Обобщающий урок русские народные сказки 3 класс

Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения

Скачать:

Предварительный просмотр:

по теме «Русские народные сказки»

1. Организационный момент.

– Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!

– Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые прекрасные, а чудовища – самые ужасные.

2. Постановка цели урока.

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать русские народные сказки, но и показывать их. Лучшие актеры и самые догадливые игроки будут награждены призами.

(Класс делится на 3 команды)

Каждой команде предлагается отрывок из сказки.

1. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?

– А я – Лягушка-квакушка.

2. – Я от дедушки ушёл,

3. – Поешь моего простого киселька с молочком.

Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.

4. – А ну-ка, вёдра, ступайте домой сами!

(Ответ: «По щучьему велению»)

5. – Несёт меня лиса за синие леса!

Котик, братик, помоги!

6. Солнце высоко, колодец далеко,

Жар донимает. Пот выступает.

(Ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

7. – Спасибо, Иван-Царевич, что достал мне невесту.

Получай златогривого коня с уздечкой.

(Ответ: «Иван-царевич и серый волк»)

8. – Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я – в другой.

(Ответ: «Никита Кожемяка»)

– Не дам! Пойди сам налови!

– А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!

(Ответ: «Заюшкина избушка»)

11. – Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!

(Ответ: «Маша и медведь»)

12. – Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отомкнитеся! Я коза, на лугу была, ела траву шелковую, пила воду студёную…

(Ответ: «Волк и семеро козлят»)

13. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях подавился…

(Ответ: «Петушок и бобовое зёрнышко»)

14. – Где же моя скалочка?

– Дайте мне за неё курочку.

(Ответ: «Лисичка со скалочкой»)

15. – Ква-ква, Иван-Царевич!

Что голову повесил?

(Ответ: «Царевна- лягушка»)

2) Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»

– Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные предметы.

(Каждой команде выдаётся на отдельном листе).

Когда команды готовы – открывается заполненный кроссворд для проверки.

3) Викторина «Кто быстрей?»

– Чем угощала лиса журавля? (Кашей).

– Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком).

– Из чего варил кашу солдат? (Из топора).

– Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка).

– Кого заморозил Мороз-Синий нос? (Купца).

– Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек).

– Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка).

– Кто помогал Крошечке-Хаврошечке выполнять работу? (Корова).

– На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной).

4) «Составь название сказок!»

5) «По опорным словам отгадайте сказку!»

(Каждой команде по очереди)

СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР («КАША ИЗ ТОПОРА»)

БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА («ГУСИ-ЛЕБЕДИ»)

ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ («ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО»)

ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН («ДВА МОРОЗА»)

СТАРУХА СТАРИК СОБАКА ДОЧКА («ДЕВОЧКА СНЕГУРОЧКА»)

БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА КУРОЧКА («У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ»)

6) «Отгадай сказку по началу и инсценируй её!»

(Каждой команде по очереди; текст написан на карточках)

1. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек, да и говорит.

2.Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому:

– Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?

– Отчего не позабавиться? Давай-ка, братец Мороз-Красный нос, на проезжую дорогу побежим, авось и встретим кого.

3. Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

– Петя, не торопись. Петя, не торопись.

(«Петушок и бобовое зёрнышко»)

4. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсток.

(«У страха глаза велики»)

5. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сыночек.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

6. Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

– Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

– А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

4. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок помогает расширить культурное поле младшего школьника путем поиска взаимосвязей между русской народной сказкой и скандинавской мифологией.

Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о живо.

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» по теме «Литературные сказки».

На урок литературного чтения.

Класс: 3Учебное пособие: УМК Starlight 3 Student\’s book part 1Тип урока: обобщающийТема урока: fairytale «Sivka-Burka»Задачи урока: образовательная: развитие навыков чтения, аудирования и говорения.

Источник

Внеурочное занятие «В мире книг» в 3 классе Обобщение по теме: «Русские народные сказки»

Внеурочное занятие «В мире книг» в 3 классе

Обобщение по теме: «Русские народные сказки»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о русских народных сказках.

— обобщить и закрепить знания о видах русских народных сказок, художественных особенностях каждого вида сказки.

— развивать устную речь, эмоциональное восприятие, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы.

— воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом, бережное отношение к народному наследию. Через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.

Оборудование: мозаика (иллюстрация к сказке), плакаты с изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, карточки с признаками сказок различных видов, карточки с заданиями, презентация.

Читайте также:  Элементы народного танца основные положения рук и ног

Организационный момент. (1мин)

– Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья!

— Сегодня нас с вами ждет встреча, а с кем или с чем, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет

Полный смеха, света, краски!

-Ребята, а вы догадались, чему будет посвящено наше занятие? Сказкам

— Какая значит тема нашего занятия? Сформулируйте её. (Русские народные сказки) (слайд 1)

— Вы любите сказки? Конечно, сказки любят все! Со сказками вы знакомы с детства.

— Репка, Колобок, Курочка Ряба, Сестрица Аленушка, Белая уточка. А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки) (слайд 1)

— Сегодня мы отправимся в гости к русским народным сказкам. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: «Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем занятии?» (ответы детей)

— Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Они заколдовали нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания. А поможет нам в дороге очень важный предмет, без которого не обходится ни одно занятие и ни один урок по чтению. Это (…книга, книга сказок). На стенде сборники русских народных сказок.

Все что создано умом,

Все к чему душа стремится.

Как янтарь на дне морском.

В книгах бережно хранится.

— Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».

— Вы знаете, что сказки бывают разные по содержанию. А какие, мы сейчас вспомним! Работать вы будете в парах, у каждой пары свои сказки.

На столе каждой группы конверты с мозаикой. Вы должны сложить иллюстрацию к сказке, назвать ее и определить вид.

— Иллюстрация к какой сказке сложилась у вас? («Царевна лягушка»). Давайте сравним с эталоном по образцу. Посмотрите на слайды. (слайд 2) У вас получилось правильно. Молодцы.

— Какая это сказка? (волшебная)

— Какие сказки называются волшебными? (сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса.)

— Какая это сказка? (бытовая)

— Какие сказки называются бытовыми? (сказки, в которых описываются отношения людей.)

— А какие еще есть сказки? (о животных) (слайд 4).

— Что это за сказки? (сказки, в которых действующими лицами являются животные.). Итак, ребята, давайте еще раз вспомним, какие виды сказок вы знаете? (слайд 5)

Испытание 2 «Волшебные домики» (5 мин.)

Учитель: В нашем классе появились волшебные домики (индивидуальная работа)

— Каждый дом соответствует определенному виду сказок. Как вы думаете, какие сказки могут жить в избе? (бытовые)

— Какие сказки могут жить в лесной избушке? (сказки о животных)

— Какие сказки живут в тереме? (волшебные)

В каждом из этих домиков живут особые герои.

Итак, какие герои живут:

Физминутка по сказке репка

В огороде дедка репку посадил (присели)

И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)

Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)

Большая-пребольшая всем- хватит угощенья ( руки в стороны)

Учитель: У каждого вида сказок свои признаки, особенности.

Соедините вид сказок по содержанию с соответствующей группой признаков и особенностей. (Работа в группе)

Необычные испытания бытовые

Герои – простые люди

Высмеивают плохие черты характера о животных

Волшебное условие (животные разговаривают) волшебные

Сильны защищает слабого

Проверка (зачитывают дети) Молодцы. Вы все сделали правильно.

— Каждая группа подготовила для вас сюрприз. (д.з.)

1 группа (загадки о героях волшебных сказок) (5 мин.)

А зову меня…Василиса Премудрая? (Баба Яга)

В дремучем лесу, на болоте

Вы ее непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Зовут ее… Снегурка? (Кикимора)

Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка.

А зовут его… Незнайка? (Леший)

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки –

Добрый дедушка… Мороз (Водяной)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно…Пятачок? (Кощей Бессмертный).

6.Скачет лошадь не простая,

Чудо- грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Я красив, силен, могуч,

Много у меня голов. (Змей Горыныч.)

Слово – сказочный герой,

Чаще – добрый, реже – злой.

Маг, колдун и чародей.

Назови его скорей. (Волшебник.)

2 группа. (Инсценирование сказки « Лиса и журавль») ( 5 мин.)

Автор: Лиса с журавлем подружились.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его в гости:

Автор: Пошел журавль к лисе на званый пир.

А лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

Автор: Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает.

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса говорит:

Автор: На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Автор: Лиса начала вертеться возле кувшина.

И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то, все ничего не достанет, не лезет голова в кувшин.

А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не съел.

Автор: Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши.

Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Итог занятия ( 5 мин.)

