Ободок в русском народном стиле

Традиционные русские женские головные уборы

Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.

Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.

Девичьи и женские традиционные русские народные прически.

Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.

Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.

Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).

Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».

Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.

Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Девичьи традиционные русские народные головные уборы

При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

Читайте также:  Перга применение в народной медицине рецепты

Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

Женские традиционные русские народные головные уборы

Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.

Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Волосник – женский русский народный головной убор

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

Убрус – женский русский народный головной убор.

Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.

Способы повязки убруса.

Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.

Кика – женский русский народный головной убор

Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.

Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

Кокошник– женский русский народный головной убор

Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.

Читайте также:  Понижение давления народными средствами быстро

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.

Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.

В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

Женские зимние русский народные головные уборы.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.

Источник

Оригинальный ободок-кокошник своими руками

Хотела бы поделиться мастер-классом по созданию авторского ободка-кокошника. Сразу скажу, что он может быть любой формы и ширины, главное понять принцип пошива, а вернее, конструирования выкройки. Удобен этот ободочек тем, что можно использовать любую ткань, подходящую вам под платье, наряд, событие и так далее, при этом имеет необычную форму и не теряет своего функционала.

Для этого вам понадобится:

— основа-ободок (в данном случае — это ободок из магазина fix price шириной 2 см);

— ткань, 50 на 30 см вам хватит с запасом (в данном случае я использовала ткань для пэчворка);

— выкройка. Ее я строила так: растягивала ободок, как на голове он будет держаться, обводила внутренний контур, далее прибавляла 1/2 ширины ободка и + нужную высоту ободка. Здесь с шириной ободка 2 см в самой широкой точке получается: 1см+3см (в самой высокой точке ободока)+прибавка на швы 1см (можно и меньше);

— нитка, иголка, ножницы, шило, булавки, швейная машинка;

— декоративная лента, в моем случае еще фирменный логотип.

Итак, берем готовую выкройку, складываем ткань вдвое (я знаю, что обычно нужно кроить на изнанке, мне удобнее так, потому что видно рисунок и потому что поверх лицевой ткани я ничего не черчу, а сразу вырезаю) и прикладываем выкройку, фиксируем булавками.

Вырезаем, выкройка у меня сделана уже с учетом всех прибавок и запасов на швы. Это видно даже по рисуну от руки на ней. Таких деталей вырезам 2 штуки.

Вот такая деталь должна получиться в развороте, их нужно сделать 2 штуки.

Скалываем и фиксируем эти 2 детальки лицом к лицу булавками.

И делаем строчку на швейной машинке по внешнему краю.

В верхнем уголочке ободка я делаю закрепку для того, чтобы лучше «держался» и не разошелся, когда будем наполнять синтепоном.

Швы на уголке необходимо срезать и оставить запас до 0,5 см. Это нужно, чтобы уголочек не топорщился и имел ровную форму.

Стрелочками показано, что прострочен только внешний край деталей.

Далее прострачиваем внутренний край. Внимание: не полностью! На фото показано стрелочками, что строчка идет только по краям, в середине остается открытым срез. Это нужно для того, чтобы потом через это отверстие вывернуть изделие, засунуть основу-ободок и наполнять равномерно синитепоном ободок.

Теперь с помощью булавки выворачиваем изделие на лицо. Сначала один край через середину, потом другой.

Вот что должно получиться:

Далее берем ободок и просовываем его внутрь через оставленное отверстие в серединке.

Ободок уже в внутри 🙂

Теперь берем синтепон любой толщины, у кого какой есть 🙂

И режем его на полосочки шириной где-то по 2-3 см, на глаз. В среднем хватает 4-х таких полосочек во всю ширину синтепоного листа.

Читайте также:  При кашле недержание мочи что делать народные средства

Далее берем шило и накручиваем на кончик синтепон (чтобы не соскакивал). Конечно, это может быть и не шило, а другие подручные средства, крючек, спица. У меня, бывало, и пилочка для ногтей учавствовала, когда мое шило потерялось 🙂

И протягиваем сначала с одного края, заполняя равномерно синтепоном ободок, потом с другого края.

Получается вот так. Заполнены по краям, а серединка еще пока пуста.

Ободок теперь заполнен полностью синтепоном.

Далее сшиваем вручную оставшийся открытый средний шов.

Средний шов закрыт, осталось подшить края.

Загибаем открытый край и вручную подшиваем.

Края подшиты, осталось все красиво спрятать 🙂

Берем декоративную ленту и паутинку такой же ширины. Включаем утюг. Загибаем край ленты и начинаем припаривать ее по внутренему шву ободка, таким образом закрывая ручные швы и делая изделие аккуратным. Таким же образом я припариваю логотип.

Этот вариан был, когда я ходила на крестины малышки в церковь:

В общем, варианты и цвета могут быть самые разнообразные.

Не судите строго, это мой первый мастер-класс:)

Надеюсь, кому-то пригодится эта статейка 🙂

С любовью и уважением, Мира 🙂

ЗдОрово, Мира, интересное украшение получилось! Русская красавица)))

Какая вы хорошенькая!

Красиво! я бы еще вышивку и бусины добавила. Может роспись с национальном стиле.

Да, если нужен нарядный,вышивка еще больше преобразит ободочек!:))

Хороший МК! Спасибо.

Чудесный какой. необычно 🙂

Ух ты. какая красота и функционал не потерян. Надо будет сделать и себе такой! А то во время работы волосы все время в глаза лезут, а простые пластиковые ободки уже надоели!)) Спасибо огромное.

Мне мне тоже понравился результат Ваших стараний! И Вы хороши очень в этом ободке!

Красивый ободок и Вы настоящая русская красавишна в нем!

На работу в таком прийти. То-то коллеки порадуются. А морда лица начальника-то как изменится

Действительно оригинальный! Мирослава Вы молодец!) Когда смотрела мастер класс думала маленьким красавицам такое чудо, а тут и на взрослой барышне очень красиво выглядит!)

Но КУДА в этом идти? На тематическую вечеринку если только. ИМХО.

Спасибо за приятные слова.Сейчас девченки носят такие ободочки без повода,ведь лето еще не закончилось и с длинными платьями и приталеным силуэтом они смотряться красиво и оригинально))Ну а в холодный период времени,вседа будут дни рождения,праздники,юбилеи и фотосессии:)))

классненький, у меня когда-то давно был ободок-чалма, с такой фигушкой посередине, очень необычный, хорошо смотрелся. Ваш мне даже больше нравится. Я б пошла хоть куда, в таких то платьях особенно, но у меня сейчас столько волос нет))

А в Баварии, например, в национальных костюмах с гордостью ходят по праздникам, и также носят как повседневную одежду (не офисную, конечно). А мы, русские, думаем, ну почему же у нас к национальному костюму нет такого уважения?

Спасибо большое за приятные слова!!Я сама тоже шью одежду и планирую в этом году начать выпускать как раз коллекции именно современной одежды,но пропитаной славянскими нотками и традициями:))Как раз малышь в сад пойдет и начну:)))

Девочки спасибо большое за теплые слова,рада что Вам понравилось:)))Мне очень приятно!

Какая прелесть! Идея замечательная, процесс изготовления показан доступно, наглядно. Спасибо!

Я не понимаю таких аксессуаров, простите, но мк хорош! Не могла пройти мимо, т к автор- потрясающая красавица, просто чудо, пофотографировать бы хотелось такую красоту

Я не считаю свою работу «чем попало».В теме не указано что это кокошник как исторический головной убор.Написано ободок-кокошник.Мы живем в современном мире и главной задачей любого дизайнера— есть преобразование и интерпритация образов прошлых лет,а не точная копия,тогда развития моды никакого не будет,если все будут просто копировать то что было не придумывая и не подстраиваясь под течение времени.Очень вашжно предлагать современным девушкам что то новое,но при этом не отходя далеко от наших славянских образов. Я выставила свою работу как дизайнер лишь предложив идею,а не навязывая.

А вы хоть одну книгу по русскому костюму прочитали, чтобы «иметь свое мнение»?

Так вот, подытоживая свой длинный пост, может я и не в тему немного. НО, всегда надо приветствовать подобный интерес, даже если он не совпадает с вашими представлениями о правильности и истинности.

ЗЫ, ЧТобы на меня Татьяна не бросала тапки и не обвиняла в полном невежестве. Историк, диплом с отличием по истории культуры, специалист по истории моды)))

И еще раз. Я вообще терпеть не могу всякие ободочки. Но это. чудная и интересная вещь, которая (как подчеркнул сам автор) пригодится в ОСОБЫХ случаях.

«. радоваться надо, что молодые люди (или не молодые) проявляют интерес к истории костюма, к культуре, пытаются продолжать традиции. Да, они их (традиции) переосмысливают, но в этом-то и суть. «

Очень хорошо сформулировано!

И добавлю: тем традиции и отличаются от догм, что последущие поколения привносят в них что-то своё, новое.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector