Новосибирский народный ансамбль чалдоны

Русские Сибири, или Кто такие чалдоны?

Слово Чалдоны для русского человека может показаться непривычным и даже чужеземным. Хотя на самом деле, это слово что ни на есть самое русское. Чалдонами называли первых русских поселенцев в Сибири, прибывших с южных рубежей России, с Атаманом Ермаком Тимофеевичем. Это были казаки, по Указу царя Бориса Годунова посланные для избавления от татаро-монгольского ига, непомерной дани, прекращения разорения Русских земель, освоения и завоевания новых восточных сибирских территорий.

Существует гипотеза, согласно которой, обозначение Чалдон произошло от переселенцев с европейской части, с юга России, казаков, населяющих местность между рекой Чалкой и Доном. Отсюда обозначение – Чалдоны (Чалдонцы).

Постоянное население из числа переселенцев из Европы России сложилось в Западной Сибири XVI – начале XVII в.в.

Слово Чалдон было впервые пояснено в 1866 году в словаре В.И. Даля (бродяга, беглый, варнак, каторжник) с указанием на заимствование из монгольского языка.

Можно только представить то расстояние, которое прошли казаки с юга России до Оби и Иртыша.

6 августа 1585 года, на Иртыше погиб и сам атаман Ермак Тимофеевич. Его отряд попал в засаду войск хана Кучума и был разбит.

20 августа 1598 года русские казаки ( Чалдоны) окончательно разгромили войска хана Кучума в Ирменском сражении (в окрестностях села Верх- Ирмень Ордынского района Новосибирской области). Это было единственное колоссальное сражение на территории Новосибирской области, не считая боевых действий гражданской войны начало XX века.

Теперь огромная территория от Урала до Оби вошла в состав Русского государства, которое открыло путь к историческому продвижению России далее на восток.

Создание ансамбля песни и танца «Чалдоны»

В своем формате концертной деятельности она решила отойти от традиционного конферанса и ведущих, от объявления номеров.

Читайте также:  Стригущий лишай у кошки чем лечить народные средства

В 1989 году из профессиональных танцоров, вокалистов, музыкантов Смоленцева С.В. создает уникальный концертный коллектив на полном само обеспечении, а уже в 1990 году, состоялась премьера первой концертной программы.

Не мог обойтись такой проект без поддержки Администрации Ленинского района в лице Главы администрации Владимира Николаевича Шумилова. Колоссальную помощь оказал и завод «Сибтекстильмаш», директор Игорь Лаврентьевич Попелюх.

В 1990 году, в рамках совместного сотрудничества завода «Сибтекстильмаш» и Швейцарского текстильного концерна «Zulter Ruti», как представитель России, ансамбль «Чалдоны» представляет культуру Сибирского региона в Швейцарии. Первые зарубежные гастроли прошли с большим успехом. С того времени «Чалдоны» представляют Новосибирскую область на многих известных фестивалях и конкурсах.

В непростой для России 1992 год (война в Приднестровье, натянутые отношения с Молдовой), ансамбль выезжает на гастроли с казачьей программой в Румынию, в город Святой Георгий. Стоит напомнить, что русские казаки в то время воевали на стороне Приднестровья, а румыны на стороне Молдовы. Конечно, руководитель и артисты ансамбля несли огромную ответственность за программу, пропаганду русской и казачьей культуры, песенного прославления величия России, но румынский зритель овациями принимал «Чалдонов».

В 1993 году, Распоряжением администрации Новосибирской области театру музыки, песни и танца «Чалдоны» присвоен статус государственного ансамбля. В это же время, в 1993 и 1994 годах, ансамбль начинает свою длительную гастрольную поездку по городам Франции. Множество фестивалей, огромная география французских городов и неимоверное количество зрителей овациями встречали ансамбль из Сибири, представляющий Россию.

Но не только зарубежными гастролями живёт ансамбль. Концерты в Новосибирске, городах и сёлах Новосибирской области. Томская, Кемеровская область и Алтайский край рады принять на своей земле ансамбль «Чалдоны». Коллектив принимает участие в фестивале «Реки Дружбы», организованном Томским отделом культуры. Концертные поездки по городам и сёлам, расположенным вдоль поймы реки Обь, до самого севера Томской области – села Александровское. И везде восторженные отзывы зрителей, пришедших на выступления ансамбля «Чалдоны».

Читайте также:  Русские народные дразнилки для 5 класса

Источник

«Чалдоны»: от самодеятельности к рождению бренда

— Как вы начали заниматься этим бизнесом? Почему выбрали именно данную отрасль?

— Я пришел руководить ансамблем чуть больше года назад. В то время о коллективе никто не помнил. Не только о нашем: была такая тенденция — востребованность народной культуры пошла на спад.

Когда я говорил, где работаю, люди удивлялись: «А «Чалдоны» еще существуют?» А ведь у ансамбля богатая история. Он был создан как самодеятельный коллектив в 1989 году Светланой Васильевной Смоленцевой. Работал на базе ДК Сибтекстильмаш при поддержке со стороны руководства завода. Очень скоро он вырос за рамки самодеятельного коллектива — «Чалдоны» знали и любили многие не только в нашей области, но и за рубежом.

В рамках совместного сотрудничества завода «Сибтекстильмаш» и швейцарского текстильного концерна «Zulter Ruti» ансамбль в 1990 году побывал в Швейцарии. Выступал он во Франции, в Китае. А в 1993 году ему было присвоено звание государственного, он попал в структуру Министерства культуры Новосибирской области, и до сих пор существует под его эгидой. Вот так из маленького самодеятельного коллектива «Чалдоны» превратились в большой государственный ансамбль. Сегодня одна только артистическая труппа — балет, вокал, оркестр народных инструментов — состоит из 42 человек.

Постепенно возвращается узнаваемость этого бренда: когда я возглавил его, передо мной стояла задача вытащить «Чалдоны» на городские и областные площадки, чтобы люди помнили, что ансамбль жив, создает новые произведения, мобильный и профессиональный. По-моему, нам это удалось: сейчас «Чалдоны» востребованы зрителями. В прошлом году съездили с гастролями в Алтайский край и Республику Алтай. А уж по нашей области гастролируем регулярно — вряд ли есть село, где нас не знают.

— Как государственный ансамбль, вы пользуетесь мерами государственной поддержки?

Читайте также:  Сказка о родном крае калмыкская народная сказка основная мысль

— Да, конечно. Благодаря министерству культуры Новосибирской области нас приглашают практически на все масштабные городские и областные мероприятия, на всех крупных праздниках мы присутствуем. Министерство культуры оказывает нам поддержку и в организации гастролей: договаривается с соседними регионами, чтобы нас приняли, совершает обменные гастроли. Так, в прошлом году у нас гастролировал государственный ансамбль «Алтай», а мы, в свою очередь, поехали в тур по Алтаю.

Какие-то наши просьбы о материальной поддержке субсидиями в рамках программы развития культуры Новосибирской области министерство старается удовлетворить: помогает с приобретением музыкальных инструментов, с улучшением условий работы артистов. Все это позволяет нам развиваться и двигаться вперед.

— Как видите в дальнейшем развитие направления народного творчества?

— Что касается артистов, то молодежь приходит к нам, хочет работать в этом коллективе. Народников вообще не так много, молодежь сейчас устремилась в современные направления. Но стоит отметить, что приходят и молодые. Почему? Чтобы удовлетворять свои духовные потребности, самореализоваться. В этом году к нам пришли трое молодых артистов балета, два человека в оркестр, молодая вокалистка.

Что касается зрителей, то на сегодняшний день интерес к народному творчеству не угасает. На волне патриотических настроений в обществе мы продолжаем развиваться и представлять нашему зрителю новые программы.

Но при этом зритель приветствует все-таки русские традиционные произведения. Очень показателен такой пример: в этом году мы делали новую программу «Мир под крылом», в которой был блок с национальными танцами Монголии, Китая, Португалии, Сербии, Австрии. Но национальные танцы других стран не вызвали такого отклика у зрителя, как блок, который состоял из украинских, белорусских и русских песен. То есть, интерес зрителя к русскому народному творчеству не проходит. Только, к сожалению, возрастной ценз – за 50 лет. Хотелось бы, чтобы молодежь двигалась к нам, помнила о русской традиционной культуре, об истоках нашего происхождения.

Источник

Правильные рекомендации