Новый год с народными забавами

Содержание
  1. Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав на улице
  2. Русские народные зимние игры для дошкольников: вспомним родные традиции
  3. Польза зимних народных игр для развития дошкольников
  4. Зимние забавы для воспитанников младшей группы
  5. «Снежная карусель»
  6. «Заморожу»
  7. Видео: игра «Заморожу» на новогоднем утреннике
  8. «Метелица»
  9. Метание снежков
  10. «Дед Мороз»
  11. Народные игры для воспитанников средней группы
  12. Катание шаров
  13. «Колокольчик»
  14. «Ловишки со снежками»
  15. «Снежная башня»
  16. «Льдинки, ветер и мороз» (игра пришла с Сибири и Дальнего Востока)
  17. Варианты для старшего дошкольного возраста
  18. «Царь горы»
  19. «Два Мороза»
  20. «Варежка»
  21. «Каблучок» (народная игра Архангельской губернии)
  22. «Коровка»
  23. Гонки снежных комов
  24. Традиционные зимние детские забавы в новогодних и рождественских открытках и стихах русских поэтов
  25. Библиографическое описание:
  26. Похожие статьи
  27. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников.
  28. Сценарий новогоднего праздника «Снежная Баба. »
  29. Фольклорный праздник как средство приобщения детей.
  30. Роль народных праздников в социализации старших.
  31. Новый Год: история и традиции | Статья в журнале.
  32. Сценарий праздника «Рождество» для детей среднего и старшего.
  33. Фестиваль национальных культур как форма сохранения.
  34. Развитие творческих способностей посредством приобщения.
  35. Приобщение младших школьников к народной культуре

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав на улице

Стратулат Маргарита Игоревна
Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав на улице

На участке воспитатель вместе с детьми сооружает небольшого снеговика. Ребятами образуют вокруг него круг и представляют себя снежинками.

На Руси издревле любили играть в карусель, вот и малыши будут изображать снежинки, которые подгоняет ветер

Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.

Воспитанники становятся парами, повернувшись друг к дружке, и держатся за ручки «лодочкой».Затем дети начинают кружиться под слова воспитателя:

Снег по полю стелется!

Малыши лепят снежки. Воспитатель проводит на снегу линию, возле которой выстраиваются все игроки. По сигналу педагога начинается метание (в роли ориентиров можно использовать флажки либо разноцветные кубики, а затем взрослый определяет, чьи снежки полетели дальше всех.

Взрослый подвешивает на веточку дерева либо турник колокольчик на красивой ленточке. Дети метают снежки в него, чтобы тот зазвенел. Победителем станет тот, кто попадет в колокольчик максимальное число раз.

Как вариант в игре могут участвовать две команды.

«Ловишки со снежками»

На снегу обозначается круг диаметром около пяти метров. Туда становятся дети-участники. Водящий-ловишка стоит недалеко от круга и держит в руках корзинку со снежками. По команде он начинает кидать их в игроков, а они должны всячески увертываться внутри круга. После того как снежки закончатся, назначается новый ловишка из числа детей, которых не смогли достать снежки.

Одного из играющих выбирают водящим. Остальные разбегаются по площадке, пробегая мимо водящего в разных направлениях. Водящий заготавливает заранее побольше снежков и старается попасть снежком в кого-либо из пробегающих.

Тот, в кого попали, становится помощником водящего и тоже, не покидая своего места, старается осалить снежками пробегающих мимо игроков. Постепенно число помощников увеличивается. Игра прекращается, когда будет осалена большая часть игроков.

Такую забаву хорошо устраивать после снегопада. Ребята разделяются на команды (примерно по 5-6 человек) и распределяются по участку. По сигналу педагога каждая группа принимается скатывать снежный шар. Через некоторое время следует второй сигнал, и малыши подкатывают свои большие шары к воспитателю. Победителем становится группа с самым огромным комом.

Большие снежные шары хорошо использовать для постройки крепости или прочих сооружений, которые также можно применять в играх. Также можно соорудить из них большого снеговика на участке.

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.

По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, которого не догнал Мороз.

«Северный и Южный ветер»

Башню снежную слепил.

