Нравственное воспитание детей через народное творчество

Нравственное воспитание через фольклор
консультация на тему

Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей через фольклор

Фольклор, как и искусство, по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных, т.к. способствует формированию нравственных качеств, всей личности ребенка, развитию его интеллектуальных и творческих способностей.

Важной стороной фольклора, влияющей на нравственное воспитание, является утверждение разнообразными средствами и методами моральных принципов и патриотических качеств.

Воздействуя на развитие патриотизма, эмоционально-чувственную основу ребенка, произведение фольклора дают примеры, достойные подрезания, внушают любовь родному слову, к земле, чувство собственного достоинства, формирует самосознание.

Сегодня, как никогда, есть необходимость широкого использования произведений народного искусства в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Фольклор, в силу своей образности, яркости, звучности способствует реализации задач нравственного воспитания.

Сила народного искусства в нравственном воспитании детей огромна. Известный народный композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о его значении для детей: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки нравственности, морали и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей».

Огромное значение народному искусству в деле патриотического воспитания подрастающего поколения придавали советские педагоги Н. К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Все они в своих речах, статьях, практической работе с детьми раннего возраста обращали внимания на широкое применение произведений народного искусства в патриотическом воспитании детей.

Искусство заставляет ребенка задуматься над очень многим и почувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни.

В патриотическом воспитании особое место занимает использование худшего слова, которое приводит к тому, что у ребенка происходят большие изменения в нравственно – эмоциональной сфере, способствует появлению живого отклика на различные события жизни.

Каждое произведение народного творчества, будь то сказка или предмет декоративно – прикладного искусства, вбирает в себя специфические черты данного народа.

В педагогике ставился вопрос о доступности различных жанров народного творчества пониманию дошкольника. В исследованиях психологов Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М.Теплов и др. и педагогов А.П.Усова, Р.И. Жуковская, М.М. Конина и др. доказана способность детей старшего дошкольного возраста понимать идейный смысл произведений фольклора, мотивы поступков героев, активно переживать изображаемым обстоятельствам, в результате чего создаются, как отмечал Б.М. Теплов, «Определенные оценки имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваемые».

Многие выдающиеся педагоги рассматривали родное слово как самый верный путь к воспитанию патриотических чувств детей.

Народное творчество давно привлекало внимание исследователей разных времен. Обращался к фольклору и А. С. Пушкин. В основе его знаменитых сказок лежат народные сюжеты и народные поэтические образы.

Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания, преломление образов послушанной сказки в творчестве деятельности дошкольника, по мнению А. В. Запорожца, оказывают глубокое влияние на развитие, как отдельных психологических процессов, так детской личности в целом.

Восприятию народной сказки детьми дошкольного возраста посвящены работы Н.С. Карпинской. Она на основе анализа народных сказок и восприятия их детьми показывает, что хорошие поступки награждаются, а плохие наказываются.

Сказка – это большой нравственный урок, вызывающий жалость, сострадание, это источник мудрости жизненного опыта многих поколений. Нравственные и психологические законы народ облекают в форму сказки, являясь кротчайшим путем к созданию эмоций у ребенка.

Н. К. Карпинская делает выводы, что русская народная сказка представляет собой жанр, являющийся важным средством патриотического воспитания дошкольников. «Силой своего искусства, радостного, жизнеутверждающего, сказка вызывает глубокие нравственные переживания, обострение эмоций».

Так же средством воспитания дошкольников является пословицы и поговорки, которые отражают отношение к родному городу, к Родине. Их язык прост и понятен детям.

Загадка является полезным упражнением для ума: в поиске ответа дошкольника учится сравнивать, сопоставлять, обобщать, выявлять общественную значимость явлений. Загадки требуют определительных усилий, умственной деятельности ребенка, большой наблюдательности, умение представлять себе тот предмет, к которому надо приложить указанные признаки.

Таким образом, устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, частушки, колыбельные песни – это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры как национальной, так и мирный показатель способностей и таланта народа.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народ, получает новые представления о ней.

Решая задачу формируя у детей патриотических чувств, мы должны помнить, что народное искусство, с его яркой образностью, выразительностью дает для этого благоприятную почву.

Ребенку доступна народная музыка и понятно народное творчество, которые способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.

Мир фольклора – это мир, в котором человек гармонично живет с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель, это мир, помогает ребенку войти в атмосферу различных образов.

Исходя из этого, можно предположить, что в дошкольном учреждении народное искусство должно рассматриваться комплектно, в тесной связи всех видов фольклора, включаться как в процесс обучения, так и самостоятельную деятельность, художественное творчество детей дошкольного возраста и является средством патриотического воспитания ребенка.

Важной задачей является развитие нравственной личности, знающей свою культуру, этику, имеющей в своих интеллектуальных началах нравственных воззрения наших предков.

Именно фольклор позволяет формировать нравственные отношения к действительности, развивать гамму патриотических чувств детей.

Интерес к фольклору – одно из появлений интереса к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, личностям, к его языку и поэзии.

Воспитание патриотических чувств необходимо осуществлять, создавая педагогические условия в дошкольном учреждении и учитывая особенности народного искусства, оно может стать средством для формирования и развития детей.

Мастерство педагога заключается в том чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, уже с раннего дошкольного возраста развивать умение понимать и ценить богатство, красоту вековых народных традиций, обычаев, родного языка. Тогда личность ребенка будет духовной богатой, гармоничной.

Ценность народного искусства в воспитании детей имеет терапевтический характер. Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует чувству удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для воспитания детей.

Таким образом, фольклор является неисчерпанным источником в развитии патриотических чувств. Фольклор – достоинство и ум народа, напоминавший глубоким смыслом и содержанием всю ее размеренную жизнь, текущую по обычаям и образам, связанную с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Сегодня все это очень важно передать в душу наших детей.

Читайте также:  Устное народное творчество летние песни 6 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг.

Авторский проект Татьяны Владимировны Супрун подуховно-нравственному воспитанию.

Источник

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
учебно-методический материал на тему

Опыт работы

Тема:

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 20 «Берёзка» х.Кирова муниципального образования Новокубанский район

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………….

3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………….

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………………

3.4. Результативность педагогического опыта………………………………..

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……………

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова, Е. А. Флерина и др.). Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеским ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно развивается нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастные особенности дошкольников. Сейчас наш коллектив работает в инновационном режиме и ищет возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.

Над темой нравственного воспитания работа в детском саду ведется уже несколько лет, в соответствии с программой Васильевой. Одним из направлением работы детского сада является патриотическое воспитание (развитие) дошкольников, но выход на инновацию стали использовать дополнительные сведения дошкольникам о религиозной культуре, отечественны семейных традициях.

В этом направлении на протяжении нескольких лет изучали различную методическую литературу: программы «Приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры» О. Л. Князева, «Истоки», «Наследие», «Детский музыкальный фольклор» Л. И. Мельниковой, А. Н. Зиминой, методическое пособие «Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепиной. Также в своей работе используем методические разработки Н. А. Бондаревой «Отечественные традиции», «Земледельческий календарь» и др. опыт работы в детском саду по патриотическому воспитанию является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Говоря о личностных качествах, следует иметь в виду, что понятие «личность» включает в себя такую важную ценность как нравственность.

Нравственная культура – это стереотип отношения и поведения, организованный высокими моральными ценностями. В течении жизни поступки человека – это результат отношения на позиции «хорошо» или «плохо». Для нравственного человека характерны чувства: благодарности (желание ответить добром на добро), исповеди (получить одобрение своим поступкам или найти правильное решение проблемы), интеллигентности (синтез воспитания и самовоспитания, образования и самообразования), доверия, умения владеть собой.

В течении жизни поступки человека – это результат отношения на позиции «хорошо» или «плохо». Для нравственного человека характерны чувства: благодарности (желание ответить добром на добро), исповеди (получить одобрение своим поступкам или найти правильное решение проблемы), интеллигентности (синтез воспитания и самовоспитания, образования и самообразования), доверия, умения владеть собой.

Понятие «традиция», как и Ю.В. Бромлей, С.А.Токарев, мы понимаем как явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, его духовный опыт. Богатейшее культурное наследие наших предков формировалось в тесной связи с повседневным опытом созидательного труда, годовыми циклами обновления и угасания природы и мудрого, почтительного ее освоения. Все это отразилось в загадках, пословицах и поговорках, песнях и частушках, хороводах, и, конечно, в обычаях, обрядах и праздниках.