Мы вспомнили много разных сказок.

— Как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

— Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в мир Чудес и Волшебства. Я надеюсь, что оно было интересным и вы узнали для себя что-нибудь новое.

— Мы справились со всеми испытаниями. Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем занятии (подхожу к каждому, и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки, каждый видит себя).

— Без каждого из вас наше сегодняшнее занятие не состоялась бы!

— Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

— Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. И теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть книги с русскими народными сказками, и в путь!

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем занятие выросла такая яблонька. (Открываю доску).

Читайте также:  Сухость и жжение при климаксе народные средства

— Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

— Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

— Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

— Давайте посмотрим, какие яблоки появились на яблоньке.

— А закончить нашу встречу со сказкой я хочу такими словами:

Источник

Обобщающий урок чтения в 3 классе по раздел «Литературные сказки»

Обобщающий урок чтения в 3 классе по раздел «Литературные сказки»

Цель : Обобщить и систематизировать знания по изученному разделу.

1.Проверить усвоение основных понятий (народная и литературная сказка, эпиграф, присказка), содержания произведений по разделу «Литературные сказки».

2.Развивать наблюдательность, внимание, долговременную память, выразительную речь, зрительное и цветовое восприятие, ассоциативное мышление.

3.Прививать интерес к чтению, литературе, русскому слову, сказке как средству развития и воспитания личности ученика, воспитание взаимопомощи, дружбы.

Тип урока : обобщающий.

Оборудование : карточки с названиями сказок, сундучок, карточки с названиями устаревших слов, лепестки цветка четырёх цветов, карта путешествия, выставка книг – сказок, запись песни «В мире много сказок» в исполнении К. Румяновой.

Утра доброго всем пожелаю,

Говорю не простые слова,

Говорю потому, что я знаю:

Утро доброе – дню голова!

— Проверка готовности к уроку.

II. Основная часть урока

— Как вы думаете, что сегодня нас ждёт на уроке? (предположения детей)

Конкурс 1. «Литературная викторина»

а) актуализация знаний терминологии

— Чем сказка отличается от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычные приключения)

— Кто пишет сказки? (Сказки пишут писатели, сочиняет народ.)

-Как называются сказки, которые сочинил народ? (такие сказки называются народными)

— Сказки бывают народные, а ещё (Литературные, авторские – это сказки, написанные писателем, сказочником) –

Эпиграф – это… (краткое изречение перед произведением, содержащее идею этого произведения)

Присказка – это… (небольшой рассказ перед началом сказки)

б) работа с выставкой книг

– Давайте наведём порядок на выставке книг:

в) Согласны ли вы с тем, что….

1.Лев Николаевич Толстой является автором «Алёнушкиных сказок»? (Нет. Это Д.Н. Мамин – Сибиряк.

3.Братец Иванушка превратился в козлёночка, перекинувшись 3 раза через голову. (Нет. Так он превратился обратно в мальчика. А в козлёночка превратился, выпив воды )

4.Ленивица – героиня русской народной сказки? (Нет. Это героиня литературной сказки «Мороз Иванович». Написал Одоевский.)

6.Одоевский написал сказку «Морозко»? (Нет. Это русская народная сказка. А. Одоевский написал сказку «Мороз Иванович».)

— Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?

1.Я ехала к вам посмотреть, как вы живёте … Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

(Это Лягушка – путешественница.)

2.Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я…я…я…

(Заяц – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.)

3.Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду – грибов наберу!

4. Мы объехали весь свет;

За морем житьё не худо;

В свете ж вот какое чудо…

5.– Да как бы не так! Мне себя утомлять – лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.

6.-Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай.

-Жить и служить – разница … (Мороз Иванович)

Она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни…

Лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха…

(Сказка про храброго зайца)

Ты одна полюбила меня…

Конкурс 3. «Старинный сундук»

– Посмотрите, какой сундук нам послали из сказочной страны. Обычно в сундуках бабушки хранят старые вещи, а что же в этом сундуке. (слова) В нём слова, которые мы встречали в сказках, вспомним их:

1.Нянюшка (няня, ухаживает)

3.Повычини, повыштопай (зашить)

4.Ключница (женщина, у которой ключи от кладовок, комнат)

— Какие это слова? (Старинные)

— Молодцы, вы очень хорошо помните эти слова.

Конкурс 4. «Сказочная»

— Будем отгадывать сказки по цвету.

— Посмотрите, какой сказочный цветок вырос, у которого все лепестки разного цвета, отрываете по лепестку, определяете сказку, с которой может быть связан этот цвет:

1. Серый (Сказка про храброго зайца)

2.Красный (Аленький цветочек)

3. Белый (Мороз Иванович)

4. Зелёный (Лягушка – путешественница)

Конкурс 5. «Кроссворд»

Командам даётся время (4-6 минут), чтобы разгадать кроссворд, данный в учебнике на с.213. Начинайте работу по команде учителя. (После команды «Стоп» дети сдают кроссворд.

Ответы: 1.Бабариха. 2. Ртуть. 3. Владычица. 4. Волк. 5. Журчит. 6. Студенец. 7. Присказка. 8. Прутик.)

— Попробуйте объяснить, почему авторов художественных произведений ещё называют… (по вертикале получилось слово «художник») художниками слова. Ответы детей.)

Конкурс 6. «Инсценирование»

Выберите любое прочитанное произведение из этого учебника, приготовьте инсценировку. Другая команда должна узнать его. (На подготовку даётся 5 минут.)

III. Подведение итогов урока.

(Подсчитывают жетоны. Определяют команду – победительницу. Детям вручают медальки-открытки.)- Вы хорошо знаете сказки, героев, помните их авторов, слова и выражения. Умеете инсценировать произведения. Молодцы!

-Что было трудно? За что можешь себя похвалить?

V.Оценивание.
Развёрнутая оценка учителя, с учётом набранных учащимися за урок фишками.

Источник

В этом конспекте представена разработка открытого урока по чтению и развитию речи для обучающихся коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3-м классе

коррекционной школы VIII вида

Тема: » Обобщение по теме « Народные сказки.»

Визгалова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

Цель : обобщение и систематизация знаний по данной теме.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

— таблички с названиями сказок

— таблички с названиями народностей

— таблички с выводами по сказкам

— карточки с текстом с пропущенными окончаниями

8. Домашнее задание.

— Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Сегодня у нас с вами, ребята, необычный урок чтения и развития речи. Проведу его вам я – Светлана Александровна.

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

— К нам на урок пришли гости и я хочу поздороваться с вами и нашими гостями. Мне очень приятно видеть блеск в ваших глазах. Пусть это радостное настроение не покидает вас в течение всего урока и всей вашей школьной жизни. Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

2. Речевая разминка:

— Что мы делаем на уроке чтения?

( Слайд 2 – со шторкой)

— Громко, правильно, выразительно.

— Чётко, полными ответами.

— Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно. ( Учащиеся проговаривают вместе с учителем)

— А для этого мы должны провести речевую разминку.

Скороговорка: «кукушка кукушонку купила капюшон» чтение по доске хором, медленно, с постепенным убыстрением темпа, чтение по одному, в парах.

Читайте также:  Отдел народного образования г большой камень

3. Подготовка к основному этапу:

а) введение в тему (звучит музыка с видео из программы « В гостях у сказки», учитель под музыку читает стихи)

— Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По классу ходят… сказки

— А почему сегодня к нам в класс пришли сказки?

— Потому что мы закончили изучение раздела « Народные сказки».

— А что такое сказки? (ответы детей)

— Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

— А что такое народные сказки?

— Это сказки, которые сочинил народ.

б) сообщение темы и целей урока

— У каждого народа есть свои сказки. Сегодня на уроке мы вспомним те сказки, которые прочитали в разделе «Народные сказки», отправимся в путешествие по сказкам и я посмотрю, что вы запомнили и знаете об этих сказках.

— А сказки каких народов вы читали из этого раздела?

— Русского, мордовского, ненецкого. ( Таблички с названиями на столе, учащиеся прикрепляют их на доску.)

4. Обобщение и систематизация знаний:

— Я хочу для начала проверить, а знаете ли вы названия сказок, которые читали на уроках?

а) «Восстанови сказку»

— «Как волк мужика спас»

— «Про серую мышку и мишку – вертушку»

( на слайде появляются по одному неправильные названия сказок, дети дают правильное название, находят его на карточке на столе учителя и прикрепляют на доску в соответствии с табличками – какого народа данная сказка)

б) работа по сказке «Лиса и журавль»

( вниманию учащихся предлагаются предметы: кувшин и тарелка, они должны угадать из какой сказки эти предметы)

— Какой фразой начинается сказка? Прочитайте.

— «Лиса с журавлём подружились».

— Можно ли назвать лису и журавля друзьями?

— Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же.

— Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

— Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?

— Угостить его из кувшина.

— А как журавль должен был угостить лису?

— Угостить её из тарелки.

— Подберите к началу пословицы её конец, прочитайте получившиеся пословицы и скажите, которая подходит к нашей сказке?

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Как аукнется, так т откликнется.

— Как вы её понимаете? (ответы детей)

— Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

— Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.

( на доске вывешиваются таблички со словосочетаниями:

— не делать плохо другу

б) работа по сказке « Заяц – хвастун»

— Отгадайте загадку, о ком в ней едёт речь?

Говорят, что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я! ( Заяц )

— Героем какой сказки является заяц?

— Почему его так назвали?

— Потому что он всё время хвастался.

— Прочитайте, как он хвастался. (Выборочное чтение с. – 112.)

— Каким заяц стал в конце сказки?

— В конце сказки заяц оказался храбрецом.

— Почему? (ответы детей)

( учащиеся пересказывают сказку по картинкам на слайде )

— Что доказал заяц своим поступком?

— Не надо хвастаться, надо быть смелым и храбрым.

(на доске вывешиваются таблички со словосочетаниями:

5. Физкультминутка. ( Музыкальная физминутка с зайчиком)

6. Продолжение обобщения и систематизации знаний.

а) работа по сказке « Как мужик волка спас».

— Угадайте из какой сказки эти строчки? (учащиеся читают с экрана)

« Другой раз не будь дуррнем, не спасай разбойника и вора! – крикнула ворона и улетела.»

— Кто герои этой сказки?

— Мужик, корова, лошадь, ворона и волк.

— Как мужик волка спас?

— Посадил в пустой мешок и верёвкой завязал.

— А как волк вёл себя после своего спасения?

— Хотел съесть мужика.

— У кого они спрашивали совета о том, можно ли волку съесть мужика?

— У коровы, лошади и вороны.

— А почему корова и лошадь не дали правдивого совета?

( Слайд 13 – слайд со шторкой).

« Другой раз не будь дуррнем, не спасай разбойника и вора! – крикнула ворона и улетела.»

— За что волк был наказан в сказке?

— За то, что на добро хотел ответить злом.

— Так чему же научила нас эта сказка?

— Быть добрым и благодарным.

( на доске вывешиваются словосочетания:

б) работа по сказке « Кукушка»

— Я предлагаю вашему вниманию волшебную шкатулку, в которой находятся карточки со словами, встретившимися в этой сказке. Давайте их прочитаем и объясним их значение.

— Чум – это переносное жилище народов севера, которое покрывалось оленьими шкурами, берестой или корой.

— Малица – это одежда из оленьих шкур с капюшоном.

— Какую мудрую мысль содержит эта сказка?

— Заботиться о матери, помогать ей.

— В каких строчках она выражена?

— « Так и бежали за матерью дети….» с. 120

( учащиеся читают отрывок с пропущенными окончаниями)

в) работа по сказке « Про бурого мишку и мышку – вертушку».

— Расставьте картинки по сказке в определённой последовательности. ( Картинки вывешены на доску)

— Чему научила нас эта сказка?

( на доску вывешивается словосочетание:

г) работа по сказке « Хаврошечка» (тест – опрос )

— Сколько дочерей было у хозяйки?

— Кто помогал Хаврошечке?

— Что выросло из косточек коровушки?

— А эта сказка чему нас научила?

— Доброте и трудолюбию.

( на доску вывешивается табличка:

— Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.

— Чему вас научила эти сказки? (учащиеся читают с доски карточки с выводами по каждой сказке).

Детям предлагается выставка книг со сказками, для дальнейшего их прочтения.

— Интересно, ребята, вам было на уроке?

— А что вызвало ваш интерес, какие задания?

— Были ли у вас затруднения?

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно….

– Сегодня на уроке очень хорошо работали все ребята.

Большое спасибо вам! (оценки за урок)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания.

Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на.

Изучая русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра.

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана.

Урок чтения для учащихся 3 класса по теме «Обобщение по теме «Весёлые истории&quot.

Конспект разработан так. чтобы можно было:-обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;-совершенствовать умения соотносить произведения с их автором,-разв.

Источник

Мои рекомендации
Adblock
detector