- Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
- Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками
- Прикреплённые файлы:
- «Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Вероника Кривошеина
Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия –это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами.»
Воспитание ребенка начинается самого раннего возраста. В дошкольном возрасте начинается формироваться личность ребенка. Именно в этот момент детям нужно рассказать о том, что такое добро и зло, плохо и хорошо, можно и нельзя. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.
Дети начинают понимать, что сказка служит не только развлечением, но и учит, наставляет. Сказка учит тому, что зло всегда наказуемо, а за правду надо бороться. Дети воспринимают сказку как реальность, поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.
Ребенок очень рано начинает знакомиться со сказками, и когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен рассказать, открыть детям, что то новое, интересное, в уже знакомых для них сказках.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый).
Во всех сказках мы встречаем персонажа, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старый мудрец появляется в тот момент, когда главный герой находится на грани отчаяния, в безвыходной ситуации. Он дает ему верные советы. Предостерегает об опасностях, снабжает средствами, необходимыми для сражения.
Характерные особенности сказок (оптимизм, образность и т. д.) позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок, ибо нравственность, изначально заложена в их сюжетах.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.
Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.
Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.
Актуальность опыта работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей» Актуальность опыта Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся.
Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.
Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство с литературными.
Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Жедунова Елена Александровна, воспитатель,.
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.
Источник
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками
Елена Карп
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии ребенка! Именно в этот период закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Мышление ребенка дошкольного возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.
«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь!» Поэтому, воспитательное значение сказки огромно особенно в дошкольном возрасте, её важно использовать как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство. Педагогическое значение сказочногожанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.
Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно усваивают. И если, само художественное произведение (сказка) затрагивает душу ребенка, то система работы по приобщению детей старшего возраста к художественной литературе через сказку будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.
Тема «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками».
Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русско-народные сказки.
1. Заложить основы социально – нравственной личности с активной жизненной позицией.
2. Формировать навыки восприятия художественного произведения.
3. Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе через сказки.
4. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, трудолюбие и лень, щедрость и жадность, храбрость и трусость, и т. п.
5. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.
Методы,применяемые в ходе реализации проекта:
1. Объяснительно – иллюстративный;
2. Исследовательско – поисковый;
4. Групповое обсуждение;
5. Сказкотерапия;
2. Коллективные (чтение художественной литературы, беседы по сюжету, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры).
3. Индивидуальные (беседы по сюжету, дидактические настольные игры, рисование иллюстрации к сказке).
4. Наглядно-информационные (показ презентаций, просмотр мультфильмов, выставки детских работ, экскурсии в библиотеки).
5. Познавательные (НОД).
6. Досуговые (праздники, спектакли, вечера загадок, викторины, посещение театров).
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Обобщение педагогического опыта по данной проблеме.
3. Анкетирование родителей.
4. Тестирование детей по теме.
5. Подборка детской художественной литература по содержанию нравственных ценностей, иллюстрационного наглядного материала по теме «Уроки доброты»;
6. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений при чтении художественных произведений, при разыгрывании сюжетных сценок.
7. Подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.
8. Подборка игр социально – нравственного содержания.
1. Чтение и обсуждение детской художественной литературы в детском саду и дома.
2. Беседы по прочитанным литературным произведениям, решение нравственных ситуаций.
3. Игры-драматизации, игры-беседы с кукольными персонажами, дидактические игры.
4. НОД с элементами «сказкотерапии».
5. Слушание сказок в аудиозаписи.
6. Просмотр мультфильмов.
7. Пальчиковая гимнастика.
9. Изготовление совместно с родителями поделок, игрушек.
10. Организация для родителей консультаций, папок передвижек, памяток.
11. Развлечения литературного и нравственного содержания (викторины, вечера загадок).
12. Экскурсии в детскую, школьную библиотеку.
13. Просмотр спектаклей, сказок, кукольных представлений в детском саду, в театре.
14. Ремонт книг в группе.
15. Пополнение книжного уголка, оформление с/р. игры «Библиотека».
1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений при разыгрывании сюжетных сценок.
2. Презентация «Нравственное воспитание детей посредством русских народных сказок».
3. Постановка сказки «Не хвастайся».
• У детей будет сформирован интерес к книгам, направленный на общее и речевое развитие дошкольников.
• Из сказок дети почерпнут уроки морали, нравственности и идейности.
• Дети научатся передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния.
• Ребята самостоятельно смогут устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.
Перспективный план работы с детьми и родителями
Дата проведения Формы и методы работы с детьми Формы и методы работы с родителями Рекомендуемые произведения для домашнего чтения
сентябрь Тестирование детей.
Беседа на тему: «Моя любимая книжка».