Понятие «обычай» более широкое чем понятие «обряд». Этимология слова восходит к общеславянскому obykti – привыкнуть, привычка. В самой общей форме обычай может быть определен как стереотипная форма поведения, которая связана с деятельностью, имеющей практическое значение. В нашем понимании обычай – это общепринятый, установившийся и укоренившийся с давних пор в быту того или иного народа или общества традиционный порядок.

Возрождая праздничные народные традиции в нашем дошкольном учреждении, мы приобщаем воспитанников к истокам народной культуры и даем возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты через фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore – «народные знания») – это устное народное творчество, литературные произведения, созданные народом; это уникальная самобытная культура наших предков, которая осознается нашим обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным истокам. Моя деятельность заключается в приобщении дошкольников к русскому и казачьему народному творчеству как в специально отведенное для этого время, так и в повседневной жизни группы.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки нравственности зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования духовно – нравственных чувств.

И я поставила перед собой цели :

Содержание предполагает усвоение дошкольниками материала на основе их собственного опыта и явлений окружающей жизни, но при этом требует от педагога определённой информированности в вопросах устного народного творчества.

Содержание направлено на выполнение задач стандарта дошкольного образования и охватывает все виды деятельности:

Читайте также:  Сталкер asz народный гибрид спавн меню

— духовно – нравственное и патриотическое развитие в музыкальной и театрализованной деятельности;

— развитие представлений о человеке в истории и культуре страны;

-развитие экологической культуры детей;

— развитие в изобразительной и конструктивной деятельности;

— физическое развитие и здоровье;

— речевое развитие ребёнка

Работа с детьми не требует дополнительных временных затрат, т.к. планируется в рамках занятий, развлечений, прогулок, которые традиционно проводятся в детском саду.

— приобщать детей к духовно нравственным ценностям и воспитывать готовность следовать им.

— формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

— возрождать русские народные традиции;

— продолжать знакомить с обычаями и фольклором кубанских казаков развивать у детей чувство гордости за свою национальную культуру.

— помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

— повышать познавательную и речевую активность;

— создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка

— учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

— воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование нравственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Со второй младшей группы начала знакомить детей с народным фольклором: потешками, пестушками, колыбельными, народными песенками и др.

От возраста к возрасту усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, знакомлю детей с народным костюмом. Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам. В средней группе начинают инсценировать народные песни, узнают о традициях празднования таких праздников как: «Арина – шиповница» (1 октября), «Зиновий – синичник» (12 ноября), «Василий – капельник» (13 марта) и др. дети старшей группы знакомятся уже с церковными праздниками: «Рождество», «Пасха», «Троица» и др.

К подготовительной группе дети уже имеют багаж знаний народного фольклора: поговорок, пословиц, потешек, в которых метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Дети по-другому относятся к труду взрослых, восхищаются мастерством человеческих рук.

Образовательная предметная среда

Весь материал в группе всегда находится в свободном распоряжении детей, что способствует активизации их познавательной деятельности на занятиях и вне занятий.

3. 1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Припевки, приговорки, потешки, пестушки

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.

Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Андрюшеньке (Сашеньке, Олечке) снесть?
И я сам укушу,
Да и Андрюшеньке снесу.

В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко.
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.

Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Здоровье – хворь
Здоровье всего дороже.
Здоровья не купишь.
Ученье – наука
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Ученье – свет, а неученье – тьма

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Читайте также:  Эутиреоз щитовидной железы лечение народными средствами советы

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности:

Сестра к брату идет,
А он от нее прячется.
(Солнце и месяц).

Крашеное коромысло
Через реку повисло.(Радуга).

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.
Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Требования считалки разнообразны и редко повторяются, например: в считалке
«На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Нужно правильно ответить на вопрос: «Кто ты такой»
Есть считалки, где выигравший по расчету отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых испытаний:
Катилась торба
С высокого горба;
В этой торбе:
Хлеб, пшеница
С кем хочешь,
С тем поделился.
Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта!
Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

. С помощью сказок мы формируем у детей умения быть дружными трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»). Внедряю в свою работу народные игры, хороводы, привлекая внимание своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Праздники и обряды

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами.

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Совместная работа воспитателя с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.

Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок..

Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.

Создание предметно-развивающей среды: библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector