Обработка народной песни что это

Обработка (в музыке)

Смотреть что такое «Обработка (в музыке)» в других словарях:

Обработка — (нем. Bearbeitung) в широком смысле слова всякое видоизменение нотного текста муз. произведения, преследующее определённые цели, напр. приспособление произв. для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, для… … Музыкальная энциклопедия

Обработка — в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения, преследующее определённые цели, например приспособление его для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, использования в учебно… … Большая советская энциклопедия

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В МУЗЫКЕ — С древнейших времен ист. материал получал отражение в нар. песне (см. Исторические песни). Ист. тема разрабатывалась и в рамках ср. век. церк. музыки (напр., рус. стихиры 12 в., посв. князьям Борису и Глебу). Возникшие в 17 в. в Европе опера и… … Советская историческая энциклопедия

Хоральная обработка — (нем. Choralbearbeitung, англ. choral arrangement, chorale setting, франц. composition sur choral, итал. elaborazione di un chorale, composizione su un corale) инстр., вок. или вок. инстр. произв., в к ром канонизированное песнопение… … Музыкальная энциклопедия

Транскрипция (в музыке) — Транскрипция в музыке, переложение музыкального произведения (аранжировка) или его свободная виртуозная обработка (концертная Т.). Играла важную роль в становлении инструментальной музыки; в 16 в. значительную часть произведений для клавишных… … Большая советская энциклопедия

Дебюсси, Клод — Дебюсси Клод Ашиль Claude Debussy … Википедия

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

Источник

Методическая разработка по теме «Методологические особенности работы над обработками (вариациями) народных песен»
методическая разработка на тему

В данной методической разработке представлены тезисы к семинару по заданной теме по следующим разделам:

1. Развитие творческих способностей детей в процессе оркестровой практики, как один из методов реализации функций системы дополнительного образования.

4. Методологические особенности работы над народными песнями (обработками) в инструментальном переложении.

6. Музыкально-эстетическое воспитание детей через соприкосновение с художественно-поэтическими образами народной песни: картины природы. Быта, исторические события, обряды, лирические переживания, сцены народных праздников, детские игры.

7. Специфика работы над динамичческими оттенками в обработках народных мелодий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«Методологические особенности работы

над обработками (вариациями) народных песен»

1. Развитие творческих способностей детей в процессе оркестровой практики, как один из методов реализации функций системы дополнительного образования.

Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Функции дополнительного образования

Оркестр русских народных инструментов – как воспитывающая система и активная образовательная среда.

Народная песня – музыкально-поэтическое повествование, рассказ, игра, притча, картина природы, обряд.

Дидактическая целесообразность воспитания юного музыканта на примерах детского фольклора

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Читайте также:  Русская народная сказка волшебные ягоды

Детский фольклор (пестушки, потешки, заклички)— универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта отобрали самые естественные и самые необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали, как сумму неких методических приемов, а облекли в художественную форму.

Концепция о детях как субэтносе (микрокосмос) Дети как самостоятельный субэтнос в рамках различных этносов мира оказываются носителями, хранителями и создателями своей субкультуры, которая определяется прежде всего наличием своей «картины мира». Детский фольклор, являющийся языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира.

Самый ранний младенческий, «дофонемный» (Л.П. Якубинский) период жизни ребенка связан с бытованием колыбельной песни – одного из главных слагаемых поэзии пестования. Колыбельные песни, как и другие произведения лирики материнства, уже на досознательной (для ребенка) стадии выполняют очень важную задачу включения его в процесс «культурации», врастания в культуру. И оно происходит с помощью таких художественных форм, которые соответствуют психологическим особенностям каждого возрастного этапа детства

(Исполнение муз. произведения «Как у нашего кота»)

Контрастность и яркость художественных образов.

Контрастность темпо-ритмических особенностей (в соответствии с особенностями детского темперамента).

Принцип педагогической целесообразности (адекватность исполнительскому уровню учащихся, их психолого-педагогическим особенностям).

Принцип отбора музыкального материала, способного пробудить фантазию ребенка, обогатить его мир чувствами и эстетическими переживаниями

Интерпретация (исполнение) народных мелодий как произведений классического репертуара.

черты классического адажио, скандинавский колорит,

динамические «волны» как средство создания музыкальной формы)

4. Методологические особенности работы над народными песнями (обработками) в инструментальном переложении.

Выразительные средства народной песни

ладозвукорядная система (от простейших малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»).

ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений);

формы (строфы, куплеты, свободные, вариационные формы).

(Исполнение муз. произведения «Василек»)

Современный оркестр русских народных инструментов (о.р.н.и.) включает в свой состав следующие группы и инструменты: представление групп оркестра:

Приемы дифференцированного оркестрового изложения предполагают использование инструментальных групп оркестра в качестве различных, относительно самостоятельных тембровых единиц, функции которых ясно, четко разграничены.

Структура о.р.н.и. предопределяется, прежде всего, особенностями взаимосвязей домр и балалаек, составляющих основную массу инструментов оркестра.

Баянам и духовым инструментам (флейтам, гобоям) в о.р.н.и. принадлежит особая, исключительная роль. Имея немало общего в своих тембровых, динамических и некоторых иных характеристиках, баяны и духовые инструменты на общем оркестровом фоне образуют тембровую сферу, во всех отношениях противостоящую звучанию других инструментальных групп.

Гусли относятся к числу основных, «старейших» участников о.р.н.и. и находят самое широкое применение в инструментовке для данного состава. При всём разнообразии использования гуслей в современных партитурах, их роль в оркестре сводится к двум основным функциям: колористической и динамической.

Использование ударных инструментов в народном оркестре (по сравнению с другими инструментальными составами) чрезвычайно своеобразно.

Дело в том, что приёмы игры на струнных инструментах о.р.н.и. (домрах, балалайках, гуслях) и ударных инструментах опираются на общий принцип звукоизвлечения: короткие звуки исполняются с помощью удара (щипка), долгие звуки – с помощью тремоло.

(Исполнение муз. произведения «Аннушка»)

6. Музыкально-эстетическое воспитание детей через соприкосновение с художественно-поэтическими образами народной песни: картины природы. Быта, исторические события, обряды, лирические переживания, сцены народных праздников, детские игры.

Всемирно известная обработка Щедрик относится к тем, над которыми Николай Леонтович работал почти всю жизнь.

(Исполнение муз. произведения «Щедрик»)

7. Специфика работы над динамическими оттенками в обработках народных мелодий.

Разнообразие динамических оттенков в звучании оркестра русских народных инструментов.

Динамика как способ создания развернутой формы произведения.

(Исполнение муз. произведения «Хлопчик пашенку»)

Музыкальный Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для музыкального развития, образования и воспитания наши дни. Потому что именно народная песня (в инструментальном варианте в том числе) включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях и воспитываются наши дети. Знание фольклора может дать ребенку знание народе, истории культуре и в конечном итоге о самом себе.

(Исполнение муз. произведений «Казав мене батьку»,

Источник

Обработка народной песни

Беларусь издревле называют песенным краем. В народной песне сохранились мысли и чувства наших предков, поэтический строй их души, особенности мировоззрения. В песнях своеобразно отражался национальный психологический склад.

История записи белорусской народной песни насчитывает больше 100 лет. Одним из первых собирателей выступил в 30-х годах 19 века уроженец Новогрудчины Ян Чечет.

Читайте также:  Понижены тромбоциты лечение народными средствами

Один из старейших фольклористов-этнографов республики Н.Чуркин начал свою деятельность по собиранию народных песен ещё в 1908 году. Он собрал более 3-х тысяч народных песен, но большая часть их была утеряна в годы Великой Отечественной Войны. Только небольшая часть их опубликована. Систематическое собирание белорусских народных песен начинается с 1903 года, когда была основана Музыкально-этнографическая комиссия товарищества любителей естествознания, антропологии, этнографии при Московском университете. Председателем музыкальной секции стал Н.Янчук. Вице-председателем был А.Гречанинов.

Новый этап по собиранию народных песен начался в 1925 году, когда при секции искусства Института белорусской культуры была создана музыкальная подсекция (возглавил А.Гриневич), призванная проводить систематическую работу по собиранию и изучению народных белорусских песен. Плодотворно работали А.Гриневич, Н.Чуркин, В.Теравский, А.Егоров, Я.Прохоров, И.Любан, С.Полонский, Н.Соколовский, П.Подковыров, С.Крошнер, Г.Ширма, Г.Цитович, Л.Мухаринская.

Богатство белорусского песенного фольклора проявляется в многоцветии местных певческих традиций – северной, южной, восточной, западной и центральной зон Белоруссии. Из них особенно выделяются в отношении самобытности традиций Поозерье (северная зона), Полесье и Могилёвщина.

Северобелорусская песенная традиция отличается наибольшей строгостью и сдержанностью. Это зона одногоосия. Прозрачная, мягко-прозрачная манера исполнения придаёт песням Поозерья особую, как бы первозданную чистоту.

Могилёвщина – центр хороводно-игровых традиций. Хороводная пластика, игровые действия пронизывают здесь почти все жанры народно-песенного искусства. Каждая песня, по местному определению, поётся «картинкой», когда пение, игра, танец составляют одно целое.

Громадное значение в предвоенный период несла деятельность Г.Р.Ширмы в Западных областях Беларуси. На ниве народно-песенного творчества он организует любительские хоры, в репертуаре которых основное место занимают белорусские народные песни. Почти за два десятилетия Георгий Романович побывал во всех уголках Западных областей, где записал народные песни, а также проводил большую пропагандистско-просветительскую работу по линии ТБШ (товарищество белорусской школы), ответственным секретарём был. За эту деятельность Ширма неоднократно подвергался репрессиям польских властей. Понимая, какие жемчужины национального фольклора находятся в его руках, Георгий Романович делает всё возможное, чтобы «одеть» их в соответствующую «оправу». Он устанавливает творческие связи со многими композиторами, работавшими в это время в Литве, Западной Украине (среди них К.Галковский, М.Гайворонский, Ф.Колесса, А.Кошиц), посылает свои записи народных песен А.Гречанинову, жившему в то время в Париже.

Расцвет жанра хоровой обработки в белорусской музыке начался с 50-х годов. Во многом он был обусловлен решением Первого Пленума Союза композиторов БССР (1947г.), который обратил внимание композиторов на богатство национального фольклора.

В этот период в жанре обработки активно работают Н.Аладов, А.Богатырёв, П.Подковыров, Г.Пукст, Н.Соколовский, Е.Тикоцкий, А.Туренков, Л Захлевный.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Русская народная песня в обработке композиторов-классиков

Русская народная песня в обработке композиторов-классиков

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками.

П е д а г о г. Народные песни существуют издавна. Матери и бабушки убаюкивали младенцев ласковыми колыбельными, развлекали их пестушками и потешками («Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-ворона» и др. Пропойте с детьми песенки-потешки «Сорока-ворона», «Петушок». Затем предложите послушать эти песенки-потешки в обработке А. К. Лядова в исполнении детского хора).

Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и провожали Масленицу, закликали весну, допускались на взрослые посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил жизни. Существовало множество свадебных песен, песен о семейной жизни. Невеста прощалась с родительским домом, с подружками. На свадьбе пели песни-причитания, оплакивающие зачастую несчастную долю невесты, которую иногда выдавали за старого богатого, но немилого сердцу человека.

В песнях о семейной жизни звучала грусть молодой женщины о родительском доме, о родной стороне.

Если девушка выходила замуж по любви, в песнях звучали другие настроения. Иногда одну и ту же песню о семейной жизни пели по-разному (даже с разными словами) в зависимости от того, удачным ли оказалось замужество. Хороводная песня «Во поле берёза стояла» существует в двух вариантах.

Русские композиторы делали обработки народных песен: сочиняли к ним аккомпанемент, в котором подчёркивали то или иное настроение. Послушайте две разные обработки песни «Во поле берёза стояла». Первая сделана композитором Н. Римским-Корсаковым. Какое настроение передано в этом варианте песни? (Играет ее.)

Читайте также:  Пол ребенка народный предмет

Д е т и. Грустное, печальное, жалобное.

П е д а г о г. Да, в обработке Н. Римского-Корсакова эта песня звучит как плач, в ней рассказывается о загубленной девичьей судьбе, о девушке, выданной за немилого. Песня звучит горестно, будто причитание. Послушайте, как мрачно звучат аккорды аккомпанемента, которые словно застыли на низких, суровых звуках в басу. (Исполняет первую часть песни.)

Во второй части песни мелодия звучит в низком регистре, жалобно, тоскливо, а в верхнем голосе появляется словно плачущий подголосок мелодии, спускающийся вниз. (Исполняет фрагмент.)

И снова в конце песни возвращаются унылые басы, звучат как мрачный колокольный звон. (Исполняет фрагмент и всю песню целиком.)

Во втором куплете звучит мягкая, изящная вариация, появляется ажурный, более быстрый аккомпанемент. В конце песни нежно позвякивают бубенчики. (Исполняет фрагменты и всю песню целиком. Этот вариант песни может быть использован для хороводов.)

2-е занятие

Программное содержание. Углублять представления детей об обработках русских народных песен. Сравнивать обработки одной мелодии, сделанные разными композиторами.

П е д а г о г. Песни слагались в народе. Они передавались от родителей к детям. Лучшие русские народные песни выживали, другие забывались, ведь песни не записывались, а передавались изустно. Композиторы стали собирать и записывать мелодии русских народных песен. Они сочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра.

В обработках композиторы выражали своё отношение к песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с аккомпанементом, написанным разными композиторами, будет понятнее, что представляет собой сама обработка народной песни.

Какой характер песни подчёркивает композитор Н. Римский-Корсаков в своей обработке? (Исполняет ее.)

Д е т и. Весёлый, плясовой.

А как звучит эта песня в обработке П. Чайковского? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Она более спокойная, плавная, напевная.

Презентация

Источник

Презентация «Обработка народных песен»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Обработка народных песен. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Вы знакомы с музыкальным народным творчеством, с различными жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась раньше композиторской. В XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте..

Вот что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

Послушай русскую народную песню «Во поле берёза стояла…». П.И.Чайковский в Симфонии №4 (финал) её преобразовал, «украсил» различными звуковыми тембрами инструментов симфонического оркестра, изменил мелодию, каждый раз народная песня звучала по-новому, придавая новое музыкальное содержание, новый музыкальный образ. Интонационное развитие музыки помогает понять замысел композитора. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством проявляются: В создании своих собственных мелодий, по музыкальным образам и по интонационно-мелодическому складу близких к народным;

Музыка Композиторская Народная

Номер материала: ДБ-1267933

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector