Сборники русских народных песен с нотами для хора и текстами в обработке советских композиторов
Русские народные песни
в обработке советских композиторов
для смешанного хора без сопровождения
состваитель Н.Котикова
«Музыка», 1970г.
номер 1138
Партитура: сопрано, альты, тенора, басы
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
Русские народные песни
в обработке советских композиторов
«Государственное музыкальное издательство», 1946г.
номер м18403г
1. Эй, ухнем!—Обработка А. Новикова, для смешанного хора с фортепиано
2. А дождь хлещет.— Обработка А. Новикова, для смешанного хора с ф-п. в.
3. У нас было на Дону.— Обработка Д. Васильева-Буглая, для смешанного хора с ф-п.
4. На горе стоит Москва.—Обработка Н. Речменского, для смешанного хора с ф-п.
5. На заре было.—Обработка П. Триодина, для смешанного хора с ф-п.
6. Как со вечера дождь.— Обработка П. Триодина, для смешанного хора с ф-п.
7. Куманёчек. побывай у меня.— Обработка А. Колосова, для смешанного хора с ф-п.
8. Вот мчится тройка удалая.— Обработка А. Колосова, для смешанного хора с ф-п.
9. Рябинушка.— Обработка А. Новикова, для мужского хора с ф-п.
10. По улице мостовой,— Обработка Б. Александрова, для мужского хора с ф-п
11. Со сторонушки.—Обработка Б. Мокроусова для мужского хора с ф-п.
12. Сегодня день то печальный, —Обработка В. Белого, для хора a capella
13. С терема на терем.— Обработка В.Белого, для хора a capella
14. Горы Воробьевские.— Обработка С. Булатова, для жора a capella
15. Меж крутых бережков.— Обработка М. Иорданского, для хора a capella
16. За Уралом за рекой.—Обработка Д. Васильева-Буглая, для хора a capella
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
Русские песни
в обработке для народного хора без сопровождении
составитель А.Копосов
«Советский композитор», 1961г.
номер с2111к
Выпуская настоящий сборник, издательство стремилось помочь самодеятельным хоровым коллективам пополнить свой репертуар русскими народными песнями, обработанными для народного хора без сопровождения.
В сборнике представлены различные по характеру песни: от протяжных («Не за речкою было, не за Волгою») до игровых и плясовых («Ах,ты, Паша-Параша»).
Наряду со сравнительно легкими песнями (например, «Хорошо было детинушке»), в сборнике имеются и такие песни, как «Конопелька», рассчитанные на более подготовленные коллективы.
Материал сборника составлен из песен, исполняемых хором русской песни Всесоюзного радио.
Сборник может быть использован и как пособие для хоровых классов музыкальных учебных заведений.
1. Летал по над Волгой. Обработка Н. Некрасова, слова О. Ковалевой
2. Колыбельная. Обработка Н. Кутузова
3. Был у меня муж. Обработка Н. Кутузова.
4. Я по жердочке шла. Обработка Н. Кутузова.
5. Ах, ты, Паша-Параша. Обработка Н. Кутузова.
6. На заре было, на зореньке. Запись и обработка А. Абрамского
7. Ой, вы, ветры-ветерочки. Обработка Н. Кутузова, слова В. Бокова
8. Уж ты, тропка-тропинка. Запись и обработка А. Абрамского.
9. Конопелька. Обработка А. Колосова
10. Купил Ваня косу. Запись и обработка А. Абрамского.
11. Как за лесом, за поляной. Обработка Н. Кутузова.
12. Не бела заря. Обработка Н. Кутузова
13. Ходил, гулял добрый молодец. Обработка А. Рудневой.
14. По Дунаю, по тихому. Обработка А. Рудневой.
15. Не за речкою было, не за Волгою. Запись и обработка А. Колосова
Скачать ноты
Спасибо Анне за сборник!
Русские песни
в обработке для народного хора в сопровождении баяна
Выпуск 2
составление и общая редакция А.Копосова
«Советский композитор», 1961г.
номер с2582к
Скачать ноты
Источник
Обработки народных песен для мужского хора
Сольное и хоровое народное пение запись закреплена
Русские народные песни в обработке М. Мусоргского
М.Мусоргский любил народную песню. Тема народности главная тема его творчества. В одном из писем композитор писал: «…Как меня тянуло и тянет к этим родным полям…. – недаром в детстве мужичков любил послушивать и песенками их искушаться изволил…» (письмо В. Никольскому) Изучая её по различным сборникам, делал записи заинтересовавших его мелодий для своих сочинений. Правда, Мусоргский не объединил записанных им песен в сборник, не обработал их, не подготовил к изданию, как М.Балакирев и Н.Римский-Корсаков. Он делал эти записи от случая к случаю, на отдельных листках нотной бумаги, но почти всегда помечал, когда и от кого записал песню.
В 80-е годы Мусоргский знакомится с Иваном Федоровичем Горбуновым, который прославился изображениями в лицах сцен из народной жизни, купеческого и чиновнического быта. Модест Петрович высоко оценил его дарование. Горбунов напел Мусоргскому песню «Исходила младенька», которая вошла в «Хованщину» как песня Марфы.
Для работы над «Сорочинской ярмаркой » Мусоргскому нужна была украинская народная песня. В его записях сохранилось 27 народных украинских песен. Многие песни он записал от разных знакомых лиц. Одним из них был писатель Всеволод Владимирович Крестовский, который имел вкус к народному творчеству и написал ряд песен, легенд и сказаний в народном духе.
В 1871г Мусоргский присутствовал на собрании географического общества. С исполнением былин там выступал знаменитый сказитель Т. Г. Рябинин. Мусоргский сделал очень интересные записи. Напев былины «Про Волгу и Микулу» он ввел в сцену под Кромами.
В 60-е гг. Мусоргский сблизился с русским музыкально-общественным деятелем, собирателем, исполнителем, знатоком и пропагандистом русских народных песен Терентием Ивановичем Филипповым, который оказывал ему материальную поддержку. (По дарственной Мусоргского, Филиппов являлся фактическим владельцем всех произведений композитора. В 1886 Филиппов заключил договор с фирмой «В. Бессель и Кє» на опубликование неизвестных произведений. Мусоргского)
В 1880 году М.П.Мусоргский записал с голоса Филиппова пять песен. Композитор сделал их обработки для четырехголосного мужского хора:
Внимательно рассматривая и сравнивая между собой обработки, видим каждое произведение со своими художественными особенностями и музыкально-выразительными средствами.
Выбор фактуры, смена регистров, трактовка хоровых партий, роль солистов, определение средств гармонического развития находятся у Мусоргского в постоянной зависимости от основной художественной цели.
2. «У ворот, ворот батюшкиных» (Там же).
Веселый плясовой характер мелодии требовал подвижной фактуры – этим качеством наделялись голоса хоровых партий. куплетно вариационная форма, где развитию поддаются голоса второстепенных партий т2, б1,б2. В первых двух фразах логический смысловой акцент приходится на слабую долю такта, потом перемещается на сильную долю, что скрепляет метроритмическую основу песни. определяющий момент художественной трактовки – динамический контраст. сложности в исполнение дикционные, ритмические.
3. «Уж ты воля, моя воля» (Обработка для двух теноров соло и мужского хора) (Сборник хоров «Думский кружок». М., 1884, II выпуск).
принцип одновременного звучания голосов хора и солистов верхний регистр хора передан солистам. Роль хора как аккомпанемента выявлена продолжительно звучащими хоровыми аккордами. переменный лад
4. «Скажи, девица милая» (Сборник хоров «Думский кружок». М., 1884. III выпуск).
чередование голосов солиста и хора, частичное варьирование
5. «Плывет, всплывет» (не закончена).
Хоровые обработки русских народных песен Мусоргского – качественно новый этап в жанре обработки (наряду с обработками Римского-Корсакова). Глубокое проникновение в музыкальную основу подлинного крестьянского песенного творчества.
Источник
Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
ПОПУЛЯРНЫЕ РУССКИЕ ПЕСНИ
Для вокальных народных ансамблей
составитель А.Шелепнев
«Советский композитор», 1989г.
номер с8800к
Скачать сборник
Русские народные песни
Н. Римский-Корсаков
для смешанного хора (партитура и голос)
«МУЗГИЗ», 1937г.
номер м1838г
(pdf, 1.14 Мб)
Текст песни:
Взайди, взайдика, солнышко, не низко а не высоко
Не низка а не высока, на новаи сени
Зайди, зайдика, братец, ка сестрице юв гости
Спраси, спрасика, братец, про сястрицено горе
Здэрова ль, моя сястрица, здэрова ль, моя родная,
Здэрова ль, моя родная, не очени я здэрова
Не очени я здэрова, есть чятыре у меня горя
Есть четыре у меня горя, пятая ж она крушина
Пятая ж она крушина, она меня сокрушила
Как первое мое горе – свёкор а он ворчаливый
А второе мое горе – ой да свекра воркотлива
А как третие- то горе–деверёк а он насмешник
Как четверытое горе – да золовушка-смутьянка
Пятая ж она крушина – а как муж жену не любит
Потерпи, моя сестрица, потерпи, моя родная
Свёкор а он ворчаливый, свёкор да он скоро помрет
Ой да Свекра воркотлива, за ним следом в землю пойдет
А что Деверк-насмешник, в чужих людях да он возьмёт
А Золовушка-смутьянка, сама она замуж выйдет
А что Муж жену не любит, он другою и не возьмёт
Он другую и не возьмет, а тебя а не минует
А тебя то не минует, да три раза поцелует
Скачать сборник
Н. Римский-Корсаков
Русские народные песни переложенные на народный лад
для женского, мужского и смешанного хоров без сопровождения
соч.19
“Музыка”, 1990г.
номер 14155
Тетрадь первая
1. СВАДЕБНАЯ. «Из-за лесу, лесу темного.»
2. СВАДЕБНАЯ «Как при вечере, вечере.»
3. ТРОИЦКАЯ «А и густо на березе листьё.»
4. СВАДЕБНАЯ «Зелена груша в саду.»
5. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ «Как за речкою.»
Тетрадь вторая
1. ХОРОВОДНАЯ «Во лузях.»
2. ПРОТЯЖНАЯ «Что вились-то мои русы кудри.»
3. ПРОТЯЖНАЯ «Подуй, подуй, непогодушка.»
4. ПРОТЯЖНАЯ «Ах, талан ли мой.»
5. РАЗБОЙНИЧЬЯ «Ты взойди, взойди, солнце красное.»
Тетрадь третья
1. ХОРОВОДНАЯ «Взойди ты, взойди ты, солнце.»
2. ТРОИЦКАЯ ХОРОВОДНАЯ «Ай, во поле липенька.»
3. ВЕСЕННЯЯ ХОРОВОДНАЯ «Заплетися, плетень.».
4. ХОРОВОДНАЯ «Посмотрите-ка, добрые люди.»
5. ХОРОВОДНАЯ «Со вьюном я хожу.»
Скачать сборник
Двадцать пять народных песен
в обработке для смешанного хора
«МУЗГИЗ», 1936г.
номер м15026г
Русские народные песни
1. Ой, да ты калинушка
2. Уж и я ли молода
3. Мой муженька рабатешенька
4. Сеяли девушки яровой хмель
5. Ночка моя, ночка
6. Я на камушке сижу
7. Что ж ты, Ваня
8. Чтой-то звон
9. Вниз по матушке по Волге
Украинские народные песни
1. Нашуміла ліщинонька
2. Ой, з-за гори кам’яноі
3. Та нема гiрш нікому
4. Ой знати, знаті
5. Ой, від саду
0. Пливе човен води повен
7. Ой, горе тій чайці
8. Кучерява Катерина
9. Чом, чом не прийшов
Белорусские народные песни
1. А ў полі вярба
2. Зялёны дубочак
3. Ой, ты, рзчанька глибока
4. Ой, з-пад лесу, лесу цёмнага
5. Ой, зялёна, зялёна
6. Бульба
7. Янка
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
Народные песни в обработке Н.Кутузова
для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
«Советский композитор», 1984г.
номер с5773к
(pdf, 3.88 Мб)
Скачать сборник
Хоровые произведения
Русские народные песни
в обработке для хора в сопровождении фортепиано В.М. Орлова
«Музыка», 1983г.
номер 12017
История русского хорового искусства знает много имен композиторов, одаренных хормейстеров-дирижеров— ревностных собирателей и хранителей лучших народно певческих традиций.
Таким человеком был Василий Михайлович ОРЛОВ (1858—1901). Его недолгая жизнь была целиком и безраздельно отдана хоровому делу (к сожалению, в литературе мы находим лишь самые общие сведения о его творческом пути). Известно, что Орлов получил серьезное музыкальное образование: учеба в Московском синодальном училище, занятия в Московской (у Чайковского) и Петербургской (у Римского-Корсакова) консерваториях. В эти годы формируется его композиторский стиль (им написаны детские оперы, хоры, романсы, духовные сочинения), определяется глубокая привязанность к хоровой музыке, пробуждается интерес к русской народной песне, фольклору.
Свою композиторскую деятельность Орлов сочетал с постоянной хормейстерской практикой: это и хор духовной семинарии в городе Острожске, и хоровая капелла графа Строганова, где он работал до 1893 года, и, наконец, хор Казанского собора в Петербурге.
С особой любовью В. М. Орлов занимался изучением, собиранием и обработками русских народных песен Только в одной Тамбовской губернии им было записано 193 песни, среди которых мы встречаем и протяжные лирические («Взойдёт солнце, взойдёт красно», «Сохнет, вянет в поле травка», «Нападала роса», «Сестрицы, подруженьки» и др.), и шуточные игровые («У ворот в гусли вдарили», «Ой, во поле, на поляне», «В огороде трава»). Многие из собранных и записанных им песен представляют собой интересные варианты уже знакомых нам по другим сборникам. Таковы, например, «Уж ты поле мое», «Ой, не было ветру», «Ты река ли моя, реченька», «Земляничка ягодка» и другие.
В своих хоровых обработках русских народных песен В.М. Орлов очень чутко и бережно относится к основным принципам и свойствам народного многоголосия. В хоровой фактуре его обработок преобладают подголосочность, частые октавные дублировки партий, унисонные каденции. В гармоническом языке большую роль играют характерные для русской народной музыки несимметричные и переменные размеры.
Авторские переложения народных песен для четырехголосного смешанного хора и ф-п, включенные в настоящий сборник, сохраняя основные принципы народного хорового пения, отличаются масштабностью, яркостью, концертностью стиля. Большое значение приобретает в них куплетно-вариационное развитие. Вариации-куплеты — основная форма обработок композитора. Усложняется и ладогармонический язык: в отдельных куплетах-вариациях мы встречаем далекие тональные сдвиги («Как за реченькой»). Обработки В. М. Орлова отличаются богатством хорового письма: это и речитация, и лирическая кантилена, и легкое стаккато («Ой, веретены», «На заре-то было, на заре», «Вейся, вейся, капустка»).
Выпускаемые после долгого перерыва обработки В, М. Орлова не утратили своего художественного значения и в наши дни; они, несомненно, привлекут внимание профессионалов, а также любителей хорового пения к этой незаслуженно забытой, но интересной и своеобразной странице истории русской хоровой музыки.
Скачать сборник
Народные песни Нечерноземья
Для хора без сопровождения и в сопровождении баяна
составитель А. Костенко
“Советский композитор”, 1985г.
номер с7310к
В данный сборник вошли народные песни областей Нечерноземья. Старинные песни, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение, из века в век, бессмертны тем, что в них сама жизнь, чувства и мысли, переживания, всегда близкие человеку любого поколения. Обработки народных песен сделаны советскими композиторами, хорошо знающими специфику и исполнительские возможности русского народного хора.
Думается, что публикуемые произведения займут достойное место в репертуарах хоровых коллективов и ансамблей.
ТЫ ЖИВИ, РОССИЯ, ЗДРАВСТВУЙ!
КАК ПОСЕЮ Я ЛЕНКУ. Обработка Н.Кутузова
ДА МИМО САДИЧКУ. Обработка С. Пушкиной
НА ГОРЕ, ГОРЕ
МЕЖДУ ДВУХ БЕЛЫХ БЕРЕЗ. Обработка А. Костенко
ВОЗЛЕ САДУ. Обработка Н.Кутузова
НА ТОЙ ГОРУШКЕ. Обработка Ю. Зацарного
БЕРЕЗА, БЕРЕЗА. Обработка А. Костенко
НЕ ОРЕЛ ЛИ С ЛЕБЕДЕМ КУПАЛИСЯ
ЗА КУБАНЬЮ, ЗА РЕКОЙ. Обработка Н. Кутузова
ДОРОЖКА ТОРЕНАЯ. Обработка Ю. Зацарного
КАК НА ГОРКЕ НА КРУТОЙ
ПО ЗАГОРОДУ ГУЛЯЕТ. Обработка И. Ельчевой.
ТРАВА МОЯ КОВЫЛЯ
ОХ, ПОД ЯБЛОНЬКОЙ ТАКОЙ
А ВСЕ КУМУШКИ ДОМОЙ. Обработка А. Костенко
СТРАДАНИЯ. Обработка А. Леванова
ЕФРЕМОВСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка А. Федякина.
КАЛИНИНСКИЕ СТРАДАНИЯ. Обработка В. Клюева.
СОЛНЦЕ СЕЛО. Обработка Б. Киселева
ДЕКШИНСКИЕ ЧАСТУШКИ. Обработка А. Широкова
ПОЙДЕМ, ДРОЛЕЧКА, ДОМОЙ. Обработка В. Клюева.
РЯЗАНСКАЯ БАРЫНЯ. Обработка Е. Полова
ЧАСТУШКИ ПОД ГАРМОШКУ. Обработка Б. Молдавского
КАК У НАШЕЙ КАТИ. Обработка В. Маклакова
ПЕРЕКИНЬТЕ, ДЕВКИ, ШАПКУ. Обработка С. Пушкиной
ЗАВЛЕКЛИ, ТАК И ЛЮБИТЕ. Обработка А. Аверкина.
ИЗ АМБАРА БАБА ШЛА. Обработка И. Ельчевой
ОХ! ВЫ, РЕБЯТА. Обработка Е.Попова
Скачать сборник
Шесть Русских песен
Е. Земцов
для хоров без сопровождения
“Советский композитор”, 1982г.
номер с6036к
Скачать сборник
Десять русских народных песен
в обработке для смешанного хора
“МУЗГИЗ”, 1937г.
номер м14001г
1. Ай во поле липенька, обр. Н. Римского-Корсакова
2. Заплетися, плетень
3. У ворот, ворот, обр. А. Кастальского
4. Дуня
5. Степан Разин.
6. Виноград в саду цветет, обр. Г. Лобачева.
7. Посею лебеду
8. Сею, вею
9. Ах ты, зорька
10. Эй, ухнем, обр. Вик. Калинникова
Скачать ноты
Русские песни
в обработке для смешанного хора
“Госкультпросветиздат”, 1949г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1947—1948 гг., по постановлению Совета Министров РСФСР, был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности.
«Смотр сельской художественной самодеятельности явился значительным событием в культурной жизни советской деревни и способствовал развитию художественной самодеятельности в РСФСР. В смотре приняло участие около полутора миллионов колхозников и колхозниц, рабочих и служащих МТС и совхозов, представителей сельской интеллигенции. В период смотра было создано 11 500 новых коллективов художественной самодеятельности. Районные и областные смотры сельской художественной самодеятельности, а также заключительные концерты в Москве содействовали идейно-художественному росту коллективов художественной самодеятельности, улучшению их репертуара, повышению культурного уровня участников смотра, выявлению лучших коллективов и отдельных талантливых исполнителей».
Смотр показал, что сельская художественная самодеятельность в нашей стране — это широкое массовое движение, неиссякаемый источник народных дарований, народных мастеров-исполнителей. Выступления из заключительных концертах смотра таких превосходных хоровых коллективов, как колхозный хор села Нижний Кисляй Лосевского района Воронежской области; хор Шалакушского сельсовета Няндомского района Архангельской области, Уральский хор Измоденовского, Сипаевского и Барабановского сельсоветов Свердловской области и многих других коллективов, продемонстрировали расцвет в колхозной деревне русской народной хоровой культуры. Виртуозы-баянисты братья Гр. и Л. Коваль — колхозники артели «Красный хутор» Краснодарского края — показали замечательные образцы виртуозного мастерства. Выступления певцов, инструменталистов и танцевальных коллективов Татарской, Башкирской, Кабардинской, Удмуртской, Чувашской, Марийской и других автономных республик РСФСР—свидетельство небывалого роста народного творчества в братских республиках.
Песни, исполнявшиеся на смотре, глубоко отобразили горячую любовь народа к нашей великой Родине, к нашему великому вождю и учителю товарищу Сталину.
Совет Министров РСФСР в своем постановлении «Об итогах Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности» принял решение об издании сборника «Лучших народных старинных и современных советских песен, исполненных во время смотра сельской художественной самодеятельности».
Настоящий сборник содержит лучшие образцы новых советских и старинных русских народных песен, исполнявшихся на заключительных концертах смотра в Москве, на областных и районных смотрах. Вместе с тем, по разделам песен, недостаточно широко представленных на смотре, сборник дополнен рядом произведений из материалов экспедиций 1947—48 гг. Института этнографии Академии наук СССР, Всесоюзного дома народного творчества имени Н. К. Крупской и Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского.
В соответствии с репертуарным характером сборника, в записи песен внесены незначительные редакционные изменения. Все они оговорены в примечаниях. Там же по возможности приведены сведения о происхождении новых советских народных песен и указаны все установленные авторы слов и напевов.
В первый раздел сборника вошли песни советских поэтов и композиторов в авторских или авторизированных редакциях (сопровождение в них дано в переложении для баяна); во второй — народные советские песни; в третий — старинные народные песни.
Все музыкальные записи второго и третьего разделов точно воспроизводят народное хоровое многоголосное пение и народное баянное сопровождение. Исключение представляют лишь отдельные песни, к которым написано сопровождение для баяна композиторами В. Г. Захаровым и А. Г. Новиковым.
Записи исполнявшихся на смотре песен произведены кафедрой народной музыки Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского и Всесоюзным Домом Народного Творчества имени Н. К. Крупской.
Скачать ноты
Источник