Кто встал в кружок –

После чего «захватчики» кидают снежки в башню, пытаясь ее сломать. «Защитники» же отбиваются ледянками. Потом команды меняются ролью. Игра продолжается до тех пор, пока башня не падет. Победа присуждается той команде, которая эту башню и разрушит.

Играть в игру хорошо на площадке, по краям которой имеются большие сугробы. Собираются 2 команды игроков и двое ведущих. Игроков просят отвернуться, а ведущие наблюдают за тем, как кто-нибудь из не участвующих в игре детей или взрослых, прячет в двух сугробах клад. После того как предметы, обозначающие клад, надежно зарыты в снег, дается команда приступить к поиску.

Ведущий группы может давать игрокам подсказку, только указывая направление поиска – левее, правее или выше. Побеждает команда, первая откопавшая клад.

«Льдинки, ветер и мороз» (игра пришла с Сибири и Дальнего Востока)

Взявшись за руки в кругу, дети изображают большую льдину

В старшей и подготовительной группе народные игры продолжают усложняться. Водящими теперь всегда становятся сами дети, а не педагог.

«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

— Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

— Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки»кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из детей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет правосалить любого крайнего.

«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

Белые поддевки: Метель, Вьюга да Пурга.

У тех теток есть слуга:

Злющий дядька Мороз,

Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить). Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу». Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом».

«Гонки снежных комов»

Если в средней группе команды детей скатывают снежные шары и сравнивают их по размеру, то в старшем дошкольном возрасте уже можно устроить веселую эстафету. Участники делятся на две команды. Игроки каждой образуют колонну, стоя один от другого на расстоянии пяти-шести шагов. По сигналу каждая команда перекатывает большой снежный ком (они скатываются заранее) от одного ребёнка к другому.

Игра очень динамичная, силовая, поэтому больше подходит для мальчиков

В игре двое водящих, которые должны ловить остальных участников

Водящие перекидывают друг другу варежку до тех пор, пока кто-то из детей ее не поймает или ею не выбьют первого водящего. Тогда ведущие меняются.

«Каблучок» (народная игра Архангельской губернии)

На снегу взрослый обозначает круг диаметром примерно три метра. Внутри становится ребёнок-водящий с небольшой льдинкой. Остальные участники находятся за пределами круга и скачут на одной ноге, при этом не переступая за черту.Дошкольники хором выкрикивают:

Против нашего двора

Я по льду скок-поскок,

И оставил свой следок!

После данных слов водящий кидает льдинку-каблучок за границы круга, а игрокам нужно загнать ледышку обратно.Однако это непросто: ведь передвигаться разрешается только на одной ноге.

Водящий может отбивать льдинку ногами или же клюшкой, которую предлагает воспитатель.

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом (для создания обстановки большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней»). Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя.

Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится.

Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.

Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

Строительство горки в компании сверстников под руководством и при помощи взрослых доставляет детям большое удовольствие. Ведь когда немного подморозит, они могут воспользоваться плодами своего труда.

«Лепим и украшаем снежные скульптуры»

Не только дети, но и взрослые с удовольствием катают снежные комки и лепят различные фигуры – от классического снеговика до Деда Мороза со Снегурочкой или разных зверушек. Мягкий податливый снег помогает детям воплощать свои творческие идеи, развивая воображение ребенка.

Читайте также:  Растяжение связок плечевого сустава народные средства лечения

Если малышам дать акварельные или гуашевые краски, они с большим воодушевлением раскрасят вылепленные фигурки.

Если рядом с детской площадкой есть большое дерево, стена дома или веранды, выкладывая на поверхности снежки в определенном порядке можно создать прекрасный зимний пейзаж.

Картина получится еще более привлекательной, если ее оживить разноцветными красками.

Фотоотчет о неделе зимних игр и забав Фотоотчет о недели зимних игр и забав Воспитатели: Давыдова Валентина Витальевна, Алексеева Наталья Витальевна. Старший возраст Дети.

Фотоотчёт «День русских народных игр и забав» Веселые игры и забавы нравятся детям любого возраста. 18 июня в нашем Центре развития ребёнка прошел праздник «День русских народных игр.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно, умение располагать.

Картотека русских народных игр для детей Картотека народных игр для детей ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков.

Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет» Пальчиковые игры по теме: «Овощи» Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем —.

Картотека русских народных игр «Мы веселые ребята. Игра с платочком. Игра с солнцем» Картотека русских народных игр. Игра «Мы веселые ребята» Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке.

Картотека русских народных игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки» адрес: РФ, 140563,.

Картотека русских народных игр Цель: познакомить детей с русскими играми. Русская народная игра «Капуста» Цель: развивать двигательную активность детей. Ход игры: Круг.

Источник

Русские народные зимние игры для дошкольников: вспомним родные традиции

Зимние народные игры — часть русских национальных традиций. Зимы в наших краях раньше были очень снежными, а крепкие морозы заставляли людей много двигаться. Конечно, даже в холода дети и молодёжь не могли усидеть дома и придумывали разнообразные забавы. С некоторыми из них воспитателю непременно нужно познакомить дошкольников во время зимних прогулок.

Польза зимних народных игр для развития дошкольников

Зимние народные забавы на свежем воздухе окажут многогранную пользу для физического и психического развития воспитанников ДОУ:

Народные забавы сплачивают детей, воспитывают у них чувство коллективизма

Зимние забавы для воспитанников младшей группы

Народные забавы для младшего дошкольного возраста не предполагают каких-то сложных правил, точной координации движений. Главное — чтобы малыши подвигались и им было весело.

При этом педагог должен обратить внимание ребят на то, что такими же играми забавлялись дети на Руси много веков назад.

На прогулке можно использовать следующие варианты зимних игр.

«Снежная карусель»

На участке педагог вместе с воспитанниками сооружает небольшого снеговика. Ребятами образуют вокруг него круг и представляют себя снежинками.

Можно использовать ещё один вариант — поставить в снег высокий шест, от которого отходит множество разноцветных ленточек (малыши должны за них взяться).

По сигналу педагога малыши вначале медленно идут, затем побыстрее и, наконец, бегут. Затем воспитатель побуждает сменить направление, приговаривая «Ветер поменялся, и снежинки полетели в противоположную сторону». Точно так же меняется темп движений. Затем взрослый объявляет «Ветер теперь стих — и снежинки тихо падают»: «карусель» останавливается, и ребята опускают ручки.

На Руси издревле любили играть в карусель, вот и малыши будут изображать снежинки, которые подгоняет ветер

«Заморожу»

Ребята образуют круг и вытягивают вперёд ручки в варежках. Педагог идёт по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть быстро спрятать рукавички за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то — значит, его «заморозили».

Видео: игра «Заморожу» на новогоднем утреннике

Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.

«Метелица»

Воспитанники становятся парами, повернувшись друг к дружке, и держатся за ручки «лодочкой». Затем дети начинают кружиться под слова воспитателя:

Задача дошкольников — подольше покружиться, не упасть. Конечно, делать это слишком долго не нужно, чтобы у ребят не закружилась голова. Однако такая забава хорошо тренирует вестибулярный аппарат, вырабатывает чувство равновесия, скоординированность действий в паре.

Метание снежков

Малыши лепят снежки. Воспитатель проводит на снегу линию, возле которой выстраиваются все игроки. По сигналу педагога начинается метание (в роли ориентиров можно использовать флажки либо разноцветные кубики), а затем взрослый определяет, чьи снежки полетели дальше всех.

Метание снежков на дальность — старинная русская забава, которая понравится малышам любого возраста

«Дед Мороз»

Воспитатель объявляет, что он Дедушка Мороз (хорошо надеть бороду и шапку). Малыши образуют вокруг него большой круг и идут в хороводе. Педагог в это время произносит слова:

Возможен и другой вариант присказки:

После приведённых слов дети разбегаются, а Дедушка Мороз их хватает. Если он коснулся кого-то, значит, «заморозил» и забирает ребёнка в центр круга. Конечно, игра простая, но она учит ребят быстро реагировать на словесный сигнал.

После последних слов стихотворения малыши должны не растеряться, а быстро разбежаться в стороны

Народные игры для воспитанников средней группы

Конечно, в средней группе можно продолжать предлагать ребятам все те же игры, но лучше их усложнить, например:

Кроме того, вводятся новые увлекательные народные забавы.

Катание шаров

Такую забаву хорошо устраивать после снегопада. Ребята разделяются на команды (примерно по 5–6 человек) и распределяются по участку. По сигналу педагога каждая группа принимается скатывать снежный шар. Через некоторое время следует второй сигнал, и малыши подкатывают свои большие шары к педагогу. Победителем становится группа с самым огромным комом.

Большие снежные шары хорошо использовать для постройки крепости или прочих сооружений, которые также можно применять в играх. Также можно соорудить из них большого снеговика на участке.

Ребятня во все времена любила скатывать большие комья из снега

«Колокольчик»

Взрослый подвешивает на веточку дерева либо турник колокольчик на красивой ленточке. Ребята метают снежки в него, чтобы тот зазвенел. Победителем станет тот, кто попадёт в колокольчик максимальное число раз.

Как вариант в игре могут участвовать две команды.

В средней группе дети уже могут метать снежки в цель — например, в колькольчик, чтобы он зазвенел

«Ловишки со снежками»

На снегу обозначается круг диаметром около пяти метров. Туда становятся дети-участники. Водящий-ловишка (первый раз взрослый, а затем дошкольники) стоит недалеко от круга и держит в руках корзинку со снежками. По команде он начинает кидать их в игроков, а они должны всячески увёртываться внутри круга. После того как снежки закончатся, назначается новый ловишка из числа детей, которых не смогли достать снежки.

Ловишка метает снежки в детей, которые должны увёртываться от них

«Снежная башня»

Из снега (для этого он должен быть рыхлым и мокрым) строится небольшая башенка длиной до метра (как вариант снеговичок аналогичной высоты). Ребята разделяются на команды «защитников» и «захватчиков». Первые загораживают свою «крепость», обороняясь картонками либо ледянками), а вторые находятся на расстоянии от неё, угрожая снежками. Все вместе дошкольники произносят:

После этого «захватчики» принимаются кидаться снежками в башенку (каждый по разу), стремясь её разрушить. «Защитники» же отважно отбивают атаку с помощью картонок, ледянок. Если башню не получилось разрушить, команды меняются ролями.

Одни дети охраняют снеговика или башню, а другие пытаются его разломать снежками

«Льдинки, ветер и мороз» (игра пришла с Сибири и Дальнего Востока)

Вначале ребята, повернувшись друг к дружке, стоят парами и хлопают в ладошки под слова воспитателя (один хлопок — в свои ладони, другой — в ладони напарника):

По команде «Ветер!» «льдинки» разбегаются, подпрыгивают, кружатся, делают подскоки и пр. После же команды «Мороз!» дети быстро выстраиваются в круг, образуя большую льдину — берутся за ручки.

Взявшись за руки в кругу, дети изображают большую льдину

Варианты для старшего дошкольного возраста

В старшей и подготовительной группе народные игры продолжают усложняться. Водящими теперь всегда становятся сами дети, а не педагог.

«Царь горы»

Очень динамичная забава, в старину в неё играли в основном мальчишки. Выбирается большой сугроб, или же специально строится снежный холмик: высоты должна быть не менее метра. Цель каждого участника — взобраться на его верх и не дать себя сбросить. В этой игре разрешено толкаться, всячески бороться с соперниками, сбрасывать их вниз. Царём горы становится участник игры, который продержится на верху дольше всех.

Игра очень динамичная, силовая, поэтому больше подходит для мальчиков

В подготовительной к школе группе можно использовать усложнённый вариант — накануне слепить из снега огромный шар, полить его водой. На другой день он будет скользким: на такую «гору» сложно забраться, а не то, что удержаться, когда тебя толкают и пихают. Но от этого игра ещё интереснее.

Читайте также:  Отслоение ногтя на большом пальце ноги лечение народными средствами

«Два Мороза»

Выбираются два Мороза — водящие. Они уходят в сторонку и «засыпают». На противоположной стороне участка обозначается «домик» детей (большой круг): там они бегают, прыгают, кружатся и пр., пока Деды Морозы спят. Но вот они «просыпаются» и громко говорят «Берегись, заморожу!» и бегут к ребятам. Те должны быстро прибежать в «домик» и спрятаться там. Кого один из Морозов догонит, того он отводит в свой дом. Когда там окажется несколько детей, назначаются новые водящие.

В игре двое водящих, которые должны ловить остальных участников

«Варежка»

Все воспитанники становятся в круг, держась за руки. Выбираются двое водящих: первый становится в круг, второй — за его границей. У первого водящего в ручках находится варежка (не нужно снимать её с себя, воспитатель даёт отдельную, в принципе, заменить рукавичку можно любой другой вещью, например, небольшой мягкой игрушкой). Он должен бросать её второму водящему, чтобы тот её поймал. Однако остальные игроки мешают это сделать — поднимают руки, отбивают ими рукавичку обратно в круг.

Водящие перекидывают друг другу варежку до тех пор, пока кто-то из детей её не поймает или ею не выбьют первого водящего. Тогда ведущие меняются.

С помощью обычной варежки можно организовать увлекательную народную игру

«Каблучок» (народная игра Архангельской губернии)

На снегу взрослый обозначает круг диаметром примерно три метра. Внутри становится ребёнок-водящий с небольшой льдинкой. Остальные участники находятся за пределами круга и скачут на одной ноге, при этом не переступая за черту. Дошкольники хором выкрикивают:

После данных слов водящий кидает льдинку-каблучок за границы круга, а игрокам нужно загнать ледышку обратно. Однако это непросто: ведь передвигаться разрешается только на одной ноге.

Водящий может отбивать льдинку ногами или же клюшкой, которую предлагает воспитатель.

«Коровка»

Это ещё одна русская забава с атрибутом-льдинкой. Аналогично дети образуют круг, в центре которого находится водящий. Под ногами у него льдинка (она называется «коровка»), ребёнок старается пнуть её, чтобы та попала в кого-то из игроков. Бросок сопровождается словами «Купи коровку!». Задача участников — увёртываться от льдинки, но они не имеют права убегать, а только подпрыгивать. Тот, в кого угодила льдинка, становится новым водящим.

Гонки снежных комов

Если в средней группе команды детей скатывают снежные шары и сравнивают их по размеру, то в старшем дошкольном возрасте уже можно устроить весёлую эстафету. Участники делятся на две команды. Игроки каждой образуют колонну, стоя один от другого на расстоянии пяти-шести шагов. По сигналу каждая команда перекатывает большой снежный ком (они скатываются заранее) от одного ребёнка к другому.

Когда снежный шар дойдёт до самого первого игрока, возглавляющего колонну, ему предстоит докатить его до финиша — он обозначается в 10–20 шагах впереди. Побеждает, соответственно, команда, которая сможет это сделать первой.

В старшем дошкольном возрасте можно провести уже гонки снежных шаров

Источник

Традиционные зимние детские забавы в новогодних и рождественских открытках и стихах русских поэтов

Дата публикации: 13.06.2019 2019-06-13

Статья просмотрена: 630 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, А. А. Традиционные зимние детские забавы в новогодних и рождественских открытках и стихах русских поэтов / А. А. Мельникова, Т. В. Бурдина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7.1 (27.1). — С. 8-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1648/ (дата обращения: 14.03.2021).

В современное время люди все больше заменяют живое общение электронным, а письма и поздравительные сообщения с добрыми пожеланиями укладываются в несколько слов СМС. И теперь даже перед самыми ожидаемыми праздниками, Новым годом и Рождеством, наши почтовые ящики не завалены поздравлениями, как в былые времена, когда каждый гражданин нашей огромной страны задолго до боя кремлевских курантов подписывал яркие, красочные новогодние открытки родным, друзьям, знакомым. Современные люди лишают себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали предыдущие поколения. А ведь открытка — это не просто разноцветный бумажный прямоугольник. Это носитель национальных традиций и народной культуры, знать которые обязан каждый интеллигентный человек.

Гипотеза: возрождая интерес к праздничным поздравлениям на новогодних и рождественских открытках, мы тем самым способствуем сближению людей, отдаленных друг от друга не столько расстоянием, сколько суетой, суматохой и скоростью современной жизни. Исследование истории и художественного своеобразия новогодних открыток периода нач. ХХ — нач. ХХI века формирует эстетический вкус, воспитание нравственности и духовности, уважение и интерес к прошлому и настоящему своего народа.

Предмет исследования:

– новогодние и рождественские открытки, выпущенные в течение 100 лет

– сборники стихов русских поэтов

– книги по русской национальной культуре

– ресурсы международной электронной сети

Методы исследования:

Новизна и практическая значимость:

Сегодня все больше людей предпочитают электронные и телефонные послания «настоящим» письмам, а живое общение зачастую заменяется виртуальным — XXI век требует скоростей. Но нельзя забывать, что яркая новогодняя открытка является для нас таким же атрибутом праздника, как елка и мишура, создает атмосферу торжества, передает чудесное ощущение сказки и волшебства и в то же время является носителем культурных традиций русского народа.

Цель:

– изучение русских народных обрядов, обычаев, примет, связанных с празднованием Нового года и Рождества, изображение которых отслеживаются на поздравительных открытках на протяжении века;

– пробуждение интереса к русскому фольклору;

– воспитание любви к Родине и традициям своего народа;

– знакомство с произведениями русских поэтов о традиционных детских зимних забавах;

– пробуждение интереса к новогодним играм и забавам как одной из сторон здорового образа жизни.

Задачи:

– проследить в новогодних и рождественских открытках разных лет отражение народной культуры;

– воспитывать уважение и интерес к прошлому и настоящему своего народа;

– возродить интерес к праздничному поздравлению через новогоднюю открытку как носителя элементов национальной культуры.

Новый год — один из любимых праздников. Нарядная ёлка, запах хвои, огоньки гирлянд, ожидание праздников — все это составляет новогодний праздник. А в праздник принято поздравлять близких людей праздничными открытками. Поздравительная открытка — маленький, но очень важный элемент любого праздника, потому что она помогает создать неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день. Новогодняя открытка способна передать каждому, кто её получил, чудесное ощущение сказки. Но это не только красивая примета приближающегося праздника. Это часть национальной культуры, истории и народных обычаев. В ней отражена одна из реальных сторон жизни русского народа, которая выражает через традиционные зимние забавы детей. А кто из нас не получал в канун новогоднего праздника от родных и друзей яркие новогодние открытки или не отправлял их сам? И пусть сегодня все больше людей предпочитают электронные послания «настоящим» письмам — все равно новогодние открытки являются для нас обязательным атрибутом праздника.

Удивительно разнообразны сюжеты и темы новогодних открыток. Но одно остается в них неизменным — атмосфера праздника и чуда.

Одной из тем новогодних открыток является тема народного гулянья, детских забав. Открытки с такими же сюжетами печатаются уже более ста лет.

Рождество

Первым Рождественским открыткам тоже более века. На них часто изображался старинный рождественский обряд — колядование. Но в течение многих лет рождественские открытки не печатались, так как в нашей стране официально Рождество не считалось праздником. В последние годы традиция праздновать Рождество возрождается, вместе с ней возрождается и обряд прославления праздника Рождества Христова — коляда.

Представьте себе занесенную снегом русскую деревню.

Под покровом ночи звездной

Дремлет русское село.

Всю дорогу, все тропинки

Белым снегом замело.

Кое-где огни по окнам

Словно звездочки горят.

На огонь бежит сугробом

Со звездой толпа ребят.

Под оконцами стучатся,

«Рождество Твое» поют.

Раздается там и тут.

И в нестройном детском хоре

Так таинственна, чиста,

Так отрадна весть святая

О Рождении Христа. А. Коринфский

Нач. ХХ века Нач. ХХI века

Колядование начинают дети, молодые парни и девчата. Они бродят веселой толпой по улице с бумажной Рождественской звездой, смеются, играют, поют, подходя к какому-нибудь дому, и веселыми песнями, колядками, вызывают хозяев. Хозяева выходят на крыльцо и одаривают всех подарками. Чем щедрее хозяева, тем больше счастья будет у них в новом году.

Украшение ёлки

Самым ярким атрибутом новогодних праздников является, конечно, наряженная, сверкающая огнями елка. На старинных и современных открытках часто бывают изображены дети, наряжающие елку. А то, что на эту тему написано большое количество стихотворений и песен, говорит о том, что наряжать елку — любимое праздничное действо детворы.

…Ты сама нарядишь ёлку

И привяжешь к ветке колкой

Ты на елку бусы кинешь,

Ветки крепкие раздвинешь,

Крикнешь: «Посмотрите!»… А. Блок

…Будет у елочки нашей веселье,

Сделаем ей из гирлянд ожерелье,

Повесим конфеты, шары и хлопушки…

Ведь елки, как дети, любят игрушки… А. Усачев

Шишек золотых! Р. Кудашева

Читайте также:  Режим работы народного банка в темиртау

50-е годы ХХ века 60-е годы ХХ века Нач. ХХ века

Хоровод

Если елка уже заблестела шарами и засияла огнями, то вокруг нее обязательно собирается хоровод. Дети становятся в круг, берутся за руки и с песнями водят хороводы. Этому ритуалу очень много лет. Тема новогоднего хоровода нашла свое отражение и в открытках, и в литературе.

60-е годы ХХ века Нач. ХХI века

…Встанем под елочкой в дружный хоровод,

Весело, весело встретим Новый год! З. Александрова

Милая, добрая, словно принцесса,

Вдруг улыбнется нам гостья из леса.

И закачает своими ветвями,

И в хороводе закружиться с нами! А. Усачев

…Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несется в пляске!

А над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех…

Поздравляю с Новым годом! –

С новым счастьем сразу всех! Е. Благинина

70-е годы ХХ века Нач. ХХ века

Дед Мороз

А кого больше всех и почему ждут дети в новогодние праздники? Конечно, Деда Мороза. Потому что этот сказочный персонаж приносит не только веселье и радость, но еще и подарки. Ожидание и встреча Деда Мороза, возможность прочитать ему стишок или спеть песенку и получить, наконец, подарок из рук хозяина зимы — самая заманчивая и приятная забава праздника. И об этом тоже рассказывают новогодние открытки и детские песенки и стихи.

К нам на елку — ой-ой-ой! –

Дед Мороз идет живой.

—Ну и Дедушка Мороз.

Что за щеки! Что за нос.

А на шапке-то звезда. А. Шибаев

…У Дедушки Мороза работа по душе.

Он нужен в каждом доме, на каждом этаже.

У Дедушки Мороза горячая пора! П. Синявский

Нач. ХХ века 50-е годы ХХ века 70-е годы ХХ века

Снеговик

Еще один обязательный персонаж зимних праздников — снеговик или снежная баба. Наверное, нет такого человека, который не лепил бы в детстве снеговика, потому что это, пожалуй, самое любимое зимнее развлечение детей всех времен. Это подтверждают и праздничные открытки, с которых на протяжении века задорно улыбаются снеговики, и количество литературных произведений, где главный персонаж — тот же снеговик.

Нач. ХХ века 50-е годы ХХ века 80-е годы ХХ века

С горки покатились

Три снежных колобка:

Трах!- и превратились

Снеговик пришел во двор.

«Но где ваш головной убор?»-

И снеговик, мигнув хитро,

Надел на голову ведро

И вдруг сказал готово: «Готово!»

Шли в поход снеговики:

Что нам пули и штыки?

Нам снаряды не страшны…

Лишь бы не было весны!

И в кастрюле- голова. А. Усачев

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную лепили.

Снег февральский слабый-слабый,

Но как раз для снежной бабы

Нужен нам такой! А. Барто

Нач. ХХ века Нач. ХХI века

Уличные забавы

Новогодние праздники- великолепная пора для зимних забав на свежем воздухе. Лыжи, коньки, санки, снежки- этим развлечениям уже много десятков лет, но они не должны терять своей популярности, так как они укрепляют здоровье, поднимают настроение и делают праздник по-настоящему зимним. Эти спортивные развлечения нравились детям всегда и были настолько распространены, что вошли в сюжеты новогодних открыток. Потому что нет ничего более веселого, задорного и здорового, чем подвижные игры на свежем воздухе. И эта народная традиция, ставшая уже частью русской культуры и литературы должна продолжиться.

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд…

…Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно… А. Пушкин

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

Вот свернулись санки,

Под гору, в сугроб. И. Суриков

Считалось, что все заботы и тяготы слетят с души, если промчишься с горки на санках. А на лыжи иногда вставал и сам Дед Мороз.

60-е годы ХХ века Нач. ХХ века Нач. ХХ века

Как снегурка в шубке белой

Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком-

Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей

Лепят белого медведя.

Брат их, маленький Олег

Чайной ложкой носит снег.

Лена катится на лыжах,

Оставляя ровный след,

А за нею Бобка рыжий,

Только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший,

Лед сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло. Г. Ладонщиков

Русская тройка

Еще одна очень популярная в свое время зимняя забава — катание на русской тройке, от которой не отказывались как дети, так и взрослые. Могучая, лихая, раздольная, как сама русская природа, тройка под звон бубенчика влетела в сюжеты новогодних открыток и заняла там такое прочное место, что сам Дед Мороз не прочь с ветерком и метелицей проскакать на ней под звон курантов.

Тройка мчится, тройка скачет-

Вьется пыль из-под копыт.

Колокольчик громко плачет,

То хохочет, то гремит. П. Вяземский

Снег пушистый серебрится, убегает к речке склон.

По дороге Тройка мчится, бубунцов несется звон.

Кони шеи выгибают, их не надо подгонять.

Снег копытами взбивают, продолжая вдаль бежать. А. Игнатов

Нач. ХХ века 70-е годы ХХ века

Птицы

На новогодних открытках часто можно увидеть птиц. Красногрудые яркие снегири, веселые синицы украшают собой не только открытки, но и настоящий зимний лес. Это живое украшение в холода требует заботы. Кормление птиц зимой — это и традиционная зимняя забава, и проявление доброты, любви к природе, и воспитание детей в уважительном отношении в своей земле и своей Родине.

Нач. ХХ века 70-е годы ХХ века 80-е годы ХХ века

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. А. Яшин

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Не пугайтесь, клюйте! Е. Благинина

—Какие ж это яблоки?

Поздравительная открытка — не только очень важная и красива примета приближающегося праздника, но и часть нашей истории, культуры и народных обычаев. Поздравляя своих близких новогодней открыткой, мы напоминаем им об этом.

Выводы: В изображениях на новогодних и Рождественских открытках среди множества различных сказочных и фантастических сюжетов отражается реальная сторона жизни и культуры русского народа, проявляющаяся через народные гулянья, забавы, игры.

Посылая своим близким такую открытку с праздничными теплыми пожеланиями, мы тем самым приобщаем их к познаванию культуры своего народа, к возрождении. Старинных традиций и обычаев.

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников.

На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются

Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей.

Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а.

Сценарий новогоднего праздника «Снежная Баба. »

Ход праздника: Дети входят в зал под музыку и встают в хоровод вокруг ёлки.

Начинаем перепляс! Парный танец «Приседай». Слова Ю. Энтина, эстонская народная мелодия

Дети: Дед Мороз, Снеговик, Снегурочка. Воспитатель: Ребята, посмотрите, открытка под елочкой.

Фольклорный праздник как средство приобщения детей.

праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного.

Роль народных праздников в социализации старших.

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы

Народный праздник — это синтез практически всех видов искусства: литературы, музыки, живописи.

Организация народных праздников — одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду.

Новый Год: история и традиции | Статья в журнале.

Безусловно, Новый Год — один из самых старых праздников, его история насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии.

Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: «Аминь».

Сценарий праздника «Рождество» для детей среднего и старшего.

− расширять кругозор детей. Дети входят в музыкальный зал и исполняют композицию под музыку «Елка в Рождество». РЕБЕНОК

С последними словами те дети, у которых в руках оказались сапожки, выходят в круг и пляшут под веселую русскую народную музыку.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения.

Ключевые слова: фестиваль, культура, нематериальное культурное наследие, праздник, народное творчество, фестиваль национальных культур, «От Волги

Фестиваль, как форма массового праздника, появился в XVIII веке. В 1709 году, как утверждает П. В. Николаева.

Развитие творческих способностей посредством приобщения.

Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства.

Приобщение младших школьников к народной культуре

Кичигин, В “Народная культура юга России”, М.: Просвещение, 2000 г. С. И. Ботова, Т. А. Приставкина, А. В. Рябчикова “Рукотворная краса

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор.

Источник

Мои рекомендации