Новый год в русском стиле или праздник народной песни

Новый год в русском стиле

Как здорово, что именно в новогоднюю ночь мы чаще всего следуем традициям. Селедка под шубой, оливье, холодец и утка с капустой — такое праздничное меню нравится всем без исключения! Остается только не забыть про конфетти, шампанское и бенгальские огни — возвращение в счастливую атмосферу детства обеспечено.

Меню
на Новый год

Тарталетки с рыбным салатом с маринованными огурчиками

Тарталетки — одно из самых бойких и востребованных блюд на праздничном столе. Главное — купить вкусные и свежие, вне зависимости приготовлены они из песочного или слоеного теста. Наполнять лучше перед подачей, чтобы не успели размокнуть и потерять свою внешнюю привлекательность.

Утка с капустой и яблоками

Утка с яблоками — шикарное и эффектное блюдо для любого праздника. Приготовьте ее на Новый год, сохранив в секрете, что гарнир для нее вы не готовили сами. Сочетание утки с пикантной капустой произведет впечатление на многих.

Селедка под шубой с маринованными огурцами

Вариантов селедки под шубой существует множество. Этот салат — с маринованными огурцами. Они «бодрят» селедку и придают ей новый пикантный вкус.

Буженина из свинины

Вы любите буженину? Мы любим и точно знаем, что без хрена или горчицы она остается, конечно, бужениной, но теряет часть своего шарма и привлекательности. Не дадим пропасть голубушке!

Холодец из говядины

Все-таки холодец — зимнее блюдо. Если холодильник полон, холодец из говядины для застывания можно смело отправить на балкон. И вот когда гости уже соберутся за праздничным столом, вынесите его торжественно и водрузите в центр стола. Да, рядом непременно поставьте хрен и горчицу.

Самый вкусный винегрет

Знаете, почему этот винегрет мы назвали самым вкусным? Здесь все овощи запеченные, а значит, вкус конечного блюда будет более насыщенным и ярким.

Маринованная рыба с хреном и свеклой

Какое блюдо делает праздничным весь стол? Для многих — маринованная рыба, чаще всего лосось, приготовленная по проверенному рецепту. И чтобы ее было побольше, тогда будет возможность попробовать ее и с тостами, и с блинчиками, и в салате, и с картошкой.

Ростбиф с хреном и огурцами

Большому куску и рот радуется — это, несомненно, справедливое замечание про ростбиф. Есть его удобнее тонко нарезанным, но сначала надо замариновать говяжью вырезку, а потом запечь. Для подачи ростбифа часто достаточно самого мяса. Хотя хрен и вкусный хлеб рядом с ним лишними не будут.

Оливье с камчатскими крабами

Кто-то любит оливье с курицей, кто-то — с колбасой. Есть любители популярнейшего салата с вареным мясом или языком, а нам нравится – с крабом. Такой оливье лучше всего подавать не в салатнице, а в бокалах или тарталетках. Тогда он станет еще более особенным.

Детали

Симпатично сервированные закуски одним только своим торжественным видом вызывают аппетит. Нарезку мясных деликатесов и колбас для более насыщенного вкуса сочетайте с маринованными мини-овощами — томатами, огурцами-корнишонами и перцем. Не забудьте украсить тарелку с закусками ароматной свежей зеленью.

Когда за столом собирается большая семья — важно показать вашим гостям, что вы помните и заботитесь о каждом. Подготовьте для всех оригинальные именные карточки — они могут быть аккуратно привязаны к яблокам, мандаринам или даже шишкам. Такой способ рассадки позволит не только сэкономить время, но и заранее определить, кто с кем будет сидеть рядом за праздничным столом. Иногда это важно.

Праздничную атмосферу во время новогодней вечеринки создает не только еда, но и правильное оформление пространства. Здорово, если вам удастся заранее сделать своими руками элементы декора и милые новогодние аксессуары: из натуральных природных материалов — еловых веточек, ягод, шишек и вещиц из дерева.

Источник

Истинно русский Новый год

Новый год на Руси отсчитывали то с марта, то с сентября и лишь на рубеже XVIII столетия решили, что самым удобным все-таки будет январь. Впрочем, россиян об этом и не спрашивали, просто 20 декабря 1699 года государь Петр Алексеевич повелел отсчитывать новый год на европейский манер, да еще бурно радоваться по этому случаю, чего ранее делать было не принято. Портал iz.ru — об истории появления привычных сегодня новогодних традиций, атрибутов и символов.

«Надцатого мартобря»

По славянской языческой традиции наступление нового года отмечали в марте. В первом тысячелетии нашей эры это было вполне логично для людей, живущих в единении с природой: земля просыпается от зимней спячки, начинается новый сельскохозяйственный цикл, жизнь идет на очередной виток. Самое время попраздновать перед началом работ.

В то же время европейские христиане отмечали новый год или по римской традиции с января, как повелось со времен Юлия Цезаря (юлианский календарь), или с сентября, как решили в Византии. Кстати, переход Константинополя на новую систему отсчета произошел в 537 году и вызван был, в том числе, стремлением сделать так, чтобы наступление нового года не совпадало с Рождеством Христовым и последующими за ним церковными праздниками. Западная Европа византийские новшества не приняла, а продолжала жить по юлианскому календарю и отмечать новый год в январе. Счет лет вели от «сотворения мира», правда, вычисляли его по-разному — ученые насчитывают около двух сотен вариантов.

Крещение Руси (Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе)

Введение христианства на Руси в X веке ничего толком не изменило — славяне по-прежнему праздновали новый год в марте. При этом, на Руси приняли византийское летоисчисление «от сотворения мира». Так и жили: шесть месяцев год с константинопольским совпадал, а другие шесть — не совпадал. В исторической науке это деликатно именуется «мартовским» и «ультрамартовским» стилями и при работе с древнерусскими летописями вызывает серьезную путаницу. Лишь в 1492 году, когда православный Константинополь уже стал турецким Стамбулом, а Москва решила примерить корону Третьего Рима, на Руси перешли на празднование нового года по византийскому канону — с 1 сентября.

Никакого протеста это не вызвало, поскольку к этому времени новый год как праздник практически не отмечался. Для городского населения смысл сельскохозяйственного цикла был неактуален, а в деревнях весенний праздник постепенно слился в причудливый клубок с языческой масленицей и христианской Пасхой. К тому же грамоте крестьяне были не обучены, и календарей не ведали. В итоге переход на сентябрьский отсчет был актуален лишь в приказном делопроизводстве, да монастырском летописании. Царь, бояре и высшее духовенство стояли особую новогоднюю службу в Успенском соборе, но никакого народного гулянья с увеселениями не предусматривалось. Так продолжалось до 1699 года.

Читайте также:  Ожог кожи головы после окрашивания лечение народными средствами

«Огненные потехи» на Красной площади

Путешествуя с «великим посольством» по Европе, государь Петр Алексеевич с удивлением узнал, что вести летоисчисление от сотворения мира уже не модно. Примерно как ходить в широких кафтанах, не носить парики или не брить бороду. Оказалось, что еще в 1582 году при папе Григории XIII европейский календарь был обновлен, а отсчет теперь повсеместно ведут от рождества Христова. В честь означенного папы-реформатора календарь этот именовали григорианским, и принят он был даже в западных православных странах. Но правившему на Руси Ивану Грозному Европа была не указ, и на Руси продолжили жить по старому византийскому календарю, даром что самой Византии уже не существовало.

Петр решил, что пора объединиться со всем миром, посему со свойственной ему решимостью издал указ, который был зачитан на всех площадях страны. Приводим его столичный, московский вариант целиком:

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».

Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Традиции шумного празднования и массового употребления фейерверков, как следует из документа, заложил тоже он. Правда, принимая новый календарь, государь по непонятным доселе причинам не учел или сознательно проигнорировал двухнедельную разницу в числах, оставшуюся с «юлианских» времен. Так и зависли мы между «григорианской» Европой и Византией, года отсчитывали на один манер, а числа — на другой. Эта путаница была устранена уже при советской власти в 1918 году, зато в стране появился уникальный и исключительно русский праздник — «старый Новый год». Кстати, и новый год по старому византийскому исчислению теперь наступает не 1 сентября, а 14-го. Текущий получается 7527-м.

Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.

Петру мы должны быть благодарны и за самый главный новогодний атрибут — елку. Как следует из приведенного указа, царь в приказном порядке перенес старую германскую и голландскую традицию на русскую почву. Елки под угрозой штрафа стали устанавливать в трактирах и кабаках, только не внутри, как сейчас, а снаружи. Но постепенно обычай прижился и теперь уже никто не вспоминает, что вообще-то он не наш исконный, а подсмотрен на Западе и насильно навязан монаршей волей.

И всё же, несмотря на государево повеление, чужеродные новогодние традиции на Руси приживались слабо. Императорский двор и заискивающая перед властью аристократия гуляли широко и шумно, впрочем, они и в другие дни мало в чем себе отказывали. Народ же, как водится, безмолвствовал. Новый год если и праздновали, то не по велению души, а скорее из-за того, что глупо было бы его не повеселиться, коль баре сами велят. Отчего же тогда не отметить? Но о формировании народной традиции встречи Нового года в XVIII и первой половине XIX столетия речь не шла, а о существовании главных праздничных персонажей Деда Мороза и Снегурочки на Руси тогда даже не подозревали. Они появились гораздо позже.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Как это ни парадоксально, но русское Средневековье таких персонажей не знало. Во всяком случае, в привычном сегодня облике. Впервые они появляются менее 200 лет назад, ближе к середине XIX века, причем как литературные герои. Но совершенно не связанные с традицией празднования Нового года.

Случилось это уже после восстания декабристов. Аристократия больше не воспринималась как опора трона, начались поиски новых идеологических скреп. Появилась знаменитая уваровская триада «самодержавие, православие, народность». Соответственно, возникла необходимость в новых символах и образах. Модными стали произведения в псевдонародном сказочном или былинном стиле. Тогда-то в «Сказках дедушки Иринея» Владимира Федоровича Одоевского (первое издание вышло в 1840 году) появился некий Мороз Иванович, а почти одновременно у Николая Некрасова — Мороз Красный нос. Конечно, это были еще не законченные образы, а лишь их предтеча. Чуть позже появилась и Снегурочка —- одноименную пьесу Алексей Николаевич Островский написал в 1873 году под влиянием работы историка и этнографа А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Знаменитый драматург использовал лишь имя, а сюжет придумал сам. Кстати, там Снегурочка предстает дочерью Деда Мороза и загадочной Весны-Красны. Через некоторое время появилась сказка Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка», а Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка». Пожалуй, именно она стала главной вехой в становлении образа Снегурочки. Оперу поставили в Большом, она имела большой успех. На своих полотнах героиню изображали В.М. Васнецов, Н.К. Рерих и М.А. Врубель. Имена Деда Мороза и Снегурочки постепенно стали привычными и знакомыми, но с праздником Рождества или Нового года они никак связаны не были.

Читайте также:  Рус народные песни в современной обработке слушать

Естественно, возникает вопрос, а когда же эти персонажи объединились и обрели ту славу, которая окружает их сейчас. Оказывается, лишь на заре ХХ века, с началом эпохи капитализма. В некоторой степени, это была калька с того, что происходило на Западе. Ведь Санта Клаус почти ровесник Деда Мороза, он тоже родом из позапрошлого столетия. Разве что, появился на несколько десятилетий постарше. Так что начнем с появления Санты.

Реклама — двигатель… традиций

В средневековой Европе Рождество и Новый год считались домашними праздниками. Собственно, именно Рождество было главным событием, наступление же через несколько дней календарного нового года ажиотажа уже не вызывало.

Отмечалось оно в целом примерно одинаково, а вот новогодние персонажи в разных странах отличались. Во Франции в ночь перед Рождеством к послушным детям приходил Пэр Ноэль (а к непослушным Пер Фуэтар) и оставлял в башмачках подарки. Его заманивали, украшая дом свечами и игрушками. В Голландии, Бельгии и Германии тем же занимался Святой Николай, в Финляндии — Йеллопукки, в Италии — бабушка Бефана, в Греции — Агиос Василиос (Святой Василий), в Эстонии — Йыулувана.

С европейскими колонистами рождественские традиции попали в Америку, где стали причудливым образом смешиваться и трансформироваться. Поскольку Нью-Йорк изначально был голландской колонией и именовался Новый Амстердам, его жители традиционно использовали нидерландский вариант Синтерклаас (святой Клаас, то есть Николай). Но когда выходцы из Британии постепенно вытеснили голландцев и составили большинство населения, то они на английский манер переделали его в Санта-Клауса.

Первый раз имя Санта-Клаус, а также более или менее конкретный образ со знакомой всем оленьей упряжной появился в 1823 году в поэме Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». К середине века в Америке уже все знали, кто такой Санта, поскольку его образ стал широко использоваться торговцами в предновогодней рекламе.

Получается, что именно американским рекламщикам XIX века мы и должны быть благодарны за появление образов Санта-Клауса, а потом и Деда Мороза. Бизнесмены поняли, что если раскрутить традицию рождественских подарков, да еще взять в союзники детей, их доходы многократно возрастут. Каждый потенциальный покупатель будет просто вынужден приобретать подарки, порой совершенно бесполезные. Незаметно произошла подмена понятий: реклама сделала факт подарка важнее его содержимого. Кстати, и привычный образ Санта-Клауса, который мы уже ни с кем не спутаем, имеет прямую связь с рекламным бизнесом — его фактически канонизировала компания «Кока-Кола».

Уже сформировавшимся рекламным образом Санта пересек океан в противоположном направлении. В одних странах он прижился, в других трансформировался с учетом местных традиций. Так произошло и в России. Кто впервые использовал рекламный образ Деда Мороза как русский новогодний символ, доподлинно не известно, но он регулярно стал появляться в рекламных журналах и на рождественских открытках с конца XIX века, а вскоре рядом с ним стали изображать и Снегурочку. Примерно с этого же времени в городской обиход стал входить обычай дарить подарки (не только детям) и наряжать в домах ёлки. Так что реклама — двигатель не только торговли, но и некоторых традиций. И создатель привычного нам образа Деда Мороза.

«Ёлки» и «Голубой огонек»

С начала ХХ века в России стали устраивать рождественские детские праздники, именуемые ёлками. Сначала их проводили благотворительные организации в сиротских приютах, но постепенно, эта традиция ушла в народ. А вот в престижных учебных заведениях были распространены рождественские балы — без «плебейских» Дедов Морозов и Снегурочек, но с красиво украшенными ёлками. В годы мировой и гражданской войн было не до праздников, хотя в мемуарах многих жителей обеих столиц есть рассказы о том, что крупные города на Рождество были буквально завалены елками — крестьяне окрестных деревень привозили их в надежде продать или обменять. Пользовались отсутствием власти. После Гражданской войны ёлки как праздник объявили пережитком буржуазного прошлого, Дед Мороз и Снегурочка оказались вне закона.

Но всё изменилось 28 декабря 1935 года, когда газета «Правда» опубликовала открытое письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям «ёлку». Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какието, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению «ёлки», которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные «ёлки» для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года «ёлку» для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней «ёлки» наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская «ёлка» является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую «ёлку» во всех городах и колхозах».

Уже через три дня в харьковском Дворце пионеров состоялось первое представление. Далее по стране пошла волна «ёлок», одновременно стали создаваться новые атрибуты праздника. Вот тут-то и появилась эта неразлучная парочка — Дед Мороз и Снегурочка. Первое официальное явление то ли дочки, то ли внучки деда произошло в 1937году в московском Доме Союзов. Кстати, это исключительно отечественное ноу-хау — у Санты, как известно, подруги нет, только олени. Постышев вскоре был расстрелян как японский шпион, а праздник остался.

Читайте также:  Русская народная песня валенки история происхождения

Уже после войны начали формироваться ставшие привычными всем россиянам традиции советского отмечания Нового года. О Рождестве в атеистической стране как-то забыли — его отмечали лишь верующие, да и то неофициально. В 1947 году 1 января стало выходным, что придало празднику государственный статус. А в 1962-м состоялся первый «голубой огонек» и были показаны Кремлевские куранты. Вся страна одновременно стала поднимать бокалы «Советского шампанского» и проводить часть новогодней ночи перед экранами.

В 1976-м Леонид Ильич Брежнев впервые выступил с телевизионным поздравлением, и это тоже стало практически новогодним обрядом. А вот традиции «31 декабря с друзьями ходить в баню» до фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» не существовало, ее придумали создатели замечательного фильма Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. Впрочем, этот фильм сам давно стал новогодней традицией.

Источник

Новый год русичей: мартовские «овсеньки»

Для большинства русских традиция празднования Нового Года у древних славян — это что-то, в чьем существовании как будто бы не сомневаются, но о чем задумываются крайне редко. А когда задумываются, то думают что-то, не имеющее особого отношения к реальности. У большинства людей вся информация на эту тему — завалявшиеся по углам смутные воспоминания о школьных уроках истории. Так что максимум, что можно выудить на эту тему из среднестатистического человека — это то, что на январь празднование перенес Петр I, а до него начало года приходилось на первое сентября. Это, к слову, тоже верно меньше, чем наполовину.

На самом деле традиция праздновать Новый год в сентябре — не столько общеславянская, сколько уже русская, и особой древностью не отличается. Решение отсчитывать новый год с сентября было принято централизованно на Московском Соборе 1348 года и имело целью привести календарь в соответствие с византийским, а собственно традиция празднования появилась и того позже, ближе к началу XVI столетия, то есть, всего лишь за несколько десятков лет до Петра.

До того Новый год праздновался в марте, предположительно — первого числа, причем, как это бывает со спускаемыми сверху инициативами, на протяжении долгого времени оба варианта благополучно существовали параллельно, причем мартовский оставался значительно более популярным.

Читайте также: Власьев день: святой из язычества

Так что часто приписываемое Петру I надругательство над древними традициями в данном случае достаточно далеко от истины. Силовое насаждение нового январского праздника, разумеется, было. Но называть древней «сентябрьскую» традицию, которой на тот момент исполнилась от силы сотня лет, все-таки не вполне верно.

Имеются, впрочем, и другие соображения насчет того, на какое именно время приходился у славян отсчет нового года. Поскольку собственно народный праздник никакими указами не назначался, а праздновавший его народ был довольно разнородным и расселенным по большой территории, исследователи и по сей день предлагают множество дополнительных вариантов, которые вполне могли быть реальными для какого-то времени или какого-то места.

Одни историки считают, что начало нового года у славян приходилось на зимнее солнцестояние (21-22 декабря) и связывалось с Колядой, солнцем-младенцем, другие — на весеннее равноденствие (20-21 марта), условное начало новой весны, третьи — на Святки, отождествляемые с рождением первого света в году.

Читайте также: Бургзонндег — языческий праздник огня

Мы же остановимся все-таки на самом популярном варианте — первом марта, который с поправкой на новый стиль приходится сейчас на 14-е число месяца.

Сам праздник, по крайней мере, у восточных славян, назывался «Овсень Малый» (с ударением на второй слог и множеством местечковых вариантов: Таусень, Баусень, Тусень, Усень и т. д.); от этого же слова происходило и название основного элемента новогоднего обряда — обходные песни-овсени, аналогичные рождественским колядкам.

Зачастую это даже были одни и те же песни, носившие в зависимости от привязки к празднику то или иное название. По традиции, в этот день полагалось ходить ряжеными по домам и исполнять перед дверями песни, а хозяевам — привечать овсенькаяющих и давать им угощение, которое, (что, впрочем, не должно удивлять), тоже называлось овсеньками или таусеньками. При этом как тексты песен, так и традиционное угощение могли варьировать в зависимости от местности: где-то предпочитали блины, где-то — крендельки, где-то — печеные колбаски, где-то — сушеные яблоки и ягоды. Песни эти отличались характерной манерой исполнения — их не столько пели, сколько выкрикивали и, в отличие от большинства колядок, как правило, адресуемых семье в целом, овсеньки исполнялись для конкретных ее членов.

Этимология слова восходит к слову «весна», так что по значению своему Овсень — не столько начало нового года, сколько начало новой весны. Оно и неудивительно — для сельских жителей, которые преобладали в славянских землях, начало нового сельскохозяйственного сезона, нового круга полевых работ значило гораздо больше, чем начало абстрактного календарного года. В этом тогдашние славяне мало отличаются от большинства других древних культур — для них начало года знаменовало не начало чего-то нового, а очередной повтор уже многократно повторявшегося цикла.

Читайте также: Мара-Марена: проводы снежной королевы

Как это часто бывало, после принятия христианства традиционный праздник Новогодья со временем сросся с выпавшим на ту же дату днем памяти святого — в данном случае преподобной Евдокии Илиопольской. В народном календаре день этот стал называться «Авдотья Плющиха», а сама святая в народном сознании приобрела многие черты олицетворения Весны — считалось, к примеру, что ей были вручены ключи от весенних вод и возложена задача воскрешать землю после зимы. Как это обычно бывает, в настоящем ее житии ничего подобного нет. Большинство приписываемых этой святой чудес имеют откровенно мрачный оттенок, вроде насылания огромного змея на грабивших монастырь солдат.

В любом случае, говоря об обычаях празднования славянского Нового года, не стоит забывать, что славян сложно назвать единым гомогенным народом: они делятся на множество подгрупп, расселенных по огромной территории, так что говорить о конкретных традициях конкретного праздника было бы все равно, что говорить, будто все европейцы одинаково празднуют Рождество. Были и общие традиции, и местные вариации, и что о тех, что о других сейчас судить трудно — слишком мало письменных свидетельств, слишком много домыслов. Как и в случае с любым другим народным праздником.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Мои рекомендации