отраслями. Одним из основных П. у. является демократический централизм — сочетание централизованного руководства в решении основных, стратегических вопросов с развитием демократии, расширением участия трудящихся в управлении. Наиболее важным проявлением централизма является определение основных направлений, темпов и пропорций в развитии народного хозяйства, распределение важнейших материальных и финансовых ресурсов, политика цен и заработной платы. Демокра- [c.238]

После Октябрьской революции отношение между государством и монополиями перешли на более высокий уровень. Система управления народным хозяйством периода военного коммунизма получила название главкизма предприятия объединялись в главки, централизованно управляющие их производственной деятельностью, снабжением, сбытом, финансами. К концу гражданской войны таких главков насчитывалось 52. [c.224]

Партия учит, что игнорирование, непонимание, недостаточный учет объективных экономических законов социализма ведут к субъективизму и волюнтаризму в хозяйственной практике. Чтобы должным образом опираться в решении хозяйственных задач на экономические законы социализма, требуется глубокое понимание их природы и характера, их способа действия и форм проявления. XXIII съезд КПСС полностью одобрил мероприятия, проводимые партией после октябрьского (1964 года) Пленума Центрального Комитета и направленные на совершенствование экономических отношений в советском обществе, улучшение системы управления народным хозяйством, планирования и стимулирования производства. Съезд также полностью одобрил решения мартовского и сентябрьского (1965 года) Пленумов Центрального Комитета, вскрывших причины недостатков в развитии экономики-и выработавших новый подход к руководству народным хозяйством. [c.209]

Источник

Правильные рекомендации