Образ бабы яги в русских народных сказках описание

Содержание
  1. Образ Бабы Яги в русских народных сказках
  2. Баба Яга – ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ русская народная
  3. Все про Бабу Ягу
  4. Происхождение термина
  5. Как выглядит Баба Яга
  6. Избушка Бабы Яги
  7. Три образа Бабы-Яги
  8. Научная теория
  9. Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу
  10. Образ Бабы Яги в русских народных сказках
  11. Библиографическое описание:
  12. Похожие статьи
  13. Образ Бабы—Яги: от мифов до народных сказок | Юный ученый
  14. Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»
  15. Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая. »
  16. Особенности передачи мифонимов из русских народных сказок на.
  17. Сценарий праздника «День матери»: музыкально-танцевальная.
  18. Методическая разработка организованной образовательной.
  19. Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»
  20. Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок.
  21. Конспект занятия в средней группе «Приключения. »
  22. Образ бабы яги в русских народных сказках описание

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо

Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

I. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Баба Яга – мифологическое существо

Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.

3. Основные черты образа Бабы Яги

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.

4. Баба Яга в русских народных сказках

Сначала мы провели опрос среди учащихся нашего класса, так как нужно было узнать что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 24 ученика нашего класса. Варианты их ответов мы записали в таблицу 1.

Источник

Баба Яга – ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ русская народная

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Три образа Бабы-Яги

Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.

Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.

И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.

3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».

Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.

Научная теория

У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:

Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.

Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.

Читайте также:  Старинные чувашские народные песни слова

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.

Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.

Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)

Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.

Источник

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Рубрика: Русский язык

Дата публикации: 29.09.2015 2015-09-29

Статья просмотрена: 5137 раз

Библиографическое описание:

Икон, А. И. Образ Бабы Яги в русских народных сказках / А. И. Икон, О. З. Новичкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/178/ (дата обращения: 14.03.2021).

Где живет сказка? Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети.

А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое существо?

Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности. Для этого я прочитала сказки в которых присутствовал персонаж Баба Яга. Составила вопросы и провела анкетирование среди учеников своего класса, чтобы узнать, как другие представляют образ Бабы Яги.

Результаты опроса учащихся представлены в таблице № 1

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Кто такая Баба Яга?

3.Злая сварливая старуха

5.Старушка с метлой

2.Какой вы её представляете?

1.Злой, сердитой, плохой, неуклюжей

1.На болоте, в лесу в избушке

2.По соседству с лешим

4.Чем она занимается?

1.Летает в ступе, крадет детей

2.Варит зелья, колдует, прядет нить

5.Как выглядит костяная нога?

1.Сделана из кости, как у скелета

2.Уродливо, как корявая палка

Общая характеристика Бабы Яги.

Баба Яга- старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она не ходит пешком, а разъезжает на ступе, погоняя её пестом, заметая следы метлой. В православном сознании- воплощение сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Сказка всегда предваряет миф.

Баба Яга (Буря-Яга, Яза)- лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке на курьих ножках. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки и зелья.

Основные черты образа Бабы Яги.

Эта женщина, старуха у неё необычная(чаще всего костяная) нога. Во всех сказках упоминается, в единственном числе. Можно предположить, что Баба Яга одноногая. Её одноногость является основанием, чтобы предположить, что она входит в круг божеств, ведущих свой род от змеи.

Далее я проанализировала прочитанные мною сказки и по результатам составила таблицу № 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания

Внешний вид

Животные служащие

Волшебные вещи

Персонаж сказки

«. стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, вокруг себя поворачивается»

«. морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки, молочные реки.

Отрицательный похищает детей, чтобы съесть.

«Стоит избушка, а дальше тьма кромешная».

Баба Яга-костяная нога, старая, беззубая»

Положительный помогла найти королеву

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом её»

«Во весь дух скачет на железной ступе»

«Стоит избушка на поляне на курьих ножках — вертится»

«Сама черная, а во рту клык торчит».

Кот, серый волк, собака

Золотое яичко, блюдечко, пяльцы, золотая игла

Положительный, все трое помогли найти Марьюшку

«Иван- царевич и Белый Полянин»

«В глубокой пропасти под землей»

Баба Яга золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, т. к билась с богатырями

Сказка о молодиль — ных яблоч-ках и живой воде»

«Избушка на курьей ножке об одном окошке»

Молодиль-ные яблоки,.живая вода

Положительный, дала совет, как найти воду и яблоки.

«Поди, туда — не знаю куда, принеси, то не знаю что»

«Избушка на курьих ножках»

«Седая старуха сидит кудель прядет»

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка

Положительный, помогла Андрею- стрельцу.

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивая

«…зубы — на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, дает совет, как одолеть Кощея

Итак, Баба Яга, предстает перед нами в трех воплощениях:

Яга- богатырь, бьется с богатырями. Яга-похитительница,крадет людей. Яга- дарительница, дарит волшебные вещи.

Из этого я сделала вывод, что

Моё исследование показало, что Баба Яга- вымышленный сказочный персонаж. Ёе прообразом является славянская богиня смерти.

Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Похожие статьи

Образ БабыЯги: от мифов до народных сказок | Юный ученый

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте».

Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»

Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва

Образ бабыяги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги».

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая. »

Ведущий: Все это сказки называют волшебными. А еще сказки бывают про животных.

БабаЯга: Предлагаю позвать Василису Премудрую, она очень мудрая, точно нам что-нибудь посоветует.

В сказке видите намек? Это красненький клубок. 8. Много жителей в избушке

Особенности передачи мифонимов из русских народных сказок на.

Сказка — древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера [6]. Сказки являются важной составляющей национальной культуры.

Сценарий праздника «День матери»: музыкально-танцевальная.

Дорогу тебе покажу. Гуси-лебеди БабыЯги. Братца Ванечку в лес унесли! УЛЬЯНА: Некогда кисель мне пить!

БАБАЯГА: Одинокая старуха, Я живу в лесу глухом. Вот стоит моя избушка. Только гуси под окном. Вот поэтому я такая злая

Методическая разработка организованной образовательной.

Демонстрационный материал: диск с записью голоса Бабы Яги, декорации леса (цветы; тропинка; пеньки; деревья); символы: цвет, форма

Интересно от кого она?» (в коробочке диск подписано от Бабы Яги)» Ребята, коробочка от Бабы Яги. Давайте послушаем послание от нее.

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка.

Воспитатель перечисляет персонажи сказки — дети отгадывают и называют сказку.

Смотрите, вот и избушка Бабы Яги, подойдем к ней и попросим волшебную воду!

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок.

Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов

«БабаЯга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в.

Конспект занятия в средней группе «Приключения. »

Ребята, давайте отправимся к Бабе Яге и принесем Аленушке волшебную воду, вы согласны!? Но для этого нам необходимо отправиться в заколдованный лес. Попасть туда смогут только храбрые и добрые дети, а для того, чтобы узнать, добрые мы или нет, проведем небольшую игру.

Источник

Образ бабы яги в русских народных сказках описание

Теперь кругом прогресс,

Глухих лесов уж больше не осталось.

Из злостного врага

Нам другом стала, перевоспиталась.

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить. Таких героев немного. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба-Яга, потому что ее образ может меняться. Баба-Яга – персонаж загадочный. Чаще всего это отрицательная героиня, лихое существо, которое пугает, но одновременно и притягивает. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось познакомиться с ней поближе.

Актуальность исследования. Тема значима для современного человека, желающего знать основы своей народности. Многие поколения детей вырастут на русских народных сказках, где Баба-Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна и добра. Все чаще ее называют хранительницей домашнего очага и находят в ней положительные черты. В сказках добро всегда побеждает зло, и плохие герои, в том числе и Баба-Яга, становятся хорошими.

Читайте также:  Сколько в россии народных дружин

Русские народные сказки

Образ Бабы-Яги в русских народных сказках.

Цель исследования: проанализировать образ Бабы – Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

– изучить литературные и мифологические материалы о происхождении Бабы-Яги;

– проследить эволюцию образа Бабы-Яги, ее возраста, жилища, средств передвижения;

– определить практическую значимость данного образа.

Гипотеза исследования. Если Баба Яга отрицательный персонаж, то может ли она быть положительной героиней.

– накопление материала, постановка гипотезы;

– анализ полученных результатов исследования.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.

Происхождение и родословная Бабы-Яги

В.И. Даль: «Баба – замужняя женщина из низших сословий»

«Баба – Яга», по В. Далю, «ведьма или выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой силою, злодейка, у которой бывает хвостик».

«Баба» на древнееврейском означает «врата новой жизни». Однокоренное слово «бабай» – домовой, глава рода. Бабой называли женщину только после рождения ребенка.

Бабой называли каменного грубого истукана на древних курганах.

Начнем с имени: Баба – главная женщина во всех культурах.

Яга – огнь-огонь – от «ягать» – кричать, вкладывая в свой крик все силы,

– «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная»,

– в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой (костяная нога). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

В книге «Слово о словах» Успенского проведена такая гипотеза: на Руси детей пугали татарином, говоря малышу, что его унесёт бабай или бабай- ага (вежливое обращение к мужчине – воину) А малыши переделали бабая, а бабай – ага в бабу Ягу(при быстром произношении «бабай – ага» слышится «баба Яга».

Многие ученые настаивают на том, что Баба-Яга божественная сущность, прародительница рода человеческого.

На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребенка. Баба-Яга – Бабка–повитуха. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал.

В книге «Старинные диковинки» из серии книг «Библиотека русской фантастики» в томе, где рассказывается о богатырях есть глава «О происхождении Бабы-Яги» в ней говорится, что был главный чёрт. Он был виликим химиком и варил в котле12 злых жен, надеясь извлечь из них совершенную ессенцию зла, которая бы превзошла самое его свойство. «По физике ведал он, что нет приличнейшей к тому материи, которую он избрал, а по математическим вычислениям нашел он, что каждая злая баба содержит в себе злого спирту противу простого чёрта, как 7 к 22, а противу самого его ровно 11 часть,и для того варил он иих 12. Но как колбы тогда ещё не были изобретены, то восходящие парами частицы спирта ловил он рот. Уже работа подходила к концу, в котле осталось только оставшиеся и бесполезные для дальнейших опытов продукт, как он забывшись, плюнул в котёл; спирт, весь смешавшись с его слуною попал в остатки, и дьявол, сверх ожидания, увидел происшедшую из оного Бабу-Ягу. Он счёл её за совершеннейшее зло и для того посадил в стеклянную банку, намерясь со временем выварить дюжину Баб Ягих, а из оных ещё произвести лучшее зло. Но между тем свесив, сколько в ней было зла, и сравнив с некоторыми светскими госпожами. К досаде увидел, что они без переварки не уступают ей нравом и на золотник. Это его так рассердило, что он с досады банку ударил об пол, банка рассыпалась, а у бабы–Яги отлетели прочь ноги. Увидев после этого, что он освобождает тем свет от изрядного зла, одумался и, поставя ей костяные ноги, вдунул в её знания чародейства, а для выезда её из ада подарил ей вместо коляски одну из своих ступ, на которой она и поныне скачет по свету, приключая оному разные пакости».

Сказку всегда предваряет миф. Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Баба – Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба – Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.

Лесная Яга-колдунья восходит к древнейшим представлениям о Великой Матери мира – хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой. Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить женщина-ведунья.

Вывод: Таким образом, Баба Яга, символизирующая женщину как Великую Мать, богиню – повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых, может служить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги.

Внешний вид Бабы Яги

«Ягайя-Баба не цвела цветочком, не росла молодою молодушкой, она – вечная старушка», пишет про нее собиратель фольклора XIX века М. Макаров. И старушка не из красавиц [приложение, рис. 1-4] [7, С. 59].

Внешне Баба – Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Но есть и другое объяснение «костеногости». В 1970 году К.Д. Лаушнин писал следующее: «Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти…. Она была одноногой… Некоторые сказки прямо называют Бабу-Ягу одноногой – «Ах, ты, Бабушка-Яга, одна ты нога!», – обращается к Яге герой сказки «Иван-Царевич и богатырка Синеглазка». В сказке «Ванюша-дурачок» Баба-Яга является к трем братьям, расположившимся в лесу, и «прыгает вокруг них на одной ноге». Но гораздо чаще встречается в сказках не одноногая, а костеногая Баба-Яга. При дальнейшем развитии образа одна нога приобретала новые фантастические признаки: она становится то деревянной, то золотой, то костяной. Последний признак оказался самым стойким. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба-Яга любит загадывать загадки и разрешать их.

У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы – связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-Яга, видимо, умершая. Костяная нога – умершая так давно, что тело истлело. Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно. К тому же Баба-Яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, – говорит, – русским духом пахнет». Но у нее другое зрение – она видит будущее.

Вывод: внешний вид героини всегда разнообразен, но ее всегда можно соотнести с образом русской женщины.

Живет она в дремучих лесах заповедных. «Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру, красна солнышка до закату» [12, С. 120].

«За тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба Яга» [7, с. 355].

«Баба Яга в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» – это значит, что нет следа, он заметен, и не узнать, где она пролетала.

Здесь нашел отражение древний обычай: когда хоронили покойника, к телеге, везущей гроб, привязывали ветки, чтобы замести след покойника, чтобы не вернулся он в мир живых.

Вывод: Баба Яга не просто ведьма. Она – проводник в потусторонний мир, мир мертвых. Об этом говорит все вышеперечисленное: и непривлекательный внешний вид, и костяная нога, и черепа на заборе, и то, что живет она за огненной рекою, (или у реки Смородины), на границе миров.

Живет она в избушке, да не в простой, а на курьих ножках. Избушка заслуживает того, чтобы рассмотреть ее повнимательнее- страшное это место!

«… забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» [12, С. 7-10].

В других сказках проще и безопаснее: «…стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается» [7, c. 236].

Избушка Бабы Яги всегда повернута к лесу, к миру мертвых. Это символический вход в волшебный, потусторонний мир, поэтому, чтобы попасть туда, герой должен исполнить некий ритуал, сказать волшебные слова: «Повернись ко мне передом, к лесу задом, как мне в тебя войти, так и выйти». «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко нам передом, нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Тогда избушка поворачивается, и можно войти.

Читайте также:  Триггерные точки лечение народными средствами

Почему избушка стоит на куриных ногах? Возможно, в некоторых сказках прообразом Яги стали ведуньи. Эти женщины знали целебные свойства растений, заговоры, умели лечить людей. Знания такого рода передавались по женской линии и хранилось в строгом секрете, поэтому селились ведуньи отдельно, часто в лесу. Чтобы уберечься от опасностей дикого леса и предотвратить гниение дерева избушку ставили на столбы.

Или в сказке подчеркивается таким образом, что жилище Яги не принадлежит к земному миру, а как бы парит между мирами.

Что же говорит Яга, когда добрый молодец входит в избушку?

– Фу-фу, русским духом пахнет!

– Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам в ложку садится, сам в рот катится!

Одни исследователи русского фольклора, как например М. Макаров, собиратель станинных преданий XIX века, считают, что такие присказки уходят корнями в татаро-монгольское иго. Другие, как фольклорист Владимир Пропп, склоняются к тому, что Яга не принадлежит к миру живых, и чувствует именно «живой дух». Мне ближе вторая точка зрения. Ведь в некоторых сказках Яга говорит – «ЧЕЛОВЕЧЬИМ духом пахнет».

Вывод: мы определили, что образ сказочной Бабы Яги связан со славянской мифологией, где ей принадлежала роль лесной старухи, волшебницы, ведьмы.

Функции Бабы Яги в русской сказке

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы – Яги

Мы знаем много сказок, где Баба Яга помогает герою. Таким образом она выступает Ягой-помощницей. Что же наша добрая старушка делает для молодца?

Помогает в переходе.

Прежде всего она помогает ему перейти из нашего мира в потусторонний, из Яви в Навь. Это ее главная задача в данной ипостаси.

Например в сказке «Иван Быкович» богатыри поехали биться с Чудом-юдом, на реку Смородину, на калиновый мост. Река здесь символизирует границу между мирами, мост – переход через эту реку. Баба Яга «пропустила» их через свою избушку к этому месту, предварительно убедившись, что они отправляются на доброе дело. «Ай да Ванюша! За дело хватился!» Считалось, что по калинову мосту может пройти и вернуться обратно только человек с чистыми помыслами, а дурной человек попадает под мост, и навсегда остается в Нави. И – да, она здесь добрая! И в некоторых сказках даже ласковая: «Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать… … Возьми, дитятко, моего коня» [13, С. 126].

Указывает дорогу и дает совет.

Дарит волшебные предметы.

Иногда у Бабы Яги есть старшие сестры, более мудрые. Именно к ним посылает она Ивана-царевича, да еще и дарит коня, чтобы добраться до них, так как живут они так далеко, что простому смертному до них не добраться. Об этом говориться в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» и «Заколдованная королевна».

А младшая дочь в сказке «Перышко Финиста ясна сокола» получает от сестер-старушек (а по сути Бабок-ежек) серебряное донце, золотое веретенце; серебряное блюдо и золотое яичко; золотое пяличко да иголочку. С помощью этих волшебных вещей и советов старушек она находит и получает своего потерянного жениха.

А еще есть сказки, которые, как мне кажется, приоткрывают завесу тайны и показывают нам, откуда берет начало образа доброй Бабы Яги, дарительницы, советчицы и помощницы- в славянской мифологии.

Искал солдат свою жену в сказке «Заколдованая королевна», попал к Бабе Яге, та его направила к своей средней сестре, а та – к старшей. Спрашивает солдат, где искать ему королевну, а старшая Яга отвечает: «…вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Они по всему свету дуют, так должны знать» [2, с. 190].

В сказке «Кощей бессмертный» последняя из трех старух, к которой приехал Иван-царевич, на вопрос, где найти Ненаглядную красу, говорит: «…наутро соберу моих ответчиков, может, кто из них знает». Собрала рыб и гадов морских, зверей лесных и птиц воздушных. Знала ответ только загадочная птица Моголь, она и перенесла Ивана-царевича к невесте.

Баба Яга в этом случае – трансформированный образ Великой богини, Мокоши (или Макоши), единственного женского божества в древнеславянской мифологии. Некоторые исследователи видят здесь символику матриархата. А почему же она настолько некрасива? С приходом Христианства на Русь языческие боги неохотно сдавали свои позиции. Многие постепенно изменились, но не ушли совсем. И Баба Яга в этом случае превратилась в безобразную, но добрую старуху.

Героями этих сказок выступают в основном дети. Они оказываются в избе Бабы Яги, которая собирается посадить их на лопату, изжарить в печке и съесть. Как же попадают дети «в плен» к Яге?

Она или ее помощники похищают детей, оставленных без присмотра на улице. Гуси-лебеди унесли братика, за которым недоглядела сестра, посадила его на травку, а сама убежала играть с подружками. Ивашка плыл один в лодочке, а Баба Яга обманула его и унесла с собой, собираясь съесть.

В сказке «Баба Яга» мачеха посылает к ней падчерицу, которая тоже должна быть съедена…

Почему же именно на лопату и в печь? В старину существовал на Руси такой обряд: хилых, слабых новорожденных детей обмазывали тестом, клали на хлебную лопату и трижды на короткое время помещали в теплую печь, читая ритуальные наговоры. Ведь печь в традициях древних славян имела особое значение, символически соединяя в себе три стихии – воздух, землю и огонь, считалась источником жизненной силы.

Может быть этот обычай нашел отображение в сказке, а может быть более древний обряд посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был символически сгореть и возродиться.

Как бы то ни было, а никто из детей не бывает по-настоящему изжаренным. Ивашка спасся благодаря смекалке (перехитрил дочку Бабы Яги и изжарил ее сам), девочка из сказки «Баба Яга» спаслась благодаря доброму совету и добрым делам (покормила животных и смазала ворота), а гуси-лебеди не нашли брата с сестрой, потому что сестра стала скромнее и перестала быть заносчивой. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» коварная ведьма (Баба Яга) хитростью и обманом выманила Аленушку из дому, утопила ее и чуть было не зарезала козленка.

Баба Яга испытывает героя сказки

И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.

В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.

Вывод: в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.

Образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Какая Баба-Яга в сказках?

1. Сначала я провела опрос среди учеников моего класса. Мне нужно было узнать, что думают другие ученики о Бабе-Яге. Им было предложено ответить на вопросы:

В опросе участвовали 15 учеников класса. Варианты их ответов я оформила в виде диаграммы

Вывод: в ходе опроса мы выяснили, что большинство ребят считают Бабу-Ягу отрицательным персонажем

Далее я самостоятельно анализировала образ Бабы-Яги. Для этого мною было прочитано 6 русских народных сказок и просмотрены художественные фильмы, где говорилось о Бабе-Яге. Во всех этих работах Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но она либо помогает, либо нет.

Результаты своего исследования я записала в таблицу.

Вывод: в девяти произведениях из пятнадцати, мною проанализированных, Баба Яга выступает как положительный персонаж. Значит её нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.

Образ Бабы Яги в искусстве

К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А.С. Пушкин, В.А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

Образу Бабы-яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки – воспоминание о Викторе Гартмане. Этой же героине посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова, соч. 56, 1891–1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба-яга».

У группы На-На есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором Виталием Окороковым на слова Александра Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках. Также есть песня «Баба Яга» в исполнении ВИА «Ариэль» (солист – Валерий Ярушин).

Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-яге. В цикл вошли три шуточных песни: «Баба-яга» (слова Ю. Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Кроме того, третью песню упомянутого цикла исполнял театр музыкальной пародии «Бим-Бом». Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк».

Анализ сказок, фильмов и мультфильмов про Бабу Ягу

Отрицательный персонаж, который приказывает своим гусям воровать детей.

Источник

Правильные рекомендации
Adblock
detector