- «Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников» опыты и эксперименты на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Доклад по теме: « Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре »
- Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора»
- Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду.
«Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников»
опыты и эксперименты на тему
Обобщение опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №14 города Шахтерска Углегорского района Сахалинской области
«Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников»
Музыкальный руководитель Соляник Юлия Николаевна
1.1.Теоретическая база опыта……………………………..6
1.2.Оптимальность и эффективность средств……………7
2.Анализ и результативность педагогического опыта…12
Список использованной литературы…………………….15
Мониторинг теоретических знаний старших дошкольников по направлению «музыкальный фольклор»
Рекомендуемый репертуар русского музыкального фольклора для включения в образовательную область «Музыка» в разных возрастных группах
План работы музыкального руководителя по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Доклад по теме: « Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре »
Конспекты НОД «Музыка»
Консультации для воспитателей
Консультации для родителей
« Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
Актуальность и перспективность опыта
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государства в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, когда музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации, в
обществе нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшие и младшие поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои патриотического настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Музыкально-фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой
педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Творческая основа фольклорного искусства: его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения(слово, музыка, движение) позволяет раскрыть
Исследователи народного искусства Капица О.И.. Сакулина Н.П..М.А.Некрасова,Шпикалова Т.Л.,Гилярова Н.Н. отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народной музыки, являются одним из главных условий полноценного нравственного, эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей.
В сегодняшней социальной обстановке в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.
На самом деле в реальной жизни мы видим противоположный процесс: сейчас лишь немногие дошкольные образовательные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство. в частности народный фольклор, изначально несущий в себе нравственность. эстетику. народную мудрость. основы народной педагогики.
Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями фольклора в духовно-нравственном развитии дошкольников и недостаточной системой работы по ознакомлению дошкольников с
Исходя из этого, была поставлена цель работы: привлекать детей дошкольного возраста к народной культуре, развивать музыкальные способности на основе русского музыкального фольклора, формировать и развивать духовно-нравственные качества через изучение народных традиций, обычаев и обрядов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-создать необходимые условия для ознакомления с русским фольклором
-познакомить детей с разнообразными формами русского фольклора
-формировать исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических движений, игре на ДМИ, актерскому мастерству
-воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим людям
— обогащать словарный запаса и усваивать язык своего народа, нравы, обычаи, календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники посредством фольклора.
-Использование проектной деятельности духовно-нравственной направленности.
Ведущая идея опыта
Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством музыкального фольклора как педагогического средства станет более эффективным, если работа будет осуществляться в системе, включающей в себя:
-определение методов работы
-подбор методической, нотной, вспомогательной литературы
-разработка сценариев праздников, досугов, НОД
— приобретение и установка необходимых ТСО-ПК с доступом в сеть Internet,музыкальный центр, акустическая аппаратура, мультимедийный проектор, экран
— изготовление и приобретение атрибутов для игровой. танцевальной деятельности. Пошив костюмов
Также были изучены программы Матейко М.В. «Комплексное изучение русского фольклора для детей 4-6 лет», программа “Приобщение детей к русской народной культуре” О.Князевой и М.Маханевой, программа “Наследие» М.Новицкой, программа “Русский дом” Н.А. Яковлевой, программа «Горенка» М.В. Хазовой.
Анализ этой литературы показывает, что музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Именно поэтому, в Законе Российской Федерации «Об образовании » отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.
В данной работе опирались на методики и разработки:
1.«Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» под редакцией Микляевой Н.В. В этой книге определены цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.
2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Ветлугиной Н.А.. Опыт этого педагога, заслуженного деятеля РСФСР был использован для формирования базовых навыков и умений в музыкальном развитии дошкольников.
3. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Рытова Д.А. Это пособие содержит обширный материал по истории русских народных музыкальных инструментов, сценарии народных праздников, обрядов, а также практический материал.
7. «Справочник музыкального руководителя»- специализированный журнал для музыкальных руководителей ДОУ
8. «Музыкальные шедевры»- Радынова О.П.- программа по музыкальному развитию дошкольников.
1.2.Оптимальность и эффективность средств
Длительность работы над опытом.
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с мая 2014 года по май 2016 года поэтапно:
-Изучить и проанализировать научную и методическую литературу
— разработать конспекты НОД по ознакомлению с видами и жанрами музыкального фольклора
-разработать сценарии народных праздников
-систематизировать и классифицировать песенный и игровой фольклорный материал
-разработать консультации для воспитателей по теме «Музыкально-фольклорная деятельность в ДОУ»
-разработать консультации для родителей
Использование русского народного фольклора и традиций в музыкальном воспитании детей
Приобщение к национальным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных
игр);устного народного творчества(потешек, прибауток, пословиц, поговорок. сказок),с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) на НОД «Музыка», «Развитие речи», «ИЗО».
Работу с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строили по следующим принципам:
ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.
Так как целью нашей образовательной организации является развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников
,был составлен план работы музыкального руководителя, в котором нашли отражение фольклорные праздники
,тематические занятия, направленные на реализацию поставленной цели. ( Приложение)
Все вместе исполнили вариации на темы русских народных песен.
Изучив ряд парциальных программ, основанных на фольклоре, был остановлен на программе «Горенка», методику которой будем внедрять в следующем учебном году. Программа направлена на формирование определенной среды: организацию мини-музея «Русская горница», создание фольклорного ансамбля детей, наличие национальных костюмов для детей и взрослых, отбор репертуара.
Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек
и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение.
Работа в системе по данной программе способствует реализации деятельности ДОУ по духовно- нравственному и
В соответствии с ФГОС планируемыми итоговыми результатами освоения основной общеобразовательной программы ДОУ должны стать следующие интегративные качества воспитанника:
-имеет первичные представления о себе, семье, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
Данную систему работы могут использовать и другие педагоги.
— анализ и обобщение теоретических знаний и практических умений дошкольников, полученных в результате реализации педагогического исследования (опыта)
— анализ эффективности проведенных мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством русского музыкального фольклора
Анализ и результативность педагогического опыта
Главным результатом нашей работы является усвоение ребенком таких понятий и ценностей, как любовь к Родине, народу, культуре, обычаям и традициям.
Мы планировали добиться следующих результатов :
-сформировать и в дальнейшем развивать духовно-нравственные качества
-иметь представления о календарно-обрядовых праздниках
-знать народные песни, танцы, игры; уметь их использовать
-Накопление эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
Наблюдения за детьми показали, что у ребят сформировалось позитивное отношение к русскому народному творчеству, любовь к Родине, родному краю, семье; гуманное отношение в отношениях со сверстниками имеет положительную динамику.
Дети в процессе приобщения к русскому музыкальному фольклору стали более активными в творческом плане.
-Внешне это выражается в выразительном исполнении песен, хороводов, инсценировании сказок, импровизации, желании слушать и анализировать народную и классическую музыку, в творческой активности и самостоятельности, в желании участвовать в мероприятиях.
-расширились знания народных песен, танцев, игр
-появились практические навыки в игре на ДМИ
-сформировались певческие способности, развилось ладовое чувство, мелодический и гармонический слух и др.
Родители стали принимать более активное участие в творческих проектах, праздничных мероприятиях, проводимых в ДОУ, с удовольствием наблюдают качественные изменения в творческих успехах своих детей.
15% имеют низкий уровень
41% имеют средний уровень
54% имеют высокий уровень.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в целях обобщения опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников посредством русского фольклора для педагогов ДОУ были запланированы и выполнены следующие мероприятия:
-консультации для педагогов МБДОУ на тему «Музыкально-фольклорная деятельность в ДОУ»-ноябрь 2015г.
-публикация методической разработки по заданной теме в СМИ(«МААМ.РУ», электронный журнал «Дошкольник.РФ»)
-показ НОД «Музыка» на тему «Песня.Танец.Марш»-РМО музыкальных руководителей –декабрь 2015г.
-обобщение опыта на педагогическом совете – апрель 2016.
-обобщение опыта на РМО музыкальных руководителей май 2016 г.
Таким образом, в результате систематического использования музыкального фольклора, были зафиксированы положительные изменения в развитии духовно-нравственных качеств дошкольников, увеличились знания о народной культуре, обычаях, обрядах.
Работу над темой «Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников» необходимо продолжать.
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Русский музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной арттерапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета. Так, постепенно наши дети приучаются к русскому национальному
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. »
В. Сухомлинский
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.
2.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
3.Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
5.Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)
6.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
7.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.
9.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
11.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993
12.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
13.МикляеваН.В. Микляева Ю.В. Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006
14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994
15.Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
16.Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
17.Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985
18.Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
19.«Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988
20.Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000
21.«Развитие творческой активности дошкольников», М. Педагогика 2001
22.Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
23.Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий 2001
Источник
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора»
Наталья Краснова
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора»
«Воспитание гражданина и патриота, знающего и
любящего свою Родину, задача особенно актуальная
сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.» В. А. Сухомлинский
Автор проекта: музыкальный руководитель.
Участники проекта: воспитатели, дети, педагог-логопед, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию.
Тип проекта: долгосрочный, фронтальный,
Срок реализации: сентябрь-май
Условия развития духовного начала у дошкольников средствами музыкального фольклора:
Систематическое использование фольклора в образовательном процессе.
Учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Создание комфортных условий для становления гармонично развитой личности
Сохранение и формирование духовно-нравственного здоровья дошкольников
Приобщение к ценностям народной культуры через музыкальную деятельность.
Воспитывать любовь и уважение к музыкальной культуре своего народа.
Всесторонне развивать личностные качества на основе духовно-нравственного воспитания музыкой
Формировать внутренний мир ребенка через музыкальные образы
Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Формировать жизненные позиции и отношение к окружающим с помощью народной музыки.
Жанровое разнообразие музыкального фольклора:Народные хороводы,Русские народные танцы,Русские народные песни,Игра в оркестре народных инструментов,Народные игры с музыкальным сопровождением.
Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Исторические песни – песни, героями которых, в отличие от былин, являются не богатыри, а конкретные исторические лица (например, о Степане Разине – «Из-за острова на стрежень…»).
Лирические (любовные) – «Ой цветет калина.»
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии.Мелодия хороводных песен связана с конкретным содержанием текста: он призван помочь движению, подчеркнуть его характер. Хоровод является примером массовой хореографии. Здесь все участники должны хорошо знать, какие движения необходимо выполнять в тот или иной момент звучания песни.
Движения и жесты постепенно подвергались художественному обобщению. В результате чего сформировалось искусство танца.
Детские народные игры. Для ребенка игра – это одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения. Это развлечение, забава и всегда соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.
Народные музыкальные игры просты и доступны для детей дошкольного возраста. Они способствуют нравственному и физическому воспитанию, легко запоминаются детьми, развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, ненавязчиво знакомят с традициями своего народа.
ИГРА НА ДЕТСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
1. Приобщать к истокам духовной культуры русского народа.
2. Знать названия праздников и уметь объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
3. Принимать осмысленное и активное участие в проведении русских народных праздников.
4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизированные способности у детей.
5. Развитие художественной творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций.
6. Обогащать словарный запас.
ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ.
Изучение фольклорных традиций происходит через участие в праздновании (религиозных) церковных и народных праздников и распределено в течение всего года в соответствии с народным календарём. Так, например, празднуя Рождественские колядки, воспитанники сначала знакомятся со значением этого праздника в русской традиции, а затем разучивают песни, хороводы и игры, сопровождающие этот праздник.
Заключение:Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении духовной нравственности.
Самореализовать себя как личность, любить свою Родину,свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы и творчества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Источник
Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду.
Людмила Васильевна Шульженко
Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду.
«Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной универсальности, как основы для осознания себя частью своего народа, этноса и – одновременно – человека мира, как естественной «почвенной» среды для духовно-нравственного развития человека, гармонизации его отношений в системе «человек – семья – природа – общество», как эффективного средства для масштабного диалога не только в своей стране, но и между отдельными странами, и внутри всего мирового сообщества»
Важнейшей идейно-нравственной и эстетической задачей современной культурно – образовательной политики нашего государства является приобщение людей к основам русской национальной культуры с раннего возраста. Повернуться лицом к кладези народной мудрости: народной песне, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству – одно из приоритетных направлений современной педагогики.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны и резко снизили воспитательное воздействие русской культуры, искусства и образование, как важнейших факторов формирования нравственности и высокой морали. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания нравственности и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Патриотизм, беззаветная, деятельная любовь к родине занимает в развитии нравственности ведущее место. О воспитании ценностного отношения к родине писали многие писатели, этнографы, педагоги и другие ученые. По слова З. П. Васильцовой, любовь к Родине должна быть «не бездеятельная, а активная, в основе которой – стремление к совершенству своего рода, племени, народа…Подлинная сила настоящего героя в общности его дел, подвигов, всей жизни».
Характерной приметой нашего времени стал небывалый рост интереса к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение прежних традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля в защите и восстановлении. Для того, чтобы традиции прижились и укоренились, нужны века. Становление и развитие человека как личности неразрывно связано с сохранением в нем национально-самобытного лица. В этой связи хочется напомнить факт, что в истории не только отечественной, но и мировой культуры, на века остаются те деятели, чьё творчество неразрывно связано с национальными традициями. В России это Пушкин, Глинка, Бородин, Мусоргский, Достоевский, Толстой и другие.
Родина – это все мы, народ. И мы должны чтить, помнить, сохранять народные традиции и приобщать к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. С уверенностью могу сказать, что большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально – эстетического и нравственного воспитания детей.
Все праздники не перечесть, но особенно любят дети летом проводить праздник «Русской берёзки» – «Троица». Это большой христианский праздник. Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, поле. В этот день хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами, а девицы завивали лентами ветки берёзы, загадывали желание, водили хороводы, ведь этот праздник считался девичьим праздником. А мы проводим его на участке детского сада, украшаем берёзку лентами, платочками, проводим обряд кумления, дарим друг другу подарки. Заводим хоровод, играем в игры, чтоб был радостным и весёлым весь год. Дети чувствуют себя раскрепощено, весело играют, танцуют, водят хороводы. Вы вслушайтесь только в эти ласковые, душу трогающие слова.
Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.
В зелёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С белёсыми застёжками, с красивыми серёжками.
Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную!
Ну, а –это: Песни русские такие, что охота подпевать
Сколько песен у России никому не сосчитать
А слова её простые душу трогают до слез
Столько песен у России! Сколько в рощицах берез!
Чем же привлекает нас народная песня? Простотой построения мелодии, богатством и разнообразием содержания, яркой образностью, юмором. Народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению «Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка муравушка», и многие другие, а особенно дети любят исполнять песни с расписными ложками. Мы рассказываем детям, что эти красивые ложки делают русские мастера-умельцы. Расписная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти её с собой на память.
Привязанность к родным местам – стержневое свойство патриотизма. Люди, любящие родную природу, слагающие о ней песни, любят свою Родину. Я, как музыкальный руководитель, автор стихов и песен о родном крае, о Белогорье, о любви к Богу, о красоте родной природы, стараюсь передать эти знания детям в виде разучивания и исполнения авторских песен, которые всегда являются изюминкой любого музыкального праздника или развлечения.
Под влиянием любви к окружающей природе, к народным и православным традициям формируется и ценностное отношение к Отечеству, верность и преданность ему и обычаям своего народа, сочувствие к несчастьям родины, необходимость помочь ей в беде. Воспитанию любви к Родине, родной земле у разных народов отводилась решающая роль в духовно-нравственном совершенствовании личности, а также в достижении национального единства. Овладев языком родной культуры и только после этого полюбив ее, мы невольно начинаем ценить и уважать носителей и хранителей этой культуры, то есть старшее поколение, своих отцов и дедов, а значит и самих себя. Тогда формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины. Наш знаменитый земляк, Николай Станкевич,в своих письмах отцу писал: «…ещё никогда не чувствовал я сильнее, что отечество и семейство есть почва, в которой живёт корень нашего бытия; человек без отечества и семейства есть пропащее существо, перекати-поле, которое несётся ветром без цели и сохнет на пути…» Важным качеством духовно-богатой личности является творческая, созидательная деятельность. Этот принцип лежит в основе традиционной народной культуры. Мы видим, как все стороны жизни человека наполнялись играми, обрядами, ритуалами, песнями, плясками, в которых каждый был не пассивным созерцателем, а участником. Знание и владение этими формами жизни свидетельствуют о высоком уровне культуры народа. Доктор философских наук, профессор Б.Бессонов сказал: «Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и оберегать и старые колыбельные песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и танцы, художественные ремесла, и старую живопись, и архитектуру. Мы должны хранить память об их творцах, о тех, кто мужественно бился за независимость нашей Родины, о тех, кто боролся за свободу и за счастье нашего народа. Ибо Родина – это не только день сегодняшний, но наши корни, питавшие и питающие нас. И эти корни – славная история и культура нашего народа – питают не только настоящее, но и будущее». Памятью об этой культуре будет ещё воспитываться не одно поколение современных людей, всегда черпая из неё вдохновение и радость творчества.
2. Жиров М. С. «Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры»,Белгород: Изд-во БелГУ, 2003г. – 312 с.
3. Мещеряков Д. М. «Жизненное пространство русского этноса»,Белгород: Изд-во БГТУ им. Шухова, 2006 г. – 390 с.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций Видео Как важно создать вокруг ребёнка чистую, духовно здоровую атмосферу для развития и воспитания личности, прикоснуться к вере, узнать и почувствовать.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс») Проект «Доброе сердце» (цикл тематических мероприятий) «Добру, как и всему подлинно прекрасному, надо учить вовремя». Н. Думбадзе Проблему.
Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.
Формирование личности ребенка через основы экологического воспитания в детском саду Одним из важных условий реализации системы экологического воспитания в дошкольных учреждениях является правильная организация и экологизация.
Фотоотчет «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества» Наша группа принимала участие в реализации проекта «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края.
Консультация для воспитателей «Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях в детском саду» Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Музыкальные.
Тема: «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях с использованием народных песен». Дыхательная гимнастика в детском саду имеет не маловажное значение. Помимо игровых моментов, направленных на развитие дыхание, большое значение.
Занятие «Радость» из цикла занятий направленных на эмоционально-нравственное развитие личности ребёнка в старших группах ДОУ РАДОСТЬ Цель: расширять представление детей об эмоции «радость»;учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные.
Источник