Word Духовно-нравственный потенциал сказки
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ сказки.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.
Самый интересный и простой путь воспитания и развития духовности и нравственности у ребёнка и даже взрослого – это сказка. Кто не читал хотя бы одну сказку в своей жизни, кто не представлял себя в роли волшебника или волшебницы, и, наконец, кто хотя бы раз мог себе сказать, что чудо есть, если в него верить. Благодаря сказкам, в душе каждого человека возникает прекрасный поэтический образ, развитие ума идет гармонично с развитием чувств и фантазии.
Введение в сказку, как элемента урока, может стать в 5-8 классах опорой сначала представления проблемной ситуации, а затем умение находить проблему, проблемный вопрос и выход из сложившихся сложных ситуативных моделей. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса : Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева?). Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).
Линия героев сказки. Мотивы поступков. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.
Сказка учит нас сопоставлять героев по шкале Ценностей (Приложение )
Сказка проходит через понимание человека в 4 этапа не зависимо от возрастных особенностей
4 этап- это этап рефлексии мы пытаемся осознанно выбирать как поступать в той или иной жизненной ситуации.
Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.
Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.
Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности, терпение, выдержка, уступчивость)
1) ценностное отношение к жизни человека и ко всему живому,
2) стремление к справедливости,
3) уважение к человеку, сострадание к чужой боли,
4) предпочтение активности перед пассивностью.
Действительно, когда мы начали рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о развитии жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает определённый символический «банк жизненных ситуаций».
Мы обратили внимание на пять законов сказки:
1. Одушевление предметов и явлений природы;
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;
3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;
4. Чудесные превращения и обращения;
Меня заинтересовала книга Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ, которая позволяет нам подросткам и взрослым читать сказки. Делая свои выводы, находя свои пути решения. Для меня теперь уже сказка может стать неким жизненным путеводителем.
Рассмотрим «Курочку Рябу». Интересно, что чем короче сказка, тем более глубоким смыслом она обладает. Попробуем размышлять вместе:
1. О чем эта сказка?
— о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди;
— о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);
— любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»);
— о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.
Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы
Чему нас сказка учит?
— конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;
— гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?
— не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.
Все это может стать темой для обсуждения.
«По щучьему велению»
Сказка про Емелю неоднозначна. Всем известен афоризм: «Лень — двигатель прогресса».
Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об автомобиле?
Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается сделанным». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается — да, если производить действие мысленное. Емеля — мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли и идеи, желаемое становится реальным.
Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот, остаться одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от лентяя.
Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится активным в его удержании.
Так чему же нас может научить сказка про Емелю?
В заключение своего исследования, я могу сделать вывод:
Сказка – это выражение духовного опыта множества жизней. Каждая сказка понимается слушателем по его сознанию. Человек понимает сказку сначала. Когда читает, затем чувствует и переживает ту ситуацию, в которой оказался герой, а затем понимает, почему так, а не иначе сложилась судьба персонажей, или читатель сказки сначала видит красоту и волшебство, затем испытывает радость познания.
Сказка несёт в себе богатый духовно-нравственный потенциал, состоящий из вечных ценностей человечества: любовь, разумность, воля, совесть, доброта, порядочность, честность.
Источник
Проблемно- реферативная работа » Воспитательный потенциал русской народной сказки»
Глава I. Особенности русской народной сказки с. 3
1.1. Определение понятия «сказка»
1.2. Основные принципы сказок с.6
Глава II. Значимость сказок в жизни человека с.8
2.1.Работа с внутренним миром ребенка.
2.2.Познавательное значение сказки.
2.1 Планирование и организация исследования
2.2 Обработка полученных данных с.12
4.Список использованной литературы с. 20
«Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь:
посетит ли вас тревога о судьбе России,
придут ли к вам «мысли черные»
о вашей личной судьбе или просто жизнь
покажется «несносной раной», вспомните
о русской сказке и прислушайтесь к ее
тихому, древнему, мудрому голосу»
Ведь сегодняшние дети зачастую больше предпочитают мультики и компьютерные игры. А нужны ли нам вообще сказки? Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких качествах как добро, милосердие, справедливость. Именно в младшем школьном и среднем подростковом возрасте происходит формирование основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования культуры.
В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Мы считаем, что наша тема актуальна, так как в настоящее время дети почти не читают сказок и практически их не знают.
Объект: Русские народные сказки.
Предмет: сказка как средство воспитания детей младшего и среднего школьного возраста.
Цель: Исследовать особенности русских народных сказок; их привлекательность для учащихся младшего и среднего звена; влияние русской народной сказки на воспитание подрастающего поколения.
Проблема: в связи с неустойчивостью социального положения в переходный период в развитии государства к гражданскому обществу нарушаются устои нравственности. Отсутствие механизма законов требует пристального внимания к воспитанию подрастающего поколения на основе народных традиций.
В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу : если в педагогическом процессе и в повседневной жизни использовать воспитательные возможности сказок, то это окажет влияние на нравственное воспитание детей младшего и среднего школьного возраста.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:
выделить черты сказки как жанра устного народного творчества;
проверить читают ли сказки нынешние дети и младшие подростки;
установить через анкетирование:является ли действенным воспитательное воздействие сказок на детей младшего и среднего школьного возраста;
обработать статистические результаты анкетирования;
ознакомить с результатами исследования одноклассников.
Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов:
анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы по теме исследования; анкетирование (педагогический эксперимент в ходе учебного процесса).
Глава I. Особенности русской народной сказки
1.1. Определение понятия «сказка»
Сказка – это один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые. И именно сказки нас учат отличать добро от зла, помогают быть мудрее в нашей жизни. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).
Есть среди сказок о животных довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь –
носитель справедливого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”).
и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя
Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Таким образом, мы рассмотрели основные особенности трех типов сказок.
1.2. Основные принципы сказок.
Глава II. Значимость сказок в жизни человека.
2.1.Работа с внутренним миром ребенка.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
2.2.Познавательное значение сказки.
Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы
заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
Полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру. Некоторые занятия строятся в форме ситуационного моделирования. Дети погружаются в учебный материал, представляют себя участниками событий. Значительное внимание уделяется взаимоотношениям человека и природы. Древние традиции в материальной и духовной культуре народов рассматриваются как приспособление людей к природно-климатическим условиям их родного края.
Почему именно сказки являются столь мощным инструментом для воспитания, обучения детей? Потому что дети мыслят образами. И лучшим способом преподать какие-то истины ребенку с помощью образов является именно сказка. Так, малыш, представляя для себя образы, начинает понимать внутренний мир героев, верить вместе с ними в то, что добро победит, сопереживать им. Помимо того, что сказка является просто приятным времяпрепровождением, она еще способна снять состояние тревоги, волнения у ребенка.
Источник
Потенциал сказки в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста
Алёна Осипова
Потенциал сказки в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста
Потенциал сказки в духовно-нравственном развитии ребёнка дошкольного возраста
Но между тем в последнее время в средствах массовой информации все чаще говорят о нравственном кризисе. Этот кризис проявляется, прежде всего, в связи с потерей представлений о семье, прекращением следования социальным нормам, доминированием материальных и рыночных ценностей над духовными. Просмотр современных мультфильмов, частые занятия за компьютерными играми искажают представления детей о гражданстве, патриотизме, доброте, милосердии, справедливости. Ценностная деформация порождает детскую жестокость, агрессивность детей по отношению друг к другу, а также к близким им людям.
К. Д. Ушинский рассматривал духовно-нравственное воспитание личности как целенаправленный процесс,включающий в себя: формирование человеческой воли, морального сознания, нравственных привычек, ответственности, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. По его мнению, задача нравственного воспитания, заключается в необходимости объединения всех этих качеств в целостную систему. К. Д. Ушинский считал, что основа нравственного воспитания заключается не в «кодексе поведения», а в создании внутреннего направления личности. Его поведение вытекает из внутреннего отношения личности. [4, с. 34]
Исследователи отмечают, что именно в период дошкольного детства у ребёнка происходит формирование нравственного облика личности, что включает как первоначальные этические представления, так и основы нравственного поведения и моральных норм. Этот период можно считать сензитивным для усвоения морально-нравственных представлений и ценностей.
Моральное развитие в дошкольном детстве основывается на трёх взаимосвязанных сферах: развитие нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. Дети в этом возрасте изучают базовые этические знания (о том, что хорошо, а что плохо, они формируют первичные моральные суждения, идеи и оценки, первоначальное понимание социального значения моральных норм. Дошкольники легко смогут объяснить, кого можно назвать грубым, трусливым, жадным, вежливым. Они понимают, почему следует почитать старших, поддерживать младших, не беспокоить других в то время, когда они чем-то заняты и т. д. Кроме того, эмоциональная отзывчивость взрослых становится основой для формирования у дошкольника нравственных чувств: удовлетворенности добрыми делами, одобрения, разочарования от замечания и недовольства взрослого. В дошкольном детстве также наиболее характерно формирование отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, умения проявлять заботу и внимание. [3, с. 99]
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания дошкольников являлась предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и российской педагогики и психологии. В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. В. Запорожец,Ж. Пиаже, Э. Эриксона мы находим указание на то, что формирование высших нравственных чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм, требований и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним контролем личности, содержанием мотивирующего поведения. В результате у ребенка формируется своеобразная система ценностей, мер, стандартов, сравнение с которыми определяет его эмоциональную оценку явлений.
Наиболее распространенными способами формирования и развития нравственных представлений у детей являются: художественная литература, картины, книжные иллюстрации, этические беседы и уроки музыки. Однако, самым доступным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников является сказка. Она сопровождает ребенка с раннего возраста. Именно с неё он начинает свое знакомство с миром литературы, с миром человеческих отношений и всего окружающего мира. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и чувствами. И не только знает, но и может выражать собственное отношение к добру и злу. Сказка представляет детям поэтическое и многогранное изображение своих героев, оставляя место для фантазии. Духовно-нравственные принципы, представленные в образах героев, фиксируются в жизни ребёнка, проявляются в отношениях с близкими и превращаются, согласно психическим законам и процессу интериоризации в нравственные нормы, управляющие желаниями и действиями ребёнка. Любая сказкаоказывает влияние на социально-педагогический эффект: она учит, воспитывает, предупреждает, поощряет активность и даже лечит. Другими словами, потенциал сказки гораздо богаче, чем ее художественно-образное значение. Сказка является одним из важнейших морально-педагогических средств развития личности. [1, с. 128]
Для того, чтобы повысить влияние сказки на духовно-нравственное развитие дошкольника, необходимо организовать правильный способ ознакомления с ней ребенка, соответствующий его возрасту и социально-психологическим характеристикам. На наш взгляд, наиболее эффективными средствами формирования духовно-нравственных убеждений, будут те, которые не просто знакомят ребёнка с ними, но и вовлекают в действия.
Доступным и распространенным способом знакомства детей со сказкой является чтение воспитателя, то есть буквальная передача текста. В момент чтения, даже аккуратное обращение с книгой будет является положительным примером для детей.
Эффективным методом ознакомления детей со сказкой является рассказывание т. е более произвольная передача текста. При рассказывании может сокращаться текст, меняться слова, включаться пояснений, обсуждение и так далее. Главное в этом методе является эмоциональная окраска пересказа, способствующая возникновению интереса и разнообразию чувств у детей. Выразительность и артистизм рассказчика ещё более повышает внимание детей при прослушивании сказки и увеличивает их эмоциональную вовлечённость. Благодаря этому методу достигается максимальный контакт с детьми. Выразительность образуется разнообразием интонаций, мимики, жестами. Все эти приемы нацелены на то, чтобы дети представляли себе живой образ, еще более актуализируя когнитивный процесс воображения, а также различные каналы восприятия.
Закрепляющий метод- повторное чтение. Уместно повторить маленькую сказку, которая сразу же заинтересовала детей еще несколько раз. Из большой сказки можно перечитать выдержки, являющиеся значимыми. Для достижения более глубокого восприятия и предотвращения забывания, необходимо повторить этот материал на других занятиях.
Одной из форм активного восприятия сказки является драматизация. Благодаря ей ребёнок принимает на себя роль сказочного героя. Этот метод способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в себе, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими техниками только после пересказа или чтения, когда дети частично поняли содержание сказки.
Широко распространенным приемом, способствующим лучшему пониманию текста, является рассмотрение иллюстраций в книге. Иллюстрация представляет собой рисунок, который относится к определенной части текста и поясняет некоторый её момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но только после прочтения. Нужно учить ребенка внимательно рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев прочитанной сказки.
Существует определенная связь между восприятием морали сказки и нравственными проявлениями детей. Если идея, моральные качества и действия сказочных персонажей соотносятся с позитивными моральными выражениями в детском коллективе, их моральными качествами, то дети понимают их легче, их реакции становятся более яркими и разнообразными, и наоборот.
Итак, духовно-нравственное развитие является важной частью жизни дошкольника. Поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, представления о том, что хорошо, а что плохо. Развить эту систему ценностей у детей можно с помощью сказки, когда дети на примере героев смогут понять и сформировать для себя ориентиры позитивного и негативного поведения.
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И.Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В. И. Логиновой/. — М., 1992. — 128 с.
2. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды. В 2 томах. / А. В. Запорожец; под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М. : Педагогика, 2000. — С. 66—77.
3. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. No 9. С. 98104.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. М. 2000. — С. 34
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.
Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.
«Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.
Фотоотчёт. Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.
Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.
Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.
Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.
Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.
Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.
Источник