Просмотр презентации «История создания сказок». Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни ребенка».
Пополнение книжного уголка.
октябрь НОД с участием сказочных героев: зайца, ежа.
Чтение сказки «Ёж и заяц», «Волк и семеро козлят».
Беседа на тему: «Бережное хранение книг».
Постановка сказки «Не хвастайся!».
Консультация с родителями «Роль сказок в жизни ребёнка». Сказки «Заяц – хвастун», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
ноябрь НОД с участием сказочных героев: волка и зайца.
Чтение сказок «Вежливый Кот-воркот», «Семь Симеонов».
Игра «Книжкина больница».
Консультация с родителями «Как правильно читать детям». Сказки «Котофей Котофеевич», «По щучьему велению».
декабрь НОД с участием сказочных героев: лисы, зайца и петуха.
Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Снегурочка».
Беседа на тему «Мой любимый сказочный герой».
Вечер загадок. Выставка «Новогодние игрушки». Сказки «Кот, петух и лиса», «Морозко».
январь НОД с участием сказочных героев: лисы и волка.
Чтение сказок «Лисичка – сестричка и волк», «Маша и медведь».
Просмотр презентации «Музей русских сказок». Консультация с родителями «Какие книжки надо читать детям». Сказки «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса».
февраль НОД с участием сказочных героев: мышки и медведя.
Чтение сказок «Хаврошечка», «Сивка-бурка».
Изготовление книжек-малышек. Сказки «Семь Симеонов – семь работников», «Кощей Бессмертный».
март НОД с участием сказочных героев: лягушки и волка.
Чтение сказок «Петушок и бобовое зёрнышко»,
Просмотр презентации «Как появляются книги». Выставка старых книжек. Сказки «Василиса Прекрасная», «Финист-Ясный сокол».
апрель НОД с участием сказочных героев: козлика.
Чтение докучных сказок «Жил был старик.», «Жил был царь…». Выставка рисунков «По страницам сказок». Бытовые сказки «Умный мужик», «Каша из топора».
май НОД с участием сказочных героев: петушка и курочки.
Чтение былин «Три богатыря», «Как Илья Муромец богатырём стал».
КВН «Путешествие по сказкам». Презентация проекта. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
Беседа-опрос детей
«Моя любимая книжка».
1. Читают тебе дома книги?
2. Есть ли у вас дома книги с русскими народными сказками?
3. Какие сказки ты знаешь?
4. Кто твой любимый сказочный герой?
5. Рисуешь ли ты дома свои любимые сказки?
Таблица оценки знаний детей
№ Фамилия, имя ребёнка Знает название сказок и их героев Проявляет интерес во время чтения и обсуждения Пересказывает
прочитанное Понимает содержание и может описать характер главных героев
Анкета для родителей.
Просим вас принять участие в опросе по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку русские народные сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
4. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения?
5. Рассматриваете ли Вы с ребенком иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы по ним?
6. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?
7. Играете ли Вы со своим ребенком в русские народные игры?
8. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка (чему учит?
Прикреплённые файлы:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.
Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.
Конспект родительского собрания в форме КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому.
Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными сказками в старшей группе «Там, на неведомых дорожках…» «Там, на неведомых дорожках…» Цель: Создание социальной ситуации развития через путешествие в «мир сказок». Задачи: 1. Создать условия.
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.
Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.
Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками В настоящее время, когда ключевым вопросом является улучшение качества образования, проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста.
Источник
«Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок»
методическая разработка
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».
Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
— изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
— выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
— создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
— разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
— определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
— изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
— наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
— количественный и качественный анализ полученных результатов;
— педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
— анкетирование и беседа с родителями.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
— выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
— разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
— определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка, переходим к сочинению сказок.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
— вовлечение детей в деятельность;
Методы ознакомления со сказкой:
Приемы формирования восприятия сказки:
— драматизация и театрализация сказки;
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
— формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
— готовность проявлять совместное сострадание и радость;
— развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
— уровень освоения образовательной программы;
— удовлетворение родителей качеством образования;
Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию,беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,просмотра мультфильмов.
1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»
«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).
2. Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Мир не без добрых людей»
(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым
3. НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»
«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)
4. Беседа, инсценировка
«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).
5. НОД с участием сказочного персонажа
«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).
«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты».
7. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).
8. Праздник с участием сказочного персонажа
«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).
9. Выставка детских рисунков
«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).
10. Театрализованное представление сказки «Золущка»
«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).
«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»
3 блок – завершающий
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
1. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников
Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок.
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
18. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию конспект по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русских народных сказок. Конспект состоит из 3-х этапов: знаком.
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой.
Источник