Обработки народных песен свешникова

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Нотное издание
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
в обработке А. Свешникова

для хора без сопровождения
составитель Калинин Станислав Семенович
«Музыка», 1990г.
номер 14357
(pdf, 3 Мб)

В 1990 году музыкальная общественность нашей страны отмечает столетие со дня рождения выдающегося советского хорового деятеля, Героя Социалистического Труда, Народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий, профессора Александра Васильевича Свешникова. В его разносторонней, полной глубокого художественного содержания, музыкальной и общественно-педагогической деятельности отражен весь многотрудный путь развития русского советского хорового искусства. «Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело, — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга»» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.

Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный’ поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство, — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия».
Наряду с классическими обработками А. В. Свешникова в предлагаемый сборник вошли обработки менее известные, давно не переиздававшиеся, такие как «Час да по часу», «Светит светел месяц», «Запов1т» и др. Хочется надеяться, что сборник, выходящий к юбилею Александра Васильевича Свешникова, вызовет интерес у музыкальной общественности, в профессиональных и самодеятельных хоровых коллективах, у многочисленных любителей хоровой музыки.
С. Калинин

Скачать ноты для хора


НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
в обработке А. Свешникова для хора без сопровождения
«Советский композитор», 1977г.
номер с3944к

Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий профессор А. В- Свешников — выдающийся советский музыкант. Его обширные познания в области хоровой, музыки и вокального искусства, неутомимая репетиционная и дирижерская практика, отточенное мастерство управления хором, многогранная композиторская деятельность ставят его в ряды первых представителей музыкального искусства современности.

Деятельность А. В. Свешникова — это эпоха в становлении, развитии и достижениях нашей хоровой культуры, в создании принципиально нового советского стиля хорового исполнительства.
Композиторское творчество А. В. Свешникова ныне пользуется широкой известностью и популярностью далеко за пределами нашей страны. Получив прекрасное образование у выдающихся русских педагогов и композиторов—Б. Л. Яворского, А. Н. Корещен-ко, А. В. Свешников в своей композиторской практике руководствовался лучшими традициями русской композиторской школы. Огромную роль для последующей многолетней творческой деятельности А. В. Свешникова сыграли его встречи и занятия с С. И. Танеевым.
Одной из ярких страниц творчества Свешникова являются его хоровые обработки русских песен. Они отличаются необычайной стилистической чистотой, тонким вкусом и удивительной любовью к песенному богатству русского народа.

Читайте также:  Синовит локтевого сустава народные средства лечения

Продолжая принципы и традиции обработок народных песен Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Кастальского, Александр Васильевич всегда идет от истинного духа и природы песни.
Полифоническое голосоведение в его обработках отличается изяществом и красотой, истинно народным характером и, что особенно важно и характерно, удобством пения. Он никогда не посягает на главенствующее значение мелодического высказывания: его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой ис-полнителя-практика.

Многие обработки русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вниз по матушке, по Волге», «В темном лесе», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» и другие стали классическими образцами лучших песенных переложений.
Основное непреложное творческое кредо А. В. Свешникова в подходе к обработке народной песни, помимо знания и изучения фольклора, сохранения простоты и естественности, профессионального чутья, заключается в умении заставить «зазвучать» песню, выявить пластику и возможность каждого голоса и подголоска, чтобы песня пелась естественно, от природы голоса. Эти принципы находят особое выражение в творчестве Свешникова. С большой любовью и настойчивостью передает Александр Васильевич опыт, знания и любовь к русской песне своим многочисленным ученикам, среди которых известные композиторы — Р. Щедрин, А. Флярковский, Р. Бойко, В. Агафонников, В. Кикта; известные дирижеры и хормейстеры — А. Юрлов, В. Минин, А. Молодов, В. Ровда.

Скачать ноты к НП

Источник

Обработки народных песен свешникова

АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.


Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Во ку. во кузнице,
Во ку. во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

«Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са. под саменький,
Под са. под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра. по праздничкам,
По пра. по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.

Источник

Новое в блогах

Сообщество «Площадка Михаила Мороза»

Александр Свешников и его музыкальное наследие

«Люди, поющие всегда, выглядят счастливее, они все делают с увлечением, они бодры, жизнерадостны, в них вы всегда найдете что-то привлекательное, красивое. Певческий голос – одно из чудес природы. Кто им одарен, тот может считать себя счастливым человеком» – так говорил выдающийся русский хормейстер Александр Васильевич Свешников. 11 сентября исполняется 130 лет со дня его рождения.

Уроженец Коломны, он не получил высшего музыкального образования (закончил Народную консерваторию, учреждение, распространявшее музыкальную грамоту среди широких масс, и Музыкально-драматическое училище МФО, ныне – ГИТИС) и при этом стал одним из «краеугольных камней» русской хоровой культуры.

Известный хормейстер К. Птица, его ученик, говорил: «Это один из таких ходоков из народа, которые явились потом блистающей звездой на небосклоне музыкальных созвездий».

А. Свешников – человек-эпоха, его связывали дружеские отношения с писателем В. Короленко, а композитор С. Танеев поручал ему первые исполнения своих хоровых произведений. «Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело», — писал знаменитый дирижёр Е. Светланов.

Влияние Свешникова на отечественную хоровую традицию сложно переоценить. Непрестанно работая, создавая аранжировки, передавая знания, делясь любовью к музыке, он заложил зёрна, которые проросли и продолжают разрастаться. Он был готов работать с хором везде – регентовал в храмах (был одним из самых известных регентов в Москве в 1920-х), руководил самодеятельными коллективами при заводах и фабриках, преподавал пение в школах и даже привлекался к работе с беспризорниками.

«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре… Я работал на фабрике Морозова, преподавал в музыкальной школе. Горжусь тем, что моими учениками были машинисты, кочегары, ремонтные рабочие железнодорожной станции Москва – Сортировочная. Я никогда не забуду этот хор: перепачканные углём и мазутом люди сразу же после смены приходили на спевки. И как пели. » — вспоминал хормейстер.

Огромную работу Свешников проделал на педагогическом поприще. Он основал и возглавил Московское хоровое училище (ныне – Академия хорового искусства им. В. Попова) и в течение 30 лет был ректором Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

Его ученики – величайшие мастера хорового дела. Среди них – Александр Юрлов, Владимир Минин, руководитель Московского государственного академического камерного хора, известного как Хор Минина, Виктор Попов – создатель Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения, и многие другие.

А. Свешников в Барвихе

В процессе формирования репертуара своего хора Свешников сделал множество обработок русских народных песен. Он находил и собирал крестьянские и городские, фабричные и солдатские, старинные и современные. В их числе – протяжная «Ах ты, степь широкая», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В тёмном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель “Варяга”». «Песня – это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку», – говорил музыкант.

«Вечерний звон», обр. А.Свешникова, исполняет Госхор СССР п/у А. Свешникова

Хор, который сейчас носит имя мастера, был создан в 1936 г., тогда он был назван Государственным хором русской песни (позже – Госхором СССР) «с целью развития и пропаганды хоровой культуры, в особенности русской песни, и с целью создания образцового хорового коллектива». Руководить им начали Н. Данилин и А. Свешников.

Н. Данилин признавался: «Я выбрал лучших певцов в Государственный хор, такого состава больше не будет… Никто сейчас в Союзе лучше нашего хора не споёт ни по звуку, ни по тексту, ни по выразительности». В 1939 г. Н. Данилин был отстранён от работы якобы по состоянию здоровья, и А. Свешников возглавил коллектив, которым руководил следующие сорок лет.

Репертуар хора был широчайшим – от классических образцов русской и европейской хоровой музыки, от народной песни до сочинений молодых советских композиторов, в числе которых были Ю. Шапорин, А. Шнитке, А. Караманов. Хором Свешникова впервые были исполнены «Песнь о лесах» и «Десять хоровых поэм» Д. Шостаковича. По воспоминаниям В. Агафонникова, Свешников открыл Шостаковичу знаменный распев, тема которого легла в основу следующего хорового сочинения композитора – кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет».

Свешников работал регентом, и духовная музыка даже в самые антирелигиозные времена находила место в его программах – пусть и с «хитростями». Так, например, «Тебе поём» из «Литургии» Рахманинова в программе объявлялось как «Тихая мелодия», и исполнялась без слов, как вокализ – с закрытым ртом. ​Одной из вершин творческой деятельности хора стала запись «Всенощного бдения» С. Рахманинова. Е. Светланов признавался: «Когда мне бывает невмоготу, я всегда ставлю пластинку “Всенощной” в исполнении хора под управлением Свешникова. И мне вновь хочется жить и работать, работать и жить».

Сергей Рахманинов. Всенощное бдение. Исполняет Государственный академический русский хор СССР под управлением А. Свешникова

Хормейстер В. Соколов отзывался: «Мне представляется исключительным звучание хора Свешникова. Это только ему присущая манера исполнения, которую отличишь от десятков других хоров и в какой-то мере ощущаешь в исполнительстве его многочисленных учеников, рассеянных по всему Советскому Союзу, прошедших тем или иным путём “школу Свешникова”. … Оговорюсь, что термин “звучание” здесь надо понимать не в узко специальном смысле… Сюда входит и собственно звучание, и динамика, и слово, артистично произнесённое хором, то есть всё то, что принято называть понятным и ясным термином — выразительность. Особая выразительность пения, выразительность исполнения – это, пожалуй, и есть самое характерное для хора Свешникова».

Лауреат Сталинской премии второй степени (1946), народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970) Александр Васильевич Свешников прожил очень долгую жизнь и скончался в 1980 г.

Сейчас его хор с блистательным прошлым и выдающимся настоящим находится, к сожалению, в крайне затруднительной, если не сказать катастрофической ситуации – идёт разговор о том, что коллектив может быть расформирован. 30 декабря 2019 г. главный руководитель хора Свешникова Евгений Волков получил внезапное уведомление об увольнении. На его место был назначен Геннадий Дмитряк, руководитель Капеллы Юрлова. Перед этим в течение полугода кто-то отправлял анонимные письма в различные инстанции и обвинял Волкова в хищениях, растрачивании грантовых денег, «развале» хора и т.д. Многочисленные ходатайства артистов хора в поддержку руководителя не дали никаких результатов. Е. Волков и его единомышленники усматривают в этом спланированную акцию конкретных чиновников с целью слияния Капеллы Юрлова и Хора Свешникова. Было опубликовано письмо Г. Дмитряка министру В. Р. Мединскому, в котором прямым текстом озвучен этот вектор: «… слияние Хора имени А. В. Свешникова с Капеллой России имени А. А. Юрлова оправдано, целесообразно и своевременно – восстановление Госхора будет нерентабельно и невыполнимо ни с финансово-экономической, ни с творческой точек зрения».

Евгений Волков, руководивший хором восемь лет, комментирует ситуацию так: «Происходящее в хоре Свешникова напоминает 37-й и 48-й годы, когда к артистам заходили, открывая дверь ногой. Про “развал хора” я могу говорить сколько угодно и с удовольствием, поскольку делал это методично! В рамках “развала и непрофессионализма” коллектив впервые в истории выступил, приветствуемый стоячими овациями в зале Гаво в Париже и в Barbican Hall в Лондоне. Запомнился концерт в Иерусалиме, на который пришли патриарх Феофил III (сам пришёл! специально мы его не приглашали!) и выдающаяся свешниковская солистка Клара Коркан. Есть даже видео, где она говорит, что у нас всё, как при Свешникове! Наши проекты регулярно показывают по телевидению: например, “Ленинградцы. 900 дней во имя жизни” к юбилею снятия блокады Ленинграда и “Герой нашего времени” к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова. Концерт – совместный юбилей Госхора и Госоркестра на Исторической сцене Большого театра – принял к показу канал Mezzo. Так что да: я “страшно развалил” наш хор!»

&feature=emb_logo

«На сопках Маньчжурии. Поёт хор им. А. Свешникова. Дирижирует Е. Волков

В марте этого года открытом письме к президенту РФ В. Путину Евгений Волков отмечает: «В 1945 году Государственный хор СССР первым из невоенных академических хоров дал торжественный концерт в побеждённом Берлине. В год 75-летия Великой Победы этот коллектив прекратит свою деятельность, просуществовав 83 года»…

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector