Обработка народных песен композиторами

Русская народная песня в обработке композиторов-классиков

Русская народная песня в обработке композиторов-классиков

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками.

П е д а г о г. Народные песни существуют издавна. Матери и бабушки убаюкивали младенцев ласковыми колыбельными, развлекали их пестушками и потешками («Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-ворона» и др. Пропойте с детьми песенки-потешки «Сорока-ворона», «Петушок». Затем предложите послушать эти песенки-потешки в обработке А. К. Лядова в исполнении детского хора).

Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и провожали Масленицу, закликали весну, допускались на взрослые посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил жизни. Существовало множество свадебных песен, песен о семейной жизни. Невеста прощалась с родительским домом, с подружками. На свадьбе пели песни-причитания, оплакивающие зачастую несчастную долю невесты, которую иногда выдавали за старого богатого, но немилого сердцу человека.

В песнях о семейной жизни звучала грусть молодой женщины о родительском доме, о родной стороне.

Если девушка выходила замуж по любви, в песнях звучали другие настроения. Иногда одну и ту же песню о семейной жизни пели по-разному (даже с разными словами) в зависимости от того, удачным ли оказалось замужество. Хороводная песня «Во поле берёза стояла» существует в двух вариантах.

Русские композиторы делали обработки народных песен: сочиняли к ним аккомпанемент, в котором подчёркивали то или иное настроение. Послушайте две разные обработки песни «Во поле берёза стояла». Первая сделана композитором Н. Римским-Корсаковым. Какое настроение передано в этом варианте песни? (Играет ее.)

Д е т и. Грустное, печальное, жалобное.

П е д а г о г. Да, в обработке Н. Римского-Корсакова эта песня звучит как плач, в ней рассказывается о загубленной девичьей судьбе, о девушке, выданной за немилого. Песня звучит горестно, будто причитание. Послушайте, как мрачно звучат аккорды аккомпанемента, которые словно застыли на низких, суровых звуках в басу. (Исполняет первую часть песни.)

Во второй части песни мелодия звучит в низком регистре, жалобно, тоскливо, а в верхнем голосе появляется словно плачущий подголосок мелодии, спускающийся вниз. (Исполняет фрагмент.)

И снова в конце песни возвращаются унылые басы, звучат как мрачный колокольный звон. (Исполняет фрагмент и всю песню целиком.)

Во втором куплете звучит мягкая, изящная вариация, появляется ажурный, более быстрый аккомпанемент. В конце песни нежно позвякивают бубенчики. (Исполняет фрагменты и всю песню целиком. Этот вариант песни может быть использован для хороводов.)

2-е занятие

Программное содержание. Углублять представления детей об обработках русских народных песен. Сравнивать обработки одной мелодии, сделанные разными композиторами.

П е д а г о г. Песни слагались в народе. Они передавались от родителей к детям. Лучшие русские народные песни выживали, другие забывались, ведь песни не записывались, а передавались изустно. Композиторы стали собирать и записывать мелодии русских народных песен. Они сочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра.

В обработках композиторы выражали своё отношение к песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с аккомпанементом, написанным разными композиторами, будет понятнее, что представляет собой сама обработка народной песни.

Какой характер песни подчёркивает композитор Н. Римский-Корсаков в своей обработке? (Исполняет ее.)

Д е т и. Весёлый, плясовой.

А как звучит эта песня в обработке П. Чайковского? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Она более спокойная, плавная, напевная.

Презентация

Источник

Тема 2.7. Русская народная песня в хоровой обработке русских композиторов конца 19- начала 20 века.

В развитии русской хоровой литературы обработки В. Орлова занимают особое положение. Все они близки подлинным записям и построены за счет удвоения основных голосов в октаву. Все обработки написаны для смешанного хора, он использует неполные гармонические аккорды, плагальные обороты, различные ритмические движения в партиях. Иногда партитура достигает до 8 голосов «Вейся, вейся, капустка».

Важное место в творчестве А.Т. Гречанинова (1864-1956) имеют оригинальные хоровые произведения. Им создано множество хоров а капелла и с сопровождением. Все они отличаются рельефностью музыкальных образов, разнообразием приемов хорового письма. Такие хоры, как «Нас веселит ручей», «Лягушка и волк» и др. в хоровых обработках р.н.п. появляется ряд новых черт, ставших в дальнейшем характерными для данного жанра. Это стремление композитора создать за счет значительного вариационного развития развернутую хоровую композицию. Нередко вместе с изменением хоровой фактуры автор видоизменяет и мелодическую линию. Характерным для обработок является использование больших хоровых составов. Один из типичных хоровых приемов – передача мелодии из одной партии в другую, что способствует достижению разнообразных тембровых сочетаний. Обработки отличаются светлым колоритом. Часто применение регистров, особенно в произведениях для смешанного хора, придает им весеннее настроение. Большое значение в обработках имеют скорые, плясовые народные напевы. Им свойственна значительная подвижность даже в басу. Подголосочная структура изложения в обработках является основной. В то же время композитор широко применяет разнообразные средства классической полифонии. Особенности развития темпа – постепенное темповое ускорение, что придает произведению большую устремленность («Лен», «Пойду ль я, выйду ль я»). Автор применяет динамические контрасты, постепенное динамическое изменение. Сложен гармонический план хоров, можно встретить ряд тональных отклонений. В некоторых случаях композитор применяет такой специфический прием, как хоровое стаккато, что подчеркивает ритмическую остроту звучания. Обработки автора отличаются звучанием, большой вариационностью, что нашло в дальнейшем отражение в обработках Чеснокова, Никольского, Василенко и др.

Читайте также:  Русский народный костюм мальчик своими руками

Хоровые произведения В.С. Калинникова (1870-1927) сразу завоевали широкую известность и прочно вошли в репертуар многих хоров. Основную роль в творчестве играет его оригинальные хоровые произведения такие, как «Зима», «Элегия», «На старом кургане». В 1929 году выходит из печати пять русских народных песен: «Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Заиграй моя волынка», «»Вниз по матушке, по Волге, «Эй, ухнем!». Все они предназначены для а капельного исполнения смешанным составом хора. От начала до конца сохраняется строгое четырех голосие, встречаются песни, где партитура в отдельные моменты достигает семи голосия. Обработки автора несложны по музыкальному языку. Они сделаны просто, но в то же время каждая из них обладает развитым голосоведением. Композитор не использует развернутую полифонию у него отсутствует элемент полифонической техники, как имитация. Однако вместе с тем он часто применяет контрастное полифоническое письмо – органный бас, выдержанные звуки в средних голосах, вариационное изложение, трехчастная репризная форма. В гармоническом языке наличие побочных ступеней, плагальных оборотов, неполных гармонических созвучий. Автор пользуется приемом передачи мелодии из голоса в голос, возможностями динамического развития – контрасты, постепенное изменение силы звука. В обработках можно встретить движение параллельными октавами – прием встречавшийся у Кастальского. Одним из приемов, раскрывающих особенности музыкального языка обработок автора, может послужить песня «Заиграй, моя волынка». Калинников не сразу вводит все хоровые партии. Вначале звучат одни женские голоса, к ним присоединяется тенора, и в конце куплета басы. Развитие второго куплета – с женской группой хора появляется басовый голос, усиливаемый затем партией тенора. В третьем куплете смешанный хор: сопрано, альт, тенор. Последний куплет почти не отличается от второго. Каждый куплет представляет собой период, состоящий из двух предложений. Для данной обработки характерно сочетание гармонического склада с элементами подголосочного.

А.Д. Кастальский (1856-1926), как композитор сформировался еще в дореволюционное время. Важное место среди произведений занимают обработки р.н.п. являясь членом Московской музыкально-этнографической комиссии, он постепенно изучал музыкальное наследие нашего народа. Одним из первых начинает объединять отдельные хоровые обработки в циклы. В 1913 году он создает цикл «Картины русских народных праздников в обрядах и песнях».В цикле – семь хоровых обработок, рисующих разные картины сельских работ. Это хоровая сюита. Так же композитор использует в своих обработках звучание русских народных инструментов. Так, цикл «Сельские работы в народных песнях» создан для смешанного хора и оркестра народных инструментов. Для обработок характерна широта подголосочного развития, интенсивная устремленность динамики хора. Начинаясь часто отдельным звучанием, песня к концу достигает большой динамической насыщенности – «Посев». Отражая черты русского подголосочного склада, автор придает голосоведению большую свободу – «Ты рябинушка». Существенно варьируется в обработках и гармоническое сопровождение. В результате свободного подголосочного движения гармонический язык в процессе развития постепенно обновляется, приобретает в каждом куплете иные оттенки звучания.

А.В. Кастальский использует различные приемы композиторской техники – их слияние с элементами народной подголосочности. Обработки значительны по объему. Чаще всего в них применяется куплетно-вариационная форма – 4, 5, 7 куплетов. Наиболее широко в творчестве композитора представлены обработки для большого многоголосного смешанного хора. Охотно использует дивизии. В ряде случаев осуществляет деление партии на три голоса, что приводит к образованию девятиголосной хоровой партитуры. В обработках отражены различные лады народной музыки. Наряду с распространенными натуральными мажором и минором встречаются обороты старинных ладов: фригийский, миксолидийский. Композитор применяет мощное полнозвучное форте и тончайшее пианиссимо, стремительное крещендо и постепенное диминуэндо, внезапная смена динамики и равномерное ее нарастание. Смену темпа можно применять и в начале нового куплета, и в каденциях, и в конце произведения. В отдельных обработках можно встретить прием звуковой изобразительности. Например, в песне «Звонили звоны» началу мелодии предшествует приглушенные аккорды в нижнем регистре, воспроизводящие звучание колоколов. По характеру музыкального развития хоровые обработки разделяются на две группы. Одной из них свойственна большая простота в выборе средств хорового письма. Композитор осторожно прибегает к полифоническим приемам. Они чаще всего ограничиваются басовой хоровой педалью, на фоне которой звучат остальные партии хора. Диатонический звукоряд является здесь основным. Элементы хроматизма встречаются редко. Для произведений данной группы характерен гомофонно-гармонический склад изложении, сочетающийся с подголосочной основой русской народной песни. Использует прием – главная мелодическая линия, проходящая в одном из нижних голосов, развивается на фоне повторяющегося на одном звуке подголоска в верхней партии хора. Кульминации обычно предшествует подготовка – постепенное динамическое нарастание с одновременным ускорением темпа к концу песни. («Утенушка луговая», «Прибаутки»). В другой группе важную роль выполняют большой гибкостью и мелодической самостоятельностью. В различных партиях хора возникают нисходящие хроматические ходы, сопровождающие линию основного напева. Каждый куплет такой обработки отличается относительной завершенностью. Это как бы небольшой законченный эпизод, являющийся частью развернутого хорового произведения. Кульминация не совпадает с заключительными аккордами обработки и наступает внезапно в начале одного из куплетов песни «На горе петухи поют», «Звонили звоны».

Читайте также:  Пальма в квартире народные приметы

Обработки народных песен для хора русскими композиторами конца19-начала 20 века – важнейший этап в развитии отечественной хоровой литературы. Стремление создать хоровые обработки значительных масштабов стало для русской реалистической музыки 20 века характерным. Оно было направлено на то, чтобы вывести исполнение народной песни на концертную сцену и помогло воспитать художественный вкус слушателей.

В конце20-30-х годов обработки получили широкое распространение среди хоровых коллективов. Особенно самодеятельных хоров.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Русские народные песни и мелодии в творчестве композиторов-классиков.

Обычно я пишу посты когда что-то наталкивает меня на мысль, что неплохо было бы об этом написать. Вот и на этот раз, случилось именно так. Смотрел на днях последнюю версию «Анны Карениной» режиссера Джо Райта с великолепной музыкой Дарио Марионелли. Картина очень понравилась. Но сейчас разговор не о ней. Дело в том, что Дарио Марионелли использует в своей музыке к фильму всем знакомую мелодию «Во поле березка стояла». Вот это и натолкнуло меня написать данный пост.
Будет правильно начать со слов Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
Современное ему аристо­кратическое общество с пренебрежением отно­силось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии прос­толюдинов. Бросив вызов подобным предубежде­ниям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произ­ведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

М.И. Глинка. «Камаринская»

К его луч­шим произведениям, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

М.И. Глинка. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин»

По «фольклорному» пути, проложенному Глин­кой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блес­тящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочине­ния.

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». «Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»)

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

П.И. Чайковский «Анданте кантабиле» из Струнного квартета №1

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня «Сидел Ваня», романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку» в финале Первого фортепианного концерта композитора.

С.В. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано (исп. Ван Клиберн)

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Музыка/Народная

Метки: народные песни народная музыка классическая музыка композиторы русские народные песни

Процитировано 17 раз
Понравилось: 16 пользователям

Источник

Презентация «Обработка народных песен»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Обработка народных песен. Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

Вы знакомы с музыкальным народным творчеством, с различными жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась раньше композиторской. В XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте..

Вот что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

Читайте также:  Хронический цервициты что это такое народные средства

Послушай русскую народную песню «Во поле берёза стояла…». П.И.Чайковский в Симфонии №4 (финал) её преобразовал, «украсил» различными звуковыми тембрами инструментов симфонического оркестра, изменил мелодию, каждый раз народная песня звучала по-новому, придавая новое музыкальное содержание, новый музыкальный образ. Интонационное развитие музыки помогает понять замысел композитора. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством проявляются: В создании своих собственных мелодий, по музыкальным образам и по интонационно-мелодическому складу близких к народным;

Музыка Композиторская Народная

Номер материала: ДБ-1267933

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
статья по музыке

Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен.

Скачать:

Предварительный просмотр:

13. Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов

Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, солдатские, городские песни и частушки.

Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).

Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя» ; в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).

Глинка считается первым из русских композиторов, использовавшим в своём творчестве русские темы. Чайковский сравнивает его с жёлудем, из которого выросла русская музыка.

Композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление. Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, — то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством.

Песня — живая, говорящая, звучащая о прошедшем летопись.

Гоголь писал «Петербургские записки» под свежим впечатлением от глинкинской оперы «Иван Сусанин».

Глинка первой оперой своей обнаружил новое понимание народной песни как массового непрерывного творчества, проявляющегося по всей стране. Он понял, что народная опера — не попурри из русских песен, а мышление звуками в присущем народу.

Новое главное качество оперной музыки Глинки, отмеченное сразу же наиболее чуткими современниками, заключалось в том, что не от количества набранных в оперу подлинных и притом старинных песен зависело преимущественное впечатление русского национального песенного характера музыки. Музыка по формам и сложению своему звучала как будто общепринято, «по-европейски».

Чем же объяснить ту постоянную глубокую тягу к песенности, которую всегда чувствует каждый русский музыкант и в чем Глинка остался пока еще примером наибольшей полноты вникания? При этом чем глубже песенные мелодии народа, тем они чище в смысле подлинности интонации, т. е. тона, в котором слышна сущность народа и, главным образом, открытость и широта высказывания чувства,— тем они сильнее привлекают к себе.

Наличие этих черт в музыке и дает ей тот призвук русского, который так удивлял иностранцев при первых знакомствах с капитальными выступлениями русских классиков за границей.

В народной песне звучит всей глубиной своей человечность, все пережитое, передуманное и испытанное русским народом. Так поет страна, для которой жизнь была всегда нелегким времяпрепровождением. В протяжной песне состав ее свидетельствует о веках упорной работы. Но главное все-таки в душевном богатстве и глубине чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии.

Чтобы понять этот мир интонаций в его цельности, лучше всего внимательно вслушаться в музыку.

М. Глинка «Камаринская»
Н. Римский-Корсаков «Пастуший наигрыш из оперы «Снегурочка»
П. Чайковский «Пастуший наигрыш из оперы «Евгений Онегин»
П. Чайковский, симфония № 4
А. Лядов «Шуточная»
Бородин, хор «Солнцу красному слава», фрагмент из оперы «Князь Игорь»
Чайковский, финал 4 симфонии (фрагмент)
Чайковский, «Трепак» из балета «Щелкунчик»
Колыбельная, р.н.п. в обработки Лядова
Р. Щедрин «Озорные частушки»

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector