Новая жизнь народного танца ансамбль народного танца ссср а моснаева

Игорь Александрович Моисеев

Фото Все

Видео Все

«Сотворивший танец. Игорь Моисеев» 2006 г.

Игорь Моисеев. Ушел, чтобы остаться

Игорь Моисеев «Вечное движение» (Perpetuum mobile, 1967 г.)

Игорь Моисеев — биография

Игорь Моисеев – выдающийся артист балета, танцовщик, балетмейстер, педагог, хореограф, общественный деятель. В 1953 году получил звание народного артиста СССР, в 1976-м стал Героем Социалистического Труда, трижды удостоен Сталинской премии, получил Ленинскую, две Государственный премии – СССР и РФ. Награжден тремя орденами Ленина.

«Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни – потратить ее на дело, которое переживет нас». Эти слова принадлежат известному американскому философу и психологу Уильямсу Джеймсу, и в полной мере относятся к Игорю Моисееву, человеку, который провел на сцене 80 (!) лет и поставил примерно три сотни танцев. Его называют величайшим хореографом 20-го века, оказавшим огромное влияние на развитие хореографического искусства не только на родине, но и во всем мире. Именно он превратил народный танец в настоящее достояние мировой культуры.

Детство

Игорь Моисеев родился в Киеве 21 января 1906 года. Его отец – Александр Моисеев, обедневший дворянин, юрист, имел собственную юридическую практику, доставшуюся ему от его отца. Прекрасно говорил на французском языке, часто бывал в Париже, где и встретил свою судьбу – модистку Анну Грэн.

Александр Моисеев привез жену в Киев. Все складывалось хорошо, но он частенько позволял себе критиковать власти, за что и угодил в тюрьму вскоре после рождения Игоря. Анна решила не рисковать судьбой сына, отвезла его во Францию, пристроила в парижском пансионе, а сама отправилась в обратный путь, чтобы как-то вызволить из тюрьмы любимого мужа.

Игорь Моисеев в молодости

В пансионе Игорю жилось нелегко. Разница в возрасте мальчика и остальных детей была небольшой, всего каких-то два года, но они часто обижали его. Воспитатели тоже «забывали» о его возрасте, требовали от Игоря того же, что и от остальных воспитанников пансиона. Его наказывали так же, как и старших ребят, мальчик много часов провел в темном карцере. Сразу после оправдания отца и освобождения его из тюрьмы, мама забрала сына обратно и переехала с ним в Москву.

Отец не хотел, чтобы сын взрослел под влиянием улицы, поэтому старался привить ему любовь к истории и восточной культуре. Вместе с мамой он музицировал и рисовал. В четырнадцатилетнем возрасте Игорь попал в балетную студию, так решил его отец. Его наставником стала Вера Масолова, бывшая балерина Большого театра.

Прошло всего три месяца, и Масолова поняла, что перед ней гениальный танцор, талант которого нужно непременно развивать. Она настояла на том, чтобы он продолжил учиться в хореографическом техникуме при Большом театре. Вера была уверена, что он справится с любыми вступительными экзаменами. Все так и случилось, Игоря взял к себе в класс главный балетмейстер Большого – Александр Горский.

В восемнадцать лет Моисеев уже танцевал в труппе Большого театра. Вначале его роли были незначительными, в основном массовка. Естественно, что заработную плату он получал небольшую. Свою первую зарплату Игорь истратил на приобретение нового чайника, так как старый уже так прохудился, что тек безбожно. Каждый раз мама замазывала в нем течь, используя оконную замазку. Покупка нового чайника стала предметом гордости и ликования в семье.

Балет

Спустя некоторое время в театре сменился балетмейстер. На место Горского назначили Касьяна Голейзовского. Балетная труппа возмущалась его постановками и оформлением спектаклей, новизной пластики и выбранной темой, которая заключалась в конфликте власти и личности. Много ведущих артистов не хотели с ним работать, поэтому он выбирал для своих спектаклей молодое поколение танцоров.

Балет Игоря Моисеева

В постановке «Легенда об Иосифе Прекрасном» на исполнителя главной партии сразу назначили Василия Ефремова, Моисеев должен был танцевать ведущую роль второго состава. Но Ефремов вдруг заболел, и его партию отдали Игорю. Позже он солировал в постановке «Теодолинда».

Все складывалось успешно, пока однажды Моисеев не выступил в защиту балетмейстера Голейновского, вопреки указаниям руководителей театра. Это стало причиной увольнения, но вскоре танцора снова приняли на службу в театр, хотя работы для него не оказалось. На протяжении года Игорь не станцевал ни одной партии. Волей случая «опала» вскоре закончилась. Прима-балерина театра Екатерина Гельцер осталась без партнера, который надорвал спину. Срочно понадобилась замена, и выбор пал на Игоря Моисеева.

Во время этого творческого простоя Игорь пришел к определенным выводам. Он понял, что можно не просто танцевать, а самому ставить спектакли. Так в его биографии наметились значительные перемены. В 1926-м Игорь Моисеев и режиссер Симонов стали постановщиками балета «Красавица с острова Лю-Лю». Московская публика с восторгом восприняла эту постановку.

Через год руководство Большого театра предложило Моисееву поставить на его сцене балет «Футболист». Игорю исполнилось всего 24 года.

Саламбо Игоря Моисеева

Большой интерес вызывали у Моисеева народные танцы, и в 1937-м он стал организатором первого в СССР ансамбля народного танца. В 1943-м при этом ансамбле открылась школа-студия. Его примеру последовали и другие республики СССР, где возникали аналогичные ансамбли народных танцев. Не отстала и заграница.

Игорь Моисеев стал легендарной личностью еще при жизни. С помощью танца он сумел объединить не только разные страны, но и континенты. После каждых гастролей репертуар ансамбля пополнялся новым танцем, то аргентинским гаучо, то югославской дзюрдевкой, то мексиканской сюитой или венесуэльской хоропой.

Он показал всем, как умеют танцевать славяне, причем «воскресил» забытые корни не только в России, но и в других странах. Ему рукоплескали зрители многих стран, в Голландии поклонники народного танца бурно аплодировали стоя. В местной газете появилась заметка, в которой говорилось, что танец русских можно назвать просто дьявольским. Ансамблю Моисеева рукоплескала Италия, Франция, Китай. Все выступления танцоров проходили при аншлаге.

Игорь Моисеев получил при жизни невероятное количество наград и самых престижных премий. Это закономерно, ведь именно он стал основателем нового танцевального жанра – сценического народного танца.

Личная жизнь

Моисеев всегда пользовался популярностью у представительниц прекрасного пола. В его личной жизни было три официальных брака. Первый раз он женился на Нине Подгородецкой, приме Большого театра. Но этот брак оказался быстротечным, и очень скоро супруги развелись.

Игорь Моисеев с женой Тамарой Зейферт

Второй раз балетмейстер устроил свою личную жизнь с танцовщицей Тамарой Зейферт, заслуженной артисткой РСФСР. Разница в возрасте супругов составляла десять лет. Тамара родила супругу дочь Ольгу, которая продолжила родительское дело.

Читайте также:  Театр народного творчества ростов

Ольга добилась хороших результатов, но еще более популярным стал ее сын, внук Игоря Моисеева, Владимир. Он тоже выдающийся танцор, солист Большого. Владимир создал Русский национальный балетный театр.

Игорь Моисеев и Ирина Чагадаева

Третьей женой Моисеева стала Ирина Чагадаева, потомственная дворянка. Их первая встреча состоялась в далеком 1943 году, когда 16-летняя девушка получила приглашение в ансамбль 35-летнего Моисеева. Но судьба свела их только в 1974 году, когда они стали мужем и женой. Они прожили вместе больше четырех десятков лет, держа друг друга за руку, как будто боялись расстаться хоть на минуту. Спустя много лет Моисеев скажет, что самое лучшее в его биографии случилось после того, как он женился на своей Ируше.

Смерть

Игорь Моисеев прожил долгую жизнь. Не всегда она была легкой и безмятежной, как его танец, но получилась очень значительной. Его не стало 2 ноября 2007 года. Выдающемуся хореографу на тот момент исполнился 101 год. Причиной смерти Моисеева стала сердечная недостаточность. В последние годы жизни его мучила гипертония и ишемическая болезнь.

Памятник Игорю Моисееву

Местом для прощания с Моисеевым был выбран Концертный зал им.Чайковского, где за всю свою жизнь он поставил свыше трехсот балетов, установив своеобразный рекорд, отмеченный в Книге рекордов Гиннесса. Великий танцор похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Ссылки

Источник

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА ИМ. И.А. МОИСЕЕВА

1.История создания ансамбля…………………………………………………….4

2.Школа-студия при ГААНТ им. И.А. Моисеева……………………………….7

3.Биография Игоря Александровича Моисеева…………………………………9

5.Отличительные черты творческого подчерка ансамбля…………………….25

6.Творческие награды Игоря Александровича Моисеева…………………….30

7. Гастрольная география ансамбля…………………………………………….34

Скачать:

Предварительный просмотр:

И СТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА ИМ. И.А. МОИСЕЕВА

1.История создания ансамбля…………………………………………………….4

2.Школа-студия при ГААНТ им. И.А. Моисеева……………………………….7

3.Биография Игоря Александровича Моисеева…………………………………9

5.Отличительные черты творческого подчерка ансамбля…………………….25

6.Творческие награды Игоря Александровича Моисеева…………………….30

7. Гастрольная география ансамбля…………………………………………….34

«Народный танец – это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом». Народный танец нуждается в тщательном изучении. И.А. Моисеев говорил: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца». Безусловно, танцы, поставленные Игорем Моисеевым, оказывают огромное влияние на зрителя. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.

Цель: изучить творчество государственного академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева и рассмотреть вклад И.А. Моисеева в развитие народного танца

-изучить историю создания государственного академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева;

-описать биографию И.А. Моисеева и творческие награды балетмейстера

-рассмотреть репертуар ансамбля;

-проанализировать отличительные черты творческого подчерка ансамбля.

1. История создания ансамбля

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева— первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007) — творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938) «Танцы прибалтийских народов» (1939).

В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство. Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля.

С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах. Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами. Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире Моисеевкой Школы танца (1943).

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии. За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом. И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Читайте также:  Потрескались руки чем лечить народные средства

В первые годы существования ансамбля концерты проходили в сопровождении группы народных инструментов и группы музыкальных национальных инструментов под управлением Е. Авксентьева. С конца 1940-х годов в связи с расширением репертуара ансамбля и появления в нём цикла «Танцы народов мира» был создан малый симфонический оркестр с привлечением группы национальных инструментов. Основная заслуга в его создании принадлежит дирижёру С. Гальперину. На сегодняшний день концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонического оркестра в составе 35 человек.

Оригинальные аранжировки народных мелодий в разные годы были созданы дирижёрами Евгением Авксентьевым, Сергеем Гальпериным, Николаем Некрасовым, Анатолием Гусем, музыкантом Владимиром Жмыховым. Артисты оркестра также принимают участие в постановках ансамбля. К примеру, в сюите молдавских танцев «Хора» и «Чиокырлие» на сцене играет скрипач в национальном костюме. «Калмыцкий танец» сопровождается звучанием саратовской гармоники. Одноактный балет «Ночь на лысой горе» начинается с выхода сценического оркестра в национальных украинских костюмах.

2. Школа-студия при ГААНТ им. И.А. Моисеева

Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева была образована в сентябре 1943 года для подготовки артистов народно-сценического для профессиональных коллективов.

Долгие годы в Школе-студии преподавал блистательный солист и один из первых красавцев ГААНТа Б.И. Ромазин. Музыкальные дисциплины( баян, балалайка, домбру), как правило, преподавали ведущие музыканты оркестра, фортепиано- также концертмейстеры ГААНТа. В 1947 году состоялся первый выпуск- четырнадцать человек. На выпускном концерте ребята показали большой репертуар, отражение направления творчества ансамбля.

В 1994 году танцевальная школа отметила свой золотой юбилей, дав в этом юбилейном наборе ансамблю из 40 выпускников- 23 молодых артистов. Сегодня Школа-студия уже осуществила 17 выпусков, подготовила более семисот танцовщиков, в 2008году ей исполнилось 65 лет. После смерти И.А. Моисеева она стала носить имя Мастера. Принцип формирования учебного плана у Школы-студии уникален. Цикл практических-специальных дисциплин, которые возможны назвать главными, условно делится на три больших блока- классика, народно-сценический танец и профессиональная практика-репертуар ансамбля. Следовательно, народно-сценический танец – это две трети учебного процесса. И. Моисеев всегда понимал, что «классическая школа- как гамма для пианиста. Она создает для танцовщика некий трамплин мастерства, с которого он может овладеть и техникой классического танца, и новыми выразительными средствами. А. Волынский писал о том, что экзерсис заключает в себе весь фонд балетного искусства, к которому постоянно возвращается артист как к энциклопедии.

Благодаря его техники тело превращается в настоящий свиток идей и чувств. Это единственно возможная схема отражения мира, где форма танца осознана как тайнопись духа. Экзерсис – это развитие, волны усложнения и разрядки. Шаманство экзерсиса в увеличении и накоплении деталей для постижения создания целого, которого понимается через элементы танца. Главная задача учебного процесса- воспитать яркие индивидуальности танцовщиков, которых отличает высокий профессионализм, техническая виртуозность, невероятный артистизм и которые способны создавать сложные художественные образы. Уметь увидеть эту индивидуальность и воспитать из материала, который порой представляется очень скромным и совсем не ярким. В этом главная цель моисеевской танцевальной школы.

3. Биография Игоря Александровича Моисеева

Жизнь и судьба Игоря Моисеева- исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели- сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры. Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.

Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И. затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1929 годы Игорь Моисеев- солист балета Государственного Академического Большого театра. В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года.

В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Была в творческой биографии Моисеева и еще одна яркая глава – постановки физкультурных парадов на Красной площади. Первый опыт состоялся в 1936 году, когда Моисеев поставил семиминутное выступление для спортсменов Малаховского физкультурного техникума имени Антипова. Участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум наградили. С тех пор у Моисеева не было отбоя от заказчиков самого высокого уровня. Его постановки нравились самому Сталину, который на одном из приемов познакомился с Моисеевым и спросил его: «Как дела?» Моисеев не растерялся и пожаловался, что у ансамбля нет помещения. На другой день Моисееву предложили выбрать любое место в городе, и он указал на разрушенное здание театра имени Мейерхольда (то самое, где ныне находится Концертный зал имени Чайковского). Через три месяца оно было восстановлено.

4. Репертуар ансамбля

Репертуар ансамбля составляют около 300 хореографических произведений, созданных Игорем Моисеевым, начиная с 1937 года. По жанровому признаку все танцы делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Тематически танцы объединены в циклы «Картинки прошлого», «Советские картинки» и «По странам мира».

ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА

Полянка Времена года. Сюита

1. Лето 2. Зимушка Вензеля

Шестера. Уральский танец Задиристые частушки Русский перепляс Метелица (Снегурочка)

Юрочка (Деревенский Дон Жуан)

1.Выход девушек (Девичья печаль)

3. Гадание (Сцена с венками)

8. Встреча и величание

Жок улмаре (большой жок). Сюита

1.Хора (Танец девушек)

Сфределуш (сельскохозяйственный танец)

Хитрый Макану. Сюита

Объяснение в любви

5.Сырба (очень быстрый танец)

Кыз кумай (Догони девушку)

Танец киргизских девушек

Уйгурский танец «Сафаили»

(национальный погремушечный инструмент)

Мужской воинственный танец с кинжалом

Танец с дойрой (восточное название бубна)»

Танец монгольских борцов

1. Цаган-убкин(Седой старик)

5. Выход ацирей (воинствующих злых духов)

6. Истязание Цаган-убгуна

7.Битва Белого Батыря а ацирями

8. Выход джамцаранов

(чертей, принимающих обличие святых)

10. Финал. Гибель Цаган-убгуна

Танец казанских татар

Танец крымских татар

1. Чичирдык (Парящий орел)

2. Ишкымдык (Два всадника)

Аркан (мужской пастушеский танец)

Танец девушки и двух парней

Хоруми (аджарский танец)

Чабаны (Танец карабахских пастухов)

Десмолы (женский танец)

Газахи (мужской танец)

1. Керцы (мужской воинственный танец)

2. Крынги (женский трудовой танец)

4. Шейхана (женский свадебный танец)

Сюита из трех танцев

Сюита из пяти танцев

Эстонская полька через ножку

Эстонская сюита из трех танцев

Понтозоо («Хлопушки»; танец точками

Читайте также:  Совместная декларация о создании союза народных республик

с отбивкой по сапогам)

Девичий танец с бутылками на голове

(Сюита из пяти танцев)

Мушамауа (веселый массовый танец)

Танец с барабанами

Сан ча коу (На перекрестке). Большая пантомима

Нанайская народная игра «Фехтование на палках»

Борьба двух малышей (сценка)

Сертаки (мужской танец) музыка М. Теодоракиса

Мужской танец четверками

Общий финальный танец

Сицилианская тарантелла La karetta

Сербиянка (сербский танец)

Кукунешти (сербский мужской танец)

Македонский женский танец

Дзюрдевка (черногорский воинственный танец)

Селянчица (сербский танец)

ТАНЦЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Гаучо (Танец аргентинских пастухов),

Таверна (одноактная картина)

1. Танец официантов

2. Разговор гида с туристами

4.Танго четырех пар

5. Красотка и гангстер

9. Сцена с бутылкой

11. Матросы и проститутка

2. Танец двоих кавалеров

3. Танец девушек La palona(Голубь)

Назад к обезьяне (пародия на рок-н-ролл).

ЦИКЛ «КАРТИНКИ ПРОШЛОГО»

Городская фабричная кадриль

Трепак Музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»

Сюита из старинных русских танцев

3. Коробочка. Лирический танец

4. Травушка (Восемь девок один я)

1. Дореволюционная маевка

а) Вальс курсисток и студентов

2. Победный Первомай

г) Хиу-вальс (эстонский)

е) Гопак-коло(по кругу)

л) Физкультурный вальс

Ухажеры (Жанровая сценка городского быта)

Полька-красотка с фигурами и комплиментами

Еврейская сюита «Семейные радости»

1. Разговор двух евреев

2. Предпраздничная сюита

4. Выход семьи невесты

5. Выход семьи жениха

7. Величание жениха и невесты

8. Танец трех евреев

9. Второй танец трех евреев

10. Танец отца жениха и отца невесты

11. Танец двух гостей

12. Танец еврейских девушек

13. Мужской танец с бутылками

14. «Хаве нагила» и финал

ЦИКЛ «СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ»

1. Тракторные частушки

2. Председатель колхоза и бухгалтер (Спор)

4. «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех…»

(пародия на приверженцев модных городских танцев)

Русская красноармейская пляска

5. Красноармейский пляс

Пятнадцать танцевальных фрагментов

Флотская сюита «День на корабле»

2. Машинное отделение

Футбол (хореографическая сценка)

музыка Иоганна Штрауса

НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

Ярмарка музыка народная

1. Выход музыкантов и общий танец

4. Выход парней и общий танец

7. «Тропотянка» (Девичий танец)

10. «Метелица» (украинский танец)

Ночь на лысой горе

музыка М.П. Мусорского

2. Выход чертей и вельм

8. Истязание Пацюка

10. Свидание на рассвете

11. Финальный гопак

музыка А.П. Бородина

ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА «СПАРТАК»

Музыка А.И. Хачатуряна

Андобаты (Бой в слепых шлемах)

Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)

Битва фракийцев и самнитов»

5. Отличительные черты творческого подчерка ансамбля

Ансамбль Моисеева – давно эталон и мировая знаменитость. Начав с нуля (никогда и нигде не было аналогов тому, что он задумал), Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр – сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему, без которой не могла бы появиться ни студия при ансамбле, ни многочисленные коллективы последователи. Он твердо прочертил линию жизни своего ансамбля, и эта линия – восходящая, от отдельных танцевальных номеров, через хореографические композиции и сюжеты, к одноактным спектаклям. Он смотрел из будущего. И невозмутимо обходя невежд, доверял единомышленникам – своим танцорам. Одни пришли едва ли не с деревенской околицы, другие – с балетных подмостков. Предстояло переплавить лихую народную выходку и сухость академизма в единую танцевальную манеру. Ныне знаменитый моисеевский стиль. Тогда же не было ни опыта, ни знания, ни традиций – всё создавали впервые. И аргументы в защиту моисеевской идеи Театра танца ансамбль «вытанцовывал» в упорном труде. Тем энтузиастам и смельчакам, что радостно и без оглядки устремились за ним в неизвестность.

Еще одна важная заслуга Моисеева – создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты – высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым – широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе.

Танцовщик моисеевской школы – лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России. В основе его хореографии лежит так называемое плие. Этот термин в балете означает низкое приседание. Вы всегда отличите «моисеевцев» по плие, которое присутствует в каждом движении. Этот прием действует как пружина, все движения танцора становятся более широкими и мощными. Представьте, за два прыжка «моисеевцы» могут пересечь любую сцену, независимо от ее размеров.

Прием plie – это пружина, а значит, энергия. Без plie не может быть ни движения, ни толчка для прыжка – какой тогда танец? На сцене plie дает движению необходимую широту, какой нет в народных танцах. Собственно, это основа нашей школы танца. Вы говорите трудно? Так я никого не держу. У нас вообще всё танцевать неудобно – слишком много сил надо тратить.

Моисеев не только великий хореограф, он еще и блестящий режиссер. Потому что в его танце каждое движение, каждый поворот головы что-то означает. У Моисеева нет абстрактных движений на сцене, он всегда создает образ, картину мира. Каждый артист, который выходит на сцену, не просто блестящий танцовщик, но еще и солист, и актер, а все мы вместе – единый ансамбль.

Владимир Васильев говорил «У Моисеева удивительная манера показа движений. Это точность и вместе с тем элегантность. У него никогда не было грубости. А если и грубость, то все равно какая-то утонченная. Как артист, я в огромной степени обязан ему, его манере показывать движения».

Поразительное пластическое решение, непривычное действо ансамбля народного танца завораживает зрителя. Лучшие традиции народного танца в сочетании со сложной акробатикой приводит неимоверной силы впечатление, которое незабываемо! «Моисеев владел глубоким знанием хореографической лексики, умением пользоваться ею как выразительным средством раскрытия внутреннего мира героя и многообразной картины мира. Обладал богатой фантазией и изобретательностью в создании характерной для персонажа пластической «речи».

Многие постановки Игоря Моисеева являются золотым фондом мировой хореографической культуры: русский танец «Лето», молдавская сюита «Жок», старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого», танец аргентинских пастухов «Гаучо», калмыцкий танец, сюита греческих танцев «Сиртаки», танец бессарабских цыган, корейский танец «Санчонга», «легендарное» моисеевское « Яблочко», «Татарочка» и другие.

Таким образом, проанализировав творческий метод и особенности стиля танца Игоря Моисеева, можно сделать вывод: Моисеев создал собственную систему, переплавляя академизм балета и лихую народную пляску в единую танцевальную манеру. С помощью своего моисеевского метода возродил исчезающие народные танцы, дав им новую жизнь для нескольких поколений.

После ухода из жизни И. Моисеева его школа продолжает жить: танцевальные номера, которые он не успел доставить, создают юные молодые балетмейстеры, воспитанные на моисеевских традициях, на его исполнительской культуре.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector