Новороссийский народный драматический театр им амербекяна

НОВОРОССИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР

Творческие коллективы

Новороссийский муниципальный драматический театр им.

Новороссийский народный муниципальный драматический театр имени Владимира Амербекяна существует 57 лет. 55 лет Новороссийский народный театр выполнял функции профессионального коллектива. С 2014 года театру присвоен статус «Муниципальный». Нынешней осенью коллектив подарил своему зрителю 3 спектакля, поставленные режиссерами театральной лаборатории, которую проводил Государственный театр Наций. Представленный на фестиваль спектакль «Как Зоя гусей кормила», одна из этих работ, в начале представленный, как эскиз, а в последствии доработанный режиссёром Георгием Цнобиладзе и труппой театра до премьерного показа.

Когда в послевоенном Новороссийске расчистили городской парк, в ходе его благоустройства решили построить новый летний театр. Лишь в начале театр реконструировали, оснастили сценическим кругом и прочими хитрыми приспособлениями, а городской самодеятельный театральный коллектив уже успел получить звание Народного! Постановочная часть была поручена Вере Анатольевне Корчан, бывшей актрисе киевского драмтеатра. Режиссерскую эстафету у Веры Анатольевны подхватили сначала Евгения Михайловна Бойко, а вместе с ней — Ирина Иосифовна Яковлева и Валентина Федоровна Карунас. Затем на эту должность был приглашен городскими властями воспитанник режиссерского отделения театрального училища имени Б. В. Щукина, уже работавший в Темрюке, Павел Егорович Ширшов. Во время его руководства театром, коллектив дважды выезжал в Москву на Всесоюзные фестивали и вошел в десятку лучших народных театров СССР!

В последний год его работы в народный театр обратился режиссер ТЮЗа городского Дворца пионеров Владимир Амербекян с просьбой помочь сделать дипломный спектакль. Ширшов, работавший над пьесой В. Розова «Традиционный сбор», предложил творческое сотрудничество. Защищал свой диплом В. П. Амербекян, уже будучи главным режиссером. Уже в 1972 году театр был удостоен премии кубанского комсомола им. Н. Островского за спектакли «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие» и «Вечный огонь». В 1973 году, осуществив постановку спектакля по роману Ф. Гладкова «Цемент», театр получил возможность вновь предстать перед московским зрителем на сцене Кремля и театра Советской армии, с трансляцией по Центральному телевидению.

В 1978 году труппа театра выехала на фестиваль русской и советской драматургии в Чехословакию со спектаклем «Между ливнями» А. Штейна.

В 2008 году театр дважды удостоен звания лауреата за спектакль»Невеста из Имеретии» в его постановке, по пьесе Рацера и Константинова: на Всероссийском фестивале народных театров и на международном фестивале профессиональных театров «Комплимент» в Новочеркасске. В 2010 году удостоен звания лауреата на московском международном фестивале профессиональных театров «Этот день Победы» зав спектакль «Прощай, конферансье!» по пьесе Г. Горина Е, Кушпель осуществил также постановку целого ряда совершенно новых спектаклей, в том числе «Укрощение строптивой» по Шекспиру и «Варшавская мелодия» по пьесе Зорина, а также комедии «Странная Миссис Сэвидж» Джона Патрика, «Баба Шанель» Николая Коляды, трагикомедии «Играй, скрипач!» и др. В 2012 и 2013 годах театр становится лауреатом Всероссийского фестиваля, проводимым Государственным домом народного творчества. А в 2014 и 2015 годах получает звание лауреата Всороссийской премии «Грани тетра масс», проводимый СТД РФ.

С 2003 года актёры театра постоянно активно снимаются в кино. За их плечами уже более киноработ.

Главный режиссёр и художественный руководитель НМДТ им. Амербекяна заслуженный работник культуры Кубани, член СТД РФ Евгений Кушпель. В 2014 году представлен к званию «Заслуженный работник культуры России». Режиссёры театра: народная артистка республики Северная Осетия Виктория Десятова и Елена Вербицкая.

Источник

Новороссийский драматический театр

История театра

Новороссийский драматический театр

Самодеятельное театральное искусство занимает совершенно особое место в духовной и культурной жизни Новороссийска. Откуда в подсознании городского сообщества появилась это неодолимое пристрастие, можно только предполагать. Возможно, что-то неуловимое оставили в городской атмосфере мятущиеся души не одной сотни русских актеров – любимцев публики из разных городов России, волей судеб оказавшиеся здесь в переломное время гражданской войны. Может быть, незримый дух великого Мейерхольда, в тяжелом 1920-ом творившего здесь чудеса театрального действа продолжает витать в этих местах. То ли обратившийся в страшном 1942 году в пепел потрясающий красавец-театр, принимавший некогда Собинова, Качалова, Берсенева, Яворскую и других знаменитостей, то ли еще что-то, загадочное, пока не понятое, повлияло на этот неординарный факт.

Читайте также:  Учащенное мочеиспускание у мужчин лечение народными средствами

Когда в послевоенном Новороссийске расчистили городской парк, в ходе его благоустройства решили построить новый летний театр. На разработку проекта был объявлен двухдневный конкурс, а на третий день уже началась народная стройка. Лишь в начале шестидесятых театр реконструировали, оснастили сценическим кругом и прочими хитрыми приспособлениями, а городской самодеятельный театральный коллектив уже успел получить звание Народного!

Театральная деятельность обрела в связи с его появлением еще больший размах. Спектакли, поставленные Павлом Егоровичем, отличались глубинностью содержания и яркостью формы. Обладая неистощимой энергией, раскатистым голосом, неуемной фантазией и несомненной харизмой, он создал атмосферу всепоглощающего коллективного творчества, добившись при этом исключительной исполнительности и дисциплины. Вынашивая очередной творческий замысел, тем не менее, Ширшов становился невероятно рассеянным, что служило поводом для шуток. По весне любил подниматься со своими театралами в горы, любуясь оттуда Новороссийском. На природе сразу преображался и, обладая замечательным чувством юмора, мог, к примеру, как ребенок, взахлеб, пересказывать «Операцию Ы» Л. Гайдая всем, кто ее еще не видел, поочередно перевоплощаясь во всех действующих лиц.

Но самым поразительным был, конечно, репертуар театра. Помимо работ советских авторов: В. Розова, Л. Митрофанова, Д. Ковалева, коллектив впервые столкнулся с зарубежной драматургией в ходе репетиций пьесы Б. Брехта «Страх и отчаяние в третьей империи». Этот факт нашел отражение даже во всесоюзной прессе. Журнал «Театральная жизнь», давая анализ этой работы, отмечал ряд заметных актерских и режиссерских удач, слегка журил отдельных актеров, называя весь коллектив безусловно одаренным. Статья заканчивалась так: «Новороссийцы вместе с режиссером П. Ширшовым, художником Т. Меньшиковой и композитором А. Шандаровым создали публицистически острый и яркий спектакль». В журнале была помещена очень выразительная фотография образа, созданного актрисой Марией Сахарчук. Кстати, Мария Демидовна, триумфально вернувшись в театр несколько лет назад, в марте 2008 г. отметила свой 85-летний юбилей.

Ширшов мыслил самыми амбициозными и широкими категориями, не только довершив осуществление постановки трилогии Н. Погодина о Ленине: «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», но и поставив «Шестое июля» М. Шатрова. Далеко не каждый профессиональный театр мог замахнуться на такое. Актеров на роль Ленина утверждали на очень высоком партийном уровне. А в «лениниане» помимо того фигурировали и другие легко узнаваемые советской публикой крупные исторические личности: Свердлов и Дзержинский. Какими были, например, Подвойский, Бонч-Бруевич, Цюрупа, Чичерин, Лацис или Спиридонова было установить гораздо сложнее, но для Ширшова и актерского состава все это было принципиально важно. И они каждый раз добивались поразительного портретного сходства. Конечно, вряд ли возможна была реализация подобных амбиций, если бы в любительской труппе не оказалось актера, способного сыграть В.И. Ленина. Но такой актер был! В.М. Козлов являлся не только очень удачным исполнителем, но и человеком, внешне весьма похожим на вождя социалистической революции. А грим себе он всегда делал сам, за два с лишним часа до спектакля приходя в гримерку.

Читайте также:  Перекресток большевиков и народной

И все-таки можно себе представить, как рисковал Ширшов в 1965 г., получивший приглашение в Москву на Всесоюзный смотр самодеятельных театров, решив повезти туда наряду с драмой В. Розова «В день свадьбы» погодинского «Человека с ружьем». Но риск оказался оправданным: коллектив театра стал лауреатом смотра, а исполнители главных ролей – В. М. Козлов и В. А. Поляков – заслуженными работниками культуры РСФСР. Правда, Василий Матвеевич не сразу получил свое удостоверение: где-то был резок с городским начальством, и пока с ним проводилась соответствующая воспитательная работа, прошло два года! Но тогда об этом мало кто знал, зато все имели возможность увидеть в газете «Правда» (!) фото В.Козлова и В.Полякова крупным планом в сцене из спектакля и прочитать коротенькую заметку о том, что «более 200 народных театров РСФСР, участвующих во Всероссийском смотре, соревновались за право выступать в столице. Из огромного числа спектаклей, просмотренных жюри, только 7 было отобрано для заключительного показа.

Перед началом первого выступления. энтузиастам театрального искусства желают успеха народные артисты СССР М. Царев, Б Чирков, О. Гиацинтова.

Неслучайно этот звездный час сыграл важную роль в выборе жизненного пути нескольких молодых участников спектакля: учащийся Александр Михайличенко поступил в ГИТИС, став впоследствии актером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, заслуженным артистом РСФСР; учащаяся Светлана Севастьянова (известная сегодня под фамилией Ливада) тоже потом ушла в профессиональные актрисы и сейчас преподает актерское мастерство в Краснодарском университете культуры; матрос СРЗ Саша Иващенко вскоре резко изменил свою судьбу, поступив в Литературный институт, работал впоследствии зав. литературной частью Краснодарского драмтеатра, пьесы, написанные им, долго и с большим успехом шли на сцене Симферопольского драмтеатра и других сценических площадках Советского Союза, а ныне он, лауреат премии Раевского 2008 г., по праву возглавляет объединение литераторов Новороссийска.

Ну и нельзя не упомянуть, что В.П. Амербекян тоже выступал тогда в Москве в роли матроса с «Авроры». Абсолютно понятно, что не все актеры самодеятельного коллектива показывали столь высокий уровень игры как В.М.Козлов, В.А. Поляков, засл. артист БАССР А. В. Гааз или Л.С. Полетаева (Попова), но то, что коллектив был достаточно большим, разновозрастным и разноплановым, позволяло решать очень серьезные задачи.

В 1967 году новороссийскому театру выпала честь выступать на открытии Всесоюзного фестиваля самодеятельных театральных коллективов в Москве. Фестиваль, посвященный 50-летию Октябрьской революции, проходил снова на сцене Кремлевского театра, и спектакль по пьесе М. Шатрова «Шестое июля» показывали по Всесоюзному телевидению в прямом эфире. (Записи тогда еще не было).

Конечно, «Всесоюзный фестиваль народного творчества в честь 50-летия Великого Октября» проводился с грандиозным размахом, и то, что Новороссийск был представлен на нем очень достойно и сегодня позволяет жителям города испытывать гордость. Особенно, если учесть, что в фестивале приняло участие 11 миллионов самодеятельных артистов, а за честь показать свои спектакли москвичам боролось около 30 тысяч театральных коллективов только в РСФСР.

В последний год работы П. Е. Ширшова в народный театр обратился режиссер ТЮЗа городского Дворца пионеров В. Амербекян с просьбой помочь сделать дипломный спектакль. Ширшов, работающий над пьесой В. Розова «Традиционный сбор», предложил творческое сотрудничество. Защищал свой диплом В.П. Амербекян, уже будучи главным режиссером. Очень непросто пришлось ему поначалу.

Но коллектив в «народном» состоял не из случайных людей, и, как ни сложна была «притирка» к новому руководителю, большинство из них не мыслило себе жизни без театра.

Читайте также:  Что относится к объектам народного хозяйства

В начале 70-х годов появилась рыжеволосая, уверенная в себе, Жанна Кизилова, вскоре ставшая настоящей примой. Щедро передавала свой богатый сценический опыт пришедшая в коллектив профессиональная актриса Валентина Быкова, прочно заняла свое место на сцене перспективная молодежь: Володя Турушев, Анатолий Нилов, Геннадий Елкин, Лариса Кононенко, Петр Кушнарев. Успешно закончили студию, полные самых смелых надежд, Наташа Илгунас, Лена Доценко, Наташа Тетенькина. И как всегда, задавали тон «столпы» театра: Анатолий Гааз, Василий Козлов, Виктор Поляков (Последний сумел даже дважды осуществить собственные режиссерские постановки в период смены главных режиссеров в 1964 и 1968 годах.)

Уже в 1972 году театр был удостоен премии кубанского комсомола им. Н.Островского за спектакли «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие» и «Вечный огонь». В 1973 году, осуществив постановку спектакля по роману Ф. Гладкова «Цемент», театр получил возможность вновь предстать перед московским зрителем. Участвуя во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности 1972-1973 годов в честь 50-летия образования СССР, коллектив попал в число 19 лучших народных театров России. В заключительном показе спектаклей декады на сцене Центрального детского театра новороссийские «народники» получили самую высокую оценку. Вот что писал журнал «Театр»: «…Достоинства спектакля «Цемент» бросаются в глаза сразу же – это его высокий профессиональный уровень, яркое образное решение, точная ритмическая партитура. Но именно «Цемент» заставляет задуматься о перспективах развития народных театров. Этот спектакль – доказательство ощутимого профессионального роста народных театров. Не случайно Новороссийский народный театр выполняет в городе функции городского».

Владимир Петрович Амербекян внимательно следил за новинками в театральной жизни страны, поддерживал, по-родственному (его сын женился на дочери самого Г.Товстоногова) контакты с Ленинградским БДТ, Краснодарским институтом культуры и краевым драмтеатром, читал все вновь вышедшие пьесы, постоянно обновляя репертуар. Вот только некоторые названия спектаклей: «Грозовой год», «Егор Булычев и другие», «Вечером, после работы», «Они и мы», «Долги наши», «Строки, оборванные пулей», «Гражданское дело», «Если», «Дачный роман». В 1978 году труппа театра выехала на фестиваль русской и советской драматургии в Чехословакию со спектаклем «Между ливнями» А.Штейна.

В этот период ставятся: «Доходное место», «Вечер старинного русского водевиля», «Дорогая Елена Сергеевна», «Тринадцатый председатель», «Дуэль», «Невеста из Имеретии», «Рядовые», «Дом».

Невозможно в связи с этим не упомянуть дипломную работу выпускника Краснодарской академии культуры Олега Геннадьевича Бередина «А зори здесь тихие…» по одноименной повести Б. Васильева, оставившую особенно яркое впечатление.

Вкупе с великолепными костюмами, изготовленными по эскизам Марины Суворовой, работа оказалась столь блестящей, что на всероссийском фестивале самодеятельных театров в Таганроге в 2002 году ей не было равных. Тогда же он взялся за сложнейшую драму В.Распутина с колоссальным нравственным подтекстом «Последний срок», пригласив в спектакль на главные роли невостребованных последние годы пожилых актрис Марию Сахарчук и Нину Юрину. Этот спектакль занял довольно видное место в репертуаре: щемящая душу постановка заставляет зрителя смеяться и плакать на протяжении всего действия, никого не оставляя равнодушным.

Новые яркие имена актеров радуют сегодня своим творчеством новороссийцев: Владимир Швайко, Игорь Рябов, Людмила Козино, Александр Луговской, Мария Бауткина, Вартан Товмасян, Евгений Осьмуха, Илья Рагазинский и другие. Спектаклей с их участием наряду с теми исполнителями, кого любят и знают зрители не одно десятилетие: Марией Сахарчук, Ниной Юриной, Еленой Шмелько, Евгением Кушпелем, Ольгой Гринджак, Владимиром Тебенко, Натальей Парасичевой ждут тысячи любителей драматического искусства, для которых новороссийский народный театр давно заменил профессиональную труппу и является неотъемлемой частью духовной жизни.

Источник: брошюра, изданная к 50-летию ННДТ
Автор текста: Юрина Тамара Ивановна

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector