Новый жанр устного народного творчества появившийся в xiv xvi вв

Содержание
  1. Презентация по истории на тему «Устное народное творчество в 14-16 веках»
  2. § 26. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках
  3. Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках,
  4. Просвещение. Начало книгопечатания
  5. Устное народное творчество
  6. Культура русских земель в XII Вариант 3
  7. Оставьте свой комментарий
  8. «Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках».
  9. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
  10. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
  11. Вопросы
  12. Поделись с друзьями
  13. Комментарии преподавателя
  14. 1. 14-16 в.в. – эпоха культурного возрождения Руси
  15. 2. Особенности русской литературы на рубеже 14-16 в.в.
  16. 3. Особенности русской литературы 16 века
  17. 4. Краткие итоги по теме урока

Презентация по истории на тему «Устное народное творчество в 14-16 веках»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Устное народное творчество в XIV-XVI веках.

Устное народное творчество. В XIV-XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времён Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстаёт в них как воплощение русской государственности. Сохранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко. В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье Рязаночке, простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против ханского баскака Чолхана стала песня о Щелкаие Дудентьевиче. В ней слышен не только плач народа о постигшем несчастье, но и уверенность в неизбежности победы над поработителями. В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящён присоединению Сибири и его герою — Ермаку.

Фольклор XIV-XV века. В XIV—XV вв. сложился ряд замечательных памятников фольклора. В Новгороде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко. В устном народном творчестве нашла отражение героическая борьба за Русскую землю с татаро-монгольскими и другими захватчиками. На основе песен русского народа созданы дошедшие до нас повести о битве на Калке, в которой участвуют «семьдесят великих и храбрых богатырей», о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии. О восстании в 1327 г. в Твери против татарского баскака Шевкала народ вспоминал в песне о Щелкане Дудентьевиче, которая широко распространилась за пределы Тверского княжества. В XIV в., особенно после победы русского народа над полчищами Мамая на Куликовом поле, старые образы древних киевских богатырей использовались слагателями былин для создания произведений, посвящённых борьбе с золотоордынским игом.

Вопросы по сообщению. 1. Как звали Русскую героиню? 2. Как назывались два цикла устного народного творчество? 3. Как звали героев XIV-XVI веках? И кем они были?

Источник

§ 26. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках


Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках,

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими во всех русских землях. Эти идеи проходили красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Возрастает значение Москвы как одного из главных культурных центров.

В каких городах находились центры русской культуры до монгольского завоевания?

Создание единого государства вызвало новый культурный взлёт России. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время всё больший интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства делают возможным культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.

Просвещение. Начало книгопечатания

В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, их стало больше. Рост потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой изменения в технике письма. На смену «уставу», при котором буквы почти квадратной формы выписывались с необычайной точностью и торжественностью, приходит «полуустав» — более беглое и свободное письмо.

Центрами книжности были монастыри, при которых находились книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие иногда сотни томов. Некоторые князья тоже имели свои книжные мастерские.

Читайте также:  Сталкер народная солянка арты сидору для ученых

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

Крупнейшим событием культуры середины XIV века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дворе (в казённой типографии) Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» — книга для обучения грамоте. Иван Фёдоров был не только типографским мастером, но и литературным редактором. Он исправлял переводы, заменял устаревшие и малопонятные слова, писал послесловия к книгам, в которых вёл речь о значении просвещения.

Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому доступнее для людей.

Устное народное творчество

В XIV-XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времён Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстаёт в них как воплощение русской государственности. Сохранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.

В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье Рязаночке, простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против ханского баскака Чолхана стала песня о Щелкаие Дудентьевиче. В ней слышен не только плач народа о постигшем несчастье, но и уверенность в неизбежности победы над поработителями.

В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящён присоединению Сибири и его герою — Ермаку.

Источник

Культура русских земель в XII Вариант 3

Культура русских земель в XII —ХП1 вв. Культура Руси Московской в XIV XVI вв. Третий вариант.

1. Новый жанр устного народного творчества, по­явившийся в XIV — XVI вв.:

а) былины б) исторические песни

в) сказания г) баллады

2. Первая русская книга была напечатана в Моск­ве в:

а) 1551 г. б) 1564 г. в) 1572 г. г) 1584 г.

3. К куликовскому циклу относится:

а) «Слово о погибели земли Русской»

б) «Слово о полку Игореве»

4. Автором «Хождения за три моря» является:

а) Афанасий Никитин б) Фотий

в) Петр Мстиславец г) Сафоний Рязанец

5. Главная идея «Домостроя»:

а) подчинение в государстве царской власти, а в семье — ее главе

б) наставление по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей

в) необходимость соблюдения религиозных норм и обязанностей

г) борьба с внешними врагами

6. Энциклопедия — это:

а) совокупность произведений народного твор­чества

б) биографии людей, причисленных церковью к лику святых

в) справочник, содержащий сведения по широ­кому кругу знаний

7. Вершиной русского зодчества является:

а) церковь Спаса Преображения в Новгороде б) Грановитая палата в Московском Кремле

в) Английское подворье в Москве г) Покровский собор (собор Василия Блаженного)

8. Наиболее ярким представителем русской национальной живописи был:

а) Прохор из Городца б) Даниил Черный

в) Андрей Рублев г) Дионисий

9. Укажите верные утверждения:

а) в XII в. был создан характерный тип русского храма, сохранившийся на протяжении веков:
крестово-купольный храм

б) монгольское владычество не прервало куль­турные связи Руси с Европой

в) центрами книжности были монастыри

г) вся архитектура Пскова имела крепостной об­лик

д) в XVI в. все города имели каменные или кир­пичные укрепления

е) регалии — это предметы, являющиеся симво­лами монархической власти

ж) одежда знати не отличалась от одежды прос­тонародья

з) торгово-ремесленное население проживало в посаде

и) в русских церквях в конце XIV в. появилось такое самобытное явление, как иконостас

к) возведение белокаменного Кремля свидетельст­вовало о возрастании политического могущест­ва Москвы

10. Установите соответствие:

воинская повесть а) «Слово о полку

сборник житейских Игореве»

мудростей и наставле- б) «Хронограф»

ний в) «Сказание о разорении

поэма Рязани Батыем»

сборник заниматель- г) «Сказание о Мамаевом

ных и нравоучитель- побоище»

ных сочинений по д) «Домострой»
всемирной истории

Номер материала: ДВ-558724

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках».

Дата________ 6 класс история

Читайте также:  Русская народная песня о природе текст для детей

Тема урока: « Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках ».

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениямирусского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв.

1. Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.

2. Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.

3. Углубление и конкретизация знаний по теме «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. » Вчастности:

— Особенности развития русской литературы в XIV – XVI веках.

— Устное народное творчество и литература XIV – XV веков.

План изучения нового материала.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме.

Что такое опричнина?

Что такое заповедные лета?

Оставил ли Иван Грозный после себя наследника?

( совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей )

Подводя итоги ответов учащихся, формулируется задание и проблема.

В ходе изучения нового материала запишите в тетрадях основные особенности развития русской культуры в 14 – 16 веках (в виде таблицы).

3. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.

4. Изучение новой темы.

1. Особенности развития русской культуры в 14-16 веках.

2. Просвещение. Начало книгопечатания.

3. Устное народное творчество.

4. Литература 14-15 веков.

5. Развитие литературы 16 века.

7. Домашнее задание.

1. Особенности развития русской культуры. Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.

Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщенности русских земель и возрождение единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Возрастает значение Москвы как одного из главных культурных центров.

Создание единого государства вызвало новый культурный взлет России. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи.

В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты.

Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.

Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.

Возрождение единой русской культуры.

Русская культура приобретает самобытные национальные черты, освобождается от византийского влияния.

Главной темой становится укрепление мощи единого государства.

Расширение культурных контактов с другими странами.

Подъем культуры, который начинается со второй половины 14 века, был сопряжен и с развитием книжного дела. Но книги были рукописные, их, как и прежде, изготавливали в монастырях, они по-прежнему стоили очень дорого, при монастырях уже существовали библиотеки.

В 14 веке на смену дорогому пергаменту приходит бумага. Бумагу в Россию привозили, как правило, из Италии и Франции и она стоила очень дорого. Так же в это время изменилась графика письма. От уставного перешли к полууставному письму. Буквы в написании упростились. А в 15 веке перешли к скорописи. Это дало возможность более быстро обучать азбуке, легче её воспринимать и в конечном итоге сделать книгу более доступной. Это было важно.

В Европе книгопечатание появилось в середине 15 века (1445). Инициатором печатного дела в России был Иван Васильевич Грозный. Он любил книги, собирал их, и всячески содействовал тому, чтобы и в России началось книгопечатание. В1564 году в Москве на средства казны была устроена типография. Там работал один из первопечатников Иван Федоров. При нем был активный помощник – Петр Мстиславец. Этих двоих мы можем считать основоположниками книгоиздательского дела.

Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной. Это было мощным толчком для развития культуры, так как число книг сразу заметно выросло, массовыми тиражами можно было печатать учебники и так далее.

Появился новый жанр устного народного творчества – исторические песни. Это непосредственный отклик на происходящие события. Герои – простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие воспринималось как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Был целый цикл песен о Ермаке.

В начале XVI века было создано «Сказание о князьях владимирских». Автор сказания утверждает, что великокняжеская династия ведет свое начало от древнеримского императора Августа. Это утверждение должно было повлиять на укрепление авторитета светской власти.

Наставления по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей содержал «Домострой». То есть домострой затрагивает очень много разных важных аспектов жизни. Но при этом здесь говорится о том, что главными обязанностями человека являются его обязанности по отношению к церкви, повиновение царской власти. Это всё дает представление том, что литература развивалась, она была разнообразной.

Источник

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Читайте также:  Шалфей в народной медицине и косметике

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. 14-16 в.в. – эпоха культурного возрождения Руси

На нашем уроке речь пойдет об особенностях развития русской культуры в 14-16 веках, в частности, о развитии просвещения, устного народного творчества и литературы. В середине 14 века начинается культурное возрождение Руси, становление единой русской культуры, которая окончательно освобождается от влияния Византии и приобретает самобытные национальные черты.

Куликовская битва (1380 г.) и освобождение государства от власти Золотой Орды (1480 г.) сказались самым благоприятным образом на развитии русской культуры. В произведениях литературы, живописи, устного народного творчества идея объединения русских земель, укрепления могущества ведущей темой.

Москва, возглавившая борьбу против ордынского владычества, постепенно становится главным культурным центром Руси. Туда съезжаются зодчие, живописцы и другие мастера искусства из разных стран; многочисленными становятся культурные контакты, особенно с Италией
(к примеру, итальянские зодчие построили в Москве Успенский собор, Грановитую палату и прочие достопримечательности).

2. Особенности русской литературы на рубеже 14-16 в.в.

С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.

В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.

В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев.

В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.

В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.

Патриотические нотки звучат и в таком жанре, как «хождения» или путевые заметки путешественника. Тверской купец Афанасий Никитин, отправившись в 1466 году в торговую экспедицию, много лет прожил на Востоке – Иране и Индии, изучая там местный язык, культуру и религию. Результатом этого путешествия стала его книга «Хождение за три моря», где он описывает традиции Востока.

В 15 веке стало возрождаться общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позицию единства Руси, была составлена в Москве в начале 15 века и называлась Троицкая летопись. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, которая легла в основу всех последующих. Самым значительным поздним произведением русского летописания считается Московская летопись, составленная в 1479 году.

3. Особенности русской литературы 16 века

Литература 16 века уделяла большое внимание праву великих московских князей на самодержавную власть. В начале 16 века появляется «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора, где утверждается, что московские государи ведут свой род от римского императора Августа, а это значит, что преемники московских князей имеют полное право на царский титул.

В период правления Ивана Грозного в русской литературе складывает новый жанр – публицистика. Ярким его примером могут служить переписка между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, а также записки, адресованные царю дьяком Иваном Пересветовым. В этих произведениях поднимались вопросы, касающиеся природы царской власти и ее взаимоотношений с подданными.

Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.

4. Краткие итоги по теме урока

Таким образом, можно сделать вывод, что создание единого русского государства и освобождение от власти Орды привело к необыкновенному подъему культуры в России. Главной темой литературных произведений всех жанров становится не только тема борьбы с оккупантами, но и идея укрепления русского единого государства и власти царя.

К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.

Источник

Правильные рекомендации